ДОП Эстрадное пение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от 25.08.2020г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Эстрадное пение»

Возраст обучающихся: 6 - 13 лет
Срок реализации: 7 лет

Автор-составитель: Булыгина Виктория Александровна,
педагог дополнительного образования

Черноисточинск
2020 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталья Княжинская
В настоящее время в России наметилась тенденция возрождения духовных
ценностей, утраченных последними поколениями в период становления нового
российского государства. Поэтому огромное внимание сейчас уделяется
воспитанию патриотизма, нравственного и художественно-эстетического
образования детей и подростков. Создание условий для воспитания всесторонне
развитого человека, сочетающего в себе духовное богатство, высокую
нравственность, душевную красоту и физическое совершенство является и целью
современного образования.
Особое значение в воспитании придаётся вокальному искусству: отражая
действительность и выполняя познавательную функцию, песни воздействуют на
людей, воспитывают человека, формируют его взгляды и чувства. Пение
способствует
формированию
общей
культуры
личности:
развивает
наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на
эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных
формах творческой и певческой деятельности; учит анализировать музыкальные
произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости,
доброты; оказывает лечебно-оздоровительный эффект. Кроме этого, пение - одно
из самых доступных и естественных видов творческой деятельности. Именно
здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески
подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность,
добросовестность, умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в
коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке
позитивных качеств ребёнка.
Эстрадное пение занимает особенное место в современной музыке и
вызывает огромный интерес у детей и подростков. Этот вид деятельности даёт
возможность обучить ребёнка профессиональным творческим навыкам, а также
развивает их творческие способности, даёт огромные возможности показать
ребёнку свою значимость, ощутить уверенность в своих силах и самоутвердиться
в социуме. Предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только
правильному и красивому пению произведений в данном жанре, но и ещё умению
работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими
навыками. Занятия вокалом так же развивают и воспитывают волю детей и
подростков через "победу над собой", через кропотливый и упорный труд.

Программ «Эстрадное пение» разработана для детей, которые стремятся
научиться «красиво» петь.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Эстрадное пение» - художественная.
Новизна программы
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся,
которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не
только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Данная программа - это механизм, который определяет содержание
обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и
развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна
программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих
навыков обучающихся в последовательности, сопровождающих систему
практических занятий.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
эстрадное пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке.
Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ
выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и
не осознаваемых.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе работы по программе «Эстрадный пение» дети осваивают основы
вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют
кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,
фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность,
основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко,
действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными
переживаниями
К числу наиболее актуальных проблем относится:
 Создание условий для творческого развития ребенка.
 Развитие мотивации к познанию и творчеству.
 Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
 Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
 Создание
условий
для
социального,
культурного
и
профессионального самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка.
 Укрепление психологического и физического здоровья.
Именно для того чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, к развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и

навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться
голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, создана данная
программа, направленная на духовное развитие обучающихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Эстрадное пение» разработана с учетом
действующих нормативных правовых актов в сфере дополнительного
образования:
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от29.12.2012 № 273-ФЗ)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей».
5.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Данная программа составительская. Программа написана на основании
программ внешкольных учреждений: «Учите петь детей» М, «Просвещение»
1988г.; программа «Певческая школа» В.В. Емельянова, Современная
школа,2006г.; программа «Сольное пение» Жданова Р.А., Феникс, Ростов-на-Дону
2007г.; учебного пособия «Основы эстрадного вокала» Кузьгова Р.Ж. «Кифара,
Москва 2002г.. В программе использованы материалы из книг: «Учимся петь»
Исаев И.О. Современная школа, Москва 2006г.; «Сольное пение» Гонтаренко Н.Б.
Ростов-на-Дону 2007г.; «Пойте как звёзды» СэтРиггз ООО Питер пресс, СанктПетербург
2007г.;
«Дыхательная
гимнастика»
А.Н.
Стрельникова;
«Перспективная система развития голосового аппарата» Шаповаловой Н.Н.. Все
перечисленные программы и пособия имеют свою ценность: в одних
предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, в другие

слишком углублённые. В отличие от существующих программ данная программа
предусматривает учёт индивидуальных психофизиологических особенностей
воспитанников. Главное отличие образовательной программы «Эстрадный вокал»
от первоисточников состоит в том, что она значительно расширяет пространство
для изучения и восприятия музыки разных стилей и направлений. Воспитание
юных вокалистов происходит на лучших образцах эстрадной музыки.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,
полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые
навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего
вокального звучания).
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительнокоррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить
плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой
действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью
группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из
действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия
вокалом должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения,
уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией
личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью,
которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Отличительные особенности программы основаны на возрастных
требованиях к методу обучения и индивидуальных особенностях обучающихся в
общеобразовательных учреждениях, а также на рекомендуемом режиме занятий
детей в объединениях различного профиля.
В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому
воспитанию.
Адресат программы
Программа рассчитана на 7 лет обучения детей от 6 до 13 лет и
ориентирована на работу с детьми, проявляющими способность к ансамблевому и
сольному эстрадному пению.
Программа предусматривает организацию вокальных групп от 5-12 человек.
Однако, учитывая физические и психологические особенности детей, различную
степень природных задатков, занятия могут проводиться по подгруппам (3-5 чел.)
и индивидуально. Специфика работы эстрадного коллектива предполагает также
индивидуальную работу по постановке голоса для природно-одарённых детей.
Это очень ценно и важно для развития личности ребёнка и развития коллектива в

целом. Группы формируются в зависимости от уровня способностей и задатков
детей.
Режим занятий. Для обучающихся первого - шестого года обучения
занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, для учащихся седьмого года
обучения – 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия - 40
минут.
Объём программы: 271 час
Год обучения
1
2
3
4
5
6
7
Итого

Часов в неделю
1
1
1
1
1
1
2
8

Количество недель в году
33
34
34
34
34
34
34

Всего часов в год
33
34
34
34
34
34
68
271

Сроки реализации образовательной программы– 7 лет.
Программа состоит из 3 ступеней: 1, 2 и 3 ступени – по 2 года обучения, 3
ступень – 1 год обучения.
Уровневость программы
Так как процесс обучения имеет свою возрастную специфику - голос
ребёнка физиологически подвергается изменениям в процессе роста организма организация обучения строится по трём возрастным ступеням развития:
I ступень–младший школьный возраст (6-8 лет) базовый уровень
II ступень – младший школьный возраст (9-10 лет) базовый уровень
III ступень – средний школьный возраст (11-12 лет) продвинутый уровень
IV ступень - средний школьный возраст (13 лет) продвинутый уровень
I - III ступени развития предполагают 2-x годичное обучение с
усложнением музыкального репертуара, IV ступень рассчитана на 1 год обучения.
Ступени развития внутренне содержательны и завершены. Это позволяет начать
обучение ребёнка на любой ступени развития. Кроме того, обучение может
варьироваться в зависимости от состава группы, степени усвоения музыкального
материала и индивидуальных особенностей детей. Ступени развития включают в
себя разделы, которые могут дополняться и видоизменяться в зависимости от
возрастных особенностей воспитанников.
Формы обучения: групповая, индивидуальна, ансамблевая.
Виды занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие,
практическое занятие, игра, праздник, творческая встреча, репетиция.
Формы подведения результатов: открытый урок, концерт, конкурс,
фестиваль.
Особое место уделяется концертной и конкурсной деятельности:
воспитанники принимают участие в муниципальных и областных конкурсах,
ведут активную концертную деятельность в районе. Это придаёт прикладной
смысл занятиям в детском объединении. Обучение вокалу подчинено личной и
общезначимой цели. Всё это помогает воспитанникам постичь смысл вокального

