Демо-версия КИМ Биология 1 четверть 2021-2022 учебного года

Спецификация
итоговой работы для проведения контрольной работы за первую четверть обучающихся
8 класса по биологии
1.
Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных
достижений обучающихся 8 класса в образовательном учреждении по предмету «Биологии» за
первую четверть.
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура итоговой работы по предмету «Биология»разработаны на основе
следующих документов:
1)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по
биологии(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»).
учебно-методический комплект по биологии: Биология 8 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций. /В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. – М.: Просвещение, 2018.

3.
Содержание работы
На основании документов, перечисленных в п.2 Спецификации, разработан кодификатор,
определяющий в соответствии с требованиями ФКГОС основного общего образования
планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования по предмету «Биология» для проведения итогового контроля индивидуальных
достижений обучающихся за первое полугодие.
В работе представлены задания базового и повышенного уровня.
Распределение заданий по основным разделам
Раздел курса
Число заданий
Организм человека. Общий обзор.
Опорно-двигательная система.
Кровь и кровообращение.
Пищеварительная система
Итого:

10
2
4
4
20

4.
Время выполнения работы
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности – 1 минута;
2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 3 минут;
3) для заданий высокого уровня сложности – до 5 минут
На выполнение всей работы отводится 35 минут.
5.
Дополнительные материалы и оборудование
При проведении работы дополнительных материалов и оборудований не требуется
6.
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1.За верное выполнение каждого из заданий Задание 1, Задание 2 и Задание 3выставляется по 1
баллу.
2.За верное выполнение каждого из заданий Задание 4 по 2 балла
3. За верное выполнение каждого задания Задание 5 выставляется по 1 баллу.
3.За ответы на задания Задание 6 выставляется по 3 баллу, если ответ совпадает с эталоном.
Если ответ совпадает частично то по 1 баллу
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 27.

Шкала перевода первичного балла за выполнении контрольной работы в отметку по 5-ной
шкале
Отметка по 52
3
4
5
ной шкале
Первичный
0-9
10-16
17-22
23-27
балл
7.
План работы
Условные обозначения: Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный
уровень, В – высокий уровень
Тип задания: ВО – с выбором ответа,КО – краткий ответ, РО – с развернутым ответом, УС установить соответствие
№
Блок содержаОбъект оценивания
Код про- Тип Уро- Максиния
веряемых зада- вень
мальумений
ния сложн
ный
ости балл за
выполнение
1.
2.
3.
4.

Организм
Науки изучающие организм
1.2., 1.2
ВО
человека. Общий человека. Свойства живого.
2.1.1,
КО
обзор.
Типы тканей
ОпорноОпора и движение. Опорно- 1.1,1.2., 2.2, КО
двигательная
двигательный аппарат.
3.3..
РО
система
Кровь и
Кровь. Иммунитет. Транспорт 1.1.,1.2.,
ВО
кровообращение веществ. Первая помощь при 2.1.2.,.2.2, РО
кровотечениях
3.2.
Пищеварительна
. Система пищеварения.
1.1.,1.2., 2.4 ВО
я система
Значение
УС

Б

12

П,В

5

Б,В

6

Б

4
27

КОДИФИКАТОР
Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе побиологии
Код элементов
1.1
1.2
2.1
2.1.1
2.1.2
2.2
2.3
2.4

Проверяемые умения
1.Знать/понимать
сущность биологических процессов: питание, транспорт
веществ, движения.
особенности организма человека, его строения,
жизнедеятельности.
2.Уметь
объяснять
сходство человека с другими живыми организмами
Функции кровеносной системы, иммунитета у человека;
описыватьправила оказания первой помощи при
кровотечениях, правила укрепления опорно-двигательной
системы
распознавать на рисунках (фотографиях) тканей
определять значение ферментов и их функций

3.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
3.2
оказания первой помощи при кровотечениях
3.3
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил
поведения в окружающей среде

