Приложение к Основной общеобразовательной программе ООО (приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ» (СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) 5 - 8 КЛАССЫ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В результате прохождения программы «Дружина юных пожарных» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, - установка на здоровый образ жизни; -способность к самооценке; Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся: -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя; - устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные универсальные учебные действия: -развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -контролировать действия партнера. - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственразвитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Предметные результаты К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать: основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ; принципы организации и порядок тушения пожаров; особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений; приемы и средства оказания первой доврачебной помощи; способы переноски и транспортировки пострадавший при различных травмах. Должны уметь: применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Пожарно-профилактическая подготовка 1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России. 2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку; как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём. Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения). 3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах. Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе. 4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. 5. Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. 6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. II. Тактико-техническая подготовка 1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. 2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д. 3. Основы профессии пожарного Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России. 4. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно -сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь. Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. 5. Противопожарное водоснабжение Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш). Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. 7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию. Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту. 3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Темы I. Пожарно-профилактическая подготовка Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных 1 1. пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России Что такое огонь? Пожар как явление. Основные 2 2. характеристики горючей среды и источников зажигания Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за 2 3. последний год. Рассказы о некоторых характерных Количество часов Всего Теория Практика 1 1 1 1 1 4. 5. пожарах Правила пожарной безопасности в школе и в быту Что делать при возникновении пожара? Ответственность за нарушение правил пожарной безо пасности. II. Тактико-техническая подготовка 1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения 2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование 3. Основы профессии пожарного 4. Первичная доврачебная помощь при пожаре 5. Противопожарное водоснабжение 6. Пожарно-строевая подготовка и пожарноспасательный спорт 7. Подведение итогов. Соревнование по пожарноспасательному спорту Итого: 6. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 4 4 2 2 2 2 2 1 1 4 2 2 4 2 2 2 4 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 34 17 17