Рабочая программа Русское правописание и орфография 10-11 класс

Приложение к Основной
общеобразовательной программе
СОО
(приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
" Русское правописание: орфография и пунктуация "
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
10-11 КЛАСС

1. Планируемые результаты освоения факультативного курса
Личностные

сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством
усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского
народа, русской многовековой культуре;

формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей
любить и ценить малую родину;

посредством выявления языковых особенностей русского языка,
формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение
понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней,
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;

обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни.
Метапредметные

способность и готовность к продуктивному общению и эффективному
взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения
этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в
конкретной речевой ситуации;

обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной
деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение
соответствующими стилями речи;

освоение
навыков
научного
мышления
посредством
освоения
учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и
стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых
аргументов;

приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности
за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по
предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным
темам проектов;

овладение качествами хорошей речи как основе логичного,
последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения,
использование соответствующих речевых средств.

Предметные

 различать виды орфограмм и использовать на письме правила орфографии;
 находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;
 анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать,
группировать их).
 пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими,
словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных
слов);
 находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением
слова;
 различать морфемы в слове и их значение;
 объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное
переосмысление структуры слова;
 характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
 употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями

речи в качестве языковых средств;
 склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
 пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
 производить комплексный анализ текста.
 различать виды пунктограмм и использовать на письме правила пунктуации;
 находить пунктограммы в тексте;
 применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
 анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать,
группировать их);
 владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
грамматической синонимии;
 выстраивать
композицию
письменного
высказывания,
обеспечивая
последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства,
обеспечивающие уместность, правильность, точность и выразительность речи.

2. Содержание учебного предмета
10 класс (34 ч)

Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство
двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи.
Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых
сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на
слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение
(смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения:
письменные и устные.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли
(букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста
и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения
к написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их
признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения
(разные типы), конспекты, планы, рефераты.
Возникновение и развитие письма как средство общения.
Орфография как система правил правописания (32 часа)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского
правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более
точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные
способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы,
таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)
правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и
раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы
имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по
слогам»).
Правописание морфем (18ч)
Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного
написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и
согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного

слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е
и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после
приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, тир-//- тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//–
рос-, - скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//твор-, - клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными
и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых,
удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические
трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и
т.п.). Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными
принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные
приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип
написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в
словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при
выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением
лица. Суффиксы –ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением
уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, чат-, ист-, -оньк-(-еньк-) и др.
Различение на письме суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных.
Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени
прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-).
Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть –
обезлесить); - ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса
причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на
письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять
– посеявший – посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в
прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний
слов разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание
личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных
прилагательных и причастий.
Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых
находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании;
правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ.
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание
сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем;
употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке
морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.
Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Использование орографических, морфемных и словообразовательных словарей для
объяснения правописания слов.
Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-янист- ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и
грамматического анализ слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с
разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное
и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о
происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего,
зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные,
прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных
прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний
(многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарём «Слитно или раздельное?»
Написание строчных и прописных букв (2 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной
буквы. Работа со словарём «Строчная или прописная?»
11 класс (34 часа)
Речевой этикет в письменном общении (2 часа)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление
этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной
речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра
в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные
формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении
(SМS- сообщения, электронная почта, телефакс и др.)Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (32 часа)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение
пунктуации
— расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы
русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и
пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные,
выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;

2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте.
Знаки препинания в конце предложения (1час)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений.
Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки,
вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака
препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и
эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи.
Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие,
кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (13часов)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих
предложений.
Знаки
препинания
между
однородными
членами
предложения.
Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными
членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые
неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися
союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных
членах.
Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (
контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные
особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные
определения
распространённые
и
нераспространённые,
согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая
конструкция.
Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного
оборотов. Обособление приложений.
Обособление
обстоятельств,
выраженных
одиночным
деепричастием
и
деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с
обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном
падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными
дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме
уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный
анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением
сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с
вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных
членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых
групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.
Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное
выделение
междометий,
утвердительных,
отрицательных, вопросительно-восклицательных слов ( нет уж, что ж, как
же).
Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды
сложных предложений.
Знаки
препинания
между
частями
сложносочинённого
предложения.
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых
ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого
предложения. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака
препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более
частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании
союзов. Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные
способы оформления на письме цитат.

