ДОП Современная цифровая фотография

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Современная цифровая фотография»

Возраст обучающихся: 10 - 17 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель: Тарасова Яна Вадимовна,
педагог дополнительного образования

Черноисточинск
2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1

. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Современная цифровая фотография» - техническая.
Актуальность программы
Визуальная информация в современном мире вносит ощутимый вклад в
формирование культурных ценностей и эмоциональной сферы личности. Очень
часто действительность, демонстрируемая из СМИ, кинофильмов, интернета и так
далее,способствует возникновению искаженного мировоззрения. Фотография, в
свою очередь, является одним из самых достоверных средств её отражения.
Освоение искусства фотографии способствует развитию у детей умения
эмоционально откликаться на окружающий мир, видеть в нем многообразие красок, форм, материалов. Занятия фотографией приобщают обучающихся к активной общественной жизни, любви к малой родине, помогают адаптироваться в
сложной обстановке современного мира, способствуют развитию наблюдательности и эстетического мировосприятия, а также чувства патриотизма.
Фотография играет огромную роль в жизни современного человека. Она является эффективным и удобным способом для восприятия и передачи информации, историческим источником. Фотография способствует развитию интеллектуально-поисковых и исследовательских способностей.В процессе фотографирования учащиеся знакомятся с основными принципами фотоискусства, со способом
компоновкикадра, учатся творческой переработке информации, полученной из
разных источников.Но самое главное:фотография – это мощное средство развития
творческого мышления.
Данная программа разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Современная фотография» педагога дополнительного образования Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
МАОУ СОШ №5 с. Николо-Павловское Пинегиной М.А. с учетом действующих
нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»

5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.от
24.12.2013г.)
Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе её реализации наряду с деятельностным подходом в обучении учащихся
применяются проблемно – поисковый метод, а также метод проектов.
Новизну программы определяет возможность использования в процессе
обучения такой формы деятельности учащихся, как научно-исследовательская:
написание рефератов по теории фотографии и фотоискусства; поисковоисследовательская работа по материалам исторической ценности архитектурных
комплексов города и отдельных зданий, памятников архитектуры и культуры,
развитию спорта; фоторепортажи, отражающие жизнь города; создание презентаций по материалам собственных исследований.
Изучая тему «Режиссура в фотографии», каждый обучающийся выступает
в роли режиссера постановочного кадра, учась организовывать деятельность
группы.
Педагогическая целесообразность программы тесно связана с курсом общеобразовательной школы по многим предметам, но не повторяет их, а дополняет
и углубляет, таким образом возникает межпредметная интеграция:
 физика: оптика, механика, температура и т.д.;
 история: история фотографии и фотоискусства;
 ИЗО:правила компоновки изображения–понятие о масштабе, проекциях,
сечениях и размерах.
В процессе обучения учащиеся узнают теорию фотографии, углубляют исторические знания по родному городу и краю. Но для того чтобы сделать хорошую фотографию, воспитанники получают специальные знания по композиции,
основам строения света, фототехнике, основам компьютерных технологий. Также
они приобретают практические умения владения фотоаппаратом, работы на компьютерах.
Важная задача педагога – научить детей и подростков, используя различные
техники фотографирования и приспособления, рационально организовывать свою
работу. Педагог должен выстроить ход занятия так, чтобы воспитанники, работая
над фотографией, могли на практике применить знания, полученные в школе (по
истории, физике, ИЗО), дать им возможность осознать необходимость углубления
этих знаний и тем самым влиять на улучшение успеваемости по школьным предметам.

Адресатом программы являются подростки и учащиеся юношеского возраста (10 – 17лет). Поэтому особенностью работы с детьми данного возраста
должно стать усиление внимания к методам познания, формированию навыков
самостоятельной работы учащихся, к развитию интереса к проектноисследовательской деятельности, внимание к изучению новинок в области науки,
техники, производства, изучение передовых технологий в разных сферах жизнедеятельности человека уже в целях осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.Особое внимание следует обратить на использование современных методов познания и на изучение этих методов, на практическую ориентацию
учебного процесса и результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Набор детей в группы свободный, состав является постоянным, количество
обучающихся в группе до 10 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу у групп
стартового уровня, 1 раз в неделю по 1 академическому часу у групп базового
уровня и 1 раз в неделю по 3 академических часа у групп продвинутого уровня.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 3 года обучения (204 часа). Первый год обучения
– 68 часов, второй год обучения – 34 часа, третий год обучения – 102 часа.
Уровневость программы
Процесс обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Современная цифровая фотография» разбивается на три уровня, содержание которых логически связано в одну педагогическую цепочку: от
простого к сложному, от фотосъемки на цифровой носитель к экспериментальной
фотографии.
Стартовый уровень обучения – это уровень начальной фотографии. Продолжительность этого этапа – один год. Группы формируются из обучающихся
10-12 лет. Формирование учебных групп проводится с предварительной беседой,
которая выявляет степень развития детей и подготовленность их к техническому
творчеству.
Базовый уровень обучения – аналоговая фотография. Этот уровень включает второй год обучения. Группы формируются изучащихся, прошедших обучение
на стартовом уровне, а также учащихся 13-16 лет, вновь поступивших и имеющих
навыки в техническом творчестве.
Продвинутыйуровень обучения – уровень экспериментальной фотографии.Этот этап включает 3-й и год обучения. Группы третьего года формируется
из ребят, прошедших обучение на базовом уровне, и учащихся 14-17 лет, вновь
поступивших и имеющих достаточные навыки в техническом творчестве. Они работают, в основном, самостоятельно, получая при необходимости консультации и
рекомендации педагога.
Формы обучения
На занятиях используется групповая и индивидуальная формы работы. При
групповой форме занятий все обучающиеся одновременно выполняют одно и то
же задание. Далее целесообразно сочетание групповой и индивидуальной форм