искусства и научиться владеть своим голосом. Концертная деятельность значима
для личного творческого роста воспитанников их успешности и умению
социализироваться в обществе. Важным в программе «Эстрадное пение» является
подбор репертуара. Принцип подбора репертуара «от простого к сложному». При
выборе учитываются интересы воспитанников в соответствии их возрасту и
вокальным возможностям. В репертуар подбираются лучшие образцы
современной детской эстрады, современных композиторов и исполнителей.
Ценным и новым является привлечение к образовательному процессу песенных и
текстовых авторов-земляков. Отбор произведений – процесс сложный: с одной
стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура
преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой
музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает. Серьёзного
внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть
выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или
иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе
работы над песней. В течение учебного года каждый воспитанник должен освоить
несколько вокальных произведений.
Программа предполагает различные формы контроля: предварительный,
текущий и итоговый. Методы контроля и управления образовательным процессом
– это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия
воспитанников объединения в различных мероприятиях, оценка зрителей, жюри,
анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие
назидательности и прямолинейности в преподнесении музыкального материала.
Формы контрольных занятий: контрольный урок, музыкальные спектакли,
отчётный концерт; участие в конкурсах, фестивалях; посещение концертов,
музыкальных спектаклей.
Программа «Эстрадное пение» позволяет расширить музыкальный
кругозор, даёт возможность развить певческий голос, овладеть навыками
эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства, преодолеть
психологические комплексы, в целом, способствует формированию внутренней
мотивации к творческому самовыражению.
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: создание условий для реализации
потенциала детей и подростков средствами эстрадного пения.
Задачи программы
Обучающие задачи
Обучение навыкам
- исполнительского мастерства;
- правильного певческого дыхания;
- певческой артикуляции;
- ансамблевого пения;
- сценического мастерства.

творческого

Развивающие задачи
Развитие
- музыкальной памяти и слуха;
- правильного интонирования;
- чувства ритма;
- музыкального мышления, творческого воображения и навыков импровизации;
- навыков адекватной оценки личного и коллективного результатов;
- расширение музыкального кругозора;
- развитие художественно-эстетического вкуса и устойчивого интереса к пению.
Воспитательные задачи:
Воспитание
- высокой исполнительской культуры;
- ответственности за личные и коллективные успехи;
- активной гражданской позиции;
- формирование качеств личности, необходимых для достижения успешности.
2.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
I СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 6-7 ЛЕТ)
№

Темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.
2.

Вводное занятие
Песня - жанр музыкального
искусства.

1 ч.
5ч.

1ч.
2ч.

3ч.

3.

Основы вокальной работы

13ч.

2ч.

11ч.

4.

Разбор и анализ произведения

5ч.

2ч.

3ч.

Основы музыкальной грамоты

4ч.

2ч.

2ч.

6.

Основы сценической культуры

4ч.

2ч.

2ч.

7.

Итоговое занятие

2ч.

-

2ч.

34 ч.

11ч.

23ч.

5.

ИТОГО:

I СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ( 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ 7-8 ЛЕТ)
№
1.
2.

Темы
Вводное занятие
Песня - жанр музыкального
искусства.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1 ч.
5ч.

1 ч.
2ч.

3ч.

3.

Основы вокальной работы

13ч.

2ч.

11ч.

4.

Разбор и анализ произведения

5ч.

2ч.

3ч.

Основы музыкальной грамоты

4ч.

2ч.

2ч.

6.

Основы сценической культуры

4ч.

2ч.

2ч.

7.

Итоговое занятие

2ч.

-

2ч.

34 ч.

11ч.

23ч.

5.

ИТОГО:

II СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (8 – 9 ЛЕТ)
№

Темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1 ч.
4ч.

1 ч.
2ч.

2ч.

3.

Вводное занятие
Ансамбль-форма коллективного
творчества
Основы вокальной работы

13ч.

2ч.

11ч.

4.

Разбор и анализ произведения

4ч.

2ч.

2ч.

5.
6.
7.

Основы музыкальной грамоты
Основы сценической культуры
Итоговое занятие
ИТОГО:

4ч.
6ч.
2ч.
34ч.

3ч.
1ч.
11ч.

1ч.
5ч.
2ч.
23ч.

1.
2.

II СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ 9-10 ЛЕТ)
№

Темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1 ч.
4ч.

1 ч.
2ч.

2ч.

3.

Вводное занятие
Ансамбль-форма коллективного
творчества
Основы вокальной работы

13ч.

2ч.

11ч.

4.

Разбор и анализ произведения

4ч.

2ч.

2ч.

5.
6.
7.

Основы музыкальной грамоты
Основы сценической культуры
Итоговое занятие
ИТОГО:

4ч.
6ч.
2ч.
34ч.

3ч.
2ч.
12ч.

1ч.
4ч.
2ч.
22ч.

1.
2.

III СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (5 ГОД ОБУЧЕНИЯ 10-11 ЛЕТ)
№

Темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1 ч.
3ч.

1 ч.
1ч.

2ч.

3.

Вводное занятие
Эстрадное пение-синтез
вокального, театрального и
хореографического искусства
Основы вокальной работы

13ч.

2ч.

11ч.

4.

Разбор и анализ произведения

5ч.

2ч.

3ч.

5.
6.
7.

Основы музыкальной грамоты
Основы сценической культуры
Итоговое занятие
ИТОГО:

5ч.
5ч.
2ч.
34 ч.

3ч.
2ч.
11ч.

2ч.
3ч.
2ч.
23ч.

1.
2.

III СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (6 ГОД ОБУЧЕНИЯ 11-12ЛЕТ)
№

Темы

Всего

Количество часов
Теория
Практика

1 ч.
3ч.

1 ч.
1ч.

2ч.

3.

Вводное занятие
Эстрадное пение-синтез
вокального, театрального и
хореографического искусства
Основы вокальной работы

13ч.

2ч.

11ч.

4.

Разбор и анализ произведения

5ч.

2ч.

3ч.

5.
6.
7.

Основы музыкальной грамоты
Основы сценической культуры
Итоговое занятие
ИТОГО:

5ч.
5ч.
2ч.
34 ч.

3ч.
2ч.
11ч.

2ч.
3ч.
2ч.
23ч.

1.
2.

№
1.
2.
3.

IV СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ - ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
(7 ГОД ОБУЧЕНИЯ 12 – 13 ЛЕТ)
Темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
Основы вокальной работы
Разбор и анализ произведения

2 ч.
33ч.
2ч.

1 ч.
11ч.

1ч.
22ч.
2ч.

4.

Основы сценической культуры

3ч.

1ч.

2ч.

5.

Подготовка к концертам и
конкурсам
Концертная деятельность.
Итоговое занятие. Работа над
ошибками.
ИТОГО:

20ч.

2ч.

18ч.

6ч.
2ч.

1ч.

6ч.
1ч.

68ч.

16ч.

52ч.

6.
7.

