4 класс РП Основы православной культуры

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования администрации Горноуральского городского
округа
МАОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам.директора по УР

Директор школы

____________________

________________________ ________________________

Шишова О.И.
протокол №1 от «28»
август2023 г.

Бурова В.М.

Беломестных Л.П.
приказ №95-Д от «29»
августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3732499)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса

п.Черноисточинск,2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает
содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты
по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены
в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений,
которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого
модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнѐра по деятельности,
принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчѐркивают естественную открытость
детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на
окружающую
действительность,
остро
реагировать
как
на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на
проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всѐ это
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и
принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в
процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом
усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения,
поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне

восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или
нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных
жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство
обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
 развитие
представлений
обучающихся
о
значении
нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи,
общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной
культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,
формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учѐтом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
 развитие
способностей обучающихся к общению в
полиэтничной,
разномировоззренческой
и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации
ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык
православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное
пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
Христианская семья и еѐ ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной
культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности
духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых
для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека,
приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной
культуры народов России, российского общества как источника и
основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в
православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие,
прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание,
грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное
содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и
Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного
идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной
христианской традиции;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как
Спасителе, Церкви;
 рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях
святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах
(общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной
традиции;




















рассказывать о назначении и устройстве православного храма
(собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах
поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трѐх, включая
Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении
детей к отцу, матери, братьям и сѐстрам, старшим по возрасту,
предкам; православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами еѐ
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении
православной религиозной традиции в России (Крещение Руси),
своими словами объяснять роль православия в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по
изучению православного исторического и культурного наследия в
своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и
святые места), оформлению и представлению еѐ результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой
на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности, поступатьсогласносвоейсовести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания;
понимание
российского
общества
как
многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание российского общенародного (общенационального,
гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине
–
России;
приводить
примеры
сотрудничества
последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трѐх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;



выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной
культуре, традиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п

Наименование разделов и
темпрограммы

Количествочасов

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы

Всего
1

Россия — нашаРодина

1

http://orkce.apkpro.ru

2

Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию

2

- www.gumfak.ru

3

Во что верят православные христиане

4

4

Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к
ближнему

4

http://orkce.apkpro.ru

5

Отношение к труду. Долг и
ответственность

2

- www.gumfak.ru

6

Милосердие и сострадание

2

7

Православие в России

5

8

Православный храм и другие святыни

3

9

Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь.

6

http://ww.or.ru/)

http://ww.or.ru/)
http://ww.or.ru/)
http://orkce.apkpro.ru
http://ww.or.ru/)

Праздники
10

Христианская семья и еѐ ценности

3

- www.gumfak.ru

11

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

2

- www.gumfak.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Россия-нашаРодина
1

http://orkce.apkpro.ru
1

Культура и религия
2

1

clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

1

clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

Как христианство пришло на Русь
3

4

Бог, мир .труд, человек

1

5

Библия

1

6

Ошибка первых людей

1

7

Вдали от рая

Десятьзаповедей

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

1

clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

1

clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

1

http://orkce.apkpro.ru

В ожиданииСпасителя
8
9

Электронные цифровые
образовательныересурсы

Благовещение .РождествоХристово
10

11

1
Богоявление .Искушение в пустыне

1

Нагорнаяпроповедь
12

13
14

1
Евангельскиепритчи
Крест

1
1

Пасха
15

16

1
Итоговыеучебныепроекты

1

ХрамыРоссии
17

18

1
ХрамыРоссии

1

Икона
19

20

1
Икона

1

clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

http://orkce.apkpro.ru
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

http://orkce.apkpro.ru
www.gmir.ru
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

www.gmir.ru
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

www.gmir.ru
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

www.gmir.ru

21
22

Церковнославянскийязык
Православнаямолитва

1
1

Церковь
23

24

1
Причастие

1

Покаяние
25

26

1
Подвиг

1

Брак
27

28
29

1
Родители и дети
Монашество

1
1

Труд и творчество
30

31
32

1
Любовь –вершинадобродетелей
Суд Божий и суд человеческий

1
1

http://orkce.apkpro.ru
www.gmir.ru
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

www.gmir.ru
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

www.gmir.ru
clever-lab.pro
http:// school-collection. edu .

http://orkce.apkpro.ru
www.gmir.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
www.gmir.ru
http://orkce.apkpro.ru

33
34

Отечествоземное и небесное
Итоговыйопрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
34

www.gmir.ru
http://orkce.apkpro.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной
культуры. 4 класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Васильева О.Ю.,
Кульберг А.С., Корытко О.В. и другие; под науч. ред. Васильевой О.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
А.В.Кураев Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры, 4 класс, Москва, «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://orkce.apkpro.ru
- www.gumfak.ru
www.gmir.ru
http://ww.or.ru/)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».