ДОП Мастерская рукоделия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мастерская рукоделия»
Возраст обучающихся: 6 - 10 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель: Стафоркина Елена Петровна,
педагог дополнительного образования

Черноисточинск
2020 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мастерская рукоделия» - художественная.
Актуальность программы. В современном мире стала актуальной
проблема сохранения культурных, исторических и нравственных ценностей
народа и его национальных традиций. Декоративно-прикладное искусство
органично вошло в наш быт и продолжает развиваться, сохраняя и преумножая
культурно-историческое богатство стран и народов. В настоящее время
возрождается понимание художественной ценности и воспитательной значимости
ручного труда, к которому относится и рукоделие. В век компьютерных
технологий и виртуальной реальности особенно важно приобщение учащихся к
народной культуре через изготовление традиционной народной куклы и изучение
различных видов рукоделия.
Вопрос о возможности обучения творчеству – один из актуальных в
педагогике вообще и в системе дополнительного образования в частности. В
процессе творческой деятельности формируются важные качества личности:
выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются
универсальные учебные действия: умение планировать, представить результат,
осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную
деятельность, диалог с педагогом и другим обучающимися разных возрастов.
В программе «Мастерская рукоделия» сочетаются различные виды
практической деятельности по изготовлению игрушек-сувениров из бумаги и
текстиля, изготовление текстильных кукол в народном, современностилизованном и авторском исполнении и животных в технике мягкой игрушки.
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью
ребёнка, в которой формируется его типичный облик: ум, физические и
нравственные качества.
В глубокой древности возник такой известный нам вид игрушки, как кукла,
и тогда служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными
формами религии той эпохи. Но были и игровые куклы. Из всех видов игрушек
мягкая игрушка — самая поздняя. Мягкие игрушки - прототипы различных
животных, которые заботливые мамы шили своим детям из лоскутков ткани,
набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, появились в
XIX веке.
Рукоделие гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на
формирование его характера. Кроме того, изготовление функциональных вещей
положительно влияет на общее отношение к миру. Сложный мир вещей
становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном
благополучии детей, росте их творческой активности. Так большой интерес к
изготовлению сувениров связан у учащихся с возможностью проявить свое
творчество, фантазию, изобретательность и возможностью порадовать тех, кого
они любят и ценят.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана с учетом
личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного
2

подходов, что позволяет создать условия для самостоятельного самоопределения
личности, становления ее социальной компетентности и гражданской
ответственности.
В процессе реализации программы планируется социальное партнерство и
взаимодействие с такими организациями, как Нижнетагильский музей
изобразительных искусств, Нижнетагильский театр кукол, Дом художника в
городе Нижний Тагил, музей народной куклы «Русская горница» (посёлок
Висимо-Уткинск), музей быта и ремёсел поселка Висим.
Программа «Мастерская рукоделия» разработана с учетом действующих
нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Новизна программы заключается в форме проведения занятий. Занятия
проходят в тесном контакте всех участников образовательных отношений, в
благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские
посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее
время такой вид обучения очень популярен. На самом деле этот вид обучения (от
мастера к ученику) известен с давних времен и до сих пор является наиболее
эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и
сопровождает процесс комментариями.
3

Педагогическая целесообразность программы заключается в креативной
организации образовательной деятельности, где целенаправленная смена
деятельности является стимулом детского творчества, мотивацией обучаемого к
познанию и саморазвитию. Программа предполагает изучение и изготовление
поделок из бумаги и ткани, знакомит с историей народной куклы, традициями и
обычаями, связанными с куклами, приемами изготовления и оформления
современной текстильной куклы. Планируемая на занятиях практическая работа
не является жестко регламентированной, поэтому сложность и объем
выполняемого изделия определяются исходя из индивидуальных особенностей
ребенка. На занятиях обучающиеся реализовывают свои замыслы, готовят
поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это
позволяет не только повысить уровень знаний и интереса у обучающихся, но и
включить родителей в сферу интересов ребенка. Знания, приобретенные на
занятиях по декоративно-прикладному творчеству, формируют художественноэстетический вкус, образное и пространственное мышление, воспитывают
уважение к народным традициям.
Ведущей педагогической идеей программы является включение
обучающихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества и
сотворчества с педагогом и другими учащимися. Такая деятельность является
одним из условий психологической комфортности обучающихся в
образовательной деятельности. Занятия по программе «Мастерская рукоделия»
отличаются следующими признаками:
1. Современность: отсутствие четких канонов, многообразие используемых
технологий, возможность самовыражения с использованием доступных средств.
2. Доступность: экономичность и разнообразие материала, отсутствие
возрастных ограничений, возможность создания разновозрастных групп.
3. Разноплановость: возможность создания различных изделий, воссоздание
производственных моделей и технологических процессов, вариативность
применения изготовленных изделий (подарки, сюрпризы, наглядные пособия,
декоративное оформление и др.).
4. Индивидуальность:
это
особое
состояние
в
изображении
действительности, здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет
собственное применение и неповторимый (авторский) подход.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся через
приобщение к традициям народной культуры с овладением практических навыков
и умений в области художественной деятельности.
Задачи программы:
1. Обучение основам в области декоративно-прикладного искусства,
народного творчества и формирование практических навыков работы с разными
материалами и инструментами.
2. Формирование у обучающихся технологических основ изготовления
современной текстильной куклы в процессе обучения.
3. Развитие воображения, фантазии, художественного вкуса, технического
мышления и конструкторских способностей.
4

4. Формирование этической и эстетической культуры на основе знакомства
с элементами традиционного народного творчества, особенностями труда, быта.
5. Воспитание в детях любви к своей родине, к традиционному народному
искусству, стимулирование стремления к самостоятельному творчеству,
формирование навыков общения и коллективной деятельности.
Адресатом программы. Для учащихся 6-10 лет программа предполагает
удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности в
изучаемой образовательной области, а также обогащение навыками общения и
приобретения умений совместной деятельности в процессе освоения программы
до базового уровня. Особенность программы «Мастерская рукоделия»
заключается в том, что учитываются возрастные и психологические особенности
детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие
и не слишком трудоемкие работы в ходе беседы с игровыми элементами,
сюжетно-ролевой игры, игры-путешествия, викторины, конкурса. Учащиеся
основной школы выполняют более усложненные работы, требующие большей
усидчивости и внимательности, где доминирующими являются тематические
задания по подгруппам, коллективное творческое дело (КТД), участие в
выставочной деятельности.
Срок реализации программы – 3 года.
Формы реализации. Основной формой работы в детском объединении
является учебно-практическая деятельность (80% – практические занятия, 20% –
теоретические). Для более эффективной реализации программы предлагается
использовать различные формы организации детей на занятии:
 фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуальная – самостоятельное выполнение заданий;
 индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и
фронтальных форм;
 коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным
будет сочетание разных форм проведения учебных занятий, каждая из которых
привнесет новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа «Мастерская рукоделия» носит дифференцированный и
вариативный характер, поэтому планируемые результаты распределяются по
уровням освоения содержания программы: стартовый, базовый, продвинутый.
Уровень

Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Стартовый
знать
правила уметь
готовить
(к
концу безопасности труда при рабочее
место и
реализации
выполнении ручных работ выполнять
первого
(работа с ножницами); практическую
модуля)
виды аппликации;
работу
по
последовательность
предложенному
изготовления поделки в педагогом плану с
5

Личностные
уметь
оценивать
жизненные ситуации
(поступки, явления,
события) с точки
зрения собственных
ощущений;
называть и объяснять

технике
оригами,
аппликации из бумаги под
руководством педагога;
работать с шаблонами из
бумаги,
вырезать
геометрические
формы
при помощи сложения
бумаги;
работать с разными по
составу клеями.

Базовый
(к знать
правила
концу
безопасности труда при
реализации
выполнении ручных работ
второго
(работа
с
ручными
модуля)
иглами, ножницами),

2
вида
ручных
соединительных
швов
(петельный, назад иголка);
виды
сувенирной
продукции;
историю
развития
тряпичной народной и
театральной куклы;
классификацию народной
тряпичной
куклы
и
театральной,
типы
и
назначения
кукол
(игровая,
обрядовая,
оберег); выполнять эскизы
и зарисовки в цвете;
читать чертеж и работать
с шаблонами;
будут знать технологию
изготовления
народную
текстильную
куклу под руководством
педагога;
реализовать
творческий
замысел при помощи
метода проектов
Продвинутый знать
правила
(к
концу безопасности труда при
реализации
выполнении ручных и
третьего
машинных работ (работа с
модуля)
ручными
иглами,
ножницами, на швейных
машинах); будут уметь

опорой на образцы,
рисунки;
уметь совместно с
педагогом и другими
обучающимися
давать
эмоциональную
оценку деятельности
группы на занятии.
ориентироваться в
своей
системе
знаний:
отличать
новое
от
уже
известного
с
помощью педагога.
уметь определять и
формулировать цель
деятельности
на
занятии с помощью
педагога;
учиться
готовить
рабочее место и
выполнять
практическую
работу
по
предложенному
педагогом плану с
опорой на образцы,
рисунки;
добывать
новые
знания:
находить
ответы на вопросы,
используя
справочную
литературу,
свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную
на
занятии и из других
информационных
источников

свои
чувства
и
ощущения
от
созерцаемых изделий
на
творческих
выставках.

иметь
внутреннюю
позицию на уровне
положительного
отношения к истории
Родины, культуре и
традициям;
устойчивый учебнопознавательный
интерес к новым
общим
способам
решения задач;
понимания
причин
успешности
/неуспешности
в
творческой
деятельности.

уметь
быть трудолюбивым
комбинировать
и ответственным за
известные
качество
своей
алгоритмы
деятельности;
технического
и овладеть
технологического
установками,
творчества
в нормами и правилами
6

выполнять
эскизы
и
зарисовки
в
цвете;
работать с чертежами и
шаблонами из бумаги;
будут знать
правила
нанесения
изменений на бумажные
выкройки в соответствии
с
необходимыми
размерами;
последовательность
изготовления поделки;
будут
знать технологию
изготовления
мягкой
игрушки
под
руководством
педагога;
реализовать
творческий
замысел при помощи
метода проектов

ситуациях,
не
предполагающих
стандартного
применения одного
из них;
проявлять
инновационный
подход к решению
практических задач в
процессе
моделирования
изделия
или
технологического
процесса;
объективно
оценивать
вклад
своей деятельности
с
точки
зрения
нравственных,
правовых
норм,
эстетических
ценностей
по
принятым
в
обществе
и
коллективе
требованиям
и
принципам;
диагностировать
результаты
деятельности
по
принятым критериям
и показателям;
обосновывать пути и
средства устранения
ошибок
или
разрешения
противоречий
в
выполняемых
технологических
процессах.

научной организации
умственного
и
физического труда;
быть
самостоятельным
и
уметь нести личную
ответственность
в
деятельности

3.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Мастерская рукоделия» предназначена для обучающихся в
возрасте 6-10 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 1раз в
неделю по 1 академическому часу (40 минут).
Нормы наполнения групп – 5-7 человек, возможно деление на подгруппы по
2-4 человека. Набор обучающихся – свободный.
Программа модульная, носит разноуровневый и вариативный характер.
Стартовый уровень – первый год обучения. Предполагает удовлетворение
познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в
7

данной образовательной области. Базовый уровень – второй год обучения,
предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной
области, формирование навыков на уровне практического применения. После
этого курс совершенствования мастерства – продвинутый уровень,
предусматривает достижения повышенного уровня образованности обучающихся
в данной образовательной области, предусматривает умение видеть проблемы,
формировать задачи, искать способы их решения. Однако, желающие могут
заниматься и дольше. Каждая ступень является законченным этапом обучения и в
то же время основой для дальнейшего продвижения учащегося.
Во втором и третьем учебном году особое место занимает коллективная
творческая деятельность (массовая работа в период подготовка к выставкам и
конкурсам). Это эффективное средство решения многих воспитательных и
дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха
у любого ребенка. Каждый ребенок смотрит на коллективное творение, как на
свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание
творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают
возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить
конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия
индивидуально, что особенно важно для учащихся младшего школьного возраста.
Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных
качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный
опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность
способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со
сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах,
оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно
указать на его ошибки.
Режим организации занятий
Год
обучения

Продолжительность
занятия

Периодичность
в неделю

1-й год
2-й год
3-й год

1 академический час
1 академический час
1 академический час

1 раз
1 раз
1 раз

Кол-во
часов
в неделю
1
1
1

Кол-во
недель
в году
34
34
34

Кол-во
часов
в год
34
34
34

Программа состоит из трёх модулей, которые соответствуют уровням
освоения программы. Рабочие программы модулей представлены в приложениях:
1.
Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Бумагопластика».
2.
Приложение № 2. Рабочая программа модуля «Сувенирная, народная
и театральная кукла».
3.
Приложение №3. Рабочая программа модуля «Мягкая игрушка».

8

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Учебный план
№
1.
2.

3.

