Демо-версия КИМ Русский язык 1 четверть 2021-2022 учебного года

Контрольная работа по русскому языку за 1 четверть, 5 класс
Спецификация
Контрольное списывание для оценки достижения планируемых результатов по предмету
«Русский язык»
Назначение работы – проведение текущего контроля обучающихся 5 класса (контрольная
работа за 1 четверть), с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и
метапредметных планируемых результатов основной образовательной программы основного
общего образования по русскому языку.
Характеристика структуры и содержания работы
Структура работы соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе, и
включает 2 задания. Распределение заданий по разделам содержания представлено в таблице
Распределение заданий по разделам содержания
Разделы содержания
Списывание
Грамматическое задание:
Нахождение словосочетаний по схемам
Морфемный разбор
Синтаксический разбор
Озаглавливание текста

Количество заданий
базового уровня
повышенного уровня
1
1
1
1
1
4

1

Заданий базового уровня сложности в работе 4, заданий повышенного уровня сложности – 1.
В работе представлены разные типы заданий: списывание, грамматическое задание.
Общие требования к процедуре проведения работы
На проведение диктанта отводится 1 урок (40 минут). На инструктаж не более 5 минут, 35
минут на самостоятельное выполнение работы.
Элементы
содержания

Проверяемые знания/умения

Орфография - Умение соблюдать орфографические
нормы в процессе письма;
- Умение слушать и записывать слова,
осуществлять самоконтроль в процессе
письма, владеть навыками правописания:
безударной
гласной,
проверяемой
ударением;
правописание
слов
с
непроизносимой согласной в корне;
-Употребление гласных букв а, и, у после
шипящих;
-Правописание корней;

Уровень
сложности

Задания

Макси
мальны
й балл

Базовый

Списывание

5

Синтаксис

Пунктуация

-Употребление разделительных Ь и Ъ;
-Правописание приставок;
-Правописание падежных и родовых
окончаний;
- Правописание словарных слов;
-Раздельное написание предлогов
Умение применять правила постановки Базовый Списывание
знаков препинания в конце предложения в
простом предложении;
-применять синтаксические знания и умения
в практике правописания
-Умение соблюдать пунктуационные нормы
в процессе письма;
Базовый Списывание
-Умение
находить
в
предложениях
смысловые отрезки, которые необходимо
выделить
знаками
препинания,
обосновывать выбор знаков препинания и
расставлять их в соответствии с изученными
правилами:
-Знаки препинания в простом осложненном
предложении; в сложном предложении
Время, отведенное на списывание : 20

мин.
Грамматическое задание
Уровень
Элемен Проверяемые знания/умения
сложности
ты
содерж
ания
Морфе Опознавать
самостоятельные Базовый
мика
(знаменательные) части речи и их формы;
служебные части речи
Синтак
сис

Анализировать предложения с точки зрения Базовый
структурной и смысловой организации,
функциональной
предназначенности,
определить части речи, члены предложения.

Синтак
сис

Анализировать словосочетания с точки зрения
структурной и смысловой организации,
находить словосочетания по данным схемам.

Озагла
вливан
ие
текста

Анализ текста, выявление темы и идеи текста, Базовый
подбор названия.

Повышен
ный

Задания

Время

Граммати
ческое
задание
№3
Граммати
ческое
задание
№4

3

Граммати
ческое
задание
№2
Граммати
ческое
задание
№1

Макс
ималь
ный
балл
3

3

3

3

2

1

1

10 мин.

9

План работы
Определение итоговой оценки
За всю работу ученик получает две отметки: отметка за списывание и отметка за
грамматическое задание.

Вид работы
списывание
«1оценка»
Учитываются
самостоятель
ные и
служебные
слова.

