МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования администрации Горноуральского городского округа МАОУ СОШ № 3 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Зам.директора по УР Директор ОУ ________________________ ________________________ ________________________ Малева В.П. Протокол №1 от «28» августа 2023 г. Бурова В.М. Беломестных Л.П. Приказ №95 - Д от «29» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 57965) учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 10-11 классов Черноисточинск 2023 год Пояснительная записка Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением коллегии Министерства просвещения России, протокол от 24.12.2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (утверждѐн Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. №732) с учѐтом преемственности с уровнем основного общего образования, федеральной рабочей программы воспитания. Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на территории нашей страны в 80-е годы XX столетия. Среди них катастрофа теплохода «Александр Суворов» (05.06.1983 г.), взрыв четвѐртого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26.04.1986 г.), химическая авария на производственном объединении «Азот» (20.03.1989 г.). Одна из главных причин этих трагедий была связана с человеческим фактором: несоблюдением элементарных требований безопасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности, отсутствием понимания логики последовательного нарастания факторов опасности, пренебрежением основами культуры безопасности жизнедеятельности. Государство столкнулось с серьѐзными вызовами, на которые требовался быстрый и адекватный ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения в сознание граждан личной ответственности за соблюдение норм и правил безопасности в повседневной жизни, формирования у подрастающего поколения модели индивидуального и группового безопасного поведения. В связи с этим включение в образовательные программы учебного предмета ОБЖ (с 1991 г.) явилось важным и принципиальным условием достижения приемлемого уровня безопасности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В современных условиях с обострением существующих и появлением новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России (резкий рост военной напряжѐнности на приграничных территориях; продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма; существенное ухудшение медикобиологических условий жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и др.) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого человека, но также для общества и государства. При этом центральной проблемой безопасности жизнедеятельности остаѐтся сохранение жизни и здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян, направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни. Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету ОБЖ определяется системообразующими документами в области безопасности: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474), Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642). Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний, выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений, формирование компетенций в области безопасности, поддержанных согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни. В настоящее время с учѐтом новых вызовов и угроз подходы к изучению учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования. Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства. Цель изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования является достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего образования отводится 68 часов в 10–11 классах. ( по 34 часа в каждом классе). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные планируемые результаты Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в целом. Гражданское воспитание: -сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни; -уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и ответственности в области защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности; - сформированность базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность к взаимодействию с обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения; - готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства. Патриотическое воспитание: - сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружѐнные силы Российской Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России, российской армии и флота; -ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружѐнных Сил Российской Федерации, достижениям России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей; - сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждѐнность и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. Духовно-нравственное воспитание: -осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; - сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других людей, общества и государства; -способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий; -ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтерства и добровольчества. Эстетическое воспитание: -эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности жизнедеятельности; -понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасного поведения в повседневной жизни. Физическое воспитание: -осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; -знание приѐмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае необходимости; -потребность в регулярном ведении здорового образа жизни; -осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: -готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; -готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе трудовой деятельности; -интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность; -готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Экологическое воспитание: -сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности личности, общества и государства; -планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; -умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; -расширение представлений о деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: -сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития общей теории