Содержание учебного (тематического) плана
I ступень развития
(1 и 2 год обучения)
Раздел №1 Вводное занятие.
Прослушивание голосов. Выявление вокальных, слуховых и ритмических
природных навыков.
Раздел №2 Песня-жанр музыкального искусства.
Понятие песня: строение, авторы. Место и значение песни в жизни
человека. Жанровое разнообразие песенного репертуара.Знакомство с
творчеством детских эстрадных коллективов. Песни известных детских
композиторов.
Раздел №3 Основы вокальной работы.
Певческая установка (сидя, стоя). Основы певческого дыхания
(соотношение вдоха и выдоха от характера песни). Дыхательная гимнастика.
Мягкая атака звука (нефорсированное пение). Интонирование в заданной
тональности (чистота интонации). Интонирование при смене тональности. Пение
под фонограмму с прописанной мелодией и без мелодии. Унисон. Многоголосие:
канон и эпизодическое двухголосие в ансамбле. Понятие строя в ансамбле.
Дикция. Дикционная гимнастика. Произношение в пении согласных и гласных.
Понятие фразы, фразировка мелодии в песне. Регистры: головной и грудной.
Диапазон. Расширение диапазона. Знакомство со звуковедением: (нон легато,
стокатто). Интервалы: скачки на малые интервалы, интонирование интервалов в
гармоническом и мелодическом положении в произведениях. Артикуляция:
артикуляционная гимнастика рот, губы, зубы, верхнее и нижнее нёбо.
Раздел №4 Разбор и анализ песенного репертуара.
Средства музыкальной выразительности в песне: содержание текста,
мелодия, ритм, динамика, характер. Строение песни: куплет, припев, проигрыш,
вступление, окончание, кульминация.
Раздел №5 Основы музыкальной грамоты.
Понятие мелодия и мелодический рисунок. Фактура изложения мелодии:
гармоническая и мелодическая. Строение мелодической фразы. Фраза.
Фразировка. Длительности: четверть, восьмая, шестнадцатые. Пауза их виды.
Динамические оттенки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Понятие
тональность. Интервалы: прима,секунда, терция, октава, кварта, квинта.
Раздел №6 Основы сценической культуры.

Правила работы в микрофон. Техника подачи голоса в микрофон.
Воспитания осанки и походки на сцене. Знакомство с особенностями работы в
микрофон под фонограмму «-1». Эмоциональная выразительность: глаза, мимика,
работа рук, положение корпуса. Выход на номер и уход.
Раздел №7. Итоговое занятие. Отчётный концерт.
II ступень развития
(3 и 4 год обучения)
Раздел №1 Вводное занятие.
Прослушивание голосов. Выявление вокальных, слуховых и ритмических
природных навыков.
Раздел №2 Ансамбль – форма коллективного творчества.
Понятие ансамбль. Виды ансамблей их различия и особенности. Знакомство
с эстрадными детскими группами и их творчеством. Особенности работы в
группе, ансамбле. Роль группового исполнительства для детей.
Раздел №3 Основы вокальной работы.
Дыхание: дыхательная гимнастика, дыхание при работе в микрофон,
особенности нижнерёберного дыхания. Дикция: правильное формирование
гласных и согласных, ровность гласных, дикционная гимнастика. Артикуляция:
положение губ, рта, челюстей при произношении. Артикуляционная гимнастика
В.В.Емельянова, фонопедические упражнения. Фразировка: работа над фразой в
песне. Интонация: интонационно-фонетические упражнения, интонирование
унисона, слуховое осознание чистой интонации, интонирование партии в
многоголосие, интонирование скачков в мелодии, чистота интонирования
сложных оборотов в мелодической линии. Многоголосие: двухголосье и
эпизодическое трёхголосье. Регистры: головной и грудной, сглаживание
регистров, понятие микст, упражнения на развитие регистров. Ансамбль:
ритмический, интонационный, тембровый, темповый и динамический, строй
ансамбля. Ритм: особенности синкопы в пении, работа над ритмическим
рисунком в песне. Формирование мягкого не форсированного звука, атака звука
Раздел №4 Разбор и анализ песенного репертуара.
Средства музыкальной выразительности в песне: содержание текста,
мелодия, ритм, динамика, характер. Строение песни: куплет, припев, проигрыш,
вступление, окончание, кульминация. Музыкальный образ.
Раздел №5 Основы музыкальной грамоты.
Понятие мелодия и мелодический рисунок. Фактура изложения мелодии:
гармоническая и мелодическая. Строение мелодической фразы. Фраза.
Фразировка. Длительности: четверть, восьмая, шестнадцатые. Синкопа.
Динамические оттенки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Аккорд.
Интервалы: секунда, терция, октава, секста. Трезвучие. Аккомпанемент
Раздел №6 Основы сценической культуры.
Правила работы с микрофоном. Правила артикуляции при пении в
микрофон. Основы движений на сцене: положения рук, ног, головы и корпуса.
Тембровая окраска голоса при работе в микрофон. Правила микширования
голоса. Правила произношения согласных и гласных звуков в микрофон.
Раздел №7 Итоговое занятие. Отчётный концерт.

III ступень развития
(5 и 6 год обучения)
Раздел №1 Вводное занятие.
Прослушивание голосов. Выявление вокальных, слуховых и ритмических
природных навыков.
Раздел №2 Эстрадное пение – синтез вокального, театрального и
хореографического искусства.
Эстрадное искусство. Жанры эстрадного искусства. Взаимодействие жанров
эстрадного искусства и значение. Театр и эстрадное пение. Танец и эстрадное
пение. Эстрадные стили в музыке: поп музыка, джаз, рок. Мюзикл и музыкальный
спектакль различия и сходство.
Раздел №3 Основы вокальной работы.
Дыхание: дыхательная гимнастика, дыхание при работе в микрофон,
особенности нижнерёберного, диафрагменного дыхания. Дикция: правильное
формирование гласных и согласных, ровность гласных, дикционная гимнастика,
основные правила произношения гласных и согласных в середине и в конце
слова, особенности дикции при пении в быстрых темпах. Артикуляция:
положение губ, рта, челюстей при произношении. Фразировка: работа над фразой
в песне. Интонация: интонационно-фонетические упражнения, интонирование
унисона, слуховое осознание чистой интонации, интонирование партии в
многоголосье, интонирование скачков в мелодии, чистота интонирования
сложных оборотов в мелодической линии, умение интонировать при изменении
тональности во время песни. Трёхголосие и четырёхголосие: интонирование
гармонических последовательностей. Регистры: головной и грудной, сглаживание
регистров, понятие микст, упражнения на развитие регистров. Ансамбль:
ритмический, интонационный, тембровый, темповый и динамический, строй
ансамбля. Ритм: особенности синкопы в пении, работа над ритмическим
рисунком в песне, особенности пения при смене ритма и размера в песне.
Формирование мягкого не форсированного звука, атака звука.
Раздел №4 Разбор и анализ песенного репертуара.
Средства музыкальной выразительности в песне: содержание текста,
мелодия, ритм, динамика, характер. Форма песни: куплетная, сквозная.
Музыкальный образ.
Раздел №5 Основы музыкальной грамоты.
Мелодия и мелодический рисунок. Фактура изложения мелодии:
гармоническая и мелодическая. Строение мелодической фразы. Фраза.
Фразировка. Длительности: четверть, восьмая, шестнадцатые. Синкопа.
Динамические оттенки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Аккорд.
Интервалы: секунда, терция, октава, секста. Трезвучие и обращения
Аккомпанемент. Лад. Септаккорд. Основные ступени лада. Вводные звуки.
Раздел №6 Основы сценической культуры.
Правила работы с микрофоном. Правила дыхания при работе в микрофон.
Приёмы артикуляции при пении в микрофон. Основы движений на сцене:
положения рук, ног, головы и корпуса. Тембровая окраска голоса при работе в
микрофон. Правила микширования голоса. Правила произношения согласных и

