ДОП Безопасное поведение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Рябинин Евгений Алексеевич,
педагог дополнительного образования

Черноисточинск
2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Безопасное поведение» – социально-педагогическая.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формировать
базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности, выработку умений
распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации,
решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в
чрезвычайных
ситуациях.
Программа
направлена
на
формирование
поведенческих навыков, обеспечивающих защиту жизни и здоровья
обучающегося, формирование необходимых для этого волевых и моральнонравственных качеств, она предоставляет широкие возможности для эффективной
социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техносоциальной и информационной среде, способствует проведению превентивных
мероприятий в сфере безопасности.
Обучение по программе способствует формированию у обучающихся
сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков сохранения
жизни и здоровья в повседневной жизни и в опасных условиях. Программа
направлена
на
воспитание
у
обучающихся
таких
качеств,
как
дисциплинированность,
внимательность,
собранность,
ответственность,
осторожность, уверенность, поскольку отсутствие именно этих качеств
становится причиной трагических происшествий.
Программа «Безопасное поведение» разработана с учетом действующих
нормативных правовых актов:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности».
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разно уровневые программы)».
7. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
8. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Отличительные особенности программы заключаются в её модульности.
Модули отличаются сложностью разрабатываемых проектов.
Адресат программы: учащиеся 5-6 классов (10-12 лет)
Наполняемость групп: 15-20 человек.
Режим занятий: 1 академический час 1 раз в неделю.
Объём программы: 34 часа
Срок освоения: 1 год
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная,
очная с применением дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий: практические работы, лекции, мастер-классы, занятиясоревнования, экскурсии, проектные сессии.
Формы подведения результатов: беседа, тестовые задания, практические
работы, защита творческого проекта.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: развитие у школьников компетенций, способствующих осознанному
выполнению детьми и подростками правил поведения, обеспечивающих
сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, природы, быта.
Задачи:
- развитие культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных
знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности;
- формирование социально ответственного отношения к ведению
здорового образа жизни;
- понимание причин, механизмов возникновения и последствий
распространенных видов опасных ситуаций различного характера;
- овладение знаниями и умениями применять меры и средства
индивидуальной защиты, приемы рационального и безопасного поведения в
опасных ситуациях;
- освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать
первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания,

наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, обморожениях, отравлениях;
- умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы
обстановки и принимать обоснованные решения в опасной ситуации с учетом
реальных условий и возможностей;
- развитие soft-компетенций.
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический )план
№

Тема

Часы

п/п

Всего

1

Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи

2
3
4

8

Теория Практика
2

6

Индивидуальная модель здорового образа
8
жизни
Безопасность
в
повседневной 15
жизнедеятельности
Информационная безопасность
3

2

6

4

11

1

2

ИТОГО

9

25

34

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выбор группами кейсов для работы. Анализ кейса, планирование и
определение результата.
Изучение в группах признаков, по которым можно определить состояние
человека и его причин. Практическое повторение действий при данной ситуации.
Составление алгоритма действий при возникновении опасной ситуации по
выбранному кейсу. Составление сценария диалогов - звонок в МЧС, родителям,
скорую помощь со стационарного и мобильного телефона. Взаимообучение на
основе созданных алгоритмов.
В завершение темы проводится игра по станциям. На станции предложен
один из изученных кейсов. Обучающиеся должны прочитать кейс (описание
состояния человека и внешних признаков), выполнить очередность действий,
включая необходимые диалоги - звонок в МЧС, скорую помощь, родителям и т.д.
Кейсы описывают следующие ситуации: оказание первой помощи при
отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, наружных

