МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.
Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Основы 3D моделирования»
Возраст обучающихся: 12 - 16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Гуляева Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
Черноисточинск
2020
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Основы 3D-моделирования» - техническая.
Актуальность программы
Использование 3D моделей предметов реального мира – это важное
средство для передачи информации, которое может существенно повысить
эффективность обучения, а также служить отличной иллюстрацией при
проведении докладов, презентаций, рекламных кампаний. Трехмерные модели –
обязательный элемент проектирования современных транспортных средств,
архитектурных сооружений, интерьеров. Одно из интересных применений
компьютерной 3D-графики и анимации – спецэффекты в современных
художественных и документальных фильмах.
Общеразвивающая программа «Основы 3D-моделирования» дает
возможность детям изучить приемы создания компьютерных трехмерных
моделей в программах Fusion 360 и Blender (по выбору).
Уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы
специалисты, обладающие знаниями в этой области. Целесообразность изучения
данного курса определяется быстрым внедрением цифровой техники в
повседневную жизнь и переходом к новым технологиям обработки информации.
Учащиеся, изучающие данную программу, получают начальные навыки
трехмерного моделирования, которые повышают их подготовленность к жизни в
современном мире.
Сферы применения 3D-графики продолжают расширяться с каждым днём, а
специалисты, владеющие навыками создания 3D-моделей, востребованы на рынке
труда. Изучение трехмерной графики углубляет знания обучающихся о методах и
правилах графического отображения информации, развивает интерес к разделам
инженерной графики, начертательной геометрии, черчению, компьютерным
графическим программам, к решению задач моделирования трехмерных объектов.
У учащихся формируются навыки и приемы решения графических и
позиционных задач.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Основы 3D-моделирования» разработана с учетом
действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного
образования:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от29.12.2012 № 273-ФЗ)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
5.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Педагогическая целесообразность
В данной общеобразовательной программе можно выявить связи со
следующими школьными дисциплинами:
• технология – закрепление методов работы с бумагой, деревом,
ножницами, клеем;
• изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей и
готовых 3D-моделей;
• информатика – работа на компьютере в специализированных программах,
освоение основ 3D-печати.
Содержание программы предусматривает обзорное знакомство с системой
трехмерного моделирования, методов и правил выполнения 3D объектов,
изучение программ Blender или Fusion360, которые позволяют преобразовывать
трехмерную модель в G-код, тем самым давая возможность распечатать ее на 3Dпринтере, и программы, которая необходима для управления 3D-принтером.
Отличительные особенности
Данная программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы
каждый ребёнок имел возможность самостоятельно выбрать наиболее интересный
объект работы, приемлемый для него. На занятиях применяются
информационные технологии и проектная деятельность.
Адресатом общеразвивающей программы «Основы 3D-моделирования»
являются учащиеся средней школы 7-10 классов (12 – 16 лет).
Объем и срок освоения программы: 1год (68 часов).
Наполняемость групп: 8-10 человек.
Режим занятий: 2 академических часа 1 раз в неделю.
Формы обучения: групповая и индивидуальная, очная и дистанционная.
Виды занятий: практические работы, лекции, мастер-классы, занятиясоревнования, экскурсии, проектные сессии.
Методы обучения, используемые на занятиях:
Основным методом обучения по общеобразовательной программе «Основы
3D-моделирования» является метод проектов. Проектная деятельность позволяет
развить исследовательские и творческие способности обучающихся.
Формы подведения результатов: беседа, тестовые задания, практические
работы, защита творческого проекта.
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Целью данной программы является формирование и развитие у
обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания
пространственных
моделей,
освоение
элементов
основных
предпрофессиональных навыков специалиста по трёхмерному моделированию.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами
моделей на простых примерах,
- научить приемам построения моделей из бумаги, дерева и подручных
материалов,
- научить различным технологиям склеивания материалов между собой;
- добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность,
надежность, привлекательность);
- сформировать у учащихся систему понятий, связанных с созданием
трехмерных и плоскостных моделей объектов;
- показать основные приемы эффективного использования систем
автоматизированного проектирования;
- научить анализировать форму и конструкцию предметов, и их графические
изображения, понимать условности чертежа;
- освоить новые компьютерные программы;
- познакомить учащихся с технологиями 3D-печати.
Развивающие:
- формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное
мышление, коммуникация, кооперация);
- способствовать расширению словарного запаса;
- способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления,
изобретательности;
- способствовать формированию интереса к знаниям;
- способствовать формированию умения практического применения
полученных знаний;
- сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
- сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и
т. п.
- развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и
творческой инициативы;
- развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
- ориентировать учащихся на использование новейших технологий и
методов организации практической деятельности в сфере моделирования.
Воспитательные:
- сформировать качества творческой личности с активной жизненной
позицией;
- воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении
работы;
- способствовать формированию положительной мотивации к трудовой
деятельности;
- способствовать формированию опыта совместного и индивидуального
творчества при выполнении командных заданий;
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- сформировать навыки современного организационно-экономического
мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных
отношений.
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п\п
Наименование темы
Общее
количество
часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
0
2
Технология 3D-моделирования
20
4
16
2.1
Основные понятия моделирования
2
2
0
2.2
Изучение примитивов
2
1
1
2.3
Создание эскизов
2
1
1
2.4
Изучение принципов работы с T-SPLINE
FORM
2
1
1
2.5
Создание твердотельных моделей из
эскизов
4
0
4
2.6
Создание твердотельных моделей из
скульптурного тела
4
0
4
2.7
Создание сборок и приемы совместной
работы
2
0
2
2.8
Визуализация
2
0
2
3
3D-сканирование. Фотограмметрия
5
1
4
4
3D-печать
14
4
10
5
Создание авторских моделей и их
печать
22
2
20
7
Подготовка защиты проекта. Защита
проектов
4
0
4
8
Итоговое занятие
2
1
2
68
12
56
Итого часов:
Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Теория: цели и задачи работы кружка. Техника безопасности.
2. Технология 3D-моделирования.
2.1. Основные понятия моделирования
Теория: общая информация о моделировании в компьютерной среде и
специализированных программах, общая информация о программе Fusion 360.
Практика: знакомство с интерфейсом программы.
2.2. Изучение примитивов.
Теория: изучение примитивов.
Практика: создание графических примитивов, простых объектов.
2.3. Создание эскизов
Теория: создание эскизов; наложение геометрических зависимостей;
наложение размерных зависимостей.
Практика: создание и редактирование эскизов, нанесение на эскизы
геометрических зависимостей.
2.4. Изучение принципов работы с T-SPLINE FORM
Теория: изучение принципов работы с T-SPLINE FORM
Практика: создание и редактирование T-SPLINE FORM, работа со
скульптингом T-SPLINE FORM.
2.5. Создание твердотельных моделей из эскизов
Практика: создание твердотельных моделей из эскизов, изменение
твердотельной модели через редактирование эскиза.
2.6. Создание твердотельных моделей из скульптурного тела
Практика: создание и редактирование твердотельных моделей из
скульптурного тела.
2.7. Создание сборок и приемы совместной работы
Практика: создание сборок, изучение приемов совместной работы.
2.8. Визуализация
Практика: изучение приемов визуализации трехмерных моделей.
Настройка визуализации.
3. 3D-сканирование. Фотограмметрия
Теория: как работает фотограмметрия. Виды фотограмметрии. Виды 3Dсканеров. Виды программ для фотограмметрии.
Практика: 3D-сканирование при помощи 3D-сканера. Создание 3d-модели
по фотографиям.
4. 3D-печать
Теория: виды 3D-принтеров. Виды пластика.
Практика: загрузка и выгрузка пластика. Калибровка платформы.
Подготовка модели к печати. Печать модели при различных настройках.
5. Создание авторских моделей и их печать.
Теория: алгоритм создания авторских моделей.
Практика: создание эскиза будущей модели. 3-D моделирование.
Подготовка к печати на 3-D принтере. Печать модели.
6. Подготовка защиты проекта. Защита проектов.
7. Итоговое занятие.
1.4.
Планируемые результаты
Предметные результаты
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
основы компьютерной технологии;
основные
правила
создания
трёхмерной
модели
реального
геометрического объекта;
принципы работы с 3D - графикой;
возможности использования компьютеров для поиска, хранения,
обработки и передачи информации, решения практических задач;
• правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием.
Должны уметь:
пользоваться редактором трёхмерной графики, создавать трёхмерную
модель реального объекта;
уметь выбрать устройства и носители информации в соответствии с
решаемой задачей;
• применять на практике методики генерирования идей; методы дизайнанализа и дизайн-исследования;
• анализировать формообразование промышленных изделий;
• строить изображения предметов по правилам линейной перспективы;
• передавать с помощью света характер формы;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
дизайна;
• работать с программами трёхмерной графики (Blender, Fusion360);
• описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков,
графического изображения;
• анализировать возможные технологические решения, определять их
достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
• оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций
экологической защищённости;
• выявлять и формулировать проблему, требующую технологического
решения;
•
модифицировать
имеющиеся
продукты
в
соответствии
с
ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;
• оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии;
• проводить оценку и испытание полученного продукта;
• представлять свой проект.
