МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1 от 24.08.2020г. Согласовано с зам. директора по НМР О.В. Салаховой УТВЕРЖДЕНО директором МАОУ СОШ №3 (приказ № 88/3-Д от 25.08.2020г.) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДЕРЕВООБРАБОТКИ НА СТАНКАХ С ЧПУ» Возраст обучающихся: 13-15 лет Срок реализации: 1год Автор-составитель: Зонтов Андрей Михайлович, педагог дополнительного образования п. Черноисточинск 2020 г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка В нашем современном мире понятие «производство» неотъемлемо связанно с компьютерным моделированием процессов самого производства. В основе своей технология производственного процесса состоит из компьютерного моделирования, грамотного составления и обработки компьютерных файлов и изготовления деталей с помощью станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Станки с ЧПУ неотъемлемо входят в нашу жизнь. Опыт показывает всю целесообразность и рентабельность использования станков с ЧПУ. Во-первых, самое основное - это снижение производственного брака практически до нуля, т.к. брак возможен только в двух случаях: на первоначальном этапе во время составления файлов на изделие, и на втором этапе ввода параметров в станок с ЧПУ. И в первом, и во втором случае эти ошибки легко устранимы. Во-вторых, существенное снижение задействованного персонала при производстве. Мы живем в век, когда компьютер и компьютерные технологии заняли прочное место в нашей жизни. Современное производство также не обошла всеобщая компьютеризация, и оно нуждается в модернизации своих ресурсов. Станки с ЧПУ значительно отличаются от универсальных станков. При сравнении оказывается, что при владении определенными навыками, работать на них намного проще и удобнее. За последние годы процесс переоснащения производств новым оборудованием с ЧПУ приобретает все более возрастающую значимость. Сейчас процесс перехода на новые технологии и освоение нового оборудования в той или иной степени уже затронул многие предприятия: от частных небольших предприятий до структурообразующих гигантов. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Моделирование процесса деревообработки на станках с ЧПУ» техническая. В ходе освоения данной программы учащиеся познакомятся с устройством универсальных станков с системой числового программного управления (ЧПУ), а также научатся проектировать и изготавливать модели с использованием данных станков. Актуальность программы Данная программа ориентирована на создание условий для личностного развития учащихся, их предпрофессионального самоопределения, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии, а также в занятиях научно-техническим творчеством. В рамках программы созданы условия для качественного изучения (освоения) инновационных технологий промышленного производства, в том числе научно-производственных мастерских по трехмерному моделированию и прототипированию, а также комплекса инженерных технологий. В ходе обучения по программе учащимся предлагается освоение 2 современных технологий (3D-моделирование, системы автоматизированного проектирования и т.д.) как актуальных и популярных среди молодёжи ресурсов, которые позволят им применять полученные знания и навыки как в учебных, так и личных целях. Овладение современными технологиями может стать хорошей страховкой при профессиональном становлении, а также в позитивном самоопределении подростка в среде сверстников. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Моделирование процесса деревообработки на станках с ЧПУ» разработана с учетом действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)». 6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» 7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В. от 24.12.2013г.) Отличительная особенность данной общеобразовательной программы заключается в комплексном применении информационных и коммуникационных технологий при обучении автоматизированному проектированию и формированию практических навыков работы в области обработки материалов на станках с ЧПУ. В программе рассмотрены все элементы технологии изготовления модели, начиная с формирования художественного образа изделия, его проектирования и заканчивая изготовлением готовой модели. 3 Адресатом программы являются учащиеся 13 - 15 лет. Нормы наполнения групп – 8 -10 человек. Набор обучающихся – свободный. На обучение принимаются все желающие. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа с десятиминутным перерывом. Объем программы: 68 часов Срок освоения: 1 год (34 недели) Уровневость: стартовый уровень Формы обучения: групповая и индивидуальная. Виды занятий. Программа реализуется в форме лекционных занятий, выполнения обучающимися практических работ, урока-презентации. Формы подведения результатов: опрос, беседа, защита проекта, демонстрация модели, участие в выставках технического творчества. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование предпрофессиональных навыков учащихся и создание условий для их предпрофессионального самоопределения в области современных технологий промышленного производства. Задачи программы: познакомить учащихся с предметом автоматизированного проектирования; обучить возможностям проектирования моделей для реализации собственных творческих замыслов; сформировать практические навыки работы с современными графическими программными средствами; познакомить учащихся с устройством универсальных станков с системой числового программного управления (ЧПУ) и научить их проектировать и изготавливать модели с использованием данных станков; воспитать у обучающихся чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники; воспитать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию, трудолюбие, уважение к своему труду и к труду других обучающихся; оказать помощь учащимся в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути. 4 1.3 Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № 2 Методы представления графических изображений. Знакомство с программой CorelDraw. 