- Приложение к ООП НОО утвержденной директором МАОУ СОШ №3 приказом № 95-Д от 29.08.23 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХОРОВАЯ СТУДИЯ» п.Черноисточинск 2023 1 Пояснительная записка Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося. Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие обучающегося, на овладение школьниками духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации. Содержание рабочей программы «Хор» учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Срок освоения программы «Хор» для обучающихся составляет 1 год. Актуальность данной программы заключается в необходимости воспитания у подрастающего поколения духовности посредством многообразной хоровой культуры. А также в потребности обучающихся выражать свой творческий потенциал средствами хорового искусства. Отличительной особенностью данной программы «Хор» является: хоровое исполнительство, которое несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность. Педагогическая целесообразность программы «Хор» очевидна, так как обучение школьников хоровому пению не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение — это часть емкого, глубокого, обширного понятия «музыкально-хоровая культура», постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры дает человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях. Новизна настоящей программы «Хор» заключается в том, что она является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: - формирование критериев прекрасного и безобразного; 2 - регулирование взаимоотношений, поющих между собой; - определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; - обучение школьников гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения. Вид программы – модифицированная. Цель программы: создание условий для развития музыкальных способностей обучающегося посредством приобщения к хоровому искусству. Задачи: - сформировать у обучающихся музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом исполнительстве (звукообразование, однородность звучания регистров, дыхание, дикция и артикуляция и т.д.); - научить обучающихся формированию вокальной дикции, вокальной дыхательной системе; - познакомить обучающихся с основами музыкальной грамоты и хоровой литературой; расширить музыкальный кругозор обучающихся; развить у обучающихся музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства; - способствовать развитию у обучающихся образного мышления; - воспитать у обучающихся чувство коммуникабельности и ответственности. Срок реализации программы – 1 год. Всего 136 часов. Условия набора В хор принимаются обучающиеся школьного возраста 7 - 10 лет, обладающие чувством ритма и интонирующие, в удобном для них диапазоне (по результатам прослушивания). Формы обучения Основной формой учебной и воспитательной работы является групповое занятие педагога с обучающимися, а также по звеньям и индивидуально. Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку. 3 Курс обучения составляет 136 часов в год. Занятия проводятся 4 раза в неделю. Программа дополнительного образования входит в вариативную часть основной образовательной программы МАОУ СОШ №3 п.Черноисточинск в части, формируемой участниками образовательных отношений. Форма проведения учебных аудиторных занятий (групповая) - младший хор: 1 - 4 классы. Основные направления работы в хоровом классе: 1. Певческая установка и дыхание; 2. Звуковедение, дикция; 3. Ансамбль и строй; 4. Формирование исполнительских навыков. Учет и контроль успеваемости Самостоятельная работа обучающихся содержит виды внеаудиторной работы: разучивание хоровых партий, участие в концертах, в творческих мероприятиях школы, участие в конкурсах, посещение концертов, участие в культурно-просветительской деятельности школы. Планируемые результаты: Выпускник первого года обучения будет знать: - основы хорового пения; - навыки формирования гласных звуков; навыки произнесения согласных звуков; развитие диапазона, музыкального и ритмического слуха; понятием дирижерского жеста; - навыки чистого интонирования мелодий при исполнении произведений в хоре, слушая и опираясь на более крепкие голоса старших товарищей; - овладеет элементами сценической культуры. уметь: - анализировать исполнительское мастерство; - использовать музыкально-теоретические знания; - работать с нотной грамотой на уровне, который позволяет петь двухголосной партитуры. У обучающихся сформируются коммуникативные качества, ответственность, черты характера (доброта, воля, дисциплинированность, трудолюбие). 