программа курса внеурочной деятельности Уроки нравственности

Приложение к Основной
общеобразовательной программе
НОО
(приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ, ИЛИ
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО"

(ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
1 - 4 КЛАССЫ

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
 Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
 Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в
том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
 Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
 Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий
воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое
хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы:
«Я и школа». Рассматриваются такие темы: вот и стали мы учениками, о культуре поведения в
школе, день знаний.
«Я и окружающие». Рассматриваются такие темы: учимся работать в команде, клуб «Выручайка», о
хорошем и плохом, профессий много есть на свете, о рабочих руках и трудолюбии, зайкина
избушка, учимся вежливости, новогодняя сказка.
«Я и семья», Рассматриваются такие темы: поезд везет подарки мамам, семейный калейдоскоп, под
крышей дома своего.
«Я и природа». Рассматриваются такие темы: в городе Лекарственных растений, экскурсия по городу
Лекарственных растений продолжается, венок осени, друзья леса, времена года, во саду ли, в
огороде.
«Я и книги». В этом разделе можно встретить такие темы: по страницам русской народной сказки
«Лиса и волк», по страницам русских сказок. Девочка и разбойники.
«Я и животные». Рассматриваются такие темы: белый пес и сиреневый цветочек, поговорим о
собаках, братья наши меньшие, мы в ответе за тех, кого приручили.
«Я и здоровье». Экскурсия в медицинский кабинет, на пороге лета.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для
формирования познавательной и творческой активности детей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 КЛАССА
Раздел
Я и школа
Я и окружающие

Тема
Здравствуй, школа!
Вот и стали мы учениками…
Учимся работать в команде
О хорошем и о плохом
Клуб «Выручайка»
О дружбе
«Здравствуй!»
Профессий много есть на свете
Учимся приходить на помощь
О рабочих руках и трудолюбии
Зайкина избушка
Учимся вежливости
Новогодняя сказка
Познакомьтесь: это я!
Сказка о солнечном зайчике
Учимся быть добрыми
Когда люди радуются
Я расту!
Сказка о веселой пчеле
Как у зайчонка зуб болел

Я и здоровье

Я и природа

Я и книга

Я и семья

Приглашаем гостей
В царстве Мойдодыра
На пороге лета
О рыбалке
Венок осени
Клуб любителей природы
В городе Лекарственных растений
Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается
В мире любимых сказок
Снегурочка
По страницам русской народной сказки «Лиса и волк»
К. И. Чуковский и его произведения
Поезд везет подарки мамам
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 КЛАССА

Раздел
Я и школа
Я и семья
Я и природа

Я и книга

Я и окружающие

Я и животные

Тема
О культуре поведения в школе
Под крышей дома моего
Давайте, друзья, потолкуем о маме
Времена года
Отправляемся в путешествие
Во саду ли, в огороде
Зима в лесу
Лепим снеговика
Тропинка
Школа насекомых
Узнай меня!
Девочка и разбойники
По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка»
И снова сказка
Волшебники и волшебные предметы
Животные с книжных страниц
Сказочные фанты
И снова сказочные фанты
Не надо больше ссориться
Учимся дружить
Учимся обсуждать проблему
Слушаем сказку
Занимательный журнал «Имена»
Колечко красоты
Цветик – семицветик
Спешим на помощь бабке Ёжке
День космонавтики
Ох уж этот ветер!
Кем быть?
Белый пес и сиреневый цветочек

Я и здоровье

Поговорим о собаках
Тише, пожалуйста!
Экскурсия в медицинский кабинет
Для чего нужны нам глазки
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 КЛАССА