Модуль

Стартовый уровень
Теория

Бумагопластика

Практика

11
Базовый уровень
Сувенирная,
народная
и
10
театральная кукла
Продвинутый уровень
Мягкая игрушка
8
Итого:
29

23
24

26
73

Формы
аттестации/кон
троля
Наблюдение,
самооценка
результатов,
творческие
проекты,
выставки работ по
модулям
программы

4.2. Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
4.3.

01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.

23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.

8 недель
7 недель
10 недель
9 недель

Материально-технические и кадровые условия

Материально-технические условия
Для занятий рукоделием необходимо
наличие
определенной
материальнотехнической базы: столы, стулья, классная
доска, шкафы для учебных пособий,
достаточное освещение в соответствии с
нормами СанПиН 22.4.4.3172-14 для
учреждений дополнительного образования
детей.
В
ходе
реализации
программы
используются
следующие
материалы,
приспособления и инструменты:
 ножницы, иглы швейные, шило,
плоскогубцы, нож;
9

Кадровые условия
Елена Петровна Стафоркина,
педагог дополнительного
образования; стаж работы 26 лет,
первая категория, неоднократно
награждена почетными грамотами
и благодарственными письмами от
Администрации управления
образования г. Нижний Тагил.
Ее воспитанники – лауреаты XXXII
Международного конкурса «КИТ»,
МК «Восточная сказка» г. Казань,
Международного интернет-проекта
«Конкурс будущих звёзд Start, Star»

 бумага, картон (в том числе цветные),
калька, копировальная бумага;
 карандаши, ручки, линейки, ластики,
скрепки, зажимы, фломастеры, клей;
 ткань, шерсть, пряжа, бисер, кружева,
стеклярус, бусины, натуральные камни,
фурнитура;
 поролон и синтепон для набивки
объемных фигурок;
 ленты, тесьма, шнуры и другие
вспомогательные
материалы
для
оформления изделий;
 нитки мулине и шелк;
 компьютер и др. оргтехника.

в номинациях ДПТ (дизайн
костюма) и «Театр мод»,
Международного открытого
конкурса молодых дизайнеров и
модельеров «Из ткани мир создам»
в номинации «Текстильные артобъекты», тема: «Вариации на
русские темы»; победители
открытой выставки декоративноприкладного творчества «Осенняя
фантазия», Нижнетагильской
городской выставки технического и
декоративно-прикладного
творчества детей и учащейся
молодежи в разделах «Швейные
изделия», «Кукла», «Вышивка»,
Нижнетагильских городских
конкурсов с международным
участием «Зимняя сказка" и
«Самоцветы земли Уральской», др.

5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися:
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет
правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение
использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями (название геометрических фигур,
определения) свободно использует технические обороты, пользуется
дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует
специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает
отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится
к самостоятельной творческой активности.
10

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в
достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на
определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания
только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в
масштабе района, города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи,
сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины,
хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной,
выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает
творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но
недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с
элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может
оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая
моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Ф.И. ребенка,
возраст

Форма фиксации образовательных результатов
Стартовый
Промежуточный
Итоговый
(сентябрь,октябрь,ноябрь) (декабрь,январь,февраль) (март,апрель,май)
1
2
3
4
5
1 2 3
4
5
1 2 3 4
5

Показатели обученности по дополнительной общеразвивающей программе
«Мастерская рукоделия»:
уровень теоретической подготовки,
уровень практической подготовки.
Критерии оценки результатов промежуточной и итоговой аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки: теоретические
знания по основным разделам учебно-тематического плана программы, владение
специальной терминологией: широта кругозора, осмысленность и свобода
использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки: практические
умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического. плана программы), владение специальным оборудованием и
11

оснащением, творческие навыки, качество выполнения практических работ,
развитость специальных способностей.
Уровень оценки результатов каждого обучающегося:
высокий уровень (3 балла) – обучающийся усвоил весь объем знаний,
предусмотренный программой за год, использует специальную терминологию
осознанно в соответствии с содержанием программы, овладел всеми
программными умениями и навыками, самостоятельно использует инструменты,
оборудование, выполняет задания творческого уровня, участвует в районных,
областных, региональных, федеральных конкурсах, выставках.
средний уровень (2 балла) – объем усвоенных знаний составляет 2/3
изученного, использует специальные термины, работает на специальном
оборудовании, выполняет задания на уровне образца, участвует в выставках,
конкурсах Учреждения.
низкий уровень (1 балл) – объем усвоенных знаний составляет более 1/2
изученного, использует специальные термины с помощью педагога, полностью не
может использовать в работе специальное оборудование, выполняет задания по
образцу, с помощью педагога.

12

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА обучающегося (Ф.И.) ___________________________________________________
Характерные
особенности
Теоретические знания по
основным
разделам
учебно-тематического
плана программы
Владение специальной
терминологией
Практические умения и
навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным
разделам
учебно-тематического.
плана программы)
Владение специальным
оборудованием
и
оснащением
Творческие навыки
Качество
выполнения
практических работ
Креативность,
склонность
к
исследовательскопроектировочной
деятельности
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Культура организации
практической
деятельности

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Коммуникативные
навыки, коллективизм
Творческое отношение к
выполнению
практического задания
Соблюдение в процессе
деятельности
правил
безопасности
На уровне школы
На уровне района
На областном, краевом,
региональном,
федеральном
и
международном уровнях
ИТОГО
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Название детского творческого коллектива: __________(изготовление сувениров из бумаги и ткани, текстильной куклы и мягкой
игрушки)
Педагог: Стафоркина Е.П.
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________
Возраст _______________________ Год обучения ______________________ (учебный год)
Направления
воспитания

Критерии
воспитанности

Параметры оценки воспитанности

Профессиональная
направленность

Этика и эстетика Старается полностью завершить каждую работу,
выполнения работы и использовать необходимые дополнения
представления
ее
результатов
Стремится
придать
каждой
работе
гармоничность по цвету и форме
Старается
придать
каждой
работе
содержательную
(функциональную)
направленность
14

Оценка воспитанности учащегося
Начало
Середина
Конец
учебного года

Культура организации Правильно и аккуратно организует рабочее
своей деятельности
место
Аккуратен в выполнении практической работы
Четко выполняет каждое задание педагога
Терпелив и работоспособен
Уважительное
При высказывании критических замечаний в
отношение
к адрес
чужой
работы
старается
быть
профессиональной
объективным
деятельности других
Подчеркивает положительное в чужой работе
Высказывает пожелания по улучшению работы
Адекватность
восприятия
профессиональной
оценки
своей
деятельности и ее
результатов
Знание и выполнение
профессиональноэтических норм

Стремится исправить указанные ошибки
Прислушивается к советам педагога и
сверстников
Воспринимает профессиональные замечания как
пожелания к совершенствованию работы
Доброжелателен в оценках работы других
Не дает негативных личностных оценок
Стремится к помощи в работе другим
Стремится к профессиональной оценке работы
других
Стремится
к
сохранению
и
развитию
национальных традиций
в изготовлении
текстильной куклы, сувениров из ткани.

