ДОП Шахматная школа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматная школа»
Возраст обучающихся: 6 -10 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Толмачева Алиса Владимировна,
педагог дополнительного образования

Черноисточинск
2020

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею
развития личности ребенка, формирование его творческих способностей,
воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в
значительной степени способствует игра в шахматы. Ведь игровая деятельность
существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в
игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В
условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в
условиях лабораторных опытов. Игра в шахматы в большей степени
способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.
Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего
стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на
основе этого строить свое собственное поведение. Игра творит произвольность
на доброй воле самого ребенка, организует его чувства, его нравственные
качества.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Шахматная школа» физкультурно – спортивная.
Актуальность программы заключается в том, что она базируется на
современных требованиях модернизации системы образования и направлена на
развитие шахматного образования учащихся начальной школы. Данная
общеобразовательная программа способствует соблюдению условий социального,
культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также
творческой самореализации детей, воспитывает их усидчивость, самообладание,
волю, психологическую устойчивость, рациональность, развивает логическое
мышление.
Программа составлена в соответствии с современными требованиями
педагогики, психологии, физиологии и теории физической культуры,
регламентирующими учебное содержание образовательной дисциплины. В
основу её разработки положена программа И.Г. Сухинина «Шахматы – школе»,
рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации и
возможности учебной системы «Шахматная школа» в интернет-ресурсе
school.chessplanet.ru.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматная школа» разработана с учетом действующих нормативных правовых
актов в сфере дополнительного образования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
2

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Отличительные особенности программы
Игра в шахматы является не только увлекательным видом спорта, но и
способствует лучшему усвоению программного материала школьных дисциплин.
Программой предусмотрено широкое использование занимательного
материала, а также включение в занятия игровых ситуаций. Но шахматы - это не
только игра, доставляющая детям много радости и удовольствия, но и
эффективное средство их умственного развития.
Обучение по общеобразовательной программе «Шахматная школа»
позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты
шахмат, их соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые
стимулируют желание ребенка победить. Кроме этого, шахматы являются
прекрасной школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития
их творческого мышления.
Особенность данной программы заключается также и в том, что она
использует возможности учебной системы «Шахматная школа» в интернетресурсе school.chessplanet.ru., что без труда позволяет проводить занятия с
использованием дистанционных технологий.
Адресатом программы являются учащиеся начальной школы 6-10 лет,
занимающиеся в группах по 8-12 человек. В этом возрасте нервная система
ребёнка далека от совершенства, поэтому важно соблюдать в работе с детьми
принципы тренировки: от простого к сложному, от известного к неизвестному. Со
стороны педагога необходимо чуткое, умное педагогическое и психологическое
руководство.
При построении учебного процесса рекомендуется учитывать особенности
познавательной деятельности учащихся данного возраста, большое внимание
уделять игре, созданию ситуации успеха. Необходимо помнить, что учащиеся
3

стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и желают видеть
наглядный результат своего труда.
Для учёта возрастных и психологических особенностей детей используются
специальные педагогические технологии и методики.
Режим занятий: 1 академический час 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения программы: 2 года (68 часов)
- первый год обучения для детей в возрасте 6-7 лет (34 часа);
- второй год обучения для детей 8-10 лет (34 часа)
Формы обучения: групповая и индивидуальная, очная и дистанционная.
Виды занятий: лекция, практическое занятие,
занятие – игра,
компьютерная игра, шахматный турнир, проведение сеанса одновременной игры с
мастером спорта по шахматам, конкурс решения шахматных задач,
использование учебной системы: school.chessplanet.ru.
Формы подведения результатов: беседа, решение шахматных задач,
шахматный турнир.
1.2.

Цель и задачи программы.

Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала
учащихся посредством обучения игры в шахматы.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы
необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- сформировать ключевые компетенции посредством игры в шахматы;
- сформировать критическое мышление;
- сформировать умение находить простейшие тактические идеи и приемы,
использовать их в практической игре;
- сформировать умение оценивать позицию и реализовать материальный
перевес;
- способствовать формированию навыков игры в эндшпиле.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимание, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества
шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой
и добиваться цели;
- воспитывать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
4

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
Первый год обучения
(1 класс, 34 часа)

№
1
2
3
4
5
6

№

Разделы

Всего

Введение.
Правила игры.
Основные технические приемы.
Простейшие окончания.
Простейшие элементы тактики.
Итоговое занятие.

1
19
5
3
5
1

Итого часов :

34

Количество часов
В том числе
Теория
Практика
1
9
10
2
3
2
1
2
3
1
16

18

Второй год обучения
(2,3,4 классы, 34 часа)

№
1
2
3
4

№

Разделы

ВСЕГО

Введение.
Элементы тактики и стратегии
Технические приемы
Итоговое занятие.

1
11
21
1

Итого часов :

34

Количество часов
В том числе
Теория
Практика
1
5
6
10
11
1
16

18

Содержание учебного (тематического) плана
Первый год обучения
(1 класс, 34 часа)

1.
Введение. (1 час)
Знакомство детей с шахматами.
2.
Правила игры. (19 часов)
Шахматная нотация. Шахматная доска. Фигуры. Расстановка фигур. Пешка.
Ладья. Слон. Ферзь. Конь. Ценность фигур. Какую фигуру взять выгоднее.
Король.
3.
Основные технические приемы. (5 часов)
Шах. Вскрытый и двойной шах. Мат. Мат в один холл. Рокировка.
4.
Простейшие окончания. (3 часа)
5

Мат в один ход. Ничья, пат. Вечный шах.
5.
Простейшие элементы тактики. (5 часов)
Линейный мат. Мат в два хода. Мат королём и ферзём. Двойной удар. Шах с
выигрышем фигуры.
6.
Итоговое занятие. (1 час)
Пробный турнир.
Второй год обучения
(2,3,4 классы, 34 часа)

1.
Введение. (1 час)
Повторение изученного материала.
2.
Элементы тактики и стратегии. (11 часов)
Спёртый мат. Двойной шах. Мат в два хода с помощью двойного шаха.
Детский мат. Опасная диагональ. Перевес в развитии. Атака на короля в центре.
Атака на короля. Атака позиции рокировки. Мат с жертвой ферзя. Мат в два хода
с помощью жертвы ладьи, слона, коня.
3.
Технические приемы. (21 час)
Двойной удар пешкой, слоном, ладьей. Двойной удар ферзём. Двойной удар
конем-вилка. Сквозной удар. Связка. Защита от связки. Завлечение. Отвлечение.
Перегрузка. Освобождение поля и линии. Мат по линеечке. Выигрыш неудачно
стоящей фигуры. Выигрыш слона или коня. Выигрыш ферзя или ладьи. Мат
королем и ладьей. Голый король.
4.
Итоговое занятие. (1 час)
Турнир.
1.4. Планируемые результаты
Предметные

Знать:
- шахматные термины:
белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль,
диагональ,
центр,
угловые поля, партнеры,
начальное
положение,
белые,
черные,
ход,
взятие, стоять под боем,
взятие
на
проходе,
длинная
и
короткая
рокировка, шах, мат,
ничья, пат, вечный шах,
двойной удар;
- названия шахматных
фигур: ладья, слон, ферзь,

Первый год обучения
Метапредметные
- определять и
формулировать цель
деятельности с помощью
учителя;
- проговаривать
последовательность
действий;
- учиться высказывать
своё предположение
(версию) на основе
работы с иллюстрацией;
- учиться работать по
предложенному учителем
плану;
- учиться отличать верно
выполненное задание от

Личностные
- определять и
высказывать общие для
всех людей правила
поведения при
сотрудничестве
(этические нормы);
- в предложенных
педагогом ситуациях
общения и
сотрудничества, опираясь
на общие для всех
правила поведения,
делать выбор, как
поступить.
6