кровотечениях, попадания инородного тела в верхние дыхательные пути, травмах
различных областей тела, ожогах, обморожении, отравлениях.
Для разных возрастов сложность описываемых ситуаций может отличаться.
Тема 2. Индивидуальная модель здорового образа жизни
Здоровый образ жизни – активные действия, обеспечивающие сохранение и
укрепление здоровья, которые выражены медицинским, физическим,
экологическим или каким-либо другим видом активности человека.
Питание - суточная потребность человека в питательных веществах,
витаминах и воде относительно конкретного возраста. Суточная норма калорий,
примерное распределение калорий при пятиразовом питании. Ежедневный и
недельный рацион. Составление индивидуального плана питания.
Норма физической активности человека, относительно возраста. Виды
активности, способствующие гармоничному развитию и поддержанию здоровья.
Составление индивидуальной программы физической активности в соответствии
с интересами и особенностями здоровья. Упражнения для глаз, снятия
напряжения со спины.
Микросреда человека: дом, школа и т.д. Оценка микросреды с точки зрения
воздействия на здоровье человека. Рабочее и спальное место, режим
проветривания.
По мере изучения темы обучающиеся заполняют “Индивидуальную модель
здорового образа жизни”.
Тема 3. Безопасность в повседневной жизнедеятельности
Представление кейсов для работы проектных групп. Выбор кейсов.
Командообразование. Анализ кейса, планирование и определение результата.
Формы представления результатов работы проектных команд: легопрототипирование объекта, пространственный прототип объекта.
Алгоритм действий при возникновении ситуации, описанной в кейсе.
Разработка прототипа объектов.
Подготовка сценария действий с применением прототипа объекта.
Подготовка речевых сценариев, в том числе звонков по стационарному и
мобильному телефону, сообщений в мессенджерах.
Проведение сценария по опасным ситуациям:
- использование бытовых устройств, приборов, инструментов. Проведение
сценария по опасным ситуациям использования средств бытовой химии;
- неисправность системы электроснабжения;
- пожар в доме/квартире;
- утечка газа;
- на воде, само- и взаимопомощь на воде.

Соблюдение правил безопасного поведения в туристических походах.
Тема 4. Информационная безопасность
Личная безопасность - основные элементы. Проверка и корректировка
личных профилей в интернет.
Цифровой след - совокупность данных, которые пользователь генерирует во
время пребывания в цифровом пространстве. Пассивный и активный цифровой
след.
Основы безопасного общения в Интернет. Защита компьютера и
мобильного устройства от вредоносного воздействия.
1.4 Планируемые результаты
Результативность и способы оценки программы построены на основе
компетентностного подхода.
Обучающиеся будут знать:
- алгоритмы действий при возникновении опасных ситуаций: оказание
первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения,
наружных кровотечениях, попадания инородного тела в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, обморожении, отравлениях.
- что такое здоровый образ жизни и его компоненты;
- алгоритмы действий при возникновении опасных ситуаций: при
использовании бытовых устройств, приборов, инструментов, средств бытовой
химии; при неисправности системы электроснабжения; при пожаре в
доме/квартире; при утечке газа; на воде, в туристических походах.
- что такое личная безопасность в сети Интернет; цифровой след; пассивный
и активный цифровой след; -основы безопасного общения в Интернет; жизненный цикл проекта.
Обучающиеся будут уметь:
- действовать адекватно сложившейся ситуации;
- чётко и полно сообщать через различные каналы связи о возникновении
опасной ситуации взрослым, специализированным службам;
- составлять индивидуальную модель здорового образа жизни;
- оказывать само- и взаимопомощь на воде;
- создавать личных профилей в интернет с точки зрения обеспечения
безопасности;
- обеспечивать защита компьютера и мобильного устройства от
вредоносного воздействия;
- анализировать кейсы и выстраивать траекторию решения проблемы.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.

23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.

8 недель
7 недель
10 недель
9 недель

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещениях для проведения занятий
Занятия проводятся в кабинете №2 (площадь – 61,2 квадратных метра)
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ
СОШ №3 пос. Черноисточинск. Подсобных помещений нет.
Перечень оборудования учебного кабинета
№

Оборудование

Количество

п/п
1

Стол учительский

1шт.

2

Стеллаж

2шт.

3

Стол ученический

21 шт.

4

Стулья

22шт.

Перечень оборудования, технических средств обучения,
материалов, необходимых для занятий
- персональные компьютеры с программным обеспечением, оснащенные
выходом в Интернет;
- мультимедийная установка (компьютер, проектор, колонки);
- подручный материал для создания прототипов пространств;
- тренажёр-манекен для отработки сердечно-лёгочной реанимации;
- тренажёр-манекен для отработки приемов удаления инородного тела из
верхних дыхательных путей;
- набор имитаторов травм и поражений;