15

Социальная
воспитанности

Понимание
значимости
своей
деятельности
как
части
процесса
развития
культуры
(корпоративная
ответственность)
Коллективная
ответственность

Стремится подарить свои работы другим (чтобы
принести радость)
Проявляет творческий подход к работе

Проявляет активность и заинтересованность при
участии в массовых мероприятиях учебного
характера (выставках, конкурсах, игровых
занятиях и др.)
Предлагает помощь в организации и проведении
массовых мероприятий учебного характера
Участвует в выполнении коллективных работ
Старается справедливо распределить задания
при выполнении коллективных работ

Старается справедливо выполнить свою часть
коллективной работы
Умение
Неконфликтен
взаимодействовать с Не мешает другим детям на занятии
другими
членами Предлагает свою помощь другим детям
коллектива
Не требует лишнего внимания от педагога
Толерантность

Не насмехается над недостатками других
Не подчеркивает ошибки других
Доброжелателен
национальностей

к

16

детям

других

Активность и желание Стремится
участвовать
во
внеурочных
участвовать в делах мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.)
детского коллектива
Выполняет общественные поручения
Проявляет инициативу в организации в
проведении массовых форм, инициирует идеи
Стремление
самореализации
социально
адекватными
способами

к Стремится передавать свой интерес к занятиям и
опыт другим
Стремится к саморазвитию, получению новых
знаний, умений, навыков
Проявляет удовлетворение своей деятельностью

Соблюдение
нравственноэтических норм

С желанием показывает другим результаты
своей работы
Соблюдает правила этикета
Развита общая культура речи
Проявляет общую культуру
оформления своей внешности (аккуратность в
прическе, наличие сменной обуви и др.)
Выполняет правила поведения на занятиях
кружка
Итого баллов:

17

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литература
1. Антропоморфные и зооморфные изображения, текстильные куклы,
игрушки из природных материалов / М. А. Зенина. – Москва, 2011. – 116 с.
2. Вакуленко, Е. Г. Народное декоративно–прикладное творчество: теория,
история, практика / Е. Г. Вакуленко. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2007. – 380 с.
3. Войнатовская, Е. Авторская текстильная кукла: мастер-классы и
выкройки от Nkale / Елена Войнатовская. – Москва: 2013. – 125 с.
4. Дубровская, Н. В. Большая энциклопедия поделок: для детей младшего
школьного возраста / Н. В. Дубровская. – Санкт-Петербург: Сова; Москва:
Астрель, 2011. – 175 с.
5. Зайцева, А. Текстильные куклы в исторических костюмах: красивые
авторские куклы, подробные иллюстрированные мастер-классы, понятные и
удобные выкройки и чертежи / Анна Зайцева. – Москва, 2016. – 62 с.
6. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / Зинаида Ивановна
Зимина. – Москва: Ладога-100, 2007. – 63 с.
7. Зуева, Т. Текстильные игрушки-кофеюшки / Татьяна Зуева. – Санкт–
Петербург: Питер, 2016. – 61 с.
8. Като, Т. Текстильные куклы: скульптурная техника. Интерьерные
модели / Тереза Като; пер. с англ. У. Сапциной. – Москва: Контэнт, 2014. – 94 с.
9. Лаврентьева, Е. Чулочная кукла. Текстильные ангелы: смешанная
техника / Елена Лаврентьева. – Москва, 2016. – 63 с.
10. Предит, А. В. Кронтик учится делать мозаику из бумага: тетрадь для
работы взрослых с детьми: учебное пособие / А. В. Предит. – Москва:
Академкнига/Учебник, 2017. – 32 с.
11. Скляренко, О. А. Авторские текстильные куклы Электронный ресурс /
О. А. Скляренко. – Москва: АСТ: Кладезь, 2015. – 143 с.
12. Цирулик, Н. А. Умные руки: виды художеств.обраб. материалов:
моделирование и конструирование: учеб. для 1 кл. / Н. А. Цирулик, Т. Н.
Проснякова. – Самара: Учеб. лит., 2005. – 80 с.
13. Энциклопедия популярного рукоделия: вязание крючком, вышивка
лентами, бисер, оригами: издание для досуга / Н. Г. Шульгина и др. – Москва:
Ниола-Пресс, 2010. – 479 с.
Образовательные технологии и методы обучения
На занятиях используются следующие образовательные технологии:
Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя
учет индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей,
вариативность учебного процесса в группе.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности,

осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других
людей.
Технология мастерских, при помощи которой формируются основы
художественных представлений и художественных знаний обучающихся и
способствует эффективному развитию практических умений в работе с
материалом. Центральное место на занятиях отводится практической
индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи
воспитанников с разным уровнем обучения.
Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение
личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным
механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки,
тематические игры, конкурсы).
Здоровьесберегающие
технологии,
предусматривающие
создание
оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление
физического, психического и нравственного здоровья воспитанников.
Проектное обучение. В полной форме работа над проектом проходит 6
стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или
отчет, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или
консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является
источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует
и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Информационные технологии – все технологии, использующие
специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео,
телевизионные средства обучения.
В творческом коллективе используются следующие методы организации
образовательной деятельности:
― словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение,
рассказ);
― наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц,
фотографий, картин, работа по образцу);
― практические (практические работы, исследования и наблюдения,
изготовление поделок).
― репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление
выставок, работа по образцу);
― проектные и проектно-конструкторские (разработка проектов,создание
творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства);
Занятия по программе организованы по принципу непрерывного обучения.
Основной прием организации образовательной деятельности «Делай, как я»,
«Делай со мной», «Делай лучше меня».
Формы обучения:
― фронтальная,
― индивидуальная;
― групповая.