работы, при этом каждый обучающийся проводит фотосъёмку, обработку и печать изображений индивидуально.
Виды занятий: беседа, лекция, практические и лабораторные занятия, экскурсии, съемки на открытом воздухе.
Формы подведения результатов: беседа, мастер-класс, фотоотчет, открытое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - обеспечение условий для развития общей культуры и
творческих способностей личности средствами фотоискусства.
Задачи программы:
1. Развитие мотивации к познанию и творчеству в области фотоискусства.
2. Развитие качеств личности, необходимых для овладения методами, средствами и приемами художественной фотографии: воображения, творческого
мышления, технической грамотности, аккуратности, самостоятельности, способности к принятию нестандартных творческих решений, организаторских и коммуникативных способностей.
3. Овладение учащимися техническими средствами фотографии, использование информационно-коммуникационных технологий в области фотографии и
развитие умений применять их для создания собственного образа увиденного.
4. Выполнение различных жанров фотографии, создание художественных
фотографических изображений аналоговыми и цифровыми методами.
5. Создание условий для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
1.3.

Содержание общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современная цифровая фотография» состоит из трех модулей, которые соответствуют уровням освоения программы. Рабочие программы модулей представлены
в приложениях:
1. Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Современная цифровая
фотография: стартовый уровень».
2. Приложение № 2. Рабочая программа модуля «Современная цифровая
фотография: базовый уровень».
3. Приложение №3. Рабочая программа модуля «Современная цифровая фотография: продвинутый уровень».
Учебный (тематический) план
№

Модуль

Теория

Практика

1.

Современная
цифровая фо-

30

38

Формы аттестации/контроля
Анализ фотоснимков, участие в городских выставках

2.

3.

тография:
стартовый
уровень
Современная
цифровая фотография: базовый
уровень
Современная
цифровая фотография:
продвинутый
уровень
Итого
1.4.

15

19

Анализ практической деятельности,
опросы, выставки и конференции,
анализ результатов проектной деятельности

25

77

Анализ результатов проектной деятельности, анализ участия в областных и всероссийских конкурсах

70

134

Планируемые результаты

Данная общеразвивающая программа носит дифференцированный и вариативный характер, поэтому планируемые результаты распределяются по уровням
освоения содержания программы: стартовый, базовый, продвинутый.
Уровень
Стартовый
(к концу первого год обучения)

Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
- знать историю фо- - уметь оценивать - иметь потребность
тографии;
правильность вы- к творчеству, жела- знать инструмен- полнения учебной ние получить более
ты и материалы, не- задачи, собствен- сложные фотоснимобходимые при ор- ных возможностей ки;
ганизации безопас- ее решения;
- ответственно от- выполнять диа- носиться к учению,
ной работы;
гностику результа- быть готовым и
- иметь необходимый уровень компе- тов познавательно- способным к самотрудовой и творче- развитию и самообтенций в фотоисской деятельности разованию;
кусстве;
по принятым кри- - осознавать ответ- знать теоретичетериям и показате- ственное отношение
ские основы фотолям;
к собственному здографии;
- соблюдать нормы ровью, к личной
- знать названия
жанров и видов фо- и правила безопас- безопасности и безности;
опасности окружатографий;
- учитывать разные ющих.
- уметь использовать сведения в фо- мнения и стремиться к коордитографиях;
нации разных по- уметь работать с

Базовый (к
концу второго года обучения)

Продвинутый
(к концу
третьегогода
обучения)


фотоаппаратом и
квадрокоптером;
- уметь обрабатывать фотографии на
компьютере.
- знать об истории
фотографии России,
о роли фотографии
в истории страны;
- знать правилаоценки работ в фотоконкурсах и методиках их проведения;
- уметьработать с
аналоговой фотографией;
- уметь обрабатывать фотоматериалы
с помощью компьютерных технологий.

