РП ВУД Волейбол 7-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области
Управление образованием Горноуральского Городского округа
МАОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
общественных и
технических дисциплин

Заместитель директора
по УР

Директор

________________________
________________________ ________________________
Малева В.П.
Бурова В.П.
Беломестных Л.П.
протокол №1 от
приказ 95-Д от 29.08.2023г.
29.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волейбол»
для учащихся 7-9 классов

п.Черноисточинск, 2023г

I. Пояснительная записка
Внеурочная
деятельность
обучающихся
общеобразовательных
учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме
учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач
их воспитания и социализации.
Согласно федеральному
учебному плану общеобразовательных
организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по
желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
«Волейбол»
предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с
обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в
7–9 классах.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического
воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в
урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной
работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурномассовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном
учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять
двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и
скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия
волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают
силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на
зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся
максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения
пользоваться
приобретёнными
навыками.
Проявляются
положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия
решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет
собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Широкому
распространению
волейбола
содействует
несложное
оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения,
способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол,
развитию физических способностей.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной
деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму
учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел
2.9.;

Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»,

Постановление Правительства Российской Федерации от
23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования» в части сохранения и
укрепления здоровья школьников.

О недопустимости перегрузок обучающихся в школе (Письмо
МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Гигиенические требования к условиям реализации основной
образовательной программы начального общего образования (2009г.).


Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному направлению «Волейбол» может рассматриваться как
одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея
программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового
образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья как необходимого условия социального благополучия
и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и
укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены
культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа
внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному
направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и
направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья,
физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств,
освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков,
основ спортивной техники избранного вида спорта.
Цель конкретизирована следующими задачами:

пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья,
содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;

обучение технике и тактике игры в волейбол;

развитие физических способностей (силовых, скоростных,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);



формирование у обучающихся необходимых теоретических

знаний;


воспитание моральных и волевых качеств.

Целью реализации основной образовательной программы является
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником
общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями
ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того,
что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно
изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и
оздоровительному
направлению
«Волейбол»
предназначена
для
обучающихся 7–9 классов. Принадлежность к внеурочной деятельности
определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной
деятельности проводятся после всех уроков основного расписания,
продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной
спортивной площадке. Здоровьесберегающая организация образовательного
процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям занимающихся.
Таблица 1
Формы проведения занятия и виды деятельности
Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из
компонентов подготовки
волейболиста: техникой, тактикой
или физической

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в
различных сочетаниях: техническая и
физическая подготовка; техническая
и тактическая подготовка;
техническая, физическая и
тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной
двухсторонней игре в волейбол по
упрощенным правилам, с
соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся,
выполнению контрольных
упражнений (двигательных заданий)
с целью получения данных об уровне
технико-тактической и физической
подготовленности занимающихся.

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по
физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол»
соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует
формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию
здоровьесберегающих практик.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового
образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
выпускников,
отражающие
их
индивидуально-личностные
позиции,
социальные
компетентности,
личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;

метапредметные результаты – освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);

предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе
изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному
направлению
«Волейбол»
является
формирование следующих умений:

Определять и высказывать простые и общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В
предложенных
педагогом
ситуациях
общения
и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе
данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на
занятии.

Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя разные источники информации, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный
материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
игре и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация
работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём
здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности
для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по
причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся,
посещающих
спортивные
секции
и
спортивно-оздоровительные
мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения,
приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной
деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному
здоровью.
II. Учебно-тематический план курса «Волейбол»
Тематическое планирование 7-9 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1

Перемещения

4

2

Верхняя передача

4

3

Нижняя передача

4

4

Приём мяча

5

5

Индивидуальные тактические действия в защите

3

6

Совершенствование техники верхней, нижней передачи

6

7

Прямой нападающий удар

4

8

Совершенствование верхней прямой подачи

4

9

Совершенствование приёма мяча с подачи и в защите

4

10

Двусторонняя учебная игра

12

11

Одиночное блокирование

4

12

Страховка при блокировании

4

13

Командные тактические действия в нападении и защите

4

14

Физическая подготовка в процессе занятия

6

Итого

68час

Календарно-тематическое планирование 7-9 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Разучивание стойки игрока (исходные положения).

1

2

Разучивание перемещения в стойке приставными
шагами: правым, левым боком, лицом вперёд.

1

3

Перемещение в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперёд.

1

4

Двусторонняя учебная игра.

1

5

Разучивание сочетания способов перемещений (бег,
остановки, повороты, прыжки вверх).

1

6

Эстафеты с различными способами перемещений.

1

7

Разучивание передачи сверху двумя руками вперёдвверх (в опорном положении).

1

8

Разучивание верхней передачи мяча у стены.

1

9

Двусторонняя учебная игра.

1

10

Разучивание передачи снизу двумя руками над
собой.

1

11

Разучивание передачи снизу двумя руками в парах.

1

12

Разучивание нижней прямой подачи.

1

13

Двусторонняя учебная игра.

1

14

Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.

1

15

Разучивание приёма мяча снизу двумя руками.

1

16

Эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приёмов и тактических действий.

1

17

Разучивание приём мяча сверху двумя руками.

1

18

Игры, развивающие физические способности.

1

19

Разучивание индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.

1

20

Двусторонняя учебная игра.

1

21

Эстафеты на закрепление и совершенствование

1

технических приёмов и тактических действий.
22

Двусторонняя учебная игра.

1

23

Разучивание верхней прямой подачи.

1

24

Разучивание одиночного блокирования.

1

25

Двусторонняя учебная игра.

1

26

Закрепление верхней передачи мяча у стены.

1

27

Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.

1

28

Разучивание одиночного блокирования.

1

29

Разучивание страховки при блокировании.

1

30

Разучивание прямого нападающего удара (по ходу).

1

31

Двусторонняя учебная игра.

1

32

Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.

1

33

Разучивание прямого нападающего удара (по ходу).

1

34

Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.

1

35

Двусторонняя учебная игра.

1

36

Разучивание одиночного блокирования.

1

37

Разучивание страховки при блокировании.

1

38

Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.

1

39

Двусторонняя учебная игра.

1

40

Разучивание одиночного блокирования.

1

41

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

42

Разучивание верхней прямой подачи.

1

43

Двусторонняя учебная игра.

1

44

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

45

Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.

1

46

Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.

1

47

Двусторонняя учебная игра.

1

48

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

49

Закрепление верхней передачи мяча у стены.

1

50

Разучивание страховки при блокировании.

1

51

Совершенствование приёма мяча снизу двумя
руками.

1

52

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

53

Разучивание верхней прямой подачи.

1

54

Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.

1

55

Двусторонняя учебная игра.

1

56

Разучивание страховки при блокировании.

1

57

Закрепление прямого нападающего удара.

1

58

Закрепление индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.

1

59

Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.

1

60

Двусторонняя учебная игра.

1

61

Приём мяча снизу, сверху двумя руками.

1

62

Разучивание индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.

1

63

Закрепление индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.

1

64

Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости,
гибкости.

1

65

Двусторонняя учебная игра.

1

66

Разучивание индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.

1

67

Закрепление прямого нападающего удара.

1

68

Закрепление индивидуальных тактических действия
в нападении, защите.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».