Демо-версия КИМ Русский язык 2-4 класс 1 полугодие 2021-2022 учебного года

Диагностическая работа
по русскому языку во 2 классе
за первое полугодие
Спецификация
к КИМ по русскому языку
1. Назначение работы – определение уровня предметной подготовки
обучающихся 2 класса за 1 полугодие по русскому языку.
2. Содержание итоговой работы определяется на основе нормативных
документов и учебников.
Документы: Содержание мониторинга определяется на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» и приказа Минобрнауки России от 06.10 2009 №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции
приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060,
от 29.12.2014 №1643).
Учебники и другие материалы, использованные при подготовке
теста:
-Программа «Русский язык». Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Дементьева М.Н.. Стефаненко Н.А. БойкинаМ.В. Сборник рабочих
программ «Школа России»1-4 классы. « Просвещение» М. 2014 г
-Учебник: «Русский язык» 2 класс. Авторы: В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий.Учебник
для
общеобразовательных
учреждений
с
приложением на электронном носителе. В двух частях. Москва
«Просвещение» 2018 г
-О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Самый полный сборник контрольных
тестов по русскому языку» 1-4 классы. Издательство АСТ, Астрель
Москва, 2008г.
3. Условия применения. Работа рассчитана на учеников начальной
школы, обучающихся во 2 классе, изучающих курс русского языка,
отвечающий обязательному минимуму содержания начального общего
образования.
4.Структура работы и типы заданий. Тест по русскому языку
представлен одним вариантом. Вариант включает 2 части: А и В. Часть
А содержит 10 заданий с выбором ответа (из трех вариантов ответа,
среди которых только один является верным). Часть В содержит 4
задания с выбором одного ответа (из трёх предложенных)

5.Распределение заданий по основным элементам содержания,
уровням сложности и типам заданий.
№

Тип
зада
ния

Код

Код

разде
ла

Раздел
минимума
содержания
школьного
курса

Элементы
содержания,
проверяемые
тестом

Проверяемые знания и умения

Макси
мальн
ый
балл

А1

ВО

2

Лексика

2.3

Речь

различать устную и
письменную речь

1

А2

ВО

1

Фонетика.
Графика

1.4

Деление слов на
слоги

определять количество слогов в
слове

1

А3

ВО

2

Лексика

2.1

Слово и его
значение

осознавать слово как единство
звучания и значения

1

А4

ВО

1

Фонетика.
Графика

1.1

Звуки и буквы

сравнивать, классифицировать
звуки и буквы в слове по
заданным параметрам

1

А5

ВО

6

Орфография 6.1

Безударные
гласные в корне

определять слова с безударным
гласным звуком, проверяемым
ударением

1

А6

ВО

1

Фонетика.
Графика

1.6

Русский алфавит

располагать слова по алфавиту

1

А7

ВО

6

Орфография

6.10

Прописная буква в
именах
собственных

применять изученные правила
правописания прописной буквы
в именах собственных

1

А8

ВО

1

Фонетика.
Графика

1.7

Звуки и буквы.
Обозначение
мягкости
согласных звуков
на письме.

анализировать, группировать
слова по указанным
характеристикам звуков

1

А9

ВО

7

Пунктуация

7.1

Знаки препинания
в конце
предложения
(точка,
вопросительный,
восклицательный
знаки).

определять существенные
признаки предложения:
законченность мысли и
интонацию конца предложения

1

А10

ВО

1

Фонетика.
Графика

1.1

Звуки и буквы:
гласные,
согласные

Определять количество
согласных и гласных звуков в
слове

1

В1

СО

5

Речь

2.3

Составление
предложений

2

В2

ВО

5

Синтаксис

5.3

Главные и
второстепенные

Умение выстраивать свою речь
в соответствии с нормами
русского языка
находить главные члены
предложения (основу

задания

контр
олиру
емого
элемента

2

В3

ВО

1

Фонетика.
Графика

1.8

В4

ВО

8

Текст

8.1

члены
предложения

предложения): подлежащее и
сказуемое

Пробел между
словами, знак
переноса
Текст.

сравнивать и классифицировать
слова по слоговому составу

2

восстанавливать
деформированный текст

2

Используемые обозначения:
ВО – задание с выбором одного верного ответа

из числа предложенных

СО - задание со своим ответом

6.Оценка выполнения работы.
За каждое верно выполненное задание первой части теста ставится 1 балл.
За каждое верно выполненное задание второй части ставится 2 балла. Если
при выполнении задания допущена одна ошибка или один недочет любого
характера, то ставится 1 балл. Для получения отметки «3» необходимо
набрать 9, 10, 11 баллов; для получения отметки «4» необходимо набрать
12,13, 14, 15 баллов; для получения оценки «5» необходимо набрать 16,17,
18 баллов.
8. Время выполнения работы – 40 минут без учета времени, отведенного на
инструктаж учащихся и заполнение титульной части бланка ответа.
Кодификатор
элементов содержания по русскому языку для составления контрольных
измерительных материалов для проведения экспертизы соответствия
качества подготовки обучающихся 2 класса МАОУ СОШ федеральному
государственному образовательному стандарту
Кодификатор требований к уровню подготовки по русскому языку
учащихся начальной школы составлен на основе Обязательного минимума
содержания основных образовательных программ и Требований к уровню
подготовки учащихся начальной школы (Приказ Минобрнауки России от
06.10 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №
2357, от 18.12.2012 № 1060,от 29.12.2014 №1643))
Кодификатор
требований по всем разделам включает в себя
требования к уровню подготовки учащихся на первое полугодие 2 класса. В

соответствии со стандартом начального образования и требованиями к
уровню подготовки учащихся в кодификатор требований включаются также
задания, необходимые для выработки соответствующих умений.
Код
раздел
а

1

2

5

6

Раздел
минимума
содержания
школьного
курса

Код

Фонетика.
Графика

1.1

Звуки и буквы: гласные, согласные.

