МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1 от 24.08.2020г. Согласовано с зам. директора по НМР О.В. Салаховой УТВЕРЖДЕНО директором МАОУ СОШ №3 (приказ № 88/3-Д от 25.08.2020г.) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» Возраст обучающихся: 10-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Рябинин Евгений Алексеевич, педагог дополнительного образования Черноисточинск 2020 г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Безопасное поведение» – социально-педагогическая. Актуальность программы обусловлена необходимостью формировать базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности, выработку умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Программа направлена на формирование поведенческих навыков, обеспечивающих защиту жизни и здоровья обучающегося, формирование необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств, она предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техносоциальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности. Обучение по программе способствует формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков сохранения жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных условиях. Программа направлена на воспитание у обучающихся таких качеств, как дисциплинированность, внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность, поскольку отсутствие именно этих качеств становится причиной трагических происшествий. Программа «Безопасное поведение» разработана с учетом действующих нормативных правовых актов: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р). 3. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)». 7. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 8. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В. от 24.12.2013г.) Отличительные особенности программы заключаются в её модульности. Модули отличаются сложностью разрабатываемых проектов. Адресат программы: учащиеся 5-6 классов (10-12 лет) Наполняемость групп: 15-20 человек. Режим занятий: 1 академический час 1 раз в неделю. Объём программы: 34 часа Срок освоения: 1 год Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная, очная с применением дистанционных образовательных технологий. Виды занятий: практические работы, лекции, мастер-классы, занятиясоревнования, экскурсии, проектные сессии. Формы подведения результатов: беседа, тестовые задания, практические работы, защита творческого проекта. 1.2 Цели и задачи программы Цель: развитие у школьников компетенций, способствующих осознанному выполнению детьми и подростками правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, природы, быта. Задачи: - развитие культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности; - формирование социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни; - понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных ситуаций различного характера; - овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в опасных ситуациях; - освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, обморожениях, отравлениях; - умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной ситуации с учетом реальных условий и возможностей; - развитие soft-компетенций. 1.3 Содержание программы Учебный (тематический )план № Тема Часы п/п Всего 1 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 2 3 4 8 Теория Практика 2 6 Индивидуальная модель здорового образа 8 жизни Безопасность в повседневной 15 жизнедеятельности Информационная безопасность 3 2 6 4 11 1 2 ИТОГО 9 25 34 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Выбор группами кейсов для работы. Анализ кейса, планирование и определение результата. Изучение в группах признаков, по которым можно определить состояние человека и его причин. Практическое повторение действий при данной ситуации. Составление алгоритма действий при возникновении опасной ситуации по выбранному кейсу. Составление сценария диалогов - звонок в МЧС, родителям, скорую помощь со стационарного и мобильного телефона. Взаимообучение на основе созданных алгоритмов. В завершение темы проводится игра по станциям. На станции предложен один из изученных кейсов. Обучающиеся должны прочитать кейс (описание состояния человека и внешних признаков), выполнить очередность действий, включая необходимые диалоги - звонок в МЧС, скорую помощь, родителям и т.д. Кейсы описывают следующие ситуации: оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных кровотечениях, попадания инородного тела в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, обморожении, отравлениях. Для разных возрастов сложность описываемых ситуаций может отличаться. Тема 2. Индивидуальная модель здорового образа жизни Здоровый образ жизни – активные действия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, которые выражены медицинским, физическим, экологическим или каким-либо другим видом активности человека. Питание - суточная потребность человека в питательных веществах, витаминах и воде относительно конкретного возраста. Суточная норма калорий, примерное распределение калорий при пятиразовом питании. Ежедневный и недельный рацион. Составление индивидуального плана питания. Норма физической активности человека, относительно возраста. Виды активности, способствующие гармоничному развитию и поддержанию здоровья. Составление индивидуальной программы физической активности в соответствии с интересами и особенностями здоровья. Упражнения для глаз, снятия напряжения со спины. Микросреда человека: дом, школа и т.