Демо-версия КИМ Литература 1 четверть 2021-2022 учебного года

Контрольная работа по литературе за 1 четверть (5 класс)
Назначение работы – проведение текущего контроля обучающихся 5 класса (контрольная работа за
1 четверть), с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных
планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку.
Кодификатор
№
задания
1-5, 14

Проверяемое содержание

Предметные результаты

Баллы

Теория литературы: жанры
фольклора, жанры сказок,
композиция сказок.

Владение литературоведческой
терминологией

1

6

Теория литературы: роды
литературы

Владение литературоведческой
терминологией

1

7-8

Творчество В. А. Жуковского
Творчество М. В. Ломоносова

Знать содержание изученных
произведений.

1

5

И. А. Крылов. «Осел и соловей».
Теория литературы: мораль

1

6

Творчество А. С. Пушкина

Владеть литературоведческой
терминологией применять
литературоведческие понятия для
анализа текста или нескольких
произведений
Знать содержание изученных
произведений.

7-8

А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

1

9-11

Теория литературы: виды рифм в
стихотворениях

Определение в произведении
изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли
в раскрытии идейнохудожественного содержания
произведения
Владение литературоведческой
терминологией

12

Теория литературы: жанры
литературы: басня, баллада;
Мораль, аллегория,
олицетворение
Творчество И. А. Крылова
Теория литературы: мораль

Владеть литературоведческой
терминологией

3

Владеть литературоведческой
терминологией,
знать содержание изученных
произведений

1

13

1

1

Итого: 11 баллов.
1. Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
1) Загадка
2) Песня
3) Пословица
4) Повесть
5) Рассказ
6) Сказка
7) Легенда

2. К какому виду вы отнесете сказку, имеющую такое начало:
«Как-то раз удалось Лисичке—сестричке рыбы добыть. Сидит она и ест эту
рыбу.Приходит Волк:-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.-Я ем свой, а ты подальше стой…»?
1) Волшебная
2) Бытовая
3) О животных
3. Кто является создателем фольклорных произведений?
1) Народ
2) Писатель-сказочник
3) Учитель
4) Поэт
4. Как называется такой художественный прием: в сказке одно и то же событие
описывается несколько раз?
1) Эпитет
2) Присказка
3) Повтор
5. Как называется художественное, образное определение, например: «добрый молодец»,
«золотые волосы»?
1) Аллитерация
2) Постоянный эпитет
3) Обращение
6. Что НЕ является родом литературы?
1) Эпос
2) Повесть
3) Лирика
4) Драма
7. Кто написал сказку «Спящая царевна»?
1) А. С. Пушкин
2) И. А. Крылов
3) В. А. Жуковский
8. О чём спорили знаменитые ученые Коперник и Птолемей в Стихотворении
М.В.Ломоносова?
1) о приготовлении пищи
2) о солнечной системе
3) о том, кто из них умнее
9. Прочитай стихотворные строки, определите способ рифмовки:
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть, и Руслана,
И Лелем свитый им венец.
Ответ:____________________

10. Прочитай стихотворные строки, определите способ рифмовки:
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово "нет".
Ответ:____________________
11. Прочитай стихотворные строки, определите способ рифмовки:
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…
Ответ:____________________
12. Соотнесите определения и соответствующие им термины. Вставьте соответствующие
цифры в таблицу ответа:
А) изображение предмета, за которым
1. Мораль
скрывается другое понятие или другой
предмет.
Б) нравоучительный вывод.
2. Олицетворение
В) вид метафоры, перенесение свойств
3. Аллегория
одушевленного предмета на неодушевленные.
Ответ:
А

Б

В

13. Укажите, из какой басни И.А. Крылова извлечена мораль?
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Ответ:____________________

14. Как называется часть сказки, которая представлена в словах?
«Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало».
Ответ:____________________

Шкала оценивания:
Отметка «5» - 11-10 б.
Отметка «4» - 9-8 б.
Отметка «3» - 7-5 б.
Отметка «2» - 4 и ниже.