-изучить
деятельность
различных
известных фотографов;
- изучить историю
развития фотографии на современном

зиций в сотрудничестве, работать в
группе.
- уметь адекватно
воспринимать
оценку педагога;
- уметь различать
способ и результат
действия;
- уметь вносить
коррективы в действия на основе их
оценки и учета
сделанных
ошибок;
- уметь понимать
причину успеха и
неуспеха учебной
деятельности,
-уметь договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности,
- иметь развитые
мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.

-осознанно и ответственно относиться
к собственным поступкам;
-обладать коммуникативной
компетентностью в процессе образовательной,
учебноисследовательской,
творческой и других
видов деятельности;
- иметь потребность
в участии в общественной
жизни
ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
- уметь строить
жизненные планы с
учетом конкретных
социальноисторических, политических и экономических условий;
- иметь устойчивый
познавательный интерес и смыслообразующую функцию
познавательного
мотива.
- осуществлять по- - в предложенных
иск нужной инпедагогом ситуациформации для вы- ях общения и сополнения исследо- трудничества, опивания с использораясь на общие для
ванием литературы всех простые прав открытом инвила поведения,









этапе; - уметь выполнять
фотографию в не- стандартных методах;
- уметь работать на
компьютере;
- уметь снимать на
различные фотоносители;
-уметь пользоваться
методическими пособиями по фотографии;
-уметь
самостоятельно выполнять
фотографии в разных жанрах.

формационном
пространстве, в
том числе контролируемом пространстве «Интернет»;
- выбирать и использовать различные виды материалов для решения задач и представления их результатов;
- ориентироваться
на разные способы
решения задач;
- овладеть основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

уметь делать выбор
при поддержке других участников
группы
и педагога, знать,
как поступить;
- уважительно относиться к истории,
культурным и историческим памятникам;
- иметь устойчивую
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- быть готовым к
выбору профильного образования.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.

23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.

8 недель
7 недель
10 недель
9 недель

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещениях для проведения занятий
Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»МАОУ СОШ №3 пос. Черноисточинск. Площадь помещений
для занятий: кабинет №1 – 66,5 квадратных метра, шахматная гостиная – 75,5
квадратных метра. Подсобных помещений нет.
Перечень оборудования учебного кабинета
№
п/п
1
2
3
4

Оборудование
Шкаф для технического оборудования
Шкаф для документов
Стол учебный
Стулья

Количество
4шт.
1шт.
20 шт.
25шт.

Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов,
необходимых для занятий
№
п/п
1
2
3
4

Оборудование
Ноутбук учителя
Ноутбук мобильного класса
Мышь проводная
Зарядное устройство

Количество
1шт.
10шт.
11шт.
11 шт.

5
6
7
8
9
10
11
12
13

Монитор
Системный блок
Интерактивный комплекс (SMART – доска)
Проектор
Фотоаппарат с объективом SONY
Микрофон к фотоаппарату
Штатив и штативная головка для крепления фотоаппарата
Карта памяти
Квадрокоптер

1шт.
1 шт.
1шт.
1 шт.
1шт.
1шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.

Кадровое обеспечение
Тарасова Яна Вадимовна, педагог дополнительного образования.
Образование: высшее (УИУЭиП, 2015 г.)
Направленность: экономика.
Квалификация и звание: бакалавр.
Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного
образования» (УИПК "21-Й ВЕК,2020 г.) с присвоением квалификации «Педагог
дополнительного образования»
Общий трудовой стаж – 14лет
Стаж педагогической работы (работы по специальности) – 6 месяцев
Образовательные технологии и методы обучения
Для эффективной реализации программы используются следующие педагогические технологии:
 технологии проектного обучения;
 технологии проведения мастерских.
Методы,используемые на занятиях, можно разделить на несколько групп:
Информационные (устные словесные и демонстрационные).
Устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Нужно учитывать,
что беседа может иметь место не на каждом занятии. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть лаконичным и чётким, сочетать точность
познавательных сведений с живым и ярким повествованием.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и
опираются на демонстрацию книг, журналов, альбомов с примерами фотографий,
позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком- либо виде съёмки и способствуют более прочному усвоению материала.
Практические (репродуктивные, проектные, метод проектного наставничества)
Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать
и воспроизводить информацию. Фактически это сочетание словесных методов с
демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы.