Должны владеть:
• научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами
проектирования,
конструирования,
моделирования,
макетирования,
прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна;
базовыми навыками пользования ПК.
цели;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение принимать и сохранять учебную задачу;
• умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения
• умение ставить цель (создание творческой работы), планировать
достижение этой цели;
• умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• способность адекватно воспринимать оценку наставника и других
обучающихся;
• умение различать способ и результат действия;
• умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
• умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
• способность проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
• умение осваивать способы решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
• умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта,
либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
• умение осуществлять поиск информации в индивидуальных
информационных
архивах
обучающегося,
информационной
среде
образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных
образовательных ресурсов;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
• умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
• умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте;
• умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
• умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в
модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаково-символическая);
• умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе
самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и
критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
• умение выслушивать собеседника и вести диалог;
• способность признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою;
• умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими
обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
• умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
• умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные результаты:
• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
• осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
• развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
• развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности;
• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве с другими обучающимися.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.
23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.
8 недель
7 недель
10 недель
9 недель
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещениях для проведения занятий
Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста»МАОУ СОШ №3 пос. Черноисточинск. Площадь
помещения для занятий: кабинет №2 – 61,2 квадратных метра. Подсобных
помещений нет.
Перечень оборудования учебного кабинета
Оборудование
№
п/п
Количество
1
Стол учительский
1шт.
2
Стеллаж
2шт.
3
Стол ученический
21 шт.
4
Стулья
22шт.
Перечень оборудования, технических средств обучения,
материалов, необходимых для занятий
Оборудование
№
п/п
Количество
1
Ноутбук учителя
1шт.
2
Ноутбук мобильного класса
10шт.
3
Мышь проводная
11шт.
4
Зарядное устройство
11 шт.
5
Проектор
1шт.
6
3D-принтер
1шт
7
3D-сканер
1шт
8
Фотоаппарат
1шт
Аппаратное и техническое обеспечение:
Рабочее место обучающегося:
ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU
BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём
оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128
Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с
монитором, клавиатурой и колонками);
мышь.
Рабочее место наставника:
ноутбук: процессор IntelCore i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или
более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD
Radeon R9 290 — аналогичная или более новая модель, объём оперативной
памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая
модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с
монитором, клавиатурой и колонками).
Программное обеспечение:
офисное программное обеспечение;
программное обеспечение для трёхмерного моделирования (AutodeskFusion
360; Autodesk 3ds Max/Blender 3D/Maya).
Кадровое обеспечение
Гуляева Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования.
Образование: высшее (НТГСПИ, 2017 г.)
Направленность: дизайн и компьютерная графика.
Квалификация и звание: бакалавр.
Общий трудовой стаж – 8 лет
Педагогический стаж: 2 года
Методические материалы:
Электронные учебные материалы:
https://www.autodesk.com/products/fusion-360/overview#banner
https://www.youtube.com/playlist?list=PLCu1aYg6xRHL2ibOYPFxoV4Gk0sujy
90Y
https://www.youtube.com/channel/UCEcwWzCzwKR5G4KWmhnV30Q
http://autodeskeducation.ru
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты творческих
проектов, созданных учащимися.
Формы демонстрации результатов обучения
Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме
публичной презентации творческих проектов командами и последующих ответов
выступающих на вопросы наставника и других команд.
Формы диагностики результатов обучения
Беседа, тестирование, опрос.
