Приложение к Основной общеобразовательной программе ООО № 137/1-Д от 01.12.2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Отряд юных инспекторов дорожного движения" 5-8 классы (СОЦИАЛЬНОЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ) 1.Результаты освоения курса В результате прохождения программы «Юный инспектор дорожного движения» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, - установка на здоровый образ жизни; -способность к самооценке; Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся: -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -овладеет способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать оценку учителя; - устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные универсальные учебные действия: -развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающиеся научатся: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -контролировать действия партнера. - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственразвитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. Предметные результаты К концу прохождения программы, обучающиеся должны знать: Правила дорожного движения, безопасный путь в школу, перекрёстки и их виды, правила пешехода на загородной дороге, дорогу и её составляющие части (проезжую часть, обочину, кювет, пешеходную и велосипедную дорожку), дорожную разметку и дорожные знаки, сигналы регулировщика и светофора, обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств, правила пассажиров при высадке из общественного транспорта, правила поведения пешехода на нерегулированном перекрёстке, оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами, что такое железнодорожный переезд, правила перехода и переезда. Должны уметь: двигаться группами и в колонне, применять правила дорожного движения для велосипедистов, выполнить практическое задание на специально оборудованной площадке, оказать первую медицинскую помощь, экономно выполнять разметку заготовок, работать по трафарету, подбирать детали для работы, собирать макет из деталей по образцу, эстетично оформлять изделие, проявлять элементы творчества. Уровни результатов работы по программе: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: соревнования, конкурсы, викторины, игры, в портфолио достижений учащихся.. 2. Содержание программы Занятие 1. Организационное занятие. Положение об отрядах юных инспекторов движения Введение: современные проблемы безопасного движения. Создание отрядов ЮИД. Основные цели и задачи отрядов ЮИД. Основные направления работы отрядов ЮИД: углублённое изучение ПДД, проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде ПДД, участие в слётах и смотрах ЮИД и т.д. Занятие 2. Обязанности и права юного инспектора дорожного движения. Атрибутика ЮИД. Обязанности: участие в делах отряда ЮИД, изучение ПДД, укрепление правопорядка в области соблюдения Правил дорожного движения, проведение разъяснительной работы среди сверстников. Права: внесение своих предложений, участие в слётах, право на награждение. Атрибутика ЮИД: форма, эмблема, удостоверение и значок « Юный инспектор движения». Занятие 3. Практическое занятие. Изготовление эмблемы школьного отряда ЮИД, выпуск боевого листка ЮИД. Конкурс на изготовление атрибутов среди членов кружка. Изготовление эмблемы школьного отряда, подготовка сообщений для боевого листка отряда ЮИД. Занятие 4. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте. Современный транспорт – зоны повышенной опасности. Причины транспортных аварий. Опасности при посадке на транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации. Занятие 5. Юные пешеходы. Основные требования к пешеходам: знание Правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности. Занятие 6. Дети – пассажиры. Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте . Правила поведения пассажиров в аварийной ситуации . Пассажир- заложник ( правила поведения ). Занятие 7. Практическое занятие. Оформление стенда «Уголок дорожной безопасности». Занятие 8. Законы дорожного движения (история и современность). История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Опасные места в районах проживания обучающихся школы. Служба ГИБДД. Занятие 9. Практическое занятие. Подготовка к муниципальному слёту отрядов ЮИД. Тренинг по занятиям ПДД. Тренинг по занятиям оказания первой доврачебной помощи. Репетиция выступления «Визитная карточка отряда ЮИД». Приведение в надлежащий вид формы, атрибутики, наглядной агитации, видеоматериалов Занятие 10. Практическое занятие. Участие в муниципальном слёте отрядов ЮИД. Занятие 11. Правила дорожного движения РФ. Общие обязанности пешеходов. История возникновения ПДД. Участники дорожного движения: пешеходы, водители, пассажиры. Понятие пешеход. Изучение главы 4 Правил дорожного движения