Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юным умникам и умницам

Приложение к Основной
общеобразовательной программе
НОО
(приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ"
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
1 - 4 КЛАССЫ

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
 Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений.
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать явления, предметы;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 давать определения тем или иным понятиям;
 определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 выявлять закономерности и проводить аналогии.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование
и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться
в
пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи,
формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов,
явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и
существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия,
выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное
на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и
проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки.
Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий,
дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и
доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры,
ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет
отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В 1 КЛАССЕ
№ п/п

Название темы

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)
Развитие концентрации внимания.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.

2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

Количество
часов
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22

23
24
25

26

27

28

29

30

31

32

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графические диктанты
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек.
Рисуем по образцу
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления
Графический диктант
Тренировка зрительной памяти
Развитие мышления
Графический диктант
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных операций
Графический диктант
Развитие концентрации внимания
Развитие мышления
Графический диктант
Тренировка внимания
Развитие мышления
Графические диктанты
Тренировка слуховой памяти
Развитие мышления

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

33

Графический диктант
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1
памяти и мышления на конец учебного года
33
Итого:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВО 2 КЛАССЕ
№ п/п

Название темы

1

часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1

2

3

4

5

6

7
8

9

10

11

12

13

14
15

памяти и мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных

Количество

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

16

17

18

19

20

21
22

23

24
25

26

27

28

29

30

31

32

33

операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Развитие концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие аналитических способностей
Тренировка зрительной памяти

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

34

Совершенствование мыслительных операций
Развитие способности рассуждать
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1
памяти и мышления на конец учебного года
34
Итого:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В 3 КЛАССЕ
№ п/п

Название темы

1

часов
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 1

2

3
4

5
6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

17

памяти и мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Количество

1

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

18
19
20
21
22
23

24
25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года
Итого:

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В 4 КЛАССЕ
№ п/п

Название темы

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

2

3
4

5
6

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

Количество
часов
1
1

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

21
22
23

24
25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления на конец учебного года
Итого:

1
1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
34

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно–методическая литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия
к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е
изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. «Юным умникам и умницам»: задания по развитию познавательных
способностей*1-4 класс* в 2 частях* Москва* РОСТ книга.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».