безопасности, современных представлений о безопасности в технических, естественно-научных, общественных, гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры безопасности жизнедеятельности; -понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства; -способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать, безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях). Метапредметные планируемые результаты Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными действиями. Овладение универсальными познавательными действиями 1) базовые логические действия: -самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях; -устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия; -определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учѐтом самостоятельно выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных последствий для реализации рискориентированного поведения; моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния для решения познавательных задач, переносить приобретѐнные знания в повседневную жизнь; -планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении ситуационных задач. 2) базовые исследовательские действия: -владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в области безопасности жизнедеятельности; - владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ; анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учѐтом установленных (обоснованных) критериев; -раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; -критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; -характеризовать приобретѐнные знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; -использовать знания других предметных областей для решения учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить приобретѐнные знания и навыки в повседневную жизнь. 3) работа с информацией: -владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности личности; -создавать информационные блоки в различных форматах с учѐтом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; оценивать достоверность, легитимность информации, еѐ соответствия правовым и морально- этическим нормам; -владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены. Овладение универсальными коммуникативными действиями 1) общение: -осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы еѐ организации в повседневную жизнь; -распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения; владеть приѐмами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций; -аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. 2) совместная деятельность: -понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации; -ставить цели и организовывать совместную деятельность с учѐтом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах); -оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу. Овладение универсальными регулятивными действиями 1) самоорганизация: -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; -самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных условиях; делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать ответственность за своѐ решение; -оценивать приобретѐнный опыт; расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе личных предпочтений и за счѐт привлечения научно-практических знаний других предметных областей; -повышать образовательный и культурный уровень. 2) самоконтроль: -оценивать образовательные ситуации; -предвидеть трудности, которые могут возникнуть при их разрешении; -вносить коррективы в свою деятельность; -контролировать соответствие результатов целям; -использовать приѐмы рефлексии для анализа и оценки образовательной ситуации, выбора оптимального решения. 3) принятие себя и других: -принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности контроля всего вокруг; -принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую. Предметные планируемые результаты Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны обеспечивать: -сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении; -сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); -владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; -сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; -знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте; -знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике; -знание порядка действий при чрезвычайных ситуациях природного характера; -сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе, разумного природопользования; владение основами медицинских знаний: - владение приѐмами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; -сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; -знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера; знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им; знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности; сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание роли государства в противодействии терроризму; умение различать приѐмы вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при совершении террористического акта, при проведении контртеррористической операции; сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера, роли вооружѐнных сил в обеспечении мира; знание основ обороны государства и военной службы, прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны; знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области; знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности. 2. Содержание учебного предмета МОДУЛЬ № 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе. Корпоративный, индивидуальный, групповой уровень культуры безопасности. Общественно- государственный уровень культуры безопасности жизнедеятельности. Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения в стране. Общие правила безопасности жизнедеятельности. Опасности вовлечения молодѐжи в противозаконную и антиобщественную деятельность. Ответственность за нарушения общественного порядка. Меры противодействия вовлечению в несанкционированные публичные мероприятия. Явные и скрытые опасности современных развлечений молодѐжи. Развлечения, носящие заведомо антиобщественный характер (зацепинг, руфинг, диггерство и их опасности). Административная ответственность за занятия зацепингом и руфингом. Ответственность за диггерство. Развлечения, представляющие потенциальную опасность как жизни и здоровью людей, так и обществу (паркур, селфи, флешмоб). Основные меры безопасности для паркура и селфи. Ответственность за участие в флешмобе. Как не стать жертвой информационной войны. Безопасность на транспорте. Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания). Обязанности участников дорожного движения. Правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров, водителей. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, такси, маршрутном такси. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте. Безопасное поведение на различных видах транспорта. Электросамокат. Питбайк. Моноколесо. Сегвей. Гироскутер. Основные меры безопасности при езде на средствах индивидуальной мобильности. Административная и уголовная отвественность за нарушение правил при вождении. Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения. Дорожная разметка и еѐ виды (горизонтальная и вертикальная). Правила дорожного движения, установленные для водителей велосипедов, мотоциклов и мопедов. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и мер оказания первой помощи. Правила безопасного поведения на воздушном транспорте, на железнодорожном и водном транспорте. Как действовать при аварийных ситуациях на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Источники опасности в быту. Причины пожаров в жилых помещениях. Правила поведения и действия при пожаре. Электробезопасность в повседневной жизни. Меры предосторожности для исключения поражения электрическим током. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Средства бытовой химии. Правила обращения с ними и хранения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Порядок вызова аварийных служб и взаимодействия с ними. Информационная и финансовая безопасность. Информационная безопасность Российской Федерации. Угроза информационной безопасности. Информационная безопасность детей. Правила информационной безопасности в социальных сетях. Адреса электронной почты. Никнейм. Гражданская, административная и уголовная ответственность в информационной сфере. Основные правила финансовой безопасности в информационной сфере. Финансовая безопасность в сфере наличных денег, банковских карт. Уголовная ответственность за мошенничество. Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете. Безопасность в общественных местах. Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Правила безопасного поведения при проявлении агрессии, при угрозе возникновения пожара. Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий в случаях, когда потерялся человек. Безопасность в социуме. Конфликтные ситуации. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Опасные проявления конфликтов. Способы противодействия буллингу и проявлению насилия. МОДУЛЬ № 2. «ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА» Правовые основы подготовки граждан к военной службе. Стратегические национальные приоритеты. Цели обороны. Предназначение Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Войска, воинские формирования, службы, которые привлекаются к обороне страны. Составляющие воинской обязанности в мирное и военное время. Организация воинского учѐта. Подготовка граждан к военной службе. Заключение комиссии по результатам медицинского освидетельствования о годности гражданина к военной службе. Допризывная подготовка. Подготовка по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования. Подготовка граждан по военно-учѐтным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в различных объединениях и организациях. Составные части добровольной подготовки граждан к военной службе. Военно-прикладные виды спорта. Спортивная подготовка граждан. Вооружѐнные Силы Российской Федерации — гарант обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. История создания российской армии. Победа в Великой Отечественной войне (1941—1945). Вооружѐнные Силы Советского Союза в 1946— 1991 гг. Вооружѐнные Силы Российской Федерации (созданы в 1992 г.). Дни воинской славы (победные дни) России. Памятные даты России. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации. Угроза национальной безопасности. Повышение угрозы использования военной силы. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Стратегические цели обороны. Достижение целей обороны. Военная доктрина Российской Федерации. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Гибридная война и способы противодействия ей. Структура Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Воинские должности и звания в Вооружѐнных Силах Российской Федерации. Воинские звания военнослужащих. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Современное состояние Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Совершенствование системы военного образования. Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ». Модернизация вооружения, военной и специальной техники в Вооружѐнных Силах Российской Федерации. Требования к кандидатам на прохождение военной службы в научной роте. МОДУЛЬ № 3. ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Выбор воинской профессии. Индивидуальные качества, которыми должны обладать претенденты на командные должности, военные связисты, водители, военнослужащие, находящиеся на должностях специального назначения. Организация подготовки офицерских кадров для Вооружѐнных Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России. Воинские символы и традиции Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Ордена Российской Федерации — знаки отличия, почѐтные государственные награды за особые заслуги. Традиции, ритуалы Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Воинский долг. Дружба и войсковое товарищество. Порядок вручения Боевого знамени воинской части и приведения к Военной присяге (принесения обязательства). Ритуал подъѐма и спуска Государственного флага Российской Федерации. Вручение воинской части государственной награды. Призыв граждан на военную службу. Воинская обязанность граждан Российской Федерации в мирное время, в период мобилизации, военного положения и в военное время. Граждане, подлежащие (не подлежащие) призыву на военную службу, освобождение от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва граждан на военную службу. Сроки призыва граждан на военную службу. Поступление на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. МОДУЛЬ № 4. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Основы населения законодательства от опасных и Российской чрезвычайных Федерации ситуаций. по организации Стратегия защиты национальной безопасности Российской Федерации (2021). Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций (на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и других). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и основные задачи РСЧС. Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Структура, основные задачи, деятельность МЧС России. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Цель и задачи ОКСИОН. Режимы функционирования ОКСИОН. Гражданская оборона и еѐ основные задачи на современном этапе. Подготовка населения в области гражданской обороны. Подготовка обучаемых гражданской обороне в общеобразовательных организациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Составные части системы оповещения населения. Действия по сигналам гражданской обороны. Правила поведения населения в зонах химического и радиационного загрязнения. Оказание первой помощи при поражении аварийно-химически опасными веществами. Правила поведения при угрозе чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий. Эвакуация гражданского населения и еѐ виды. Упреждающая и заблаговременная эвакуация. Общая и частичная эвакуация. Средства индивидуальной защиты населения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и средства индивидуальной защиты кожи. Использование медицинских средств индивидуальной защиты. Инженерная защита населения и неотложные работы в зоне поражения. Защитные сооружения гражданской обороны. Размещение населения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные работы и другие неотложные работы в зоне поражения. Задачи аварийно-спасательных и неотложных работ. Приѐмы и способы выполнения спасательных работ. Соблюдение мер безопасности при работах. МОДУЛЬ № 5. «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Источники опасности в природной среде. Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоѐмах. Ориентирование на местности. Современные средства навигации (компас, GPS). Безопасность в автономных условиях. Чрезвычайные ситуации природного характера (геологические, гидрологические, метеорологические, природные пожары). Возможности прогнозирования и предупреждения. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Нормы предельно допустимой концентрации вредных веществ. Правила использования питьевой воды. Качество продуктов питания. Правила хранения и употребления продуктов питания. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Средства защиты и предупреждения от экологических опасностей. Бытовые приборы контроля воздуха. TDS-метры (солемеры). Шумомеры. Люксметры. Бытовые дозиметры (радиометры). Бытовые нитратомеры. Основные виды экологических знаков. Знаки, свидетельствующие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды. Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки. МОДУЛЬ № 6. «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ» Разновидности экстремистской деятельности. Внешние и внутренние экстремистские угрозы. Деструктивные молодѐжные субкультуры и экстремистские объединения. Терроризм террористической — крайняя деятельности. форма экстремизма. Праворадикальные Разновидности группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Правила безопасности, которые следует соблюдать, чтобы не попасть в сферу влияния неформальной группировки. Ответственность граждан за участие в экстремистской и террористической деятельности. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотренные за участие в экстремистской и террористической деятельности. Противодействие экстремизму и терроризму на государственном уровне. Национальный антитеррористический комитет (НАК) и его предназначение. Основные задачи НАК. Федеральный оперативный штаб. Уровни террористической опасности. Принятие решения об установлении уровня террористической опасности. Меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства, которые принимаются в соответствии с установленным уровнем террористической опасности. Особенности проведения контртеррористических операций. Обязанности руководителя контртеррористической операции. Группировка сил и средств для проведения контртеррористической операции. Экстремизм и терроризм на современном этапе. Внутренние и внешние экстремистские угрозы. Наиболее опасные проявления экстремизма. Виды современной террористической деятельности. Терроризм, который опирается на религиозные мотивы. Терроризм на криминальной основе. Терроризм на национальной основе. Технологический терроризм. Кибертерроризм. Борьба с угрозой экстремистской и террористической опасности. Способы противодействия вовлечению в экстремистскую антитеррористического и террористическую поведения. деятельность. Праворадикальные Формирование группировки нацистской направленности и леворадикальные сообщества. Как не стать участником или жертвой молодѐжных право и леворадикальных сообществ. Радикальный ислам — опасное экстремистское течение. Как избежать вербовки в экстремистскую организацию. Меры личной безопасности при вооружѐнном нападении на образовательную организацию. Действия при угрозе совершения террористического акта. Обнаружение подозрительного предмета, в котором может быть замаскировано взрывное устройство. Безопасное поведение в толпе. Безопасное поведение при захвате в заложники. МОДУЛЬ № 7. «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» Здоровый образ жизни как средство обеспечения благополучия личности. Государственная правовая база для обеспечения безопасности населения и формирования у него культуры безопасности, составляющей которой является ведение здорового образа жизни. Систематические занятия физической культурой и спортом. Выполнение нормативов ГТО. Основные составляющие здорового образа жизни. Главная цель здорового образа жизни — сохранение здоровья. Рациональное питание. Вредные привычки. Главное правило здорового образа жизни. Преимущества здорового образа жизни. Способы сохранения психического здоровья. Репродуктивное здоровье. Факторы, оказывающие негативное влияние на репродуктивную функцию. Влияние уровня репродуктивного здоровья каждого человека и общества в целом на демографическую ситуацию страны. Наркотизм — одна из главных угроз общественному здоровью. Правовые основы государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Наказания за действия, связанные с наркотическими и психотропными веществами, предусмотренные в Уголовном кодексе Российской Федерации. Профилактика наркомании. Психоактивные вещества (ПАВ). Формирование индивидуального негативного отношения к наркотикам. Комплексы профилактики психоактивных веществ (ПАВ). Первичная профилактика злоупотребления ПАВ. Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ. Третичная профилактика злоупотребления ПАВ. МОДУЛЬ № 8. «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ» Освоение основ медицинских знаний. Основы законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среда обитания человека. Санитарно-эпидемиологическая обстановка. Карантин. Виды неинфекционных заболеваний. Как избежать возникновения и прогрессирования неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний. Виды инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных болезней. Вакцинация. Биологическая безопасность. Биолого- социальные чрезвычайные ситуации. Источник биолого-социальной чрезвычайной ситуации. Безопасность при возникновении биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Способы личной защиты в случае сообщения об эпидемии. Пандемия новой коронавирусной инфекции СOVID-19. Правила профилактики коронавируса. Первая помощь и правила еѐ оказания. Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой медицинской помощи. Правила вызова скорой медицинской помощи. Уголовная ответственность за оставление пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии, без возможности получения помощи. Оказание первой помощи пострадавшему до передачи его в руки специалистам из бригады скорой медицинской помощи. Реанимационные мероприятия. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности. Острая сердечная недостаточность (ОСН). Неотложные мероприятия при ОСН. Первая помощь при травмах и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Виды ран. Кровотечения наружные и внутренние. Правила оказания помощи при различных видах кровотечений. Первая помощь при острой боли в животе, эпилепсии, ожогах. Первая помощь при пищевых отравлениях и отравлениях угарным газом, бытовой химией, удобрениями, средствами для уничтожения грызунов и насекомых, лекарственными препаратами и алкоголем, кислотами и щелочами. Первая помощь при утоплении и коме. Первая помощь при отравлении психоактивными веществами. Общие признаки отравления психоактивными веществами. Составы аптечек для оказания первой помощи в различных условиях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших. МОДУЛЬ № 9. «ЭЛЕМЕНТЫ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ» Строевая подготовка и воинское приветствие. Строи и управление ими. Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Оружие пехотинца и правила обращения с ним. Автомат Калашникова (АК-74). Основы и правила стрельбы. Устройство и принцип действия ручных гранат. Ручная осколочная граната Ф-1 (оборонительная). Ручная осколочная граната РГД-5. Действия в современном общевойсковом бою. Состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП. Инженерное оборудование позиции солдата. Одиночный окоп. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Средства индивидуальной защиты и оказание первой помощи в бою. Фильтрующий противогаз. Респиратор. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Первая помощь в бою. Различные способы переноски и оттаскивания раненых с поля боя. Сооружения для защиты личного состава. Открытая щель. Перекрытая щель. Блиндаж. Укрытия для боевой техники. Убежища для личного состава. Тематическое планирование 10 класс № п/п Тема Колво часов Электронные цифровые образовательны е ресурсы Модуль «Основы комплексной безопасности» (5 ч) 1 Формирование культуры безопасности 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/ 7f419506 Библиотека ЦОК жизнедеятельности населения. 2 Личностный фактор в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Опасности вовлечения молодѐжи и подростков в незаконные протестные акции. Явные и скрытые опасности современных развлечений молодѐжи. 4 Как не стать участником информационной войны. 3 5 Транспортная безопасность. Правила 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 безопасности для участников дорожного движения. Знакомятся с основами транспортной безопасности. Усваивают правила движения в различных условиях (движение по обочине; движение в тѐмное время суток). Правила дорожного движения, установленные для пешехода и пассажира. Модуль «Основы обороны государства» (4 ч) 6 Законодательство Российской Федерации об обороне государства. 7 Законодательство Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 8 Организация воинского учѐта. 9 Допризывная подготовка. 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (6 ч) 10 Есть такая профессия — Родину защищать. 11 Подготовка граждан по военно-учѐтным специальностям. 12 Организация подготовки офицерских кадров для Вооружѐнных Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России. 13 Воинские символы и традиции Вооружѐнных Сил Российской Федерации. 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 1 Библиотека ЦОК 14 Традиции Вооружѐнных Сил Российской Федерации. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 15 Ритуалы Вооружѐнных Сил Российской Федерации. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» (2 ч) Библиотека ЦОК 16 Основы законодательства Российской 1 Федерации и основные направления по https://m.edsoo.ru/7 организации защиты населения от опасных f419506 и чрезвычайных ситуаций. Библиотека ЦОК 17 Права, обязанности и ответственность 1 гражданина в области организации защиты https://m.edsoo.ru/7 населения от опасных и чрезвычайных f419506 ситуаций. Модуль «Безопасность в природной среде и экологическая безопасность» (4 ч) 1 Библиотека ЦОК 19 Чрезвычайные ситуации природного характера. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 20 Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 21 Средства защиты и предупреждения от экологических опасностей. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 18 Источники опасности в природной среде. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (4 ч) Библиотека ЦОК 22 Сущность явлений экстремизма 1 https://m.edsoo.ru/7 и терроризма. f419506 Библиотека ЦОК 23 Противодействие экстремизму и терроризму 1 и ответственность граждан в этой области. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 24 Общегосударственное противодействие 1 экстремизму и терроризму. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 25 Деятельность государства при реальной 1 угрозе террористической опасности. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Основы здорового образа жизни» (2 ч) Библиотека ЦОК 26 Основы законодательства Российской 1 Федерации в области формирования https://m.edsoo.ru/7 здорового образа жизни. f419506 Библиотека ЦОК 27 Преимущества здорового образа жизни. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3 ч) Библиотека ЦОК 28 Обеспечение санитарно1 эпидемиологического благополучия https://m.edsoo.ru/7 f419506 населения. 29 Неинфекционные и инфекционные заболевания и их профилактика. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 30 Безопасность при возникновении биологосоциальных чрезвычайных ситуаций. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Элементы начальной военной подготовки» (4 ч) Библиотека ЦОК 31 Строевая подготовка и воинское 1 приветствие. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 32 Оружие пехотинца и правила обращения 1 с ним. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 33 Действия в современном общевойсковом 1 бою. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 34 Средства индивидуальной защиты и 1 оказание первой помощи в бою. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Итого: 34 ч. 11 класс № п/п Тема Колво часов Электронные цифровые образовательны е ресурсы Модуль «Основы комплексной безопасности» (11 ч) 1 Безопасность при использовании 1 современных средств индивидуального https://m.edsoo.ru/ 7f419506 передвижения. 2 Предназначение дорожных знаков и сигнальной разметки. 3 Правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Библиотека ЦОК 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 4 Чтобы не было пожаров. 1 Библиотека ЦОК 7 Основные правила информационной безопасности. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 8 Основные правила финансовой безопасности. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 9 Защита прав потребителя, в том числе при совершении покупок в Интернете. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 10 Правила безопасного поведения в общественных местах. Порядок действий 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 5 Средства бытовой химии. Правила 1 обращения с ними и хранение. 6 Аварии на коммунальных системах 1 жизнеобеспечения. https://m.edsoo.ru/7 f419506 при попадании в опасную ситуацию. 11 Стадии развития конфликтных ситуаций. Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» (4 ч) Библиотека ЦОК 12 Составляющие государственной системы по 1 защите населения от опасных https://m.edsoo.ru/7 и чрезвычайных ситуаций. f419506 Библиотека ЦОК 13 Прогнозирование и мониторинг 1 чрезвычайных ситуаций. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 14 Гражданская оборона и еѐ основные задачи 1 https://m.edsoo.ru/7 на современном этапе. f419506 Библиотека ЦОК 15 Инженерная защита населения 1 https://m.edsoo.ru/7 и неотложные работы в зоне поражения. f419506 Модуль «Основы противодействия экстремизму и терроризму» (4 ч) Библиотека ЦОК 16 Нормативно-правовые документы, 1 регулирующие борьбу с терроризмом и https://m.edsoo.ru/7 экстремизмом в Российской Федерации. f419506 Библиотека ЦОК 17 Особенности и виды экстремистской 1 и террористической деятельности. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 18 Способы противодействия вовлечению 1 в экстремистскую и террористическую https://m.edsoo.ru/7 деятельность. f419506 Библиотека ЦОК 19 Рекомендации по безопасному поведению 1 при угрозе и в случае проведения https://m.edsoo.ru/7 террористического акта. f419506 Модуль «Основы здорового образа жизни» (2 ч). Библиотека ЦОК 20 Основы законодательства Российской 1 Федерации в сфере борьбы с наркотизмом. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 21 Профилактика наркомании. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» (3 ч). Библиотека ЦОК 22 Оказание первой помощи — залог спасения 1 жизни и здоровья пострадавших. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 23 Первая помощь при различных неотложных 1 состояниях. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 24 Правила и способы переноски 1 (транспортировки) пострадавших. https://m.edsoo.ru/7 f419506 Модуль «Основы обороны государства» (8 ч). 25 Страницы военной истории России. 26 Дни воинской славы (победные дни) России. 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 27 Стратегические национальные приоритеты и источники угроз. Национальная безопасность и военная политика Российской Федерации. 28 Структура Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Виды Вооружѐнных Сил Российской Федерации. Отдельные рода Вооружѐнных Сил Российской Федерации. 29 Воинские должности и звания в Вооружѐнных Силах Российской Федерации. 1 1 Библиотека ЦОК 30 Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих Вооружѐнных Сил Российской Федерации. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 31 Развитие Вооружѐнных Сил Российской Федерации. 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК 32 Модернизация вооружения, военной и 1 специальной техники в Вооружѐнных Силах https://m.edsoo.ru/7 Российской Федерации. f419506 Модуль «Военно-профессиональная деятельность» (2 ч) 33 Призыв граждан на военную службу. 34 Поступление на военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Итого: 34 ч. 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7 f419506 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7 f419506 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. ОБЖ 10- 11 классы: базовый уровень : учебник С.В. Ким, В.А. Горский. - 2-е изд., стереотип. - М.: Вентана –Граф, 2020. – 396, (4) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сайт РЭШ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41b590