19

Первая предполагает совместные действия всех обучающихся под
руководством педагога. Вторая – самостоятельную работу каждого
обучающегося. Наиболее эффективной является организация групповой работы.
Программа состоит из теоретической и практической частей и построена от
простого к сложному. Изучение каждой темы завершается изготовлением
изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются
практическим применением к жизни, что мотивирует детей к дальнейшему
продолжению обучения по углубленной программе. Реализация программы
предоставляет возможность обучающемся выбрать направление деятельности,
родителям – увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
Основные составляющие занятий. Воспитательный момент (правила
хорошего тона, этикет). Обучающиеся учатся быть вежливыми: приходя в
объединение, здороваются с педагогом и товарищами, учатся, как можно чаще
употреблять «волшебные» слова – «спасибо», «пожалуйста». Своим личным
примером педагог побуждает обучающихся быть внимательным, добрым и
вежливым в общении друг с другом.
Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность обучающихся
к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно
обучающиеся привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться
только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы.
Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками.
Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были
испорчены. Педагог приучает обучающихся к чистоте и аккуратности. Если у
некоторых обучающихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты,
то педагог выдает их из дополнительных запасов.
Повторение пройденного материала. Чаще всего используется
фронтальный опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки
с вопросами, тесты. В некоторых группах имеет место практика повторения темы
через разгадывание кроссворда.
Организация и проведение учебного занятия
Включает следующие структурные элементы:
― инструктаж:
― вводный – проводится перед началом практической работы;
― текущий – проводится во время практической работы;
― заключительный;
― практическая работа (80% урочного времени);
― физкультминутки у младших школьников, динамические паузы у детей
среднего и старшего школьного возраста;
― подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов
предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку
поделки каждого ребенка;
― приведение в порядок рабочего места.

20

№

Основная форма занятия

1

Практическое занятие по отработке
определенного умения.

2
3

Самостоятельная деятельность
обучающихся
Творческие упражнения

4
5

Игровая форма
Конкурсы

6

Выставки

7
8

Занятие-соревнование
Занятие -деловая (ролевая) игра

9

Занятие-лекция

10

Занятие-зачет

11

Модульное занятие

Образовательная задача, решаемая на
занятиях
Обучение.
Вырабатывать умение обращаться с
предметами, инструментом, материалами.
Научить применять теорию в практике, учить
трудовой деятельности.
Поиск решения проблемы самостоятельно
Применение знаний в новых условиях. Обмен
идеями, опытом
Создание ситуации занимательности
Контроль знаний, развитие коммуникативных
отношений. Корректировка знаний, умений,
развитие ответственности, самостоятельности
Массовая информация и наглядная
информация, пропаганда творчества, оценка
роста мастерства
Закрепление умений, знаний, навыков
Усиление мотивации учения, формирование
познавательной деятельности, углубление и
расширение знаний, перенос теоретического
учебного материала в практическую
деятельность
Формирование мотивации, установка на
активное восприятие
Подведение итогов, выявление осознанности
знаний, повышение ответственности за
результат своего труда
Способствует пооперационному усвоению
материала, контроль знаний, умений,
навыков, их коррекция

21

Приложение №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ «БУМАГОПЛАСТИКА»
1. Планируемые результаты реализации модуля

―
―
―
―

Предметные результаты
Учащиеся будут знать:
правила безопасности труда при выполнении ручных работ (работа с
ножницами); виды аппликации;
последовательность изготовления поделки в технике оригами, аппликации
из бумаги под руководством педагога;
работать с шаблонами из бумаги, вырезать геометрические формы при
помощи сложения бумаги;
работать с разными по составу клеями.

Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
― готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки;
― совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную
оценку деятельности группы на занятии.
― ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога.
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
― оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий на
творческих выставках.
№

2. Тематическое планирование

1.
2.
2.1.1
2.1.2.
2.2.

Наименование темы

Кол-во часов
теория
1

Введение. Материал бумага
Я познаю мир: флора и фауна планеты
Вводное занятие. Классификация растительного и
животного миров
Конструирование

практика

1

общее
1
1

2

2

4

Бумагопластика

2.2.1.

Аппликация

1

7

8

2.2.2.

Оригами

1

5

6

2.2.3.

Киригами

1

1

2

22

2.2.4.

Техника торцевания из бумаги

1

2

3

2.2.5.

Квиллинг
Итоговое занятие

1

2

3

2

2

2

2

3.
4.
5.

Подготовка к выставкам и конкурсам
Внеаудиторные занятия: познавательно досуговая деятельность; краеведческая работа
Итого:

2
11

2
23

34

3. Содержание модуля
I. Введение (1 час)
Одно из первых, что произносит ребёнок в процессе обучения чему – либо:
«Я сам!». Но это не так просто! Чтобы научиться создавать предметы handmade
(хендмейд — это вещи ручной работы, а также процесс по их созданию), надо
потрудиться. Но из чего же их сделать? Выход из этой ситуации простой. Взять
самый доступный и дешевый материал – бумагу! Ее можно сгибать, рвать,
мять…и тогда бумага начинает оживать в руках!
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, санитарногигиеническими нормами при работе в кабинете центра образования "Точка
роста", правилами применения основных инструментов при работе с бумагой и её
свойствами.
Содержание: Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические
нормы; инструменты для работы с бумагой, правила их использования. История
возникновения бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. Разница между бумагой и
картоном.
Формы занятий: экскурсия по центру образования "Точка роста", рассказ
об истории происхождения бумаги, ее фактуре и свойствах; просмотр
видеофильма "Создание бумаги"; проведение викторины «Материал – бумага».
Задания: викторина по правилам техники безопасности «Я сделал так»,
«Инструменты и материалы». Викторина «Материал – бумага».
II. Я познаю мир: флора и фауна планеты
2.1.1. Вводное занятие. Классификация растительного и животного
миров (1 час)
Цель: познакомить с понятием флора и фауна.
Содержание: история происхождения названий флора и фауна, их
классификация.
Формы занятий: беседа, лекция. Просмотр презентации.
Задания: Создание эскизов на тему "Полицейские профессии".
2.1.2. Конструирование (4 часа)
Цель: научить классифицировать фигуры по их форме и размеру.
Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал,
квадрат, прямоугольник, круг, ромб.
Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания
геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.
Формы занятий: практическая работа, беседа, игра и др.
23

