РП ВУД Теория и практика написания сочинения 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Муниципальное образование Горноуральский Свердловской области
МАОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО
Захарова И.Н. _________

с зам. директора по УВР
Бурова В.М._____________

Директором МАОУ СОШ №3
Беломестных Л.П.________

Протокол № 1
от 28.08.2025

Приказ № 107-Д
от 29.08.2025

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Теория и практика написания сочинения»
11 класс

п. Черноисточинск 2025

1. Пояснительная записка
Программа учебного курса «Теория и практика написания
с о ч и н е н и я » предназначена для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа.
В результате изучения курса « Т е о р и я и п р а к т и к а н а п и с а н и я с о ч и н е н и я »
выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в
тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания,
определять его основную мысль;
выстраивать композицию
письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего
коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые
в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного
специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного
предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи
учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных
предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культураречи.
Актуальность курса на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что
полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные
высказывания, позволяют без трудностей подготовить учащихся к итоговому сочинению в 11 классе., к
качественному выполнению задания 25 на ЕГЭ.
Цели курса
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и
письменной речи.
Сочинение на литературную тему не только дает образование, воспитывает, но и развивает.
В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся,
особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми
школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию
образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и

соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.
Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением.
Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений
различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями
вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные
сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.
Программа курса включает в себя: теоретический материал; практический материал; вопросы
и заданияисследовательского характера.
Цель элективного курса: обеспечение подготовки учащихся к успешному написанию
сочинения. Задачи:
вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для
формирования социальноактивной личности, пробудить интерес к самостоятельному
литературному творчеству, развитьлитературно-творческие способности у обучающихся.
Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение по
литературе способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое
восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства
Место в учебном плане.
Часы на ведение элективного курса выделены из компонента образовательного учреждения.
Элективный курс введен по выбору учащихся и с согласия родителей.
Курс рассчитан на 34 занятия в
11 классеФормы работы.
Аудиторные задания представляют собой систему заданий по развитию речи.

I.
Планируемые результаты курса «Теория и практика написания сочинения»
Личностные:
 ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
 готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительнойдеятельностью;
 принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
 российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
 уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в

Российской Федерации.
Метапредметные:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:
 самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
 оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной

фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.

Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной
функционально-смысловой
принадлежности
(описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления,
лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного

профиля обучения;

правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;

создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
 отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля.

II.

Содержание курса «Теория и практика написания сочинения»

Введение
Требования к творческой части (сочинению) ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с критериями
оценки сочинения.Структура сочинения.
Текст
Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стили речи.
Проблема
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки
проблемы.
Комментарий
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария
проблемы. Письменное оформление комментария.
Позиция автора
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе.
Аргументация
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Композиция сочинения
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Ошибки в сочинении
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и
выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.Этическая
норма.
Обобщение изученного
Основные этапы работы над сочинением
Практические работы по написанию сочинений
Написание сочинений, рассматривающих различные проблемы, поднятые авторами
предложенных для анализа текстов.

III. Тематическое планирование
Основное содержание
Введение
Текст
Проблема
Комментарий
Авторская позиция
Аргументация собственного мнения.
Композиция сочинения
Ошибки в сочинении
Обобщение изученного
Практические работы по написанию сочинений
Итоговая работа
Итого

Количество
1
1
4
4
3
4
2
3
1
9
2
34

часов

Поурочное планирование учебного материала
Теория и практика написания сочинения, 11 класс 1 час в неделю
№
п/п
1

2
3

4
5
6

7

8
9
10

11

12
13
14

15
16

17
18

Тема
Введение. Требования к творческой
части (сочинению) ЕГЭ по русскому
языку. Знакомство с критериями
оценки сочинения. Структура
сочинения
Текст. Тема текста. Основная мысль
текста.Стили речи
Учимся формулировать
проблему
Что такое проблема текста? Категории
(виды) проблем
Как выявить проблему (проблемы)
текста?
Как сформулировать проблему текста?
Выполнение заданий,связанных с
выявлением и формулировкой
проблемы текста
Учимся комментировать
Что такое комментарий.
Типы комментариев
Как оформить комментарий.
Отличие комментария от пересказа
Как оформить цитаты
Задания, связанные с
формулированием
комментированием проблемы
текста
Позиция автора
Что такое позицияавтора?
Как выявить позициюавтора?
Как сформулировать позицию
автора?
Авторили рассказчик?
Учимся аргументировать
Согласие/несогласие спозицией
автора
Что такое аргументация?
Основные типы аргументов
Искусственные доказательства.
Логические аргументы. Чувственные
аргументы
Задания на аргументацию
Что такое композиция сочинения?
С чего начать и чем закончить?

Колво
часов
1

Основные элементы содержания
Структура текста.

1

Типы речи. Тема текста,
основная мысль, стили речи.
Социальные, политические,
экологические,нравственные
проблемы.

1

Текст, основная мысль.

1
1

Контекст.
Проблематика.

1

1

1
1
1

1

1
1
1

Текстуальный,
концепсионныйкомментарий.
Типичные конструкции,
помогающие оформить текст.
Цитата, прямая и косвенная речь.
Комментирование.

Вводные слова и предложения.
Позиция автора.
Стили речи, способыформулировки
авторской позиции, стили речи.
Подтекст.
Согласие, частичноесогласие,
несогласие.

1

Тезис, аргументация,аргументы.

1

Аналогия, аргументык пафосу.

1
1

Аргументация. Вопросноответная форма, вопросительные
предложения, риторические
вопросы, назывные
предложения, риторические

19

20

21

22
23

24
25

26
27
28
29
30
31
32
3334

Работа со вступительной и
заключительной частями
сочинения
Ошибки в сочинении.
Фактические ошибки.
Логические ошибки
Грамматические ошибки и их виды

1

Речевые ошибки. Типы речевых
ошибок
Обобщение изученного.
Основные этапы работы над
сочинением.
Практические работы по
написанию сочинений
Рассмотрение этических проблем в
сочинении
Сочинение, поднимающее проблему
гуманизма, гуманного отношения ко
всему живому
Сочинение, затрагивающее проблему
духовного развития нации
Сочинение по проблеме
формирования гражданской позиции
Философские проблемы в сочинении
Рассмотрение проблемы истинных и
мнимых ценностей в сочинении
Человек и война как проблема
сочинения-рассуждения
Сочинение, затрагивающее проблему
отношения человека к природе
Рассмотрение других проблем в
сочинении-рассуждении на ЕГЭ
Итоговый урок.
Написание сочинения-рассуждения в
формате ЕГЭ

1

восклицания, цитаты.
Структура сочинения.

1

Фактические и логические
несоответствия.

1

Ошибочное словообразование,
формообразование, нарушение
согласования, управления, ошибки в
построении предложений.
Нарушение сочетаемости, тавтология,
плеоназм и т.д.
Структура сочинения.

1

9

Структура сочинения. Написание
сочинения

1
1

1
1
1
1
1
1
1
2

Структура сочинения. Написание
сочинения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».