ДОП Занимательная информатика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Занимательная информатика»

Возраст обучающихся: 10 - 12 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Лекомцева Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного образования

Черноисточинск
2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1.

Пояснительная записка

Актуальность. Информатика как динамично развивающаяся наука
становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить
современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно
работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В
школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
"Занимательная информатика" составлена для детей 10-12 лет, учащихся 5-6
классов общеобразовательной школы, и является связующим звеном между
дополнительной программой для младших школьников и базовым курсом
информатики, который начинается с 7 класса. Общеразвивающая программа
"Занимательная информатика" позволяет применять полученные знания на
практике, помогает ребёнку в реализации собственного личностного потенциала,
что необходимо для адаптации в современном обществе. Программа обучения
предполагает освоение учащимися компьютера не только как электронновычислительной машины, но и как средства творческого самовыражения. Она
направлена на то, чтобы учащиеся к 7 классу научились грамотно оформлять свои
работы и умели кратко излагать мысли.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Занимательная информатика» разработана с учетом
действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного
образования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
2

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.от
24.12.2013г.
Отличительная
особенность
общеразвивающей
программы
"Занимательная информатика" состоит в том, что она составлена таким образом,
что:
создаются условия, необходимые для овладения обучающимися теми
видами деятельности, которые дают им возможность проявить свой
исследовательский и творческий потенциал;
даётся направление и стимул для изучения программ; ребятам
показывается, что интересных и даже неожиданных результатов можно добиться,
овладев лишь небольшой частью программной среды, подключив при работе свое
воображение;
особое внимание уделяется не особенностям конкретного программного и
аппаратного обеспечения, а общим принципам, лежащим в их основании.
Срок реализации и возраст детей
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная информатика» рассчитана на детей в возрасте 10 - 12 лет,
работающих в группах до 10 человек. Срок реализации изучаемого курса 2 года:
68 часов
1-й год обучения "Презентация. Это интересно!" – 34 часа, 1 академический
час в неделю;
2-й год обучения "Работа с таблицами" -34 часа, 1 академический час в
неделю.
Данная программа носит пропедевтический характер. К пропедевтическим
элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным
программным обеспечением. Программа курса состоит из двух ступеней,
фактически продолжающих друг друга, поэтому дети, занимающиеся в
компьютерном кружке 2 года, смогут освоить работу в основных прикладных
программах.
Программа составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, а
также медицинских показаний о возрастных особенностях обучающихся. Во
время занятий соблюдаются требования к организации труда и отдыха.
3

Формы обучения
Основными формами реализации данной программы являются групповые
комбинированные учебные занятия. Занятия состоят из теоретической и
практической частей, причём большее количество времени занимает практическая
часть.
При проведении занятий используются следующие формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и
наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на
ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением
педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания
в течение части занятия или нескольких занятий;
• групповая, когда обучающиеся работают над проектами в группах по 3-4
человека.
Виды занятий
Для реализации программы используются теоретические и практические
занятия. Также проводятся открытые уроки и презентации проектов.
Формы подведения результатов
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная
оценка достижений учащихся. Контроль сформированности навыков происходит
на каждом уроке при выполнении самостоятельной работы, устном и
комбинированном опросе.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока
(темы) в форме диагностической работы.
Форма подведения итогов реализации программы – игры, соревнования,
конкурсы.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при
изучении, как отдельных разделов, так и всей программы в целом.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: обеспечить учащимся необходимый уровень владения
способами работы с презентациями; предоставить возможность обучающимся,
имеющим пользовательский опыт, систематизировать и упрочить навыки работы
в программе LibreOfficeImpress; дать общее представление работы с табличным
процессором на примере работы в LibreOfficeCalc.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы
необходимо решить следующие задачи:
обучающие:
 отработать технологические навыки работы на ПК;
4

