Программа дружины юных пожарных

Приложение к Основной
общеобразовательной программе
ООО
(приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ»
(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
5 - 8 КЛАССЫ

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате прохождения программы «Дружина юных пожарных» у школьников
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
- установка на здоровый образ жизни;
-способность к самооценке;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные универсальные учебные действия:
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-контролировать действия партнера.
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственразвитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты
К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать:
 основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и
ведения аварийно-спасательных работ;
 принципы организации и порядок тушения пожаров;
 особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования,
приборов, инструментов, приспособлений;
 приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
 способы переноски и транспортировки пострадавший при различных травмах.
Должны уметь:
 применять и эффективно использовать спасательную технику, средства
пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
 контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других
чрезвычайных ситуациях.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1.
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной
охраны и добровольных пожарных организаций в России
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и
развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при
Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы;
научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров;
направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление
альбома по истории пожарного дела в России.
2.
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные
характеристики горючей среды и источников зажигания
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую
пользу приносит огонь человеку;
как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других
зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с
огнём; недопустимость игр детей с огнём.
Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания
различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств
пожаротушения).
3.
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы
о некоторых характерных пожарах
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение
травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных
пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной
печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
4.
Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных
и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и
помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время
эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели
людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном
образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5.
Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила
действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения
возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
6.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в
Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных,
юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по
профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров.
Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации.
Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип

действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения.
Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных;
проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных
при возникновении возгорания.
2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное
оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения
пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические
характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их
применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная
техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств
пожаротушения в быту, в школе и т. д.
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела.
Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств.
Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории
противопожарной службы в России.
4. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой
доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для
деятельности организма. Сердечно -сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная
помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим при пожаре.
5. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды
при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный
гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа
профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и
требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по
различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию,
финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и
физической подготовке.
7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту
Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.

3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Темы

I. Пожарно-профилактическая подготовка
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных 1
1.
пожарных.
Развитие
пожарной
охраны
добровольных пожарных организаций в России
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные 2
2.
характеристики горючей среды и источников
зажигания
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за 2
3.
последний год. Рассказы о некоторых характерных

Количество часов
Всего
Теория Практика
1

1

1

1

1

4.
5.

пожарах
Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Что делать при возникновении пожара?

Ответственность за нарушение правил пожарной
безо пасности.
II. Тактико-техническая подготовка
1.
Средства противопожарной защиты и тушения
пожаров. Общие сведения
2.
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные
автомобили и противопожарное оборудование
3.
Основы профессии пожарного
4.
Первичная доврачебная помощь при пожаре
5.
Противопожарное водоснабжение
6.
Пожарно-строевая подготовка и пожарноспасательный спорт
7.
Подведение итогов. Соревнование по пожарноспасательному спорту
Итого:
6.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

4
4

2
2

2
2

2

1

1

4

2

2

4

2

2

2
4
2
1

1
2
1

1
2
1
1

1

1

1

34

17

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».