гласных звуков в микрофон. Сценический костюм и музыкальный образ. Правила
записи голоса в студии.
Раздел №7 Итоговое занятие. Отчётный концерт.
IV ступень развития
(7 год обучения)
Раздел №1 Вводное занятие.
Прослушивание голосов. Выявление вокальных, слуховых и ритмических
природных навыков.
Раздел №2 Эстрадное пение – синтез вокального, театрального и
хореографического искусства.
Эстрадное искусство. Жанры эстрадного искусства. Взаимодействие жанров
эстрадного искусства и значение. Театр и эстрадное пение. Танец и эстрадное
пение. Эстрадные стили в музыке: поп музыка, джаз, рок. Мюзикл и музыкальный
спектакль различия и сходство.
Раздел №3 Основы вокальной работы.
Дыхание: дыхательная гимнастика, дыхание при работе в микрофон,
особенности нижнерёберного, диафрагменного дыхания. Дикция: правильное
формирование гласных и согласных, ровность гласных, дикционная гимнастика,
основные правила произношения гласных и согласных в середине и в конце
слова, особенности дикции при пении в быстрых темпах. Артикуляция:
положение губ, рта, челюстей при произношении. Фразировка: работа над фразой
в песне. Интонация: интонационно-фонетические упражнения, интонирование
унисона, слуховое осознание чистой интонации, интонирование партии в
многоголосье, интонирование скачков в мелодии, чистота интонирования
сложных оборотов в мелодической линии, умение интонировать при изменении
тональности во время песни. Трёхголосие и четырёхголосие: интонирование
гармонических последовательностей. Регистры: головной и грудной, сглаживание
регистров, понятие микст, упражнения на развитие регистров. Ансамбль:
ритмический, интонационный, тембровый, темповый и динамический, строй
ансамбля. Ритм: особенности синкопы в пении, работа над ритмическим
рисунком в песне, особенности пения при смене ритма и размера в песне.
Формирование мягкого не форсированного звука, атака звука.
Раздел №4 Разбор и анализ песенного репертуара.
Средства музыкальной выразительности в песне: содержание текста,
мелодия, ритм, динамика, характер. Форма песни: куплетная, сквозная.
Музыкальный образ.
Раздел №5 Основы музыкальной грамоты.
Мелодия и мелодический рисунок. Фактура изложения мелодии:
гармоническая и мелодическая. Строение мелодической фразы. Фраза.
Фразировка. Длительности: четверть, восьмая, шестнадцатые. Синкопа.
Динамические оттенки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Аккорд.
Интервалы: секунда, терция, октава, секста. Трезвучие и обращения
Аккомпанемент. Лад. Септаккорд. Основные ступени лада. Вводные звуки.
Раздел №6 Основы сценической культуры.

Правила работы с микрофоном. Правила дыхания при работе в микрофон.
Приёмы артикуляции при пении в микрофон. Основы движений на сцене:
положения рук, ног, головы и корпуса. Тембровая окраска голоса при работе в
микрофон. Правила микширования голоса. Правила произношения согласных и
гласных звуков в микрофон. Сценический костюм и музыкальный образ. Правила
записи голоса в студии.
Раздел №7 Итоговое занятие. Отчётный концерт.
2.4. Планируемые результаты
(требования к уровню подготовки)
Составляющи
е
Низкий
образованност
и младшие
школьники
имеет
Предметная Не
представлений
о
 знает
жанре песня, не
знает её строения и
создателей,
не
может определять
отличительные
черты жанра песни,
не понимает и не
знает значение и
роли песни для
человека, не владеет
элементарными
знаниями строения
дикционного
и
голосового
аппарата, не может
различать
музыкальную речь и
разговорную.
Не
видит
понимает
различия
между
музыкальными
и
шумовыми звуками,
не
понимает
требований педагога
петь
«мягко»,
«красиво». Не знает
выразительных

Уровни
Средний
(необходимый)

Высокий
(повышенный)

Имеет
частичные
представления
о
строении песни и кто
её
создаёт.
Особенности жанра
песни определяет с
помощью
педагога.
Не
всегда
точно
определяет жанровую
принадлежность
музыкального
материала
ждёт
помощи и подсказки
педагога.
Правила
поведения
выполняются
частично,
порой
неосознанно,
движения
схематичны, не всегда
опрятен. Не всегда
может переключаться
на
разные
эмоциональные
краски. Не всегда
может выразить своё
отношение
к
исполняемой
песне
ждёт
помощи

Владеет чёткими
представлениями
о
песенном
жанре.
Знает
характерные
и
отличительные
черты
песни.
Умеет грамотно
классифицировать
песни по образу,
содержанию
и
настроению.
Владеет знаниями
начальной
музыкальной
и
сценической
грамоты.
Знает
имена известных
композиторов
песенников и их
песни.
Знает
строение
артикуляционного
аппарата. Хорошо
знаком
с
правилами
поведения
на
сцене
и
за
кулисами.

особенностей песни
и
музыкального
языка. Безразлично
реагирует
на
музыкальное
произведение,
не
проявляет
своего
отношения,
не
имеет
представление
о
правилах поведения
на
сцене,
в
зрительном зале, за
кулисами. Не знает
элементарных основ
нотной грамоты.
Не
знаком
с
правилами гигиены
голоса.
 умеет
Не умеет чисто
интонировать, пение
заменяет
проговариванием,
несоответствие
ритма в пении с
ритмом
исполняемого
произведения.
Имеет
узкий
диапазон. Не умеет
правильно дышать
при пении делать
небольшой вдох не
поднимая плеч, не
умеет петь короткие
фраза на одном
дыхании.
Не
владеет
техникой
вдоха и выдоха в
пении. Зажат и
неразвит
артикуляционный

педагога. Неуверенно
знает
основы
музыкальной грамоты
(ритм, ноты и нотный
стан, звукоряд и т.д.).
Частично знаком с
правилами гигиены
голосового аппарата.

Чистое
интонирование
только
в
сопровождении
музыкального
инструмента
или
помощи педагога,
дыхание не всегда
удерживает во фразе,
не
всегда
умеет
контролировать вдох
при начале пения,
пение мало активное
нуждается
в
поддержке педагога
или товарища, не
всегда может петь
чисто
в
унисон
требуется поддержка
и помощь педагога.
Дикция
и
артикуляция не всегда
ясная
и
чёткая
требует
контроля.
Воспроизведение
ритмического
рисунка мелодии с
ошибками, не всегда

Внешний
вид
всегда
соответствует
образу
исполняемого
произведения,
движения
естественны.
Знает
правила
охраны и гигиены
своего голоса.

