Положение об организации занятий ФЗК обучающихся с отклонениями состояния здоровья

Свердловская область
Горноуральский городской округ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
622940 п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, 5, тел. 43-95-72, Е-mail: mou3istok@mail.ru

Утверждено приказом
№ 24-Д от 16.02.2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ СОСТОЯНИИ
ЗДОРОВЬЯ
Положение разработано в целях совершенствования физического воспитания
обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №3, имеющих проблемы в состоянии здоровья, их
приобщения к регулярным занятиям физической культурой.
I. Общие положения.
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими
нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства
образования Российской Федерации от 30 июня 1992 г. N 86/272 "О совершенствовании
системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях".
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N
337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и
лечебной физической культуры".
5. Приказ Министерства
образования
Российской
Федерации,
Министерства
здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской
Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16
июля 2002 г. N 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания
в образовательных учреждениях Российской Федерации".
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N
621 "О комплексной оценке состояния здоровья детей".

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях".

8. Методические рекомендации "Организация занятий по физическому воспитанию с
учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе" (письмо Министерства
здравоохранения СССР от 22 февраля 1980 г. N 08-14/1-14).
9. Методические рекомендации "Врачебный контроль за нагрузкой учащихся на уроках
физической культуры в общеобразовательных школах" (письмо Министерства
здравоохранения СССР от 27 декабря 1984 г. N 11-14/30-7).
10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. N 1351-263/123 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой".
11. Физическое воспитание детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья,
Министерство здравоохранения СССР, 1986.
12. Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к
специальной медицинской группе, Министерство здравоохранения РСФСР, М., 1984.

Предмет «Физическая культура» является неотъемлемой составляющей образования,
которое обеспечивает возможность получения каждым ребенком необходимых научно
обоснованных знаний о здоровье и способах его укрепления, методики организации
содержательного досуга и направлено на формирование у них физического, социального
и духовного здоровья, совершенствование физической и психической подготовки к
активной продолжительной жизни и профессиональной деятельности.
Основу предмета «Физическая культура» составляет комплекс показателей объема
ежедневной двигательной активности, уровень специальных знаний об особенностях
двигательной активности современного человека, его физическом развитии, состоянии
функциональных систем организма, физической трудоспособности и двигательных
способностей.
Суммарный
объем
двигательной
активности
учащегося
базируется
на
индивидуальных особенностях и возможностях, удовлетворяющих его биологическую
потребность в движении.
II.

Цели и задачи предмета «Физическая культура».

Цель: формирование личности, направленное на обеспечение необходимого уровня
развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств,
приобретение навыков здорового образа жизни.
Основными задачами физического воспитания обучающихся с отклонениями в
состоянии здоровья являются:
• укрепление
здоровья;
повышение
функциональных
возможностей организма;
• постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам:
• овладение комплексами упражнений, благотворно влияющими на
состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
• развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных
умений и навыков;
• контроль дыхания при выполнении физических упражнений:
• обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показа
телями физического развития и физической подготовки;
• формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям
физической
культурой;
• формирование у обучающихся культуры здоровья.

III. Медицинские группы обучающихся для занятий физической культурой
Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские
группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная
"Б" (реабилитационная).
3.1.К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа)
относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в
физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия
в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием
профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической
подготовленности.
3.2.К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II
группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;

входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной
ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным
программам физического воспитания при условии более постепенного освоения
комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к
организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической
нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых
физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского
осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.
Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в
образовательной организации или в домашних условиях.
3.3.Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две
подгруппы: специальную "А" и специальную "Б".
К специальной подгруппе "А" (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния),
врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации)
или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной
физической культурой по специальным программам (профилактические и
оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и
степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень
функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают
скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной
интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия
адаптивной физической культурой.
К специальной подгруппе "Б" (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие
нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в
стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений
самочувствия.

Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке
занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение
регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам,
предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

IV. Комплектование медицинских групп
4.1.Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о
состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции
кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня
физической подготовленности обучающегося.
Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных осмотров
заносится в медицинскую карту (форма 026/у-2000) ребенка и включает диагноз (основное
и сопутствующие заболевания), оценку физического и нервно-психического развития,
резистентности организма, а также рекомендации по физическому воспитанию.
Функциональные возможности организма обучающихся определяются медицинским
работником школы в начале учебного года по результатам выполнения пробы с
дозированной физической нагрузкой. Проба проводится перед определением уровня
физической подготовленности (далее - ФП) детям основной медицинской группы (по
данным медицинского заключения предыдущего учебного года у детей 2 - 11 классов и
медицинского заключения перед поступлением в школу для первоклассников). В конце
учебного года перед итоговым определением уровня ФП проба с дозированной
физической нагрузкой проводится всем детям, не имеющим медицинских
противопоказаний к ее выполнению. В случае заболевания (травмы) ребенка, возникшего
в течение учебного года и сопровождающегося значительными нарушениями в состоянии
его здоровья, для решения вопроса о назначении медицинской группы необходимо до
возобновления занятий физической культурой повторно провести пробу с дозированной
физической нагрузкой для оценки функциональных возможностей организма.
Уровень ФП определяется ежегодно преподавателем по физической культуре в начале и в
конце учебного года по результатам выполнения контрольных упражнений. Определение
уровня ФП детей разрешается только при наличии допуска от врача.
При неблагоприятной реакции кардио-респираторной системы детского организма на
дозированную физическую нагрузку определение уровня ФП запрещается.
4.2.К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят
обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии
здоровья, благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на
дозированную физическую нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
4.3.К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят
обучающихся:

без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья,
благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую
нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу;
с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или
неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную
физическую нагрузку;
часто болеющих (3 и более раз в год);
реконвалесцентов из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний,
травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период,
определяемый индивидуально медицинским учреждением.
4.4.К специальной медицинской группе "А" (оздоровительной группе) для занятий
физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии
здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации.
4.5.К специальной медицинской группе "Б" (реабилитационной группе) для занятий
физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии
здоровья в стадии субкомпенсации.
4.6.При комплектовании медицинских групп обучающихся для занятий физической
культурой следует руководствоваться перечнем отклонений в состоянии здоровья,
представленным в Приложении N 1.
4.7.Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой
проводится врачом-педиатром образовательного учреждения на основании заключения
каждого специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных
осмотров, в котором даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно
указывается медицинская группа для занятий по физической культуре. Врачамиспециалистами учитывается не только нозологическая форма заболевания, но и стадия
болезни, степень выраженности нарушений функций организма и вероятность развития
осложнений.
Для уточнения диагноза обучающегося следует направлять на дополнительное
медицинское обследование. В затруднительных случаях при назначении медицинской
группы для занятий физической культурой необходима консультация специалистов
врачебно-физкультурного диспансера.
Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической
культурой не допускаются.
Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой должно быть
завершено к 1 июня. Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам,
утверждаются локальным актом общеобразовательного учреждения.

В списках обучающихся специальных медицинских групп должны быть указаны системы
организма, в которых обнаружены отклонения.
Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и
функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются
при распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам
обследования в сентябре.
Обучающиеся первых классов в начале учебного года проходят в обязательном порядке
обследование на установление типа реакции кардио-респираторной системы на
дозированную физическую нагрузку. На основании результатов обследования уточняется
медицинская группа для занятий физической культурой.
Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося вносится
в "Листок здоровья" классного журнала. Второй экземпляр "Листка здоровья" должен
быть передан преподавателю физической культурой.
При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы "А" следует
учитывать их возраст и нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять
следующие подгруппы: обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения,
дыхания, нервной и эндокринной системы; заболеваниями органов пищеварения и
мочевыделительной системы; заболеваниями костно-мышечной системы и органов
зрения.
Целесообразно комплектовать медицинские группы по классам (I - II, III - IV, V - VIII, IX XI). При недостаточном количестве обучающихся следует объединять учеников трехчетырех классов (I - IV, V - VIII, IX - XI). Наполняемость специальной медицинской
группы "А" может составлять 15 - 20 детей.
4.8. Изменение медицинской группы обучающихся для занятий физической культурой в
течение учебного года.
Изменение медицинской группы для занятий физической культурой устанавливается
врачом-педиатром школы по представлению преподавателя по физической культуре на
основании особенностей динамики показателей состояния здоровья, функциональных
возможностей организма и ФП.
При положительной динамике показателей возможен перевод из специальной
медицинской группы "А" в подготовительную и из подготовительной медицинской
группы в основную.
При неадекватности физической нагрузки функциональным возможностям организма
обучающегося следует перевести из основной в подготовительную, или из
подготовительной в специальную медицинскую группу "А".
4.9. Сроки возобновления
заболеваний.