Раздел
Я и книга

Я и природа

Я и окружающие

Я и здоровье
Я и животные

Я и семья

Тема
Путешествие в сказку
Посылка от сказочных героев
Эдуард Успенский
Слушаем сказку
В гости к друзьям из Простоквашино
Знаменитые малыши. Незнайка
Да здравствуют книги!
Клуб «Белая ворона»
И снова клуб «Белая ворона»
Фея Фантаста
И снова об осени…
Выглянуло солнышко…
Что за праздник без цветов…
Зимушка – зима
Зимние забавы
Бабочек веселый хоровод
Цветочная карусель
О себе, о дружбе, о друзьях…
О добре и зле
«У камина»
Клуб «Выручайка»
В мире профессий
Что такое зима?
Принцессы Шарля Перро
Учимся работать в микрогруппе
Хлеб – наше богатство
Берегите время!
Письмо дедушки Морфея
Наши страхи
О кошках и собаках
О животном не очень приятном
Экзотические животные
Театр кошек Юрия Куклачева
Роза для мамы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 КЛАССА

Раздел
Я и школа

Тема
С днем знаний!

Я и природа

Я и окружающие

Я и здоровье

Я и книга

Я и животные
Я и семья

Осенняя сказка
Экологическая карусель
Станем друзьями природы
Путешествие капельки
Полюбуйся, весна наступает
Здравствуй, первый листок!
Расскажи нам о себе
И это тоже я!
О профессиях и трудолюбии
В который раз о дружбе…
Как выбирать друзей
Накануне новогодних праздников
О рыцарстве
День рождения старой ели
О совести
Учимся быть щедрыми
Настроение
На экономической волне
Приглашение к разговору
Игры в самих себя
Учимся шутить
О режиме дня
Мы – за здоровый образ жизни
Будь здоров!
Секреты здоровья
Берегите книгу
Сказки Андерсена
Сказочная путаница
Кошки
Семейный калейдоскоп
Наши бабушки

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (33 часа )

1

Раздел

Тема

Воспитание качеств

Количество часов

Я и школа

Здравствуй, школа!

Ответственности,

1

самостоятельности
Вот

2

и

стали

мы Бережного

учениками…
3

Я
окружающие

и Учимся

к 1

школьным принадлежностям

работать

в Чувства коллективизма

1

команде
О хорошем и о плохом

4

отношения

Умения находить выход из 1
неприятных ситуаций

Клуб «Выручайка»

5

Доброты,

стремления 1

приходить на помощь
6
7

Я и здоровье

О дружбе

Желания быть другом

В царстве Мойдодыра

Потребности

в

1

соблюдении 1

гигиенических правил
8

Я

и «Здравствуй!»

Умения слышать и понимать 1

окружающие
9

Я и природа

окружающих
Венок осени

Умения

видеть

красоту 1

природы, восхищаться ею
10 Я
окружающие

и Профессий много есть Уважения
на свете

трудом

к

людям,

приносящим

своим 1
пользу

обществу
11 Я и книга

В мире любимых сказок Стремления

к

художественной

чтению 1
литературы,

доброты, отзывчивости
12 Я
окружающие

и Учимся приходить на Стремления
помощь

помощь,

приходить

быть

чутким

на 1
и

отзывчивым
13

О

рабочих

руках

и Желания быть созидателем

1

трудолюбии
14

Зайкина избушка

Справедливости,
отзывчивости

доброты

и 1

Учимся вежливости

15

Стремления быть вежливым и 1
добрым

Новогодняя сказка

16

Бережного

отношения

к 1

природе, чувства доброты и
сострадания
Познакомьтесь: это я!

17

Стремления к изучению себя 1
как личности

18 Я и книга

Снегурочка

Стремления

к

чтению 1

художественной литературы
19 Я
окружающие

и Сказка

о

солнечном Доброты, отзывчивости

1

зайчике

20

Учимся быть добрыми

Бережного отношения к вещам

21 Я и книга

По страницам русской Стремления

к

1

чтению 1

народной сказки «Лиса художественной литературы
и волк»
22 Я

и Когда люди радуются

окружающие

быть

полезным 1

отличать

хорошие 1

окружающим
Я расту!

