Приложение к Основной
общеобразовательной программе
НОО
(приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ, ИЛИ
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО"
(ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
1 - 4 КЛАССЫ
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в
том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий
воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое
хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы:
«Я и школа». Рассматриваются такие темы: вот и стали мы учениками, о культуре поведения в
школе, день знаний.
«Я и окружающие». Рассматриваются такие темы: учимся работать в команде, клуб «Выручайка», о
хорошем и плохом, профессий много есть на свете, о рабочих руках и трудолюбии, зайкина
избушка, учимся вежливости, новогодняя сказка.
«Я и семья», Рассматриваются такие темы: поезд везет подарки мамам, семейный калейдоскоп, под
крышей дома своего.
«Я и природа». Рассматриваются такие темы: в городе Лекарственных растений, экскурсия по городу
Лекарственных растений продолжается, венок осени, друзья леса, времена года, во саду ли, в
огороде.
«Я и книги». В этом разделе можно встретить такие темы: по страницам русской народной сказки
«Лиса и волк», по страницам русских сказок. Девочка и разбойники.
«Я и животные». Рассматриваются такие темы: белый пес и сиреневый цветочек, поговорим о
собаках, братья наши меньшие, мы в ответе за тех, кого приручили.
«Я и здоровье». Экскурсия в медицинский кабинет, на пороге лета.
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для
формирования познавательной и творческой активности детей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 КЛАССА
Раздел
Я и школа
Я и окружающие
Тема
Здравствуй, школа!
Вот и стали мы учениками…
Учимся работать в команде
О хорошем и о плохом
Клуб «Выручайка»
О дружбе
«Здравствуй!»
Профессий много есть на свете
Учимся приходить на помощь
О рабочих руках и трудолюбии
Зайкина избушка
Учимся вежливости
Новогодняя сказка
Познакомьтесь: это я!
Сказка о солнечном зайчике
Учимся быть добрыми
Когда люди радуются
Я расту!
Сказка о веселой пчеле
Как у зайчонка зуб болел
Я и здоровье
Я и природа
Я и книга
Я и семья
Приглашаем гостей
В царстве Мойдодыра
На пороге лета
О рыбалке
Венок осени
Клуб любителей природы
В городе Лекарственных растений
Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается
В мире любимых сказок
Снегурочка
По страницам русской народной сказки «Лиса и волк»
К. И. Чуковский и его произведения
Поезд везет подарки мамам
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 КЛАССА
Раздел
Я и школа
Я и семья
Я и природа
Я и книга
Я и окружающие
Я и животные
Тема
О культуре поведения в школе
Под крышей дома моего
Давайте, друзья, потолкуем о маме
Времена года
Отправляемся в путешествие
Во саду ли, в огороде
Зима в лесу
Лепим снеговика
Тропинка
Школа насекомых
Узнай меня!
Девочка и разбойники
По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка»
И снова сказка
Волшебники и волшебные предметы
Животные с книжных страниц
Сказочные фанты
И снова сказочные фанты
Не надо больше ссориться
Учимся дружить
Учимся обсуждать проблему
Слушаем сказку
Занимательный журнал «Имена»
Колечко красоты
Цветик – семицветик
Спешим на помощь бабке Ёжке
День космонавтики
Ох уж этот ветер!
Кем быть?
Белый пес и сиреневый цветочек
Я и здоровье
Поговорим о собаках
Тише, пожалуйста!
Экскурсия в медицинский кабинет
Для чего нужны нам глазки
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3 КЛАССА
Раздел
Я и книга
Я и природа
Я и окружающие
Я и здоровье
Я и животные
Я и семья
Тема
Путешествие в сказку
Посылка от сказочных героев
Эдуард Успенский
Слушаем сказку
В гости к друзьям из Простоквашино
Знаменитые малыши. Незнайка
Да здравствуют книги!