 расширить и систематизировать представления о возможностях
программы для создания презентаций: LibreOfficeImpress;
 сформировать знания по основным приёмам и методамработы с
табличным процессором LibreOfficeCalc
 научить применять подходящий «инструмент» для решения конкретной
задачи;
развивающие:
развивать:
 познавательную активность;
 воображение, внимание, память, фантазию;
 интерес к изучению различных ИТ и дисциплин, связанных с ИТ;
 умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты,
логически и абстрактно мыслить;
 системное мышление, самостоятельность;
 творчество;
воспитательные:
воспитывать:
 объективное отношение к данным компьютерных вычислений, т.е.
критичность и самокритичность мышления;
 бережное отношение как к технике, так и к информации, этическое,
нравственное неприятие компьютерного вандализма и вирусотворчества;
 личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за
возможные ошибки;
 личную ответственность за решения, принимаемые на основе
компьютерных данных;
 потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
командным методом;
 заботу о пользователе продуктов своего труда.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения "Презентация. Это интересно!"
(5 класс, 34 часа)
№
п/п

Тема

Количество часов
Всего

I.

Информация вокруг нас

3

Теори
я
1,5

1.

Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Правила поведения в компьютерном

1

1

Практи
ка
1,5
-

Формы
аттестации/
контроля

5

классе. Техника безопасности
2.

3.

II.
4.
5.
6.
7.

III.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22,
23.
24.

Компьютер и его основные устройства.
Рабочий стол. Управление мышью.
Запуск программ, клавиатура. Работа
на клавиатуре
Итоговое занятие по теме "Устройство
ПК"
РаботасPaintиLibreOfficeWriter
Работа с графическим редактором
Работа с текстовым редактором
LibreOfficeWriter
Создание открытки на тему "Золотая
осень" (Paint и LibreOfficeWriter)
Защита работ
Знакомство с программой
LibreOfficeImpress
Понятие
презентации.
Виды
презентаций
Этапы
создания
презентаций.
Основные компоненты презентаций
Знакомство
с
программой
LibreOfficeImpress
Основные возможности программы
LibreOfficeImpress
Итоговое
занятие
по
теме
"Презентация"
Конструктор слайдов. Схема, дизайн
слайдов
Выбор фона слайда. Шаблоны
Работа с текстом
Добавление в презентацию картинок
из коллекции картинок
Создание объектов с помощью панели
инструментов Рисование
Работа с таблицами на слайдах
Работа с диаграммами
Создание навигации
Составление простейших презентаций.
Проект "Это я"
Презентация проектов

1

0,5

0,5

1

-

1

4

0,5

3,5

1
1

0,5
-

0,5
1

1

-

1

1

-

1

17

6

11

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

-

1

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1
1
2

0,5
0,5
0,5
-

0,5
0,5
0,5
1
2

1

-

1

Тест

Самостоятельн
ая работа
Презентация
работ

Беседа

Интерактивный
тест

Беседа

Беседа
Самостоятельн
ая работа
Презентация
работ
6

Настройки презентаций
Настройка анимации для объектов
слайдов.
Работа в режиме Сортировщика
слайдов.
Настройка
показа
презентации и ее демонстрация
Проект "Мой класс"

7

1,5

1,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

-

2

29.

Презентация проектов

1

-

1

30.
31.

Распечатка презентаций
Итоговое
занятие
по
теме
"Возможности
программы
LibreOfficeImpress"
Клавиатурный тренажер
Клавиатурный тренажер «Stamina»
Базовые уроки. Режим «Фразы».
Сочетания букв. Цифры и символы
Заключительное занятие
Заключительное занятие
Итого

1
1

0,5
-

0,5
1

2

1

1

1
1

1
-

1

1
1
34

0,5
0,5
11

0,5
0,5
23

IV.
25.
26.

27,
28.

V.
32.
33.

VI.
34.

Самостоятельн
ая работа
Презентация
работ
Беседа

Самоконтроль
Беседа

Второй год обучения "Работа с таблицами"
(6 класс, 34 часа)
№
п/п

Тема

Количество часов

I.

