РП ВУД Введение в медицину

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Муниципальный округ Горноуральский Свердловской области
МАОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

с зам. директора по УВР
Бурова В.М._____________

Директором МАОУ СОШ №3
Беломестных Л.П.________

Дмитриева Т.В. _________
Протокол № 1

Приказ № 107-Д

от 28.08.2025

от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Введение в профессию: медицинский работник»
для обучающихся 10 – 11 классов

Черноисточинск 2025

2

Раздел 1. Пояснительная записка
Направленность программы.
Естественнонаучная, базового уровня сложности.
Уровень программы и адресат программы.
Программа базового уровня предназначена для обучающихся в возрасте
с 14 до 16 лет, без ограничений возможностей здоровья по видам деятельности,
представленным в программе, проявляющих интерес к биологическим наукам
и медицине. Количество обучающихся в группе – 10 - 25 человек.
Программа может быть полезна для вовлечения в систему дополнительного
образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации для создания
социальной ситуации успеха, а также при реализации профориентационной работы
с обучающимися, осваивающими программы профильного обучения, в том числе
профильные предпрофессиональные классы (медицинские).
Содержание программы разработано с учетом психолого-педагогических
особенностей возрастных категорий учащихся и возможностью учитывать
особенности кадрового запроса субъекта Российской Федерации.
Актуальность программы
Дополнительная

общеразвивающая

программа

формирует

устойчивый

интерес к медицинской сфере деятельности и сфере помогающих профессий,
знакомит с возможностями региональной системы медицинского образования,
достижениями Российской медицины и науки, опираясь на научные подходы
доказательной медицины. Программа включают комплекс из практических
и теоретических занятий в области биологии, основ медицинской доврачебной
помощи, биомедицины, общественного здоровья, персонализированной медицины.
Актуальность

обусловлена

кадровым

запросом

Минтруда

России

на подготовку специалистов в области медицины, а также максимально
эффективного развития исследовательских навыков обучающихся и передачей
сложного предметного материала в доступной форме; реализацией практической
деятельности обучающимися с использованием современного оборудования, в том
3

числе,

в

форме

сетевого

взаимодействия;

реализацией

Единой

модели

профориентации.
Программа разработана в соответствии с требованиями нормативноправовых актов:
1.

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;
2.

Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,

утверждена распоряжением правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
4.

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской

Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. №678-р;
5.

Порядок

осуществления

мероприятий

по

профессиональной

ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего
и среднего общего образования (далее – Порядок), утвержденный приказом
Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650.
Основные особенности программы.
Практико-ориентированные
и

интегративную

функцию

занятия

в

системе

выполняют

познавательную

естественнонаучного

образования

обучающихся, обеспечивают расширение и углубление планируемых результатов
обучения по предмету «биология», формируют предпосылки для преодоления
школьной неуспешности по предмету, а также влияют на формирование
готовности

обучающегося

к

профессиональному

самоопределению.

При реализации программы предлагается использование возможностей портала
«Билет в будущее». - Единый профориентационный портал
«Билет в будущее». Для обучающихся, зарегистрированных в школьном контуре,
доступны виртуальные тренажеры профессий и расширенная диагностика,
для

педагогов

без

регистрации

доступен
4

видеоконтент

отраслевых

и практикоориентированных занятий за 2023/2024 и 2024/2025 учебный год. Также,
результаты

профориентационных

диагностик

могут

быть

использованы

обучающимся для выбора данного объединения. Также для диагностики могут
быть использованы ресурсы сайта «Не бойся спасать жизни»
Формы обучения
 на этапе изучения нового материала – лекция, объяснение, демонстрация;
 на этапе практической деятельности – практическая работа, лабораторная
работа, профориентационная экскурсия, работа с тренажером, использование
виртуальных тренажеров, решение ситуационных задач.
 на

этапе

освоения

навыков

–

ситуационные

задания,

работа

с тренажерами, интерактивным атласом (анатомическим столом), элементами
нейроинтерфейса.
 на этапе проверки полученных знаний – участие в слетах, олимпиадах,
выполнение практических заданий, защита докладов и учебных проектов.
Проведения занятий:
 метод проблемного обучения;
 проектная деятельность и ее элементы;
 организация занятий в формате образовательных экскурсий (и иных
мероприятия профессионального выбора) в специализированные профильные
учреждения.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 72 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю , те 34 часа в год..
Раздел 2. Обучение
Цель и задачи программы
Цель программы – формирование интереса и первоначальных компетенций
обучающихся в области медицины, основ здорового образа жизни и профилактики