Задания: конструирование простых предметов (фигур) из геометрических
форм. Выполнение коллективных работ, где задания детям дает сам педагог, по
выполнению заданий составляется работа «Геометрические формы» и т.д.
II.I. Бумагопластика
Цель: научить выполнять плоскостные, объемные, полуобъёмные
композиции, используя свойства бумаги.
Содержание: простейшие способы работы в технике бумагопластика
(аппликация, оригами, торцевание, киригами, квиллинг). Правильное
использование инструментов.
Формы занятий: беседа с демонстрацией работ, выставка детских работ,
практическая работа, упражнения на разминку пальцев. Коллективная работа:
преподаватель разбивает детей на группы и дает задание для выполнения
коллективной работы. Внутри каждой группы дети сами выбирают ведущего.
Задания: Выполнение тематических фигур в техниках бумагопластика.
2.1.1. Аппликация: из бумаги (8 часов)
Цель: познакомить с разными видами аппликаций (объёмная, плоскостная,
объёмно-плоскостная, съёмная, многослойная), по тематике(предметная,
сюжетная, декоративная), по цвету (одноцветная, многоцветная, чёрно-белая) и с
традиционными и нетрадиционными техникам. Научить построению
многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические
приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации.
Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания.
Выполнение аппликации по видам, тематике и цвету с применением
традиционных и нетрадиционных техник.
Формы занятий: беседа, практическая работа – создание творческих работ
на основе демонстрационного материала. Коллективная работа — дети работают
в парах (тройках).
Задания: Выполнение индивидуальных работ на тему растительный и
животный мир. Выполнение коллективной работы: обложка к рассказу А.П.
Бондина «В лесу».
2.2.2. Оригами (6 часов)
Цель: сформировать интерес к искусству оригами. Развивать
пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность
и аккуратность.
Содержание: понятие оригами, виды и базовые формы оригами. Работа по
схеме.
Формы занятий: рассказ, практическая работа, демонстрация
иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, просмотр учебного видеофильма
«Оригами», упражнения на разминку пальцев.
Задания. Для выполнения коллективной работы педагог даёт задание.
2.2.3. Киригами (2 часа)
Цель: сформировать интерес к искусству киригами. Развивать
пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность
и аккуратность.
24

Содержание: понятие киригами. Принцип техники киригами.
Формы занятий: рассказ, практическая работа, демонстрация
иллюстраций, образцов, беседа, просмотр учебного видеофильма «Киригами».
Задания. Для выполнения коллективной работы педагог даёт задание.
2.2.4. Техника торцевания из бумаги (3часа)
Цель: формировать интерес к искусству торцевание из бумаги. Развивать
пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность
и аккуратность.
Содержание: понятие и принцип торцевания. Инструментарий. Техника.
Варианты и возможности
Формы занятий: рассказ, практическая работа, демонстрация
иллюстраций, беседа, выставка работ.
Задания. Для выполнения коллективной работы педагог даёт задание.
2.2.5. Квиллинг (3 часа)
Цель: формировать интерес к искусству квиллинг. Развивать
пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность
и аккуратность.
Содержание: понятие квиллинг. Виды техник.
Формы занятий: рассказ, практическая работа, демонстрация образцов,
беседа, просмотр учебного видеофильма.
Задания. Для выполнения коллективной работы педагог даёт задание.
III. Итоговое занятие (2часа)
Цель: оценка уровня и качества освоения обучающимися ДОП в сфере
декоративно-прикладного творчества.
Содержание: подведение итогов работы за период изучения тем ДОП и за
год., т.е.входной контроль, промежуточная и итоговая аттестация.
Выставка выполненных поделок. Вручение грамот лучшим обучающимся.
Формы занятий: конкурс творческих работ, творческий отчет, выставка.
Задания: контрольное задание в конце темы или в конце учебного года
IV. Подготовка к выставкам и конкурсам (2 часа)
Цель: научить детей работать в коллективе, адаптироваться к различным
жизненным ситуациям в социуме, воспитать чувство такта, умение слушать и
уважать мнение других, развить художественный вкус и творческую фантазию,
правильную и грамотную речь у ребенка.
Содержание: понятие «коллективная творческая работа». Правила работы
коллективом. Выбор темы для выставочной работы.
Формы занятий: практическая работа, просмотр мультипликационных
фильмов, использование тематических классических музыкальных произведений.
Задания: изготовить работы по заданным педагогом или выбранным
самостоятельно темам.
V. Внеаудиторные занятия: познавательно-досуговая деятельность и
краеведческая работа (2 часа)
Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку
ребенка, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, учить
красиво строить свои высказывания, уметь отвечать на вопросы.
25

Содержание: историческое происхождение праздников. Виды и традиции
народных и современных праздников. Как дарить подарки, сделанные
своими руками. Виды прикладного творчества.
Формы занятий: просмотр видеоматериала по тематике праздников,
проведение праздников.
Экскурсии в Нижнетагильский музей изобразительных искусств,
Нижнетагильский театр кукол, Дом художника в городе Нижний Тагил, музей
народной куклы «Русская горница» (деревня Усть -Утка), музей быта и ремёсел
поселка Висим.
Проведение внутри коллективных, досуговых и познавательноразвлекательных мероприятий ( день именинника, выходы на художественные
выставки).

26

Приложение №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«СУВЕНИРНАЯ, НАРОДНАЯ И ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА»
1. Планируемые результаты реализации модуля

―
―
―
―
―
―
―
―
―

Предметные результаты
Учащиеся будут знать:
правила безопасности труда при выполнении ручных работ (работа с
ручными иглами, ножницами),
2 вида ручных соединительных швов (петельный, назад иголка);
виды сувенирной продукции;
историю развития тряпичной народной и театральной куклы;
классификацию народных тряпичных и театральных кукол, типы и
назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег);
технологию изготовления народной текстильной куклы под руководством
педагога.
Учащиеся будут уметь:
выполнять эскизы и зарисовки в цвете;
читать чертеж и работать с шаблонами;
реализовывать творческий замысел при помощи метода проектов

Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
― определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
― готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки;
― добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную
на занятии и из других информационных источников
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
― внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории
Родины, культуре и традициям;
― устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам
решения задач;
― понимание причин успешности /неуспешности в творческой
деятельности.

27

№

2. Тематическое планирование

1.
2.
2.1
3.
3.1

Наименование темы

Кол-во часов

Введение
Я познаю мир: Текстильный сувенир
(игрушки из ткани)
Изготовление сувенирных игрушек в форме
анималистических фигурок
Я познаю мир: Народная кукла
Игровая кукла: зайчик на пальчик

3.2

Обереговая кукла: Куколка на счастье или
Зернушка-крупеничка (Зерновушка)

3.3.

Обрядовая кукла: Неразлучники

4.
4.1.

Я познаю мир: Театральная кукла
Введение: знакомство с историей кукольного
театра; виды театров; театральная терминология;
виды театральных кукол
Пальчиковая кукла
Выбор и чтение сказки. Разбор персонажей для
изготовления кукол.
Создание эскизов персонажей сказки. Подбор
материалов и фурнитуры для изготовления
пальчиковых кукол.
Создание шаблона-выкройки и раскрой на ткани.
Технологическая
последовательность
изготовления пальчиковой куклы
Изготовление бутафории, декораций.
Демонстрация экспонатов на школьной выставке,
показ сказки в детском учреждении.
Перчаточная кукла
Эскизирование кукол по заданным персонажам.

4.2.
4.2.0.
4.2.1.

