Приложение к Основной общеобразовательной программе НОО (приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ, ИЛИ «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО" (ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) 1 - 4 КЛАССЫ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия: Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся: К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь: - систему нравственных качеств и этическое сознание; - потребность в самовоспитании и саморазвитии; - чувство уважения к правам и обязанностям человека; - чувство трудолюбия, уважения к людям труда; - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни; - ценностное отношение к природе, окружающей среде; - потребность в чтении художественной литературы. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо». Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа». Рассматриваются такие темы: вот и стали мы учениками, о культуре поведения в школе, день знаний. «Я и окружающие». Рассматриваются такие темы: учимся работать в команде, клуб «Выручайка», о хорошем и плохом, профессий много есть на свете, о рабочих руках и трудолюбии, зайкина избушка, учимся вежливости, новогодняя сказка. «Я и семья», Рассматриваются такие темы: поезд везет подарки мамам, семейный калейдоскоп, под крышей дома своего. «Я и природа». Рассматриваются такие темы: в городе Лекарственных растений, экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается, венок осени, друзья леса, времена года, во саду ли, в огороде. «Я и книги». В этом разделе можно встретить такие темы: по страницам русской народной сказки «Лиса и волк», по страницам русских сказок. Девочка и разбойники. «Я и животные». Рассматриваются такие темы: белый пес и сиреневый цветочек, поговорим о собаках, братья наши меньшие, мы в ответе за тех, кого приручили. «Я и здоровье». Экскурсия в медицинский кабинет, на пороге лета. Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 КЛАССА Раздел Я и школа Я и окружающие Тема Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… Учимся работать в команде О хорошем и о плохом Клуб «Выручайка» О дружбе «Здравствуй!» Профессий много есть на свете Учимся приходить на помощь О рабочих руках и трудолюбии Зайкина избушка Учимся вежливости Новогодняя сказка Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном зайчике Учимся быть добрыми Когда люди радуются Я расту! Сказка о веселой пчеле Как у зайчонка зуб болел Я и здоровье Я и природа Я и книга Я и семья Приглашаем гостей В царстве Мойдодыра На пороге лета О рыбалке Венок осени Клуб любителей природы В городе Лекарственных растений Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается В мире любимых сказок Снегурочка По страницам русской народной сказки «Лиса и волк» К. И. Чуковский и его произведения Поезд везет подарки мамам СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 КЛАССА Раздел Я и школа Я и семья Я и природа Я и книга Я и окружающие Я и животные Тема О культуре поведения в школе Под крышей дома моего Давайте, друзья, потолкуем о маме Времена года Отправляемся в путешествие Во саду ли, в огороде Зима в лесу Лепим снеговика Тропинка Школа насекомых Узнай меня! Девочка и разбойники По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка» И снова сказка Волшебники и волшебные предметы Животные с книжных страниц Сказочные фанты И снова сказочные фанты Не надо больше ссориться Учимся дружить Учимся обсуждать проблему Слушаем сказку Занимательный журнал «Имена» Колечко красоты Цветик – семицветик Спешим на помощь бабке Ёжке День космонавтики Ох уж этот ветер! Кем быть? Белый пес и сиреневый цветочек Я и здоровье Поговорим о собаках Тише, пожалуйста! Экскурсия в медицинский кабинет Для чего нужны нам глазки СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 КЛАССА Раздел Я и книга Я и природа Я и окружающие Я и здоровье Я и животные Я и семья Тема Путешествие в сказку Посылка от сказочных героев Эдуард Успенский Слушаем сказку В гости к друзьям из Простоквашино Знаменитые малыши. Незнайка Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона» И