1.4

Деление слов на слоги

1.6

Русский алфавит

1.7

Звуки и буквы. Обозначение мягкости согласных звуков на
письме.

1.8

Пробел между словами, знак переноса

2.1

Слово и его значение

2.3

Речь

5.3

Главные и второстепенные члены предложения

5.4

Связь слов в предложении

6.1

Безударные гласные в корне

6.10

Прописная буква в именах собственных

Лексика

Синтаксис

Орфография

Элементы содержания, проверяемые тестом

контроли
руемого
элемента

7

Пунктуация

7.1

Знаки препинания в конце предложения (точка,
вопросительный, восклицательный знаки).

8

Текст

8.1

Текст

Нормы оценивания
«5»- 16-18 б.
«4»- 12-15 б.
«3»-9-11 б.
«2»-менее 9 б.

Контрольно- измерительные материалы по русскому языку
2 класс I полугодие
УМК «Школа России», авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Часть А
А 1. Какой бывает наша речь?
1) только устной
2) только письменной
3) письменной и устной
А 2. В каком слове два слога?
1) жираф

2) пароход

3) глаз

А 3. Укажи ряд, в котором записаны однокоренные слова.
1) гора, гореть, гористый
2) лес, лесной, лесник
3) конь, коньки, конный
А 4. Укажи слово, в котором количество звуков больше, чем букв.
а)медведь

б) жучок

в) ягода

г)рябина

А 5. В каком ряду записаны слова с безударным гласным звуком,
проверяемым ударением?
1)Работа, одежда, капуста
2)Сосна, пчела, лесок
3)Лесник, здравствуйте, ученик
А 6. В каком ряду слова расположены по алфавиту?
1)Апрель, жук, звук, баран, сентябрь, якорь
2)Апрель, баран, звук, сентябрь, якорь, жук
3)Апрель, баран, жук, звук, сентябрь, якорь
А 7. В какой строке слова пишутся с большой буквы?
1)(К, к)арина, (Ж,ж)ук, (Д,д)ерево
2) (С,с)евер, (Г,г)риша, (О,о)сколок
3) (Т,т)амара, (Н,н)аташа, (А,а)нтон

А 8. В каком предложении нужно поставить вопросительный (? ) знак:
1)Где купить эту книгу
2) Зимой очень холодно
3) Как прекрасен зимний лес
А 9.

Укажи слово, которое является проверочным для слова ЛЕДНИК.

а) ледок

б) лёд в) заледенел

г) ледянка

А10. Найди словарное слово и вставь пропущенную букву.
а) цв…тной

б) в..робей

в) в…рѐный

г)гр…бной

Часть В
В 1.Представь, что ты забыл дома пенал и тебе нужно попросить ручку.
С какими словами ты вежливо обратишься за помощью к
однокласснику (однокласснице) ? Запиши свою просьбу.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________ _____________________________________
В 2. В каком предложении правильно подчёркнуты главные члены?
1) Ребята пошли в поход.
2) Девочка помыла посуду.
3) Корова ест сено.
В 3. В какой строчке допущены ошибки при делении слов на слоги?
1)Окн-о, ки-сти, моро-зец
2)У-ли-ца, яр-ко, хо-ро-шо
3)Мо-ряк, ко-пей-ка, лей-ка
В 4. Запиши цифрами, в каком порядке должны следовать предложения,
чтобы получился текст.
1)Больно ущипнул он Антона.
2) Гусь зашипел и кинулся на мальчика.
3)Гусиная семья гуляла на лугу.
4)Антон взял прут и стал дразнить гусей.

СПЕЦИФИКАЦИЯ
КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ПРОЦЕДУРЫ
(3 КЛАСС)
1. Назначение работы
Работа предназначена для проведения процедуры диагностики
индивидуальных образовательных достижений обучающихся 3-го класса по
блокам содержания курса русского языка: фонетика и графика, состав слова
(морфемика), морфология, синтаксис, лексика, развитие речи.
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура работы разработаны на основе следующих
документов:
1.
Федеральный государственный стандарт начального общего
образования: текст с изм. и доп./ Министерство образования и науки
Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 33 с. – (Стандарты
второго поколения).
2.
Примерная основная образовательная программа начального
общего образования (одобрена решением от 8 апреля 2015. Протокол от
№1/15) // http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnayaprogramma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/
При разработке структуры и содержания работы учитывались подходы к
оценке планируемых результатах опубликованные в сборнике «Планируемые
результаты начального общего образования по предметам «Математика»,
«Литературное чтение», «Русский язык», «Окружающий мир» (Планируемые
результаты
начального
общего
образования
/
Л.Л. Алексеева,
С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой,
О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011».
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольноизмерительных материалов
Задания диагностической работы составлены на материале следующих
блоков содержания курса русского языка: фонетика и графика, состав слова
(морфемика), морфология, синтаксис, лексика, развитие речи. В отличие от
ранее предложенных моделей в данной модели больше внимания уделено
оцениванию достижения планируемых результатов, связанных с разделами
«Лексика» и «Развитие речи».
Работа содержит 15 заданий. В таблице 1 представлено распределение заданий по блокам содержания
курса русского языка.