4 Учебный план № Название разделов и тем 1 год обучения Всего часов Начальная диагностика Теория Практика 8 4 2 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 4 4 3 Информация о композиторах. 8 4 4 Вокально - хоровая работа. 40 40 5 Учебно - тренировочный материал. 8 8 6 Культурно - досуговые мероприятия. 20 7 Репетиционная работа 40 8 Публичные выступления 4 1 3 9 Итоговое занятие 4 4 - 136 21 115 1 Итого: 4 4 4 16 40 Содержание 1. Начальная диагностика. Практика: Индивидуальное прослушивание, которое включает в себя: - исполнение песни; - воспроизведение заданных ритмов; интонационное воспроизведение заданных звуков; определение количества звуков в аккордах; определение диапазона и тембровой окраски голоса. 2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство с содержанием обучения, требованиями к принадлежностям, необходимым для занятий. - режим занятий; - правила поведения и техника безопасности в учебном учреждении; - правила поведения на улице; - правила дорожного движения; - противопожарная безопасность. 5 3. Информация о композиторах. Теория: - имя, фамилия, век, в котором жил или живѐт композитор; - произведение которого предложено для разучивания. 4. Вокально - хоровая работа. 4.1. Исполнение народной музыки. Теория: - история появления народных произведений; - раскрытие образов; - понятия: дирижерский жест. Практика: - исполнение 4-х, 8-ми тактовых произведений с аккомпанементом и без; - исполнение детских народных песен с аккомпанементом. 4.2. Исполнение классических произведений. Теория: - объяснение - какими средствами создается художественный образ; - понятия: дирижерский жест. Практика: - пение классических произведений русских и зарубежных композиторов, написанных для детей младшего возраста; - формирование звуковосприятия основных функций классической гармонии. - создание художественного образа музыкального произведения; - работа с литературным текстом. 4.3. Исполнение современных произведений. Теория: -объяснение: какими средствами создается художественный образ. -понятия: дирижерский жест. 6 Практика: - пение современных произведений, предназначенных для младших школьников с доступной тесситурой; - пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение; - работа над созданием яркого доступного образа музыкального произведения; - работа с литературным текстом. 5. Учебно - тренировочный материал. Теория: - объяснение певческой установки; - умения петь естественным, легким звуком; - знакомство с первыми навыками диафрагмально-рѐберного дыхания. Практика: - развитие чистого интонирования в диапазоне СИ малой октавы - МИ второй октавы. 6. Культурно - досуговые мероприятия. Теория: - пение в унисон, возможно эпизодическое двухголосное пение; - овладение певческой установкой; - умение петь естественным, легким звуком; - знакомство с первыми навыками диафрагмально-рѐберного дыхания. Практика: - работа над ровностью звучания детского голоса - выравнивание гласных; - формирование единой манеры звукообразования - залога хорового ансамбля; - работа над различными видами музыкальной артикуляции; - начальная работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя); - работа над фразировкой, нюансировкой и эмоциональным исполнением произведений. 7. Репетиционная работа. Практика: работа над хоровым ансамблем (это является залогом хорошего строя). 7 8. Публичные выступления. Практика: Итогом деятельности детей становятся выступления на концертах, фестивалях, конкурсах, родительских собраниях. 9. Итоговое занятие. Аттестация Промежуточная: - коллективное пение на школьных праздниках; - концертные выступления. Итоговая: - участие в творческих конкурсах; - зачет, итоговый урок в конце учебного года; - отчѐтный концерт в конце года; - концертные выступления для родителей в течение года. Организационно-педагогические условия. Материально-технические ресурсы: - учебный кабинет площадью не менее 40 м2; - стулья; - стол для педагога; - шкаф для хранения нот; - диски с записями шедевров классической музыки, фильмов и презентаций о жизни и творчестве великих композиторов; - компьютер; - экран; - проектор; - нотная доска; - ксерокс для копирования партитур (принтер); - записи фонограмм к песням. Методические ресурсы: - Фонопедический метод развития голоса (артикуляционная гимнастика и др.); 8 В.