Итоговая контрольная работа по биологии для обучающихся 8 класса
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по биологии дается 35 минут.
Работа состоит шести Заданий:
Задание 1. Дать определение четырем терминам (базовый уровень)
Задание 2. Содержит четыре задания, где надо выбрать один правильный ответ (базовый
уровень)
Задание 3 Необходимо установить соответствие (базовый уровень)
Задание 4 Дать краткий ответ на три вопроса (повышенный уровень)
Задание 5 Определить ткани, изображенные на рисунках. (базовый)
Задание 6 Задания для практической проверки. Дать развернутый ответ на два вопроса
(высокий уровень)
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные Вами за
выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать наибольшее количество баллов.

Контрольно - измерительные материалы.
Биология. 8 класс. 1 полугодие.
Задание 1. Дайте определения биологических терминов.
1.Анатомия _________ 3.Гигиена ____________
2.Физиология________ 4.Гиподинамия________
Задание 2.Выберите правильный ответ и отметьте его.
1.В организме человека с кислородом воздуха взаимодействует:
а) белок, определяющий резус-фактор;
б) глюкоза плазмы;
в )гемоглобин эритроцитов;
г) фибриноген плазмы.
2.В основе иммунитета лежит способность клеток крови:
а) образовывать тромб при ранениях;
б) участвовать в выработке антител и фагоцитозе;
в) осуществлять пластический обмен веществ;
г) осуществлять энергетический обмен веществ.
3.Органы иммунной системы: а) костный мозг; б) желудок; в) печень; г) почки.
4.Процесс окончательного переваривания и всасывания питательных веществ происходит:
а) в желудке; б) в ротовой полости; в) в толстой кишке; г) в тонкой кишке.
Задание 3. Установи соответствие между ферментами и их функцией:
1.Мальтаз
2.Липаза
3.Протеаза

А. Расщепление жиров
Б. Расщепление белков
В. Расщепление углеводов

Задание 4. Дайте краткий свободный ответ.
1. Какие типы тканей вам известны?
2. Перечислите 4 - 5 жизненных свойств клетки.
3. Что необходимо делать для укрепления опорно - двигательной системы
Задание 5. Назовите, какие ткани изображены на рисунке.

Задание 6.Задания для практической проверки.
1.Предположим, что у вашего друга артериальное кровотечение в области левого предплечья.
Окажите ему первую доврачебную помощь.
2. Что нужно делать, чтобы избежать развития плоскостопия.

Система оценивания итоговой контрольной работы по биологии
Задание 1
Анатомия – наука о строении организма и его органов.
Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов.
Гигиена – раздел медицины, о создании условий для сохранения и укрепления здоровья
Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.
Задание 2
1
В

2
Б

Задание 3
1
2
В
А

3
А

4
г

3
Б

Задание 4
1.

Мышечная, эпителиальная, нервная, соединительная

2.

Обмен веществ, раздражимость, питание, размножение, движение.

3.
Для укрепления опорно-двигательной системы необходимо систематически заниматься
спортом

Задание 5
Мышечная, нервная, эпителиальная, соединительная.

Задание 6
1.
Выше места ранения на плече, накладывают жгут, предварительно, место наложения
обертывают мягкой материей. Рану обрабатывают и накладывают давящую повязку.
Пострадавшего отправляют в больницу. Под жгут накладывают записку, указывающую время
наложения жгута.
2.
Что бы предупредить развитие плоскостопия необходимо носить обувь на небольшом
каблуке, заниматься плаванием, подвижными играми, полезно ходить босиком и на цыпочках.

Кодификатор элементов содержания работы для проведения контрольной работы за 1 четверть
учащихся по БИОЛОГИИ 9 класс
Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных
программ .
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней
(полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются
проверочные задания.
Номер
вопроса
в тесте

Код
контрол
ируемого
элемент
а

А1

1.1

А3

1.2

А4

1.3

1.

Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы

Биология и её методы

2.