1

Таблица 1
Блоки содержания
1. Фонетика и графика
2. Состав слова (морфемика)
3. Морфология
4. Синтаксис
5. Лексика
6. Орфография
7. Развитие речи
Всего

Число заданий в работе
3
3
2
2
3
1
2
15

4. Структура контрольно-измерительных материалов
В работе две группы заданий. Первая группа включает 11 заданий,
обязательных для выполнения всеми обучающимися. Вторая группа
включает 4 дополнительных задания повышенного уровня сложности,
требующих проявления не только предметных умений, но и умения
рассуждать, находить разные решения поставленной задачи, контролировать
свою работу и находить ошибки. Дополнительные задания обучающиеся
выполняют после завершения обязательной части работы. По результатам
выполнения этой части работы появляется возможность установить, как
обучающиеся умеют действовать в нестандартных учебных ситуациях.
В работе использованы несколько типов заданий: с выбором ответа, с
кратким ответом, с развернутым ответом.
В приведенной ниже таблице 2 представлена информация о структуре,
общем числе и типах заданий в работе.
Таблица 2.
Группа 1
Группа 2
Обязательные задания Дополнительные задания
Общее число
11
4
заданий – 15
№№ 7, 8, 10
№ 12 - 15
с выбором ответа
с кратким ответом
предложенных
Тип заданий и из
вариантов
форма ответа
№№ 3,4,5, 6, 9, 11
с кратким ответом
№ 1, 2
с
развернутым
ответом
5. Распределение заданий по позициям кодификатора
Распределение заданий контрольно-измерительных материалов по
позициям кодификатора представлено в таблице 3.
2

Таблица 3.
Обобщенный код
проверяемых результатов
I раздел кодификатора
II раздел кодификатора
III раздел кодификатора

Число заданий
в варианте
1
1
13

6. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
Задания диагностической работы проверяет усвоение обучающимися
учебного материала на базовом и повышенном уровне сложности.
Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
показано в таблице 4.
Таблица 4.
Уровень
Максимальный балл
Количество
сложности
заданий
заданий
Базовый
11
17
Повышенный
4
7
Итого
15
24
7. Система оценки выполнения работы
Выполнение заданий обязательной части может оцениваться 1, 2 и 3
баллами. Использование в обязательной части работы заданий, оцениваемых
в два – три балла, связано с необходимостью более детальной фиксации
результатов. За выполнение базовых заданий, оцениваемых одним баллом,
выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ. За
выполнение базовых заданий, оцениваемых в два – три балла, в зависимости
от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 3 баллов. Результаты
выполнения дополнительных заданий позволяют составить представление о
возможностях обучающихся справляться с нестандартными заданиями по
русскому языку, требующими для выполнения определенного уровня
учебных умений.
№
задания
3

4

Правильное выполнение заданий и их оценка
1 балл – в таблицу записано по два примера указанных частей
речи из возможных
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
Примечание. Наличие орфографических ошибок в тексте не
влияет на оценку данного задания.
1 балл – подобран синоним к слову;
0 баллов – записанное слово не является контекстным
синонимом к слову бродил.

5

6
7
8
9
10
11

12

13

14

15

2 балла – среди подчеркнутых есть верные три слова;
1 балл – среди подчеркнутых есть одно из трех необходимых
слов
0 баллов – среди подчеркнутых слов нет ни одного из
необходимых слов
2 балла – подчеркнуты три слова;
1 балл – подчеркнуты два слова из трех необходимых
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
1 балл – выбрано только верное слово, другие слова не
выбраны
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
1 балл – выбрано только слово верное слово, другие слова не
выбраны
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
1 балл – каждое слово соединено со схемой, которая ему
соответствует:
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
1 балл – выбран только верный ряд слов, другие ряды не
выбраны
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
2 балла – правильно определены главные члены предложения в
каждом из трёх предложений;
1 балл - правильно определены главные члены предложения в
двух из трёх предложений
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
2 балла – записано 6 слов в алфавитном порядке, все они
начинаются с одной и той же буквы
1 балл – записано не менее 4 слов в алфавитном порядке, все
они начинаются с одной и той же буквы или записано 5-6 слов,
но при этом допущена ошибка в расположении по алфавиту
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
Примечание. Наличие орфографических ошибок в тексте не
влияет на оценку данного задания.
2 балла – записаны контекстные синонимы в каждом из трех
случаев,
1 балл – синонимы подобраны в двух из трех случаев
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
2 балла – правильно определен тип орфограммы во всех словах;
1 балл – правильно определен тип орфограммы в 8 словах;
0 баллов – любой другой вариант выполнения.
1 балл – составлено предложение, соответствующее условиям;
0 баллов – любой другой вариант выполнения.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом:
Критерии оценивания задания № 1
Критерии оценивания восстановленного текста
Баллы
Восстановление последовательности предложений
Правильно определена последовательность предложений
1
При определении последовательности предложений допущены
0
ошибки
Орфографическая грамотность
Орфографические и пунктуационные ошибки при списывании
2
отсутствуют
Допущено не более четырёх ошибок
1
Допущено более четырёх ошибок
0
Максимальное количество баллов
3
Критерии оценивания задания № 2
Критерии оценивания дописанного текста
Баллы
2
Уровень выполнения требований выше удовлетворительного:
записано продолжение текста, которое не противоречит общей
логике событий, изложенных в тексте, объем не менее 2-3
предложений, замечаний к связности изложения нет
1
Достаточный уровень выполнения требований: записано
продолжение текста, которое не противоречит общей логике
событий, изложенных в тексте, но при этом либо только 1
предложение, либо есть незначительные замечания к связности
изложения
0
Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного:
написанный фрагмент противоречит общей логике событий,
изложенных в тексте, либо не может быть охарактеризован как
связный текст
Максимальное количество баллов
2
Максимальное количество баллов, которое можно получить за
выполнение диагностической работы – 24. Индивидуальная оценка
определяется суммарным баллом, набранным обучающимся по результатам
выполнения всей работы. На основании суммарного балла фиксируются
результаты по трем уровням подготовки:
0 – 7 баллов – низкий уровень;
8 – 18 баллов – средний уровень;
19 – 24 баллов – высокий уровень.

