МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.
Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Операторское искусство»
Возраст обучающихся: 10 - 17 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Тарасова Яна Вадимовна,
педагог дополнительного образования
Черноисточинск
2020г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленностьдополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Операторское искусство» - техническая.
Актуальность программы.Одна из задач современного образования —
содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню
развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого
учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными
потоками: искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней
факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и
преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную форму,
использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и
использования другими людьми, — одно из условий образовательной
компетентности ученика.
Цифровые технологии развиваются очень быстро. Десять лет назад мы и
подумать не могли, что в каждой семье будет персональный компьютер, а
Интернет станет общедоступным. В области обработки видеоматериалов также
произошли большие изменения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Операторское искусство» включает в себя практическое освоение техники
создания цифрового видео. Её задачей является также подготовка школьников к
осознанному выбору профессий, предусматривающих знания и умения в области
видеомонтажа.
Программа служит средством внутрипрофильной специализации в области
новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных
условий для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Данная программа разработана с учетом действующих нормативных
правовых актов в сфере дополнительного образования:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.от
24.12.2013г.)
Отличительные особенности программы «Операторское искусство»
заключаются в том, что она основана на синтезе изучения теории и практики
классической видеосъёмки и современных приёмов работы с видео, изучения
теории и практики работы с монтажными программами.
В основе программы - компетентностный подход. Главным инструментом
обучающегося является видеокамера (смартфон) - сложное технологическое
изделие, обладающее огромным набором функций и настроек и станция для
видеомонтажа (компьютер).
В видеосъёмке и монтаже используются специальное оборудование,
приспособления и устройства для управления и моделирования видеосъёмкой.
Новизна программы основана на формировании визуальной культуры и
грамотности обучающегося в мире искусства и цифровых технологий, на
формировании навыков и умений творческой самореализации на основе объемнопространственного и креативного мышления в области видеосъёмки и монтажа.
Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей, обучающихся в связи с этим —
определение посильных для него заданий. Принцип постепенного повышения
требований, заключается в постановке перед обучающимися и выполнении ими
все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и
интенсивности нагрузок. Принцип систематичности — непрерывность и
регулярность занятий. Принцип сознательности и активности, предполагает
обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение
обучающегося к своим действиям.
В реализации программы используются информационно-коммуникативные
технологии. Для получения качественного результата обучающемуся необходимо
освоить обширный творческий и технологический инструментарий видеографа.
Программа модифицирована и адаптирована для существующих условий
ведения учебного процесса. В основу программы положены методические
разработки учебной программы «Твой первый фильм», написанной авторами
Владимиром Фоминым, главным режиссером утреннего информационного канала
«Настроение», и Игорем Могучевым специалистом в области маркетинга
цифрового оборудования на российском рынке.
Адресатом программы являются учащиеся 10 - 17 лет. Ограничений при
приёме детей нет. Приём осуществляется на основе заявления от родителей
(законных представителей).
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу у групп
стартового уровня и 1 раз в неделю по 1 академическому часу у групп базового
уровня.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения (102 часа). Первый год обучения
– 68 часов, второй год обучения – 34 часа.
Формы обучения
На занятиях используется групповая и индивидуальная формы работы. При
групповой форме занятий все обучающиеся одновременно выполняют одно и то
же задание. Далее целесообразно сочетание групповой и индивидуальной форм
работы.
Виды занятий: беседа, лекция, практические и лабораторные занятия,
экскурсии, съемки на открытом воздухе.
Формы подведения результатов: беседа, мастер-класс, фотоотчет,
открытое занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - обеспечение условий для развития общей культуры и
творческих способностей личности средствами операторского искусства.
Задачи программы:
познакомить обучающихся с историей развития видеосъёмки и
монтажа;
дать представления о создании видеопродукта;
обучать основам создания видео, основным приемам монтажа;
формировать технические и композиционные навыки для реализации
творческих замыслов и идей;
- воспитывать целеустремленность, трудолюбие, усидчивостьпри
достижении определенного результата;
-воспитывать чувство уважения и взаимовыручки.
1.3.
Содержание общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Операторское искусство» состоит из двух модулей, которые соответствуют
уровням освоения программы. Рабочие программы модулей представлены в
приложениях:
1. Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Операторское искусство:
стартовый уровень».
2. Приложение № 2. Рабочая программа модуля «Операторское искусство:
базовый уровень».
Учебный (тематический) план
№
Модуль
1.
