ДОП Деревообработка на станках с ЧПУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от
25.08.2020г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДЕРЕВООБРАБОТКИ
НА СТАНКАХ С ЧПУ»

Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1год

Автор-составитель:
Зонтов Андрей Михайлович,
педагог дополнительного образования

п. Черноисточинск
2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В нашем современном мире понятие «производство» неотъемлемо связанно
с компьютерным моделированием процессов самого производства. В основе
своей технология производственного процесса состоит из компьютерного
моделирования, грамотного составления и обработки компьютерных файлов и
изготовления деталей с помощью станков с числовым программным управлением
(ЧПУ). Станки с ЧПУ неотъемлемо входят в нашу жизнь. Опыт показывает всю
целесообразность и рентабельность использования станков с ЧПУ.
Во-первых, самое основное - это снижение производственного брака
практически до нуля, т.к. брак возможен только в двух случаях: на
первоначальном этапе во время составления файлов на изделие, и на втором этапе
ввода параметров в станок с ЧПУ. И в первом, и во втором случае эти ошибки
легко устранимы.
Во-вторых, существенное снижение задействованного персонала при
производстве. Мы живем в век, когда компьютер и компьютерные технологии
заняли прочное место в нашей жизни. Современное производство также не
обошла всеобщая компьютеризация, и оно нуждается в модернизации своих
ресурсов. Станки с ЧПУ значительно отличаются от универсальных станков. При
сравнении оказывается, что при владении определенными навыками, работать на
них намного проще и удобнее.
За последние годы процесс переоснащения производств новым
оборудованием с ЧПУ приобретает все более возрастающую значимость. Сейчас
процесс перехода на новые технологии и освоение нового оборудования в той или
иной степени уже затронул многие предприятия: от частных небольших
предприятий до структурообразующих гигантов.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Моделирование процесса деревообработки на станках с ЧПУ»
техническая. В ходе освоения данной программы учащиеся познакомятся с
устройством универсальных станков с системой числового программного
управления (ЧПУ), а также научатся проектировать и изготавливать модели с
использованием данных станков.
Актуальность программы
Данная программа ориентирована на создание условий для личностного
развития учащихся, их предпрофессионального самоопределения, удовлетворение
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии, а также в
занятиях научно-техническим творчеством. В рамках программы созданы условия
для
качественного
изучения
(освоения)
инновационных
технологий
промышленного производства, в том числе научно-производственных мастерских
по трехмерному моделированию и прототипированию, а также комплекса
инженерных технологий.
В ходе обучения по программе учащимся предлагается освоение
2

современных технологий (3D-моделирование, системы автоматизированного
проектирования и т.д.) как актуальных и популярных среди молодёжи ресурсов,
которые позволят им применять полученные знания и навыки как в учебных, так
и личных целях. Овладение современными технологиями может стать хорошей
страховкой при профессиональном становлении, а также в позитивном
самоопределении подростка в среде сверстников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Моделирование процесса деревообработки на станках с ЧПУ» разработана с
учетом действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного
образования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разно уровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Отличительная особенность данной общеобразовательной программы
заключается в комплексном применении информационных и коммуникационных
технологий
при
обучении
автоматизированному
проектированию
и
формированию практических навыков работы в области обработки материалов на
станках с ЧПУ.
В программе рассмотрены все элементы технологии изготовления модели,
начиная с формирования художественного образа изделия, его проектирования и
заканчивая изготовлением готовой модели.
3

Адресатом программы являются учащиеся 13 - 15 лет. Нормы наполнения
групп – 8 -10 человек. Набор обучающихся – свободный. На обучение
принимаются все желающие.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических
часа с десятиминутным перерывом.
Объем программы: 68 часов
Срок освоения: 1 год (34 недели)
Уровневость: стартовый уровень
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Виды занятий. Программа реализуется в форме лекционных занятий,
выполнения обучающимися практических работ, урока-презентации.
Формы подведения результатов: опрос, беседа, защита проекта,
демонстрация модели, участие в выставках технического творчества.
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование предпрофессиональных навыков
учащихся и создание условий для их предпрофессионального самоопределения в
области современных технологий промышленного производства.
Задачи программы:

познакомить
учащихся
с
предметом
автоматизированного
проектирования;

обучить возможностям проектирования моделей для реализации
собственных творческих замыслов;

сформировать практические навыки работы с современными
графическими программными средствами;

познакомить учащихся с устройством универсальных станков с
системой числового программного управления (ЧПУ) и научить их проектировать
и изготавливать модели с использованием данных станков;

воспитать у обучающихся чувство патриотизма, гражданственности,
гордости за достижения отечественной науки и техники;

воспитать
дисциплинированность,
ответственность,
самоорганизацию, трудолюбие, уважение к своему труду и к труду других
обучающихся;

оказать помощь учащимся в нахождении любимого дела, выбора
будущей профессии и жизненного пути.

4

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

2

Методы представления графических
изображений.
Знакомство с программой CorelDraw.