8. Условия проведения работы
Диагностическая работа проводится в 3 классе в середине учебного года. На
выполнение работы отводится 45 минут (это время не включает чтение
инструкции и раздачу бланков).
9. Обобщенный план работы
Подробная информация о распределении заданий по разделам
программы, по видам заданий и по уровню сложности приведена в таблице 5.
Таблица 5. План работы
№
№

Блок
содержания

1.

Развитие речи

2.

3.

4.
5.
6.

1

Объект
оценивания

Определение
последовательнос
ти предложений в
тексте.
Списывание
текста
Развитие речи Создание
собственного
текста:
продолжение
предложенного
текста
Морфология
Отнесение слов к
определенной
части речи (имена
существительные,
имена
прилагательные,
глаголы,
предлоги)
Лексика
Подбор
синонимов
Лексика
Выявление слов,
значение которых
требует уточнения
Фонетика и Характеристика
графика
звуков русского
языка: согласные
звонкие/глухие,
парные/непарные
звонкие и глухие

Код
проверяемых
умений1
III.10.2
II.5
II.4

Тип
задания

Уровень
сложности

Максимальный балл
за выполнение

РО

Б

3

Максимальное
время
выполнения
11

II.7
II.11

РО

Б

2

4

III.7.4

КО

Б

1

3

III.11

КО

Б

1

1

I.4

КО

Б

2

2

III.2

КО

Б

2

2

Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.

7.

8.

9.

10.
11.

12.
13.
14.

15.

и Характеристика
звуков русского
языка: согласные
твердые/мягкие,
парные/непарные
твердые и мягкие;
согласные
звонкие/глухие,
парные/непарные
звонкие и глухие
Состав слова
Различение
(морфемика)
родственных
(однокоренных)
слова и форм
слова;
Нахождение
в
Состав слова
словах
с
(морфемика)
однозначно
выделяемыми
морфемами
окончание,
корень, приставку,
суффикс
Морфология
Определение рода
имен
существительных
Синтаксис
Нахождение
главных
членов
предложения

III.2

ВО

Б

1

1

III.5.3

ВО

Б

1

1

III.5.4

КО

Б

1

2

III.7.1

ВО

Б

1

2

III.8.4

КО

Б

2

2

и Определение
алфавитного
порядка слов
Лексика
Подбор
контекстных
синонимов
Распознавание
Орфография
изученных
орфограмм(про
веряемые
безударные
гласные в
корне, парные
согласные ,
непроизносимы
е согласные
Синтаксис
Составление
предложения по
указанным
характеристикам
(цель
высказывания,
интонация)

III.4

КО

П

2

4

III.11

КО

Б

2

4

III.6.1

ВО

П

2

4

III.8.2
III.8.3
III.8.4

КО

П

1

2

Фонетика
графика

Фонетика
графика

Выбор ответа (ВО) – 4; запись краткого ответа (КО) – 9; развернутый ответ (РО) – 2.
Базовые задания (Б) – 11; задания повышенного уровня сложности (П) – 4.
Максимальный балл 24.

ВАРИАНТ
КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
(3 КЛАСС)
Инструкция для обучающегося
В работе тебе встретятся разные задания: в одних нужно выбрать
ответы из нескольких предложенных – отмечать выбранный ответ нужно
галочкой, в других заданиях нужно будет записать несколько слов или
предложений. Внимательно читай задания!
Рядом с некоторыми заданиями стоит звёздочка (*) — так отмечены
более трудные задания. Хорошо, если ты сделаешь все эти задания. Но если
не будешь успевать, выбери из них те, которые ты точно можешь выполнить.
Обязательно проверь свою работу.
Желаем успеха!

1

Определи, в каком порядке должны стоять предложения в тексте. Запиши
текст, который у тебя получился.
Я посмотрел в ту сторону. Мох ей нужен, чтобы в норе мышатам
постелить. Долго бродил я по весеннему лесу и решил на пеньке отдохнуть.
Вижу, сидит мышка и отдирает сухой мох от пенька. Вдруг я услышал, что
рядом со мной кто-то шуршит.
По Г. Снегирёву

2

Придумай небольшое продолжение текста, который у тебя получился в
задании 1. Напиши 2–3 предложения.

3

Найди в тексте, который у тебя записан в задании 1, по два примера
указанных частей речи. Запиши их в таблицу.
Имена
Имена
Глаголы
Предлоги
существительные прилагательные

4

Замени в предложении слово бродил синонимом (близким по значению
словом). Запиши это слово.
Долго бродил я по лесу и решил на пеньке отдохнуть.

5

Определи, значение каких слов дано. Запиши их.
Середина ночи – ___________________________
Предмет для игры в футбол – _______________________
Неправда – ___________________________

6

Найди в предложении слова , в которых все согласные звуки звонкие.
Подчеркни эти слова .
Вдруг я услышал, что рядом со мной кто-то шуршит.

7

Отметь слово, в котором второй звук имеет такие характеристики: твёрдый
непарный, глухой непарный согласный.
□
□
□
□

8

участок
ожерелье
ошибка
сценка

Найди среди родственных слов форму одного из слов и отметь её.