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы;
уровневая организация и эволюция.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Биологические законы, теории, закономерности,
гипотезы.
Методы познания живой природы: наблюдение, описание, измерение биологических
объектов, биологический эксперимент, моделирование.

Клетка – живая система.
2.1

2.2
2.3
3.

Развитие знаний о клетке. Роль клеточной теории в становлении современной
естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и
органических веществ в клетке и многоклеточном организме. Хромосомы и гены.
Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа хромосом в клетках
Строение и свойства ДНК – носителя наследственной информации. Генетический код.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Доядерные и
ядерные клетки Вирусы – неклеточные формы жизни.
Жизненный цикл клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и
её реализация в клетке. Деление клетки – основа роста, развития и размножения
организмов.

Организм – живая система.
А2

3.1

А5 А12

3.2
3.3

3.4

4.

Организм – единое целое. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы,
системы органов многоклеточных животных и растительных организмов.
Формы размножения организмов: бесполое и половое. Оплодотворение и его значение.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Причины нарушения развития
организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о
закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и
символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные
представления о гене и геноме.
Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и
предупреждение. Применение знаний о изменчивости и изменчивости, искусственном
отборе при выведении пород и сортов. Основные методы селекции: гибридизация,
искусственный отбор. Биотехнология, её достижения

Многообразие живой природы.
4.1
4.2
4.3
В1

4.4

5.

Царство Бактерии. Распространение бактерий в природе, их многообразие. Значение
бактерий в природе и их промышленное использование.
Царство Грибы. Плесневые и паразитические грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные
грибы. Лишайники – комплексные организмы.
Царство Растений. Основные отделы растений. Классы цветковых растений.
Особенности строения, жизнедеятельности и размножения цветковых растений. Роль
растений в природе и жизни человека. Культурные растения и приёмы их выращивания.
Царство Животных. Основные типы беспозвоночных животных. Многообразие
членистоногих. Классы хордовых животных. Особенности их строения и
жизнедеятельности в связи со средой обитания. Роль животных в природе и жизни
человека.

Экосистемы.
5.1
5.2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Взаимодействие разных видов в природе:
конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз.
Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Роль производителей,

5.3

6.

потребителей и разрушителей органического вещества в экосистемах, в круговороте
веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость
экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение Н.И.Вернадского о биосфере. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия
деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы.

Эволюция живой природы.
6.1

6.2
6.3
7.

История эволюционных идей. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционных
теорий для формирования современной естественнонаучной картины мира. Вид –
основная систематическая категория живого. Критерии вида. Популяция. Движущие
факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов и биологическое разнообразие
видов. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение растений и животных в процессе
эволюции.
Сходство человека с животными и отличия от них. Биологическая природа и социальная
сущность человека. Гипотезы происхождения и эволюции человека.

Человек и его здоровье.
А10
В2

А6
А9
А8

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10
7.11
7.12

А11 С1

7.13

А7 С2

7.14

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.
Железы внешней и внутренней секреции. Эндокринная система. Гормоны.
Внутренняя среда организма. Кровь. Группы крови. Иммунитет.
Транспорт веществ Кровеносная и лимфатическая системы.
Дыхание. Система органов дыхания.
Опора и движение. Опорно-двигательная система
Питание. Пищеварительная система.. Роль ферментов в пищеварении.
Обмен веществ и превращение энергии. Витамины.
Выделение. Мочевыделительная система.
Покровы тела.
Органы чувств, их роль в жизни человека.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Безусловные и
условные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память,
эмоции, речь, мышление человека. Особенности психики: осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности:
способности, темперамент, характер.
Социальная и природная среда, адаптация в ней человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Факторы,
укрепляющие здоровье, двигательная активность, рациональное питание, рациональная
организация труда и отдыха. Факторы риска: курение, употребление алкоголя,
несбалансированное питание, вредные условия труда, дистресс, гиподинамия,
употребление наркотиков,. иммунодефициты (СПИД и др.), гепатит, мочеполовые и
другие инфекционные заболевания, их предупреждение. Последствия влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Профилактика отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами.
Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными –
переносчиками возбудителей болезней. Приёмы оказания первой доврачебной помощи
при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами, угарным газом; при
спасении утопающего, кровотечениях; травмах опорно-двигательной системы; ожогах,
обморожениях и профилактика этих несчастных случаев.