Грамматичес
кое задание
«2 оценка"

«5»
0/0 или 1негрубая
орф.+1негрубая
пункт.
1-2
дисграфические
ошибки (дефект
речи ребёнка)

«4»
о/1; -0/4;
1/0-1/3;
2/0- 2/2;
Не более 2-3
дисграфических
ошибок
Предел-2
орфографические
ошибки

«3»
0/5-0/8;
1/4- 1/7;
2/3- 2/6;
3/0- 3/5;
4/0- 4/4
6/6-если есть
однотипные,
негрубые ошибки
4-5 дисграфических
ошибок
Предел-4
орфографические
ошибки

Все задания
выполнены верно

Верно не менее
3/4

Не менее 1/2

«2»
0/9;
1/8;
2//7;
3/6;
4/5;
5/0-5/9
6/8;
7/7;
8/6.
И более 4
дисграфическ
их ошибок
Предел-7
орфографиче
ские ошибки
Не выполнено
более ½
задания

Оценка грамматического задания
Количество баллов
9-8
7-6
5
4-0

Оценка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
Контрольное списывание

Мы долго бр_дили по лесу. День к_нчался, и прибл_жались сумерки. Д_лекое со_нце
уходило за г_ризонт и бр_сало на землю свои последние лучи. Лесные п_ляны нал_вались
густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.
Но вот замолкли птицы, только иногда разд_ется од_нокий г_л_сок птички. Скоро с
большим трудом мы стали зам_чать очертания веток, потому что лучи вечернего со_нца едва
осв_щали лес.
Когда со_нце скрылось за в_рхушками д_рев_ев, след знакомой тр_пинки стал проп_дать.
Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ноч_ вступала в свои права. «Пора
возвращат_ся домой», - решили мы.
Грамматическое задание.
1.
Озаглавьте текст.
2.
Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.».
3.
Выполните морфемный разбор слов:
1 вариант: освещали, далекое, звездочка.
2 вариант: уходило, знакомой, елочкой.
4.
Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант: Мы долго бродили по лесу.
2 вариант: Ночь вступала в свои права.

Контрольная работа по русскому языку за 1 четверть (6 класс)
Назначение работы – проведение текущего контроля обучающихся 6 класса (контрольная работа за
1 четверть), с целью определения уровня достижения обучающимися предметных и метапредметных
планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку.
Характеристика структуры и содержания работы
Структура работы соответствует разделам содержания, выделенным в примерной программе.
Распределение заданий по разделам содержания представлено в таблице
Кодификатор
№ задания Проверяет умения:
1
проводить фонетический анализ слова

2
3

делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и 3
словообразовательного анализа слова



4-6
7.

Баллы
1

анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той 1
или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии
с нормами современного русского литературного языка;

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе 1
письма.
 анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той 1
или иной части речи;
 употреблять формы слов различных частей речи в соответствии
с нормами современного русского литературного языка;
 соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в
процессе письма.

8-9.

соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе 1
письма.

10.

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения структурной и смысловой организации, функциональной
предназначенности
 соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в
процессе письма;
 обнаруживать
и
исправлять
орфографические
и
пунктуационные ошибки.
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое
значение, принадлежность слова к группе однозначных или
многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а
также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова
различать изученные способы словообразования

11-12

13-14

15-17

1

1

1

1

18
19

20

различать и анализировать тексты разных стилей

1




1
опознавать основные единицы синтаксиса;
применять синтаксические знания и умения в практике
правописания.
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе 1
письма.
Итого:
балла.

Вариант 1
Часть 1
1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
1)вьюга 2) ехать 3)съесть 4) ель
2. Выполните морфемный разбор слов:
1) выезжаете 2) зацепить 3) образование
3. В каком слове в окончании нужно писать и?
1) в рощ… 2) корм…т 3) блиста…т 4) бледне…т
4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) нет задач…, моеш…, блин…чик
2) пишеш……, плющ…, читает…ся
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник
4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он
5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) р…сти, р…списание, предл…гать
2) обд…раю, выр…сли, зап…рать
3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть
4) зап…реть, насл…диться, под…рить
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) душ…й, плеч…м, ключ…м
2) ш…л, под луч…м, камыш…м
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й
4) овц…й, отсеч…м, кольц…м
7. Укажите существительное с окончанием –е ?
1) отдыхать в санатори…
2) бегать по дорожк…
3) прийти к акаци…
4) прочитать в объявлени…
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) подст…лить, бл…стательный, сж…гать
2) выж…чь, отд…рал, зап…р