теория
1

практика

1
1

общее
1
1

2

3

1

1
1

1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

4.3.1. Разбор конструкции перчаточной куклы.

1

1

4.3.2. Создание шаблона-выкройки и раскрой на ткани.
4.3.3. Технологическая
последовательность
изготовления перчаточной куклы.
4.3.4. Изготовление бутафории для демонстрации
сказки.
4.3.5. Участие в плановой выставке (весенней), показ
сказки в детском учреждении.
4.4. Конусная кукла
4.4.0. Выбор и чтение сказки. Разбор персонажей для
изготовления кукол.
4.4.1. Создание эскизов персонажей сказки. Подбор
материалов и фурнитуры для изготовления
конусных кукол.
4.4.2. Технологическая
последовательность

1

1

1

1

1

2

1

1

4.2.2.
4.2.3.
4.2.4.
4.2.5.
4.3.
4.3.0.

28

1

1

1
1

1

2

2

изготовления конусной куклы
4.4.3. Изготовление бутафории, декораций.
4.4.4 Демонстрация экспонатов на школьной выставке,
показ сказки в детском учреждении.
5.
Итоговое занятие
6.
Внеаудиторные занятия:
Познавательно - досуговая деятельность (игровые
программы, народные праздники, экскурсии);
краеведческая работа, участие в волонтёрском
движении
Итого:

2

2

1

1

1

1

2

10

2

24

34

3. Содержание модуля
I. Введение (1 час)
Цель: познакомить с инструментами и материалами. Закрепить знания по
технике безопасности.
Содержание:
Материаловедение:
― основное назначение тканей (для изготовления одежды, предметов быта).
― виды тканей растительного происхождения: хлопчатобумажные (ситец,
сатин, байка), льняные (полотно).
― различие тканей по толщине, шероховатости, окраске, рисунку (лицевая и
изнаночная стороны).
Нитки, их назначение: швейные, штопальные, для вышивания, для вязания.
Различие ниток по толщине, прочности, цвету.
Фурнитура.
Простейшие виды стежков и швов для ручного шитья.
Способы разметки на ткани.
В начале курса изучается назначение и правила работы с инструментами и
приспособлениями для работы: ножницы, иглы, наперстки, булавки, портновский
мел, сантиметровая лента. Правила хранения инструментов. Правила техники
безопасности при работе с ножницами и иглою.
Задания: Практическая работа по выполнению ручных швов «вперед
иголку», «назад иголку», «петельный» шов.
II. Я познаю мир: Текстильный сувенир (игрушки из ткани) (4 часа)
Текстильные сувениры - это душевные, "теплые", приятные на ощупь вещички,
которыми можно поздравить любого человека с праздником или преподнести в
качестве подарка сотрудникам на корпоративных мероприятиях.
Цель: научить изготавливать подарок, используя ткань, различную
фурнитуру, синтетический наполнитель для объёма изделия.
Содержание: понятие «сувенир». Виды и подвиды сувенирной продукции.
Материалы, используемые для их изготовления.
Формы занятий: урок, мастер-класс и т.п.
Задания: Изготовление сувенирных игрушек в форме анималистических
фигурок
29

III. Я познаю мир: Народная кукла (4 часа)
Цель: приобщение к культуре своего народа через знакомство с историей,
значением и технологией изготовления традиционной тряпичной куклы
Содержание: Рассказ об истории и смысле традиционной куклы
(обереговая, обрядовая, игровая) с демонстрацией кукольных экспонатов.
Формы занятий: ролевая игра (посиделки)
Изготовление на выбор учащегося куклы:
1.Игровая узелковая («живая» кукла, кукла с головой из завязанного узлом
лоскута, узелковая кукла с круглой головой)
― Зайчик на пальчик
2. Обереговая:
― Зернушка-крупеничка (или Зерновушка) или куколка на счастье.
3. Обрядовая:
 Неразлучники
 IV. Я познаю мир: Театральная кукла (24 часа)
Цель: знакомство с историей кукольного театра; виды театров;
театральная терминология; виды театральных кукол.
Содержание:
1. Введение (1 час)
2. Пальчиковая кукла (7 часов)
3. Перчаточная кукла (7 часов)
4. Конусная кукла. (7 часов)
Практика: Изготовление кукол. Распределение технических обязанностей
по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача
бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Формы занятий: практическая работа
V. Итоговое занятие (1 час)
Цель: аттестация обучающихся.
Задачи:
― подвести итоги обучения за год;
― активизировать
познавательную
и
творческую
деятельность
обучающихся;
― выявление одаренных детей в таком виде рукоделия, как изготовление
сувенирной, народной, театральной куклы и мотивация их на дальнейшую
творческую деятельность.
Содержание: тестовые задания на карточках с вопросами по пройденным
темам.
Практические занятия: Выполнение контрольного (зачетного) задания:
изготовление куклы «Зайчик на пальчик», «Зерновушка» или куколка на
счастье," Неразлучники".
Выставка изготовленных работ. Вручение грамот лучшим учащимся.
Формы занятий: практическая работа
VI. Внеаудиторные занятия: познавательно - досуговая деятельность и
краеведческая работа(2 часа)
30

Цель: приобщение обучающихся к народной культуре, художественным
традициям.
Задачи:
― познакомить обучающихся с лучшими образцами текстильной куклы;
― сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание: по выбору педагога.
1. Игровые программы:
«В гостях у принцессы иголочки».
«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
«Мастерская Деда Мороза» (новогоднее чаепитие).
Проверка и закрепление основных понятий, культурологических знаний в
игровой форме.
2. Народные праздники
История
весенних праздников. Встреча весны. Народные поверья,
поговорки и пословицы.
― Широкая масленица. Особенности праздника: рецепты блинов, тексты
и мелодии песен, разучивание русских народных забав
― Пасха – Светлое Христово Воскресение. Торжественность
и
духовность праздника на Руси. Обряды и обычаи Пасхи: крашение
яиц, изготовление узорчатых писанок. Игры и развлечения с
пасхальными яйцами.
Практические занятия: творческая работа по изготовлению композиций
из образцов народной куклы для оформления праздничных мероприятий.
Формы занятий: экскурсии в Нижнетагильский театр кукол, Дом
художника в городе Нижний Тагил, музей народной куклы «Русская горница»
(деревня Усть-Утка), музей быта и ремёсел поселка Висим, посещение
праздничных народных гуляний.

