РП ВУД Практикум по географии 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Муниципальное образование Горноуральский Свердловской области
МАОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
общественных и
технических дисциплин

Заместитель директора
по УР

Директор МАОУ СОШ
№3

________________________ ________________________
В.М. Бурова

________________________
В.П. Малева
Протокол №1 от «28» августа
2025 г.

Л.П. Беломестных
Приказ №107-Д от «29»
августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Практикум по географии»
для учащихся 9 классов

п.Черноисточинск 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к
Государственной итоговой аттестации по географии для 9 класса. Данный курс
конкретизирует,

детализирует

и

раскрывает

содержание

предметных

тем

образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
географии, которые определены стандартом, дает распределение учебных часов по
разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю
Целью курса является
готовности

повышение уровня предметной и психологической

учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации по географии

(знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими
навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Задачи курса:
• сформировать:
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по
предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом);
• сформировать умения:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
• систематизировать знания учащихся по географии.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ» учащийся должен
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы
географических исследований;
-

особенности

размещения

основных

видов

природных

ресурсов,

их

главные

месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира,
отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения, основные
направления миграций, проблемы современной урбанизации;

-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и
регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в
системе международного географического разделения труда; географические аспекты
глобальных проблем человечества.
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов
и явлений;
Оценивать и объяснять
- ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую
ситуацию,

уровни

урбанизации

и

территориальной

концентрации

населения

и

производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
Применять
- разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за
природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Составлять
- комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Сопоставлять
- географические карты разной тематики;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки
важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации,
стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных
программ, различных видов человеческого общения.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение 2 часа
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников
9 классов по географии. Нормативно-правовые документы, определяющие порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии,
бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии и иные
сведениями,
Особенности

связанными

с

данной

экзаменационной

процедурой.

работы

по

Правила

заполнения

бланков.

географии,

структура

КИМов,

демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации: 5 часов
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка
основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение
географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по
плану.
2. Природа Земли и человек:5 часов
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их
существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на
определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.

3. Население России: 5 часов
Особенности населения России. Анализ демографической ситуации. Этногеография.
Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам.
Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими

таблицами,

полово-возрастными

пирамидами).

Определение

демографических

показателей по формулам.
4. Природопользование и экология: 5 часов
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность.

Анализ

геоэкологических

ситуаций.

Основные

виды

природопользования.
5.Страноведение:2 часа
Современная политическая карта мира. Особенности географического положения,
природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию.
Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России:6 часов
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации.
Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его
краткому описанию. Россия в современном мире.
Заключение 4 часа
Проведение тренировочного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и
анализ его результативности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 9 класс
СОСТАВЛЕНО С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ
№

Дата
Тема урока
план
факт
Введение 2 часа
1
08.09.
1.Особенности процедуры проведения ГИА выпускников 9
2025
классов по географии.
2
15.09.
2. Особенности экзаменационной работы по географии
2025
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации: 5 часов
3
22.09.
1.План местности.
2025
4
29.09.
2. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
2025
5

06.10.

3. Выдающиеся географические исследования, открытия и

2025

путешествия.

6

13.10.
2025

7

20.10.
2025

4. Отработка основных умений: измерения по картам
расстояний, направлений; определение географических
координат.
5. Анализ плана местности и построение профиля местности по
плану.

2. Природа Земли и человек:5 часов
8
10.11.
1. Земля как планета Солнечной системы.
2025
9
17.11.
2. Географическая оболочка, основные свойства и
2025
закономерности.
10

24.11.
2025

3. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений
и процессов в геосферах.

11

01.12.
2025

4. Определение географических объектов и явлений по их
существенным признакам.

5. Решение задач на поясное и местное время и задач на
определение географической широты в зависимости от угла
наклона солнечных лучей.
3. Население России: 5 часов
13
15.12.
1. Особенности населения России. Анализ демографической
2025
ситуации.
12

08.12.
2025

14

22.12.
2025
29.12.
2025

15

2. Этногеография.
3. Определение демографических процессов и явлений по их
существенным признакам.

12.01.
4. Анализ статистической и графической информации (работа со
2026
статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами).
17
19.01.
5. Определение демографических показателей по формулам.
2026
4. Природопользование и экология: 5 часов
18
26.01.
1. Основные виды природных ресурсов.
2026
19
02.02.
2. Размещение основных видов ресурсов.
2026
20
09.02.
3. Ресурсообеспеченность.
2026
21
16.02.
4. Анализ геоэкологических ситуаций.
2026
22
02.03.
5. Основные виды природопользования
2026
5.Страноведение:2 часа
23
09.03.
1. Современная политическая карта мира. Особенности
2026
географического положения, природы, населения и хозяйства
крупных стран мира.
16

24

16.03.
2026

2. Определение стран по описанию. Знакомство с программной
географической номенклатурой по курсу.

6. География России:6 часов
25
23.03.
1. Географическое положение и границы России.
2026
26
06.04.
2. Субъекты Российской Федерации.
2026
27
13.04.
3. Особенности природы.
2026
28
20.04.
4. Население. Народы.
2026
29
27.04.
5. Хозяйство. Россия в современном мире.
2026
30
04.05.
6. Определение региона по его краткому описанию.
2026
Заключение 4 часа
31
11.05.
1. Проведение тренировочного тестирования (в традиционной
2026
или компьютерной формах) и анализ его результативности.
32
18.05.
2. Отработка заданий ГИА по географии
2026
33

25.05.
2026

3. Отработка заданий ГИА по географии

34

29.05.
2026

4. Отработка заданий ГИА по географии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».