8-9 класс РП ОБЖ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образования администрации Горноуральского городского
округа
МАОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
"Общественных и
технических
дисциплин"

Заместитель директора
по УР

Директор МАОУ СОШ
№3

________________________ ________________________
Бурова В.М.

________________________

Беломестных Л.П.
приказ 95-Д от 29.08.2023г.

Малева В.П.
протокол №1 от 29.08.2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 28407)

учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 8-9 классов

Черноисточинск 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее
– ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24
декабря 2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы
основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) основного
общего образования (утверждѐн приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учѐтом распределѐнных по
модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету ОБЖ, федеральной рабочей программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры
безопасного поведения; прочное усвоение обучающимися основных
ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ
комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений
и навыков, необходимых для последующей жизни; выработку
практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям
современности; реализацию оптимального баланса межпредметных связей и
их
разумное
взаимодополнение,
способствующее
формированию
практических умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно
представлено
десятью
модулями
(тематическими
линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного
общего образования и преемственность учебного процесса на уровне
среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;

модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного
предмета ОБЖ на уровне основного общего образования Программа
предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы
изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной
жизнедеятельности: «предвидеть опасность по возможности еѐ избегать при
необходимости действовать». Учебный материал систематизирован по
сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые
условия;
улица
и
общественные
места;
природные
условия;
коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по
масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на
территории нашей страны в 80-е годы XX столетия: катастрофа теплохода
«Александр Суворов» в результате столкновения с пролѐтом Ульяновского
моста через Волгу (5 июня 1983 г.), взрыв четвѐртого ядерного реактора на
Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), химическая авария с выбросом
аммиака на производственном объединении «Азот» в г. Ионаве (20 марта
1989 г.), взрыв двух пассажирских поездов под Уфой в результате протечки
трубопровода и выброса сжиженной газово-бензиновой смеси (3 июня 1989
г.). Государство столкнулось с серьѐзными вызовами, в ответ на которые
требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости
скорейшего внедрения в сознание граждан культуры безопасности
жизнедеятельности, формирования у подрастающего поколения модели
индивидуального безопасного поведения, стремления осознанно соблюдать
нормы и правила безопасности в повседневной жизни. В связи с этим
введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности
явилось важным и принципиальным достижением как для отечественного,
так и для мирового образовательного сообщества.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых
глобальных и региональных природных, техногенных, социальных вызовов и
угроз безопасности России (критичные изменения климата, негативные
медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие
условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их
значение не только для самого человека, но также для общества и

государства.
При
этом
центральной
проблемой
безопасности
жизнедеятельности остаѐтся сохранение жизни и здоровья каждого человека.
В данных обстоятельствах колоссальное значение приобретает
качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное
на формирование гражданской идентичности, воспитание личности
безопасного типа, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией
для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность
совершенствования учебно методического обеспечения учебного процесса по
предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в области
безопасности: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
(Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646), Национальные цели
развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474), Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление
Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет ОБЖ является системообразующим,
имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных
областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку
и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование
компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным
изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета
ОБЖ является общая теория безопасности, исходя из которой он должен
обеспечивать формирование целостного видения всего комплекса проблем
безопасности, включая глобальные, что позволит обосновать оптимальную
систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а
также актуализировать для обучающихся построение адекватной модели
индивидуального безопасного поведения в повседневной жизни,
сформировать у них базовый уровень культуры безопасности
жизнедеятельности.
В настоящее время с учѐтом новых вызовов и угроз подходы к
изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в
предметную область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне
основного общего образования. Изучение ОБЖ направлено на обеспечение
формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы,
избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать

сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Такой подход содействует закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья человека,
формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных
качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной
социализации, необходимой для успешной адаптации обучающихся к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению мероприятий профилактического характера в сфере
безопасности.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего
образования является формирование у обучающихся базового уровня
культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
•
способность построения модели индивидуального безопасного
поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа
жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий
различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять
необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения
при их проявлении;
•
сформированность активной жизненной позиции, осознанное
понимание значимости личного безопасного поведения в интересах
безопасности личности, общества и государства;
•
знание и понимание роли государства и общества в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух
лет, в 8–9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ
отводится 68 часов, из них по 34 часа в каждом классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные планируемые результаты
Личностные
результаты
и воспитательной деятельности

