МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и политики Свердловской области
Горноуральского городского округа
МАОУ СОШ № 3
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам.директора по УР
Директор МАОУ СОШ№ 3
________________________ ________________________ ________________________
Дмитриева Т.В.
протокол №1
от «28» августа2023 г.
Бурова В.М.
Приказ №95-Д
от «29» августа2023 г.
Беломестных Л.П.
приказ №95-Д
от «29» августа2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
п. Черноисточинск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, основной образовательной программы среднего общего
образования.
Примерной
программы
метапредметного
курса
«Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих
программы среднего общего образования /Д.А. Логинов. – Саратов: ГАУ
ДПО «СОИРО», 2020
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса
обусловлен основной образовательной программой основного общего
образования. В соответствии с ФГОС СОО данная рабочая программа
направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП
СОО, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные
результаты, в том числе на формирование планируемых результатов
освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных
учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы
проектно-исследовательской деятельности».
Цели и задачи изучения курса
Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный
проект»: формирование проектной компетентности обучающихся,
осваивающих основную образовательную программу среднего общего
образования.
Основные задачи.
Сформировать:
- способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной
ситуации;
- способность к рефлексии внутренних и внешних причин,
порождающих неопределенность ситуации;
- способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность
использовать их в качестве инструментов ее преобразования.
Развить:
- способность к определению конкретных целей преобразования
неопределенной ситуации;
- способность к определению алгоритма конкретных шагов для
достижения поставленной цели;
- способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа
предъявления достигнутых результатов социуму.
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Логинов Д.А. Примерная программа метапредметного курса
«Индивидуальный проект» для образовательных организаций, реализующих
программы среднего общего образования /Д.А. Логинов. – Саратов: ГАУ
ДПО «СОИРО», 2020
2.
Н.Ф. Яковлева Проектная деятельность в образовательном
учреждении. Учебное пособие. М.: Флинта, 2021
Место курса в учебном плане
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 34
часа в 10 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Методология проектной и исследовательской деятельности
1.1. Понятие
«проект».
Теоретические
основы
учебного
проектирования. Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной
деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий
проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект.
Управление проектами.
1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию.
Современный проект учащегося - дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирования определенных личностных качеств. Структура и содержание
учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы проекта.
1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение
источников информации. Определение способов сбора и анализа
информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и
процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение
информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор
оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные
инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
1.4. Проектная
и
исследовательская
деятельность:
точки
соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность.
Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при
проведении исследования. Исследовательские проекты.
1.5. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности.
Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности.
Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.
1.6. Методологические атрибуты исследовательской деятельности.
Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования.
Проблема исследования. Построение гипотезы. Цели и задачи исследования.
Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.
1.7. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы
эмпирического исследования
(наблюдение,
сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования
(восхождение от абстрактного к конкретному).
1.8. Практическое
занятие
по
проектированию
структуры
индивидуального проекта (учебного исследования). Инициализация проекта,
исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования.
Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки
продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита
замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта,
исследовательской работы. Представление структуры индивидуального
проекта (учебного исследования).
Информационные
ресурсы
проектной
и
исследовательской
деятельности
2.1. Работа
с
информационными
источниками.
Поиск
и
систематизация
информации.
Информационная
культура.
Виды
информационных источников. Инструментарий работы с информацией методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
2.2. Информационные
ресурсы
на
бумажных
носителях.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки
чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях.
Применение информационных технологии” в исследовании, проектной
деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования.
2.4. Технологии визуализации и систематизации текстовой
информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы.
Опорные конспекты.
2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой
информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты.
Создание скетчей (визуальных заметок). Инфографика. Скрайбинг.
2.6. Требования к оформлению проектной и исследовательской
работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление
таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы. Сбор и систематизация материалов.
2.7. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий
визуализации и систематизации текстовой информации. Представление идеи
индивидуального проекта с помощью интеллект-карты.
2.8. Практическое
занятие.
Оформление
проектной
(исследовательской) работы обучающегося.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
3.1. Представление
результатов
учебного
проекта.
Анализ
информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка
возможных форм представления результатов. Обоснование процесса
проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный
отчет.
3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ
информации, выполнение учебного исследования, формулирование выводов.
Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование
процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка.
Письменный отчет.
3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта
самооценки индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ
выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин
этого, анализ достижений поставленной цели.
Коммуникативные навыки
4.1. Коммуникативная
деятельность.