зверолов

9

Соедини линией каждое слово со схемой, которая соответствует составу
этого слова.

остров
книжка

подземный

10

Отметь ряд, в котором все слова – это имена существительные мужского
рода.
□
□
□
□

11

календарь, обруч, бассейн, огонь
букварь, метель, ключ, обруч
ливень, север, мелочь, ландыш
тополь, камень, жизнь, король

В каждом предложении найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Старик рыбачил весь день и наловил много рыбы.
От горячих лучей солнца быстро растаял снег.
Охотники принесли в деревню двух медвежат.

12*

Подбери и запиши в алфавитном порядке 6 слов, все они должны начинаться
с одной и той же буквы.

13*

В каждом предложении подбери для слова тихий синоним. Запиши
его под предложением.
Вдали слышалось тихое пение.
В детстве Аня была тихим ребёнком.
Путники шли тихим шагом.

14*

Определи, какая орфограмма есть в каждом слове. Запиши в нужный
столбик таблицы.
сверстник, морской, резкий, праздник, цветной, робкий, лавка, сосна,
звёздный
Слова с орфограммой
«Проверяемые безударные «Парные по звонкости«Непроизносимые согласные
гласные в корне слова»
глухости согласные в корне в корне слова»
слова»

15*

Составьте и запишите из данных слов повествовательное
невосклицательное распространённое предложение (используйте все
слова). Если нужно, измените форму слов.
скрылись, пушистые, в, белки, свои, гнездо
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_____________

РУССКИЙ ЯЗЫК
КОДИФИКАТОР
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования по русскому языку за I полугодие 4 класса
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования по предмету «Русский язык» разработан
на основе следующих документов:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
2) Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева,
С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой –
М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 22-26);
3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2,3е изд., перераб. – М.: Просвещение,
2010, 2011. – 204 с. (с. 119-125);
4) Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе /
(М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,
2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).
Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют
требования стандарта: «выпускник научится». Согласно установкам ФГОС, этот тип
требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному
изучению и последующему контролю за его усвоением каждым обучающимся.
Достижение данного типа требований проверяется при проведении индивидуальной
оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.
При организации оценки индивидуальных достижений обучающихся по
русскому языку за первое полугодие 4 класса в кодификатор включены результаты
на

основе

проецирования

итоговых

результатов

образовательного процесса в 4 классе – первое полугодие.

на

конкретный

этап

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов
по русскому языку (оценка индивидуальных достижений обучающихся)
КО
Д

Проверяемые умения

1. РАЗДЕЛ «Фонетика и графика»
1.1. различать звуки и буквы
1.2. характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие)
1.3. знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации
2. РАЗДЕЛ «Состав слова (морфемика)»
2.1. различать изменяемые и неизменяемые слова
2.2. различать родственные (однокоренные) слова и формы слова
2.3. находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс
2.4. различать родственные (однокоренные) слова и синонимы, родственные слова и слова с
омонимичными корнями
4. РАЗДЕЛ «Морфология»
4.1. определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение
4.4. находить в перечне слов или в тексте имена существительные, имена прилагательные,
глаголы
6. РАЗДЕЛ «Орфография и пунктуация»
6.1. применять правила правописания (в объеме содержания курса)
6.2. определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника
6.3. безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов
6.4. писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания
6.5. проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки
7. РАЗДЕЛ «Развитие речи»
7.1. оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста
7.2. соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор)
7.3. выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения
7.4. самостоятельно озаглавливать текст
7.6. сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы для обучающихся по предмету «Русский язык»
за I полугодие 4 класса
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение КИМ
Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную
оценку учебных достижений обучающихся по русскому языку за I полугодие 4
класса. С помощью этой работы на уровне образовательной организации
осуществляется оценка качества освоения обучающимся основной образовательной
программы начального общего образования по предмету «Русский язык», а также
достижения

метапредметных

планируемых

результатов,

возможность

формирования которых определяется особенностями данного предмета.
Работа предназначена для проведения процедуры промежуточного контроля
индивидуальных достижений обучающихся в образовательной организации по
предмету «Русский язык».
Основной

целью

работы

является

проверка

и

оценка

способности

обучающихся 4-х классов применять полученные в процессе изучения русского
языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера
средствами русского языка.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура контрольной работы по предмету «Русский язык»
разработаны на основе следующих документов:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования: текст с изм. и доп. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);
2) Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева,
С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой –
М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 22-26);
3) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2,3е изд., перераб. – М.: Просвещение,
2010, 2011. – 204 с. (с. 119-125).

На основании этих документов и материалов разработан кодификатор,
определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования

перечень

планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования по предмету «Русский
язык». Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и
критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур
оценки качества начального образования (оценки индивидуальных достижений
обучающихся).
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам
деятельности
В таблице 1 приведено распределение заданий в работе по основным разделам
программы. Контрольная работа сконструирована таким образом, чтобы обеспечить
проверку всех групп умений, выделенных в кодификаторе.
Таблица 1. Распределение заданий по основным разделам

Раздел курса

Число заданий в контрольной работе

Фонетика и графика

3

Состав слова

3

Морфология

3

Орфография

4

Развитие речи

3
Итого:

16

Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Цель контрольной работы определила её структуру и уровень сложности
заданий. Работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми
обучающимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения
обучающимися уровня базовой подготовки, а второй – обеспечить проверку
достижения повышенного уровня подготовки.
Из 16 заданий проверочной работы 12 заданий относятся к базовому уровню
сложности, 4 задания – к повышенному уровню. Такое соотношение заданий
продиктовано необходимостью включения в работу не менее 75% заданий базового