конь, пешка, король;
- правила хода и взятия
каждой фигуры.
Уметь:
-– ориентироваться на
шахматной доске;
– играть каждой фигурой
в отдельности и в
совокупности с другими
фигурами без нарушений
правил шахматного
кодекса;
– правильно помещать
шахматную доску между
партнерами;
– правильно расставлять
фигуры перед игрой;
– различать горизонталь,
вертикаль, диагональ;
– рокировать;
– объявлять шах;
– ставить мат;
– решать элементарные
задачи на мат в один ход.

неверного;
- учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя;
- добывать новые знания:
находить ответы на
вопросы, используя свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную от учителя;
- перерабатывать
полученную
информацию: делать
выводы в результате
совместной работы всей
группы;
- перерабатывать
полученную
информацию: сравнивать
и группировать такие
шахматные
объекты, как ходы
шахматных фигур,
сильная и слабая позиция,
сила шахматных фигур;
- преобразовывать
информацию из одной
формы в другую:
находить и
формулировать решение
шахматных задачи с
помощью предметных
моделей, а также
рисунков, схематических
рисунков, схем.
- уметь донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в
устной и письменной
7











Знать:
- элементы тактики и
стратегии игры в
шахматы, её технические
приёмы;
- особенности поведения
и действий игрока во
время соревнований;
- работу с часами и
судьями.
Уметь:
- правильно исполнять
ходы
на
шахматной
доске,
развивая
способность в понимании
динамики происходящих
событий;
логично
завершать
шахматную
партию,
пройдя все ее стадии;
-разыгрывать шахматную
партию без нарушения
правил шахмат;
-разыгрывать
элементарные
комбинации на двойной
удар в 1-2 хода

речи (на уровне одного
предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать
речь других;
- совместно
договариваться о
правилах общения и
поведения в школе и
следовать им;
- учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика).
Второй год обучения
- владеть способностью
принимать и сохранять
цели и задачи учебной
деятельности, поиска
средств её
осуществления.
- освоить способы
решения проблем
творческого и поискового
характера;
- уметь планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия
в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации;
определять наиболее
эффективные способы
достижения результата;
- уметь понимать
причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и
конструктивно
действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- владеть логическими
действиями сравнения,
анализа, синтеза,
обобщения,

- иметь установку на
здоровый образ жизни,
мотивацию к
творческому труду,
работе на результат,
бережному отношению к
материальным и
духовным ценностям.
- уметь сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях,
не создавать конфликтов
и находить выход из
спорных ситуаций.
- быть доброжелательным
и отзывчивым, понимать
чувства других людей и
уметь сопереживать им;
- быть самостоятельным и
нести личную
ответственность за свои
поступки, в том
числе в информационной
деятельности, на основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и
свободе.
8

классификации,
установлением аналогий
и причинно-следственных
связей, построением
рассуждений;
- быть готовым слушать
собеседника и вести
диалог, признавать
возможность
существования
различных точек зрения и
права каждого иметь
свою точку
зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности,
осуществлять её
взаимный
контроль, адекватно
оценивать собственное
поведение и
поведение окружающих.

9

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1. Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.

23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.

8 недель
7 недель
10 недель
9 недель

2.2. Условия организации программы
Материально-технические условия
Сведения о помещениях для проведения занятий
Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста» МАОУ СОШ №3 пос. Черноисточинск. Площадь
помещений для занятий: шахматная гостиная – 75,5 квадратных метра, кабинет
№1 – 66,5 квадратных метра. Подсобных помещений нет.
Перечень оборудования шахматной гостиной
№
п/п
1
Стол учебный
2
Стул
3
Диван

Оборудование

Количество
3 шт.
6шт.
4 шт.

