МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образованием Горноуральского Городского округа
МАОУ СОШ № 3
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
общественных и
технических дисциплин
Заместитель директора
по УР
Директор
________________________
________________________ ________________________
Малева В.П.
Бурова В.П.
Беломестных Л.П.
протокол №1 от
приказ 95-Д от 29.08.2023г.
29.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волейбол»
для учащихся 7-9 классов
п.Черноисточинск, 2023г
I. Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность
обучающихся
общеобразовательных
учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме
учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач
их воспитания и социализации.
Согласно федеральному
учебному плану общеобразовательных
организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по
желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«Волейбол»
предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с
обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в
7–9 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной
работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном
учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на
зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся
максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения
пользоваться
приобретёнными
навыками.
Проявляются
положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия
решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет
собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Широкому
распространению
волейбола
содействует
несложное
оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму
учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел
2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от
23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования» в части сохранения и
укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо
МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования (2009г.).
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как
одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея
программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового
образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и
укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены
культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа
внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и
направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья,
физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств,
освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков,
основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья,
содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;
обучение технике и тактике игры в волейбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических
знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Целью реализации основной образовательной программы является
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того,
что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно
изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному
направлению
«Волейбол»
предназначена
для
обучающихся 7–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности
определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной
деятельности проводятся после всех уроков основного расписания,
продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной
спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного
процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия
Посвящены только одному из
компонентов подготовки
волейболиста: техникой, тактикой
или физической
Комбинированные занятия
Включают два-три компонента в
различных сочетаниях: техническая и
физическая подготовка; техническая
и тактическая подготовка;
техническая, физическая и
тактическая подготовка.
Целостно-игровые занятия
Построены на учебной
двухсторонней игре в волейбол по
упрощенным правилам, с
соблюдением основных правил.
Контрольные занятия
Прием нормативов у занимающихся,
выполнению контрольных
упражнений (двигательных заданий)
с целью получения данных об уровне
технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся.
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует
формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию
здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
выпускников,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе
изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Волейбол»
является
формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В
предложенных
педагогом
ситуациях
общения
и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе
данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на
занятии.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя разные источники информации, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный
материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
игре и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём
здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности
для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по
причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,
посещающих
спортивные
секции
и
спортивно-оздоровительные
мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 7-9 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Перемещения
4
2
Верхняя передача
4
3
Нижняя передача
4
4
Приём мяча
5
5
Индивидуальные тактические действия в защите
3
6
Совершенствование техники верхней, нижней передачи
6
7
Прямой нападающий удар
4
8
Совершенствование верхней прямой подачи
4
9
Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите
4
10
Двусторонняя учебная игра
12
11
Одиночное блокирование
4
12
Страховка при блокировании
4
13
Командные тактические действия в нападении и защите
4
14
Физическая подготовка в процессе занятия
6
Итого
68час
Календарно-тематическое планирование 7-9 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Разучивание стойки игрока (исходные положения).
1
2
Разучивание перемещения в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.
1
3
Перемещение в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперёд.
1
4
Двусторонняя учебная игра.
1
5
Разучивание сочетания способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх).
1
6
Эстафеты с различными способами перемещений.
1
7
Разучивание передачи сверху двумя руками вперёдвверх (в опорном положении).
1
8
Разучивание верхней передачи мяча у стены.
1
9
Двусторонняя учебная игра.
1
10
Разучивание передачи снизу двумя руками над
собой.
1
11
Разучивание передачи снизу двумя руками в парах.
1
12
Разучивание нижней прямой подачи.
1
13
Двусторонняя учебная игра.
1
14
Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.
1
15
Разучивание приёма мяча снизу двумя руками.
1
16
Эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приёмов и тактических действий.
1
17
Разучивание приём мяча сверху двумя руками.
1
18
Игры, развивающие физические способности.
1
19
Разучивание индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.
1
20
Двусторонняя учебная игра.
1
21
Эстафеты на закрепление и совершенствование
1
технических приёмов и тактических действий.
22
Двусторонняя учебная игра.
1
23
Разучивание верхней прямой подачи.
1
24
Разучивание одиночного блокирования.
1
25
Двусторонняя учебная игра.
1
26
Закрепление верхней передачи мяча у стены.
1
27
Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.
1
28
Разучивание одиночного блокирования.
1
29
Разучивание страховки при блокировании.
1
30
Разучивание прямого нападающего удара (по ходу).
1
31
Двусторонняя учебная игра.
1
32
Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.
1
33
Разучивание прямого нападающего удара (по ходу).
1
34
Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.
1
35
Двусторонняя учебная игра.
1
36
Разучивание одиночного блокирования.
1
37
Разучивание страховки при блокировании.
1
38
Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.
1
39
Двусторонняя учебная игра.
1
40
Разучивание одиночного блокирования.
1
41
Приём мяча снизу, сверху двумя руками.
1
42
Разучивание верхней прямой подачи.
1
43
Двусторонняя учебная игра.
1
44
Приём мяча снизу, сверху двумя руками.
1
45
Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.
1
46
Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.
1
47
Двусторонняя учебная игра.
1
48
Приём мяча снизу, сверху двумя руками.
1
49
Закрепление верхней передачи мяча у стены.
1
50
Разучивание страховки при блокировании.
1
51
Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.
1
52
Приём мяча снизу, сверху двумя руками.
1
53
Разучивание верхней прямой подачи.
1
54
Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.
1
55
Двусторонняя учебная игра.
1
56
Разучивание страховки при блокировании.
1
57
Закрепление прямого нападающего удара.
1
58
Закрепление индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.
1
59
Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.
1
60
Двусторонняя учебная игра.
1
61
Приём мяча снизу, сверху двумя руками.
1
62
Разучивание индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.
1
63
Закрепление индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.
1
64
Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.
1
65
Двусторонняя учебная игра.
1
66
Разучивание индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.
1
67
Закрепление прямого нападающего удара.
1
68
Закрепление индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.
1