5

заболеваний посредством изучения анатомии, физиологии, гигиены и медицинской
этики.
Задачи:
Предметные задачи:
 освоение базовых понятий анатомии и физиологии

человеческого

организма;
 формирование представления о взаимосвязях между образом жизни
и состоянием здоровья;
 развитие понимания роли профилактических мер в сохранении здоровья
населения;
 формирование

представлений

о

профессионально-образовательных

маршрутах в области медицины в субъекте Российской Федерации;
 формирование навыков оказания первой доврачебной помощи;
 формирование

навыков

выполнения

специфических

медицинских

манипуляций;
 формирование

представлений

об

основах

проведения

научного

эксперимента в области клинических исследований и основах медицинской этики;
 формирование

представлений

о

разнообразии

мира

медицинских

профессий;
 формирование

представлений

о

персонализированной

медицине

и успехах ученых России;
 формирование представлений о роли функциональной диагностики
и значении диспансеризации для мониторинга и сохранения здоровья населения,
профилактики заболеваний.
Личностные задачи:
 формирование интереса к медицине, к истории медицины; познавательных
интересов, ценностей научного познания; понимания значения медицины в жизни
российского общества на разных исторических этапах;

6

 формирование интереса к личностям деятелей российской и мировой
медицинской науки; ценностей научной этики, объективности; понимания личной
и общественной ответственности учёного, исследователя;
 формирование

стремления

к

достижению

общественного

блага

посредством познания, исследовательской деятельности; уважения к научным
достижениям

российских

учёных;

понимания

ценностей

рационального

природопользования;
 содействие

приобретению

опыта

участия

в

значимых

научно-

исследовательских проектах; воли, дисциплинированности в исследовательской
деятельности;
 формирование мотивации к работе в области помогающих профессий,
уважения к труду медицинских работников и других специалистов помогающих
профессий.
Метапредметные задачи:
 развитие способности логически мыслить и анализировать информацию,
концентрировать внимание на главном при работе над творческими и научными
проектами;
 развитие самостоятельности, аккуратности, ответственности, активности,
критического и творческого мышления при работе в команде;
 формирование
при

основ

академической

работе в специализированных классах

культуры
и

и

грамотности

лабораториях, при

работах

вне аудитории;
 формирование способности решать проблемы и актуальные задачи
в заданные сроки при выборе проблемы и проведении исследования или создании
проекта.

7

Учебный план.
№
п/п

Количество часов

Название раздела

Всего

Теория

Практика

1

Цели и задачи медицины.
Основы анатомии и
физиологии.

18

8

10

2

Биомедицина.

24

8

16

3

Первая доврачебная помощь и
основы медицинских знаний

30

8

22

72

24

48

1. Цели и задачи медицины. Основы анатомии и физиологии.
Тема 1 Цели и задачи медицины.
Теория: история медицины и роль анатомических знаний и физиологии.
Современная медицины. Роль анатомии и физиологии в сохранении жизни и
здоровья человека. Варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Практика: изучение наглядных препаратов. Изучение анатомических
атласов. Доклады: «История медицины», «Квантовая медицина», «Что такое
общественное здоровье», «Современные методы исследований (МРТ, КТ,
имунноферментный анализ».
Тема 2 Тело человека. Связь строения и функции.
Теория: анатомические плоскости, терминология. Связь строения органов и
частей тела человека и их функций. Топология органов человеческого тела. Роль
факторов среды и образа жизни в формировании морфологических особенностей.
Роль правильного питания и оптимальной физической нагрузки.
Практика: изучение наглядных муляжей и материалов, атласов. Зачет по
изученному материалу .

8

Тема 3. Методы анатомо-гистохимических исследований тканей.
Практика:

основы

работы

с

микроскопом.

Фиксирование

экспериментального материала. Способы приготовления анатомических срезов.
Получение срезов с растительного материала. Окрашивание срезов. Техника
приготовления

временных

и

постоянных

цитологических

препаратов.

Качественные реакции на определение состава отдельных веществ, тканей в целом.
Основы

микрофотографии.

исследования

и

их

Прикладное

необходимость

значение
при

умений

(цитологические

профилактике

и

выявлении

онкозаболеваний).
Тема 4. Паразитарные и инфекционные заболевания и их признаки.
Теория: многообразие инфекционных заболеваний, понятие этиологии,
контагиозности, вирулентности, циклы развития, ворота инфекции, методы
профилактики.

Социально

–

значимые

заболевания,

роль

вакцинации.

