МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
622940 п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, 5, тел. 8(3435)43-95-72, Е-mail: mou3istok@mail.ru
ПРИНЯТ
Решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 3
Утвержден
Приказом № 72 -Д от 05.06.2024 г.
.
(Протокол № 9 от 29.05.2024г.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
п.Черноисточинск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования Муниципального
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3
п.Черноисточинск (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий
объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав
и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план составлен на основе следующих нормативных документов и
требований:
Нормативные документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Закон об образовании);
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
ФЗ № 618);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной
программы начального общего образования» (в ред. Приказа
Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171) ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования» (в ред. Приказов
Минпросвещения России от 01.02.2024 № 62, от 19.03.2024 № 171);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. N 371 «Об утверждении федеральной образовательной
программы среднего общего образования» (в ред. Приказов
Минпросвещения России от 01.02.2024 № 62, от 19.03.2024 № 171).
Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью
1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации» (далее – ФЗ № 371);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (далее – Приказ № 115).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28;
Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
Нормативные требования
Образовательная деятельность - деятельность по реализации
образовательных программ (часть 17 статьи 2 Закона об образовании);
Образовательные программы определяют содержание образования
(часть 1 статьи 12 Закона об образовании);
Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и
утверждаются
Организациями.
Организации,
осуществляющие
образовательную деятельность по имеющим государственную
аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают
указанные образовательные программы в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и соответствующими
федеральными основными общеобразовательными программами (часть
5 и 6.1 статьи 12 Закона об образовании);
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования разрабатываются по уровням образования (часть 5 статьи
11 Закона об образовании);
Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в
соответствие с федеральными основными общеобразовательными
программами не позднее 1 сентября 2023 года (часть 4 статьи 3 ФЗ №
371);
Содержание
и
планируемые
результаты
разработанных
образовательными организациями образовательных программ должны
быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральных основных общеобразовательных программ (часть 6.1
статьи 12 Закона об образовании);
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, при
разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе
предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном
учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не
проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения
иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного
изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение. (часть
6.2 статьи 12 Закона об образовании);
При разработке основной общеобразовательной программы организации,
осуществляющие образовательную деятельность, предусматривают
непосредственное применение при реализации обязательной части
образовательной
программы
начального
общего
образования
федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык",
"Литературное чтение», "Окружающий мир"и "Труд (технология)", при
реализации обязательной части образовательной программы основного
общего образования федеральных рабочих программ по учебным
предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание",
"География", "Основы безопасности и защиты Родины" и "Труд
(технология)", а при реализации обязательной части образовательной
программы среднего общего образования федеральных рабочих
программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература",
"История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности и
защиты Родины« (часть 6.3 статьи 12 Закона об образовании);
Образовательные организации вправе непосредственно применять при
реализации соответствующих основных общеобразовательных программ
федеральные основные общеобразовательные программы, а также
предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или)
федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в
части 6.3 настоящей статьи федеральных рабочих программ учебных
предметов,
курсов,
дисциплин
(модулей).
В
этом
случае
соответствующая
учебно-методическая
документация
не
разрабатывается (часть 6.4 статьи 12 Закона об образовании);
Общеобразовательная программа включает в себя учебный план,
календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы,
рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной
работы (часть 9 статьи 2 Закона об образовании);
Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам
обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной
аттестации (часть 22 статьи 2 Закона об образовании);
Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам
освоения
общеобразовательных
программ
определяются
соответствующими федеральными государственными образовательными
стандартами с учетом требований законодательства Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения (пункт 10 Приказа № 115).
Учебный
план
является
частью
образовательной
программы
Муниципального
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №3 п.Черноисточинск, разработанной в
соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной
образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает
выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и
гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №3 п.Черноисточинск начинается 02.09.2024 и
заканчивается 24.05.2025.
Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4
классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа .
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу
по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический
час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
(в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по
40 минут каждый).
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3
классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей
четверти.
Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной
учебной неделе.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть
использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные
интересы
обучающихся
В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе №3 п.Черноисточинск языком обучения является
русский язык.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании
произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от
количества обучающихся в каждой группе. В 2024/2025 учебном году курс
ОРКСЭ будет изучаться по двум модулям в рамках учебных часов: «Основы
светской этики» и «Основы православной культуры».
При изучении предметов иностранный язык осуществляется деление
учащихся на подгруппы.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки
качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или
всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая
аттестация
обучающихся
за
осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком.
четверть
Все предметы учебного плана оцениваются по четвертям.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ№3».
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Освоение основных образовательных программ начального общего
образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения
ООП НОО составляет 4 года.
Непосредственное
применение
федеральных
рабочих
программ
предусмотрено по следующим учебным предметам:
Русский язык,
Литературное чтение,
Окружающий мир,
Труд (технология)
Недельный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Учебные
предметы/
классы
I
Обязательная часть
Русский язык
5
Количество часов в неделю
II
III
IV
всего
5
5
5
20
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание
и Окружающий мир
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
4
2
4
2
4
2
4
6
16
2
2
2
2
8
-
-
-
1
1
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Труд (Технология)
Физическая
культура
1
2
1
2
1
2
1
2
4
8
20
22
22
23
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Функциональная грамотность
1
1
1
Технология
Физическая культура
Литературное
чтение
Иностранный язык
Математика
Итого
0
87
3
Учебные недели
33
34
34
34
135
Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5–дневной учебной неделе
Всего часов
21
23
23
23
90
693
782
782
782
Внеурочная деятельность ,часов в неделю
до 10
до 10
до 10
до
10
3039
до 40
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
622940 п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, 5, тел. 8(3435)43-95-72, Е-mail: mou3istok@mail.ru
Утвержден
ПРИНЯТ
Решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 3
Приказом № 72 -Д от 05.06.2024 г.
(Протокол № 9 от 29.05.2024г.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического
развития на 2024 – 2025 учебный год
п.Черноисточинск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа №3 п.Черноисточинск (далее учебный план) для 1-4 классов, реализующих адаптированную основную
образовательную программу начального общего образования, соответствующую
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, фиксирует общий объём нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по
классам и учебным предметам.
Учебный план является частью адаптированной основной образовательной
программы
для
обучающихся
с
задержкой
психического
развития
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №3, разработанной в соответствии с ФГОС
начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учетом Федеральной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и
требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школы №3 начинается 02.09.2024 года
и заканчивается 26.05.2025 года.
Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах - 33
учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 и 1 дополнительном классах - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х и 1 дополнительных классов - не превышает 4
уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счёт урока физической
культуры;
для
обучающихся
2-4
классов
не
более
5
уроков.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 и 1 (дополнительного) класса.
Обучение в 1-м и 1-м дополнительном классах осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
без домашних заданий;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40
минут каждый, и 5 уроков один раз в неделю за счёт урока физической
культуры).
В 1-х и 1-х дополнительных классах в соответствии со ступенчатым режимом
обучения в сентябре-октябре максимально допустимая учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе составляет 15 учебных часов. Для выполнения
нормативного количества недельных часов в 1-х классах - 21 учебного часа, в
сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48
уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки
театрализации, уроки - игры, уроки - викторины, конкурсы, беседы с игровыми
элементами.
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах
1,5 ч., в 4 классах - 2 ч.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине
третьей
четверти.
В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе №3 языком обучения является русский язык.
В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской
этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
годам обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов;
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным
элементом
структуры
учебного
плана
является
«Коррекционно-образовательная область», реализующаяся через содержание
коррекционных
курсов.
Коррекционно-развивающая
область,
согласно
требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно- развивающими
занятиями (логопедическими, психокоррекционными занятиями, занятиями с
дефектологом) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и
формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях,
а также дополнительными занятиями с педагогом. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется МАОУ СОШ №3
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на
основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и
групповой форме в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
Специфика учебного плана для обучающихся с задержкой психического
определяется тем, что содержание образования детей с ЗПР, особенно на
начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования.