Проектные методы на практике ведут к изменению роли и функции педагога. Педагог при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности обучающихся. В процессе работы над проектом у детей появляется потребность в приобретении новых знаний и умений.
Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или модулем в целом.
Метод проектного наставничества как «обучение действием» предполагает систему проектного обучения учащихся, в отношении которых осуществляется
наставничество, посредством приобретенного опыта с возможностью его дальнейшего применения при фотосъёмке и получении фотопродукта.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися.
Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Современная цифровая фотография»
Критерии
1. 1. Теоретическая подготовка
1.1 Теоретические
знания по каждому модулю

1.2 Владение
специальной
терминологией

Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Количество баллов

Методы диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

Минимальный уровень –
учащийся владеет менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных программой (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь
объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период (8-10 баллов)
ОсмысленМинимальный уровень –
Письменные
ность
учащийся, как правило, из- задания,
и правильбегает применять специопрос
ность
альные термины (1-3 балла)
использования Средний уровень – учаспециальной
щийся сочетает специальтерминологии ную терминологию с бытовой (4-7 баллов)
Максимальный уровень –

2. Практическая
подготовка
2.1 Практические навыки и
умения

2.2 Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

2.3 Творческие
навыки

специальные термины употребляет осознанно и в их
полном соответствии с содержанием (8-10 баллов)
Соответствие Минимальный уровень –
практических учащийся овладел менее
умений и
чем ½ предусмотренных
навыков проумений и навыков (1-3 балграммным
ла)
требованиям
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений составляет более ½ (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой (8-10
баллов)
Отсутствие за- Минимальный уровень –
труднений в
учащийся испытывает сеиспользовании рьезные затруднения при
специального работе с оборудованием (1оборудования 3 балла)
Средний уровень – работаи оснащения
ет с оборудованием с помощью педагога (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не испытывая особых затруднений
(8-10 баллов)
Креативность Начальный уровень развив выполнении тия креативности – учапрактических щийся в состоянии выползаданий
нить лишь простейшие
практические задания (1-3
балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на основе образца (4-7 баллов)
Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творче-

Анализ выполнения текущих и итоговых работ

Анализ выполнения текущих и итоговых работ

Анализ выполнения текущих и итоговых работ,
участие в выставках и соревнованиях

ства (8-10 баллов)
Карточка самооценки «Мои достижения»
Модуль

Что мною сделано?

Мои успехи и
достижения

Над чем надо
работать

3. Список литературы
Литература для педагога
1. Агафонов, А.Н., Пожарская, С. А. Фотобукварь.- М: Детская книга, 1993.
2. Алан Розенталь Создание кино- и видеофильмов от А до Я.-М.: Издательство ТРИУМФ,2003 – 352 с.
3. Дик, Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому. Инновационные формы
внеучебной деятельности в 5-9 классах. – М: Феникс, 2009.
4. Дыко, Л.А. Основы композиции в фотографии. – М: Высшая школа, 2009.
5. Кэлви Тейлор-Хоу. Освещение при студийной съемке. – М.: АРТ-РОДНИК,
2008
6. Лапин, А.И. Фотография. Учебное пособие.-М.: Изд-во Московского университета, 2003
7. Панкратова Т.А. Фотошоп 7: учебный курс. - СПб: Издательский дом «Питер», 2003.
8. Розов, Г. Как снимать: Что может ваша камера?/Георгий Розов._М.:Астрель,2012.-512с.:ил
9. Одаренный ребенок. Особенности обучения. – М: Просвещение, 2006.
10.Психологический практикум. Тестируем детей. – М: Феникс, 2009.
11.Фотография. Энциклопедический справочник. - Минск, 1992.

1.
2.
3.
4.
5.

Литература для обучающихся
Интернет-ресурсы
http://photo.far-for.net
http://omoses.livejournal.com/17807.html
http://www.lookatme.ru/flows/fotografiya/posts/54564-mastera-fotoreportazha2008-11-23
http://kaketosdelano.ru
www.fotodelo.ru
Советское фото
Фотомастерская
Русский репортер
Российское фото
Фото и видео
NationalGeographic

Периодические издания

Приложение №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«Современная цифровая фотография: стартовый уровень»

Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
 знать историю фотографии;
 знать инструменты и материалы, необходимые при организации безопасной работы;
 иметь необходимый уровень компетенций в фотоискусстве;
 знать теоретические основы фотографии;
 знать названия жанров и видов фотографий;
 уметь использовать сведения в фотографиях;
 уметь работать с фотоаппаратом;
 уметь обрабатывать фотографии на компьютере.
Метапредметные результаты
 уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
 выполнять диагностику результатов познавательно-трудовой и творческой деятельности по принятым критериям и показателям;
 соблюдать нормы и правила безопасности;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в
сотрудничестве, работать в группе.

Личностные результаты
 иметь потребность к творчеству, желание получить более сложные фотоснимки;
 ответственно относиться к учению, быть готовым и способным к саморазвитию и самообразованию;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
1.

2. Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5

Наименование темы

Кол-во часов
общее теория практика
Вводное занятие
1
1
Устройство цифрового фотоаппарата
12
6
6
История фотографии
5
2
3
Жанры фотографии
48
20
28
Заключительное занятие
2
1
1
Итого:
68
30
38

3. Содержание модуля
1.Вводное занятие
Теория.Знакомство с обучающимися. Инструкция по ТБ. Значение фотографии в жизни нашего государства.
2.Устройство цифрового фотоаппарата
Теория.Устройство фотоаппарата и его характеристики (матрица, объектив,
стабилизатор, видоискатель, дисплей). Экспозиционные параметры, работа в режиме автомата, программы ручной настройки экспозиции. Баланс белого, чувствительность матрицы. Объектив и его характеристики. Вспышка встроенная и
внешняя, условия ее использования.
Практика. Фотосъемка: работа с экспозицией (приоритет выдержки, приоритет диафрагмы). Фотосъемка: работа с экспозицией (ручные настройки параметров экспозиции); меню сцен; ручная фокусировка и автофокусировка; работа с
длительной выдержкой. Фотосъемка с использованием баланса белого (автоматические настройки и ручная пользовательская настройка баланса). Объектив и его
характеристики (съемка с использованием длиннофокусного объектива). Зависимость глубины резко изображаемого пространства от диафрагмы. Использование
встроенной вспышки (встроенная вспышка и ее настройка). Использование внешней вспышки с установкой на камеру и с установкой в качестве ведомой вспышки
(изменение параметров настройки фотоаппарата в случае использования внешней
вспышки). Анализ отснятого материала.
3.История фотографии
Теория.Этапы изобретения фотоаппарата. Известные фотографы прошлого(анализ работ известных фотохудожников). Эволюция фотоаппарата от древнего
мира до наших дней.
Практика.Подготовка докладов по фотографам прошлого. Изготовление
фотоаппарата (из спичечного коробка). Фотосъемка работ.
4.Жанры фотографии
Теория.Общий рассказ о жанрах фотографии: пейзаж, натюрморт, портрет,
архитектура
и
скульптура,
спорт,
фотосъемка
животных,
репортаж.Осветительная аппаратура, применяемая при съемке портрета, натюрморта.
Виды освещения: фронтальный, рисующий, контровой. Виды света, роль отражающих поверхностей. Простейшие схемы установки света. Особенности съемки
при естественном освещении. Особенности съемки при искусственном освещении. Виды портрета. Работа с моделью: поза, жест, движение и мимика. Фон в
портрете. Тональность. Пейзаж. Особенности съемки в ночное и вечернее время.
Контровой свет в пейзаже. Репортаж. Правила репортажной съемки. Свет в репортажной съемке. Особенности съемки и животных. Натюрморт. Фон, тональность в
натюрморте.
Практика.Посещение музея. Анализ работ, выполненных в различных
жанрах. Фотосъемка при естественном освещении в различное время суток и при

различной погоде. Фотосъемка по заданиям: портрет(съемка проекта «Гарри Поттер»), натюрморт, пейзаж. Исследование коммуникативных навыков учащихся,
умение работать в группе в процессе выполнения творческого задания (плакатколлаж против наркотической, алкогольной зависимости «Помоги себе сам»). Фоторепортажи школьных мероприятий. Поисково-исследовательская работа, написание рефератов по материалам исторической ценности архитектурных комплексов города и отдельных зданий. Создание презентаций по материалам собственных исследований.
5. Заключительное занятие
Теория.Подведение итогов работы за год.
Практика.Подготовка фотографий к отчетному конкурсу- выставке среди
обучающихся творческого объединения. Проведение и подведение итогов фотовыставки.Награждение победителей.

Приложение №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«Современная цифровая фотография: базовый уровень»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
- знать об истории фотографии России, о роли фотографии в истории
страны;
- знать правилаоценки работ в фотоконкурсах и методиках их
проведения;
- уметьработать с аналоговой фотографией;
- уметь обрабатывать фотоматериалы с помощью компьютерных
технологий.
Метапредметные результаты
 уметь адекватно воспринимать оценку педагога;
 уметь различать способ и результат действия;
 уметь вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
 уметь понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности,
 уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
 иметь развитые мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные результаты
 осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;
 обладать коммуникативной компетентностью в процессе образовательной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
 иметь потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
 уметь строить жизненные планы с учетом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
 иметь устойчивый познавательный интерес и смыслообразующую функцию познавательного мотива.
2. Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
общее теория практика
1 Вводное занятие
1
1
2 Аналоговая фотография
13
6
7
3 Композиция и дополнительные компози14
6
8
ционные элементы в фотографии.
4 Photoshop
5
2
3
5 Заключительное занятие
1
1
Итого:
34
15
19