Операторское
искусство:
стартовый
уровень
Операторское
искусство:
базовый
уровень
Итого
2.
Теори
я
24
Практика
Формы аттестации/контроля
44
Анализ практической деятельности,
опросы, анализ участия в
муниципальных и областных конкурсах
16
18
Анализ практической деятельности,
опросы, анализ участия в
муниципальных и областных конкурсах
40
62
1.4 Планируемые результаты
Данная общеразвивающая программа носит дифференцированный и
вариативный характер, поэтому планируемые результаты распределяются по
уровням освоения содержания программы: стартовый, базовый, продвинутый.
Уровень
Стартовый
(к концу
первого года
обучения)
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся
должны - уметь оценивать - иметь потребность
овладеть
основами правильность
к
творчеству,
видеомонтажа,
а выполнения учебной желание
получить
именно
должны задачи, собственных более
сложные
знать:
возможностей
ее фотоснимки;
- способы хранения решения;
ответственно
изображений
в выполнять относиться к учению,
файлах;
диагностику
быть
готовым
и
- методы сжатия результатов
способным
к
данных;
познавательносаморазвитию
и
проблемы трудовой
и самообразованию;
преобразования
творческой
осознавать
форматов файлов;
деятельности
по ответственное
-основы цифрового принятым критериям отношение
к
видео;
и показателям;
собственному
различные - соблюдать нормы и здоровью, к личной
программы
правила
безопасности
и
видеомонтажа;
безопасности;
безопасности
Должны уметь:
- учитывать разные окружающих.
- владеть способами мнения и стремиться
работы с изученными к
координации
программами;
разных позиций в
Базовый (к
концу
второго года
обучения)
- выполнять обмен
файлами
между
различными
программами;
создавать
собственные фильмы
по
выбранной
тематике;
- владеть приемами
организации
и
самоорганизации
работы
по
изготовлению
фильма;
коллективно
разрабатывать
и
публично защищать
созданные проекты;
- осуществлять
рефлексивную
деятельность,
оценивать свои
результаты,
корректировать
дальнейшую
деятельность.
Учащиеся
должны
овладеть
основами
видеомонтажа,
а
именно
должны
знать:
- технологию
съемочного
процесса;
- особенности
съемки в павильоне;
- особенности
съемки на натуре;
-принципы
и
законы построения
кадра;
Должны
уметь:
владеть
сотрудничестве,
работать в группе.
- уметь адекватно
воспринимать оценку
педагога;
- уметь различать
способ и результат
действия;
уметь
вносить
коррективы
в
действия на основе
их оценки и учета
сделанных ошибок;
- уметь понимать
причину успеха и
неуспеха
учебной
деятельности,
-уметь
договариваться
о
распределении
функций и ролей в
-осознанно
и
ответственно
относиться
к
собственным
поступкам;
-обладать
коммуникативной
компетентностью в
процессе
образовательной,
учебноисследовательской,
творческой и других
видов деятельности;
- иметь потребность
в
участии
в
общественной жизни
ближайшего
социального
способами работы с
изученными
программами;
выполнять
обмен
файлами
между различными
программами;
- снимать в
разных
условиях
освещенности;
уметь
снимать
видеорепортаж;
создавать
собственные фильмы
по
выбранной
тематике;
- владеть приемами
организации
и
самоорганизации
работы
по
изготовлению
фильма;
- коллективно
разрабатывать
и
публично защищать
созданные проекты;
осуществлять
рефлексивную
деятельность,
оценивать
свои
результаты,
корректировать
дальнейшую
деятельность.
совместной
деятельности,
- иметь развитые
мотивы и интересы
своей
познавательной
деятельности.
окружения,
общественно
полезной
деятельности;
уметь
строить
жизненные планы с
учетом конкретных
социальноисторических,
политических
и
экономических
условий;
- иметь устойчивый
познавательный
интерес
и
смыслообразующую
функцию
познавательного
мотива.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.
23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.
8 недель
7 недель
10 недель
9 недель
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещениях для проведения занятий
Занятия проводятся в Центре образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста» МАОУ СОШ №3 пос. Черноисточинск. Площадь
помещений для занятий: кабинет №1 – 66,5 квадратных метра, шахматная
гостиная – 75,5 квадратных метра. Подсобных помещений нет.
Перечень оборудования учебного кабинета
№
п/п
1
2
3
4
Оборудование
Количество
Шкаф для технического оборудования
Шкаф для документов
Стол учебный
Стулья
4шт.
1шт.
20 шт.