3
4
5
6
7
8
9
10

1

Кол-во часов
общее теория практика
1
1
0

Наименование темы

2

1

1

Знакомство с программой Inkscape

2

1

1

Программа ArtCAM.
Экран модели.
Вектор: фигуры.
Вектор: произвольные формы.
Работа с текстом.
Растровые модели.
Рельефы.

2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

11 Обработка модели.

4

2

2

12 Симуляция обработки.

2

1

1

13 Формирование прототипа/изготовление.

4

2

2

14 Техника безопасности при работе на
фрезерном станке с ЧПУ.
15 NCStudio.

2

1

1

4

2

2

16 Инструменты: фрезы.

2

1

1

17 Изготовление модели «Фоторамка».

4

2

2

18 Покраска и лакировка моделей.

2

1

1

19 Изготовление медальона.

6

1

5

20 Изготовление панно «Сова».

6

1

5

21 Изготовление модели «Шкатулка».

6

1

5

22 Создание авторских моделей и их
изготовление.
23 Выставка – презентация моделей.
Итого:

6

1

5

1
68

0
26

1
42

5

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Методы представления графических изображений.
Теория: Растровая и векторная графика. Различия. Достоинства и
недостатки.
Тема 2. Знакомство с программой CorelDraw.
Теория: Назначение и основные возможности графического редактора
CorelDraw. Настройка окна программы. Запуск программы. Интерфейс
программы. Панели инструментов.
Практика: Создание в программе простейшей иллюстрации «Снеговик»
Тема 3. Знакомство с программой Inkscape.
Теория: Назначение и основные возможности графического редактора
Inkscape. Настройка окна программы. Запуск программы. Интерфейс программы.
Панели инструментов.
Практика: Создание в программе простейшей иллюстрации «Кораблик».
Тема 4. Программа ArtCAM.
Теория: Назначение и основные возможности программы ArtCAM. Запуск
программы. Интерфейс программы. Настройка окна программы. Панели
инструментов.
Практика: Работа с панелями инструментов.
Тема 5. Экран модели.
Теория: Функционал модели. Векторы, растры, рельефы
и траектории обработки изделия.
Практика: Работа с панелью инструментов.
Тема 6. Вектор: фигуры.
Теория: Геометрические фигуры. Функции.
Практика: Работа с вектором. Создание окружности, эллипса, дуги,
прямоугольника, многоугольника.
Тема 7. Вектор: произвольные формы.
Теория: Алгоритм создания и редактирования векторов.
Практика: Работа с вектором. Создание сложных форм. Трассировка
изображения.
Тема 8. Работа с текстом.
Теория: Виды текстов, способы создания трёхмерного текста.
Практика: Работа с текстом. Создание рельефа с помощью «Редактора
формы».
6

Тема 9. Растровые модели.
Теория: Импорт растрового изображения.
Практика: Импортирование изображения. Создание объёма.
Тема 10. Рельефы.
Теория: Алгоритм создания трехмерного рельефа.
Практика: Создание рельефа с помощью «Редактора формы».
Тема 11. Обработка модели.
Теория: Расчёт траектории движения инструмента.
Практика: Черновой и чистовой проход. Выбор типа фрезы под каждую
операцию.
Тема 12. Симуляция обработки.
Теория: Алгоритм создания виртуального фрезерования.
Практика: Симуляция обработки. Выявление ошибок
изменений в проект.

и

внесение

Тема 13.Формирование прототипа/изготовление.
Теория: Проблемы совместимости созданной управляющей программы.
Практика: Создание программы обработки. Сохранение и экспортирование
для последующей загрузки непосредственно в память фрезерного станка.
Тема 14. Техника безопасности при работе на фрезерном станке с ЧПУ.
Теория: Лекция.
Практика: Установка фрез и фиксация заготовки. Включение и
отключение станка. Экстренное отключение станка.
Тема 15. NCStudio
Теория: Правила установки и настройки программного обеспечения
NCStudio, начало работы в программе.
Практика: Настройка рабочего стола. Установка нулевой точки.
Тема 16. Инструменты (фрезы).
Теория: Инструменты и приспособления, применяемые на фрезерных
станках с ЧПУ
Практика: Установка фрез. Установка нулевой точки фрезы.
Тема 17. Изготовление модели «Фоторамка»
Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и
инструмента.
Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками.
Тема 18. Покраска и лакировка моделей.
7

Теория: Подбор материала и инструмента.
Практика: Самостоятельная покраска и лакировка модели.
Тема 19. Изготовление медальона.
Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и
инструмента.
Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками.
Тема 20. Изготовление панно «Сова»
Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и
инструмента.
Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками.
Тема 21. Изготовление модели «Шкатулка»
Теория: Создание управляющей программы (УП). Подбор материала и
инструмента.
Практика: Самостоятельное изготовление модели. Работа над ошибками.
Тема 22. Создание авторских моделей и их изготовление.
Теория: Алгоритм создания авторских моделей.
Практика: Создание эскиза будущей модели. Изготовление модели.
Тема 23. Выставка – презентация моделей.
1.4 Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
 что такое растровая и векторная графика;
 основы программирования в ПО CorelDraw, ArtCAM, Inkscape.
 основы и принципы работы фрезерного станка с ЧПУ.
Обучающиеся будут уметь:
 работать с растровой и векторной графикой;
 работать в ПО CorelDraw, ArtCAM, Inkscape
 пользоваться основными навыками работы на фрезерном станке с ЧПУ.
Метапредметные результаты
 определять действие(я) и составлять его (их) алгоритм в соответствии с
учебной и познавательной задачей;
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 уметь находить несколько вариантов решения проблемы;
 приобретать и осуществлять практические навыки и умения в
техническом творчестве;

8

 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса.
Личностные результаты
 овладеть основами социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду;
 осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 стараться реализовывать творческий потенциал в собственной
технической деятельности;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями.