31

Приложение № 3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
1. Планируемые результаты реализации модуля















Предметные результаты
Учащиеся будут знать:
правила безопасности труда при выполнении ручных и машинных работ
(работа с ручными иглами, ножницами, на швейных машинах);
правила нанесения изменений на бумажные выкройки в соответствии с
необходимыми размерами;
последовательность изготовления поделки;
технологию изготовления мягкой игрушки под руководством педагога.
Учащиеся будут уметь:
выполнять эскизы и зарисовки в цвете;
работать с чертежами и шаблонами из бумаги;
реализовывать творческий замысел при помощи метода проектов.
Метапредметные результаты
Учащиеся научатся:
комбинировать известные алгоритмы технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения
одного из них;
проявлять инновационный подход к решению практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
объективно оценивать вклад своей деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в
обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностировать результаты деятельности по принятым критериям и
показателям; обосновывать пути и средства устранения ошибок или
разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
реализовать творческий замысел при помощи метода проектов.

Личностные результаты
― развить трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
― овладение установками, нормами и правилами научной организации
умственного и физического труда;
― сформировать самостоятельность и личную ответственность в
деятельности

32

№

2. Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов
теория
1

практика

общее
1

1.

Введение

2.

Ручные и машинные швы

1

1

2

3.

Игрушки - подушки

1

6

7

4.

Мягкие книжки

1

6

7

5.

Текстильная кукла Тильда

1

5

6

4.

1

4

5

7

Мишки Тедди
Творческая проектная деятельность

1

2

3

8

Итоговое занятие

1

1

9

Подготовка к выставкам и конкурсам

1

1

10

Внеаудиторные занятия: познавательно-досуговая
деятельность; краеведческая работа, участие в
волонтёрском движении
Итого:

1
8

1
26

34

3. Содержание модуля
I. Введение (1 час)
Цель: познакомить с историей возникновения мягкой игрушки и дать
классификацию видов мягкой игрушки.
Содержание: Задачи и план работы кружка. Знакомство с мягкой игрушкой
как видом декоративно-прикладного творчества. Знакомство с квалификацией
мягкой игрушки по видам. Демонстрация изделий в технике мягкая игрушка.
II. Ручные и машинные швы (2 часа)
Правила техники безопасности при работе с инструментами.
Виды ручных и машинных швов, используемых при создании изделий в
технике мягкая игрушка.
Теория: Технология выполнения ручных швов (прямых, петлеобразных и
петельных), широко применяемых при создании изделий в технике мягкая
игрушка.
Машинные швы. Технология выполнения соединительных швов.
Практика: Выполнение обучающимися данных видов швов на учебном
образце.
Задания: выполнение ручных и машинных швов на образцах.
Формы занятий: беседа, практическое задание.
III. Игрушки - подушки (7 часов)
Теория: Применение игрушек - подушек в быту. Технология изготовления.
Практика: Работа с выкройками. Соединение деталей, сборка игрушки подушки. Окончательное оформление игрушки-подушки.
Формы занятий: Индивидуальная работа учащегося под руководством
учителя.
IV. Мягкие книжки(7 часов)
Теория: Применение мягких книжек. Демонстрация образцов.
33

Практика: Алгоритм создания мягкой книжки по технологической карте.
Формы занятий: Индивидуальная работа учащегося под руководством учителя.
V. Текстильная кукла тильда (6 часов)
Цель: способствовать творческой активности обучающихся средствами
словесной и визуальной мотивации .
Содержание: Материаловедение. Характеристика ручных и машинных
швов, используемы в процессе изготовления кукол. Алгоритм создания куклы в
технике Тильда.
Формы занятий: теоретическое и практические занятия.
VI. Мишки Тедди (5 часов)
Теория: История появления мишки Тедди. Демонстрация образцов.
Практика: Алгоритм создания мишки Тедди по технологической карте.
Формы занятий: Индивидуальная работа учащихся под руководством
учителя.
VII. Творческая проектная деятельность (3 часа)
Цель: способствовать реализации творческой активности и самовыражения
учащихся при помощи метода проектов.
Задачи:
― мотивирование учащегося к формированию идеи, определения темы для
практико-ориентированного проекта;
― сбор информации по выбранной теме;
― создание условий для выбора ребенком сюжетных героев, персонажей;
― создание условий для выработки ребенком своего индивидуального стиля
в изготовлении кукол;
― оказание технологической помощи ребенку педагогом в процессе
выполнения практико-ориентированного проекта;
― вовлечение ребенка в завершающий этап – художественное оформление
куклы или дизайна композиции – как равноправного партнера путем творческого
сотрудничества с педагогами;
― организация участия ребенка в выставках и конкурсах с целью получения
экспертной оценки.
Содержание: темы проектов (по выбору учащегося).
Теория: Типы проектов, классификация. Выбор темы проекта и этапы его
исполнения. Планирование работы. Разработка технологической карты.
Исследование по теме проекта. Документальное оформление
творческого
проекта. Защита творческого проекта.
Практика: Технологический этап – алгоритм создания проектируемого
изделия
VIII. Итоговое занятие (1 час)
Цель: аттестация обучающихся.
Задачи:
― подвести итоги обучения в конце основных тем этого учебного года;
― активизировать
познавательную
и
творческую
деятельность
обучающихся;

34

― выявление одаренных детей и в таком виде рукоделия, как изготовление
мягкой игрушки, содействие в дальнейшем выборе творческого пути.
Содержание: тестовые задания на карточках с вопросами по пройденным
темам.
Выполнение контрольного (зачетного) задания: изготовление мягкой
игрушки с использованием образов животных. Оценка работы на мини-выставке.
Практические занятия: Выполнение контрольного (зачетного) задания:
изготовление мягкой игрушки с использованием образов животных.
Выставка изготовленных работ. Вручение грамот лучшим учащимся.
Форма занятия: практическая работа, выставка.
IX. Подготовка к выставкам и конкурсам (1 час)
Цель: мотивировать учащихся к раскрытию духовно-нравственных
аспектов их жизни через приобщение к лучшим образцам отечественной
культуры и искусства.
Задачи:
― развить творческий потенциал обучающихся, направленный на
формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
― ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер
деятельности человека;
― приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и
искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в
выставках и конкурсах различного уровня.
Формы занятий: практическая работа
X. Внеаудиторные занятия: познавательно - досуговая деятельность;
краеведческая работа (1 час)
Цель: получение обучающимися знаний о современной культуре
Задачи:
― сформировать у обучающихся познавательный интерес, положительную
мотивацию к обучению, совершенствованию навыков и умений;
― создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в
коллективе;
― ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
― сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание: проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых
мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий, организация походов
на художественные выставки.
Формы занятий: Экскурсии в Нижнетагильский музей изобразительных
искусств, Нижнетагильский театр кукол, Дом художника в городе Нижний Тагил,
музей народной куклы «Русская горница» (деревня Усть -Утка), музей быта и
ремёсел поселка Висим.

35
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».