25шт.
Перечень оборудования, технических средств обучения,
материалов, необходимых для занятий
№
п/п
1
2
3
4
Оборудование
Ноутбук учителя
Ноутбук мобильного класса
Мышь проводная
Зарядное устройство
Количество
1шт.
10шт.
11шт.
11 шт.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Монитор
Системный блок
Интерактивный комплекс (SMART – доска)
Проектор
Фотоаппарат с объективом SONY
Микрофон к фотоаппарату
Штатив и штативная головка для крепления фотоаппарата
Карта памяти
Квадрокоптер
1шт.
1 шт.
1шт.
1 шт.
1шт.
1шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Кадровое обеспечение
Тарасова Яна Вадимовна, педагог дополнительного образования.
Образование: высшее (УИУЭиП, 2015 г.)
Направленность: экономика.
Квалификация и звание: бакалавр.
Профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного
образования» (УИПК "21-Й ВЕК,2020 г.) с присвоением квалификации «Педагог
дополнительного образования»
Общий трудовой стаж – 14лет
Стаж педагогической работы (работы по специальности) – 6 месяцев
Образовательные технологии и методы обучения
На занятиях используются следующие образовательные технологии:
Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя
учет индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей,
вариативность учебного процесса в группе.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности,
осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других
людей.
Технология студии, при помощи которой формируются основы
художественных представлений и художественных знаний обучающихся.
Центральное место на занятиях отводится практической индивидуальной и
самостоятельной работе, а также взаимопомощи воспитанников с разным уровнем
обучения.
Здоровьесберегающие
технологии,
предусматривающие
создание
оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление
физического, психического и нравственного здоровья воспитанников.
Проектное обучение. В полной форме работа над проектом проходит 6
стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или
отчет, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или
консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является
источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует
и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Информационные технологии – все технологии, использующие
специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео,
телевизионные средства обучения.
В объединении используются следующие методы организации
образовательной деятельности:
― словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение,
рассказ);
― наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц,
фотографий, картин, работа по образцу);
― практические (практические работы, исследования и наблюдения).
― репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление
выставок, работа по образцу);
― проектные и проектно-конструкторские (разработка проектов, создание
творческих работ).
2.3. Форма аттестации, контроля и оценочные материалы
Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися.
Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Операторское искусство»
Критерии
1. 1.
Теоретическая
подготовка
1.1
Теоретические
знания по
каждому
модулю
Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
Количество баллов
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний
составляет более ½ (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за конкретный
период (8-10 баллов)
Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа
1.2 Владение
Осмысленность Минимальный уровень –
специальной
и правильность учащийся, как правило,
терминологией использования избегает применять
специальной
специальные термины (1-3
терминологии
балла)
Средний уровень –
учащийся сочетает
специальную
терминологию с бытовой
(4-7 баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
употребляет осознанно и в
их полном соответствии с
содержанием (8-10 баллов)
2. Практическа Соответствие
Минимальный уровень –
я подготовка
практических
учащийся овладел менее
2.1Практическ умений и
чем ½ предусмотренных
навыков
ие навыки и
умений и навыков (1-3
программным
умения
балла)
требованиям
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и
умений составляет более ½
(4-7 баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел
практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой (8-10 баллов)
2.2 Владение
Отсутствие
Минимальный уровень –
специальным
затруднений в
учащийся испытывает
оборудованием использовании серьезные затруднения при
и оснащением специального
работе с оборудованием (1оборудования и 3 балла)
оснащения
Средний уровень –
работает с оборудованием с
помощью педагога (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывая особых
затруднений (8-10 баллов)
2.3 Творческие Креативность
Начальный уровень
Письменные
задания,
опрос
Анализ
выполнения
текущих и
итоговых
работ
Анализ
выполнения
текущих и
итоговых
работ
Анализ
навыки
в выполнении
практических
заданий
развития креативности –
учащийся в состоянии
выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
выполняет задания на
основе образца (4-7 баллов)
Творческий уровень –
выполняет практические
задания с элементами
творчества (8-10 баллов)
выполнения
текущих и
итоговых
работ,
участие в
выставках и
соревнованиях
Карточка самооценки «Мои достижения»
Модуль
Что мною
сделано?
Мои успехи и
достижения
Над чем надо
работать
3. Список литературы
Литература
1. Брюс Б. Визуальное повествование – Москва: Эксмо, 2014. – 163 с. 2. Годен Ж.