9

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1 Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.

23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.

8 недель
7 недель
10 недель
9 недель

2.2 Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Сведения о помещениях для проведения занятий
Занятия проводятся в кабинете №2 (площадь – 61,2 квадратных метра)
Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ
СОШ №3 пос. Черноисточинск и школьной мастерской (площадь – 63,5
квадратных метра). Кабинеты имеют естественную вентиляцию, освещение и
температурный режим, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам.
Подсобных помещений нет.
Перечень оборудования учебных кабинетов
№ п/п
1.
2.
3.
4.

Стол учительский
Стеллаж
Стол ученический
Стулья

Оборудование

Количество
1 шт.
2 шт.
21 шт.
22 шт.

Перечень оборудования, технических средств обучения,
материалов, необходимых для занятий
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Оборудование

Количество
1 шт.
10 шт.
11 шт.
11 шт.
1 шт.
1 шт.
20 шт.

Ноутбук учителя
Ноутбук мобильного класса
Мышь проводная
Зарядное устройство
Медиапроектор
Фрезерный станок с ЧПУ.
Фрезы

10

Программное обеспечение:
•
офисное программное обеспечение;
•
интернет-браузер.
•
CorelDraw, ArtCAM, Inkscape.
Информационное обеспечение
Интернет- источники

3D-моделирование
в
Blender.
Курс
для
начинающих
http://younglinux.info

Видеоуроки - учиться с нами просто. Посмотрел. Послушал. Выучил:
http://programishka.ru/catalog/list_catalog/1/.

ArtCAM PRO 6 Учебное пособие
Кадровое обеспечение
Зонтов Андрей Михайлович, педагог дополнительного образования.
Образование: среднее профессиональное (ЧОУДПО «Институт новых
технологий в образовании, 2018 г.)
Педагогический стаж: 1 год
Методические материалы
Ловыгин А.А., Теверовский Л.В. Современный станок с ЧПУ и CAD САМ
система (3-е издание, 2012)
2.3 Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися:
Критерии
1.Теоретическая
подготовка
1.1.
Теоретические
знания
по
каждому модулю

Показатели
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

1.2.Владение

Осмысленность

Количество баллов
Методы иагностики
Минимальный уровень – Наблюдение, опрос,
учащийся владеет менее беседа
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
программой (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных
знаний
составляет более ½ (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период (8-10
баллов)
Минимальный уровень – Письменные задания,

11

специальной
терминологией

и правильность
использования
специальной
терминологии

учащийся, как правило,
избегает
применять
специальные термины (13 балла)
Средний
уровень
–
учащийся
сочетает
специальную
терминологию с бытовой
(4-7 баллов)
Максимальный уровень –
специальные
термины
употребляет осознанно и
в их полном соответствии
с содержанием (8-10
баллов)
2.Практическая
Соответствие
Минимальный уровень –
подготовка
практических умений учащийся овладел менее
2.1. практические инавыков
чем ½ предусмотренных
навыки и умения
программным
умений и навыков (1-3
требованиям
балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и
умений составляет более
½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
учащийся
овладел
практически
всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой (8-10 баллов)
2.2.Владение
Отсутствие
Минимальный уровень –
специальным
затруднений
в учащийся
испытывает
оборудованием и использовании
серьезные
затруднения
оснащением
специального
при
работе
с
оборудования
и оборудованием
(1-3
оснащения
балла)
Средний
уровень
–
работает с оборудованием
с помощью педагога (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
работает с оборудованием
самостоятельно,
не
испытывая
особых
затруднений
(8-10
баллов)
2.3.Творческие
Креативность
Начальный
уровень
навыки
в выполнении
развития креативности –
практических
учащийся в состоянии
заданий
выполнить
лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень
– выполняет задания на
основе
образца
(4-7
баллов)

12

опрос

Анализ выполнения
текущих и итоговых
работ

Анализ выполнения
текущих и итоговых
работ

Анализ выполнения
текущих и итоговых
работ,
участие
в
выставках

Творческий уровень –
выполняет практические
задания с элементами
творчества (8-10 баллов)

Список литературы
1. Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. пособие –
СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
2. ДжеймсК. BlenderBasics: самоучитель, 4 –еиздание, 416 с., 2011.
3. Методическое пособие по курсу «Основы 3D моделирования и создания
3D моделей» для учащихся общеобразовательных школ: Центр технологических
компетенций аддитивных технологий (ЦТКАТ) г. Воронеж, 2014.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».