уровня от общего числа заданий. Информация об уровне сложности задания
приведена ниже в плане работы.
Распределение заданий КИМ по видам заданий
По видам заданий в работе 15 заданий с выбором верного ответа и 1 задание с
развёрнутым ответом.
План контрольной работы
Информация о распределении заданий по разделам программы, по видам
заданий и по уровню сложности приведена в плане контрольной работы (табл. 2).
Таблица 2. План контрольной работы
№№

1
2

3

4
5

6

7
8
9
1

Блок
содержания

Фонетика и
графика
Фонетика и
графика

Объект оценивания

Знание алфавита. Нахождение
алфавитной последовательности слов
Умение характеризовать звуки русского
языка: гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие,
парные/непарные твердые и мягкие;
согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие
Фонетика и
Умение характеризовать звуковой,
графика
буквенный и слоговой состав слова.
Умение характеризовать слово по двум
признакам
Состав слова Умение различать формы слова и
родственные слова
Состав слова Умение находить в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончание,
корень, суффикс, приставку. Умение
находить слова, соответствующие
предложенной схеме состава слова
Состав слова Умение находить в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончание,
корень, суффикс, приставку. Умение
самостоятельно определять способ
действия при группировке слов в
соответствии с их морфемным составом
Морфология Умение находить в тексте имена
существительные, имена
прилагательные, глаголы
Морфология Умение находить имя существительное
с заданными грамматическими признаками (склонение, форма числа, падежа)
Морфология Умение осознанно применить знания о

Код
Тип
провезадаряемых
ния
умений1

Уровень
сложности

Максимальный
балл за
выполнение

1.3

ВО

Б

1

1.2

ВО

Б

1

1.2

ВО

П

1

2.2

ВО

Б

1

2.3

ВО

Б

1

2.3

ВО

П

1

4.4

ВО

Б

1

4.1

ВО

Б

1

4.1

ВО

Б

1

Код приведен в соответствии с кодификатором проверяемых планируемых результатов.

№№

Блок
содержания

10

Орфография

11

Орфография

12

Орфография

13

Орфография

14

Развитие
речи

15

Развитие
речи
Развитие
речи

16

Объект оценивания

грамматических признаках имен
существительных
Умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммой
«Проверяемые безударные гласные в
корне слова»
Применять правила правописания (в
объеме содержания курса)
Применять правила правописания (в
объеме содержания курса)
Умение определять наличие в словах
изученных орфограмм
Умение осуществлять выбор адекватных
языковых средств в процессе общения с
людьми разного возраста
Самостоятельно озаглавливать текст
Умение составлять небольшой связный
текст на заданную тему. Умение высказать своё мнение и обосновать его

Код
проверяемых
умений

Тип
задания

Уровень
сложности

Максимальный
балл за
выполнение

6.5

ВО

Б

1

6.1

ВО

Б

1

6.1

ВО

Б

1

6.1

ВО

Б

1

7.1

ВО

Б

1

7.4

ВО

П

1

7.3, 7.6

РО

П

2

ИТОГО 17 баллов

Условные обозначения:
Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный
уровень сложности.
Тип задания: ВО – с выбором ответа, РО – развёрнутый ответ.
Время выполнения варианта КИМ
Примерное время на выполнение заданий составляет:
1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;
2) для заданий повышенного уровня сложности – от 2 до 5 минут;
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
В случае необходимости, учитель может предоставить дополнительное время
на выполнение работы, ориентируясь на индивидуальные особенности
обучающихся. Допустимое время выполнения работы – 1 час (астрономический).
Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных
оценивается 1 баллом при правильном выборе. Задание с развёрнутым правильным
ответом оценивается 2 баллами. Подробные сведения об оценивании заданий и
критериях выставления баллов приведены ниже.
В таблице 3 приведены номера верных ответов и количество баллов за
выполнение задания.

Таблица 3
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1 ВАРИАНТ
Верные ответы
4) Бодров, Галкин, Ерёмин, Михайлов
1) В слове мышка все согласные твёрдые
1) кошка, живот, мышка, кнопка
4) трава, травяной, травинка, травушка
1)
3) пристройка, прогулка, пробежка, приморский
2) вечерний, салют, смотреть
3) думать о мире
3) муравьи
4) Слово сл.ниха можно проверить словом слон.
2) прут.я, пер.я, сем.я, гост.я
4) (от)бежать, (с)дуть, (у)шел, (при)шить
1) Проверочное слово ласка, напишу букву а.
3) здравствуйте, пожалуйста, до свидания
4) Умная птичка.
Записан связный текст объёмом в 2 – 3
предложения, в котором указано о чём этот
рассказ, передана его основная мысль.