3.Содержание модуля
1.Вводное занятие
Теория.Знакомство с обучающимися. Инструктаж по ТБ. Фотографы современности.
2. Аналоговая фотография
Теория.Рисунок проявителем, получение фотоизображения при помощи
проявителя и свечи. Фотограмма с использованием фотоизображения. Композиционное построение аппликационного фотоколлажа, сочетание разнородных
изображений и фактур. Техника тонирования фотографии. Вытравливание изображения. Репродукция. Особенности репродукционной фотографии. Различные способы репродуцирования при помощи фотоаппарата, увеличителя,
вспышки.
Практика. Печать фотограмм и фотоколлажей. Составление аппликационных коллажей по индивидуальным творческим заданиям. Выполнение аппликационных коллажей«История моей семьи», «Дом, в котором я живу», «Мои
любимые друзья». Выполнение групповых творческих работ «Наш родной
край», «В мире животных», «Когда старость в радость». Тонирование фотографий.
Ретуширование фотографий. Вытравливание лишнего элемента изображения на
снимке. Репродукционная съемка при помощи фотоаппарата, увеличителя,
вспышки.
3. Композиция и дополнительные композиционные элементы в фотографии
Теория.Правила композиции (третей, золотого сечения, диагонали). Изобразительные средства фотографии. Построение изображения на фотоснимке
(план, точка съемки, ракурс, перспектива, ритм). Движение в кадре. Статика и
динамика снимка, смысловой и изобразительный центр кадра. Объект и фон кадра.
Практика. Экскурсия в музей изобразительного искусства, обсуждение художественных произведений с точки зрения композиционного построения. Разбор
композиционного построения фотографий известных авторов. Фотосъемка с учетом расположения главных элементов в кадре. Практическая съемка с учетом плана, точка съемки, ракурса, перспективы, ритма. Съемка движущихся и статичных
объектов. Использование различных фонов в кадре, работа с фоном. Анализ композиционных ошибок собственных фоторабот, перекрестная оценка.
4. Photoshop
Теория.Photoshop: кадрирование, улучшение цвета, контраст, работа с кривыми, работа со слоями, маски, фильтры.
Практика. Обработка в программе Photoshop: настройки программы,
настройка инструментов программы. Плагин CameraRaw. Работа с инструментами
(быстрые клавиши, палитра, маски, выделение, фильтры, клонирование, кадрирование, трансформирование, улучшение цвета, контраст, работа с кривыми, работа

в слоях, ретушь, восстановление старых фотографий, изменение фона в портрете,
работа с текстом, формат кадра, экспорт и импорт изображения).
5. Заключительное занятие
Теория.Подведение итогов работы за год.
Практика.Подготовка фотографий к отчетному конкурсу- выставке среди
обучающихся творческого объединения. Проведение и подведение итогов фотовыставки. Награждение победителей.

Приложение №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«Современная цифровая фотография: продвинутый уровень»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
- изучить деятельность различных известных фотографов;
- изучить историю развития фотографии на современном этапе;
- уметь выполнять фотографию в нестандартных методах;
- уметь работать на компьютере;
- уметь снимать на различные фотоносители;
- уметь пользоваться методическими пособиями по фотографии;
- уметь самостоятельно выполнять фотографии в разных жанрах.
Метапредметные результаты
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с
использованием литературы в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве «Интернет»;
- выбирать и использовать различные виды материалов для решения задач и
представления их результатов;
- ориентироваться на разные способы решения задач;
- овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществленияосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Личностные результаты
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, уметь делать выбор при поддержке других участников группыи педагога, знать, как поступить;
- уважительно относиться к истории, культурным и историческим памятникам;
- иметь устойчивую потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- быть готовым к выбору профильного образования.
2. Тематическое планирование
№

Наименование темы

1
2
3
4
5
6

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Известные мировые фотографы
Основы фотожурналистики
Photoshop
Специальные виды фотосъемки
Заключительное занятие
Итого:

Кол-во часов
общее теория практика
1
1
11
3
8
17
5
12
34
3
28
44
12
29
1
1
102
25
77

3. Содержание модуля
1. Вводное занятие
Теория.Цельи порядок работы объединения. Техника безопасной работы с
электронагревательными и другими приборами.
2. Известные мировые фотографы
Теория.Знакомство с известными мировыми фотографами.
Практика. Подготовка докладов по темам.
3. Основы фотожурналистики
Теория.Творчество известных фотожурналистов. Подготовка фоторепортажа на выбранную тему (сценарный план, календарь съемочных мероприятий,
фотопрезентация).
Практика. Фотосъемка репортажа и создание фотопрезентации.
4. Photoshop
Теория.Photoshop. Кадрирование, улучшение цвета, контраст, работа с кривыми, работа со слоями, маски, фильтры.
Практика. Обработка в программе Photoshop: настройки программы,
настройка инструментов программы. Плагин CameraRaw. Работа с инструментами
(быстрые клавиши, палитра, маски, выделение, фильтры, клонирование, кадрирование, трансформирование, улучшение цвета, контраст, работа с кривыми, работа
в слоях, ретушь, восстановление старых фотографий, изменение фона в портрете,
работа с текстом, формат кадра, экспорт и импорт изображения). Создание панорам с помощью программы Photoshop.
5. Специальные виды фотосъемки
Теория.Микросъемка в науке и технике. Экспозиция при макросъемке. Панорамная съемка. Съемка в ночное время. Творческие виды фотосъемки: цейтраферная съемка. 3-Д фотография. Фризлайт. Сканограммы.
Практика. Подбор пленки для различных видов съемки (лабораторная работа). Съемка в ночное время. Съемка фактуры. Панорамная съемка. Съемка с использование техники «стоп-моушн». Съемки 3Д. Посещение выставки. Анализ
выставочных работ. Рисунок светом (фризлайт). Посещение выставки, анализ выставочных работ.
6. Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов работы за год. Анализ недостатков. Перспективы дальнейшей деятельности.
Практика.Подготовка фотографий к отчетному конкурсу - выставке среди
обучающихся творческого объединения. Проведение и подведение итогов фотовыставки. Награждение победителей.