Диалог.
Монолог.
Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в
целом. Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное
общение.
4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор.
Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на
участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия:
виды и технологии.
4.3. Практическое занятие. Дискуссия.
4.4. Практическое занятие. Дебаты.
4.5. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы
подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование
наглядных средств. Анализ выступления.
4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная
защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия
проектной деятельности, исследований.
На «Индивидуальный проект» в 10 классе отводится 34 часа (1 час в
неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам
освоения обучающимися программ среднего общего образования:
личностным, метапредметным и предметным.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
структуре
личностных
результатов
освоения
предмета
«Индивидуальный проект» выделены следующие составляющие: осознание
обучающимися российской гражданской идентичности – готовности к
саморазвитию, самостоятельности и самоопределению, наличие мотивации к
обучению биологии, целенаправленное развитие внутренних убеждений
личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций развития
биологического знания, готовность и способность обучающихся
руководствоваться
в
своей
деятельности
ценностно-смысловыми
установками, присущими системе проектного образования, способности
ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Индивидуальный проект»
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, уважения к закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1)гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании
учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к
явлениям современной жизни и объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного
взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и
социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения
учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительного
отношения к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов
биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и
развитие биологии, понимания значения биологии в познании законов
природы, в жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни,
бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику
жизни на Земле, основе её существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии
знания и умения при решении проблем, связанных с рациональным
природопользованием (соблюдение правил поведения в природе,
направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов,
экосистем, биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
природной среде, умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры,
опыта
деятельности
экологической
направленности,
умения
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, готовности к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета включают:
значимые
для
формирования
мировоззрения
обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс,
система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,
исследование,
наблюдение,
измерение,
эксперимент
и
других),
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные),
обеспечивающие
формирование
функциональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся, способность
обучающихся
использовать
освоенные
междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в
познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
1)базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления
(анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл
биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, формулировать выводы и заключения;
применять
схемно-модельные
средства
для
представления
существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а
также
противоречий
разного
рода,
выявленных
в
различных
информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2)базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного
пособия, научно-популярной литературе, словарях и справочниках,
компьютерных базах данных, в Интернете), анализировать информацию
различных видов и форм представления, критически оценивать её
достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и
отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных
задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий, совершенствовать культуру активного использования различных
поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки
и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с
биологической информацией: применять химические, физические и
математические знаки и символы, формулы, аббревиатуру, номенклатуру,
использовать
и
преобразовывать
знаково-символические
средства
наглядности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1)общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать
в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы (умение задавать
вопросы, высказывать суждения относительно выполнения предлагаемой
задачи, учитывать интересы и согласованность позиций других участников
диалога или дискуссии);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, предпосылок возникновения конфликтных ситуаций,
уметь смягчать конфликты и вести переговоры;
владеть различными способами общения и взаимодействия, понимать
намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
2)совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении учебной задачи;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1)самоорганизация:
использовать знания для выявления проблем и их решения в жизненных
и учебных ситуациях;
выбирать на основе знаний целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и
здоровью окружающих;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2)самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
3)принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Планируемые результаты освоения программы курса «Индивидуальный
проект» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их
достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки
достижения этих результатов.
личностные результаты:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
- экологическая культура, бережное отношения к природным
богатствам России и мира;
- понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов;
- умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта;
- действие смыслообразования (установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется.Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое
значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
Планируемые
метапредметные
результаты
включают
группу
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий.
Универсальные учебные действия:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его
реального продукта;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие материальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия: моделирование - преобразование
объекта из чувственной формы в пространственно - графическую или
знаково-символическую
модель,
где
выделены
существенные
характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область;
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том
числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- умение структурировать знания;
- получит представление о таких понятиях, как концепция, научная
гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и
метод анализа данных;
- отличать исследования в гуманитарных областях от исследований
в естественных науках;
получит представления об истории науки, о новейших
разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,
изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита
авторского права и др.);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных
дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих
учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при
решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при
решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для
интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской
работы;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и
со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать
конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
предметные результаты:
В результате обучения по программе метапредметного курса
«Индивидуальный проект» обучающийся научится:
- формулировать цели и задачи проектной (исследовательской)
деятельности;
- планировать работу по реализации проектной (исследовательской)
деятельности;
- реализовывать
запланированные
действия
для
достижения
поставленных целей и задач;
- оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
- осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными
целью и задачами и конечным результатом;
- использовать технологию учебного проектирования для решения
личных целей и задач образования;
- навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта
(исследования);
- осуществлять
деятельности.
