Приложение к Основной общеобразовательной программе СОО (приказ № 55/2-Д от 01.06.2020 г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " Русское правописание: орфография и пунктуация " (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) 10-11 КЛАСС 1. Планируемые результаты освоения факультативного курса Личностные сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре; формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину; посредством выявления языковых особенностей русского языка, формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. Метапредметные способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации; обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи; освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов; приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов; овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств. Предметные различать виды орфограмм и использовать на письме правила орфографии; находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова; анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их). пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов); находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова; различать морфемы в слове и их значение; объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова; характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор); употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств; склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи; пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста. производить комплексный анализ текста. различать виды пунктограмм и использовать на письме правила пунктуации; находить пунктограммы в тексте; применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка; анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их); владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие уместность, правильность, точность и выразительность речи. 2. Содержание учебного предмета 10 класс (34 ч) Особенности письменного общения (2 часа) Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные. Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата: возможность возвращения к написанному, совершенствование и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты. Возникновение и развитие письма как средство общения. Орфография как система правил правописания (32 часа) Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, таблица, алгоритм и др. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем «пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»). Правописание морфем (18ч) Система правил, связанных с правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический). Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие «единообразие написания корня ( ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания. Группы корней с чередованием гласных: 1) –кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, тир-//- тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а-); 2) –раст-//– рос-, - скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-, -твар-//твор-, - клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник). Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.). Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при-/пре-. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, изн(а), есть (-ость), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик и –щик со значением лица. Суффиксы –ек и –ик, -ец и иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, чат-, ист-, -оньк-(-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и -ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез- /обес- (обезлесеть – обезлесить); - ться и –тся в глаголах. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный). Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. Орфографические6правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных Ь и Ъ. Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление Ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов. Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем. Использование орографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правописания слов. Приём поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-янист- ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость. Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч) Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализ слова при выборе правильного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Различение приставки НИ- и слова НИ (частицы, союза). Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий). Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарём «Слитно или раздельное?» Написание строчных и прописных букв (2 ч) Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарём «Строчная или прописная?» 11 класс (34 часа) Речевой этикет в письменном общении (2 часа) Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SМS- сообщения, электронная почта, телефакс и др.)Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Пунктуация (32 часа) Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа) Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения. Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложения (1час) Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. Знаки препинания внутри простого предложения (13часов) Система правил данного раздела пунктуации. Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления. Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантикограмматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста). Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами. Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений. Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов ( нет уж, что ж, как же). Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов) Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа) Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. 3. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование разделов и тем Количество часов Особенности письменного общения (2 часа) Речевое общение как взаимодействие между людьми 1 посредством языка. Возникновение и развитие письма как средства 1 общения. Орфография (32 часа) Орфография как система правил правописания (2 часа) Орфография и пунктуация как разделы русского 1 правописания. Разделы русской орфографии. Орфографическое 1 правило. Правописание морфем (18 часов) Морфематический принцип русского правописания. 1 Использование словарей для объяснения правильного написания слов. Правописание гласных в корне: безударные 1 проверяемые и непроверяемые гласные Группы корней с чередованием. 1 Обозначение на письме согласных корня: звонких и 1 глухих, непроизносимых, удвоенных. Правописание иноязычных словообразовательных 1 элементов. Правописание приставок. 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Правописание суффиксов имен существительных. 1 Правописание суффиксов имен прилагательных. 1 Особенности образования сравнительной степени и 1 превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Правописание суффиксов глаголов. 1 Образование причастий с помощью специальных 1 суффиксов. Правописание н и нн в полных и кратких формах 1 причастий и прилагательных. Правописание н и нн в полных и кратких формах 1 причастий и прилагательных. Правописание окончаний существительных, 1 прилагательных и причастий. Правописание личных окончаний глаголов. 1 Орфографические правила, требующие различения 1 морфем Взаимосвязь значения, морфемного строения и 1 написания слова. Орфографический анализ морфемнословообразовательных моделей слов. Правописание ь после шипящих в словах разных 1 частей речи. Слитные и раздельные написания (10 часов) Грамматико-семантический анализ при выборе 1 слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, 1 союза). Различение приставки ни- и слова ни (частицы, 1 союза). Слитное, дефисное и раздельное написания приставок 1 в наречиях. Происхождение некоторых наречий. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок 1 в наречиях. Происхождение некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов, 1 союзов и омонимичных им форм. Особенности написания производных предлогов, 1 союзов и омонимичных им форм. Образование и написание сложных слов 1 Смысловые и грамматические отличия сложных 1 прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. Употребление дефиса при написании знаменательных 1 и служебных частей речи. Написание строчных и прописных букв (2 часа) Роль смыслового и грамматического анализа при 1 выборе строчной или прописной буквы. Итоговое занятие. Тест по орфографии. 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 11 класс Наименование разделов и тем Количество часов Речевой этикет в письменном общении (2 часа) Речевой этикет как правила речевого общения. 1 Речевой этикет в частной и деловой переписке, в том 1 числе при виртуальном общении. Пунктуация (32 часа) Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа) Принципы русской пунктуации. 1 Основные функции пунктуационных знаков. 1 Разделы русской пунктуации. 1 Знаки препинания в конце предложения (1 час) Знаки препинания в конце предложения. 1 Знаки препинания внутри простого предложения (13 часов) Знаки препинания между членами предложения. 1 Правила постановки тире. Знаки препинания между однородными членами 1 предложения. Знаки препинания между однородными членами 1 предложения. Однородные и неоднородные определения, их 1 различение. Обособление определений. 1 Обособление приложений. 1 Обособление обстоятельств. 1 Обособление дополнений. 1 Обособление уточняющих, поясняющих и1 присоединительных членов предложения. Знаки препинания в предложениях со сравнительным 1 оборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не 1 связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности 1 предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий, 1 утвердительных, отрицательных, вопросительновосклицательных слов. Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов) Виды сложных предложений. 1 Знаки препинания между частями сложносочинённого 1 предложения. Знаки препинания между частями сложносочинённого 1 предложения. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Употребление знаков препинания между частями 1 сложноподчинённого предложения. Употребление знаков препинания между частями 1 сложноподчинённого предложения. Употребление знаков препинания между частями 1 бессоюзного сложного предложения. Выбор знаков препинания внутри сложной 1 синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. 1 Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часа) Знаки препинания при прямой и косвенной речи. 1 Оформление на письме прямой речи и диалога. 1 Разные способы оформления на письме цитат. 1 Знаки препинания в связном тексте (4 часа) Связный текст как синтаксическая единица. 1 Роль контекста в выборе пунктуационного знака. 1 Авторские знаки препинания. Абзац как пунктуационный знак. 1 Итоговый тест по пунктуации 1