достигаются
в
в соответствии

единстве
учебной
с традиционными

российскими социокультурными и духовно­нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности и проявляются в индивидуальных социально
значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе
и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и
безопасного образа жизни и соблюдению правил эко­ логического поведения;
к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к
окружающим людям и к жизни в целом. Личностные результаты,
формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе
1.Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поли­
культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране; формирование чувства гордости за
свою
Родину,
ответственного
отношения
к
выполнению
конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном

самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и
навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны,
осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии
основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, не­
законному распространению наркотических средств, неприя­ тие
любых
форм
экстремизма,
дискриминации,
формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к
другому
человеку,
его
мнению,
развитие
способности
к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно­нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с по­ зиции нравственных и
правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях инди­ видуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа
жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и
нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности и безопасности
других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности
воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного
личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка
на
осмысление опыта,
наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание
причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов
опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время
пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение,
общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение
способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: понимание личностного смысла изучения
учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет­среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние своѐ и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека
7. Трудовое воспитание:

установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять
меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального и
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при
потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей
тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения
опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах
(в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Метапредметные планируемые результаты

Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными
действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
1)
базовые логические действия:
-самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет
и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного
решения в различных ситуациях;
-устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности
жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
-определять
цели
действий
применительно
к
заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной
жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для
реализации рискориентированного поведения; моделировать объекты
(события, явления) в области безопасности личности, общества и
государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретѐнные знания в повседневную
жизнь;
-планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи; развивать
творческое мышление при решении ситуационных задач.
2) базовые исследовательские действия:
-владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности;
- владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том
числе при разработке и защите проектных работ; анализировать содержание
учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно
выбирать оптимальный способ решения задач с учѐтом установленных
(обоснованных) критериев;
-раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;

-критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;
-характеризовать приобретѐнные знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
-использовать знания других предметных областей для решения
учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить
приобретѐнные знания и навыки в повседневную жизнь.
3) работа с информацией:
-владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и
анализа различных видов информации из источников разных типов при
обеспечении условий информационной безопасности личности;
-создавать информационные блоки в различных форматах с учѐтом
характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную
форму их представления; оценивать достоверность, легитимность
информации, еѐ соответствия правовым и морально- этическим нормам;
-владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и
защите от опасностей цифровой среды; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными
действиями
1) общение:
-осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы еѐ организации в повседневную
жизнь;
-распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приѐмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
-аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
2) совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации;
-ставить цели и организовывать совместную деятельность с учѐтом
общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды
(составлять план, распределять роли, принимать правила учебного

взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы,
договариваться о результатах);
-оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям; осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи,
оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять
творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
1) самоорганизация:
-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
-самостоятельно
выявлять
проблемные
вопросы,
выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своѐ решение;
-оценивать приобретѐнный опыт; расширять познания в области
безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счѐт
привлечения научно-практических знаний других предметных областей;
-повышать образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
-оценивать образовательные ситуации;
-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении;
-вносить коррективы в свою деятельность;
-контролировать соответствие результатов целям;
-использовать приѐмы рефлексии для анализа и оценки
образовательной ситуации, выбора оптимального решения.
3) принятие себя и других:
-принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;
-принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
Предметные планируемые результаты
Предметные результаты характеризуются сформированностью у
обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются в способности построения и следования модели
индивидуального безопасного поведения и опыте еѐ применения в
повседневной жизни. Приобретаемый опыт проявляется в понимании
существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися миниму­

ма основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут
использоваться
без
дополнительных
разъяснений,
приобретении
систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности,
общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни,
антиэкстремистского мышле­ ния и антитеррористического поведения,
овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» должны обеспечивать:
1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на
основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций для личности, общества и государства;
2) сформированность социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя,
курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью
окружающих;
3) сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков
личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и
государства;
4) понимание и признание особой роли России в обеспечении
государственной и международной безопасности, обороны страны, в
противодействии
основным
вызовам
современности:
терроризму,
экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
5) сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного
отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
6) знание и понимание роли государства и общества в решении задачи
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том
числе террористического) характера;
7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространѐнных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут
произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия,
дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы); 8) овладение знаниями и умениями
применять меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы рационального
и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
9) освоение основ медицинских знаний и владение умениями
оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке

дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние
дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях,
отравлениях;
10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной)
ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей;
11) освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания;
12) овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые
условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа,
коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего
образования обеспечивается посредством включения в указанную программу
предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности». Организация вправе самостоятельно
определять последовательность модулей для освоения обучающимися
модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предлагается распределение предметных результатов, формируемых в
ходе изучения учебного предмета ОБЖ, сгруппировать по учебным модулям.
Содержание учебного предмета
МОДУЛЬ
№
1
«КУЛЬТУРА
БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в
чѐм их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе
террористического характера);
раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности
предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью
человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности,
общества, государства;
классифицировать источники опасности и факторы опасности
(природные, физические, биологические, химические, психологические,
социальные источники опасности — люди, животные, вирусы и бактерии;
вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения;
раскрывать общие принципы безопасного поведения.

МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
объяснять особенности жизнеобеспечения жилища;
классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные
предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия,
медикаменты);
знать права, обязанности и ответственность граждан в области
пожарной безопасности;
соблюдать
правила
безопасного
поведения,
позволяющие
предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
распознавать ситуации криминального характера;
знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за
ложные сообщения;
безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций
техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения
(водо­ и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые
сети);
безопасно действовать в ситуациях криминального характера;
безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в
том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный,
подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
соблюдать правила дорожного движения, установленные для
пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на
транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы
террористического акта;
безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником
происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном,
воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ
МЕСТАХ»:
характеризовать потенциальные источники опасности в общественных
местах, в том числе техногенного происхождения;
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и
антиобщественного характера (кража, грабѐж, мошенничество, хулиганство,
ксенофобия);
соблюдать правила безопасного поведения в местах массового
пребывания людей (в толпе);

знать правила информирования экстренных служб;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
эвакуироваться из общественных мест и зданий;
безопасно действовать при возникновении пожара и происшествий в
общественных местах;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников;
безопасно
действовать
в
ситуациях
криминогенного
и
антиобщественного характера.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры,
значение экологии для устойчивого развития общества;
помнить и выполнять правила безопасного поведения при
неблагоприятной экологической обстановке; соблюдать правила безопасного
поведения на природе;
объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное
время года;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения
вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения
(ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения,
сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные,
степные);
характеризовать правила само­ и взаимопомощи терпящим бедствие на
воде;
безопасно действовать при автономном существовании в природной
среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи
с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми
грибами и растениями; знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»: раскрывать смысл понятий
здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;
характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни
(физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического
здоровья и психологического благополучия);
сформировать негативное отношение к вредным привычкам
(табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);

приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных
заболеваний;
безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций биологосоциального происхождения (эпидемии, пандемии);
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время
чрезвычайных ситуаций биологосоциального характера; оказывать первую
помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
приводить примеры межличностного и группового конфликта;
характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных
ситуаций; характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе
насилие, буллинг (травля);
приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в
экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в
субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и
суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;
соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том
числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные
намерения);
соблюдать правила безопасного и комфортного существования со
знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе,
коллективе кружка/секции/спортивной
команды, группе друзей;
распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в
практике современных молодѐжных увлечений;
безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при
возможных манипуляциях.
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»:
приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании
Интернета, предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе
вовлечение в экстремистские, террористические и иные деструктивные
интернет­сообщества);
владеть принципами безопасного использования Интернета,
электронных изделий бытового назначения (игровые приставки, мобильные
телефоны сотовой связи и др );
предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;

характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при
использовании Интернета (например: мошенничество, игромания,
деструктивные сообщества в социальных сетях).
МОДУЛЬ
№
9
«ОСНОВЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»:
объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины
и последствия;
сформировать негативное отношение к экстремистской и
террористической деятельности;
объяснять организационные основы системы противодействия
терроризму и экстремизму в Российской Федерации; распознавать ситуации
угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
безопасно действовать при обнаружении в общественных местах
бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
безопасно действовать в условиях совершения террористического акта,
в том числе при захвате и освобождении заложников.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ
И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:
характеризовать роль человека, общества и государства при
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской
Федерации;
объяснять роль государственных служб Российской Федерации по
защите населения при возникновении и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской
Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время
чрезвычайных ситуаций различного характера;
объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях
чрезвычайных ситуаций;
помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской
Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени; владеть правилами безопасного поведения и
безопасно действовать в различных ситуациях; владеть способами
антикоррупционного поведения с учѐтом возрастных обязанностей;
информировать население и соответствующие органы о возникновении
опасных ситуаций.

Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Тема

Ко
л- Электронные
во цифровые
ч образовательные
ас ресурсы
ов
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» (1 ч)
1 Цель и основные понятия предмета ОБЖ.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
419506
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» (3 ч)
2 Основные опасности в быту.
1 Библиотека ЦОК
Предупреждение бытовых отравлений.
https://m.edsoo.ru/7f4

3

Предупреждение бытовых травм.

4 Безопасная эксплуатация бытовых приборов
и мест общего пользования.

1

1

19506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» (5 ч)
5 Правила дорожного движения.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
6 Безопасность пешехода.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
7 Безопасность пассажира.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
8 Безопасность водителя.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
9 Безопасные действия при
1 Библиотека ЦОК
дорожно­транспортных происшествиях.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» (3 ч)
10 Основные опасности в общественных местах.

1

Библиотека ЦОК

11 Безопасные действия при возникновении
массовых беспорядков.

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

12 Пожарная безопасность в общественных
местах.

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4

19506
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» (5ч)
13 Правила безопасного поведения на природе.

1

Библиотека ЦОК

14 Безопасные действия при автономном
существовании в природной среде

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

15 Пожарная безопасность в природной среде.

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

16 Безопасное поведение в горах.
17 Безопасное поведение на водоѐмах.

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
МОДУЛЬ № 6 ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ.ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ (5 ч)
18 Общие представления о здоровье.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
19 Предупреждение и защита от инфекционных
1 Библиотека ЦОК
заболеваний.
https://m.edsoo.ru/7f4

20 Механизм распространения инфекционных
заболеваний, меры их профилактики и
защиты от них.

1

19506
Библиотека ЦОК

21 Порядок действий при возникновении
чрезвычайных ситуаций биолого­социального
происхождения (эпидемия, пандемия).
22 Мероприятия, проводимые государством по

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

обеспечению безопасности населения при
угрозе и во время чрезвычайных ситуаций

https://m.edsoo.ru/7f4
19506

биолого­социального происхождения.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» (3 ч)
23 Общение — основа социального
1 Библиотека ЦОК
взаимодействия.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
24 Безопасные способы избегания и разрешения 1 Библиотека ЦОК
конфликтных ситуаций.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
25 Правила поведения для снижения риска
1 Библиотека ЦОК
конфликта и порядок действий при его
https://m.edsoo.ru/7f4
опасных проявлениях.
19506
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ» (3 ч)

26 Общие принципы безопасности в цифровой
среде.

1

Библиотека ЦОК

27 Опасные программы и явления цифровой
среды.

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

28 Правила кибергигиены, необходимые для
предупреждения возникновения сложных и

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

опасных ситуаций в цифровой среде.

https://m.edsoo.ru/7f4
19506

МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ» (3 ч)
29 Общественно­ государственная система
1 Библиотека ЦОК
противодействия экстремизму и терроризму.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
30 Цели и формы проявления террористических 1 Библиотека ЦОК
актов, их последствия, уровни
https://m.edsoo.ru/7f4
террористической опасности.
19506
31 Основы общественно­государственной
1 Библиотека ЦОК
системы противодействия экстремизму и
https://m.edsoo.ru/7f4
терроризму, контртеррористическая операция
19506
и еѐ цели.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» (3 ч)

32 Классификация чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.

1

Библиотека ЦОК

33 Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), еѐ задачи, структура,
режимы функционирования.
34 Права, обязанности и роль граждан
Российской Федерации в области защиты
населения от чрезвычайных ситуаций.

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

Итого: 34 ч.