снова клуб «Белая ворона» Фея Фантаста И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка – зима Зимние забавы Бабочек веселый хоровод Цветочная карусель О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле «У камина» Клуб «Выручайка» В мире профессий Что такое зима? Принцессы Шарля Перро Учимся работать в микрогруппе Хлеб – наше богатство Берегите время! Письмо дедушки Морфея Наши страхи О кошках и собаках О животном не очень приятном Экзотические животные Театр кошек Юрия Куклачева Роза для мамы СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 КЛАССА Раздел Я и школа Тема С днем знаний! Я и природа Я и окружающие Я и здоровье Я и книга Я и животные Я и семья Осенняя сказка Экологическая карусель Станем друзьями природы Путешествие капельки Полюбуйся, весна наступает Здравствуй, первый листок! Расскажи нам о себе И это тоже я! О профессиях и трудолюбии В который раз о дружбе… Как выбирать друзей Накануне новогодних праздников О рыцарстве День рождения старой ели О совести Учимся быть щедрыми Настроение На экономической волне Приглашение к разговору Игры в самих себя Учимся шутить О режиме дня Мы – за здоровый образ жизни Будь здоров! Секреты здоровья Берегите книгу Сказки Андерсена Сказочная путаница Кошки Семейный калейдоскоп Наши бабушки 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (33 часа ) 1 Раздел Тема Воспитание качеств Количество часов Я и школа Здравствуй, школа! Ответственности, 1 самостоятельности Вот 2 и стали мы Бережного учениками… 3 Я окружающие и Учимся к 1 школьным принадлежностям работать в Чувства коллективизма 1 команде О хорошем и о плохом 4 отношения Умения находить выход из 1 неприятных ситуаций Клуб «Выручайка» 5 Доброты, стремления 1 приходить на помощь 6 7 Я и здоровье О дружбе Желания быть другом В царстве Мойдодыра Потребности в 1 соблюдении 1 гигиенических правил 8 Я и «Здравствуй!» Умения слышать и понимать 1 окружающие 9 Я и природа окружающих Венок осени Умения видеть красоту 1 природы, восхищаться ею 10 Я окружающие и Профессий много есть Уважения на свете трудом к людям, приносящим своим 1 пользу обществу 11 Я и книга В мире любимых сказок Стремления к художественной чтению 1 литературы, доброты, отзывчивости 12 Я окружающие и Учимся приходить на Стремления помощь помощь, приходить быть чутким на 1 и отзывчивым 13 О рабочих руках и Желания быть созидателем 1 трудолюбии 14 Зайкина избушка Справедливости, отзывчивости доброты и 1 Учимся вежливости 15 Стремления быть вежливым и 1 добрым Новогодняя сказка 16 Бережного отношения к 1 природе, чувства доброты и сострадания Познакомьтесь: это я! 17 Стремления к изучению себя 1 как личности 18 Я и книга Снегурочка Стремления к чтению 1 художественной литературы 19 Я окружающие и Сказка о солнечном Доброты, отзывчивости 1 зайчике 20 Учимся быть добрыми Бережного отношения к вещам 21 Я и книга По страницам русской Стремления к 1 чтению 1 народной сказки «Лиса художественной литературы и волк» 22 Я и Когда люди радуются окружающие быть полезным 1 отличать хорошие 1 окружающим Я расту! 23 Стремления Умения поступки от неблаговидных 24 Я и семья Поезд везет подарки Любви и уважения к маме 1 мамам 25 Я и Сказка о веселой пчеле окружающие 26 Я и природа окружающие 1 заботливости, желания помочь Клуб любителей Бережного природы 27 Я Доброжелательности, и Как отношения к 1 природе у зайчонка зуб Сострадания 1 болел 28 Приглашаем гостей 29 Я и природа В Доброжелательности городе Бережного Лекарственных 1 отношения к 1 природе растений 30 Экскурсия по городу Стремления Лекарственных к здоровому 1 к здоровому 1 образу жизни растений продолжается 31 Я и здоровье На пороге лета Стремления образу жизни О рыбалке 32 Стремления к чтению 1 художественной литературы 33 Я и книга К. И. Чуковский и его Стремления произведения к чтению 1 литературы Итого 33 часа 2 КЛАСС (34 часа) Раздел Тема Воспитание качеств Количество часов 1 Я и школа О культуре поведения в Культура общения 1 школе 2 Я и семья Под крышей дома моего Любви к родственникам, 1 чувства благодарности к старшым членам семьи 3 Я и природа Времена года