занятий

физической

культурой

после

перенесенных

Сроки возобновления занятий физической культурой обучающихся после перенесенных
заболеваний устанавливаются индивидуально лечащим врачом медицинского
учреждения.
V. Медицинские противопоказания к выполнению физических упражнений
5.1. Допуск обучающихся к занятиям физической культурой
Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать
самочувствие обучающихся.
Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:
наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость,
сердцебиение;
остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления и
др.);
травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана,
растяжение, гематома и др.;
опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после удаления
зуба, менструальный период);
выраженном нарушении носового дыхания;
выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).
Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп
для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.
Все обучающиеся, освобожденные от физических нагрузок, находятся в
помещении спортивного зала (или на территории стадиона) под присмотром учителя
физической культуры.
Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или
иных занятий освобожденных обучающихся. Учитель организует для освобожденных
учащихся теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в
организации урока, осуществление судейства.
При пропуске уроков обучающийся обязан подтвердить причину отсутствия
медицинской справкой или иным документом, который передается классному
руководителю или учителю физической культуры.
VI. Оценка уровня ФП обучающихся
6.1.Оценка уровня ФП проводится при установлении медицинской группы обучающихся
для занятий физической культурой.

Выполнение физических упражнений проводится только с разрешения врача.
Уровень ФП оценивается по уровню развития физических качеств на основе анализа
результатов выполнения следующих контрольных упражнений:
Скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места (см). Проводится на
нескользкой поверхности, на которой проводят линию и перпендикулярно к ней
закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Обучающийся встает к линии, не касаясь ее
носками, стопы слегка врозь параллельны, отводя руки назад, он сгибает ноги и,
оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает как можно
дальше. Расстояние измеряется от линии до ближнего к ней касания ногами,
засчитывается лучший результат из трех попыток;
Общая выносливость: медленный бег в сочетании с ходьбой в течение шести минут
(количество метров). Обучающийся выполняет упражнение в удобном для него темпе,
переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Упражнение
выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного
учреждения. В забеге одновременно участвуют 6 - 8 человек. Результатом является
расстояние, пройденное обучающимся. Для более точного подсчета беговую дорожку
целесообразно разметить через каждые 10 м.
Координация движений, ловкость, быстрота: броски и ловля теннисного мяча двумя
руками с расстояния 1 метра от стены (количество раз за 30 секунд). На расстоянии 1
метра от стены проводится линия. Обучающийся встает к линии (одна нога впереди) и в
течение 30 секунд в максимальном темпе выполняет броски и ловлю теннисного мяча.
Броски выполняются одной рукой, ловля - двумя руками. Засчитывается количество
пойманных мячей.
Результаты,
полученные
при
выполнении
упражнений,
сравниваются
данными Приложения N 7, и определяется уровень ФП с учетом возраста и пола.

с

Не соответствующим возрасту и полу считается низкий и ниже среднего уровни ФП,
установленные при выполнении хотя бы одного из трех контрольных упражнений.
Для уточнения уровня ФП могут быть использованы дополнительные контрольные
упражнения.
VII. Педагогический контроль за организацией занятий
обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья

физической культуры

7.1. Образовательные программы физического воспитания для обучающихся различных
медицинских групп.
7.2.Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы
проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном

объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях,
подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части по
предмету "Физическая культура".
7.3.Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы
проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при
условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков,
особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При
отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводиться подготовка и сдача
нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным
снижением интенсивности и объема физических нагрузок.
7.4.Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы "А"
проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с
отклонениями в состоянии здоровья.
Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы "Б"
проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный
диспансер и др.).
7.5. Особенности методики физического воспитания обучающихся специальной
медицинской группы "А".
7.5.1. Задачи, принципы, методы и формы физического воспитания обучающихся
специальной медицинской группы "А".
Основными задачами физического воспитания обучающихся специальной медицинской
группы "А" являются:
укрепление здоровья;
повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам;
овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья
обучающегося с учетом заболеваний;
развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и
навыков;
контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями
физического развития и ФП;

формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической
культурой;
формирование у обучающихся культуры здоровья.
Физическое воспитание обучающихся специальной медицинской группы "А"
представляет собой педагогический процесс, базирующийся на общепринятых принципах
и методах обучения.
Одним из важнейших принципов в физическом воспитании обучающихся специальной
медицинской группы "А" является принцип доступности и индивидуализации, который
означает оптимальное соответствие задач, средств и методов возможностям каждого
занимающегося.
Принцип систематичности и постепенности требует обеспечения непрерывности и
последовательности занятий, взаимосвязи между ними, применения нескольких средств
физической культуры в течение длительного времени, а также подбора упражнений таким
образом, чтобы вначале осваивались простые, а затем более сложные упражнения при
увеличении объема нагрузок. Этот принцип имеет в своей основе физиологические
представления, которые заключаются в том, что процесс адаптации органов и систем
организма обучающихся специальной медицинской группы "А", улучшение их функций
под влиянием регулярных физических нагрузок происходит постепенно, на протяжении
достаточно длительного промежутка времени.
Для повышения физической работоспособности и функциональных возможностей
организма обучающихся специальной медицинской группы "А" должен создаваться
режим постепенного повышения физических нагрузок. С этой целью используется
равномерный метод, при котором физическая нагрузка регулируется за счет изменения
объема работы, а интенсивность остается относительно постоянной величиной.
Для воспитания физических качеств обучающихся специальной медицинской группы "А"
используются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную
мышечную работу без изменения интенсивности: равномерное упражнение
(дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное
выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения - это упражнение, когда повторяется одна и
та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Для обучающихся специальной медицинской группы "А" применяются интервалы отдыха,
при которых ЧСС снижается до 100 - 120 уд./мин. и ниже. Между отдельными
упражнениями используется активный и пассивный характер отдыха. При пассивном
отдыхе занимающиеся не выполняют никакой работы, при активном - выполняют
упражнения на дыхание, расслабление и др.

В физическом воспитании обучающихся специальной медицинской группы "А"
применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры,
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные
занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса
оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и
лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.).
Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую
направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют
содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов
организации обучающихся специальной медицинской группы "А". На уроках решается
комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
7.6. Содержание и организационно-методические особенности построения урока
физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы "А".
Уроки физической культурой с обучающимися специальной медицинской группы "А"
должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической
работоспособности и функциональных возможностей организма, развитие физических
качеств.
Продолжительность урока составляет 40 - 45 минут (в младших классах 30 - 40 минут).
Каждый урок включает подготовительную, основную и заключительную части. В отличие
от урока физической культуры обучающихся основной медицинской группы
продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается, а
основной - сокращается. Физические упражнения подбираются индивидуально в
соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретных заболеваниях.
Подготовительная часть длится от 10 до 20 минут в зависимости от задач урока и
проводится с целью плавной подготовки функциональных систем организма к
выполнению физической нагрузки в основной части урока. В подготовительной части
объясняются задачи урока, определяется ЧСС. Выполняются строевые упражнения,
упражнения в движении, дозированная ходьба и медленный бег с изменением темпа и
направления движения, медленный бег в сочетании с ходьбой. Проводятся
общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях с предметами и без
предметов, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на формирование
правильной осанки и профилактику нарушений органов зрения.
В начале обучения темп выполнения упражнений медленный, постепенно он
увеличивается до среднего. Общеразвивающие упражнения выполняются без задержки
дыхания и не должны вызывать утомления. При появлении признаков утомления
необходимо снизить темп выполнения упражнений и увеличить паузу отдыха между
ними. ЧСС в подготовительной части должна нарастать постепенно и к ее окончанию
достигать 130 - 150 уд./мин.

