РП ВУД Я биолог

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Муниципальный округ Горноуральский Свердловской области
МАОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

с зам. директора по УВР
Бурова В.М._____________

Директором МАОУ СОШ №3
Беломестных Л.П.________

Дмитриева Т.В. _________
Протокол № 1

Приказ № 107-Д

от 28.08.2025

от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я биолог» для обучающихся 9 классов

Черноисточинск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке программы по биологии теоретическую основу для
определения подходов к формированию содержания учебного предмета «Я
биолог» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о
взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и
принципах, характеризующих современное состояние системы среднего
общего образования в Российской Федерации, а также положения о специфике
биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным положениям,
определены основные функции программы по биологии и её структура.
Программа даёт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Я
биолог», определяет обязательное предметное содержание, его структуру,
распределение по разделам и темам, рекомендуемую последовательность
изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей
обучающихся на уровне среднего общего образования занимает важное место.
Она обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной
картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт
условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и
человеку.
Структурирование содержания учебного материала в программе по
биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология»
выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне –
овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов
живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Я биолог» на базовом
уровне обеспечивается решением следующих задач:

освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях,
учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой
для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых
систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в
биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
Для изучения программы «Я биолог» на базовом уровне основного
общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю)в 9.
1.Планируемые

результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В структуре личностных результатов освоения предмета «Биология»
выделены следующие составляющие: осознание обучающимися российской
гражданской идентичности – готовности к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению, наличие мотивации к обучению биологии,
целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе
ключевых ценностей и исторических традиций развития биологического
знания, готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей
деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими системе
биологического образования, наличие экологического правосознания,
способности ставить цели и строить жизненные планы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Биология»
включают: значимые для формирования мировоззрения обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие
целостность научной картины мира и специфику методов познания,
используемых в естественных науках (вещество, энергия, явление, процесс,
система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория,
исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и других), универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные),

обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной
компетенции обучающихся, способность обучающихся использовать
освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные
учебные действия в познавательной и социальной практике.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Биология как наука
Живые системы и их организация
Химический состав и строение клетки
Жизнедеятельность клетки
Размножение и индивидуальное развитие
5
организмов
Наследственность и изменчивость
6
организмов
Селекция организмов. Основы
7
биотехнологии
8
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
2
3
4

Всего
2
1
8
6
5
8
3
1
34

0

3. Содержание учебного курса
Тема 1. Биология как наука.
Биология как наука. Связь биологии с общественными, техническими и
другими естественными науками, философией, этикой, эстетикой и правом.
Роль биологии в формировании современной научной картины мира. Система
биологических наук.
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, классификация, моделирование, статистическая обработка
данных).
Демонстрации:
Портреты: Ч. Дарвин, Г. Мендель, Н. К. Кольцов, Дж. Уотсон и Ф. Крик.
Таблицы и схемы: «Методы познания живой природы».

Тема 2. Живые системы и их организация.
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие
живых систем от неорганической природы.
Свойства биосистем и их разнообразие. Уровни организации биосистем:
молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой,
экосистемный (биогеоценотический), биосферный.
Тема 3. Химический состав и строение клетки.
Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы,
микроэлементы. Вода и минеральные вещества.
Функции воды и минеральных веществ в клетке. Поддержание
осмотического баланса.
Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты – мономеры белков.
Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни
структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная и
четвертичная структура). Химические свойства белков. Биологические
функции белков.
Ферменты – биологические катализаторы. Строение фермента: активный
центр, субстратная специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия
ферментов от неорганических катализаторов.
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза), дисахариды
(сахароза, лактоза) и полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза).
Биологические функции углеводов.
Липиды: триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильногидрофобные свойства. Биологические функции липидов. Сравнение
углеводов, белков и липидов как источников энергии.
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Нуклеотиды – мономеры
нуклеиновых кислот. Строение и функции ДНК. Строение и функции РНК.
Виды РНК. АТФ: строение и функции.
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория – пример взаимодействия
идей и фактов в научном познании. Методы изучения клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая
наружная мембрана, молекулы ДНК как генетический аппарат, система
синтеза белка.
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности
строения прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий. Строение
эукариотической клетки. Основные отличия растительной, животной и
грибной клетки.
Поверхностные структуры клеток – клеточная стенка, гликокаликс, их
функции. Плазматическая мембрана, её свойства и функции. Цитоплазма и её
органоиды. Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи,

лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды.
Происхождение митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные
органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, центриоли, реснички,
жгутики. Функции органоидов клетки. Включения.
Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка,
кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы.
Транспорт веществ в клетке.
Тема 4. Жизнедеятельность клетки.
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и
диссимиляция (энергетический обмен) – две стороны единого процесса
метаболизма. Роль законов сохранения веществ и энергии в понимании
метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный. Роль ферментов в
обмене веществ и превращении энергии в клетке.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Реакции
фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни
на Земле. Влияние условий среды на фотосинтез и способы повышения его
продуктивности у культурных растений.
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для
жизни на Земле.
Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и
аккумулирование энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Гликолиз.
Брожение и его виды. Кислородное окисление, или клеточное дыхание.
Окислительное фосфорилирование. Эффективность энергетического обмена.
Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК.
Реализация генетической информации в клетке. Генетический код и его
свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция – биосинтез
белка. Этапы трансляции. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в
биосинтезе белка.
Неклеточные формы жизни – вирусы. История открытия вирусов (Д. И.
Ивановский). Особенности строения и жизненного цикла вирусов.
Бактериофаги. Болезни растений, животных и человека, вызываемые
вирусами. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – возбудитель СПИДа.
Обратная
транскрипция,
ревертаза
и
интеграза.
Профилактика
распространения вирусных заболеваний.
Тема 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз.
Процессы, протекающие в интерфазе. Репликация – реакция матричного
синтеза ДНК. Строение хромосом. Хромосомный набор – кариотип.
Диплоидный
и
гаплоидный
хромосомные
наборы.
Хроматиды.

Цитологические основы размножения и индивидуального развития
организмов.
Деление клетки – митоз. Стадии митоза. Процессы, происходящие на
разных стадиях митоза. Биологический смысл митоза.
Программируемая гибель клетки – апоптоз.
Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого
размножения: деление надвое, почкование одно- и многоклеточных,
спорообразование, вегетативное размножение. Искусственное клонирование
организмов, его значение для селекции.
Половое размножение, его отличия от бесполого.
Мейоз. Стадии мейоза. Процессы, происходящие на стадиях мейоза.
Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл и
значение мейоза.
Гаметогенез – процесс образования половых клеток у животных.
Половые железы: семенники и яичники. Образование и развитие половых
клеток – гамет (сперматозоид, яйцеклетка) – сперматогенез и овогенез.
Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.
Партеногенез.
Индивидуальное развитие (онтогенез). Эмбриональное развитие
(эмбриогенез). Этапы эмбрионального развития у позвоночных животных:
дробление, гаструляция, органогенез. Постэмбриональное развитие. Типы
постэмбрионального развития: прямое, непрямое (личиночное). Влияние
среды на развитие организмов, факторы, способные вызывать врождённые
уродства.
Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: строение
семени, стадии развития.
Тема 6. Наследственность и изменчивость организмов.
Предмет и задачи генетики. История развития генетики. Роль цитологии
и эмбриологии в становлении генетики. Вклад российских и зарубежных
учёных в развитие генетики. Методы генетики (гибридологический,
цитогенетический, молекулярно-генетический). Основные генетические
понятия. Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого
поколения. Правило доминирования. Закон расщепления признаков. Гипотеза
чистоты гамет. Полное и неполное доминирование.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Цитогенетические основы дигибридного скрещивания. Анализирующее
скрещивание. Использование анализирующего скрещивания для определения
генотипа особи.

Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному
наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера.
Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые
хромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование
признаков, сцепленных с полом.
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная.
Роль
среды
в
ненаследственной
изменчивости.
Характеристика
модификационной изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая.
Норма реакции признака. Количественные и качественные признаки и их
норма реакции. Свойства модификационной изменчивости.
Наследственная, или генотипическая, изменчивость. Комбинативная
изменчивость. Мейоз и половой процесс – основа комбинативной
изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные,
хромосомные, геномные. Частота и причины мутаций. Мутагенные факторы.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики
человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический,
молекулярно-генетический.
Современное
определение
генотипа:
полногеномное секвенирование, генотипирование, в том числе с помощью
ПЦР-анализа. Наследственные заболевания человека: генные болезни, болезни
с
наследственной
предрасположенностью,
хромосомные
болезни.
Соматические и генеративные мутации. Стволовые клетки. Принципы
здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических
болезней. Медико-генетическое консультирование. Значение медицинской
генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека.
Тема 7. Селекция организмов. Основы биотехнологии.
Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация.
Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных
растений. Центры происхождения домашних животных. Сорт, порода, штамм.
Современные методы селекции. Массовый и индивидуальный отборы в
селекции растений и животных. Оценка экстерьера. Близкородственное
скрещивание – инбридинг. Чистая линия. Скрещивание чистых линий.
Гетерозис, или гибридная сила. Неродственное скрещивание – аутбридинг.
Отдалённая гибридизация и её успехи. Искусственный мутагенез и получение
полиплоидов. Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы
создания рекомбинантной ДНК и трансгенных организмов. Клеточная
инженерия. Клеточные культуры. Микроклональное размножение растений.
Клонирование высокопродуктивных сельскохозяйственных организмов.

Экологические
и
этические
модифицированные организмы.

проблемы.