Интонирует
точно, ясная и
чёткая
дикция,
дыхание ровное,
спокойное. Умело
пользуется
вдохом
при
начале
пения. Умеет петь
точно,
как
в
сопровождении,
так и без него.
Умеет
петь
лёгким,
без
напряжения
звуком,
умеет
правильно
показать
самое

аппарат.
Дикция
неточная, вялая и
пассивная. Не умеет
петь мягким звуком,
кричит в пении. Не
точно интонирует
свой голос в каноне.
Не умеет петь под
фонограмму -1, не
умеет пользоваться
микрофоном.
Не
умеет следить за
своим сценическим
костюмом.
В
творчестве
пассивен,
нет
желания
участвовать
в
концертной
деятельности
коллектива.
Эмоционально
зажат,
«ровное»,
спокойное
отношение
к
музыке,
нет
активного интереса,
познавательный
интерес
носит
занимательный
характер.

Составляющи
е
Низкий
образованност
и средние и
старшие
школьники
Предметная Не владеет
понятием ансамбль,
 знает
не знает их
классификацию по
составу, и по

может
точно
воспроизводить
синкопированный
ритм
мелодии.
Пытается
анализировать
собственное
исполнение, но с
помощью
педагога.
Эмоциональный
отклик проявляется
не
всегда,
ждёт
указаний
педагога.
Недостаточная
сформированность
певческих навыков и
знаний музыкальной
грамоты.

Уровни
Средний
(необходимый)

Частично
сформировано
понятие ансамбль. Не
всегда может дать
правильную оценку в

красивое звучание
своего голоса. В
подвижных
песнях
умеет
правильно
пользоваться
дыханием.
Владеет навыками
чисто
петь
в
унисон.
Умеет
критически дать
оценку
своему
исполнению.
Активен
в
проявлении
эмоционального
отношения
к
музыке, обладает
хорошей
эмоциональной
мимикой,
сам
ищет
эмоциональные
краски.
Имеет
хороший
диапазон
в
пределах
1,5
октавы.
Умеет
правильно
пользоваться
микрофоном,
слушать и давать
анализ
своему
исполнению.
Высокий
(повышенный)

Сформировано в
целом
понятие
ансамбля
(группового
музицирования),

жанровой
принадлежности. Не
может на слух
определять типы
ансамблей. Не
может привести
примеров ни одного
детского эстрадного
ансамбля. Не
владеет знаниями
жанров эстрадного
искусства, не может
правильно делать
различия между
этими жанрами. Не
знает, как
определить песню к
тому или иному
жанру, не знает
отличительных и
характерных
признаков джаза,
поп музыки, рока и
т.д. Не владеет
понятиями тембр,
регистр, вибрато. Не
знает приёмы
эстрадного пения.
Не понимает виды
дыханий и их
особенности. Не
знаком со
строением
голосового аппарата
и правилами его
гигиены. Не умеет
понятия о певческой
установкой. Не
имеет знаний о
истоках эстрадного
жанра, его
традициях и
основоположниках.
 умеет

определении
видов
ансамбля. Не точно
владеет знаниями о
детских
эстрадных
коллективах.
Не
всегда
осознанно
делает
анализ
музыкального
произведения.
Частично
владеет
знаниями
жанров
эстрадного искусства
ждёт
помощи
педагога.
Знания
рефлекторны
и
ограничены.
Не
всегда
может
самостоятельно
делать выводы о
прослушанных
жанрах
эстрадного
искусства. Частично
владеет
знаниями
строения голосового
аппарат, его гигиены
и
охраны.
Ориентируется
в
элементарных
понятиях
музыкальной
грамоты, но не всегда
точно их различает.
Освоены некоторые
понятия
средств
музыкальной
выразительности, но
не
может
самостоятельно
их
различать.
Потребность
и
желание включаться в
деятельность мала.
Частично
сформирован ровный
унисон,
нет

усвоил ценности
коллективного
исполнительства.
Умеет определять
на слух виды и
типы ансамблей,
знает
их
отличительные
особенности.
Освоены точные
понятия
эстрадных жанров
в
музыке,
их
различия
и
сходства.
Знает
известных
исполнителей и
может определять
на слух. Умеет
осознанно делать
анализ
о
эстрадных жанрах
и исполнителях.
Владеет точными
знаниями
музыкальной
грамоты
и
сценической
культуры. Имеет
точные знания в
использовании
акустических
средств.
Сформированы
понятия
музыкальный
образ,
мимика,
эмоциональная
отзывчивость,
сценография.
Освоены приёмы
и
элементы
эстрадного
исполнительского
искусства.

Не
сформирован
чистый
унисон,
пение
с
проговариванием
текста,
нет
кантиленного
исполнения.
Не
умеет слушать свой
голос
и
подстраивать его к
товарищу. Не развит
диапазон,
нет
слуховых
ощущений
от
звучания
своего
голоса.
Дыхание
короткое,
отрывистое
по
середине
слова.
Поёт громко не
слышит товарищей.
Не
владеет
ритмической
организацией
в
пении, поёт свой
ритмический
рисунок. Не умеет
петь
сложные
синкопированные
ритмы.
Нет
голосовой окраски,
поёт
прямым
звуком. Не умеет
пользоваться
голосовыми
регистрами,
не
слышит
их.
Артикуляционный и
дикционный
аппарат не развит и
вялый. Не умеет
точно держать свой
голос
в
многоголосье.
Не

длительного
исполнения
кантилены.
Своё
исполнение слышит
не всегда, увлекается
своим пением не
слушая
товарища.
Диапазон не большой
1,5 октавы, не всегда
ровный
на
всём
диапазоне. Не точно
освоено умение пение
гласных и согласных
звуков. Ритмическая
организация в пении
при
поддержке
педагога, не точное
исполнение
ритмических
рисунков в песне,
сбивчивое
исполнение сложных
ритмических
оборотов. Голосовая
окраска проявляется
не
всегда,
нет
устойчивого
пользования вибрато.
Не всегда чёткая и
ясная
дикция
и
артикуляция.
Частично
сформировано чистое
интонирование своей
партии
в
многоголосье.
Требуется частичная
помощь педагога в
исполнении
в
микрофон. Не всегда
уверен в передачи
эмоционального
настроения
песни.
Сцены не боится , но
есть
зажимы
по

Умеет
чисто
интонировать: с
инструментом,
под фонограмму 1,
и
без
сопровождения.
Обладает чистым,
ярким, звонким
голосом.
Сформировано
умение слышать и
слушать себя и
товарища.
Диапазон
2
октавы. Владеет
приёмами
и
навыками
эстрадного пения.
Имеет
свою
исполнительскую
манеру
пения.
Обладает тембром
и
умеет
пользоваться
вибрато.
Осознанно
пользуется всеми
возможностями и
окрасками своего
голоса.
Развито
чувство
ритма.
Чёткая и ясная
дикция.
Сформировано
умение
сглаживание
регистров.
Голосовая
ровность на всём
диапазоне
звучания.
Свободное

умеет
синхронно
петь
с
фонограммой,
не
слышит музыку. Не
сформировано
чувство
эмоциональнообразного
восприятия
произведения.
Боится
двигаться
под
собственное
пение,
боится
сцены.
Не
ориентируется
в
нотной грамоте. Не
умеет
слушать
красоту
своего
голоса и не владеет
исполнительским
мастерством.

эмоциональному
самовыражению. Не
всегда
точно
ориентируется
в
знаниях музыкальной
грамоты.
Частично
владеет
умениями
исполнительского
мастерства.