23

Стремления
Умения

поступки от неблаговидных
24 Я и семья

Поезд

везет

подарки Любви и уважения к маме

1

мамам
25 Я

и Сказка о веселой пчеле

окружающие
26 Я и природа

окружающие

1

заботливости, желания помочь
Клуб

любителей Бережного

природы
27 Я

Доброжелательности,

и Как

отношения

к 1

природе

у зайчонка

зуб Сострадания

1

болел

28

Приглашаем гостей

29 Я и природа

В

Доброжелательности

городе Бережного

Лекарственных

1

отношения

к 1

природе

растений
30

Экскурсия по городу Стремления
Лекарственных

к

здоровому 1

к

здоровому 1

образу жизни

растений продолжается
31 Я и здоровье

На пороге лета

Стремления
образу жизни

О рыбалке

32

Стремления

к

чтению 1

художественной литературы
33 Я и книга

К. И. Чуковский и его Стремления
произведения

к

чтению 1

литературы

Итого

33 часа
2 КЛАСС (34 часа)

Раздел

Тема

Воспитание качеств

Количество
часов

1

Я и школа

О культуре поведения в Культура общения

1

школе
2

Я и семья

Под крышей дома моего

Любви к родственникам,

1

чувства благодарности к
старшым членам семьи
3

Я и природа

Времена года

Любовь к природе, умение 1
видеть её красоту

4

5

Я и книга

Отправляемся

в Бережного

отношение 1

путешествие

природе

Узнай меня!

Стремление

к

чтению 1

художественной литературы
6

Я и окружающие

Не

надо

больше Толерантности,

ссориться

1

доброжелательного
отношения к окружающей
среде

Учимся дружить

7

Умение находить способы 1
для

примирения;

толерантности, дружелюбия
8

Я и животные

Белый пес и сиреневый Доброты,
цветочек

любви

отзывчивости, 1
к

животным,

опрятности
9

Я и окружающие

Учимся

обсуждать Доброты,

проблему

желание

справедливости, 1
приходить

на

помощь
10 Я и природа

Во саду ли, в огороде

Бережного

отношения

к 1

земле
11 Я и окружающие

Слушаем сказку

Стремление быть нужным, 1

полезным окружающим
12 Я и животные

Поговорим о собаках

Доброжелательного

1

отношения к животным
13 Я и здоровье

Тише, пожалуйста!

14 Я и окружающие

Занимательный

15

Толерантности

1

журнал Уважительного отношение к 1

«Имена»

имени

Колечко красоты

Стремление к внутреннему 1
самосовершенствованию

16 Я и книга

Девочка и разбойники

Стремление

к

чтению 1

художественной
литературы; искать выходы
из

любой

жизненной

ситуации
17 Я и здоровье
18 Я и природа

Экскурсия в медицинский Уважение

к

труду 1

кабинет

медицинского работника

Зима в лесу

Умение

замечать

красоту 1

природы
19 Я и книга

По

страницам

русской Стремление

народной

к

чтению 1

сказки художественной

«Царевна – лягушка»

литературы;

доброты,

отзывчивости
20 Я и здоровье
21 Я и книга

Для

чего

нужны

нам Стремление к соблюдению 1

глазки

гигиены глаз

И снова сказка

Стремление

к

чтению 1

художественной
литературы;
22 Я и семья
23 Я и природа

Давайте,

друзья, Чувство любви и уважения к 1

потолкуем о маме

маме

Лепим снеговика

Наблюдательности, интереса 1
к изучению природы

24 Я и окружающие

Цветик – семицветик

25 Я и книга

Волшебники

и Стремление

волшебные предметы
26

Животные
страниц

Доброты, отзывчивости

с

к

1

чтению 1

художественной литературы

книжных Стремление

к

художественной
литературы;

чтению 1

27 Я и окружающие

Спешим на помощь бабке Доброты, отзывчивости

1

Ёжке
День космонавтики

28

Гордость

за

наших 1

соотечественников – первых
космонавтов
29 Я и природа

Тропинка

Бережливого отношения к 1
природе

30 Я и окружающие

Ох уж этот ветер!