Приложение №4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ
«Современная цифровая фотография: стартовый уровень»
Обучение учащихся МАОУ СОШ №3 п. Черноисточинск по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Современная цифровая
фотография» в 2020 – 2021 учебном году начинается 14сентября 2020 года и заканчивается 29 мая 2021 года. Продолжительность обучения составляет 34 учебных недели: 68 часов для стартового уровня и 34 часа для базового. В текущем
учебном году сформировано 6 групп, из них 3 группы осваивают программу на
стартовом уровне (занимаются 2 раза в неделю по 1 академическому часу) и 3
группы - на базовом уровне (занимаются 1 раз в неделю по 1 академическому часу).
№
Наименование темы
Кол-во часов
общее тео- пракрия
тика
1
1
1
Вводное занятие
1.1 Знакомство с обучающимся. Инструктаж по
ТБ. Значение фотографии в жизни нашего
1
1
государства.
2
12
6
6
Устройство цифрового фотоаппарата
2.1 Устройство фотоаппарата и его характеристики(матрица, объектив, стабилизатор, видоис1
1
катель, дисплей)
2.2 Экспозиционные параметры, работа в режиме
автомата, программы ручной настройки экс1
1
позиции.
2.3 Баланс белого, чувствительность матрицы.
1
1
2.4 Объектив и его характеристики.
1
1
2.5 Вспышка встроенная и внешняя, условия её
1
1
использования.
2.6 Фотосъемка: работа с экспозицией (приоритет
1
1
выдержки, приоритет диафрагмы)
2.7 Фотосъемка: работа с экспозицией (ручные
настройки параметров экспозиции),ручная
1
1
фокусировка и автофокусировка, работа с
длительной выдержкой.
2.8 Фотосъемка с использованием баланса бело1
1
го.
2.9 Объектив и его характеристики. Съемка и ис1
1
пользованием длиннофокусного объектива.
2.10 Использование встроенной вспышки (встро1
1
енная вспышка и ее настройка)

2.11 Использование внешней вспышки с установкой на камеру (изменение параметров
настройки фотоаппарата в случае использования внешней вспышки).
2.12 Анализ отснятого материала.
3. История Фотографии
3.1 Этапы изобретения фотоаппарата.
3.2 Известные фотографы прошлого (анализ работ известных фотохудожников).
3.3 Подготовка докладов по фотографам прошлого.
3.4 Изготовления фотоаппарата (из спичечного
коробка).
3.5 Фотосъемка работ.
4
Жанры фотографий
4.1 Общий
рассказ
о
жанрах
(пейзаж,натюрморт,портрет, архитектура, скульптура,спорт,фотосъемка животных,репортаж).
4.2 Осветительная аппаратура, применяемая при
съемке портрета,натюрморта.
4.3 Виды освещения: фронтальный, рисующий,
контровой.
4.4 Виды света, роль отражающих поверхностей.
Простейшие схемы
4.5 Особенности съемки при естественном
освещении.
4.6 Особенности съемки при искусственном
освещении.
4.7 Фотосъемка при разном освещении в разное
время суток и при различной погоде.
4.8 Виды портрета.
4.9 Работа с моделью: поза, жест, движение и
мимика.
4.10 Фон в портрете.Тональность.
4.11 Фотосъемка по теме портрет. Проект «Гарри
Поттер». Анализ отснятого материала.
4.12 Пейзаж.
4.13 Особенности съемки в ночное и вечернее
время.
4.14 Контровой свет в пейзаже.
4.15 Фотосъемка по теме «Пейзаж». Анализ отснятого материала.
4.16 Репортаж. Правила репортажной съемки.