Инфекционные заболевания. Корь, коклюш, гепатиты (А, В, С), дизентерия,
сальмонеллез, ветряная оспа, краснуха, грипп, ВИЧ, туберкулез. Роль пропаганды в
профилактике паразитарных и инфекционных заболеваний.
Практика: практическое задание по профилактике и общественной гигиене.
Проведение выступления агитбригад (5 минут для здорового будущего),
подготовка информационных постов для социальных сетей.
2. Биомедицина.
Тема 5. Медицина, биомедицина и персонализированная медицина.
Теория:

понятие

биомедицины,

персонализированной

медицины.

Персонализированная медицина – роль в профилактике заболеваний. Роль
развития генетических технологий. Роль НИЦ «Курчатовский институт» в
развитии биомедицины
Практика: Организация активного обсуждения лекции.
Лекция «Генетика настоящего и будущего»

9

Тема 6. Достижения современной биомедицины.
Теория:

изучение

генетических

вариантов;

реализация

генетической

программы в соматических клетках; технологии лечения наследственных болезней,
в том числе орфанных заболеваний; исправление генетических дефектов; создание
систем быстрого реагирования на изменение эпидемиологической обстановки
в мире; ускоренные способы синтеза лекарственных средств; новые средства
ранней диагностики заболеваний. Обсуждение материалов:
Курчатовский геномный центр
Практика: составление дорожной карты здоровья (решение задачи,
Приложение 1).
Тема 7. Источники знаний и базы данных современных медицинских
работников.
Теория: знакомство с разнообразием медицинских сайтов общей тематики
и электронными образовательными ресурсами. Понятие академической честности.
Основы медицинской этики при проведении клинических исследований.
Практика: реферирование статей и/или написание доклада с соблюдением
правил и норм цитирования
3. Первая доврачебная помощь и основы медицинских знаний
Тема 8. Первая доврачебная помощь.
Теория: понятие первой доврачебной помощи, правила оказания первой
помощи, золотые стандарты оказания первой помощи (сердечно-легочная
реанимация). Роль ФМБА и системы гражданской обороны в охране здоровья
граждан и ликвидации ЧС.
Практика: отработка способов перемещения больных. Проведение занятий
в специализированной организации
Тема

9.

Повреждения

кожных

покровов,

первая

помощь

при

кровотечениях.
Теория: повреждения мягких тканей (в том числе минно-взрывные травмы),
первая помощь. Виды кровотечений, способы остановки кровотечений. Виды
10

повязок. Понятие тактической медицины. Сравнения правил первой доврачебной
помощи и правил тактической медицины. Роль военных медиков в сохранении
и спасении жизни военнослужащих и гражданских лиц.
Практика: практическая работа с муляжами и тренажерами по оказанию
первой помощи при кровотечениях (сравнение и ограничения применения жгута,
давящей повязки и турникета). Практикум по наложению повязок, жгута,
турникета и бинтованию. Решение ситуационных задач.
Тема 10. Переломы. Первая помощь.
Теория: классификация переломов и ушибов, способы оказания первой
помощи. Сочетанные травмы. Потеря конечностей и достижения в области
протезирования. Бионические протезы. Роль реабилитационной медицины.
Профессии

в

области

реабилитации

и

протезирования.

Практика: отработка на тренажерах способов действия при переломах
различных частей тела. Сборка или демонстрация работы модели бионической
руки, управление бионической рукой
Тема 11. Инъекции
Теория: понятия асептики, антисептической обработки. Типы инъекций.
Алгоритм выполнения инъекций.
Практика: выполнение инъекций на тренажерах.
Тема 12. Сосудистые катастрофы и методы профилактики и оказания
первой помощи.
Теория: причины сосудистых патологий, методы профилактики. Инсульт
и его признаки. Первая помощь при инсультах. Передовые способы реабилитации
с использованием методов биологической обратной связи. Инфаркт (причина
и профилактика), признаки инфаркта и первая помощь. Обзор современных
методов лечения инсультов и инфарктов.

11

Практика: разучивание интерактивной игры «Признаки инсульта». Решение
ситуационных
выполнение

задач.

Работа

лабораторных

с

образовательным

работ

с

собранными

набором

(демонстрация,

моделями,

миодатчики,

обсуждение). Подготовка проектов или докладов, посвященных способам
профилактики и реабилитации людей с инсультами или инфарктами.
Тема 13. Психическое здоровье. Психологическая поддержка.
Теория: роль работы специалистов в области общественного здоровья
в профилактике заболеваний. Психологическая поддержка людей в чрезвычайной
ситуации,

работа

медицинских

психологов.

Психическое

здоровье.