Информация вокруг нас

3

Теори
я
1,5

1.

Вводное занятие. Знакомство с
детьми.Правила
поведения
в
компьютерном
классе.
Техника
безопасности
Компьютер и его основные устройства.
Рабочий стол. Управление мышью.
Запуск программ, клавиатура. Работа
на клавиатуре
Итоговое занятие по теме "Устройство
ПК"
РаботасPaintиLibreOfficeWriter
Работа с графическим редактором Paint
Работа с текстовым редактором

1

1

-

1

0,5

0,5

1

-

1

2.

3.

II.
4.
5.

Всего

4
1
1

Практи
ка
1,5

Формы
аттестации/
контроля

Тест

4
-

1
1
7

LibreOfficeWriter
Создание
открытки
"Школьный
двор"
LibreOfficeWriter)
Защита работ

1

-

1

Самостоятельн
ая работа

1

-

1

РедакторInkscape
Основные возможности редактора
Inkscape.
Панель
инструментов.
Главное меню.
Создание
и
редактирование
фигур.Линии. Прямоугольники.
Окружности.
Эллипсы.
Спирали.
Многоугольники.
Практическая
работа
«Создание
картины “Звездное небо”»
Презентация работ

Презентация
работ

9

2,5

6,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

-

1

1

-

1

1

0,5

0,5

14.
15.

Клонирование
и
выравнивание
объектов.
Порядок объектов. Работа с текстом.
Проект «Создание логотипа класса»

1
1

0,5
-

0,5
1

16.

Защита проектов

1

-

1

IV.

Табличный
процессор
LibreOfficeCalc
LibreOfficeCalc. Запуск компонентов.
Интерфейс
электронных
таблиц.
Меню, панели инструментов, строка
состояния.
Режимы
работы
с
документом.
Создание нового документа, ввод
данных. Сохранение, открытие и
закрытие документа.
Редактирование таблиц: копирование,
вставка,
перемещение,
удаление
содержимого ячеек. Отмена действий.
Шрифты, стили, размер шрифта,
границы.
Работа
с
цветом.
Выравнивание, перенос по словам
Объединение ячеек.
Ярлыки листов. Вставка, удаление
листов. Переименование листов. Цвет

15

5

10

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

-

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

6.

7.

III.
8.

9.
10.
11.
12.
13.

17.

18.

19.

20.

21.

на
тему
(Paint
и

Самостоятельн
ая работа
Презентация
работ

Самостоятельн
ая работа
Презентация
работ

Беседа

8

VI.

ярлыка листа.
Использование мыши. Использование
навигатора. Ссылки на ячейки.
Использование клавиш Enter, Tab,
влево, вправо, вверх, вниз, Home, End,
PageUp и PageDown
Номер листа. Режим вставки. Сумма,
среднее значение. Масштаб
Диапазон смежных ячеек. Диапазон
несмежных
ячеек.
Весь
лист.
Выделение
строк.
Выделение
столбцов.
Формат
ячейки:
Числовой.
Процентный. Денежный. Дата, время.
Текст.
Панель формул: Поле «Имя». Мастер
функций « f(x) » Сумма « Σ » Формула
« = »Строка ввода.
Категории
функций.
Поиск
необходимой функции. Работа с
аргументами функций
Копирование данных. Копирование
формул. Автозаполнение ячеек.
Практическая
работа«Создание
платежной ведомости»
Сортировка.
Фильтр.
Скрыть,
отобразить данные
Итоговое занятие по теме «Работа с
данными в таблице».
Сеть Интернет
Сеть Интернет
Поиск и сохранение информации
Заключительное занятие

34.

Заключительное занятие

22.

23.
24.

25.

26.

27.

28.
29.
30.
31.