Количество баллов
1 балл – верный ответ
0 баллов – неверный ответ
или ответ отсутствует

2 балла – записан связный
текст объёмом в 2 - 3
предложения, основная
мысль рассказа передана,
замечаний к смыслу
написанного и к связности
изложения нет;
1 балл – записан текст
объёмом в 2 - 3
предложения, основная
мысль текста передана, но
есть некоторые замечания к
связности её изложения
(например, это не связное
высказывание, а несколько
отдельных слов) ИЛИ
основная мысль передана
несколько расплывчато, но
при этом замечаний к
связности высказывания нет
ИЛИ записано связное
высказывание объёмом в 12 предложения, замечаний к
смыслу написанного и к
связности изложения нет;
0 баллов – любой другой
вариант выполнения.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

2 ВАРИАНТ
Верные ответы
3) Бельский, Галкина, Ушаков, Хохлова
3) В слове кошка все согласные твёрдые.
4) иней, сирень, пищать, метель
3) город, загородный, городок, пригород
3)
4) заморозки, примерный, прогулка, повестка
2) светлый, цветок, играть
3) подготовился к зиме
3) кузнечики
4) Слово д.брота можно проверить словом
добрый.
3) обез.яна, бур.ян, лис.я, сер.ёзный
2) (по)вернул, (про)верка, (до)ел, (под)небесный
2) Проверочное слово сторож, напишу букву о.
3) здравствуйте, пожалуйста, до свидания
4) Братишка.
Записан связный текст объёмом в 2 – 3
предложения, в котором указано о чём этот
рассказ, передана его основная мысль.

Количество баллов
1 балл – верный ответ
0 баллов – неверный ответ
или ответ отсутствует

2 балла – записан связный
текст объёмом в 2 - 3
предложения, основная
мысль рассказа передана,
замечаний к смыслу
написанного и к связности
изложения нет;
1 балл – записан текст
объёмом в 2 - 3
предложения, основная
мысль текста передана, но
есть некоторые замечания к
связности её изложения
(например, это не связное
высказывание, а несколько
отдельных слов) ИЛИ
основная мысль передана
несколько расплывчато, но
при этом замечаний к
связности высказывания нет
ИЛИ записано связное
высказывание объёмом в 12 предложения, замечаний к
смыслу написанного и к
связности изложения нет;
0 баллов – любой другой
вариант выполнения.

Перевод количества баллов за выполнение заданий базового уровня
сложности в 5-ти балльную систему осуществляется по следующей схеме:
Количество Отметка по 5-ти
Качественная оценка
баллов
балльной шкале
Ученик не освоил программу по предмету «Русский
язык»: не овладел опорной системой знаний и
0–9
2
учебными действиями, необходимыми для
продолжения образования на следующей ступени
Ученик освоил программу по предмету «Русский
язык»: овладел опорной системой знаний и
учебными действиями, необходимыми для
10 – 11
3
продолжения образования на следующей ступени, и
способен использовать их для решения простых
учебно-познавательных и учебно-практических
задач средствами предмета «Русский язык»
Ученик освоил программу по предмету «Русский
язык»: овладел опорной системой знаний,
необходимой для продолжения образования на
следующей ступени, способен к осознанному
12 – 13
4
произвольному выполнению учебных действий при
решении простых учебно-познавательных и учебнопрактических задач средствами предмета «Русский
язык»
Перевод количества баллов за выполнение заданий повышенного уровня
сложности в 5-ти балльную систему осуществляется по следующей схеме:

Количество Отметка по 5-ти
баллов
балльной шкале
1–4
(по сумме
баллов за
работу –
14-16)

4

5
(по сумме
баллов за
работу –
17)

5

Качественная оценка
Ученик освоил программу по предмету «Русский
язык»: овладел опорной системой знаний,
необходимой для продолжения образования на
следующей ступени, способен к осознанному
произвольному выполнению учебных действий при
решении простых учебно-познавательных и учебнопрактических задач средствами предмета «Русский
язык»
Ученик освоил программу по предмету «Русский
язык»: овладел опорной системой знаний,
необходимой для продолжения образования на
следующей ступени, способен к осознанному
произвольному выполнению предметных и
метапредметных действий при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач
повышенного уровня сложности средствами
предмета «Русский язык»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

Контрольная работа по русскому языку разработана для оценки достижения
обучающимися 4-х классов планируемых результатов по русскому языку за
I полугодие. Подходы к разработке содержания и структуры контрольной работы
представлены в спецификации.
При ознакомлении с контрольной работой следует иметь в виду, что
включенные в ее содержание задания, не отражают всех планируемых результатов,
достижение которых будет проверяться с помощью двух вариантов КИМ.
Ниже представлены два варианта контрольной работы – бланки с
содержанием, один вариант – 4 листа. На каждого ученика распечатывается полный
комплект. Бланки контрольной работы выдаются в начале урока каждому ученику в
соответствии с определённым учителем вариантом.
В начале работы учитель (ассистент) организует следующие действия
обучающихся:
- оформляют бланк (ученики сами подписывают бланк),
- знакомятся с инструкцией для обучающихся,
- задают вопросы на понимание организационного характера.
После организационного момента объявляется о начале работы. Каждый
ученик приступает к самостоятельной работе по выполнению заданий.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА I ПОЛУГОДИЕ
ВАРИАНТ 1
Фамилия, имя ученика(цы)_____________________________________________________
Класс ___________________
Прочитай внимательно задание. Выбери ответ из нескольких предложенных и обведи
цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным.
Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему.
Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ,
который считаешь верным.
На выполнение работы даётся 1 урок.
Желаем успеха!
Задание 1.
Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке:
1) Максимов, Хватов, Орлов, Рыжих;
2) Петров, Зайцев, Лукин, Шишкин;
3) Дворцов, Закруткин, Фурман, Стеклов;
4) Бодров, Галкин, Ерёмин, Михайлов.
Задание 2.
Обведи номер верного утверждения о слове мышка:
1) В слове мышка все согласные твёрдые.
2) В слове мышка все согласные звонкие.
3) В слове мышка букв больше, чем звуков.
4) В слове мышка два мягких согласных.
Задание 3.
Обведи номер ряда, в котором во всех словах два слога и в слове все согласные звуки
твёрдые:
1) кошка, живот, мышка, кнопка;
2) лето, кошка, дождик, скрепка;
3) рыжик, котик, весна, домашний;
4) весна, котик, дерево, вереница.
Задание 4.
Обведи номер ряда, в который включены только родственные слова и среди них
отсутствует форма одного и того же слова:
1) крот, кротовый, крота, кротиха;
2) окно, оконный, окна, подоконник;
3) поле, поля, полевой, полёвка;
4) трава, травяной, травинка, травушка.