Диагностическая карта оценки уровня возможностей учащихся
Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы: «Основы 3Dмоделирования »
Ф.И.О. педагога: Гуляева Татьяна Александровна
Год обучения: 1 год обучения
Дата заполнения:______________
Элементарные навыки работы
в 3Dпрограммах
Знание основных терминов по
черчению и моделированию
Предметные
Элементарные навыки работы
на ПК
Коммуникативная
компетенция
Информационная
компетенция
Метапредметные
Учебно-познавательная
компетенция
Нравственно-этические
установки
Фамилия,
имя
учащихся
Личностные
Самооценка деятельности на
занятиях
Оцениваемые
Параметры
Мотивация (выраженность
интереса к занятиям)
№
п/п
Сумма Уровень
баллов
Итого в % соотношении: Характеристика уровней:
Высокий уровень 22-27 баллов – высокий уровень
Средний уровень 16-21 баллов – средний уровень
Низкий уровень 0-15 баллов – низкий уровень
Параметры
Уровни
Степень выраженности качества
(оценивается педагогом в процессе
Оценка
параметров
Самостоятельность Высокий
и уверенность
Средний
Низкий
Аккуратность,
бережливость,
дисциплина
Высокий
Средний
Низкий
Чувство
командного духа
Высокий
Личностные
Средний
Низкий
Развитие
мышления и
творческого
воображения
Высокий
Средний
Низкий
Чувство
технического
вкуса
Высокий
Метапредметные
Средний
Низкий
Применение
Высокий
наблюдения за учебно-практической
деятельностью учащихся и ее
результатами)
Обучающийся самостоятелен и уверен в
себе
Обучающийся частично самостоятелен
и уверен в себе
Обучающийся не самостоятелен и не
уверен в себе
У обучающегося хорошо развиты такие
качества как: аккуратность,
бережливость и дисциплина
Имеет отделенное представление о
таких качествах как: аккуратность,
бережливость и дисциплина
У обучающегося плохо развиты такие
качества как: аккуратность,
бережливость и дисциплина
У него присутствует чувство
командного духа. Хорошо развита
усидчивость и способность доводить
дело до конца
У него ограниченно развито чувство
командного духа. Имеет отделенное
представление о таких качествах как:
усидчивость и доведение дел до конца
У него отсутствует чувство командного
духа. Не развита усидчивость и
способность доводить дело до конца
Хорошо развито мышление и
творческое воображение. Умеет
применять полученные навыки в жизни.
Имеет ограниченное мышление и
творческое воображение. Не всегда
самостоятельно применяет полученные
навыки в жизни.
Не развито мышление и творческое
воображение. Не умеет применять
полученные навыки в жизни
У обучающегося хорошо развито
чувство технического вкуса, он умеет
самостоятельно работать с источниками
информации.
У обучающегося частично развито
чувство технического вкуса, он плохо
умеет самостоятельно работать с
источниками информации
У обучающегося плохо развито чувство
технического вкуса, он не умеет
самостоятельно работать с источниками
информации.
У него хорошо развиты навыки
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
полученных
навыков в жизни
Знание основ 3Dконструирования
Предметные
Основы работы на
3D-принтере
Чувство
технического
вкуса
самоконтроля действий в работе. Умеет
применять полученные навыки в жизни
Средний У него ограниченно развиты навыки
самоконтроля действий в работе. Не
всегда самостоятельно применяет
полученные навыки в жизни.
Низкий
У него плохо развиты навыки
самоконтроля действий в работе. Не
умеет применять полученные навыки в
жизни.
Высокий Знает основы 3D конструирования
Средний Частично знает основы 3D
конструирования
Низкий
Не знает основы 3D конструирования
Высокий Хорошо знает основы работы на 3Dпринтере.
Средний Частично знает основы работы на 3Dпринтере.
Низкий
Не знает основы работы на 3Dпринтере.
Высокий Владеет основами работы в программе
Fusion360
Средний Частично владеет основами работы в
программе Fusion360
Низкий
Не владеет основами работы в
программе Fusion360
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
4. Список литературы:
Для педагога:
1. Керлоу, Айзек Виктор «Искусство 3D-анимации и спецэффектов» / Айзек
В. Керлоу: (Пер, с англ. Е.В. Смолиной). М.: ООО «Вершина», 2004. 180 c.
2. «Компьютерная графика: Полигональные модели.» А.В. Боресков, Е.В.
Шикин, издательство Диалог-МИФИ, 2005 г. - 464 с.
3. Монахов М.Ю., «Учимся проектировать на компьютере.» Элективный
курс: Практикум / М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2005. — 172 с.: ил. 4. Александр Петелин. «SketchUp просто 3D!» Учебник-справочник GoogleSketchUp v. 8.0 Pro (в 2-х книгах), 2012.
— 192 с.: ил.
5. Тозик В., Ушакова О. «Самоучитель SketchUp.» – БХВ-Петербург, 2013.
6. Chronister J. Blender Basic / Перевод: АзовцевЮрий. Учебное пособие, 3-е
издание.
Для обучающихся:
1. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М., Просвещение, 1988.
2. Румянцева Е. Аппликация «Простые поделки». - М.: Айрис Пресс. 2010.
3. Самойлова Л. М. Объемные картинки.- СПб.: Детство-Пресс» 2008.
4. Потемкин А. Инженерная графика. Просто и доступно. – М: Профиздат,
2000.
5. 3D-моделирование в Blender. Курс для начинающих [Электронный
ресурс]/ C. Шапошникова, "Лаборатория юного линуксоида", 2009-2014. –Режим
доступа: http://younglinux.info/blender.php, свободный.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)