Контрольная работа по литературе за 1 четверть (6 класс)
Назначение работы – проведение текущего контроля обучающихся 6 класса (контрольная работа за
1 четверть), с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных
планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку.
Кодификатор
Предметные результаты

№
задания
1-2

Проверяемое содержание

3

связи
литературных 1
«Повесть временных лет» как понимание
памятник
древнерусской произведений с эпохой их написания,
выявление
заложенных
в
них
литературы.
вневременных,
непреходящих
нравственных
ценностей
и
их
современного звучания
Русские басни
понимание
связи
литературных 1
произведений с эпохой их написания

4
5

6

Теория
литературы:
жанры Владение
фольклора, виды обрядового терминологией
фольклора.

А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

8-9

Теория
литературы:
(метафора,
антитеза),
(рассказ, повесть, роман)
Творчество И. А. Крылова
Теория литературы: мораль

11

12
13

литературоведческой 1

литературоведческой 1
И. А. Крылов. «Осел и соловей». Владеть
терминологией
применять
Теория литературы: мораль
литературоведческие понятия для
анализа текста или нескольких
произведений
Знать
содержание
изученных 1
Творчество А. С. Пушкина
произведений.

7

10

Баллы

Определение в произведении
1
изобразительно-выразительных
средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного
содержания произведения
ИВС Владеть
литературоведческой 1
жанры терминологией

Владеть
литературоведческой 1
терминологией,
знать содержание
изученных произведений.
Биография и творчество А. С. Приобщение к духовно-нравственным 1
Пушкина
ценностям русской литературы и
культуры
А. С. Пушкин «Дубровский»
Знать
содержание
изученных 2
произведений
И. А. Крылов «Ларчик»
А. С. Пушкин «И. И. Пущину»
А. С. Пушкин «Дубровский»

Создавать собственные письменные 3
тексты
аналитического
и
интерпретирующего
характера
в
различных форматах: характеристика
героев
(в
том
числе
сопоставительная), развёрнутый ответ
на проблемный вопрос нравственно-

этического
плана;
осознанно
воспринимать
художественное
произведение в единстве формы и
содержания;
адекватно
понимать
художественный текст и давать его
смысловой анализ; интерпретировать
прочитанное;
выявлять
и
интерпретировать
авторскую
позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе
формировать собственные ценностные
ориентации.
Итого: 14
баллов.

Часть 1.
1. Календарно-обрядовые песни, которые исполнялись зимой при обходе дворов с
праздничными пожеланиями хозяев:
А. масленичные песни
Б. колядки
В. заклички
2. Пословица – это:
А. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль
Б. краткий иносказательный рассказ поучительного характера
В. выражение насмешки
3. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы»?
А. эта книга стала очень редкой
Б. она была написана в давние времена
В. «Повесть временных лет» - источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре
и истории.
4. Назовите имя русского баснописца:
А. Ломоносов М.В.
Б. Жуковский В.А.
В. Крылов И.А
5. Из какой басни И. А. Крылова взята мораль «Избави Бог и нас от этаких судей»?
А. «Свинья под дубом»
Б. «Лебедь, Щука и Рак»
В. «Осёл и Соловей»
6. Кому посвящены первые строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой
друг бесценный!...»
А. Дельвигу
Б. Кюхельбекеру
В. Пущину

7. В стихотворении А. С. Пушкина «И. И. Пущину» есть строки:
И я судьбу благословил
Что означает подчёркнутое слово?
А. предугадал
Б. изменил
В. поблагодарил
Г. проклял
8. Художественный приём, в котором используется противопоставление слов, образов,
картин:
А. анафора
Б. антитеза
В. метафора
9. По жанру произведение А.С.Пушкина «Дубровский» это:
А. повесть
Б. рассказ
В. роман
Часть 2.
10. Из какой басни И.А.Крылова мораль?
«Случается нередко видеть нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться»?
Ответ:________________________________________
11. Как называлось учебное заведение, в котором обучался А. С. Пушкин?
Ответ:________________________________________
12. Как называются имения, которыми владели герои романа «Дубровский»?
1) Кирила Петрович Троекуров –
2) Андрей Гаврилович Дубровский –
Ответ:
Часть 3.
13. Подготовьте ответ в виде связного текста НА ОДИН из предложенных вопросов (5 – 8
предложений).
1. Как ты понимаешь слова: «А ларчик просто открывался», взятые из басни И. А. Крылова
«Ларчик»?
2. Чему посвящено стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?
3. Почему Марья Кириловна Троекурова не приняла помощи Владимира Дубровского?
Шкала оценивания:
Отметка «5» - 14-12 б.
Отметка «4» - 11-10 б.
Отметка «3» - 9-6 б.
Отметка «2» - 5 и ниже.