Спецификация контрольной работы по биологии для 9 класса.
1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков,
оценить качество подготовки учащихся в 1четверти.
2. Нормативно-правовая база. Документы, определяющие нормативно-правовую базу

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г.
№1089)
3. Структура работы.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (45минут). Работа состоит из16 заданий, которые
разделены на три части.

Часть А состоит из 12 заданий. К 1 – 12 заданиям даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный.
В этой части даны несложные задания
Часть В состоит из2 заданий. Задание В1 на выбор нескольких правильных ответов. Задание В2 на
определение последовательности.
Часть С состоит из 2-х заданий. Задания части С со свободным ответом.
4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология»
представлено в таблице
Содеожательные разделы
Число
Максимальный % макс.перв.балла от
заданий
первичный бал макс.перв.балла за всю
работу (22б.)
Биология и её методы.
3
3
14
Клетка – живая система
Организм – живая система
3
3
14
Многообразие живой природы
1
2
8
Экосистемы
Эволюция живой природы
Человек и его здоровье
9
14
64
Итого
16
22
100
5. Система оценивания.
Максимальное кол-во баллов за одно задание
Часть А
ЧастьВ
ЧастьС
1
2
3

Максимальное количество баллов
Часть А
ЧастьВ
ЧастьС
Вся работа
12
4
6
22

Критерии оценки:
За верное выполнение каждого задания части А - 1 балл. За верное выполнение заданий части В – по 2
балла. За верно выполненное задание части С – 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие 0 баллов.
Максимальная сумма -- 22 балла. Обучающийся получает оценку «3», набрав не менее 50% баллов (11
баллов); от 61 до 82% (от 14 до 18 баллов) – «4»; от 83 до 100% (от19 до 22 баллов) -- «5».
5. Апробация работы: задания взяты из разных источников. ( Интернет ресурсы, сборники заданий по
биологии 9 класс; КИМы Биология 9 класс; задания для подготовки к ГИА.
6. Условия применения Работа рассчитана на учащихся 9 класса, изучавших курс биологии, отвечает
обязательному минимуму содержания основного общего образования по биологии 9 класса.
7. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются.
Биология 9 класс. Входной контроль.
Вариант1. При выполнении части А выберите только один верный ответ.
А1. Признак, который характерен только для живых организмов:
1) рост 2) движение 3) клеточное строение 4) поглощение или выделение газов
А2. Ткань, которая содержит много межклеточного вещества и может выполнять разные функции в
зависимости от своего местонахождения:
1) нервная 2)соединительная 3) эпителиальная 4) мышечная
А3. Наука об отношениях организма с окружающей средой
1) экология 2) систематика 3) физиология 4) эмбриология
А4. Многоклеточные организмы произошли от одноклеточных. На это указывает то, что
1) клетки многоклеточных организмов образуют ткани
2) в клетках многоклеточных есть ядро
3) сперматозоид многоклеточных состоит из одной клетки
4) все многоклеточные начинают своё развитие из одной клетки
А5.. Размножение – это
1) увеличение количества особей
2) слияние яйцеклетки и сперматозоида
3) появление бабочки из куколки
4) увеличение роста организма
А6. По способу питания человек является
1) гетеротрофом 2) автотрофом 3) производителем 4) разрушителем
А7. Туберкулёзная палочка, вирус гриппа, острица – это организмы
1) симбионты 2) паразиты 3) разрушители 4) автотрофы
А8.. Где располагаются рецепторы зрительного анализатора?