Российской Федерации « Обязанности пешеходов». Выбор места и последовательность при переходе проезжей части. Типичные ошибки при переходе проезжай части пешеходами. Занятие 12. Правила дорожного движение РФ. Общие обязанности пассажиров. Понятие пассажир. Изучение главы 5 Правил дорожного движение Российской Федерации «Обязанности пассажиров». Возможные опасности повадки-высадки пассажиров в разное время года. Игра «Пешеход-пассажир – снова пешеход». Занятие 13. Правила дорожного движения РФ. Светофоры. История появления светофоров на дорогах. Виды светофоров: транспортные, для пешеходов, для велосипедистов. Сигналы светофоров. Изучение главы 6 Правил дорожного движения Российской Федерации « Сигналы светофора и регулировщика». Занятие 14. Правила дорожного движения РФ. Знаки регулировщика. Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного движение. Современный регулировщик. Знаки регулировщика. Изучение главы 6 Правил дорожного движения Российской Федерации « Сигналы светофора и регулировщика». Занятие 15. Правила дорожного движения РФ. Дорожные знаки. Первые дорожные знаки. Современные дорожные знаки. Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки приоритета, знаки сервиса, информационно-указательные знаки, знаки дополнительной информации. Знакомства с приложением 1 Правил дорожного движения Российской Федерации «Дорожные знаки». Занятие 16. Практическое занятие. Выпуск стенгазеты « С Новым Годом, ЮИД!» Подготовка заметок и иллюстраций для новогоднего выпуска школьной стенгазеты юных инспекторов дорожного движения. Художественное оформление стенгазеты. Занятие 17. Практическое занятие. Викторина «Дорожный знак, я тебя знаю?». Викторина-презентация на знание дорожных знаков. Занятие 18. Опасности зимней дороги. Опасные факторы на дороге в зимних условиях. Зависимость расстояния тормозного пути автомобиля от погодных условий и времени суток. Умение пешехода приблизительно рассчитывать тормозной путь автомобиля во избежание столкновения с автотранспортом и возникновения ДТП. Занятие 19. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожно-транспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП. Занятие 20. Профилактика ДТП. Анализ типичных ДТП. Знание и соблюдение ПДД - главный способ предотвращения ДТП. Роль пропаганды знаний ПДД среди обучающихся силами отряда ЮИД. Подготовка выступления агитбригады. Занятие 21. Практическое занятие. Выступление агитбригады ЮИД. Может проводиться как показательное выступление на школьном смотре – конкурсе агитбригад ЮИД среди классов. Также желательны выступления на классных часах и родительских собраниях. Занятие 22. Средства оказания первой доврачебной помощи. Содержание аптечки водителя. Средства оказания первой доврачебной помощи в дороге: резиновый жгут, перевязочный материал, бактерицидный пластырь, дезинфицирующие средства, средства от сердечной недостаточности, простейшие медицинские инструменты. Состав новой автомобильной аптечки первой помощи. ( Приказ Минздравсоцразвития РФ №679н от 08.09.2009г.) Занятие 23. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП. Правила наложения жгута. Правила наложения повязок на голову, грудную клетку, руку, ногу. Правила наложения шины, в том числе и подручных материалов. Способы переноски пострадавших на руках, при помощи лямок, на носилках. Использование подручных материалов для изготовления носилок. Занятие 24. Практическое занятие по оказанию первой доврачебной помощи. Отработка приёмов наложения повязок, шин. Отработка приёмов наложения жгута. Отработка приёмов переноски пострадавших. Занятие 25. Безопасное поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Виды железнодорожных переездов (охраняемые и неохраняемые). Особенности работы светофоров в местах железнодорожного переезда. Шлагбаум и автоматические барьеры, их предназначение. Наличие на ж\д переезде дорожного знака. Анализ ДТП на железнодорожных переездных, путях и платформах. Правила пешеходов и водителей на объектах железнодорожного транспорта. Занятие 26. Практическое занятие. Раздача листовок с правилами дорожного движения. Занятие 27. Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Велосипед как транспортное средство. Устройство велосипеда. Особенности езды на велосипеде и мопеде по улицам и дорогам. Изучение главы 24 Правил дорожного движения Российской Федерации « Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок». Занятие 28. Практическое занятие. Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа с инспектором из отдела пропаганды ГИБДД, обсуждение дорожной ситуации в районе проживание учеников школы, доведение статистики дорожно-транспортных происшествий в городе соучастием детей. Занятие 29. Практическое занятие. Рейд по дежурству у мест перехода дороги при движении к школе и обратно. Дежурство членов кружка совместно с руководителем кружка ЮИД и классными руководителями у светофоров, расположенных на местах перехода дороги, у мест возможного перехода дороги, не имеющем разметки «зебра», выявление нарушителей из числа обучающихся школы. Занятие 30. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя. Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированность. Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон « О безопасности дорожного движения». Занятие 31. Практическое занятие. Составление видеоролика по правилам дорожного движения. Занятие 32. Практическое занятие. Праздник « Посвящение первоклассников в пешеходы». Занятие 33. Практическое занятие. Рейд по дежурству у мест перехода дороги при движении к школе и обратно. Занятие 34. Итоговое занятие. Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год Номер Тема занятия Часы Дата 1 Организационное занятие. Положение об отрядах юных инспекторов движения 1 3.09 2 Обязанности и права юного инспектора дорожного движения. Атрибутика ЮИД. Практическое занятие. Изготовление эмблемы школьного отряда ЮИД, выпуск боевого листка ЮИД. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте. 1 10.09 1 17.09 1 24.09 1 1 1 1.10 8.10 09.11 1 1 09.11 16.11 10 Юные пешеходы. Дети – пассажиры. Практическое занятие. Практическое занятие. Оформление стенда «Уголок дорожной безопасности». Законы дорожного движения (история и современность) Практическое занятие. Подготовка к муниципальному конкурсу отрядов ЮИД. Практическое занятие. Участие в городском слете отрядов ЮИД. 1 23.11 11 Правила дорожного движения РФ. Общие обязанности пассажиров. 1 12 Правила дорожного движения РФ. Общие обязанности пешеходов. 1 26.11 13 14 15 16 Правила дорожного движения РФ. Светофоры. Правила дорожного движения РФ. Знаки регулировщика. Правила дорожного движения РФ. Дорожные знаки. Практическое занятие. Выпуск стенгазеты «С Новым Годом, ЮИД!» 1 1 1 1 3.12 10.12 17.12 24.12 17 Практическое занятие. Викторина «Дорожный знак, я тебя знаю?» 1 14.01 18 19 20 21 22 1 1 1 1 1 21.01 28.01 4.02 11.02 18.02 23 24 Опасности зимней дороги. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Профилактика ДТП. Практическое занятие. Выступление агитбригады ЮИД. Средства оказания первой доврачебной помощи. Содержания аптечки водителя. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП. Практическое занятие по оказанию первой доврачебной помощи. 1 1 4.03 11.03 25 Безопасное поведение школьников вблизи железнодорожных путей. 1 18.03 26 Практическое занятие. Раздача листовок с правилами дорожного движения. 1 25.03 3 4 5 6 7 8 9 27 28 Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Практическое занятие. Встреча с инспектором ГИБДД. 1 1 1.04 8.04 29 Практическое занятие. Рейд по дежурству у мест перехода дороги при движении к школе и обратно. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя. Практическое занятие. Составление видеоролика по правилам дорожного движения. Практическое занятие. Праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы». Практическое занятие. Рейд по дежурству у мест перехода дороги при движении к школе и обратно. Итоговое занятие. 1 22.04 1 1 29.04 6.05 1 13.05 1 20.05 1 27.05 30 31 32 33 34 Итого: 34. Из них практичес ких- 14. Список литературы 1. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция). 2. Безопасность дорожного движения. Программы для системы дополнительного образования детей\ В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев,Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. П.И. Ижевского. – М.: Просвещение, 2009. 3. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, пассажиров, водителей; пособие для учащихся общеобразовательных учреждений\ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.- М. Просвещение, 2008. 4. Дорожная азбука. Основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов\ под общ. Ред. Начальника Управления ГИБДД ГУВД по московской области С.А. Сергеева.- М.: Полезная библиотека, 2010. 5. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие\ А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общ.ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение 2008. 6. Добрая дорога детства. Всероссийская газета, периодическое издание. Материально-техническое оснащение: 1. Образовательная региональная программа непрерывного образования «Основы безопасного движения». 2. Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения» автор В.А.Лобанекина, Д.Е. Яковлев; Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 3. Методическое пособие «Пешеход на дороге»; 4. Журнал «Путешествие на зелёный свет»; 5. Газета « Добрая дорога детства»; 6. Оборудование для фигурного катания; 7. Фильмы про ПДД (4 шт.); 8. CD-диски про ПДД ( 2 шт.);