Посттравматический синдром, причины и способы реабилитации. Причины
психических

заболеваний,

роль

генетического

фактора.

Особенности

профессионально-образовательных маршрутов для работы в данных областях.
Практика:

решение

ситуационных

задач,

ролевая

игра,

встреча

с представителями сообществ, работающих в области реабилитации и адаптации.
Тема 14. Функциональная диагностика и профпатология
Теория:

понятие

функциональной

диагностики.

Цели

и

задачи

функциональной диагностики. Профосмотр. Влияние условий труда на здоровье
человека. Понятие биологического возраста. Образ жизни и уровень здоровья
человека.
Практика: проведение функциональных тестов на состояние различных
систем человека. Составления личного паспорта здоровья.
Тема 15. Основы фармакогнозии.
Теория:
фармакогнозии

лекарственные
и

изучения

Лекарственные растения

растения
свойств

и

лекарственное

растений

в

сырье.

Роль

современной

медицине.

места проживания. Правила сбора и

заготовки

лекарственных растений. Правила приготовления вытяжек, отваров, настоев,
высушенных форм.
Практика: работа с гербарием, с коллекцией растений, посещение
ботанического сада. Приготовление вытяжки, отвара. Химический анализ
12

растительного сырья (при наличии возможности). Подготовка информационных
бюллетеней, изучение разнообразия растительных лекарственных форм в аптеках.
Планируемые результаты реализации программы «Человек и его
здоровье (введение в медицину)»
Предметные результаты:
обучающиеся должны знать:
 правила безопасного пользования инструментами и оборудованием,
правила работы в лаборатории и с биоматериалами.
 оборудование и инструменты биологической лаборатории;
 особенности строение тела человека и связь строения и функции;
 основные принципы работы с микроскопом;
 методы и принципы работы с наборами по изучению биосигналов;
 основные медицинские базы данных и приемы работы с ними;
 роль среды, генетики и образа жизни в формировании уровня здоровья;
 не

менее

10 профессий

(область

профессиональной

деятельности

«медицина», «психология»).
 образовательные

возможности

своего

региона

и

варианты

профессионально-образовательных маршрутов в области медицины.
 подходы к клиническим исследованиям и основы этическим стандартов
в медицине.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
 соблюдать технику безопасности при оказании первой помощи и работы
в лаборатории;
 составить план статьи или проекта, включая: выбор темы, анализ
предметной области, разбиение задачи на подзадачи;
 применять полученные знания в практической деятельности (оказывать
первую доврачебную помощь, выполнять алгоритм основных медицинских
манипуляций, собирать растительное сырье);
13

 ориентироваться в разнообразии медицинских баз данных;
 определять лекарственные растения места своего проживания.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
 навыками работы со средствами оказания первой помощи;
 приемами оказания первой помощи;
 навыками работы с научными источниками данных.
Личностные результаты:
 формирование готовности к профессиональному самоопределению;
 применения научных знаний для сохранения собственного здоровья
и здоровья окружающих;
 развитие

познавательных

интересов

в

разных

областях

знания,

представлений о современной научной картине мира, достижениях российской и
мировой науки и техники;
 формирование понимания значения науки и техники для развития
медицины, обеспечении безопасности народа России и Российского государства;
 получение опыта социально значимой деятельности в волонтёрском
движении «Волонтеры медики»;
 формирование мотивации к деятельности в области помогающих
профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
 умение принимать и сохранять учебную задачу;
 умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения
цели;
 умение

ставить

цель

(создание

творческой

работы),

планировать

достижение этой цели;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 способность адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
14

 умение различать способ и результат действия;
 умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
 умение работать в сотрудничестве;
 умение осваивать способы решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
Познавательные универсальные учебные действия:
 умение осуществлять поиск информации в информационных архивах,
информационной среде;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
 умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
 умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
 умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
 умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте;
 умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
 умение синтезировать,

составлять целое из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
 умение выбирать основания и критерии для сравнения, сериации,
классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и
критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
 умение выслушивать собеседника и вести диалог;
 способность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь своё мнение;

15

 умение планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками:
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
 умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
 умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы,
поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация;
 умение управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка
его действий;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 владение монологической и диалогической формами речи.
Способы и формы определения результатов обучения
Аттестацию учащихся в процессе реализации программы рекомендуется
проводить с использованием диагностических методов.
Раздел 3. Воспитание
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью

воспитания

является

развитие

личности,

самоопределение

и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи,

общества

и

государства,

формирование

чувства

патриотизма,

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и право-порядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
16