Колориметрия при видеообработке – Москва: Добрая книга, 2011. – 158 с.
3. Головня А. Мастерство кинооператора. – Москва: Вильямс, 2002. – 12 с.
4. Медынский С. Компонуем кинокадр. – Москва: Эксмо, 2010. – 76 с.
5. Соколов А. Монтаж. Телевидение, кино, видео. – Москва: Манн, Иванов и
Фербер, 2012. – 95 с.
Интернет-ресурсы
1. http://vmstudiohttp://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1353231
2. http://www.video-cod.ru/index.php?id=7
3. http://www.video-cod.ru/index.php?id=14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«Операторское искусство: стартовый уровень»
Приложение №1
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
Учащиеся должны овладетьосновами видеомонтажа,а именно
должнызнать:
- способы хранения изображений в файлах;
- методы сжатия данных;
- проблемы преобразования форматов файлов;
-основы цифрового видео; - различные программы видеомонтажа;
должныуметь:
- владеть способами работы с изученными программами;
- выполнять обмен файлами между различными программами;
- создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
- владеть приемами организации и самоорганизации работы по
изготовлению фильма;
- коллективно разрабатывать и публично защищать созданные проекты;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты,
корректировать дальнейшую деятельность.
1.
Метапредметные результаты
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
выполнять диагностику результатов познавательно-трудовой и
творческой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдать нормы и правила безопасности;
учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в
сотрудничестве, работать в группе.
Личностные результаты
иметь потребность к творчеству, желание получить более сложные
фотоснимки;
ответственно относиться к учению, быть готовым и способным к
саморазвитию и самообразованию;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
2.
2. Тематическое планирование
3.
№
Наименование темы
Введение
1 Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
2 Постановка
2.1 Структура фильма
2.2 Развитие сюжета
3 Построение эпизода
3.1 Порядок
разворачивания
событий.Выбор
масштаба
изображения
3.2 Стыковка кадров. Длительность
кадров и сцен
4 Монтаж фильма
4.1 Монтажный кадр
4.2 Монтаж звука
4.3 Способы монтажа
5 Основы работы с видеокамерой
и
управляющие
5.1 Устройство
элементы видеокамеры
5.2 Работа без штатива
5.3 Работа со штативом
6 Основы разработки сценариев
6.1 Работа над собственным сценарием
7 Разработка структуры фильма
(проекта)
7.1 Разработка структуры собственного
фильма (проекта)
7.2 Написание сценария
8 Работа
над
собственным
фильмом
8.1 Подготовка мудборда
8.2 Съемка материала
9 Консультационная работа
10 Композиция
10.1 Окружение и линии
10.2 Цветовое решение композиции
10.3 Отображение пространства
общее
Кол-во часов
теория
практика
1
1
-
2
1
1
4
2
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
6
2
2
2
3
1
3
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
-
1
5
-
1
5
1
4
1
1
1
1
4
4
1
1
1
1
8
2
2
2
10.4 Компоновка человека
11 Освещение
11.1 Классический
набор источников
света
11.2 Природное освещение
11.3 Особенности окружения
11.4 Осветительные приборы
12 Съемка
12.1 Режимы экспозиции
12.2 Переменное кадрирование
12.3 Съемка людей
13 Знакомство с видеоредактором
13.1 Задание параметров проекта
13.2 Способы
создания
рабочего
пространства
14 Работа в видеоредакторе
14.1 Настройка параметров проекта
14.2 Монтажный стол
14.3 Работа с клипами
14.4 Переходные эффект
14.5 Картинки и заставки
14.6 Титры (субтитры)
14.7 Озвучивание
14.8 Архивирование
15
Комбинированный монтаж
15.1 Видеоэффекты
15.2 Многослойный монтаж
15.3 Перемещение клипов на экране
15.4 Анимация
16
Доработка фильма
(Внесение изменений и подготовка
защиты)
17
Защита проекта (фильма)
Итого
2
5
1
1
4
1
1
1
-
1
1
2
10
2
2
4
2
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
-
1
7
2
2
3
1
1
11
1
1
2
1
2
1
2
1
4
1
1
1
1
1
-
11
1
1
2
1
2
1
2
1
4
1
1
1
1
1
1
68
24
1
44
3. Содержание модуля
1.Вводное занятие.Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с правилами
поведения в кабинете. Ознакомление с планами и порядком работы творческого
объединения. Организационные вопросы.
2.Постановка.
Теория. Структура фильма.Развитие сюжета.
