Программа-курса внеурочнойдеятельности-Занимательный русский язык

Приложение к Основной
общеобразовательной программе
НОО
(приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК"
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
1 - 4 КЛАССЫ

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
 Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:
 углубить знания об основных орфографических правилах русского языка;
 распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
 отличать признаки основных языковых единиц;
 различать понятия: «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «омонимы»,
«архаизмы», «неологизмы», «паронимы», «палиндромы», приводить их примеры;
 иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
 знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто
употребляемых слов и фразеологизмов;
 знать виды словесных игр и головоломок;

 приобрести опыт игры с шарадами, анаграммами, метаграммами, логогрифами и
так далее;
 творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм,
использовать воображение, фантазию.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены
орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической
зоркости.
Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой
штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со
словами-неологизмами, архаизмами, фразеологизмами русского языка, крылатыми
словами и афоризмами.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и
энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,
логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, скрытый смысл
пословиц, подбор пословиц к заданной ситуации.
Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных
способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на
знание и развитие интереса к родному языку, буриме, палиндромы, логогрифы, игры
на проверку знаний по русскому языку.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Поэтому основной принцип данной программы:
«От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как
известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на
поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации,
сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Она всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать,
как выиграть.
Выделяют следующие виды игр:
 на развитие внимания и закрепления терминологии;
 игры-тренинги;
 игры-конкурсы (с делением на команды);
 сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
 интеллектуально-познавательные игры;
 интеллектуально-творческие игры.
Дети младшего школьного возраста быстро утомляются на занятиях, поэтому
периодически необходимо переключать их внимание. Для этого сменяются виды
деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
На занятиях применяют также сказки, которые всегда обогащают урок и делают его
понятнее. Для этого используют
 сказочные сюжеты уроков;
 сочинение детьми своих сказок.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование занятий в 1 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Название темы
Речь устная и письменная
Что такое слово?
В мире звуков
Игротека
Звуки и буквы – не одно и то же
Что такое метограммы?
Жили были гласные и согласные.
Игротека
Волшебник Ударение.
Такие разные согласные
Такие разные, разные согласные
Игротека
Русские народные загадки
Зачем шипят шипящие?
Познакомьтесь: алфавит!
Игротека
Привет, пословица!

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Поговорим о предложении
Еще немного о предложении
Игротека
Знакомимся с анаграммами
Что такое текст?
Что мы пишем с большой буквы?
Игротека
О безударных гласных
О парных звонких и глухих согласных
Слова - приятели
Игротека
Слова – неприятели
Волшебное слово предлог
Что за зверь такой - фразеологизм?
Игротека.
Учимся различать слова разных частей речи

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 часа

Тематическое планирование занятий во 2 классе
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Название темы
Что мы знаем о звуках и буквах
Что такое лексика?
Однозначные и многозначные слова
Игротека
Слова-братья
Слова-наоборот
Пословица недаром молвится
Игротека
И снова пословицы, пословицы…
Играем со словарными словами
Анаграммы
Игротека
Секреты некоторых букв
Шарады, анаграммы и метаграммы
Ещё раз о синонимах
Игротека
Слова, обозначающие предметы
Слова, обозначающие действия предметов
Слова, обозначающие признаки предметов
Игротека
Текст. Тема. Главная мысль
Заголовок – всему голова
Работаем с фразеологизмами

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Игротека
И снова пословицы
Ещё раз о фразеологизмах
Русские народные загадки
Игротека
И вновь словарные слова
Учимся различать имена существительные, имена
прилагательные и глаголы
Какие слова русского языка помогают называть качества
характера
Игротека
Повторяем…
Повторяем…

1
1
1
1
1
1
1
1

Итого:

1
1
1
34 часа

Тематическое планирование занятий в 3 классе
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Название темы
Да здравствует русский язык!
Вежливые слова
Поговорки и пословицы
Игротека
Запоминаем словарные слова
Растения во фразеологизмах
Животные во фразеологизмах
Игротека
Я не поэт, я только учусь…
Как Морфология порядок навела
Игры с пословицами
Игротека
И снова животные во фразеологизмах
Кое-что о местоимении
Познакомимся поближе с наречием и числительным
Игротека
Состав слова. Основа слова. Формы слова
Про корень и окончание
Про суффикс и приставку
Игротека
Непроизносимые согласные
Учимся различать приставку и предлог
Учимся писать НЕ с глаголами
Игротека

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Имена существительные с шипящим звуком на конце
Его Величество Ударение
Поговорим о падежах
Игротека
Сложные слова
От архаизмов до неологизмов
По страницам энциклопедий
Игротека
Повторяем…
Повторяем…
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Тематическое планирование занятий в 4 классе
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Название темы
И снова о русском языке…
Крылатые слова и афоризмы
Копилка занимательных заданий
Игротека
Об именах
О русских фамилиях
В поисках сбежавших головоломок
Игротека
Мы играем в логогрифы
Учимся распознавать речевые ошибки
Коллекция заморочек
Игротека
Ох уж эти фразеологизмы!...
Работаем над рифмами
Словесные забавы
Игротека
Продолжаем работу над фразеологизмами
Русские пословицы и поговорки
Ассорти для любителей русского языка
Игротека
И снова о фразеологизмах
Однородные члены предложения
Ошибочка вышла!...
Игротека
Про омонимы и их разновидности
Еще немного фразеологизмов
В стране Перевертундии

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Игротека
Что такое «паронимы»
Запоминаем словарные слова
31 июня
Игротека
Повторяем…
Повторяем…
Итого:

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

1
1
1
1
1
1
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».