владение
дыханием.
Умение
чисто
петь свою партия
в многоголосье.
Самостоятельное
создание своего
сценического
образа и подбора
себе
песни.
Освоены правила
пользования
акустической
системой
(микрофон).
Владеет знаниями
музыкальной
грамоты.
Сформированы
навыки
эмоционального
восприятия
и
навыки
исполнительского
мастерства.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
2.1. Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

01.09.2020г.
05.11.2020г.
11.01.2021г.
29.03.2021г.

23.10.2020г.
25.12.2020г.
19.03.2021г.
31.05.2021г.

8 недель
7 недель
10 недель
9 недель

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещениях для проведения занятий
Занятия проводятся в актовом зале школы. Площадь помещения для занятий:
154,4 кв. метра (актовый зал) и 30 кв. метров (сцена). Подсобное помещение: 43,8
кв. метров (костюмерная).
Перечень оборудования, технических средств обучения,
материалов, необходимых для занятий
Оборудование
1
2
3
4
5
6.
7.

Количество

Фортепиано
Магнитофон
Микшерный пульт
Ноутбук учителя
Микрофоны
CD - диски
Стойки для микрофонов

1 шт.
1 шт.
1 шт
1 шт.
6 шт.
3 шт.

Информационное обеспечение
Аудиоматериалы: детские российские и зарубежные фонограммы.
Видеоматериалы: видеоуроки по детскому вокалу (YouTube).
Кадровое обеспечение
Булыгина Виктория Александровна, педагог дополнительного образования.
Образование: среднее специальное (ГОУСПО СО «Нижнетагильское училище
искусств»,2006г.)

Направленность: вокальное искусство
Квалификация и звание: артист академического хора, ансамбля
Образование: высшее (ФГАОУВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет» г. Екатеринбург, 2020 г.)
Направленность: педагогическое образование
Квалификация, звание: бакалавр
Общий трудовой стаж: 14 лет
Педагогический стаж: 1 год
Методические материалы
В основу разработки данной программы легли известные педагогические
технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций
обучающихся: технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконин - В.В.
Давыдов); технология индивидуализации обучения (И. Э. Унт); личностноориентированная технология (И.С. Якиманская); технология сотрудничества (Ш.
А. Амонашвили). Здоровьесберегающие технологии позволяют снизить
количество пропусков занятий по причине заболеваний; игровые технологии: арттерапия, сказко-терапия делают занятия более интересными, насыщенными.
Благодаря использованию этой технологии повышается познавательный интерес
младших школьников, улучшается эмоциональный настрой, что способствует
сохранению контингента. Технология разноуровневая дифференциация дает
возможность повысить уровень знаний независимо от природных данных.
Технология сотрудничества позволяет испытать радость работы в коллективнотворческой деятельности, а итог - гордость от общего успеха. Технология
личностно-ориентированного обучения позволит подготовить призеров
регионального и международного уровня.
Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс,
делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают
сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает
чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают
результативность учебы.
В программе «Эстрадное пение» определяются межпредметные связи из
таких образовательных областей как:
 математика (ориентировка в пространстве, количественный счёт: тактов,
куплетов, пауз и т.д.)
 история (изучение истории и развития вокального искусства, эстрадного
жанра)
 физическая культура (дыхательная гимнастика)
 изобразительное искусство (музыкальный образ)
 литература (литературная основа песенного жанра)
 иностранные языки (терминология)
 география (содержание музыкального материала)
 физика (взаимодействие силы звуков)
Обучение через межпредметные связи - это способ интеллектуального
развития детей. Оно даёт возможность развить музыкальное мышление;

визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных
видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения,
ощущения) и практической деятельности; осваивать историю мирового
музыкального наследия; развить фантазию и воображение, собственное
творчество, самостоятельное порождение музыкального продукта в вокальном
искусстве.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
( график диагностики и контроля результатов)
Диагностика: предварительная (на первом занятии), текущая (декабрь),
итоговая (май).
Основной способ: наблюдение, тестирование, беседа.
Диагностика
Основные параметры
Период
Способ
интересов сентябрь, наблюдение
Предварительная Степень
подготовленности детей к занятиям октябрь
Природные физические данные
Уровень развития личностных
качеств
Уровень развития общей культуры
ребёнка
Высокий
уровень
исполнения декабрь концертная,
Текущая
песенного репертуара
конкурсная
деятельность
Степень
развития
тестирование
интеллектуальных, художественнобеседа
творческих способностей ребёнка,
его личностных качеств
Уровень развития общей культуры
наблюдение
Высокий
уровень
исполнения май
концертная,
Итоговая
песенного репертуара
конкурсная
деятельность
Степень
развития
тестирование
интеллектуальных, художественнотворческих способностей ребёнка,
его личностных качеств
Уровень развития общей культуры
наблюдение
Формы и виды контроля.
Iступень развития
№
Вид контроля

Сроки
выполнения

1. Входящий контроль. Прослушивание.
2. Зачётное занятие «Песня – жанр музыкального
искусства»
3. Участие в концертных мероприятиях. Отчётных
концерт.
II ступень развития
№
Вид контроля
1. Входящий контроль. Прослушивание.
2. Зачётное занятие «Ансамбль - форма коллективного
творчества»
3. Участие в концертных и конкурсных мероприятиях
разного уровня.
Отчётный концерт
III ступень развития
№
Вид контроля
1. Входящий контроль. Прослушивание.
2. Зачётное занятие «Эстрадное пение – синтез
вокального, хореографического и театрального
искусства»
3. Участие в концертных, фестивальных и конкурсных
мероприятиях.
Отчётный концерт

сентябрь
декабрь
январь-май
Сроки
выполнения
сентябрь
декабрь
январь-май

Сроки
выполнения
сентябрь
декабрь
январь-май

3. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и
викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI век», 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд.
«ТетраСистемс», 2007.
4. Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей».
«ТуронИкбол», 2007.
5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс»,
2007.
6. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.
7. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод.реком. руков. дет.
хоров.- М., «Вирта», 1987.
8. Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
9. Дмитриев А.Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.
10. Егоров А.Гигиена певца и ее физиологические основы.-Москва.Музгиз.1962.
11. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка
1977.

12. Малахов. Современные дыхательные методики._ Донецк.2003
13. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка.
Ярославль: Академия развития, 2008.
14. Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество. М.: Издательский центр «Академия»,2004.33
16. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей».- АСТ, «Астрель», 2007.
17. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
18. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
19. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
20. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод.пособие для учит.
СПб.: «Юность». 1988.
21. Менабени. «Методика обучения сольному пению».
22. Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. «Чистый голос».
Иваново, 2008. Дополнительная:
23. Пилипенко Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
24. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Ярославль: Академия развития, 2002.
25. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкально-речевые игры для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. «Классика-XXI»,
2005.
26. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Москва. ФИС,2000
27. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб.1996
28. Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост.
Мельник А. – Красноярск. «Сибирь». 1991.
29. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.
30. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для
студентов 1-У курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова
Т.С., Антонова Л.А., Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.
31. Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.
32. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.
33. Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm
34. Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm
Список литературы для детей
1. Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки»,
1987.
2. Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
3. Пьянков В. «Песни и хоры для детей». - М,: «Владос», 2003.
4. Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/
5. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
6. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,- М.:
ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).
7. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
8. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное
пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ)

9. Кузьгов
Павлодар,

Р.Ж.

"Основы

эстрадного

вокала",

учебное

пособие,
2012г.