V.
32.
33.

ИТОГО

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

-

1

1

0,5

0,5

1

-

1

1

-

1

1

0,5

0,5

1

-

1

2

1,5

0,5

1
1
1

1
0,5
0,5

0,5
0,5

1
34

0,5
11

0,5
23

Беседа

Беседа

Самостоятельн
ая работа
Опрос

Беседа
Беседа

9

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения "Презентация. Это интересно!"
(5 класс, 34 часа)
1.Информация вокруг нас:
Теория: Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в
компьютерном классе. Техника безопасности. Компьютер и его основные
устройства.
Практика: Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ,
клавиатура. Работа на клавиатуре. Итоговое занятие по теме "Устройство ПК"
2.РаботасPaint иLibreOfficeWriter.
Теория: Работа с графическим редактором Paint
Практика: Работа с графическим редактором Paint.Работа с текстовым
редактором LibreOfficeWriter. Создание открытки на тему "Золотая осень" (Paint и
LibreOfficeWriter). Защита работ
3. Знакомство с программой LibreOfficeImpress
Теория: Понятие презентации. Основные компоненты презентаций.
Знакомство с программой LibreOfficeImpress. Конструктор слайдов.
Практика: Виды презентаций. Этапы создания презентаций. Основные
возможности программы LibreOfficeImpress. Итоговое занятие по теме
"Презентация" презентаций. Схема, дизайн слайдов. Выбор фона слайда.
Шаблоны. Работа с текстом, с таблицами на слайдах, с диаграммами. Добавление
в презентацию картинок из коллекции картинок. Создание навигации. Проект
"Это я". Презентация проектов
4. Настройки презентаций
Теория: Настройка анимации для объектов слайдов. Настройка показа
презентации и ее демонстрация.
Практика: Работа в режиме Сортировщика слайдов. Настройка показа
презентации и ее демонстрация. Проект "Мой класс". Презентация проектов.
Распечатка презентаций. Итоговое занятие по теме "Возможности программы
LibreOfficeImpress"
5.Клавиатурный тренажер
Теория: Клавиатурный тренажер "Stamina"
Практика: Клавиатурный тренажер "Stamina":Базовые уроки. Режим
"Фразы". Сочетания букв. Цифры и символы
6.Заключительное занятие
10

Второй год обучения "Работа с таблицами"
(6 класс, 34 часа)
1.Информация вокруг нас:
Теория: Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила поведения в
компьютерном классе. Техника безопасности. Компьютер и его основные
устройства.
Практика: Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ,
клавиатура. Работа на клавиатуре. Итоговое занятие по теме "Устройство ПК"
2.РаботасPaintиLibreOfficeWriter.
Теория: Работа с графическим редактором Paint
Практика: Работа с графическим редактором Paint.Работа с текстовым
редактором LibreOfficeWriter. Создание открытки на тему "Золотая осень" (Paint и
LibreOfficeWriter). Защита работ
3. Редактор Inkscape
Теория: Основные возможности редактора Inkscape. Главное меню.
Клонирование и выравнивание объектов. Порядок объектов.
Практика: Панель инструментов. Создание и редактирование фигур.
Линии. Прямоугольники. Окружности. Эллипсы. Спирали. Многоугольники.
Практическая работа «Создание картины “Звездное небо”» Презентация работ.
Работа с текстом. Проект: Создание логотипа класса. Защита проектов
4.Табличный процессор LibreOfficeCalc
Теория: LibreOfficeCalc. Запуск компонентов. Интерфейс электронных
таблиц. Режимы работы с документом. Ярлыки листов.Использование навигатора.
Номер листа. Масштаб. Панель формул. Категории функций. Сортировка.
Фильтр.
Практика: Меню, панели инструментов, строка состояния. Создание
нового документа, ввод данных. Сохранение, открытие и закрытие документа.
Редактирование таблиц: копирование, вставка, перемещение, удаление
содержимого ячеек. Отмена действий. Шрифты, стили, размер шрифта, границы.
Работа с цветом. Выравнивание, перенос по словам Объединение ячеек. Вставка,
удаление листов. Переименование листов. Цвет ярлыка листа. Использование
мыши. Ссылки на ячейки. Использование клавиш Enter, Tab, влево, вправо, вверх,
вниз, Home, End, PageUp и PageDown. Режим вставки. Сумма, среднее значение.
Диапазон смежных ячеек. Диапазон не смежных ячеек. Весь лист. Выделение
строк. Выделение столбцов. Формат ячейки: Числовой. Процентный. Денежный.
Дата, время. Текст. Панель формул: Поле «Имя». Мастер функций « f(x) » Сумма
« Σ » Формула « = » Строка ввода. Поиск необходимой функции. Работа с
аргументами
функций.
Копирование
данных.
Копирование
формул.
Автозаполнение ячеек. Практическая работа «Создание платежной ведомости».
11