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Кол-во часов общее теория практика 1 1 0 Наименование темы 2 1 1 Знакомство с программой Inkscape 2 1 1 Программа ArtCAM. Экран модели. Вектор: фигуры. Вектор: произвольные формы. Работа с текстом. Растровые модели. Рельефы. 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Обработка модели. 4 2 2 12 Симуляция обработки. 2 1 1 13 Формирование прототипа/изготовление. 4 2 2 14 Техника безопасности при работе на фрезерном станке с ЧПУ. 15 NCStudio. 2 1 1 4 2 2 16 Инструменты: фрезы. 2 1 1 17 Изготовление модели «Фоторамка». 4 2 2 18 Покраска и лакировка моделей. 2 1 1 19 Изготовление медальона. 6 1 5 20 Изготовление панно «Сова». 6 1 5 21 Изготовление модели «Шкатулка». 6 1 5 22 Создание авторских моделей и их изготовление. 23 Выставка – презентация моделей. Итого: 6 1 5 1 68 0 26 1 42 5 Содержание учебного (тематического) плана Тема 1. Методы представления графических изображений. Теория: Растровая и векторная графика. Различия. Достоинства и недостатки. Тема 2. Знакомство с программой CorelDraw. Теория: Назначение и основные возможности графического редактора CorelDraw. Настройка окна программы. Запуск программы. Интерфейс программы. Панели инструментов. Практика: Создание в программе простейшей иллюстрации «Снеговик» Тема 3. Знакомство с программой Inkscape. Теория: Назначение и основные возможности графического редактора Inkscape. Настройка окна программы. Запуск программы. Интерфейс программы. Панели инструментов. Практика: Создание в программе простейшей иллюстрации «Кораблик». Тема 4. Программа ArtCAM. Теория: Назначение и основные возможности программы ArtCAM. Запуск программы. Интерфейс программы. Настройка окна программы. Панели инструментов. Практика: Работа с панелями инструментов. Тема 5. Экран модели. Теория: Функционал модели. Векторы, растры, рельефы и траектории обработки изделия. Практика: Работа с панелью инструментов. Тема 6. Вектор: фигуры. Теория: Геометрические фигуры. Функции. Практика: Работа с вектором. Создание окружности, эллипса, дуги, прямоугольника, многоугольника. Тема 7. Вектор: произвольные формы. Теория: Алгоритм создания и редактирования векторов. Практика: Работа с вектором. Создание сложных форм. Трассировка изображения. Тема 8. Работа с текстом. Теория: Виды текстов, способы создания трёхмерного текста. Практика: Работа с текстом. Создание рельефа с помощью «Редактора формы». 6 Тема 9. Растровые модели. Теория: Импорт растрового изображения. Практика: Импортирование изображения. Создание объёма. Тема 10. Рельефы. Теория: Алгоритм создания трехмерного рельефа. Практика: Создание рельефа с помощью «Редактора формы». Тема 11. Обработка модели. Теория: Расчёт траектории движения инструмента. Практика: Черновой и чистовой проход. Выбор типа фрезы под каждую операцию. Тема 12. Симуляция обработки. Теория: Алгоритм создания виртуального фрезерования. Практика: Симуляция обработки. Выявление ошибок изменений в проект. и внесение Тема 13.Формирование прототипа/изготовление. Теория: Проблемы совместимости созданной управляющей программы. Практика: Создание программы обработки. Сохранение и экспортирование для последующей загрузки непосредственно в память фрезерного станка. Тема 14. Техника безопасности при работе на фрезерном станке с ЧПУ. Теория: Лекция. Практика: Установка фрез и фиксация заготовки. Включение и отключение станка. Экстренное отключение станка. Тема 15. NCStudio Теория: Правила установки и настройки программного обеспечения NCStudio, начало работы в программе. Практика: Настройка рабочего стола. Установка нулевой точки. Тема 16. Инструменты (фрезы). Теория: Инструменты и приспособления, применяемые на фрезерных станках с ЧПУ Практика: Установка фрез. Установка нулевой точки фрезы. Тема 17. Изготовление модели «Фоторамка» Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и инструмента. Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками. Тема 18. Покраска и лакировка моделей. 7 Теория: Подбор материала и инструмента. Практика: Самостоятельная покраска и лакировка модели. Тема 19. Изготовление медальона. Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и инструмента. Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками. Тема 20. Изготовление панно «Сова» Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и инструмента. Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками. Тема 21. Изготовление модели «Шкатулка» Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и инструмента. Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками. Тема 22. Создание авторских моделей и их изготовление. Теория: Алгоритм создания авторских моделей. Практика: Создание эскиза будущей модели. Изготовление модели. Тема 23. Выставка – презентация моделей. 