Задачами воспитания по программе являются:


формирование интереса к науке, к истории естествознания и медицины;
познавательных интересов, ценностей научного познания; понимания
значения науки в жизни российского общества;



формирование интереса к личностям деятелей российской и мировой науки,
выдающимся врачам; ценностей научной этики, объективности; понимания
личной и общественной ответственности учёного, исследователя;



формирование стремления к достижению общественного блага посредством
познания,

исследовательской

деятельности;

уважения

к

научным

достижениям российских учёных;


содействие

приобретению

исследовательских

опыта

проектах;

в исследовательской деятельности;

17

участия
воли,

в

значимых

научно-

дисциплинированности

Календарный учебный график
п/п

Тема занятия/раздел Кол-во

Форма занятия

часов
1.

задачи 5

лекция/практика

Тело человека. Связь 5

лекция/практика

Цели

и

медицины.

2

строения и функции

3

Методы

анатомо- 5

лекция/практика

гистохимических
исследований тканей.

4

Инфекционные
заболевания

5
и

их

лекция/практика

Месяц

Примечание

признаки

практической
работы
2. Биомедицина.

5

Медицина,
биомедицина

6

лекция

наблюдение

6

лекция/практика

успешность

и

персонализированная
медицина
6

Достижения
современной

выполнения

биомедицины

практической
работы

7

Источники знаний и
базы

6

лекция/практика/

данных

успешность
выполнения

современных

практической

медицинских

работы

работников.

представления

и

реферата
3. Первая доврачебная помощь и основы медицинских знаний
8

Первая

доврачебная 4

лекция/практика
31

успешность

помощь

выполнения
практической
работы

9

Повреждения кожных 3
покровов,

лекция/практика

первая

помощь

выполнения

при

практической

кровотечениях
10

Переломы.

успешность

работы
Первая 7

лекция/практика

помощь

успешность
выполнения
практической
работы

11

Инъекции

2

лекция/практика

успешность
выполнения
практической
работы

12

Сосудистые

3

лекция/практика

успешность

катастрофы и методы

выполнения

профилактики и

практической

оказания первой

работы
32

помощи
13

14

Психическое

3

лекция/практика

успешность

здоровье.

выполнения

Психологическая

практической

поддержка.

работы

Функциональная

3

лекция/практика

успешность

диагностика и

выполнения

профпатология

практической
работы

15

Основы

3

лекция/практика

фармакогнозии

успешность
выполнения
практической
работы

72 ч.

33

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Шмидт Р., Тевс Г. Физиология человека.
2. Нельсон Д., Кокс. М. Основы биохимии Ленинджера.
3. Мартинко Дж. М., Стал Д., Мэдиган М. Т. . Brock Biology of
microorganisms.
4. Билич, Г.Л. Анатомия человека: Русско-латинский атлас / Г.Л. Билич,
Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2018. - 448 c.
5. Боянович, Ю.В. Анатомия человека: компактный атлас-раскраска / Ю.В.
Боянович. - М.: Эксмо, 2018. - 184 c.
6. Брусникина, О.А. Анатомия и физиология человека. Рабочая тетрадь:
Учебное пособие / О.А. Брусникина. - СПб.: Лань, 2018. - 144 c.
7. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.3-Нервная система.Органы чувств:
Учебник в 3 томах / Л. Колесников. - М.: Геотар Медицина, 2014. - 216 c.
8. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.2.Спланхнология.В 3х томах / Л.
Колесников. - М.: Гэотар-Медиа, 2018. - 672 c.
9. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.3-Неврология, эстезиология.В 3х
томах. / Л. Колесников. - М.: Гэотар-Медиа, 2018. - 624 c.
10. Колесников, Л. Анатомия человека.Т.1.Остеология, артросиндесмология,
миология.В 3х томах / Л. Колесников. - М.: Гэотар-Медиа, 2019. - 480 c.
11. Краев, А.В. Анатомия человека / А.В. Краев. - М.: Бином-Пресс, 2016. 960 c.
12. Сапин, М.Р. Нормальная анатомия человека: Учебник В 2 кн. Кн. 1 / М.Р.
Сапин, Г.Л. Билич. - Ереван: МИА, 2010. - 480 c.
Электронные ресурсы
https://bvbinfo.ru/

-

Единый

профориентационный

портал

«Билет в

будущее». Для обучающихся, зарегистрированных в школе доступны виртуальные
тренажеры профессий, для педагогов без регистрации доступен видеоконтент

отраслевых и практикоориентированных занятий за 2023/2024 и 2024/2025
учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».