Скрыть, отобразить данные. Итоговое занятие по теме «Работа с данными в
таблице».
5. Сеть Интернет
Теория: Сеть Интернет.
Практика: Поиск и сохранение информации
6.Заключительное занятие
1.4. Планируемые результаты

Год обучения

Уметь

Планируемые результаты

1-й год
 находить
нужную
"Презентация. информацию из большого ее потока;
Это
 уметь применять текстовый
интересно! "
процессор
для
набора,
редактирования и форматирования
текстов, создания списков и таблиц;
 работать
с
конкретным
текстовым редактором;
 создавать
текстовые
документы на основе программы
LibreOfficeWriter;
 создавать слайд;
 изменять настройки слайда;
 представить
творческий
материал в виде презентации.
 публично
выступать
с
презентацией своей работы;
 объективно оценивать свою
работу и работу товарищей
2-й год

применять
простейший
"Работа
с графический редактор для создания
таблицами"
и редактирования простых рисунков;

научиться создавать сложные
графические
объекты
с
повторяющимися
и
/или
преобразованными фрагментами;

применять
подходящий
«инструмент»
для
решения
конкретной задачи

Знать
 основные правила работы на
ПК;
 технологию
обработки
информации с помощью ПК;
 этапы
создания
и
редактирования
текстового
документа;
 назначение
и
функциональные возможности
LibreOfficeImpress;
 объекты и инструменты
LibreOfficeImpress;
 технологии
настройки
LibreOfficeImpress;
 объекты,
из
которых
состоит презентация;
 этапы
создания
презентации;
 технологию
работы
с
каждым объектом презентации.

приемы
работы
в
графическом редакторе Inkscape
 способы создания простых
и
сложных
графических
объектов;
 основные приёмы и методы
работы
с
табличным
процессором LibreOfficeCalc


12

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.

23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.

8 недель
7 недель
10 недель
9 недель

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещении для проведения занятий
Занятия по программе проводятся в Центре образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ СОШ №3 пос.
Черноисточинск. Площадь помещения для занятий: кабинет №1 – 66,5
квадратных метра. Кабинет соответствует требованиям материального и
программного обеспечения и оборудован согласно правилам пожарной
безопасности. Подсобных помещений нет.
Перечень оборудования учебного кабинета
№
п/п
1
2
3
4

Оборудование

Количество

Шкаф для технического оборудования
Шкаф для документов
Стол учебный
Стулья

4шт.
1шт.
20 шт.
25шт.

Перечень оборудования, технических средств обучения,
материалов, необходимых для занятий
№
Оборудование
п/п
1
Ноутбук учителя
2
Ноутбук мобильного класса

Количество
1шт.
10шт.
13

3
4
5
6
7
8
9

Мышь проводная
Зарядное устройство
Монитор
Системный блок
Интерактивный комплекс (SMART – доска)
Проектор
МФУ

11шт.
11 шт.
1шт.
1 шт.
1шт.
1 шт.
1 шт.