Любовь к природе, умение 1 видеть её красоту 4 5 Я и книга Отправляемся в Бережного отношение 1 путешествие природе Узнай меня! Стремление к чтению 1 художественной литературы 6 Я и окружающие Не надо больше Толерантности, ссориться 1 доброжелательного отношения к окружающей среде Учимся дружить 7 Умение находить способы 1 для примирения; толерантности, дружелюбия 8 Я и животные Белый пес и сиреневый Доброты, цветочек любви отзывчивости, 1 к животным, опрятности 9 Я и окружающие Учимся обсуждать Доброты, проблему желание справедливости, 1 приходить на помощь 10 Я и природа Во саду ли, в огороде Бережного отношения к 1 земле 11 Я и окружающие Слушаем сказку Стремление быть нужным, 1 полезным окружающим 12 Я и животные Поговорим о собаках Доброжелательного 1 отношения к животным 13 Я и здоровье Тише, пожалуйста! 14 Я и окружающие Занимательный 15 Толерантности 1 журнал Уважительного отношение к 1 «Имена» имени Колечко красоты Стремление к внутреннему 1 самосовершенствованию 16 Я и книга Девочка и разбойники Стремление к чтению 1 художественной литературы; искать выходы из любой жизненной ситуации 17 Я и здоровье 18 Я и природа Экскурсия в медицинский Уважение к труду 1 кабинет медицинского работника Зима в лесу Умение замечать красоту 1 природы 19 Я и книга По страницам русской Стремление народной к чтению 1 сказки художественной «Царевна – лягушка» литературы; доброты, отзывчивости 20 Я и здоровье 21 Я и книга Для чего нужны нам Стремление к соблюдению 1 глазки гигиены глаз И снова сказка Стремление к чтению 1 художественной литературы; 22 Я и семья 23 Я и природа Давайте, друзья, Чувство любви и уважения к 1 потолкуем о маме маме Лепим снеговика Наблюдательности, интереса 1 к изучению природы 24 Я и окружающие Цветик – семицветик 25 Я и книга Волшебники и Стремление волшебные предметы 26 Животные страниц Доброты, отзывчивости с к 1 чтению 1 художественной литературы книжных Стремление к художественной литературы; чтению 1 27 Я и окружающие Спешим на помощь бабке Доброты, отзывчивости 1 Ёжке День космонавтики 28 Гордость за наших 1 соотечественников – первых космонавтов 29 Я и природа Тропинка Бережливого отношения к 1 природе 30 Я и окружающие Ох уж этот ветер! Отзывчивости, сочувствия 31 Я и книга Сказочные фанты Стремление к 1 чтению 1 художественной литературы И снова сказочные фанты 32 Стремление к чтению 1 художественной литературы; 33 Я и природа Школа насекомых Чувства благодарности к 1 полезным насекомым за их труд 34 Я и окружающие Кем быть? Уважения к труду 1 Итого 34 часа 3 КЛАСС (34 часа) Раздел Тема Воспитание качеств Количество часов 1 Я и книга Путешествие в сказку Стремление к чтению 1 художественной литературы; 2 Я и природа И снова об осени… Умение восхищаться 1 красотой природы 3 Я и окружающие О себе, о дружбе, о Умение друзьях… понимать 1 особенности переживания другого О добре и зле 4 Стремление к 1 совершенствованию 5 Я и книга Посылка от сказочных Любви героев к чтению 1 художественной литературы 6 Я и здоровье Письмо дедушки Морфея Стремление к здоровому 1 образу жизни 7 Я и книга Эдуард Успенский Стремление к чтению 1 художественной литературы 8 Я и природа Выглянуло солнышко… Толерантного отношения к 1 осеним невзгодам 9 Я и животные О кошках и собаках Доброго отношения и 1 чувства ответственности за дрмашних животных 10 Я и окружающие «У камина» Умение обсуждать 1 проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания, отзывчивости 11 Клуб «Выручайка» Интереса к чтению 1 художественной литературы; стремление приходить на помощь окружающим 12 Я и книга Слушаем сказку Стремление к чтению 1 художественной литературы; чувства доброты и отзывчивости 13 Я и животные О животном не очень Терпимого приятном 14 Я и книга отношения к 1 лягушкам и жабам В гости к друзьям из Стремление Простоквашино к чтению 1 художественной литературы 15 Я и природа Что за праздник без Умение видеть красоту 1 цветов… цветов и восхищаться ею 16 Я и окружающие В мире профессий Уважение к труду 17 Я и здоровье Наши страхи Умение найти выход из 1 критической 1 ситуации; чувства ответственности