РП курса ВУД Искусство изобразить слово каллиграфия для детей, 1 кл

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловскойобласти
Горноуральский городскойо круг
МАОУСОШ№3
Рассмотрено
ШМО начальных классов
Руководитель МО
_____ШишоваО.И.
протокол№6
от"17"05.2023г.

Согласовано
Зам.директора поУР
_______БуроваВ.М.

Утверждено
Директор
Беломестных Л.П.
приказ № 51Д
от 18.05.2023 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Искусство изображать слово: каллиграфия для
детей»
1 КЛАСС

П. ЧЕРНОИСТОЧИНСК 2023

1

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Искусство изображать слово:
каллиграфия для детей» для учащихся 1 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования на основе программы О.В. Лысенко «Каллиграфия».
Программа реализуется в форме внеурочной деятельности. Срок реализации
программы 1 год.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в
тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у
большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают
формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по
каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и
педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым
почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному
прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует
воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать
навыки письма через различные методы и приёмы.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия
каллиграфией и приёмами работы с ними;
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового
наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на
строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции
строчных и заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при
необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений
пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.
II. Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МАОУ
СОШ № 3 программа «Искусство изображать слово: каллиграфия для детей»
реализуется в 1-м классе. Программа по каллиграфии рассчитана на проведение

2

теоретических и практических занятий с детьми. Занятия проводятся 1 раз в неделю,
33 часа в год .
III. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Важными ориентирами содержания данной программы являются:
- эмоциональное развитие души;
- раскрытие творческих способностей;
- пространственное видение окружающего мира;
- воспитание воли, терпения, прилежания, аккуратности, ответственности за
- стимуляция речи и мышления;
- приобщение к изобразительному творчеству;
- защита и профилактика от компьютерной зависимости;
- коррекция почерка.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ
определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе
постепенного увеличения степени сложности знаков и с учетом возможности
проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Основные положения программы, последовательность разделов и их
содержание остаются для обучаемых всех возрастных групп одинаковыми,
изменяется степень сложности выполнения задания.
По данной образовательной программе можно заниматься из года в год,
преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения.

IV.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
Введение ( 2 ч)
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности.
Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики рук ( 2 ч)
Упражнения для развития свободных движений руки.Штриховка
геометрических фигур.
Упражнение для работы над высотой букв ( 4 ч)
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка.Написание заглавных
букв с использованием модульной сети.Буквица.Вензель ( применение
каллиграфии в вышивке и искусстве).
Упражнения для работы над формой отдельных букв ( 7 ч)
Письмо с проговариванием.Упражнения для работы над формой отдельных
букв.Прием работы с калькой.Упражнения для работы над формой отдельных
букв. Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д.Упражнения для работы над
формой
отдельных
букв.
Последовательность
написания
букв
Ф,ф.Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты
написания элемента буквы «ы».Упражнения для работы над формой
отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р.Упражнения для работы над
формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка».
3

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 ч)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и,л.Упражнения
для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.Упражнения для работы
над формой сопоставляемых букв: о,ю.Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: л,я.Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: х, ж. Безотрывное написание Х,Ж.Упражнения для
работы над формой сопоставляемых букв: ч,у.Упражнения для работы над
формой сопоставляемых букв: в, з.Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: з, е.Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: с, э.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (6
ч)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов
букв.Выполнение заданий по образцу.Упражнения для работы над
соединением букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. Упражнения
для работы над соединением букв. Прописывание слогов: нижнее
соединение.Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: верхнее соединение. Рациональные способы соединений в словах.
Упражнения для работы над соединением букв.
Практические и творческие работы ( 2 ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста
объявления, визитной карточки ученика.
V.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:
 формирование чувства гордости за свою Родину;
 формирование средствами литературных произведений целостного
взгляда на мир в единстве и разнообразии природы;
 уважительного отношения к русскому языку как родному языку
русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
 интереса к языковой и речевой деятельности;
 представления о многообразии окружающего мира, некоторых
духовных традициях русского народа;
 формирование уважительного отношения к иному мнению;
 овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
 воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально4














нравственной;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в
проектной деятельности;
понимания нравственного содержания поступков окружающих людей,
ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению
к материальным и духовным ценностям, формирование установки
на безопасный, здоровый образ жизни;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной
деятельности, к созданию собственных информационных объектов и
др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;

Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
 освоение способами решения проблем творческого и поискового
характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
 активное
использование
речевых
средств
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
 использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях;
 овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания
5




















в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в
устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве
необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё
собственное мнение (позицию), аргументировать его;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и
ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели,
схемы, таблицы) представления информации для создания моделей
изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для
решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и
позиции;

6

VI. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы
1 класс ( 33 ч)
№
занятия

Наименование темы

Колво
часов

Введение ( 2 ч)
1
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности.
2
Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики ( 2 ч)
3
Упражнения для развития свободных движений руки.
4
Штриховка геометрических фигур.
Упражнение для работы над высотой букв( 4 ч)
5
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка
6
Написание заглавных букв с использованием модульной сети.
7
Буквица
8
Вензель ( применение каллиграфии в вышивке и искусстве)
Упражнения для работы над формой отдельных букв ( 7 ч)
9
Письмо с проговариванием
10
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Прием работы с калькой
11
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с
нижним элементом: з, р, у, д
12
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность
написания букв Ф,ф
13
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания
элемента буквы «ы».
14
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы
Г,П,Т,Р
15
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности
написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 ч)
16
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и,л
17
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.
18
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю.
19
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л,я.
20
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж.
Безотрывное написание Х,Ж.
21
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у
22
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з.
23
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е.
24
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (6 ч)
25
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.
26
Выполнение заданий по образцу.
27
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
нижнее соединение.
28
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
нижнее соединение.

7

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30

31
32
33

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
верхнее соединение
Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы над
соединением букв.
Практические и творческие работы ( 3 ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке
Написание текста объявления, визитной карточки ученика.
Контрольное списывание
Итого

1
1

1
1
1
33ч

VII.Описание учебно-методического иматериально-технического обеспечения
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. –
М.Просвещение, 2008
2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
3. Васина В.В. Праздник числа. М., 2003 г.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и
красиво. Академия развития, 2010 г.
5. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические
рекомендации для учителя.
6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте:
программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь
«Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».