В качестве дидактического раздаточного материала используются:
1. Схемы.
2. Индивидуальные карточки.
3. Книги (см. Список литературы).
Программное обеспечение:
1. Операционная система Windows10.
2. Графический редактор Paint.
3. Программа для создания презентаций LibreOfficeImpress.
4. Программа для создания текстов LibreOfficeWriter.
5. Программа работы с таблицами LibreOfficeCalc
Кадровое обеспечение
Лекомцева Светлана Валерьевна,
педагог дополнительного образования.
Образование: высшее (НТГПИ, 2003 г.)
Квалификация: учитель математики, информатики и вычислительной
техники по специальности «Математика».
Общий трудовой стаж:15лет
Педагогический стаж: 2 года
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы проверки результатов освоения программы
Для
оценки
результативности
учебных
занятий
применяется
промежуточный контроль в виде интерактивных тестов и итоговый контроль. Для
объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Итоговый
контроль проводится в форме презентации работ учащимися.
Примеры итоговых заданий представлены в приложении №2.
Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися.
Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Занимательная информатика»
14

Критерии

Показатели

1. 1. Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические
знания по каждому
модулю

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

1.2 Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

2. Практическая
подготовка
2.1 Практические
навыки и умения

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

2.2 Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

Количество баллов
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных программой
(1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся, как правило, избегает
применять специальные
термины (1-3 балла)
Средний уровень – учащийся
сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
употребляет осознанно и в их
полном соответствии с
содержанием (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой
(8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием (1-3
балла)
Средний уровень – работает с
оборудованием с помощью
педагога (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывая

Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

Письменные
задания,
опрос

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

15

2.3 Творческие
навыки

Креативность
в выполнении
практических
заданий

особых затруднений (8-10
баллов)
Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе
образца (4-7 баллов)
Творческий уровень –
выполняет практические
задания с элементами
творчества (8-10 баллов)

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ,
участие в
выставках и
соревнованиях

Карточка самооценки «Мои достижения»
Год обучения

Что мною сделано?

Мои успехи и
достижения

Над чем надо
работать

Список литературы
1. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в
развитии
педагогических
технологий»
http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
2. Александр
Глебко
«Компьютер
сводит
с
ума».
http://www.medmedia.ru/printarticle.html
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы: методическое пособие.
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику
«Информатика. 5 класс»
5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику
«Информатика. 6 класс»
6. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ, 2007.
7. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ, 2007.
8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
9. Методические пособия к учебникам по информатике для 5 – 6классов
автора Л.Л. Босова – «Информатика и ИКТ» М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2009
10.Редактор презентаций LibreOfficeImpress.
11.Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в
LibreOfficeImpress
12.Краткое руководство по LibreOffice: https://libreoffice.readthedocs.io/ru/latest/
16

13.Электронный мультимедийный учебник по работе в табличном процессоре
LibreOfficeCalc
Список литературы для учащихся
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011г.
2. Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в
LibreOfficeImpress
3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2011г.

17

Приложение№1
Тематическое планирование
Первый год обучения "Презентация. Это интересно!"
(5 класс, 34 ч)
№
п/п

Месяц

Форма
занятия

1.

сентябрь Л

Колво
часов
1

Тема занятия

2.

сентябрь Л/Пр

1

Компьютер и его основные устройства.
Рабочий стол. Управление мышью. Запуск
программ, клавиатура. Работа на клавиатуре

3.

сентябрь Пр

1

Итоговое занятие по теме "Устройство ПК"

4.

сентябрь Л/Пр

1

Работа с графическим редактором Paint

5.

октябрь

Пр

1

Работа
с
текстовым
LibreOfficeWriter

6.

октябрь

Пр

1

Создание открытки на тему "Золотая осень"
(Paint и LibreOfficeWriter)

7.

октябрь

Пр

1

Защита работ

8.

октябрь

Л/Пр

1

Понятие презентации. виды презентаций

9.