- шина лестничная;
- воротник шейный;
- табельные средства для оказания первой медицинской помощи; коврик
для проведения сердечно-лёгочной реанимации.
Кадровое обеспечение
Рябинин Евгений Алексеевич, педагог дополнительного образования.
Образование: высшее (НТГСПА, 2004 г.)
Направленность: безопасность жизнедеятельности
Квалификация и звание: учитель безопасности жизнедеятельности
Общий трудовой стаж: 11 лет
Педагогический стаж: 10 лет
Методические материалы
В качестве методов обучения по программе используются нагляднопрактический и исследовательские методы.
Педагогические технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности;
- ролевая игра;
- технология портфолио;
- дистанционные технологии.
2.3. Формы аттестации
Формы оценки уровня достижений обучающегося
Для контроля и самоконтроля за эффективностью обучения применяются
методы:
- текущие (наблюдение, оценка промежуточных результатов);
- тематические (контрольные вопросы, промежуточные задания);
- итоговые (проект).
Формы фиксации образовательных результатов
Для фиксации образовательных результатов в рамках курса используются:
- портфолио работ учащихся;
- отзывы обучающихся по итогам занятий и итогам обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- защита проектов - решение кейсов.
Формы подведения итогов реализации программы
- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ выполнения обучающимися учебных заданий;
- защита проектов;
- активность обучающихся на занятиях и т.п.
2.4 Оценочные материалы
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по дисциплине
Оценивание развития учащихся можно на основе следующего перечня
компетенций:
- сформированность навыков безопасного поведения в различных
ситуациях;
- способность чётко донести информацию о ситуации по телефону и в
мессенджерах до специальных служб, родителей;
- целеполагание и планирование результата;
- проектирование и реализация жизненного цикла проекта; -эффективная
работа командах.
3. Список литературы
1. Война за данные: почему нельзя просто взять и «стереть» свой
цифровой след. URL: https://knife.media/data-laws-war/ (дата обращения:
01.11.2019).
2. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого
становления личности в образовательном процессе: Монография. —
Красноярск: СибГТУ, 2014. — 272 с.
3. Игнатова В. В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте
профессионально-культурного становления личности студента вуза //
Сибирский педагогический журнал. 2004, № 1, с. 105– 113.
4. Касимов Р.А. Идеальная модель здорового образа жизни как
педагогическое средство формирования здоровой личности в
здоровьесберегающем образовательном пространстве // Современные
проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=25612 (дата обращения: 01.11.2019).
5. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую
аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:
Изд. центр «Академия», 2013. — 192 с.
6. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье.
/Пособие./Валеологические знания и умения детям школьного
возраста.
Челябинск, 2009. 96с.

Приложение№1
Тематическое планирование
№ п/п

1
1
2

3
4

5
6
7
8
2
9
10
11
12
13
14
15
16
3
17
18

Наименование тем и разделов
Часы Примечание
Основы медицинских знаний и оказание первой
8
помощи
Общее знакомство с организмом человека. Общий план
1
строения. Значение скелета.
Оказание первой помощи при механических
1
травмах. Ушибы и растяжения. Травматические
вывихи. Переломы.
Первая помощь при переломе основания черепа. Первая
1
помощь при обмороке
Первая помощь при травмах грудной клетки. Ушиб.
1
Перелом ребер. Первая помощь при переломе
ключицы.
Кожа строение и значение. Первая помощь при ожогах
1
и обморожениях. Химические ожоги
Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Меры
1
профилактики.
Первая помощь пострадавшему при утоплении
1
. Виды кровотечений. Первая помощи при
1
кровотечениях.
Индивидуальная модель здорового образа жизни
8
Здоровый образ жизни. Основные принципы зож
1
Питание. Суточная потребность. Распределение
1
калорий.
Составление индивидуального плана питания.
1
Норма физической активности человека
1
Виды активности, способствующие гармоничному
1
развитию и поддержанию здоровья.
Составление индивидуальной программы физической
1
активности
Микросреда учащегося: дом, школа. Оценка
1
микросреды с точки зрения воздействия на здоровье.
Рабочее и спальное место, режим проветривания
1
Безопасность в повседневной жизнедеятельности
15
Правила безопасности с электричеством
1
Безопасное использование электроприборов.
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
4
33
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Бытовой газ, бытовые газовые приборы
Действия при пожаре в жилом помещении.
Безопасное
использование
общественного
транспорта. Автобус и трамвай.
Воздушный транспорт.
Метрополитен. Особенности подземного транспорта.
Автономное пребывание в лесу.
Социальная безопасность. Правила общения с
людьми.
Дтп с участием детей, Дорожные ловушки.
Опасные природные явления.
Толпа. Правила поведения в местах массового
скопления людей.
Безопасность в торговом и развлекательном центрах.
Компьютер и планшеты.
Безопасное использование телефонов.
Информационная безопасность
Личные профили в сети Интернет.
Основы безопасного общения в Интернет.
Пассивный и активный цифровой след
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».