Клуб «Белая ворона»
И снова клуб «Белая ворона»
Фея Фантаста
И снова об осени…
Выглянуло солнышко…
Что за праздник без цветов…
Зимушка – зима
Зимние забавы
Бабочек веселый хоровод
Цветочная карусель
О себе, о дружбе, о друзьях…
О добре и зле
«У камина»
Клуб «Выручайка»
В мире профессий
Что такое зима?
Принцессы Шарля Перро
Учимся работать в микрогруппе
Хлеб – наше богатство
Берегите время!
Письмо дедушки Морфея
Наши страхи
О кошках и собаках
О животном не очень приятном
Экзотические животные
Театр кошек Юрия Куклачева
Роза для мамы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4 КЛАССА
Раздел
Я и школа
Тема
С днем знаний!
Я и природа
Я и окружающие
Я и здоровье
Я и книга
Я и животные
Я и семья
Осенняя сказка
Экологическая карусель
Станем друзьями природы
Путешествие капельки
Полюбуйся, весна наступает
Здравствуй, первый листок!
Расскажи нам о себе
И это тоже я!
О профессиях и трудолюбии
В который раз о дружбе…
Как выбирать друзей
Накануне новогодних праздников
О рыцарстве
День рождения старой ели
О совести
Учимся быть щедрыми
Настроение
На экономической волне
Приглашение к разговору
Игры в самих себя
Учимся шутить
О режиме дня
Мы – за здоровый образ жизни
Будь здоров!
Секреты здоровья
Берегите книгу
Сказки Андерсена
Сказочная путаница
Кошки
Семейный калейдоскоп
Наши бабушки
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (33 часа )
1
Раздел
Тема
Воспитание качеств
Количество часов
Я и школа
Здравствуй, школа!
Ответственности,
1
самостоятельности
Вот
2
и
стали
мы Бережного
учениками…
3
Я
окружающие
и Учимся
к 1
школьным принадлежностям
работать
в Чувства коллективизма
1
команде
О хорошем и о плохом
4
отношения
Умения находить выход из 1
неприятных ситуаций
Клуб «Выручайка»
5
Доброты,
стремления 1
приходить на помощь
6
7
Я и здоровье
О дружбе
Желания быть другом
В царстве Мойдодыра
Потребности
в
1
соблюдении 1
гигиенических правил
8
Я
и «Здравствуй!»
Умения слышать и понимать 1
окружающие
9
Я и природа
окружающих
Венок осени
Умения
видеть
красоту 1
природы, восхищаться ею
10 Я
окружающие
и Профессий много есть Уважения
на свете
трудом
к
людям,
приносящим
своим 1
пользу
обществу
11 Я и книга
В мире любимых сказок Стремления
к
художественной
чтению 1
литературы,
доброты, отзывчивости
12 Я
окружающие
и Учимся приходить на Стремления
помощь
помощь,
приходить
быть
чутким
на 1
и
отзывчивым
13
О
рабочих
руках
и Желания быть созидателем
1
трудолюбии
14
Зайкина избушка
Справедливости,
отзывчивости
доброты
и 1
Учимся вежливости
15
Стремления быть вежливым и 1
добрым
Новогодняя сказка
16
Бережного
отношения
к 1
природе, чувства доброты и
сострадания
Познакомьтесь: это я!
17
Стремления к изучению себя 1
как личности
18 Я и книга
Снегурочка
Стремления
к
чтению 1
художественной литературы
19 Я
окружающие
и Сказка
о
солнечном Доброты, отзывчивости
1
зайчике
20
Учимся быть добрыми
Бережного отношения к вещам
21 Я и книга
По страницам русской Стремления
к
1
чтению 1
народной сказки «Лиса художественной литературы
и волк»
22 Я
и Когда люди радуются
окружающие
быть
полезным 1
отличать
хорошие 1
окружающим
Я расту!