Необходимо внимательно следить за правильностью выполнения упражнений и
оперативно исправлять допускаемые обучающимися ошибки. Особое внимание следует
обращать на правильное сочетание дыхания с различными видами движений.
Обучение дыханию следует начинать одновременно с разучиванием каждого нового
физического упражнения, постоянно обращая внимание на сочетание дыхания с
движениями туловища и конечностей. Во всех согнутых положениях должен следовать
выдох, напротив, при выпрямленных положениях необходимо сделать вдох. Сочетанию
движений с дыханием следует обучать в медленном темпе.
В начале обучения следует регулировать время вдоха и выдоха с помощью подсчета,
контролировать диафрагмальное дыхание при помощи обхвата кистями рук нижних
ребер, проводить дыхательные упражнения несколько раз в течение урока в положении
стоя, лежа, во время ходьбы.
Для овладения смешанным дыханием используется следующий методический прием:
правая рука кладется на живот и контролируется опускание диафрагмы (выпячивание
живота) при глубоком вдохе, левая кладется на грудь и контролируется расширение
грудной клетки.
Рекомендуется уделять особое внимание удлинению выдоха. Выдох должен быть
приблизительно в два раза длиннее вдоха. Укорочение выдоха во время выполнения
упражнения ведет к увеличению объема воздуха в легких, что неблагоприятно влияет на
газообмен в альвеолах. Для удлинения выдоха целесообразно применять метод звуковой
гимнастики с произношением на выдохе гласных и согласных звуков, а также их
сочетаний. Необходимо приучать обучающихся делать вдох и выдох через нос, что
способствует лучшей регуляции дыхания.
В подготовительной части следует уделять внимание формированию свободной походки с
сохранением правильной осанки, особенно во время ходьбы.
Основная часть урока продолжается от 15 до 25 минут. В этой части урока решаются
задачи, связанные с развитием функциональных возможностей организма, овладением
программным материалом и повышением уровня ФП. Решение задач основной части
имеет свою последовательность. Вначале обучают выполнению новых упражнений,
требующих концентрации внимания (по мере утомления внимание ослабевает).
Закрепление и совершенствование ранее освоенных двигательных навыков проводится в
середине основной части. В конце основной части выполняются упражнения на развитие
основных физических качеств.
Упражнения подбираются в зависимости от изучаемого раздела учебной программы и
состояния здоровья обучающихся. В основной части урока используются
общеразвивающие и корригирующие упражнения, упражнения с предметами, метания,
упражнения в равновесии, подвижные и спортивные игры малой интенсивности. Особое
внимание уделяется играм, которые проводят за 12 - 15 минут до окончания урока

продолжительностью 5 - 7 мин. После игры выполняется медленная ходьба и
дыхательные упражнения. ЧСС в основной части урока не должна превышать 150 уд/мин.
В основной части занятия выполняются контрольные упражнения с целью получения
объективных данных о степени развития физических качеств и уровне ФП обучающихся,
которые играют большую роль в выборе средств физического воспитания и дозировании
нагрузки.
Степень развития физических качеств и уровень ФП обучающихся определяется с
разрешения медицинского работника. Для определения степени развития физических
качеств и уровня ФП допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом
формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающемуся.
Заключительная часть урока продолжается 5 - 10 минут и направлена на восстановление
функций организма к исходному уровню. Проводится медленная ходьба, дыхательные
упражнения, упражнения на расслабление и на внимание, определяется ЧСС, подводятся
итоги урока и даются домашние задания для самостоятельного выполнения.
Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при выполнении аэробных
упражнений циклического характера, поэтому на каждом уроке рекомендуется выполнять
дозированную ходьбу, медленный бег в сочетании с ходьбой или медленный бег,
постепенно увеличивая их продолжительность от нескольких секунд на первых уроках до
6 мин. При этом ЧСС во время бега должна находиться в пределах 130 - 150 уд/мин, что
отражает оптимальное состояние кардио-респираторной системы в условиях аэробного
энергообеспечения.
На каждом уроке физической культуры должны выполняться комплексы физических
упражнений оздоровительной и корригирующей гимнастики с увеличением от урока к
уроку количества повторений каждого упражнения от 4 до 12 раз. При работе в аэробных
условиях увеличение числа повторений способствует длительному поддержанию
высокого уровня деятельности органов дыхания и кровообращения. Однако слишком
большое количество повторений приводит к потере интереса и снижению качества
выполнения упражнения обучающимися.
Комплексы физических упражнений должны содержать не менее 20 упражнений в
следующем соотношении:
общеразвивающие упражнения - 50%;
упражнения, направленные на профилактику и
двигательного аппарата, - 30%;

коррекцию нарушений опорно-

упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений органов зрения, 10%;
дыхательные упражнения - 10%.