Различия в психофизическом развитии детей с ЗПР и соответственно в
образовательных потребностях обуславливают необходимость создания
нескольких вариантов учебных планов. Данный учебный план разработан для
осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным
общеобразовательным программам для детей с ЗПР с учетом особенностей
обучающихся и включает в себя 2 варианта:
Вариант 7.1. – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту
поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной
норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы).
Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного
поведения.
Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание
может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный
темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются
нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или
иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в
целом.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются
по завершению обучения в начальной школе.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области
учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания
предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения пять лет, за счет
введения первого дополнительного класса.
Учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и
значимости иностранного языка в жизни современного человека и
поликультурного мира, для варианта 7.2. вводится с 3 класса.
Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего
объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная/годовая аттестация обучающихся осуществляется в
соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы учебного плана
оцениваются по четвертям.
Промежуточная аттестация проходит в конце каждой четверти в периоды,
предусмотренные календарным учебным графиком. Формы и порядок проведения
промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности,
порядке
осуществления
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №3 п. Черноисточинск.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных
работ.
Недельный учебный план
начального общего образования для учащихся с ЗПР
I-IV классы
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные предметы/
классы
Количество часов в
неделю
II
III
IV
I
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранныйязык
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный
язык(анг.яз)
Математика
Математика и
информатика
Обществознание
и Окружающий мир
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и
светской
культур и светской
этики
этики
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая культура
Итого
Труд (Технология)
Физическая культура
всего
5
4
-
5
4
2
5
4
2
5
4
2
20
16
6
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
-
-
-
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
2
20
1
2
22
1
2
22
1
2
23
4
8
87
1
1
0
3
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Функциональная грамотность
1
Учебные недели
33
34
34
34
135
Максимально допустимая недельная
нагрузка при
5–дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность ,часов в неделю, в
том числе:
21
23
23
23
90
до 10
до 10
до
10
7
1
7
1
7
1
7
1
28
4
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
4
4
12
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающие курсы:
Психокоррекционные занятия (психологические )
Коррекционно-развивающие курсы: Логопедические
занятия
Коррекционно-развивающие курсы:
Дефектологические занятия
Восполнение пробелов по математике
Восполнение пробелов по русскому языку
Другие направления внеурочной деятельности
Спортивный час
Тематические классные часы в рамках программы
«Разговоры о важном»
Орлята России
до 40
до
10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
622940 п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, 5, тел. 8(3435)43-95-72, Е-mail: mou3istok@mail.ru
ПРИНЯТ
Решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 3
Утвержден
Приказом № 72 -Д от 05.06.2024 г.
.
(Протокол № 9 от 29.05.2024г.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант1)
на 2024 – 2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования для обучающихся с
умственной
отсталостью
развития
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3
Горноуральского городского округа (далее - учебный план) для 1-4 классов,
реализующих АООП УО (вариант 1), соответствующую ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план является частью адаптированной основной образовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы №3 Горноуральского городского округа, разработанной в соответствии с
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учетом
Федеральной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и
обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП
2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 Горноуральского
городского округа начинается 02.09.2024 года и заканчивается 26.05.2025 года.
Продолжительность учебного года в 1 и 1 дополнительном классах - 33
учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебных недели.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 1 и 1 дополнительном классах - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня
составляет:
для обучающихся 1-х и 1 дополнительных классов - не превышает 4
уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счёт урока адаптивной
физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в
расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по
шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за
исключением 1 и 1 (дополнительного) класса.
Обучение в 1-м и 1-м дополнительном классах осуществляется с соблюдением
следующих дополнительных требований:
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
без домашних заданий;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в
сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40
минут каждый, и 5 уроков один раз в неделю за счёт урока адаптивной
физической культуры).
В 1-х и 1-х дополнительных классах в соответствии со ступенчатым режимом
обучения в сентябре-октябре максимально допустимая учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе составляет 15 учебных часов. Для выполнения
нормативного количества недельных часов в 1-х классах - 21 учебного часа, в
сентябре - октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48
уроков) проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки
- театрализации, уроки - игры, уроки - викторины, конкурсы, беседы с игровыми
элементами.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников
предусмотрены дополнительные недельные каникулы в апреле.