Приложение №1
Тематическое планирование
I СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 6- 7ЛЕТ)
№
1.

Раздел №2

2.
3.

Раздел №3
4.

5.

6.

7.

Раздел №4
8.
9.
10.
Раздел №5
11.

12.
Раздел №6
13.

Темы разделов и занятий
Вводное занятие.
Песня-жанр музыкального
искусства
Понятие «песня».
Строение песни.
Место и значение песни в
жизни человека.
Песни известных детских
композиторов.
Песня «Весёлая песенка» А.Ермолов.
Основы вокальной работы.
Певческая установка (стоя,
сидя). Певческий голос.
Распевки.
Особенности певческого
дыхания.
Дыхательная гимнастика.
Мягкая атака звука.
Интонирование в заданной
тональности (чистота
интонации).
Пение под фонограмму с
прописанной мелодией и без
мелодии. Унисон.
Песня «Помогите бегемоту»;
Песня «Весёлая песенка»
Разбор и анализ
произведения.
Музыкальный образ в песне.
Образ настроений и чувств
песни.
Смысловая основа песни.
Основы музыкальной
грамоты.
Понятие мелодия и
мелодический рисунок.
Строение мелодической
фразы.
Ноты. Нотный стан.
Основы сценической
культуры.
Культура. Сценическая
культура.

Общ.кол.часов
1ч.
5ч.

Теория
1ч.
2ч.

2ч.

1ч.

3ч.

1ч.

Практика
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.

13ч.
3ч.

2ч.
1ч.

11ч.
1ч.

3ч.

1ч.

1ч.
1ч.
1ч.

2ч.

2ч.

5ч.

5ч.

5ч.

2ч.

3ч.

2ч.
2ч.

1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

1ч.
4ч.

2ч.

1ч.
2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.
4ч.

1ч.
2ч.

1ч.
2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

14.
15.

Зритель и артист: кто они?
Правила работы в микрофон.
Итоговое занятие.
Отчётный концерт.
Исполнение любимых
песен.
Итого групповых занятий:
Индивидуальная работа
ИТОГО:

2ч.

1ч.

2ч.

1ч.
2ч.

24ч.
10ч.
34ч.

I СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ 7-8 ЛЕТ)
№
1.

Раздел №2

2.
3.
Раздел №3
4.

5.

6.

7.

8.

Раздел №4
9.
10.

Темы разделов и занятий
Вводное занятие.
Песня-жанр музыкального
искусства
Особенности жанра.
Жанровое разнообразие
песенного репертуара.
Основы вокальной работы.
Пение под фонограмму с
прописанной мелодией и без
мелодии. Унисон.
Многоголосие: канон и
эпизодическое двухголосие в
ансамбле.
Дикция. Дикционная
гимнастика.

Общ.кол.часов
1ч.
5ч.

Теория
1ч.
2ч.

Практика

2ч.
3ч.

1ч.
1ч.

1ч.
2ч.

13ч.
3ч.

2ч.
1ч.

11ч.
1ч.

Произношение в пении
согласных и гласных.
Понятие фразы, фразировка
мелодии в песне.
Регистры: головной и
грудной.
Диапазон. Расширение
диапазона.
Знакомство
созвуковедением: (нон
легато, стокатто).
Интервалы: скачки на малые
интервалы, интонирование
интервалов в гармоническом
и мелодическом положении в
произведениях.

3ч.

Разбор и анализ
произведения.
Средства музыкальной
выразительности в песне.
Средства воплощения

5ч.

2ч.

3ч.

2ч.

1ч.

1ч.

3ч.

1ч.

1ч.

3ч.

1ч.

1ч.

1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

2ч.

1ч.
1ч.

3ч.

1ч.
2ч.

музыкального образа в песне.
Песня-зеркало души
человека.
Раздел №5
Основы музыкальной
грамоты.
Лады в музыке. Мажор и
11.
минор.
Тон и полутон. Интервалы.
12.
Раздел №6
Основы сценической
культуры.
«Волшебный звук
13.
микрофона».
Сценический костюм.
14.
Сценический имидж.
15.
Итоговое занятие.
Отчётный концерт.
Исполнение любимых
песен.
Итого групповых занятий:
Индивидуальная работа
ИТОГО:

1ч.
4ч.

2ч.

2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.
4ч.

1ч.
2ч.

1ч.
2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

24ч.
10ч.
34ч.

II СТУПЕНЬРАЗВИТИЯ (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ 8 - 9 ЛЕТ)
№
1.

2.
3.

Раздел №2

Раздел №3

4.

5.

6.
7.
Раздел №4
8.
9.
Раздел №5
10.
11.
12.

Темы разделов и занятий
Общ.кол.часов
Вводное занятие.
1ч.
Ансамбль-форма коллективного
4ч.
творчества.
Ансамбль.
2ч.
Виды ансамблей.
2ч.
Основы вокальной работы.
13ч.
Дыхание: дыхательная
2ч.
гимнастика, дыхание при работе в
микрофон. Особенности
нижнерёберного дыхания.
Дикция: правильное
3ч.
формирование гласных и
согласных, ровность гласных,
дикционная гимнастика.
Интонация
3ч.
Многоголосие: двухголосье и
3ч.
эпизодическое трёхголосье.
Разбор и анализ произведения.
4ч.
Жанровая основа песни.
2ч.
Музыкальный и поэтический
2ч.
текст.
Основы музыкальной грамоты.
4ч.
Такт. Тактовая черта.
1ч.
Размер в музыке.
1ч.
Темп в песне.
2ч.

Теория
1ч.
2ч.

Практика

1ч.
1ч.
2ч.
1ч.

1ч.
1ч.
11ч.
1ч.
1ч.

1ч.

2ч.

2ч.

3ч.
3ч.
2ч.
1ч.
1ч.

2ч.
1ч.
1ч.

3ч.
1ч.
1ч.
1ч.

1ч.
1ч

Раздел №6
13.

6ч.
2ч.

51.

2ч.

55.
56.

Основы сценической культуры.
Сценический образ.
Работа с микрофоном.
Мимика. Правила артикуляции
Апрель
при пении в микрофон.
Детский эстрадный театр песни.
Май
Май
Итоговое занятие. Отчётный
концерт. Исполнение любимых
песен.
Итого групповых занятий:
Индивидуальная работа
ИТОГО:

2ч..
2ч.

1ч.

5ч.
1ч.
1ч.
2ч.

1ч.

1ч.
2ч.

25ч.
9ч.
34ч.

II СТУПЕНЬРАЗВИТИЯ ( 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ 9-10 ЛЕТ)
№
1.

Темы разделов и занятий
Общ.кол.часов
Вводное занятие.
1ч.
Раздел №2
Ансамбль-форма коллективного
4ч.
творчества.
2ч.
2. Сентябрь Состав ансамбля.
Эстрадный ансамбль
2ч.
3. Октябрь
Раздел №3
Основы вокальной работы.
13ч.
Типы дыхания.
3ч.
4.
Техника дыхания.
2ч.
5.
Особенности дыхания в ансамбле.
4ч.
6.
Вокальная
фонетика.
2ч.
7.
Техника исполнения: нон легато,
1ч.
8.
стоккато.
Раздел №4
Разбор и анализ произведения.
4ч.
Музыкальный образ в песне.
2ч.
9.
Формы строения песни.
2ч.
10.
Раздел №5
Основы музыкальной грамоты.
4ч.
Характерные интервалы.
2ч.
11.
Аккорд.
2ч.
12.
Раздел №6
Основы сценической культуры.
6ч.
Мировая культура.
13.
1ч.
Правила артикуляции при пении в
14.
3ч.
микрофон.
Детский эстрадный театр песни.
15.
1ч.
16.
Итоговое занятие. Отчётный
2ч.
концерт. Исполнение любимых
песен.
Итого групповых занятий:
25ч.
Индивидуальная работа
9ч.
ИТОГО:
34ч.