1.4 Планируемые результаты Предметные результаты Обучающиеся будут знать: что такое растровая и векторная графика; основы программирования в ПО CorelDraw, ArtCAM, Inkscape. основы и принципы работы фрезерного станка с ЧПУ. Обучающиеся будут уметь: работать с растровой и векторной графикой; работать в ПО CorelDraw, ArtCAM, Inkscape пользоваться основными навыками работы на фрезерном станке с ЧПУ. Метапредметные результаты определять действие(я) и составлять его (их) алгоритм в соответствии с учебной и познавательной задачей; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; уметь находить несколько вариантов решения проблемы; приобретать и осуществлять практические навыки и умения в техническом творчестве; 8 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса. Личностные результаты овладеть основами социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду; осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; стараться реализовывать творческий потенциал в собственной технической деятельности; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями. 9 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год Начало учебного года: 1 сентября 2020 года. Конец учебного года: 31 мая 2021 года Продолжительность учебного года – 34 учебные недели. Сроки продолжительности обучения: 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 01.09.2020г. 05.11.2020г. 11.01.2021г. 29.03.2021г. 23.10.2020г. 25.12.2020г. 19.03.2021г. 31.05.2021г. 8 недель 7 недель 10 недель 9 недель 2.2 Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение Сведения о помещениях для проведения занятий Занятия проводятся в кабинете №2 (площадь – 61,2 квадратных метра) Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ СОШ №3 пос. Черноисточинск и школьной мастерской (площадь – 63,5 квадратных метра). Кабинеты имеют естественную вентиляцию, освещение и температурный режим, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Подсобных помещений нет. Перечень оборудования учебных кабинетов № п/п 1. 2. 3. 4. Стол учительский Стеллаж Стол ученический Стулья Оборудование Количество 1 шт. 2 шт. 21 шт. 22 шт. Перечень оборудования, технических средств обучения, материалов, необходимых для занятий № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Оборудование Количество 1 шт. 10 шт. 11 шт. 11 шт. 1 шт. 1 шт. 20 шт. Ноутбук учителя Ноутбук мобильного класса Мышь проводная Зарядное устройство Медиапроектор Фрезерный станок с ЧПУ. Фрезы 10 Программное обеспечение: • офисное программное обеспечение; • интернет-браузер. • CorelDraw, ArtCAM, Inkscape. Информационное обеспечение Интернет- источники 3D-моделирование в Blender. Курс для начинающих http://younglinux.info Видеоуроки - учиться с нами просто. Посмотрел. Послушал. Выучил: http://programishka.ru/catalog/list_catalog/1/. ArtCAM PRO 6 Учебное пособие Кадровое обеспечение Зонтов Андрей Михайлович, педагог дополнительного образования. Образование: среднее профессиональное (ЧОУДПО «Институт новых технологий в образовании, 2018 г.) Педагогический стаж: 1 год Методические материалы Ловыгин А.А., Теверовский Л.В. Современный станок с ЧПУ и CAD САМ система (3-е издание, 2012) 2.3 Формы аттестации /контроля и оценочные материалы Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему наблюдения за учащимися: Критерии 1.Теоретическая подготовка 1.1. Теоретические знания по каждому модулю Показатели Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям 1.2.Владение Осмысленность Количество баллов Методы иагностики Минимальный уровень – Наблюдение, опрос, учащийся владеет менее беседа чем ½ объема знаний, предусмотренных программой (1-3 балла) Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ (4-7 баллов) Максимальный уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период (8-10 баллов) Минимальный уровень – Письменные задания, 11 специальной терминологией и правильность использования специальной терминологии учащийся, как правило, избегает применять специальные термины (13 балла) Средний уровень – учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой (4-7 баллов) Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием (8-10 баллов) 2.Практическая Соответствие Минимальный уровень – подготовка практических умений учащийся овладел менее 2.1. практические инавыков чем ½ предусмотренных навыки и умения программным умений и навыков (1-3 требованиям балла) Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ (4-7 баллов) Максимальный уровень – учащийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой (8-10 баллов) 2.2.Владение Отсутствие Минимальный уровень – специальным затруднений в учащийся испытывает оборудованием и использовании серьезные затруднения оснащением специального при работе с оборудования и оборудованием (1-3 оснащения балла) Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога (4-7 баллов) Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений (8-10 баллов) 2.3.Творческие Креативность Начальный уровень навыки в выполнении развития креативности – практических учащийся в состоянии заданий выполнить лишь простейшие практические задания (1-3 балла) Репродуктивный уровень – выполняет задания на основе образца (4-7 баллов) 12 опрос Анализ выполнения текущих и итоговых работ Анализ выполнения текущих и итоговых работ Анализ выполнения текущих и итоговых работ, участие в выставках Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества (8-10 баллов) Список литературы 1. Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. пособие – СПб.: БХВ-Петербург, 2013. 2. ДжеймсК. BlenderBasics: самоучитель, 4 –еиздание, 416 с., 2011. 3. Методическое пособие по курсу «Основы 3D моделирования и создания 3D моделей» для учащихся общеобразовательных школ: Центр технологических компетенций аддитивных технологий (ЦТКАТ) г. Воронеж, 2014. 13 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)