В. Емельянова: упражнения - дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой; - «Образно-речевые упражнения для учащихся младшего хора»; - Методическое пособие. Составитель: преподаватель музыкальных дисциплин Карпова О.Б.; - Методические разработки по теме «Русская народная песня»; - Методические разработки беседы по теме «Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает укрепить здоровье»; - Методические разработки по теме «Духовная музыка»; - Методические разработки бесед о русских композиторах; - Методические разработки бесед о классической музыке; - Методические разработки бесед о современных композиторах. Дидактический материал - Портреты русских, зарубежных, русских композиторов; - Подборка текстов песен по теме «Произведения русских композиторов»; - Подборка текстов песен по теме «Произведения современных композиторов»; - Подборка текстов песен по теме «Русская народная музыка». Электронно-образовательные ресурсы - - Презентация по теме «Русские композиторы»; - Презентация по теме «Духовная музыка»; - Видеозаписи образцов высокого хорового исполнительства; - Видеофильмы о жизни и творчестве композиторов; - Презентации к русским народным песням. Примерный список произведений, рекомендованный для исполнения хором в течение 1 года обучения. Народные песни: «Как у бабушки козел» шуточная р.н.п.; «Комара женить мы будем» шуточная р.н.п.; «Со вьюном я хожу» канон р.н.п.; «Во поле береза стояла» канон р.н.п.; «Выходили мы» калядка-канон р.н.п.; Зарубежные композиторы-классики: И. Брамс «Божья коровка»; И. С. Бах «За рекою старый дом»; Русские композиторы-классики: А. Гречанинов «Петушок»; А. Лядов «Забавная», 9 Советские композиторы: Л.Балабанов гром»; сборник «Про котов, собак и «Ласковая кошек»; сказка»; Ю.Чичков «Самая счастливая», «Песенка Рыбников «Балаган» из к/ф «Приключения следопытов», «Что такое Новый год?», Буратино»; «Родная песенка», Современные композиторы: Е. Подгайц «Колыбельная пчелы», «Шел по «Мама»; Лондону Кэт», «Утро в зоопарке», «Мауси С. Плешак. Цикл детских песен и котауси» и др. «Говорящий сверчок» или маленькая Я. Дубравин «Гаммы», «Светофор» и др.; песенная симфония; В. Сапожников «Однажды жирафа В. Фадеев «У канавки две козявки», «Робин БобинБарабек», Информационные свалилась со шкафа». цикл песен- «Маленький ресурсы: сценок. подключение https://msk.spravker.ru/horyi-i-horovyie-studii/ к интернету, сайты https://msk.gisbiz.ru/hory_i_horovye_studii Кадровые ресурсы: учитель музыки и пения (образование-высшее) Литература Для учителя: 1. «Хоры русских композиторов». Москва, 1958 г.; 2. Сборник хоровых произведений. Просвещение, 1964 г.; 3. «Дружба». Песни и хоры. Сов. композитор, 1976 г.; 4. Глиэр. Р. Хоры. Музыка, 1983 г.; 5. Репертуар школьных хоров. В 33, Сов. композитор, 1973 г.; 6. Хрестоматия р.н.п. Вып. 2. Москва, 1962 г.; 7. «Вместе весело шагать». Хоры. Сов. композитор, 1981 г.; 8. Веселые уроки «Радионяни». Вып. 1. Москва, 1987 г.; 9. «Ты откуда музыка?» Песни для детей. Л. Дубравин, Л. Марченко Детские песни. Вып. 1,2. Феникс, 1999 г; 10. «Пойте малыши!» Песни для детей. Москва, 1979 г.; 11. Школа хорового пения. Вып. 1. Москва, 1966 г.; 12. Л. Лядова. «Почемучка». Москва, 2000 г.; 10 13. Б. Асафьев. О хоровом искусстве. Л., 1980 г.; 14. В. Попов, Л.Тихеева. Школа хорового пения. Вып. 1. М., 1986 г.; 15. В. Соколов, В.Попов. Школа хорового пения. Вып. 2. М., 1987 г.; 16. Г. Струве. Хоровое сольфеджио. Москва, 1990. Для обучающихся и их родителей: 1. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 г.; 2. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958 г.; 3. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968 г.; 4. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964 г.; 5. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967 г.; 6. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 г.; 7. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 г.; 8. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов», 2010 г.; 9. Далецкий О. Н. «О пении», 2010 г.; 10. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием», 2013 г.; 11. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука», 2013 г.; 12. Усова И.М. «Старшая группа детского хора», 2000 г.; 13. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению», 2011 г.; 14. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 г. 11