ноябрь

Л/Пр

1

Этапы создания презентаций. Основные
компоненты презентаций

10. ноябрь

Л/Пр

1

Знакомство с программой LibreOfficeImpress

11. ноябрь

Л/Пр

1

Основные
возможности
LibreOfficeImpress

12. ноябрь

Пр

1

Итоговое занятие по теме "Презентация"

13. декабрь Л/Пр

1

Конструктор слайдов. Схема, дизайн слайдов

14. декабрь Л/Пр

1

Выбор фона слайда. Шаблоны

Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Правила поведения в компьютерном классе.
Техника безопасности

редактором

программы

18

15. декабрь Л/Пр

1

Работа с текстом

16. декабрь Л/Пр

1

Добавление в презентацию картинок из
коллекции картинок

17. январь

Л/Пр

1

Создание объектов с помощью панели
инструментов Рисование

18. январь

Л/Пр

1

Работа с таблицами на слайдах

19. январь

Л/Пр

1

Работа с диаграммами

20. февраль Л/Пр

1

Создание навигации

21. февраль Пр

1

Составление простейших презентаций.

22. февраль Пр

1

Проект "Это я"

23. февраль Пр

1

Проект "Это я"

24.

март

Пр

1

Презентация проектов

25.

март

Л/Пр

1

Настройка анимации для объектов слайдов.

26.

март

Л/Пр

1

Работа в режиме Сортировщика слайдов.
Настройка показа презентации и ее
демонстрация

27. апрель

Пр

1

Проект "Мой класс"

28. апрель

Пр

29. апрель

Пр

1

Презентация проектов

30. апрель

Л/Пр

1

Распечатка презентаций

Проект "Мой класс"

31.

май

Пр

1

Итоговое занятие по теме "Возможности
программы LibreOfficeImpress"

32.

май

Л

1

Клавиатурный тренажер "Stamina"

33.

май

Пр

1

Базовые уроки. Режим "Фразы". Сочетания
букв. Цифры и символы

34.

май

Л/Пр

1

Заключительное занятие

ИТОГО

34
19

Второй год обучения "Работа с таблицами"
(6 класс, 34 ч)
№
п/п

Месяц

Форма
занятия

1. сентябрь Л

Колво
часов
1

Тема занятия
Вводное занятие. Знакомство с детьми.
Правила поведения в компьютерном классе.
Техника безопасности

2. сентябрь Л/Пр

1

Компьютер и его основные устройства.
Рабочий стол. Управление мышью. Запуск
программ, клавиатура. Работа на клавиатуре

3. сентябрь Пр

1

Итоговое занятие по теме "Устройство ПК"

4. сентябрь Пр

1

Работа с графическим редактором Paint

5.

октябрь

Пр

1

Работа
с
текстовым
LibreOfficeWriter

6.

октябрь

Пр

1

Создание открытки на тему "Школьный
двор" (Paint и LibreOfficeWriter)

7.

октябрь

Пр

1

Защита работ

8.

октябрь

Л/Пр

1

Основные возможности редактора Inkscape.
Панель инструментов. Главное меню.

9.

ноябрь

Л/Пр

1

Создание и редактирование фигур. Линии.
Прямоугольники.

10. ноябрь

Л/Пр

1

Окружности.
Эллипсы.
Многоугольники.

11. ноябрь

Пр

1

Практическая работа «Создание картины
“Звездное небо”»

12. ноябрь

Пр

1

Презентация работ

13. декабрь Л/Пр

1

Клонирование и выравнивание объектов.

14. декабрь Л/Пр

1

Порядок объектов. Работа с текстом.

редактором

Спирали.

20

15. декабрь Пр

1

Проект «Создание логотипа класса»

16. декабрь Пр

1

Защита проектов

17. январь

Л/Пр

1

LibreOfficeCalc.
Запуск
компонентов.
Интерфейс электронных таблиц. Меню,
панели инструментов, строка состояния.
Режимы работы с документом.