Отзывчивости, сочувствия

31 Я и книга

Сказочные фанты

Стремление

к

1

чтению 1

художественной литературы
И снова сказочные фанты

32

Стремление

к

чтению 1

художественной
литературы;
33 Я и природа

Школа насекомых

Чувства

благодарности

к 1

полезным насекомым за их
труд
34 Я и окружающие

Кем быть?

Уважения к труду

1

Итого

34 часа
3 КЛАСС (34 часа)

Раздел

Тема

Воспитание качеств

Количество
часов

1

Я и книга

Путешествие в сказку

Стремление

к

чтению 1

художественной
литературы;
2

Я и природа

И снова об осени…

Умение

восхищаться 1

красотой природы
3

Я и окружающие

О себе, о дружбе, о Умение
друзьях…

понимать 1

особенности переживания
другого

О добре и зле

4

Стремление

к 1

совершенствованию
5

Я и книга

Посылка от сказочных Любви
героев

к

чтению 1

художественной
литературы

6

Я и здоровье

Письмо дедушки Морфея

Стремление к здоровому 1

образу жизни
7

Я и книга

Эдуард Успенский

Стремление

к

чтению 1

художественной
литературы
8

Я и природа

Выглянуло солнышко…

Толерантного отношения к 1
осеним невзгодам

9

Я и животные

О кошках и собаках

Доброго

отношения

и 1

чувства ответственности за
дрмашних животных
10 Я и окружающие

«У камина»

Умение

обсуждать 1

проблему;
доброжелательности,
честности, толерантности,
понимания, отзывчивости
11

Клуб «Выручайка»

Интереса

к

чтению 1

художественной
литературы;

стремление

приходить

на

помощь

окружающим
12 Я и книга

Слушаем сказку

Стремление

к

чтению 1

художественной
литературы;

чувства

доброты и отзывчивости
13 Я и животные

О животном не очень Терпимого
приятном

14 Я и книга

отношения к 1

лягушкам и жабам

В гости к друзьям из Стремление
Простоквашино

к

чтению 1

художественной
литературы

15 Я и природа

Что

за

праздник

без Умение

видеть

красоту 1

цветов…

цветов и восхищаться ею

16 Я и окружающие

В мире профессий

Уважение к труду

17 Я и здоровье

Наши страхи

Умение найти выход из 1
критической

1

ситуации;

чувства ответственности за
свои поступки
18 Я и окружающие

Что такое зима?

Умение принимать чужую 1

точку

зрения

и

высказывать свою
19 Я и книга

Знаменитые

малыши. Стремление

Незнайка

к

чтению 1

художественной
литературы

20 Я и животные

Экзотические животные

Доброжелательного

1

отношения

к

представителям фауны
21 Я и природа

Зимушка – зима

Чувства

любования 1

красотой русской природы
22

Зимние забавы

Стремление к здоровому 1
образу жизни

23 Я и книга

Да здравствуют книги!

Умение

выражать 1

благодарность к книгам и
людям, создавшим их
24 Я и семья

Роза для мамы

Уважение

к

матери, 1

чувства доброты, любви,
заботы и благодарности
25 Я и окружающие

Принцессы Шарля Перро

Лучших женских качеств

26 Я и книга

Клуб «Белая ворона»

Любви

к

1

чтению 1

художественной
литературы;
27

И

снова

клуб

«Белая Любви

ворона»

к

чтению 1

художественной
литературы;

28 Я и природа

Бабочек веселый хоровод

Бережного

отношения

к 1

окружающей среде
29 Я и животные

Театр

кошек

Юрия Любви

Куклачева
30 Я и окружающие

Учимся

к

домашним 1

животным
работать

микрогруппе

в Доброжелательности,

1

сплоченности,
толерантности

31 Я и книга

Фея Фантаста

Стремление

к

чтению 1

художественной
литературы
32 Я и окружающие

Хлеб – наше богатство

Бережного

отношения

к 1

хлебу, уважения к людям
выращивающим хлеб
Берегите время!