23
Стремления
Умения
поступки от неблаговидных
24 Я и семья
Поезд
везет
подарки Любви и уважения к маме
1
мамам
25 Я
и Сказка о веселой пчеле
окружающие
26 Я и природа
окружающие
1
заботливости, желания помочь
Клуб
любителей Бережного
природы
27 Я
Доброжелательности,
и Как
отношения
к 1
природе
у зайчонка
зуб Сострадания
1
болел
28
Приглашаем гостей
29 Я и природа
В
Доброжелательности
городе Бережного
Лекарственных
1
отношения
к 1
природе
растений
30
Экскурсия по городу Стремления
Лекарственных
к
здоровому 1
к
здоровому 1
образу жизни
растений продолжается
31 Я и здоровье
На пороге лета
Стремления
образу жизни
О рыбалке
32
Стремления
к
чтению 1
художественной литературы
33 Я и книга
К. И. Чуковский и его Стремления
произведения
к
чтению 1
литературы
Итого
33 часа
2 КЛАСС (34 часа)
Раздел
Тема
Воспитание качеств
Количество
часов
1
Я и школа
О культуре поведения в Культура общения
1
школе
2
Я и семья
Под крышей дома моего
Любви к родственникам,
1
чувства благодарности к
старшым членам семьи
3
Я и природа
Времена года
Любовь к природе, умение 1
видеть её красоту
4
5
Я и книга
Отправляемся
в Бережного
отношение 1
путешествие
природе
Узнай меня!
Стремление
к
чтению 1
художественной литературы
6
Я и окружающие
Не
надо
больше Толерантности,
ссориться
1
доброжелательного
отношения к окружающей
среде
Учимся дружить
7
Умение находить способы 1
для
примирения;
толерантности, дружелюбия
8
Я и животные
Белый пес и сиреневый Доброты,
цветочек
любви
отзывчивости, 1
к
животным,
опрятности
9
Я и окружающие
Учимся
обсуждать Доброты,
проблему
желание
справедливости, 1
приходить
на
помощь
10 Я и природа
Во саду ли, в огороде
Бережного
отношения
к 1
земле
11 Я и окружающие
Слушаем сказку
Стремление быть нужным, 1
полезным окружающим
12 Я и животные
Поговорим о собаках
Доброжелательного
1
отношения к животным
13 Я и здоровье
Тише, пожалуйста!
14 Я и окружающие
Занимательный
15
Толерантности
1
журнал Уважительного отношение к 1
«Имена»
имени
Колечко красоты
Стремление к внутреннему 1
самосовершенствованию
16 Я и книга
Девочка и разбойники
Стремление
к
чтению 1
художественной
литературы; искать выходы
из
любой
жизненной
ситуации
17 Я и здоровье
18 Я и природа
Экскурсия в медицинский Уважение
к
труду 1
кабинет
медицинского работника
Зима в лесу
Умение
замечать
красоту 1
природы
19 Я и книга
По
страницам
русской Стремление
народной
к
чтению 1
сказки художественной
«Царевна – лягушка»
литературы;
доброты,
отзывчивости
20 Я и здоровье
21 Я и книга
Для
чего
нужны
нам Стремление к соблюдению 1
глазки
гигиены глаз
И снова сказка
Стремление
к
чтению 1
художественной
литературы;
22 Я и семья
23 Я и природа
Давайте,
друзья, Чувство любви и уважения к 1
потолкуем о маме
маме
Лепим снеговика
Наблюдательности, интереса 1
к изучению природы
24 Я и окружающие
Цветик – семицветик
25 Я и книга
Волшебники
и Стремление
волшебные предметы
26
Животные
страниц
Доброты, отзывчивости
с
к
1
чтению 1
художественной литературы
книжных Стремление
к
художественной
литературы;
чтению 1
27 Я и окружающие
Спешим на помощь бабке Доброты, отзывчивости
1
Ёжке
День космонавтики
28
Гордость
за
наших 1
соотечественников – первых
космонавтов
29 Я и природа
Тропинка
Бережливого отношения к 1
природе
30 Я и окружающие
Ох уж этот ветер!