1) в роговице 2) в хрусталике 3) в сетчатке 4) в стекловидном теле
А9.. «Куриная слепота» развивается при недостатке в организме витамина
1) А 2) В 3) С 4) D
А10. Сахарным диабетом заболевают при недостаточной работе
1) надпочечников 2) щитовидной железы 3) поджелудочной железы 4) гипофиза
А11. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:
1) использовании одежды больного
2) нахождении с больным в одном помещении
3) использовании шприца, которым пользовался больной
4) использование плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
А12. Женские половые железы:
1) яичники 2) семенники 3) яйцеклетки 4) сперматозоиды
В1. Расположите систематические единицы в порядке укрупнения. Оформите ответ в виде
последовательности букв
. А) класс Б) вид В) отряд Г) семейство Д) царство Е) тип
В2. Выберите верные суждения и выпишите нужные буквы.
А) потомство, полученное при половом размножении разнообразно, а при бесполом копирует своих
родителей
Б) Минеральные соли, жиры, белки – это органические вещества, а вода и углеводы – неорганические.
В) Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.
Г) Предупредительные прививки – это введение сыворотки с готовыми антителами.
Д) Физиология – это наука о строении тела человека
Е) Грипп не излечивается антибиотиками.
С1. Какой вред приносит употребление алкоголя?
С2. Меры первой помощи при открытом переломе кости.
Биология 9 класс. Входной контроль.
Вариант2. При выполнении части А выберите только один верный ответ.
А1. Самый главный признак, характерный для живых организмов:
1) рост 2) обмен веществ 3) движение 4) поглощение или выделение газов
А2. Ткань, обладающая свойствами возбудимости и проводимости, клетки которой имеют звёздчатую
форму с длинными отростками
1) нервная 2)соединительная 3) эпителиальная 4) мышечная
А3. Наука о работе органов и организма в целом
1) экология 2) систематика 3) физиология 4) эмбриология
А4. Клеточное строение организмов всех царств свидетельствует
1) об отличии растений от животных 2) о разных уровнях организации живой природы 3) о единстве
органического мира 4) о сходстве живой и неживой природы
А5.. Оплодотворение – это
1) увеличение количества особей 2) слияние яйцеклетки и сперматозоида 3) воспроизведение себе
подобных 4) увеличение роста организма
А6. По способу питания зелёное растение является
1) гетеротрофом 2) автотрофом 3) производителем 4) разрушителем
А7. Какие формы высшей нервной деятельности характерны только для человека?
1) условные рефлексы 2) мышление и речь 3) элементарная рассудочная деятельность 4) инстинкт
А8.. Где располагаются рецепторы слухового анализатора?
1) в улитке 2) в барабанной перепонке 3) в височной доле мозга 4) в ушном проходе
А9.. Рахит развивается при недостатке в организме витамина
1) А 2) В 3) С 4) D
А10. Сахарным диабетом заболевают при недостаточной выработке
1) инсулина 2) адреналина 3) желчи 4) холестерина
А11. Образование органических веществ из неорганических происходит при:
1) дыхании 2) питании животных 3) питании грибов 4) питании растений
А12. Женские половые железы:
1) яичники 2) семенники 3) яйцеклетки 4) сперматозоиды

В1. Расположите систематические единицы от наибольшей к наименьшей. Оформите ответ в виде
последовательности букв
. А) класс Б) вид В) отряд Г) семейство Д) царство Е) тип
В2. Выберите верные суждения и выпишите нужные буквы.
А) потомство, полученное при бесполом размножении разнообразно, а при половом копирует своих
родителей
Б) Углеводы, жиры, белки – это органические вещества, а вода и минеральные соли – неорганические.
В) Вены – сосуды, несущие кровь от сердца.
Г) Предупредительные прививки – это введение антигенов, например, ослабленных возбудителей.
Д) Анатомия – это наука о строении тела человека
Е) Грипп излечивается антибиотиками.
С1. Какой вред приносит курение?
С2. Признаки артериального кровотечения, меры первой помощи при нём..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».