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

9 класс

№
п/п

Тема

Ко
л- Электронные
во цифровые
ч образовательные
ресурсы
ас
ов
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» (1 ч)
1 Правила поведения в опасных и
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
чрезвычайных ситуациях.
419506
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» (4 ч)
2 Пожарная безопасность в быту.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
3 Правила вызова экстренных служб и порядок 1 Библиотека ЦОК
взаимодействия с ними, ответственность за
https://m.edsoo.ru/7f4
ложные сообщения.
19506
4 Предупреждение ситуаций криминального
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
характера.
19506
5 Безопасные действия при авариях на
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4

коммунальных системах жизнеобеспечения.

19506

МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» (4 ч)
6

Безопасные действия при
дорожно­транспортных происшествиях.

7 Безопасность пассажиров на различных видах
транспорта.
8 Обязанности и порядок действий пассажиров
при различных происшествиях на от дельных
видах транспорта, в том числе вызванных
террористическим актом.
9 Первая помощь при чрезвычайных ситуациях
на транспорте.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» (3 ч)
10 Опасности криминогенного и
антиобщественного характера в
общественных местах, порядок действий при
их возникновении.
11 Порядок действий при обнаружении
бесхозных (потенциально опасных) вещей и
предметов, а также в условиях совершения
террористического акта, в том числе при

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

захвате и освобождении заложников.
12 Порядок действий при взаимодействии с
правоохранительными органами.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» (6ч)

13 Ураганы, бури, смерчи, их характеристики и
опасности. Порядок действий при ураганах,
бурях и смерчах.
14 Грозы, их характеристики и опасности.
Порядок действий при попадании в грозу.
15 Землетрясения и извержения вулканов, их
характеристики и опасности. Порядок
действий при землетрясении, в том числе при
попадании под завал.
16 Порядок действий при нахождении в зоне
извержения вулкана.
17 Смысл понятий «экология» и «экологическая
культура». Значение экологии для
устойчивого развития общества.
18 Правила безопасного поведения
при неблагоприятной экологической
обстановке.

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

МОДУЛЬ № 6 ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ (5 ч)
19 Предупреждение и защита
1 Библиотека ЦОК
от неинфекционных заболеваний.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
20 Меры профилактики неинфекционных
1 Библиотека ЦОК
заболеваний и защиты от них.
https://m.edsoo.ru/7f4
Диспансеризация и еѐ задачи.
19506
21 Психическое здоровье и психологическое
1 Библиотека ЦОК
благополучие.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
22 Стресс и его влияние на человека, меры
1 Библиотека ЦОК
профилактики стресса, способы
https://m.edsoo.ru/7f4
самоконтроля и саморегуляции
19506
эмоциональных состояний.
23 Первая помощь и самопомощь при
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
неотложных состояниях.
19506
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» (4 ч)
24 Манипуляция и способы противостоять ей.

25 Приѐмы распознавания противозаконных
проявлений манипуляции.

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

26 Безопасное поведение и современные
увлечения молодѐжи.

1

Библиотека ЦОК

27 Правила безопасной коммуникации
с незнакомыми людьми.

1

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ» (2 ч)
28 Безопасные правила цифрового поведения.
1 Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
29 Деструктивные течения в Интернете и защита 1 Библиотека ЦОК
от них.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ» (4 ч)
30 Признаки вовлечения в террористическую
1 Библиотека ЦОК
деятельность, правила
https://m.edsoo.ru/7f4
антитеррористического поведения.
19506
31 Признаки угроз и подготовки различных
1 Библиотека ЦОК
форм терактов, порядок действий при их
https://m.edsoo.ru/7f4
обнаружении.
19506
32 Правила безопасного поведения в условиях
1 Библиотека ЦОК
совершения теракта.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506

33 Порядок действий при совершении теракта.

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f4
19506
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» (1 ч)
34 Мероприятия по предупреждению и
1 Библиотека ЦОК
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
https://m.edsoo.ru/7f4
19506
Итого: 34 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учебник для
общеобразовательной организаций / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников;
под ред. А.Т Смирнова. – 8-е изд., переработанное - М.: Просвещение,
2021. – 255 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб. пособие для
общеобразовательной организаций / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников;
под ред. А.Т Смирнова. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2020. – 255 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт РЭШ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b590


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».