Перечень оборудования учебного кабинета
№
п/п
1
2
3
4

Оборудование
Шкаф для технического оборудования
Шкаф для документов
Стол учебный
Стул

Количество
4шт.
1шт.
20 шт.
25шт.

10

Перечень оборудования, технических средств обучения,
материалов, необходимых для занятий
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Оборудование

Количество

Шахматы
Часы
Шахматы напольные
Ноутбук учителя
Ноутбук мобильного класса
Мышь проводная
Зарядное устройство
Интерактивный комплекс (SMART – доска)
Проектор

Информационное обеспечение
- учебная
система
«Шахматная
school.chessplanet.ru)

6 шт.
3 шт.
1 шт
1шт.
10шт.
11шт.
11 шт.
1шт.
1 шт.
школа»

(интернет-ресурс:

Кадровые условия
Толмачёва Алиса Владимировна, педагог дополнительного образования.
Образование: высшее (ГОУВПО «Уральский государственный университет
– УПИ», 2005г.), повышение квалификации в МБУДО «Шахматно-шашечный
центр» по дополнительной общеобразовательной программе «Шахматы в
начальной школе», 2019г.
Квалификация: экономист-менеджер
Общий трудовой стаж – 20 лет
Педагогический стаж – 1 год
Методические материалы
- дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам);
- шахматная литература (учебники, задачники).
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и
итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в
решении практических упражнений. В течение года ведется индивидуальное
наблюдение за развитием спортивного мастерства каждого ребенка.
Кружковая форма организации занятий не предполагает отметочного
контроля знаний, оценка результативности спортивной деятельности ребенка
происходит по следующим критериям:
- текущая оценка достигнутого;
- оценка по практическим заданиям;
11

- оценка по качеству приобретенных умений и навыков;
- фиксация достигнутых результатов по расширению кругозора (решение
задач, тренировочные партии, конкурсы).
Главной формой проверки являются соревнования.
Список литературы
Литература для педагогов
1.
Барский В.Л., Шахматная школа. Методическое пособие для
учителя. М., Библиотека РШФ, 2016г.
2.
Ткачев А.В., Играйте по правилам., Москва, Библиотека РШФ,
2017г.
Духовное
3.
Сухин И.Г., Шахматы. Первый год., Обнинск,
возрождение, 1999г.
Духовное
4.
Сухин И.Г., Шахматы. Второй год., Обнинск,
возрождение, 2001г.
5.
Учебная система: school.chessplanet.ru.
Литература для детей
1.
Барский В.Л., Шахматная школа. Первый год обучения. Москва,
Библиотека РШФ, 2017г.
2.
Барский В.Л., Шахматная школа. Рабочая тетрадь. Первый год
обучения. Москва, Библиотека РШФ, 2016г.
3.
Сухин И.Г., Шахматы. Первый год. Тетрадь для проверочных
работ, Обнинск, Духовное возрождение, 2007г.
4.
Сухин И.Г., Шахматы. Второй год. Тетрадь для проверочных
работ, Обнинск, Духовное возрождение, 2007г.
5.
Учебная система: school.chessplanet.ru.
Литература для родителей
1.
Сухин И.Г., Приключения в Шахматной стране., Москва,
Педагогика, 1991г.
2.
Сухин И.Г., Удивительные приключения в Шахматной стране.,
Москва, Поматур, 2000г.