18. январь

Л/Пр

1

Создание нового документа, ввод данных.
Сохранение,
открытие
и
закрытие
документа.

19. январь

Пр

1

Редактирование
таблиц:
копирование,
вставка,
перемещение,
удаление
содержимого ячеек. Отмена действий.

20. февраль Л/Пр

1

Шрифты, стили, размер шрифта, границы.
Работа с цветом. Выравнивание, перенос по
словам Объединение ячеек.

21. февраль Л/Пр

1

22. февраль Л/Пр

1

23. февраль Л/Пр

1

Ярлыки листов. Вставка, удаление листов.
Переименование листов. Цвет ярлыка листа.
Использование
мыши.
Использование
навигатора.
Ссылки
на
ячейки.
Использование клавиш Enter, Tab, влево,
вправо, вверх, вниз, Home, End, PageUp и
PageDown
Номер листа. Режим вставки. Сумма,
среднее значение. Масштаб
Диапазон
смежных
ячеек.
Диапазон
несмежных ячеек. Весь лист. Выделение
строк. Выделение столбцов.

24.

март

Л/Пр

1

25.

март

Л/Пр

1

Формат ячейки: Числовой. Процентный.
Денежный. Дата, время. Текст.

26.

март

Пр

1

Панель формул: Поле «Имя». Мастер
функций « f(x) » Сумма « Σ » Формула « =
»Строка ввода.

27. апрель

Л/Пр

1

Категории функций. Поиск необходимой
функции. Работа с аргументами функций

28. апрель

Пр

1

Копирование данных. Копирование формул.
21

Автозаполнение ячеек.
29. апрель

Пр

1

Практическая работа «Создание платежной
ведомости»

30. апрель

Л/Пр

1

Сортировка. Фильтр. Скрыть, отобразить
данные

31.

май

Пр

1

Итоговое занятие по теме «Работа с данными
в таблице».

32.

май

Л

1

Сеть Интернет

33.

май

Л/Пр

1

Поиск и сохранение информации

34.

май

Л/Пр

1

Заключительное занятие

ИТОГО

34

22

Приложение №2
1. "Презентация. Это интересно!"
Итоговое занятие по теме "Устройство ПК"

Какие устройства ввода-вывода информации ты знаешь?
Для чего служит процессор?
Назовите внешние носители информации.
Итоговое занятие по теме "Презентация"
Фронтальный опрос:
 Что такое презентация LibreOfficeImpress?
 Для чего предназначено это приложение?
 Какие виды презентаций вы знаете?
 Расскажите этапы создания презентации
 Как запустить программу?
 Какая из иконок соответствует приложению LibreOfficeImpress?

23

Итоговое занятие по теме "Возможности программы LibreOfficeImpress"
1. Что такое презентация LibreOfficeImpress?
2. Что такое слайд?
3. Основные режимы работы в LibreOfficeImpress (режим слайда, структуры,
сортировщика и т.д.).
4. Объясните назначение Режима слайдов.
5. Какие элементы может содержать слайд LibreOfficeImpress?
6. Как задать время показа слайда?
7. Как изменить порядок слайдов в презентации?
8. Чем отличается команда "Эффекты анимации" от команды "Настройка
анимации" в LibreOfficeImpress?
9. Какие параметры доступны для настройки при смене слайдов в
LibreOfficeImpress?
10.Как сохранить презентацию LibreOfficeImpress так, чтобы ее можно было
просмотреть на компьютере, на котором не установлен LibreOfficeImpress?
2. "Работа с таблицами"
Итоговое занятие по теме "Устройство ПК"
Какие устройства ввода-вывода информации ты знаешь?
Для чего служит процессор?
Назовите внешние носители информации.

24

Когда применяется сочетание клавиш:

Для чего служит выделенная на рисунке кнопка?

Опиши назначение клавиш на следующем рисунке:

Какая из иконок соответствует приложению LibreOfficeCalc?

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».