22

3) забл…стят, оп…рлась, изм…рять
4) прим…рение, соб…ру, т…реть
9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) моет…ся, береч…
2) слышит…ся, улыбает…ся
3) стереч…, смеёт…ся
4) береч…ся, записат…ся
10. В каком словосочетании главное слово стоит после зависимого?
1) прибытие парохода 2) прикоснуться к стеклу 3) жить дружно 4) долгие вечера
11. В каком предложении есть ошибка в постановке знаков препинания?
1) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно старче?»
2) Не шуми ты, рожь, спелым колосом.
3) Всё покрыто мхом: земля под ногами, камни, ветки деревьев.
4) Словари – ваши помощники в учёбе.
12. В каком предложении не нужна запятая?
1) Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт.
2) Взошло солнце, и журавли отправились в путь.
3) Дули легкие ветры, и волны лениво ползли к берегу.
4) Набежал ветер, и лодка закачалась на волне.
13. Какое слово не является общеупотребительным?
1) вода 2) колба 3) думать 4) длинный
14. Какое слово является историзмом?
1) ланиты 2) кафтан 3) ветрило 4) чело
15. Какое слово образовано приставочным способом?
1) потемнеть 2) пригородный 3) сотрудник 4) разведка
16. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) ледокол 2) сокурсник 3) Поволжье 4) столовая
17. Каким способом образовано слово выход?
1) приставочным
2) суффиксальным
3) бессуффиксным
4) переход из одной части речи в другую
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания.
1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись подо
льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошила зима землю снежной шубкой.
4)Отдыхает земля, набирает силу.
18. Определите стиль речи данного отрывка.

1) научный 2) публицистический 3) художественный 4) разговорный
19 . Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.
_____________________________________________________________
20. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня?
Запишите номер предложения и это слово.
_________________________________________________________________

Шкала оценивания:
Отметка «5» - 18-22 б.
Отметка «4» - 13-17 б.
Отметка «3» - 8-12 б.
Отметка «2» - 11 и ниже.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть 7 класс по теме
«Повторение. Причастный оборот»
Спецификация контрольного диктанта
Назначение контрольной работы
Контрольный диктант проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 7 класса
учебного материала по закреплению и углублению изученного предметного содержания по теме
«Орфография и пунктуация» с учётом основной образовательной программы школы и выявления
элементов содержания, вызывающих наибольшее затруднение.
Структура контрольной работы
Работа по русскому языку состоит из 2 – х частей: диктанта и грамматического задания.
1 часть – диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктанта используется связный текст, который отвечает нормам современного литературного
языка и доступен по содержанию
обучающимся данного класса. Объем диктанта 114 слов (При
подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (грамматического) задания,
выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
Грамматическое задание составлено в двух вариантах. Задания одинаковой сложности позволяют
проверить сформированность одних и тех же предметных умений обучающихся.
Время выполнения работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Из них: 20 минут – на написание
диктанта и его проверку , 20 минут - навыполнение грамматического задания.
Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и
оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные
материалы и оборудование не предусмотрены.
Инструкция для учителя по выполнению работы
Ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно, в соответствии с
произносительными нормами русского языка читает учитель. Затем текст читается по отдельным
предложениям. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно
прочитано учителем до конца. Учитель начинает диктовать по предложению. Диктуя текст,
учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в
письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова.
Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика.
Когда обучающиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца,
делая небольшие остановки между
отдельными предложениями. Учащиеся, следя по тетрадям,
проверяют написанное.
Варианты грамматического задания учитель записывает на доске до того, как начнет диктовать
текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его проверки
учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем учащиеся самостоятельно
выполняют работу.
Диктант
Умей слушать
Без музыки я не мыслю творческой жизни. Без нее нет фантазии и окрыленности. Она живет и
дышит не только в сердце композитора, но движет и поэзию, и архитектуру, незримо присутствует
во всех глубоких и интимных чувствах человека.
Когда я вспоминаю свое детство в небольшой смоленской деревушке, передо мной невольно
возникает дивный и чарующий мир звуков. Я слышу отдаленную, наивную и милую мелодию
детства, впечатляющую воображение.