3. Построение эпизода
Теория и практика. Порядок разворачивания событий.Выбор масштаба
изображения.Стыковка кадров. Длительность кадров и сцен.
4.Монтаж фильма
Теория и практика. Монтажный кадр. Монтаж звука. Способы монтажа.
5.Основы работы с видеокамерой
Теория. Устройство и управляющие элементы видеокамеры.
Практика. Работа без штатива. Работа со штативом.
6.Основы разработки сценариев
Теория и практика.Работа над собственным сценарием.
7.Разработка структуры фильма (проекта)
Теория. Разработка структуры собственного фильма (проекта).
Практика. Написание сценария.
8.Работа над собственным фильмом
Практика. Подготовка мудборда. Съемка материала по мудборду.
9.Консультационная работа
Теория. Консультационная работа.
10.Композиция
Теория и практика.Окружение и линии. Цветовое решение композиции.
Отображение пространства.Компоновка человека.
11.Освещение
Теория.Классический набор источников света.Природное освещение.
Особенности окружения. Осветительные приборы.
Практика. Работа с осветительными приборами.
12.Съемка
Теория
и
практика.Режимы
кадрирование.Особенности съемки людей.
Практика. Съемка людей.
экспозиции.
13.Знакомство с видеоредактором
Теория.Задание параметров проекта.
Практика. Способы создания рабочего пространства.
Переменное
14. Работа в видеоредакторе
Практика. Настройка параметров проекта. Монтажный стол. Работа
клипами. Переходные эффекты. Картинки и заставки. Титры (субтитры).
Озвучивание. Архивирование.
с
15.Комбинированный монтаж
Практика. Видеоэффекты. Многослойный монтаж.Перемещение клипов на
экране.Анимация.
16. Доработка фильма
Практика. Доработка фильма (внесение изменений и подготовка защиты)
17.Защита проекта (фильма)
Практика.Защита проекта (фильма).
Приложение 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«Операторское искусство. Базовый уровень»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
Учащиеся должны овладеть основами видеомонтажа, а именно
должны знать:
- технологию съемочного процесса;
- особенности съемки в павильоне;
- особенности съемки на натуре;
-принципы и законы построения кадра;
должны уметь:
- владеть способами работы с изученными программами;
- выполнять обмен файлами между различными программами;
- снимать в разных условиях освещенности;
- уметь снимать видеорепортаж;
- создавать собственные фильмы по выбранной тематике;
- владеть приемами организации и самоорганизации работы по
изготовлению
фильма;
- коллективно разрабатывать и публично защищать созданные проекты;
- осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты,
корректировать дальнейшую деятельность.
1.
Метапредметные результаты
- уметь адекватно воспринимать оценку педагога;
- уметь различать способ и результат действия;
- уметь вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
- уметь понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности,
-уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности,
- иметь развитые мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Личностные результаты
-осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам;
-обладать коммуникативной компетентностью в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- иметь потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
- уметь строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
- иметь устойчивый познавательный интерес и смыслообразующую
функцию познавательного мотива.
2. Тематическое планирование
№
1
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6
6.1
Наименование темы
Введение
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности.
Оператор на съемочной площадке
Технология съемочного процесса
Особенности съемки в павильоне
Особенности съемки на натуре
Принципы и законы построения
кадра
Закономерности
построения
кинематографического
изображения
Последовательность
киноповествования
Точка съемки
Ракурс
Композиция кадра
Методы и виды
Основы методов съемки
Виды видеосъемок
Специфические виды съемок
Художественное
освещение
объектов киносъемки как основа
операторского искусства
Свет как выразительное средство
кино
Передача цветов и диапазона
яркостей при видеосъемке
Видеосъемка при естественном
освещении
Видеосъемка при искусственном
освещении
Приемы освещения интерьера
Съемка
репортажа
(или
видеосюжета)
Особенности работы оператора при
общее
Кол-во часов
теория
практика
1
1
-
4
2
1
1
2
1
0,5
0,5
2
1
0,5
0,5
8
5
3
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
2
2
2
3
1
1
1
5
1
1
1
1,5
0,5
0,5
0,5
2,5
1
1
1
1,5
0,5
0,5
0,5
2,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
3
0,5
1
0,5
2
1
0,5
0,5
6.2
7
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
8
8.1
8.2
репортажной съемке
Съемка интервью на выезде
Съемка музыкального клипа,
итоговая работа
Что такое клип
Написание сценария клипа
Клипмейкер
Особенности работы оператора при
съемке музыкального клипа
Ролевая игра «Заказ»
Съемка клипа
Монтаж клипа
Просмотр и анализ готовых работ
Итоговое занятие
Подведение итогов, осмысление
собственной работы в качестве
оператора.