Отзывчивости, сочувствия
31 Я и книга
Сказочные фанты
Стремление
к
1
чтению 1
художественной литературы
И снова сказочные фанты
32
Стремление
к
чтению 1
художественной
литературы;
33 Я и природа
Школа насекомых
Чувства
благодарности
к 1
полезным насекомым за их
труд
34 Я и окружающие
Кем быть?
Уважения к труду
1
Итого
34 часа
3 КЛАСС (34 часа)
Раздел
Тема
Воспитание качеств
Количество
часов
1
Я и книга
Путешествие в сказку
Стремление
к
чтению 1
художественной
литературы;
2
Я и природа
И снова об осени…
Умение
восхищаться 1
красотой природы
3
Я и окружающие
О себе, о дружбе, о Умение
друзьях…
понимать 1
особенности переживания
другого
О добре и зле
4
Стремление
к 1
совершенствованию
5
Я и книга
Посылка от сказочных Любви
героев
к
чтению 1
художественной
литературы
6
Я и здоровье
Письмо дедушки Морфея
Стремление к здоровому 1
образу жизни
7
Я и книга
Эдуард Успенский
Стремление
к
чтению 1
художественной
литературы
8
Я и природа
Выглянуло солнышко…
Толерантного отношения к 1
осеним невзгодам
9
Я и животные
О кошках и собаках
Доброго
отношения
и 1
чувства ответственности за
дрмашних животных
10 Я и окружающие
«У камина»
Умение
обсуждать 1
проблему;
доброжелательности,
честности, толерантности,
понимания, отзывчивости
11
Клуб «Выручайка»
Интереса
к
чтению 1
художественной
литературы;
стремление
приходить
на
помощь
окружающим
12 Я и книга
Слушаем сказку
Стремление
к
чтению 1
художественной
литературы;
чувства
доброты и отзывчивости
13 Я и животные
О животном не очень Терпимого
приятном
14 Я и книга
отношения к 1
лягушкам и жабам
В гости к друзьям из Стремление
Простоквашино
к
чтению 1
художественной
литературы
15 Я и природа
Что
за
праздник
без Умение
видеть
красоту 1
цветов…
цветов и восхищаться ею
16 Я и окружающие
В мире профессий
Уважение к труду
17 Я и здоровье
Наши страхи
Умение найти выход из 1
критической
1
ситуации;
чувства ответственности за
свои поступки
18 Я и окружающие
Что такое зима?
Умение принимать чужую 1
точку
зрения
и
высказывать свою
19 Я и книга
Знаменитые
малыши. Стремление
Незнайка
к
чтению 1
художественной
литературы
20 Я и животные
Экзотические животные
Доброжелательного
1
отношения
к
представителям фауны
21 Я и природа
Зимушка – зима
Чувства
любования 1
красотой русской природы
22
Зимние забавы
Стремление к здоровому 1
образу жизни
23 Я и книга
Да здравствуют книги!
Умение
выражать 1
благодарность к книгам и
людям, создавшим их
24 Я и семья
Роза для мамы
Уважение
к
матери, 1
чувства доброты, любви,
заботы и благодарности
25 Я и окружающие
Принцессы Шарля Перро
Лучших женских качеств
26 Я и книга
Клуб «Белая ворона»
Любви
к
1
чтению 1
художественной
литературы;
27
И
снова
клуб
«Белая Любви
ворона»
к
чтению 1
художественной
литературы;
28 Я и природа
Бабочек веселый хоровод
Бережного
отношения
к 1
окружающей среде
29 Я и животные
Театр
кошек
Юрия Любви
Куклачева
30 Я и окружающие
Учимся
к
домашним 1
животным
работать
микрогруппе
в Доброжелательности,
1
сплоченности,
толерантности
31 Я и книга
Фея Фантаста
Стремление
к
чтению 1
художественной
литературы
32 Я и окружающие
Хлеб – наше богатство
Бережного
отношения
к 1
хлебу, уважения к людям
выращивающим хлеб
Берегите время!