Плещут волны Десны, щебечут птицы, на пчельнике умные бархатные летуньи поют свою
трудолюбивую песню. Умей только слушать. Всюду музыка: и в предзакатной глади реки, и в
буре. Никогда не забыть мне хрустальных песен соловья, услышанных весной.
Сколько задушевных русских песен знали наши деревенские девушки, не учившиеся в
консерватории. В длинные, зимние вечера я без конца слушал тягучие, но звонкие, крылатые,
ласкающие сердце песни.
Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.
(140 слов) (С.Т.Коненков)
Грамматическое задание:
1)Найдите все причастия, определите их вид ,выделите их суффиксы.
2)Найдите и обозначьте в тексте причастные обороты, определяемы слова.
3)Выпишите по одному примеру на каждую орфограмму: безударная проверяемая, непроверяемая,
чередующиеся согласные. Графическиобозначьте орфограммы.
Кодификатор элементов содержания диктанта по русскому языку в 7 классе
№п/п
1

Проверяемые умения
Орфографические умения

1.1.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

1.2.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением)

1.3.

Корни с чередованием

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.

Правописание парных согласных
Правописание падежных окончаний имен прилагательных и причастий
Правописание падежных окончаний имен существительных
Раздельное написание предлогов и приставок
Неизменяемые приставки
З-с на конце приставок
Написание НЕ с глаголами и деепричастиями
Написание неопределённых местоимений
Написание НЕ с прилагательными и существительными

1.13.

Написание отрицательных местоимений

1.14.

Правописание -чк-, -чн-

1.15.

О – Ё после шипящих и Ц (в существительных)

1.16.

Одна и две буквы -н- в суффиксах причастий

1.17.

Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных

1.18.

Удвоенные согласные

1.19.

Исправления, помарки

1.20.

Написание А, У, И в сочетаниях ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ

1.21.

Написание –тся, -ться в глаголах

1.22.

Написание имён собственных

1.23.

Написание суффиксов имён существительных и прилагательных

2.

Пунктуационные умения

2.1
2.2
2.3
2.4

Знаки препинания при однородных членах предложения
Знаки препинания в сложных предложениях (сложносочинённое, сложноподчинённое,
бессоюзное)
Постановка конечных знаков препинания
Знаки препинания при причастном обороте

2.5

Знаки препинания при деепричастном обороте

3.

Грамматические задания

3.1
3.1.1
3.2

Морфемика
Умение правильно выделять морфемы в словах
Морфология

3.2.1

Умение правильно определять части речи

3.3

Орфография

3.3.1

Умение правильно находить орфограмму

3.3.2.

Умение правильно обозначать орфограмму

5.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок
при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть
поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и
других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется за диктант, в котором
допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за
диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять
данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки
«3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7
орфографическихошибок.
При оценке выполнения грамматических заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3 / 4 задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Контрольная работа за 1 четверть
Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 8 классе.
Сложносочиненные предложения»
Спецификация
Назначение контрольной работы
Контрольный диктант проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 9
класса учебного материала по теме
«Повторение. Сложносочинённое предложение» по программе основной образовательной
программы школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшее
затруднение.
Структура контрольной работы
Работа по русскому языку состоит из 2 – х частей: диктанта и грамматического задания.
1 часть – диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктанта используется связный текст, который отвечает нормам современного
литературного языка и доступен по содержанию обучающимся данного класса. Объем
диктанта - 157 слов (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные
слова.)
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (грамматического)
задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При выполнении грамматических заданий можно пользоваться черновиком. Записи в
черновике не учитываются при оценивании работы.
Грамматическое задание составлено в двух вариантах. Но задания одинаковой сложности, они
позволяют проверить сформированность одних и тех же предметных умений обучающихся.
Время выполнения работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. Из них: 20 минут – на написание
диктанта и его проверку , 20 минут - на выполнение грамматического задания.
Условия проведения контрольной работы, включая дополнительные материалы и
оборудование
Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные
материалы и оборудование не предусмотрены. Работа рассчитана на обучающихся 9 класса,
изучающих русский язык по учебнику М. Разумовской в объеме 3 ч. в неделю.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Диктант оценивается одной отметкой
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной
негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть
поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди
тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется за диктант,
в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за
диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет
выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические
ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических
ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