ГМО

–

генетически

Тема 8. Эволюционная биология.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная
теория и её место в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие
биологии и других наук.
Свидетельства эволюции. Палеонтологические: последовательность
появления видов в палеонтологической летописи, переходные формы.
Биогеографические: сходство и различие фаун и флор материков и островов.
Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов
позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные, аналогичные,
рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство
механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех
организмов.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения
дарвинизма. Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное
размножение при ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость,
борьба за существование, естественный отбор).
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный
процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф
генов. Изоляция и миграция.
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы
естественного отбора.
Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры
приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации.
Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы
видообразования: географическое, экологическое.
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная,
конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции.
Происхождение от неспециализированных предков. Прогрессирующая
специализация. Адаптивная радиация.
Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы
возникновения жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая
эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических.
Экспериментальное подтверждение химической эволюции. Начальные этапы
биологической эволюции. Гипотеза РНК-мира. Формирование мембранных

структур и возникновение протоклетки. Первые клетки и их эволюция.
Формирование основных групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и
протерозойская эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский,
ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.
Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый,
антропогеновый.
Характеристика климата и геологических процессов. Основные этапы
эволюции растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и
животных. Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов.
Система органического мира как отражение эволюции. Основные
систематические группы организмов.
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о
происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и
различия человека и животных. Систематическое положение человека.
Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость
и естественный отбор. Общественный образ жизни, изготовление орудий
труда, мышление, речь.
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек
умелый, Человек прямоходящий, Человек неандертальский, Человек
разумный. Находки ископаемых остатков, время существования, область
распространения, объём головного мозга, образ жизни, орудия.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная
(евразийская),
негро-австралоидная
(экваториальная),
монголоидная
(азиатско-американская).
Черты
приспособленности
представителей
человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих рас.
Критика расизма.
Тема 10. Организмы и окружающая среда.
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических
исследований. Экологическое мировоззрение современного человека.
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная.
Экологические факторы. Классификация экологических факторов:
абиотические, биотические и антропогенные. Действие экологических
факторов на организмы.
Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм.
Приспособления организмов к действию абиотических факторов.
Биологические ритмы.
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция,
хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм,

комменсализм (квартиранство, нахлебничество). Аменсализм, нейтрализм.
Значение биотических взаимодействий для существования организмов в
природных сообществах.
Экологические характеристики популяции. Основные показатели
популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост,
миграция. Динамика численности популяции и её регуляция.
Тема 11. Сообщества и экологические системы.
Сообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая,
пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в
биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и
биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Трофические (пищевые) уровни экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные
показатели экосистемы: биомасса, продукция. Экологические пирамиды:
продукции, численности, биомассы. Свойства экосистем: устойчивость,
саморегуляция, развитие. Сукцессия.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного
или широколиственного леса.
Антропогенные
экосистемы.
Агроэкосистемы.
Урбоэкосистемы.
Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение
биологического разнообразия на Земле.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура
биосферы. Живое вещество и его функции. Особенности биосферы как
глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в
биосфере.
Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода,
азота). Зональность биосферы. Основные биомы суши.
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере.
Глобальные экологические проблемы.
Сосуществование природы и человечества. Сохранение биоразнообразия
как основа устойчивости биосферы. Основа рационального управления
природными ресурсами и их использование. Достижения биологии и охрана
природы.

4. Поурочное планирование
1 Биология как наука.
2 Методы биологии.
3 Клеточное строение организмов.
4 Неклеточные формы жизни.
5 Признаки организмов.
6 Домашние растения и уход за ними.
7 Царство растения.
8 Царство грибы.
9 Царство бактерии.
10 Царство животные.
11 Учение об эволюции органического мира
12 Сходство человека с животными.
13 Различие человека с животными.
14 Строение человека.
15.Процессы жизнедеятельности человека.
16 Размножение и развитие организма человека.
17 Наследование признаков и болезней.
18 Опора и движение.
19 Опорно-двигательный папарат.
20 Органы чувств.
21 Роль органов чувств в жизни человека.
22 Поведение человека.
23 Психология человека.
24 Соблюдение санитарно-гигиенических норм
25 Правила здорового образа жизни. 26 Приемы оказания первой
доврачебной помощи.
27 Нейро-гуморальная регуляция
жизнедеятельности организма.
28 Питание.Система пищеварения.
29 Дыхание.Система дыхания.
30 Внутренняя среда организма.
31 Иммунитет.
32 Транспорт веществ.
33 Кровесносная и лимфатическая система.
34 Обмен веществ в организме.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
9 класс- Биология (В.В.Пасечник) М. « Просвещение» 2023
10 класс-Биология (А.А.Каменский) 2-е издание М. «Просвещение» 2020
11 класс-Биология (А.А.Каменский) 3-е издание М. «Просвещение» 2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».