В процессе занятий необходимо включать упражнения, вовлекающие в работу как можно
больше мышц, что способствует развитию и совершенствованию систем организма.
Особое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие силы мышц правой
и левой сторон туловища.
На уроках обучающиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в
программу по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы
"А", а также научиться использовать данные самоконтроля для оценки своего здоровья.
Педагогические наблюдения за состоянием обучающихся в процессе их занятий
физической культурой должны учитывать внешние признаки утомления и степень их
выраженности (таблица 2). На первых 20 уроках не следует допускать появления
признаков утомления. На последующих занятиях, при хорошем самочувствии
обучающихся, используются кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной
усталости.
7.6. Планирование учебной деятельности обучающихся специальной медицинской
группы "А" по физическому воспитанию.
Для наиболее целесообразного распределения программного материала на учебный год
составляется годовой план-график, который определяет последовательность прохождения
материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года, с учетом сезонноклиматических условий проведения занятий в каждую школьную четверть (триместр).
Для каждого этапа предусматривается решение определенных оздоровительных,
образовательных и воспитательных задач и использование соответствующих средств.
Содержание занятий на каждом этапе должно быть связано с содержанием предыдущего и
последующего этапов. Рекомендуется использовать комплексный способ прохождения
материала, предусматривающий применение одновременно средств 2 - 3 видов
физической подготовки.
На основе годового плана-графика составляется календарно-тематический план на
каждую четверть или триместр, в котором более подробно представляются используемые
средства. В календарно-тематическом плане приводятся основные изучаемые упражнения
разделов программы, распределенные в порядке постепенного усложнения по занятиям.
Самым детализированным планом, необходимым для оперативного управления учебновоспитательным процессом, является план-конспект. В нем формулируются основные
задачи, решаемые в процессе урока. При постановке задач следует учитывать результаты
предыдущего урока, сложность освоения нового материала, а также состояние здоровья,
уровень функциональных возможностей и ФП обучающихся.
При разработке содержания урока физической культуры с обучающимися специальной
медицинской группы "А" необходимо определить средства и методы решения каждой из
задач урока, уточнить необходимый инвентарь, разработать методы организации

занимающихся при решении каждой из задач, определить критерии оценки деятельности
обучающихся на уроке.
На каждом занятии педагогу следует создавать благоприятную обстановку, уверенность,
что средствами физической культуры обучающиеся могут восстановить свое здоровье.
Обучающиеся должны знать, с какой целью выполняется то или иное упражнение, что
способствует более сознательному и активному выполнению заданий на уроке и в
домашних условиях.
7.7. Оценивание и итоговая аттестация обучающихся
специальной медицинской группы
7.7.1. Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы
"А".
Важной стороной учебно-воспитательного процесса обучающихся, имеющих отклонения
в состоянии здоровья, является учет и оценка их успеваемости. К учету предъявляется ряд
требований: систематичность, объективность, полнота, своевременность, точность и
достоверность. Систематичность учета обеспечивается периодичностью проверок и
оценки деятельности обучающихся во время уроков на всех этапах обучения.
Объективность учета обеспечивается правильным критерием оценки, индивидуальным
подходом к обучающимся.
При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями
образовательных Программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по
состоянию здоровья к специальной медицинской группе "А", допущенных или
рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти,
осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения
физических упражнений, степени освоения программного материала, необходимо
оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и
рационального двигательного режима.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре
обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на
стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических
возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических
показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены
обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная
отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии
физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно
выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий

оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области
физической культуры.
При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть
максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать
отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на
дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской
группы "А" выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных
умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность),
динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания.
7.7.2. Оценивание и итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы
"Б".
Обучающиеся специальной медицинской группы "Б" на основании представленной
справки установленного образца (Приложение N 8), выданной медицинским учреждением
о прохождении курса ЛФК, оцениваются в образовательном учреждении по разделам:
"Основы теоретических знаний" в виде устного опроса или написания рефератов,
"Практические навыки и умения" в виде демонстрации комплексов ЛФК, освоенных
согласно своему заболеванию в медицинских учреждениях, с последующей итоговой
аттестацией по предмету "Физическая культура".
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании
обязательно выставляется отметка по физической культуре.
8.Оценивание и итоговая аттестация обучающихся различных медицинских групп
8.1.Критериями оценки по
количественные показатели.