д. Оценка микросреды с точки зрения воздействия на здоровье человека. Рабочее и спальное место, режим проветривания. По мере изучения темы обучающиеся заполняют “Индивидуальную модель здорового образа жизни”. Тема 3. Безопасность в повседневной жизнедеятельности Представление кейсов для работы проектных групп. Выбор кейсов. Командообразование. Анализ кейса, планирование и определение результата. Формы представления результатов работы проектных команд: легопрототипирование объекта, пространственный прототип объекта. Алгоритм действий при возникновении ситуации, описанной в кейсе. Разработка прототипа объектов. Подготовка сценария действий с применением прототипа объекта. Подготовка речевых сценариев, в том числе звонков по стационарному и мобильному телефону, сообщений в мессенджерах. Проведение сценария по опасным ситуациям: - использование бытовых устройств, приборов, инструментов. Проведение сценария по опасным ситуациям использования средств бытовой химии; - неисправность системы электроснабжения; - пожар в доме/квартире; - утечка газа; - на воде, само- и взаимопомощь на воде. Соблюдение правил безопасного поведения в туристических походах. Тема 4. Информационная безопасность Личная безопасность - основные элементы. Проверка и корректировка личных профилей в интернет. Цифровой след - совокупность данных, которые пользователь генерирует во время пребывания в цифровом пространстве. Пассивный и активный цифровой след. Основы безопасного общения в Интернет. Защита компьютера и мобильного устройства от вредоносного воздействия. 1.4 Планируемые результаты Результативность и способы оценки программы построены на основе компетентностного подхода. Обучающиеся будут знать: - алгоритмы действий при возникновении опасных ситуаций: оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных кровотечениях, попадания инородного тела в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, обморожении, отравлениях. - что такое здоровый образ жизни и его компоненты; - алгоритмы действий при возникновении опасных ситуаций: при использовании бытовых устройств, приборов, инструментов, средств бытовой химии; при неисправности системы электроснабжения; при пожаре в доме/квартире; при утечке газа; на воде, в туристических походах. - что такое личная безопасность в сети Интернет; цифровой след; пассивный и активный цифровой след; -основы безопасного общения в Интернет; жизненный цикл проекта. Обучающиеся будут уметь: - действовать адекватно сложившейся ситуации; - чётко и полно сообщать через различные каналы связи о возникновении опасной ситуации взрослым, специализированным службам; - составлять индивидуальную модель здорового образа жизни; - оказывать само- и взаимопомощь на воде; - создавать личных профилей в интернет с точки зрения обеспечения безопасности; - обеспечивать защита компьютера и мобильного устройства от вредоносного воздействия; - анализировать кейсы и выстраивать траекторию решения проблемы. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год Начало учебного года: 1 сентября 2020 года. Конец учебного года: 31 мая 2021 года Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Сроки продолжительности обучения: 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 01.09.2020г. 05.11.2020г. 11.01.2021г. 29.03.2021г. 23.10.2020г. 25.12.2020г. 19.03.2021г. 31.05.2021г. 8 недель 7 недель 10 недель 9 недель 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Сведения о помещениях для проведения занятий Занятия проводятся в кабинете №2 (площадь – 61,2 квадратных метра) Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ СОШ №3 пос. Черноисточинск. Подсобных помещений нет. Перечень оборудования учебного кабинета № Оборудование Количество п/п 1 Стол учительский 1шт. 2 Стеллаж 2шт. 3 Стол ученический 21 шт. 4 Стулья 22шт. Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов, необходимых для занятий - персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные выходом в Интернет; - мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки); - подручный материал для создания прототипов пространств; - тренажёр-манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации; - тренажёр-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей; - набор имитаторов травм и поражений; - шина лестничная; - воротник шейный; - табельные средства для оказания первой медицинской помощи; коврик для проведения сердечно-лёгочной реанимации. Кадровое обеспечение Рябинин Евгений Алексеевич, педагог дополнительного образования. Образование: высшее (НТГСПА, 2004 г.) Направленность: безопасность жизнедеятельности Квалификация и звание: учитель безопасности жизнедеятельности Общий трудовой стаж: 11 лет Педагогический стаж: 10 лет Методические материалы В качестве методов обучения по программе используются нагляднопрактический и исследовательские методы. Педагогические технологии: - технология проблемного обучения; - технология проектной деятельности; - ролевая игра; - технология портфолио; - дистанционные технологии. 