Итоговая диагностика: анализ и
самоанализ готовых работ.
Итого
2
9
0,5
3
1,5
6
1
1
1
1
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
1
2
1
1
1
0,5
1
-
1
1
1
1
1
0,5
0,5
-
0,5
34
16
18
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с правилами
поведения в кабинете. Ознакомление с планами и порядком работы творческого
объединения. Организационные вопросы.
2.Оператор на съѐмочной площадке
Тема 2.1.Технология съемочного процесса
Теория.Подготовительный предсъѐмочный этап: работа оператора с
постановочным сценарием. Операторская разработка сценария. Определение
съемочных площадок. Осмотр съемочных площадок. Определение времени
съемок. Подбор оборудования, объективов, фильтров, штативов, осветительной
аппаратуры.Испытания техники. Последовательность съемочного процесса.
Репетиции установки планов. Организация съемочного пространства.
Взаимодействие членов съемочной группы на площадке.
Практика. Просмотр учебного фильма «Оператор на съѐмочной
площадке». Практическая работа «Технология съемочного процесса».
Тема 2.2. Особенности съемки в павильоне
Теория. Специфика съемки в павильоне. Подготовка съѐмки в павильоне.
Освоение декорации. Проведение съѐмки в павильоне.
Практика. Просмотр фрагментов кинофильмов, снятых в павильоне.
Практическая работа
«Технология павильонной съёмки». Просмотр и обсуждение отснятых
кадров.
Тема 2.3 Особенности съемки на натуре
Теория. Разновидности натурных съемок. Подготовка съѐмки на натуре:
выбор, освоение натуры. Проведение съемок.
Практика. Просмотр фрагментов кинофильмов с яркими натурными
съѐмками. Практическая работа «Технология натурной съѐмки». Просмотр и
обсуждение отснятых кадров.
Промежуточная диагностика: диагностическая съѐмка «Павильонная и
натурная съемка»
3.Принципы и законы построения кадра
Тема 3.1. Закономерности построения кинематографического
изображения
Теория. Движение - органическое свойство искусства кинематографа.
Создание изобразительной характеристики действующих лиц, передача их
внутреннего состояния такими операторскими средствами, как динамическая
линейно-пространственная композиция, динамическое колористическое решение,
динамическая точка зрения.
Практика. Просмотр фрагментов фильмов с яркими примерами
операторского искусства: линейно-пространственной композиции кадра, его
колорита (сочетанием белого или цветного освещения с окраской объектов,
находящихся в кадре), разнообразных ракурсов (точка зрения) и перспектив.
Экспериментирование с разнообразными цветовыми решениями, ракурсами,
перспективами. Творческое задание «Пространство в кадре». Просмотр и
обсуждение отснятых кадров.
Тема 3.2. Последовательность киноповествования
Теория. Главный закон для оператора - последовательность повествования,
логическое изложение материала. Правила съѐмки планов, между которыми нет
временного разрыва. Методы сжатия времени в фильме: перебивочные планы,
совмещение двух параллельных действий.
Практика. Упражнения «Отработка двойной съѐмки одного действия
разными планами», «Отработка приемов сжатия времени: съемка перебивочных
планов, съѐмка двух параллельных действий». Просмотр и обсуждение отснятых
кадров.
Тема 3.3. Точка съемки
Теория. Логический подход к дроблению сцены или эпизода на отдельные
планы. Изменение точек съѐмки. Резкая смена точки зрения камеры. Движение
камеры как смысловое и выразительное средство. Сцена, состоящая из ряда
планов, оставит впечатление единого целого только в том случае, если она будет
визуально логично выстроена. Критерии оценки видеоряда.
Практика. Упражнения «Определение точек съѐмки», «Подготовка
позиций, с которых будет идти съемка», «Тренировка интуитивного определения
длительности кадра». Просмотр и обсуждение отснятых кадров.
Тема 3.4. Ракурс
Теория. Ракурс Что это такое и почему он так важен. Усиление
выразительности кадра при съемках снизу или сверху. Перспектива. Виды
перспективы: линейная, тональная, оптическая и др. Масштаб изображения:
крупный план, средний план, американский план. Монтажная съемка.
Практика. Упражнения «Определение нужного ракурса съѐмки для
нескольких типовых сцен и обоснование выбора», «Монтажная съемка».