33

Бережного

отношения

к 1

работать

в 1

времени
34 Я и природа

Цветочная карусель

Умение

микрогруппе,

чувство

коллективизма
Итого

34 часа
4 КЛАСС (34 часа)

Раздел

Тема

Воспитание качеств

Количество
часов

1

С днем знаний!

Я и школа

Любовь и уважение к школе

1

2

Осенняя сказка

Я и природа

Любовь к природе

1

3

Расскажи нам о себе

Я и окружающие

Стремление

к 1

самосовершенствованию
4

Семейный

Я и семья

Доброе отношение к семье

Я и окружающие

Стремление

1

калейдоскоп
5

И это тоже я!

к 1

самосовершенствованию
6

7

О

профессиях

и

Уважение

к

людям 1

трудолюбии

различных профессий

В который раз о

Стремление быть другом

1

дружбе…
8

9

Мы – за здоровый Я и здоровье

Стремление

к

образ жизни

образу жизни

Как выбирать друзей Я и окружающие

Желание

здоровому 1

иметь

много 1

друзей, самому быть другом
10 О режиме дня

Я и здоровье

Стремление к соблюдению 1
распорядка дня

11 Экологическая

Я и природа

карусель
12 Накануне

Бережное

отношение

природе
Я и окружающие

У

мальчиков 1

новогодних

доброжелательное

праздников

отношение к девочкам

13 Берегите книгу

к 1

Я и книга

Чувство

доброты, 1

отзывчивости
14 О рыцарстве

Я и окружающие

Бережное

отношение

к 1

своему здоровью
15 День

рождения

Любовь

старой ели

и

бережное 1

отношение

к

природе,

чувство сопереживания
16 Будь здоров!

Я и здоровье

Бережное

отношение

к 1

своему здоровью
17 Станем

друзьями Я и природа

природы

Любовь

и

бережное 1

отношение

к

природе,

чувство сопереживания
18 О совести

Я и окружающие

Совестливость,
желание

честность, 1
исправлять

допущенные

ошибки

отношениях

в
с

окружающими
19 Учимся

быть

Щедрость и доброта

1

Я и природа

Бережливость

1

Я и окружающие

Стремление

щедрыми
20 Путешествие
капельки
21 Настроение

управлять 1

своим настроением
22 На

экономической

Бережливость

1

волне
23 Секреты здоровья

Я и здоровье

Стремление

к

здоровому 1

образу жизни
24 Кошки

Я и животные

Чувство ответственности за 1
приученное живое существо

25 Приглашение

к Я и окружающие

разговору

Чувство

доброты, 1

отзывчивости,
быть

стремление

настоящим

другом,

прилежным учеником
26 Полюбуйся,

весна Я и природа

наступает
27 Наши бабушки

Умение видеть прекрасное в 1
природе

Я и семья

Чувство

уважения

благодарности к бабушкам

и 1

28 Игры в самих себя

Я и окружающие

Чувство уважения к самому 1
себе

29 Сказки Андерсена

Я и книга

Любовь

к

произведениям 1

великого

сказочника,

стремление к чтению
30 Учимся шутить

Я и окружающие

Чувство

такта

по 1

отношению к окружающим
31 Сказочная путаница

Я и книга

Любовь

к

русскому 1

фольклору,

стремление

к

чтению
32 Живи,

не

требуя Я и окружающие

награды…

Чувство

доброты, 1

сострадания

33 Здравствуй, первый Я и природа

Бережливость

1

листок!
34 Покуда
стучатся…

сердца Я и окружающие

Чувство

гордости

за 1

великую победу, уважение к
ветеранам

Итого

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».