33
Бережного
отношения
к 1
работать
в 1
времени
34 Я и природа
Цветочная карусель
Умение
микрогруппе,
чувство
коллективизма
Итого
34 часа
4 КЛАСС (34 часа)
Раздел
Тема
Воспитание качеств
Количество
часов
1
С днем знаний!
Я и школа
Любовь и уважение к школе
1
2
Осенняя сказка
Я и природа
Любовь к природе
1
3
Расскажи нам о себе
Я и окружающие
Стремление
к 1
самосовершенствованию
4
Семейный
Я и семья
Доброе отношение к семье
Я и окружающие
Стремление
1
калейдоскоп
5
И это тоже я!
к 1
самосовершенствованию
6
7
О
профессиях
и
Уважение
к
людям 1
трудолюбии
различных профессий
В который раз о
Стремление быть другом
1
дружбе…
8
9
Мы – за здоровый Я и здоровье
Стремление
к
образ жизни
образу жизни
Как выбирать друзей Я и окружающие
Желание
здоровому 1
иметь
много 1
друзей, самому быть другом
10 О режиме дня
Я и здоровье
Стремление к соблюдению 1
распорядка дня
11 Экологическая
Я и природа
карусель
12 Накануне
Бережное
отношение
природе
Я и окружающие
У
мальчиков 1
новогодних
доброжелательное
праздников
отношение к девочкам
13 Берегите книгу
к 1
Я и книга
Чувство
доброты, 1
отзывчивости
14 О рыцарстве
Я и окружающие
Бережное
отношение
к 1
своему здоровью
15 День
рождения
Любовь
старой ели
и
бережное 1
отношение
к
природе,
чувство сопереживания
16 Будь здоров!
Я и здоровье
Бережное
отношение
к 1
своему здоровью
17 Станем
друзьями Я и природа
природы
Любовь
и
бережное 1
отношение
к
природе,
чувство сопереживания
18 О совести
Я и окружающие
Совестливость,
желание
честность, 1
исправлять
допущенные
ошибки
отношениях
в
с
окружающими
19 Учимся
быть
Щедрость и доброта
1
Я и природа
Бережливость
1
Я и окружающие
Стремление
щедрыми
20 Путешествие
капельки
21 Настроение
управлять 1
своим настроением
22 На
экономической
Бережливость
1
волне
23 Секреты здоровья
Я и здоровье
Стремление
к
здоровому 1
образу жизни
24 Кошки
Я и животные
Чувство ответственности за 1
приученное живое существо
25 Приглашение
к Я и окружающие
разговору
Чувство
доброты, 1
отзывчивости,
быть
стремление
настоящим
другом,
прилежным учеником
26 Полюбуйся,
весна Я и природа
наступает
27 Наши бабушки
Умение видеть прекрасное в 1
природе
Я и семья
Чувство
уважения
благодарности к бабушкам
и 1
28 Игры в самих себя
Я и окружающие
Чувство уважения к самому 1
себе
29 Сказки Андерсена
Я и книга
Любовь
к
произведениям 1
великого
сказочника,
стремление к чтению
30 Учимся шутить
Я и окружающие
Чувство
такта
по 1
отношению к окружающим
31 Сказочная путаница
Я и книга
Любовь
к
русскому 1
фольклору,
стремление
к
чтению
32 Живи,
не
требуя Я и окружающие
награды…
Чувство
доброты, 1
сострадания
33 Здравствуй, первый Я и природа
Бережливость
1
листок!
34 Покуда
стучатся…
сердца Я и окружающие
Чувство
гордости
за 1
великую победу, уважение к
ветеранам
Итого
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
34 часа