В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе №3 Горноуральского городского округа языком
обучения является русский язык. В учебном плане представлены шесть
предметных областей и коррекционно- развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей,
которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное
время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных
предметов в обязательной части учебного плана может различаться для
обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана,
образовательных отношений, предусматривает:
формируемая
участниками
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является коррекционноразвивающая область.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
учебного
плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно-
развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью, на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не
учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки.
Всего на коррекционно-развивающую область (обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей) отводится не менее 6 часов в неделю из часов
внеурочной деятельности. (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573),
действующим до 1 января 2027г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация
индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели
во
II
-IV
классах).
Недельный учебный план
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями))
I-IV классы
Учебные предметы
Количество часов
I(до
I
II
III
IV
п)
Русский язык и речевая
Русский язык
2
3
3
3
3
практика
Чтение
2
3
4
4
4
Речевая практика
3
2
2
2
2
Математика
Математика
3
3
4
4
4
Естествознание
Мир природы и человека
2
2
1
1
1
Искусство
Музыка
2
2
1
1
1
Рисование(изобразительн
2
1
1
1
1
ое искусство)
Физическая культура
Адаптивная физическая
3
3
3
3
3
культура
Технология
Ручной труд
2
2
1
1
1
ИТОГО
21
21
20
20
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
3
3
3
Предметные области
всего
12
15
8
15
5
5
4
12
5
102
9
Социально-бытовая
ориентировка
-
-
1
1
1
3
Функциональная
грамотность
Основы безопасности
жизнедеятельности
-
-
1
1
1
3
-
-
1
1
1
3
21
23
Коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
2
2
2
Дефектологические занятия
2
2
2
Психокоррекционные занятия
1
1
1
Ритмика
1
1
1
6
6
6
Внеурочная деятельность
Спортивный час
1
1
Хоровая студия
1
1
Тематические классные часы в рамках программы
1
1
«Разговоры о важном»
Орлята России
1
1
4
4
Всего :
31
33
23
23
90
2
2
1
1
6
2
2
1
1
6
10
10
5
5
30
1
1
1
1
1
1
4
4
4
1
4
33
1
4
33
4
20
130
ИТОГО
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 3 определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочногй деятельности
для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350
часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной
организации.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочной
(экскурсии, походы, соревнования, посещение театров, музеев, проведение
общественно- полезных практик и иные формы).Содержание данных занятий
формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и осуществляется посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких как хоровая студия, спортивные
игры, киноклуб, школа юного актера, дорожная азбука и др. При организации
внеурочной деятельности обучающихся возможно использование ресурсов
центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
(структурное подразделение МАОУ СОШ № 3), организаций дополнительного
образования ( учреждения культуры, спорта). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательной деятельности в образовательной организации. Школа
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на развитие обучающихся. МАОУ СОШ № 3 самостоятельно
разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. Время, отведенное
на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается перераспределение
часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня
общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет
образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Форма организации внеурочной
деятельности
Спортивные игры
План внеурочной деятельности начального общего образования
(1-4 классы)
1-е классы
2-е классы
3-и классы
1а
1б
2а
2б
2в
3а
3б
3в
4а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Хоровая студия
Киноклуб
4-е классы
0,25
Школа юного актера
1
0,25
0,25
0
0,25
1
0,25
0,25
1
0,25
4б
1
1
0,25
0,25
1
0,25
1
Юным умникам и умницам
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
Введение в информатику
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
Дорожная азбука (РДДТ)
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
Искусство изобразить слово:
каллиграфия для детей
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
Функциональная грамотность
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
Финансовая грамотность
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
Тематические классные часы в
рамках программы «Разговоры о
важном»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Орлята России
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6,25
206,25
6,25
206,25
6,25
212,5
6,25
212,5
6,25
212,5
6,25
212,5
6,25
212,5
6,25
212,5
9,25
314,5
Итого часов в неделю:
Итого часов в год:
9,25
314,5