Просмотр и обсуждение отснятых кадров.
Тема 3.5. Композиция кадра
Теория. Композиции кадра как один из методов организации
киноматериала, дающий возможность наиболее полно воплотить идеи и образы
фильма. Кадр
– основной элемент видеоряда. Основное правило построения кадра. Виды
композиции: открытая, закрытая, симметрия, контраст и т.д. Кадр и монтаж.
Признаки монтажного сочетания в кадре. Монтажная съемка изображения в
сцене. Организация действия межкадровым монтажом.
Практика. Упражнения «Определение нужной крупности плана в процессе
съѐмки», «Компоновка кадра методом вида через прямоугольную
рамку»,«Монтажная съемка изображения в сцене». Просмотр и обсуждение
отснятыхкадров.
Промежуточнаядиагностика:диагностическаясъѐмка«Монтажная
съѐмка».
4.Методы и виды съёмок
Тема 4.1. Основные методы съёмки
Теория. Постановочный и репортажный методы съемки. Событийный
репортаж. Постановочная съемка. Реконструкция в сюжете.
Практика. Просмотр и анализ фрагментов кинофильмов и телесюжетов,
снятых разными методами. Упражнения «Отработка техники съемки синхронных
диалогов», «Реконструкция в сюжете». Творческое задание
«Репортаж». Просмотр и обсуждение отснятых кадров.
4.
Тема 4.2. Виды видеосъемок
Теория. Различные виды съѐмок: портретная, пейзажная и архитектурная,
спортивная и др. Постановка изобразительных задач при каждом виде съемки.
Правила съемки, когда персонажи находятся в движении в спортивной съѐмке.
Практика. Просмотр и анализ фрагментов кинофильмов и телесюжетов с
использованием съѐмок разных видов.
Упражнения «Отработка техники съемки панорамных кадров», «Отработка
техники съѐмки длинных проходов», «Разработка изобразительных задач одного
из видов съѐмки». Творческое задание «Съемка портрета»,
«Пейзажная съѐмка», «Спортивный репортаж». Просмотр и обсуждение
отснятых творческих заданий.
Тема 4.3. Специфические виды съемок
Теория. Массовые сцены. Съемка батальных сцен. Съемка трюковых сцен.
Съѐмки с применением пиротехники. Особенности съѐмки детей и животных.
Практика. Просмотр фрагментов кинофильмов с массовыми сценами,
батальными и трюковыми сценами, пиротехникой. Упражнения «Съѐмка
животных», «Съѐмка детей».
Просмотр и обсуждение отснятых кадров.
Промежуточная диагностика: диагностическая съѐмка «Разные виды
съѐмки».
5. Художественное освещение объектов киносъѐмки как основа
операторского искусства
Тема 5.1. Свет как выразительное средство кино
Теория. Свет (светотень) - основное "орудие" операторского искусства. Две
функции света: первая – освещение, нужное для получения нормальной
экспозиции, так как без достаточной освещенности снимать технически
невозможно.
Вторая
функция
света–создать
необходимый
эффект,
соответствующий символике кадра и идее фильма. Выразительные средства
освещения. Диафрагма, фильтры, цветовая температура. Световые приборы.
Практика. Просмотр фрагментов фильмов с различным решением
художественного освещения. Упражнения по отработке умений работы с
осветительным оборудованием. Практическая работа «Съѐмка натюрморта»:
решение светотональной и цветовой композиции каждого кадра, воссоздание на
экране цвета и фактуры материалов, объѐмнопластических форм, применение
различной степени яркости освещения как в черно-белом, так и в цветном
киноизображени и с целью выявления объѐмности предметов, создания иллюзии
глубины пространства и др. Просмотр и обсуждение отснятых кадров.
Тема 5.2. Передача цветов и диапазона яркостей при видеосъѐмке
Теория. Восприятие света глазом. Контрастность, цвет и экспозиция.
Динамический диапазон прибора. Воспроизведение динамического диапазона
яркостей пленкой и видеокамерой. Ограниченный диапазон контраста при
видеосъемках.
Цветовосприятие
и
баланс
белого.
Коррекция
спектраизлученияисточниковсвета.Светофильтрывидеокамеры.
Практика. Упражнения «Настройка баланса белого по основному
источнику света», «Регулировка цветовой температуры», «Контроль экспозиции».