1

1

1
5
1

2
1

1
3

1

1

1

1

1

1

1
48

20

1
28

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

4

4

1

1

1

1

1
2

1

1
1

1
1

1
2

1

1

1

2

2

4.17 Свет в репортажной съемке.
4.18 Фотосъемка школьного мероприятия по теме
«Репортаж». Анализ отснятого материала.
4.19 Особенности съемки животных.
4.20 Натюрморт. Фон и тональность в натюрморте.
4.21 Фотосъемка по теме «Натюрморт». Анализ
отснятого материала.
4.22 Архитектура.
4.23 Поездка в город Нижний Тагил, фотографирование архитектуры.
4.24 Написание рефератов по материалам исторической ценности архитектурных комплексов
города и отдельных зданий, отснятых учениками.
4.25 Создание презентаций по материалам собственных исследований.
4.26 Защита работы.
4.27 Скульптура.
4.28 Поездка в парк со скульптурами г.Нижний
Тагил, фотосъемка.
4.29 Анализ работ.
4.30 Спорт.
4.31 Фотосъемка спортивного мероприятия.
4.32 Анализ работ. Выставка работ.
4.33 Фотосъёмка животных.
4.34 Анализ работ. Выставка работ.
4.35 Создание коллажа «Помоги себе сам», групповое задание.
4.36 Выставка работ.
5
Заключительное занятие.
5.1 Подведение итогов работы за год.
5.2 Подготовка фотографий к отчетному конкурсу- выставке среди обучающихся творческого
объединения. Проведение и подведение итогов фотовыставки. Награждение победителей.

1
2

1

1
1
2

1
1

1
2

1

Итого:

68

2

2

2

1

1

1

1

1
1
2

1

1
1
1
1
2
1
1
1
2
1

1
2
1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

30

38

Приложение №5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕМОДУЛЯ
«Современная цифровая фотография: базовый уровень»
№

Наименование темы

1
1.1

Вводное занятие
Знакомство с обучающимися. Инструктаж по
ТБ. Фотографы современности.
Аналоговая фотография
Рисунок проявителем, получение фотоизображения при помощи проявителя и свечи.
Фотограмма с использованием фотоизображения.
Печать фотограмм.
Композиционное построение аппликационного фотоколлажа, сочетание разнородных
изображений и фактур.
Составление аппликационных фотоколлажей
по индивидуальным творческим заданиям.
Выполнение аппликационных фотоколлажей
«Мои любимые друзья», «История моей семьи», «Дом, в котором я живу».
Выполнение групповых творческих работ:
«Наш родной край», «В мире животных»,
«Когда старость в радость».
Техника тонирования фотографий.
Тонирование фотографий. Ретуширование
фотографий.
Вытравливание изображения.
Вытравливание лишнего элемента изображения на снимке.
Репродукция. Особенности репродуктивной
фотографии.
Различные способы репродуцирования при
помощи фотоаппарата, увеличителя, вспышки.
Репродукционная съемка при помощи фотоаппарата, увеличителя, вспышки.
Композиция и дополнительные компози-

2
2.1
2.2
2.3
2.4

2.5
2.6

2.7

2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13

2.14
3.

Кол-во часов
общее теопракрия
тика
1
1
1

1

13

6

1

1

1

1

1
1

7

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

0.5

0.5

0.5

0.5

1
14

1
6

8

3.1
3.2

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

3.8
3.9

3.10
3.11
3.12
3.13
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

4.6
4.7

ционные элементы в фотографии
Правила композиции (третей, золотого сечения, диагонали)
Экскурсия в музей ИЗО, обсуждение художественных произведений с точки зрения
композиционного построения.
Разбор композиционного построения фотографий известных авторов.
Объект фотографирования.
Фотосъемка с учетом расположения главных
элементов в кадре.
Изобразительные средства фотографии.
Построение изображения на фотоснимке
(план, точка съемки, ракурс, перспектива,ритм).
Практическая съемка с учетом плана, точки
съемки, ракурса, перспективы, ритма.
Движение в кадре. Статика и динамика
снимка, смысловой и изобразительный центр
кадра.
Съемка движущихся и статичных объектов.
Объект и фон кадра. Виды фонов и их применение, альфа-фон.
Использование различных фотонов в кадре,работа с фоном.
Анализ композиционных ошибок собственных работ,перекрестная оценка.
Photoshop
Кадрирование.
Улучшение цвета,контраст.
Работа с кривыми.Работа со слоями.
Маски,фильтры.
Обработка в программе Photoshop:
настройка программы, настройка инструментов программы.
Плагин CameraRaw.
Работа с инструментами (быстрые клавиши,
палитра, маски, выделение, фильтры, клонирование, кадрирование, трансформирование, улучшение цвета, контраст, работа с
кривыми, работа в слоях, ретушь, восстановление старых фотографий, изменение
фона в портрете, работа с текстом, формат

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

5
0.5
0.5
0.5
0.5

2
0.5
0.5
0.5
0.5

3

1

1

1

1

1

1

5
5.1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

кадра, экспорт и импорт изображения).
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за год.
Подготовка фотографий к отчетному конкурсу - выставке среди обучающихся творческого объединения. Проведение и подведение итогов фотовыставки. Награждение
победителей.
Итого:

1

1

1

1

34

15

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».