При оценке выполнения грамматических заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3 / 4 задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Проверяемые элементы содержания
Содержание и структура теста дают возможность проверить необходимый комплекс
знаний и умений по избранной теме.
Работа проверяет лингвистическую компетенцию учащихся (знания о языке и речи;
умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также
опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).
О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки
учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических,
стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения учащимися
продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности (в частности, извлекать
информацию из заданной темы, создавать аргументированное высказывание).
Инструкция для учителя по выполнению работы
Ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно, в соответствии с
произносительными нормами русского языка читает учитель. Затем текст читается по
отдельным предложениям. Обучающиеся приступают к записи предложения только после
того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель начинает диктовать по предложению.
Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем
самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося
слова.
Чтение учителя не должно быть подсказывающим или "подлавливающим" ученика.
Когда обучающиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до
конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по
тетрадям, проверяют написанное.
Варианты грамматического задания учитель записывает на доске до того, как начнет
диктовать текст (до окончания диктанта задания закрыты). После написания диктанта и его
проверки учитель читает вслух варианты задания и поясняет их. Затем дети самостоятельно
выполняют работу.
Диктант
Я погасил костер и пошел вниз по реке. С каждым шагом она казалась загадочнее и
живописнее. По крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, а дуплистая ива
лежала поперек реки. Река уходила торжественным поворотом в леса.
У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими
омутами. На краю омутов были неясно видны валявшиеся на дне мореные дубы.
В одном месте открылся косогор, а в зарослях кленов виднелась старенькая часовня с
заржавленным куполом.
На закате я вышел к проселочной дороге. Она шла около берега. Снова на реке
появились заросшие травой плоты. Издали они казались островами. Солнце садилось, и на
одном плоту что-то нестерпимо блестело.
Я осторожно перешел на плот и увидел обыкновенную бутылку, внутри которой было
сложенное письмо. Я вытащил его, но прочесть не смог. Оно написано было бледным
карандашом, а сумерки быстро сгущались. Мне надо было торопиться. Из зарослей тянуло
запахом листьев, на полянах стоял неясный свет, а высоко в небе догорало багровым
пламенем облако. (157 слов)
Грамматическое задание:

1.
Выпишите из текста ССП, выполните его синтаксический разбор, составьте схему.
Определите смысловые отношения между его частями; начертите схему.
2.
Замените словосочетание осиновое мелколесье, построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (1 вар.), словосочетание
в зарослях клёнов, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со
связью согласование (2 вар).
3.
Морфемный разбор: (по вариантам) садилось, сгущались, сложенное, перемытым.
Кодификатор элементов содержания диктанта по русскому языку в 9 классе
№п/п
1
1.1.

Проверяемые умения
Орфографические умения
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

1.2.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

1.3.

Корни с чередованием

1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
1.17.
1.18.
1.19.
1.20.
1.21.
2.
2.1
2.2

Правописание парных согласных
Правописание непроизносимых согласных
Правописание падежных окончаний имен прилагательных и причастий
Правописание падежных окончаний имен существительных
Раздельное написание предлогов и приставок
Неизменяемые приставки
З-с на конце приставок
Приставки –пре и -при
Написание НЕ с глаголами и деепричастиями
Написание НЕ с причастиями
Написание НЕ с прилагательными, существительными, наречиями
Написание наречий
Правописание гласной в суффиксах причастий
О - Ё после шипящих
Одна и две буквы -н- в суффиксах причастий
Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных
Написание –тся и -ться
Исправления, помарки
Пунктуационные умения
Знаки препинания при однородных членах предложения
Знаки препинания в сложных предложениях (сложносочинённое, сложноподчинённое,
бессоюзное)
Постановка конечных знаков препинания
Знаки препинания при причастном обороте
Знаки препинания при деепричастном обороте
Грамматические задания
Морфология
Умение правильно определять части речи в предложении
Синтаксис
Умение правильно выполнять синтаксический разбор предложения (находить главные
и второстепенные члены
предложения, правильно их подчёркивать; указывать типы сказуемых)
Пунктуация
Графически объяснять постановку знаков препинания в сложном предложении
Морфемика
Умение правильно разбирать слова по составу

2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.1.1
3.2
3.2.1
3.3.
3.3.1.
3.4.
3.4.1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».