Теория
1ч.
2ч.

Практика

1ч.
1ч.
2ч.
1ч.

1ч.
1ч.
11ч.
2ч.
2ч.
3ч.
2ч.
1ч.

1ч.

2ч.
1ч.
1ч.
3ч.
2ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.

2ч.

2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
4ч.
2ч.
2ч.

III СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (5 ГОД ОБУЧЕНИЯ 10-11 ЛЕТ)
№

Темы разделов и занятий

Общ.кол.часов

Теория

Практика

Вводное занятие.
Эстрадное пение-синтез
вокального, театрального и
хореографического искусства.
Эстрадное пение- вид искусства.
2.
Джаз.
3.
Раздел №3
Основы вокальной работы.
Охрана и гигиена голоса.
4.
Тембр.
5.
Вибрато.
6.
Дыхание-основа пения.
7.
Дикция.
8.
Артикуляция.
9.
Особенности пения в микрофон
10.
соло и в ансамбле.
Раздел №4
Разбор и анализ произведения.
Формы строения песни.
11.
Музыкальный образ песни.
12.
Раздел №5
Основы музыкальной грамоты.
Фактура изложения.
13. Апрель
Обращение трезвучий.
14. Апрель
Раздел №6
Основы сценической культуры.
Имидж.
15.
Технические средства.
16.
Сценический костюм.
17.
56. Май
Итоговое занятие. Отчётный
концерт. Исполнение любимых
песен.
Итого групповых занятий:
Индивидуальная работа
ИТОГО:

1.

Сентябрь
Раздел №2

1ч.

1ч.

1ч.
3ч.

1ч.
1ч.

2ч.

1ч.

13ч.
2ч.
1ч.
1ч.
3ч.
2ч.
1ч.
2ч.

2ч.
1ч.

5ч.
2ч.
3ч.
5ч.
2ч.
3ч.
5ч.
2ч.
2ч.

2ч.
1ч.
1ч.
3ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.

1ч.

2ч.

2ч.
1ч.
1ч.
11ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
2ч.
3ч.
1ч.
2ч.
2ч.
1ч.
1ч.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.

25ч.
9ч.
34ч.

III СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (6 ГОД ОБУЧЕНИЯ 11– 12ЛЕТ)
№
1.

Темы разделов и занятий
Вводное занятие.
Раздел №2

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Раздел №3

Эстрадное пение-синтез
вокального, театрального и
хореографического искусства.
Рок.
Поп музыка.
Основы вокальной работы.
Методики развития голоса.
Интонирование унисона в
ансамбле.
Интонирование многоголосья в
ансамбле.
Развитие музыкального слуха.
Интонирование мелодии.
Приёмы эстрадного пения.

Общ.кол.часов Теория Практика
1ч.
1ч.
3ч.

1ч.

2ч.

2ч.
1ч.
13ч.
1ч.
2ч.

1ч.

1ч.
1ч.
11ч.

2ч.
1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.
2ч.
3ч.

2ч.
2ч.
2ч.

1ч.

Раздел №4
10.

Разбор и анализ произведения.
Музыкальный и поэтический
текст.
Образ настроений и чувств песни.
11.
Смысловая основа песни.
12.
Раздел №5
Основы музыкальной грамоты.
Аккомпанемент.
13.
Размер в музыке.
14.
Темп в песне.
15.
Раздел №6
Основы сценической культуры.
Сценический грим.
16.
Актёрское мастерство.
17
18.
Итоговое занятие. Отчётный
концерт. Исполнение любимых
песен.
Итого групповых занятий:
Индивидуальная работа
ИТОГО:

5ч.
2ч.

2ч.
1ч.

1ч.
2ч.
5ч.
2ч.
2ч.
1ч.
5ч.
2ч.
3ч.
2ч.

3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.

1ч.
3ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.

3ч.
1ч.
2ч.
2ч.

25ч.
9ч.
34ч.

IV СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ (7 ГОД ОБУЧЕНИЯ 12 – 13 ЛЕТ)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.

12.

13.
14
15.
16.
17.

Темы разделов и занятий
Общ.кол.часов
Вводное занятие
2ч.
Охрана и гигиена голоса
2ч.
Дыхание-основа пения.
2ч.
Работа над чистотой интонирования.
1ч.
Работа на сцене в микрофон.
1ч.
Подготовка к концерту, посвященному
3ч.
Дню пожилого человека.
Запись концертного номера к онлайн –
1ч.
концерту, посвящённому Дню пожилого
человека.
Работа над синхронностью исполнения в
1ч.
ансамбле.
Сценический образ.
1ч.
Музыкальный и поэтический текст.
1ч.
Подготовка к Открытому детскому
3ч.
эстрадно - вокальному онлайн- фестивалю
«Мы зажигаем звёзды».
Запись конкурсного номера к Открытому
1ч.
детскому эстрадно – вокальному онлайн
фестивалю «Мы зажигаем звёзды».
Подготовка к концерту, посвящённому
4ч.
Дню матери.
Смысловая основа песни.
1ч.
Запись концертного номера к онлайн –
1ч.
концерту, посвящённому Дню матери.
Интонирование мелодии.
3ч.
Приёмы и техника исполнения
2ч.

Теория
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Практика
1ч.
1ч.
1ч.
1ч
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
3ч.
1ч.

1ч.

3ч.
1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

2ч.
1ч.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.
35.
36.
37.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Подготовка к Новогоднему концерту.
Запись концертного номера к онлайн –
концерту, посвящённого Новому году.
Приёмы эстрадного пения.
Особенности пения в микрофон соло и в
ансамбле.
Подготовка к конкурсу патриотической
песни.
Запись конкурсного номера к онлайн –
конкурсу патриотической песни
«Салют,Россия».
Интонирование.
Типы дыхания.
Дыхание: дыхательная гимнастика,
дыхание при работе в микрофон,
особенности нижнерёберного дыхания.
Подготовка к Районному конкурсу
«Радуга талантов»
Запись конкурсного номера к Районному
конкурсу «Радуга талантов».

3ч.
1ч.

Интонирование в заданной тональности
(чистота интонации).
Технические средства.
Особенности дыхания в ансамбле
Подготовка к концерту «Книга рекордов
Гиннеса»
Запись концертного номера к онлайн –
концерту, посвящённому «Книге
рекордов Гиннеса».
Итоговое занятие. Работа над
ошибками.
Итого групповых занятий:
Индивидуальная работа
ИТОГО:

3ч.

1ч.

2ч.

2ч.
2ч.
3ч.

1ч
1ч.

1ч.
1ч
3ч.

3ч.
2ч.

3ч.
1ч.
1ч.
1ч.

2ч.
1ч.

3ч.

3ч.

1ч.

1ч.

2ч.
3ч.
3ч.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.
2ч.
2ч.

3ч.

3ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.
2ч.
50ч.
18ч.
68ч.

1ч.

1ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».