Тема 5.3. Видеосъѐмка при естественном освещении
Теория. Свет на натуре. Периоды естественной освещенности: сумерки,
восход и закат, дневное время, период зенита. Освещение горизонтальных и
вертикальных поверхностей в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
Выбор времени съемок на натуре в соответствии с поставленными
художественными задачами. Зависимость условий освещения от погоды.
Практика. Практическая работа: съемка в различное время суток, в разных
погодных условиях. Управление светом и тенью с целью выявления формы,
рисунка, тона и фактуры снимаемого предмета. Просмотр и обсуждение отснятых
кадров.
Тема 5.4. Съѐмка при искусственном освещении
Теория. Свет в помещении Искусственные источники света. Рассеиватели.
Отражателиподсветы. Осветительные приборы рассеянного и направленного
света. Виды освещения: основной рисующий свет; заполняющий свет; контровой;
фоновый; моделирующий свет. Особенности съѐмки сосмешанным освещением
(одновременно искусственным и естественным). Помещения со смешенным
светом. Классическая и голливудская расстановка света в студии. Разновидности
света. Свет в студии на ведущего. Накамерный и репортажный свет.
Практика. Практическая работа «Постановка света»: получение
изображения разной контрастности при помощи рассеивателей, отражателей.
Получение особых световых эффектов, имитация времени суток при помощи
приборов направленного света. Установка источников света относительно
объекта съѐмки и видеокамеры. Съѐмка со смешанным освещением. Просмотр и
обсуждение отснятых кадров.
Тема 5.5. Приемы освещения интерьера
Теория. Последовательность съѐмки интерьера. Последовательность
установки света в интерьере. Бестеневое освещение.
Практика. Практическая работа «Съѐмка интерьера»: определение
художественной изобразительной задачи, поиск светоколористических решений,
работа над светотональными эскизами, над схемами передвижения действующих
лиц и движения камеры, проведение пробных съѐмок, определение необходимых
технических средств, рациональная расстановка осветительных приборов, чтобы
ими удобно было пользоваться при съемке. Отработка последовательности
съѐмки интерьера: общий, средний, крупный план. Тренировка раздельного
освещения фона и фигур. Отработка последовательности установки света в
интерьере. Просмотр и обсуждение отснятых кадров.
Промежуточная диагностика: диагностическая съѐмка «Съѐмка с
разными световыми решениями».
6. Съѐмка репортажа (или видеосюжета)
Тема 6.1. Особенности работы оператора при репортажной съемке
Теория. Репортаж как экспромтная съѐмка: воспроизведение в репортажах
подлинной жизни, неподвластной воле режиссера; фиксация оператором событий,
динамично разворачивающихся у него на глазах. Выбор точек съемки,
длительности и времени съемки. Ответственность оператора за возможность
монтажа снятого материала, плавных монтажных переходов от одного плана к
другому. Особенности съемки событийного репортажа. Репортаж-портрет,
реконструкция. Интервью. Стенд-ап. Появление в кадре. Люфт, лайф, экшн.
Практика. Упражнение «Стенд-ап», «Появление в кадре». Творческое
задание«Журналистский репортаж или программа». Просмотр и обсуждение
отснятых материалов.
Тема 6.2. Съемка интервью на выезде
Теория. Выбор типа микрофона – пушка или петличка. Динамические и
радиомикрофоны. Симметричное и несимметричное подключение микрофонов к
камере. Борьба с ветром.
Практика. Практическая работа «Интервью»: предварительный отсмотр
точки, приготовление помещения к съѐмке, разворачивание аппаратуры и съѐмка.
Просмотр и обсуждение отснятых кадров.
7. Съѐмка музыкального клипа
Тема 7.1.
Теория и практика Что такое клип?
Тема 7.2.
Практика Написание сценария
Тема 7.3.
Теория и практика Что такое клипмейкер?
Тема 7.4.
ТеорияОсобенности работы оператора при съѐмке музыкального клипа.
Тема 7.5.
Практика Ролевая игра «Заказ»
Тема 7.6.
Теория и практикаСъемка клипа
Тема 7.7.
Практика. Монтаж клипа
Тема 7.8.
Практика.Просмотр и анализ готовых работ
8 Итоговые занятия
Тема 8.1.
Практика. Подведение итогов курса. Осмысление собственной работы в
качестве оператора. Работа с творческими книжками. Коллективное обсуждение
результатов года.
Тема 8.2.
Итоговая диагностика: тест «Операторский терминологический
минимум», анализ и самоанализ готовых работ, письменный опрос-рефлексия
«Чему мы научились и как мы можем продолжать развиваться как операторы».
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)