3. Тематическое планирование
10 класс
№
п/п

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Особенности письменного общения (2 часа)
Речевое общение как взаимодействие между людьми 1
посредством языка.
Возникновение и развитие письма как средства
1
общения.
Орфография (32 часа)
Орфография как система правил правописания (2
часа)
Орфография и пунктуация как разделы русского
1
правописания.
Разделы русской орфографии. Орфографическое 1
правило.
Правописание морфем (18 часов)
Морфематический принцип русского правописания. 1
Использование словарей для объяснения правильного
написания слов.
Правописание
гласных
в
корне:
безударные 1
проверяемые и непроверяемые гласные
Группы корней с чередованием.
1
Обозначение на письме согласных корня: звонких и
1
глухих, непроизносимых, удвоенных.
Правописание
иноязычных
словообразовательных 1
элементов.
Правописание приставок.
1

11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.

33.
34.

Правописание суффиксов имен существительных.
1
Правописание суффиксов имен прилагательных.
1
Особенности образования сравнительной степени и
1
превосходной степени прилагательных и наречий и
написание суффиксов в этих формах слов.
Правописание суффиксов глаголов.
1
Образование причастий с помощью специальных 1
суффиксов.
Правописание н и нн в полных и кратких формах 1
причастий и прилагательных.
Правописание н и нн в полных и кратких формах 1
причастий и прилагательных.
Правописание окончаний существительных,
1
прилагательных и причастий.
Правописание личных окончаний глаголов.
1
Орфографические правила, требующие различения 1
морфем
Взаимосвязь значения, морфемного строения и 1
написания слова. Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных
1
частей речи.
Слитные и раздельные написания (10 часов)
Грамматико-семантический анализ при выборе
1
слитного и раздельного написания не с разными
частями речи.
Различение приставки ни- и слова ни (частицы,
1
союза).
Различение приставки ни- и слова ни (частицы,
1
союза).
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок 1
в наречиях. Происхождение некоторых наречий.
Слитное, дефисное и раздельное написания приставок 1
в наречиях. Происхождение некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов,
1
союзов и омонимичных им форм.
Особенности написания производных предлогов,
1
союзов и омонимичных им форм.
Образование и написание сложных слов
1
Смысловые и грамматические отличия сложных 1
прилагательных, образованных слиянием, и созвучных
словосочетаний.
Употребление дефиса при написании знаменательных 1
и служебных частей речи.
Написание строчных и прописных букв (2 часа)
Роль смыслового и грамматического анализа при
1
выборе строчной или прописной буквы.
Итоговое занятие. Тест по орфографии.
1

№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.

11 класс
Наименование разделов и тем

Количество
часов

Речевой этикет в письменном общении (2 часа)
Речевой этикет как правила речевого общения.
1
Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том 1
числе при виртуальном общении.
Пунктуация
(32
часа)
Пунктуация как система правил расстановки
знаков препинания (3 часа)
Принципы русской пунктуации.
1
Основные функции пунктуационных знаков.
1
Разделы русской пунктуации.
1
Знаки препинания в конце предложения (1 час)
Знаки препинания в конце предложения.
1
Знаки препинания внутри простого предложения
(13 часов)
Знаки препинания между членами предложения.
1
Правила постановки тире.
Знаки препинания между однородными членами 1
предложения.
Знаки препинания между однородными членами 1
предложения.
Однородные и неоднородные определения, их 1
различение.
Обособление определений.
1
Обособление приложений.
1
Обособление обстоятельств.
1
Обособление дополнений.
1
Обособление
уточняющих,
поясняющих
и1
присоединительных членов предложения.
Знаки препинания в предложениях со сравнительным 1
оборотом.
Знаки препинания при словах, грамматически не 1
связанных с членами предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности 1
предложений с обращениями.
Пунктуационное
выделение
междометий,
1
утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных слов.
Знаки препинания между частями сложного
предложения
(8 часов)
Виды сложных предложений.
1
Знаки препинания между частями сложносочинённого 1
предложения.
Знаки препинания между частями сложносочинённого 1
предложения.

23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Употребление знаков препинания между частями 1
сложноподчинённого предложения.
Употребление знаков препинания между частями 1
сложноподчинённого предложения.
Употребление знаков препинания между частями 1
бессоюзного сложного предложения.
Выбор
знаков
препинания
внутри
сложной 1
синтаксической конструкции.
Знаки препинания при сочетании союзов.
1
Знаки препинания при передаче чужой речи (3
часа)
Знаки препинания при прямой и косвенной речи.
1
Оформление на письме прямой речи и диалога.
1
Разные способы оформления на письме цитат.
1
Знаки препинания в связном тексте (4 часа)
Связный текст как синтаксическая единица.
1
Роль контекста в выборе пунктуационного знака. 1
Авторские знаки препинания.
Абзац как пунктуационный знак.
1
Итоговый тест по пунктуации
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».