физической

культуре

выступают

качественные

и

Качественными показателями успеваемости являются:степень овладения программным
материалом(знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий
физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни.
К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической
подготовленности (развитие основных физических качеств-способностей).
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических
способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный,
текущий и итоговый.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья ко II и III группе, оцениваются на общих
основаниях, за исключением тех видов деятельности и нормативов, которые им
противопоказаны по состоянию здоровья (Письмо от 31 октября 2003 г. №13-51-263/135

«Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической
На уроках с учащимися II и III группы здоровья применяются индивидуальные формы
работы.
9. Оценивание и промежуточная аттестация обучающихся специальной
медицинской группы.
При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться
требованиями образовательных программ по физической культуре для обучающихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, допущенных или
рекомендованных федеральными или региональными органами исполнительной власти,
осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
Основной акцент в оценивании учебных достижений обучающихся, имеющих
отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на их стойкой мотивации к занятиям
физическими упражнениями и динамике физических возможно стей. При самых
незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые
обязательно должны быть зафиксированы учителем и сообщены обучающемуся и его
родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который
не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в
развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры,
старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками
самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой,
необходимыми знаниями в области физической культуры.
Итоговая отметка по физической культуре обучающимся специальной медицинской
группы выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных
умений
и
навыков. умений
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
деятельность), динамики функционального состояния и физической подготовки, а также
прилежания.
Формой промежуточной аттестации является выставление годовой оценки.

10. Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры
Теоретическая часть
•
а) Реферат, в котором обучающийся основываясь на своем диагнозе, должен
описать комплекс мероприятий: образ жизни, двигательный режим ( чередование
периодов работы и отдыха), режим питания, распорядок дня, интенсивность
нагрузок, лечебные и поддерживающие мероприятия (влияние их на организм)
(обязательно).
•
б) Подготовка докладов для выступления на классных часах( напр.: вредные
привычки, гигиена и т.д.).
•
в) В зависимости от возрастной группы, подготовить, по заданию учителя
раздел из программного
теоретического материала (напр.: техника
безопасности, оказание первой помощи, развитие качеств, самоконтроль ,
тактические действия и т.д.).

г) Допускается проверка теоретических знаний в иной форме
(устное
собеседование по теме, презентация, сообщение, составление кроссвордов,
викторин, и др. )
Практическая часть
Обучающиеся оцениваются на уроках физической культуры в соответствии со
следующими требованиями:
«2» (неудовлетворительно)
Обучающийся:
- не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока;
- не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках
физической культуры;
- не имея выраженных отклонений в состоянии здоровья, не мотивирован к
выполнению
физических упражнений; не демонстрирует положительных изменений своих физич
еских возможностей, которые должны быть зафиксированы учителем физической
культуры;
не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений
и в развитии физических или морально-волевых качеств;
- не
выполнял
теоретические
или
иные
задания
учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоров
ительной или корригирующей
гимнастикой, необходимыми теоретическими и
практическими знаниями в области физической культуры;
«3»
(удовлетворительно
) Обучающийся:
- имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока;
- выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах
и
на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при
выполнении
спортивных упражнений;
- имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, старателен, мотивирован к
занятиям
физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в
его физических возможностях, которые могут быть зафиксированы учителем физической
культуры;
- продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в
развитии
физических или морально-волевых качеств в течение полугодия;
- частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел
доступными
ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнаст

икой, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры;
«4»
(хорошо) О
бучающийс
я:
- имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом
спортивного занятия или урока;
- выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах
и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при
выполнении
спортивных упражнений;
- имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, мотивирован к занятиям
физическими
упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях
обучающихся, которые зафиксированы учителем физической культуры;
- на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков,
умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти
или
полугодия.
Успешно сдает или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по
физической культуре для своего возраста;
- выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему
навыками
самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, ока
зания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми
теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;
«5» (отлично)
Обучающийся:
-имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока;
-выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах и на стадионе. Соблюдает правила гигиены и охраны труда при выполнении
спортивных упражнений;
-имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, стойко мотивирован к
занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в
его физических возможностях, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в
спортивной секции школы, района или города, имеет спортивные разряды или спортивные
успехи на соревнованиях различного уровня;
-на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков,
умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или
полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые для своего возраста
нормативы по физической культуре;
- выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему
навыками

самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, ока
зания посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или
организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми теоретическими
и практическими знаниями в области физической культуры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».