2.3. Формы аттестации Формы оценки уровня достижений обучающегося Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются методы: - текущие (наблюдение, оценка промежуточных результатов); - тематические (контрольные вопросы, промежуточные задания); - итоговые (проект). Формы фиксации образовательных результатов Для фиксации образовательных результатов в рамках курса используются: - портфолио работ учащихся; - отзывы обучающихся по итогам занятий и итогам обучения. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - защита проектов - решение кейсов. Формы подведения итогов реализации программы - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ выполнения обучающимися учебных заданий; - защита проектов; - активность обучающихся на занятиях и т.п. 2.4 Оценочные материалы Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине Оценивание развития учащихся можно на основе следующего перечня компетенций: - сформированность навыков безопасного поведения в различных ситуациях; - способность чётко донести информацию о ситуации по телефону и в мессенджерах до специальных служб, родителей; - целеполагание и планирование результата; - проектирование и реализация жизненного цикла проекта; -эффективная работа командах. 3. Список литературы 1. Война за данные: почему нельзя просто взять и «стереть» свой цифровой след. URL: https://knife.media/data-laws-war/ (дата обращения: 01.11.2019). 2. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. — Красноярск: СибГТУ, 2014. — 272 с. 3. Игнатова В. В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004, № 1, с. 105– 113. 4. Касимов Р.А. Идеальная модель здорового образа жизни как педагогическое средство формирования здоровой личности в здоровьесберегающем образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25612 (дата обращения: 01.11.2019). 5. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 192 с. 6. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье. /Пособие./Валеологические знания и умения детям школьного возраста. Челябинск, 2009. 96с. Приложение№1 Тематическое планирование № п/п 1 1 2 3 4 5 6 7 8 2 9 10 11 12 13 14 15 16 3 17 18 Наименование тем и разделов Часы Примечание Основы медицинских знаний и оказание первой 8 помощи Общее знакомство с организмом человека. Общий план 1 строения. Значение скелета. Оказание первой помощи при механических 1 травмах. Ушибы и растяжения. Травматические вывихи. Переломы. Первая помощь при переломе основания черепа. Первая 1 помощь при обмороке Первая помощь при травмах грудной клетки. Ушиб. 1 Перелом ребер. Первая помощь при переломе ключицы. Кожа строение и значение. Первая помощь при ожогах 1 и обморожениях. Химические ожоги Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Меры 1 профилактики. Первая помощь пострадавшему при утоплении 1 . Виды кровотечений. Первая помощи при 1 кровотечениях. Индивидуальная модель здорового образа жизни 8 Здоровый образ жизни. Основные принципы зож 1 Питание. Суточная потребность. Распределение 1 калорий. Составление индивидуального плана питания. 1 Норма физической активности человека 1 Виды активности, способствующие гармоничному 1 развитию и поддержанию здоровья. Составление индивидуальной программы физической 1 активности Микросреда учащегося: дом, школа. Оценка 1 микросреды с точки зрения воздействия на здоровье. Рабочее и спальное место, режим проветривания 1 Безопасность в повседневной жизнедеятельности 15 Правила безопасности с электричеством 1 Безопасное использование электроприборов. 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 4 33 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Бытовой газ, бытовые газовые приборы Действия при пожаре в жилом помещении. Безопасное использование общественного транспорта. Автобус и трамвай. Воздушный транспорт. Метрополитен. Особенности подземного транспорта. Автономное пребывание в лесу. Социальная безопасность. Правила общения с людьми. Дтп с участием детей, Дорожные ловушки. Опасные природные явления. Толпа. Правила поведения в местах массового скопления людей. Безопасность в торговом и развлекательном центрах. Компьютер и планшеты. Безопасное использование телефонов. Информационная безопасность Личные профили в сети Интернет. Основы безопасного общения в Интернет. Пассивный и активный цифровой след Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 34