12

Приложение №1
Тематическое планирование
Первый год обучения
(1 класс, 34 часа)

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц Учебн Форма
ая
занятий
неделя
1

Кол- Форма
во
контрол
часов я
Введение
1
Групповая Знакомство детей с
Текущий
1
шахматами
Правила игры

19

2

Групповая Шахматная нотация

1

3

Групповая Шахматная доска

1

4

Групповая Фигуры

1

5

Групповая Расстановка фигур

1

6,7

Групповая

2

8,9

Групповая Ладья

2

10,11

Групповая Слон

2

12,13

Групповая Ферзь

Пешка

2

14,15

Групповая Конь

2

16

Групповая Шахматные фигуры,
повторение

1

17

Групповая Ценность фигур

1

18

Групповая Какую фигуру взять
выгоднее
Групповая Король

19,20

Февраль

Наименования
разделов и тем

21

Основные технические приемы
Групповая Шах

1
2

Форма
аттестаци
и
Опрос

Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач

5
1

Текущий Решение
задач

13

22
23

Групповая Вскрытый и двойной
шах
Групповая Мат

1

Март

1
24

Групповая Мат в один ход

1

25

Групповая Рокировка

1

Простейшие окончания
26
27

Апрель

28

29

Групповая Мат в один ход
Групповая Ничья, пат.
Вечный шах
Простейшие элементы тактики
Групповая Линейный мат
Групповая Мат в два хода

31

Групповая Мат
королем
ферзем

32

Май

33

34

Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач

3

Групповая Мат в один ход

30

Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач

1

Текущий Решение
задач

1

Текущий Решение
задач

1

Текущий Решение
задач

5
1
1
и

Групповая Двойной удар
Групповая Двойной удар, шах с
выигрышем фигуры
Итоговые занятия
Групповая Пробный турнир

1
1
1

Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач
Текущий Решение
задач

1
1

Итоговый Тренирово
чные
партии

14

Второй год обучения
(2,3, 4 классы, 34 часа)

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц Учебн Форма
ая
занятий
неделя

1

Наименования
разделов и тем

Кол- Форма
во контрол
часо я
в
Введение
1
Групповая Повторение
Текущий
1
изученного материала

Опрос

Элементы тактики и стратегии

11

2

Групповая Спертый мат

1

13

Групповая Двойной удар пешкой,
Текущий Решение
1
слоном, ладьей
задач

Текущий Решение
задач
3 Групповая Двойной шах. Мат в
Текущий Решение
два хода с помощью 1
задач
двойного шаха.
4 Групповая Детский мат
Текущий Решение
1
задач
5 Групповая Опасная диагональ
Текущий Решение
1
задач
6, 7 Групповая Перевес в развитии
Текущий Решение
2
задач
8 Групповая Атака на короля в
Текущий Решение
1
центре
задач
9 Групповая Атака на короля
Текущий Решение
1
задач
10 Групповая Атака
позиции
Текущий Решение
1
рокировки
задач
11 Групповая Мат с жертвой ферзя
Текущий Решение
1
задач
12 Групповая Мат в два хода с
Текущий Решение
1
помощью
жертвы
задач
ладьи, слона, коня
Технические приемы
21

14,15 Групповая Двойной удар ферзем

Январь

Форма
аттестаци
и

Текущий Решение
задач
16,17 Групповая Двойной удар конемТекущий Решение
2
вилка
задач
18 Групповая Сквозной удар
1 Текущий Решение
2

15

Февраль

19,20 Групповая Связка
21,22 Групповая Защита от связки
23

Групповая Завлечение

Март

24,25 Групповая Отвлечение
26

Апрель

Групповая Перегрузка
Групповая Освобождение поля и
линии

28,29 Групповая Мат по линеечке

32

Групповая Выигрыш
неудачно
стоящей
фигуры.
Выигрыш слона или
коня
Групповая Выигрыш
неудачно
стоящей
фигуры.
Выигрыш ферзя или
ладьи
Групповая Мат королем и ладьей

33

Групповая Голый король

30

31

Итоговые занятия
34 Групповая Турнир

Текущий
Текущий

2
1
2
1

27

Май

2

Текущий
Текущий
Текущий

задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач
Решение
задач

Текущий Решение
задач
1
Текущий Решение
задач
2
Текущий Решение
задач
1
Текущий Решение
задач
1
Текущий Решение
1
задач
Текущий Решение
1
задач
1
Итоговый Тренирово
чные
1
партии

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».