Приложение к ООП СОО утвержденной директором МАОУ СОШ №3 приказом № 95-Д от 29.08.23 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕРЧЕНИЕ» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предмету «Черчение» для 8, 9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2010 № 1897) и в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089), (Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2009г.), примерной программой основного общего образования по черчению (Программы общеобразовательных учреждений «Черчение» 7-11 классы, М.: Просвещение, 2008), рекомендованной МО и Н РФ, ориентируясь на рабочую программу «Черчение» (8 класс), разработанную В.Н.Виноградовым, В.И.Вышнепольским (М.: Дрофа; 2017г.), рекомендованную МО и Н РФ. Программа по предмету конкретизирует содержание образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по черчению, возрастных особенностей школьников. 9. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный уровень Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 6.10.2009г.). - М.: Просвещение, 2009. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253, «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937). Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08548 «О федеральном перечне учебников». Примерные программы по предмету «Черчение». 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач: развитие образно-пространственного мышления; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 2 развитие творческих способностей учащихся; ознакомление учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными стандартами ЕСКД; обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрических проекций; обучение школьников чтению и анализу формы изделий по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам; формирование у учащихся знания о графических средствах информации и основных способах проецирования; формирование умения применять графические знания в новых ситуациях; развитие конструкторских и технических способностей учащихся; обучение самостоятельному пользованию учебными материалами; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности. Основные задачи предмета «Черчение»: формирование пространственных представлений; формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом графических документов; формирование знаний о графических средствах информации; овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практической деятельности человека; осуществление связи с техникой; производством; подготовка учащихся к конструкторскотехнологической и творческой деятельности, дизайну, художественному конструированию; овладение элементами прикладной графики и др. Для реализации этих задач в содержание программы включен следующий учебный план: графические изображения (обзор), техника их выполнения и оформления (обзор); виды проецирования (углубленный обзор), способы построения изображений на чертежах; геометрические построения, анализ графического состава изображений; чертежи предметов в прямоугольных проекциях, их аксонометрические проекции, технические рисунки, эскизы, чтение чертежей; проекционные задачи с использованием некоторых графических преобразований; сечения и разрезы; чертежи сборочных единиц. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нем те аспекты, которые смогут привлечь внимание ученика. Отличительные особенности Рабочей программы по сравнению с авторской программой по учебному предмету «Черчение» Рабочая программа по предмету «Черчение» для 8,9 классов разработана на основе программы к УМК А. Д. Ботвинникова, В.Н.Виноградова, И. С. Вышнепольского «Черчение» (8 класс), разработанной В.Н.Виноградовым, В.И. Вышнепольским (М.: Дрофа; Астрель, 2017г.), рекомендованной МО и Н РФ. Рабочая программа по предмету «Черчение» составлена на основе требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа дает возможность учащимся систематизировать, расширить и углубить знания, полученные на уроках геометрии, информатики, географии, технологии, изобразительного искусства, приобрести навыки в построении чертежей, раскрыть свой творческий потенциал и способности. Изучение главы «Компьютерная графика» позволит 3 применить современные информационные технологии для получения графических изображений и геометрического моделирования. Тематическое планирование авторской программы рассчитано на 35 учебных часа (по 1 часу в неделю для одногодичного варианта обучения). Для качественного освоения программы и отработки графических навыков, при возможности «Черчение. 8 класс» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С.Вышнепольского является единственным учебником по черчению, одобренным экспертными организациями РАО и РАН и включенным в Федеральный перечень. В учебнике реализуется практико-ориентированный подход. Наряду с теоретическим материалом в него включены вопросы и задания, графические и практические работы, необходимые для проверки, закрепления и повторения пройденного материала. Рабочая тетрадь включает практические задания, необходимые для формирования графической компетенции обучающихся, позволяющие развивать абстрактно-логическое мышление и пространственное воображение, а также контрольные вопросы и задания. Предназначена для классной и домашней работы. Изучение курса черчения в 8,9, 10 классе рассчитано на 35 часов, по 1 часу в неделю. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение» В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение»: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники, учитывающего многообразие современного мира. Метапредметные результаты освоения программы Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство; объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: создавать абстрактный или реальный образ предмета; строить модель на основе условий задачи; создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта; 4 3. 4. 5. 6. переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое и наоборот. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным искусством. Черчение и геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты. Только эти предметы развивают пространственное воображение. Современные компьютерные методы выполнения чертежей и 3D-моделей соединяют черчение с информатикой. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» - все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии. Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи. Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел - «Технический рисунок». Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем. Обучающийся сможет: осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии для решения учебных задач; создавать информационные ресурсы разного типа. Приобретение опыта проектной деятельности. В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие универсальные учебные действия. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 5 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Предметные результаты освоения программы Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; развитие визуально – пространственного мышления; рациональное использование чертежных инструментов; освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Выпускник получит возможность научиться выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах; выполнять чертежи (как вручную, так и с помощью 2D-графики) и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий; производить анализ геометрической формы предмета по чертежу; получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж); использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр. методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению; условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях; возможности применения компьютерных технологий для получения графической документации. 3 Содержание учебного предмета 1.Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). 1 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. 2 Правила оформления чертежей. 3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». 4 Шрифты чертёжные. 5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. 6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». 2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). 7 Проецирование общие сведения. 8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. 9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. 10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. 11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. 12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». 3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа) 13 Построение аксонометрических проекций. 14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. 15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. 16 Технический рисунок. 4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов). 17 Анализ геометрической формы предмета. 18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. 19 Решение занимательных задач. 20 Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 21 Порядок построения изображений на чертежах. 22 Построение вырезов на геометрических телах. 23 Построение третьего вида по двум данным видам. 24 Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным». 25 Нанесение размеров с учётом формы предмета. 26 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. 27 Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)» 28 Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. 29 Порядок чтения чертежей деталей. 30 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 31 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». 5. Эскизы (4 часа). 32 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». 33 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 34 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 35 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. 6 7 № Календарно-тематическое планирование в 8 ,9 классе Количество часов: в неделю – 2 ч; в год – 35 ч. (одно полугодие) Тема урока Кол-во часов план 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей. Линии Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». Шрифты чертёжные. Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». 2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов). Проецирование общие сведения. Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Составление чертежей по разрозненным изображениям. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». 3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4часа) Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок. 4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов). Анализ геометрической формы предмета. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Решение занимательных задач. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». Порядок построения изображений на чертежах. Построение вырезов на геометрических телах. 23 Построение третьего вида по двум данным видам. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по 1 двум данным». 25 Нанесение размеров с учётом формы предмета. 1 26 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. 1 27 Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием 1 геометрических построений, в том числе и сопряжений)» 28 Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. 1 29 Порядок чтения чертежей деталей. 1 30 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 1 8 31 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с 1 преобразованием его формы». 5. Эскизы (4 часа). 32 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического 1 рисунка детали». 33 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением 1 элементов конструирования». 34 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 1 35 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. 1 И то го : 35 Учебно-методическое обеспечение 1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011 2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с. 9 10