Кодификатор контрольной работы по литературе в 9 классе за 1 четверть

Спецификация контрольной работы по литературе за 1 четверть в 9 классе
1.Назначение контрольной работы: Определить уровень подготовки обучающихся по
литературе за 1 четверть 9 класса.
2.Время тестирования: 40 мин.
3.Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
4. Содержание работы
Содержание охватывает учебный материал, полученный в курсе изучения литературы 5-9
классов.
Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух
уровней: базовый уровень и творческий уровень.
Часть 1 (базовый уровень) включает 8 заданий. Задание считается выполненным, если
ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если
ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов,
или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа
(сочинения-миниатюры) который оценивается в соответствии с установленными
критериями оценки.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
Таблица 1.
№

Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из древнерусской литературы

3

Из русской литературы XVIII века

4

Из русской литературы XIX в.

В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по литературе
для 9 класса.
Таблица 2.
№
1

Содержание
«Слово о полку Игореве». «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение» Владимира
Мономаха» . «Повесть временных лет»

2

М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого
северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

3

Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». «Памятник», «Фелица»

4

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

5
6

А Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза», «Осень».
Василий Андреевич Жуковский. «Море». «Невыразимое». «Светлана».

7
8

Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума».
Теория литературы.
Ода. Баллада. Повесть. Поэма. Притча. Трагедия. Комедия.
Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Типы рифмовки. Классицизм.
Завязка. Кульминация. Развязка. Эпилог.

Инструкция для учителя
На выполнение диагностической контрольной работы по литературе в 9 классе отводится 45
минут.
Каждый правильный ответ в заданиях 1-9 оценивается в 1 балл (балл выставляется при
наличии полного ответа). Критерии оценивания задания 10

1
2
3
4
5

Критерии оценивания
Соответствие работы заявленной теме
Глубина раскрытия темы
Знание текста художественного произведения
Композиционная цельность
Речевое оформление работы (допущено не более 3
речевых ошибок)
Максимальное количество баллов

баллы
1
1
1
1
1
5

Рекомендуемые нормы оценивания
отметка
«5»
«4»
«3»
«2»

Код
контр.
элемента
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5

баллы
11-13
7-10
4-6
3-0

Элементы содержания, проверяемые в ходе итоговой работы
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова
Художественный образ
Фольклор. Жанры фольклора
Литературные роды и жанры
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм

1.6

1.7

1.8
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика,
сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка,
кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система
образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический
герой
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола.
Аллегория
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма,
строфа
Из древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве»
Три произведения разных жанров по выбору
Из русской литературы XVIII в.
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»*
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник»*, «Властителям и судиям»*
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Из русской литературы первой половины XIX в.
В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море»*, «Невыразимое»*
В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»*
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

Диагностическая контрольная работа по
литературе за I четверть 2021-2022 учебного
года для 9 класса
ВАРИАНТ 1
Выполните задания
1.Выпишите черты реализма
Объективное отображение действительности, герой - исключительная личность,
принцип жизненной правды
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2.Распределите имена писателей от «младшего к старшему»
А.С.Пушкин, М.В. Ломоносов, Н.В., А.С. Грибоедов
______________________________________________________________
3.Назовите двухсложные стихотворные размеры
_______________________________________________________________
4.Выпишите жанровые формы, характерные для эпического рода литературы
Роман, трагедия, эпиграмма, рассказ

______________________________________________________________
5.Укажите авторов следующих произведений (выпишите название произведения
вместе с фамилией автора)
«Недоросль», «Бедная Лиза», «Горе от ума»
____________________________________________________________
____________________________________________________________
6.Укажите языковое средство, которое использовал А.С. Грибоедов в своём
произведении
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка...»
_______________________________________________________________

7.Укажите

фамилию

русского

поэта

первой

половины

19

века,

активно

использовавшего в своём творчестве жанр баллады.
____________________________________________________________
8.Укажите фамилию автора и название произведения, основную мысль которого
можно

выразить

словами:

«Ибо

и

крестьянки

любить

умеют»

___________________________________________________________
9.Напишите сочинение-миниатюру о понравившемся произведении, изученном в 1
четверти (на ваш выбор)
(Объём сочинения 70 слов)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».