осознанный
выбор
направлений
созидательной
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
1
Теоретические основы учебного
проектирования.
2
2
Постановка задач и выбор критериев
оценки результатов и процесса.
2
3
Планирование учебного проекта
8
4
Методологические атрибуты
исследовательской деятельности.
6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292
5
Различные источники информации.
5
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292
6
Коммуникативная деятельность.
8
7
8
Представление результатов учебного
проекта.
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292https://resh.edu.ru/subject/5/10/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292https://resh.edu.ru/subject/5/10/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292https://resh.edu.ru/subject/5/10/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292https://resh.edu.ru/subject/5/10/
3
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c292
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
1
Понятие
«проект».
Теоретические
основы учебного проектирования.
1
2
Планирование учебного проекта.
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6122
3
Анализ
проблемы
информации.
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6564
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e674e
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6b72
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6b72
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6870
4
5
6
7
источников
. Определение способов сбора и анализа
информации.
Постановка задач и выбор критериев
оценки результатов и процесса.
Определение способа представления
результата.
Сбор
и
уточнение
информации, обсуждение альтернатив
(мозговой штурм), выбор оптимального
варианта, уточнение планов деятельности
Основные инструменты: интервью,
эксперименты, опросы, наблюдения.
Типология проектов. Исследовательский
проект. Творческий проект.
Игровой
проект.
Информационный
проект.
Практический
проект.
Управление проектами. Проект как вид
учебно-познавательной
и
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e6122https://m.edsoo.ru/863e632a
17
профессиональной деятельности.
Учебный проект: требования к структуре
и содержанию. Планирование учебного
проекта
Проектная
и
исследовательская
деятельность: точки соприкосновения.
Основные
понятия
учебноисследовательской деятельности
.
Методологические
атрибуты
исследовательской
деятельности.
Построение гипотезы исследования.
. Определение цели и задач проекта,
исследовательской
работы.
Практический выход проекта, его
актуальность новизна
Предмет и объект исследования. Методы
эмпирического
и
теоретического
исследований
Практическое
занятие
по
проектированию
структуры
индивидуального проекта (учебного
исследования)
Различные
источники информации.
Телевидение. Литературные источники.
Интернет.
Технологии
визуализации
и
систематизации текстовой информации.
Коммуникативная деятельность. Диалог.
Монолог.
Стратегии
группового
взаимодействия.
Аргументация. Дискуссия. Дебаты
18
Анализ
8
9
10
11
12
13
14
15
16
информации,
выполнение
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6d5c
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e6e88
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eaea2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e6ff0https://m.edsoo.ru/863e716c
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e766c
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e7c98
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e7aae
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e7dc4
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e796e
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e796e
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e7540
19
проекта,
формулирование
выводов.
Подготовка
возможных
форм
представления результатов.
Обоснование процесса проектирования.
Объяснение полученных результатов
результатов
20
Представление
проекта.
результатов
21
Представление
проекта.
22
23
24
25
26
27
28
29
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e81b6https://m.edsoo.ru/863e831e
учебного
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e7f4a
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e81b6
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e8436
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e86f2
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e8878
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e89a4
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e8c60
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e8c60
проектной
работы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e8efe
проектной
работы
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e8efe
учебного
Подготовка
возможных
форм
представления результатов. Обоснование
процесса проектирования.
Диаграммы
и
графики.
Графы.
Сравнительные
таблицы.
Опорные
конспекты.
Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи.
Интеллект-карты.
Инфографика.
Скрайбинг
Стратегии группового взаимодействия.
Практическое
занятие.
выступление
Оформление
(исследовательской)
обучающегося
Оформление
(исследовательской)
обучающегося
1
Публичное
Подготовка к представлению результатов
учебного проекта
Подготовка к представлению результатов
31
учебного проекта
Представление результатов учебного
32
исследования
Представление результатов учебного
33
исследования
Представление результатов учебного
34
исследования
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
30
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e8d78
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eaea2
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e9214
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e9214
1
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863e9336
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Индивидуальный проект. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. [О.И. Сенина] – Усть-Илимск, 2021 – 38 с
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.:
Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная
деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. –
2019. - № 2. – С. 94-117
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2016
Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и
семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе
партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и
дополнительного образования. – 2013. - № 3.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7554/main/296613/