за свои поступки 18 Я и окружающие Что такое зима? Умение принимать чужую 1 точку зрения и высказывать свою 19 Я и книга Знаменитые малыши. Стремление Незнайка к чтению 1 художественной литературы 20 Я и животные Экзотические животные Доброжелательного 1 отношения к представителям фауны 21 Я и природа Зимушка – зима Чувства любования 1 красотой русской природы 22 Зимние забавы Стремление к здоровому 1 образу жизни 23 Я и книга Да здравствуют книги! Умение выражать 1 благодарность к книгам и людям, создавшим их 24 Я и семья Роза для мамы Уважение к матери, 1 чувства доброты, любви, заботы и благодарности 25 Я и окружающие Принцессы Шарля Перро Лучших женских качеств 26 Я и книга Клуб «Белая ворона» Любви к 1 чтению 1 художественной литературы; 27 И снова клуб «Белая Любви ворона» к чтению 1 художественной литературы; 28 Я и природа Бабочек веселый хоровод Бережного отношения к 1 окружающей среде 29 Я и животные Театр кошек Юрия Любви Куклачева 30 Я и окружающие Учимся к домашним 1 животным работать микрогруппе в Доброжелательности, 1 сплоченности, толерантности 31 Я и книга Фея Фантаста Стремление к чтению 1 художественной литературы 32 Я и окружающие Хлеб – наше богатство Бережного отношения к 1 хлебу, уважения к людям выращивающим хлеб Берегите время! 33 Бережного отношения к 1 работать в 1 времени 34 Я и природа Цветочная карусель Умение микрогруппе, чувство коллективизма Итого 34 часа 4 КЛАСС (34 часа) Раздел Тема Воспитание качеств Количество часов 1 С днем знаний! Я и школа Любовь и уважение к школе 1 2 Осенняя сказка Я и природа Любовь к природе 1 3 Расскажи нам о себе Я и окружающие Стремление к 1 самосовершенствованию 4 Семейный Я и семья Доброе отношение к семье Я и окружающие Стремление 1 калейдоскоп 5 И это тоже я! к 1 самосовершенствованию 6 7 О профессиях и Уважение к людям 1 трудолюбии различных профессий В который раз о Стремление быть другом 1 дружбе… 8 9 Мы – за здоровый Я и здоровье Стремление к образ жизни образу жизни Как выбирать друзей Я и окружающие Желание здоровому 1 иметь много 1 друзей, самому быть другом 10 О режиме дня Я и здоровье Стремление к соблюдению 1 распорядка дня 11 Экологическая Я и природа карусель 12 Накануне Бережное отношение природе Я и окружающие У мальчиков 1 новогодних доброжелательное праздников отношение к девочкам 13 Берегите книгу к 1 Я и книга Чувство доброты, 1 отзывчивости 14 О рыцарстве Я и окружающие Бережное отношение к 1 своему здоровью 15 День рождения Любовь старой ели и бережное 1 отношение к природе, чувство сопереживания 16 Будь здоров! Я и здоровье Бережное отношение к 1 своему здоровью 17 Станем друзьями Я и природа природы Любовь и бережное 1 отношение к природе, чувство сопереживания 18 О совести Я и окружающие Совестливость, желание честность, 1 исправлять допущенные ошибки отношениях в с окружающими 19 Учимся быть Щедрость и доброта 1 Я и природа Бережливость 1 Я и окружающие Стремление щедрыми 20 Путешествие капельки 21 Настроение управлять 1 своим настроением 22 На экономической Бережливость 1 волне 23 Секреты здоровья Я и здоровье Стремление к здоровому 1 образу жизни 24 Кошки Я и животные Чувство ответственности за 1 приученное живое существо 25 Приглашение к Я и окружающие разговору Чувство доброты, 1 отзывчивости, быть стремление настоящим другом, прилежным учеником 26 Полюбуйся, весна Я и природа наступает 27 Наши бабушки Умение видеть прекрасное в 1 природе Я и семья Чувство уважения благодарности к бабушкам и 1 28 Игры в самих себя Я и окружающие Чувство уважения к самому 1 себе 29 Сказки Андерсена Я и книга Любовь к произведениям 1 великого сказочника, стремление к чтению 30 Учимся шутить Я и окружающие Чувство такта по 1 отношению к окружающим 31 Сказочная путаница Я и книга Любовь к русскому 1 фольклору, стремление к чтению 32 Живи, не требуя Я и окружающие награды… Чувство доброты, 1 сострадания 33 Здравствуй, первый Я и природа Бережливость 1 листок! 34 Покуда стучатся… сердца Я и окружающие Чувство гордости за 1 великую победу, уважение к ветеранам Итого Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 34 часа