Задание 5.
Обведи номер схемы, которая соответствует составу слова закладка:
1)
2)
3)
4)
Задание 6.
Обведи номер ряда, в котором все слова имеют одинаковый состав слова:
1) городок, прогулка, грибной, секретный;
2) котик, малыш, походка, закладка;
3) пристройка, прогулка, пробежка, приморский;
4) ветерок, травка, пробежка, походка.
Задание 7.
Обведи номер ряда, в котором есть имя существительное, имя прилагательное и глагол:
1) мокрый, сад, сентябрь;
2) вечерний, салют, смотреть;
3) вечером, любовался, весело;
4) мокрый, дом, зима.
Задание 8.
Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное 2-го склонения в
единственном числе, в предложном падеже.
1) вернулся к дому;
2) подбежал к остановке;
3) думать о мире;
4) радоваться весне.
Задание 9.
Дополни предложение подходящим словом:
«По тропинке бегают хлопотливые …»
1) мышка,
2) гномик,
3) муравьи,
4) мальчишка.
Задание 10.
Обведи номер верного утверждения:
1) Слово д.ска можно проверить словом дощечка.
2) Слово д.ждинка можно проверить словом дождливый.
3) Слово с.бачка можно проверить словом собаки.
4) Слово сл.ниха можно проверить словом слон.
Задание 11.
Обведи номер ряда, в котором во всех словах пропущен разделительный ь:
1) в.езд, прут.я, л.ёт, от.ехать;
2) прут.я, пер.я, сем.я, гост.я;
3) бел.ё, под.езд, прут.я, варен.е;
4) оправдат.ся, с.ест, прут.я, спряч.ся.

Задание 12.
Обведи номер ряда, в котором все слова пишутся слитно:
1) (по)поляне, (по)ехал, (у)летел, (о)смотрел;
2) (от)пороть, (от)угла, (за)окном, (при)летел;
3) (у)окна, (до)ехал, (до)неба, (при)школьный;
4) (от)бежать, (с)дуть, (у)шел, (при)шить.
Задание 13.
Выдели строчку, в которой ребята дали правильный ответ на вопрос учителя.
Вопрос. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове л.сковый?
1) Проверочное слово ласка, напишу букву а.
2) Проверочное слово ласточка, напишу букву а.
3) Проверочное слово лоск, напишу букву о.
4) Проверочного слова нет.
Задание 14.
Прочитай запись телефонного разговора. Сергей позвонил заболевшему другу Пете. К
телефону подошла бабушка.
1) – Позовите Петю.
– Здравствуй, Сергей. У Пети очень болит горло, ему тяжело разговаривать.
2) – Передайте ему, чтобы он мне позвонил, когда он сможет разговаривать!
– Договорились, Сергей! Я ему передам. До свидания.
3) – Ага.
Обведи номер строчки, в которой перечислены все слова, которые ты считаешь
необходимым вставить в реплики Сергея:
1) здравствуйте, короче, добрый вечер;
2) конечно, до свидания, хорошо;
3) здравствуйте, пожалуйста, до свидания;
4) спасибо, до свидания, хорошо.
Прочитай текст и выполни задания 15, 16.
Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие
голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками
и мушками.
Мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и
принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем
упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она
немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он
подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик
подошёл к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за
ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву.
Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он
подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошёл
скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где
было гнёздышко.
Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы
подальше увести его от гнёздышка. Так мальчик и не нашёл птенчика. Он собрал
немножко лесной земляники и пошёл домой.
(По М. Зощенко)

Задание 15.
Определи, какой из заголовков больше подходит к рассказу. Обведи его номер:
1) В лесу.
2) Славные птенчики.
3) Гнёздышко.
4) Умная птичка.
Задание 16.
Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом связный
текст из 2-3 предложений.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА I ПОЛУГОДИЕ
ВАРИАНТ 2
Фамилия, имя ученика(цы) ____________________________________________________
Класс ___________________
Прочитай внимательно задание. Выбери ответ из нескольких предложенных и обведи
цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным.
Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему.
Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ,
который считаешь верным.
На выполнение работы даётся 1 урок.
Желаем успеха!
Задание 1.
Обведи номер ряда, в котором фамилии стоят в алфавитном порядке:
1) Носов, Шагова, Комаров, Степанова;
2) Романов, Данилова, Лемишев, Щукина;
3) Бельский, Галкина, Ушаков, Хохлова;
4) Антонов, Волгина, Максимов, Зайцева.
Задание 2.
Обведи номер верного утверждения о слове кошка:
1) В слове кошка звуков больше, чем букв.
2) В слове кошка два мягких согласных.
3) В слове кошка все согласные твёрдые.
4) В слове кошка все согласные звонкие.

Задание 3.
Обведи номер ряда, в котором во всех словах два слога и все согласные звуки мягкие:
1) печка, долгий, лётчик, мягкий;
2) летний, метла, песня, тёмная;
3) чеснок, вечный, слива, зелень;
4) иней, сирень, пищать, метель.
Задание 4.
Обведи номер ряда, в который включены только родственные слова и среди них
отсутствует форма одного и того же слова:
1) лук, луковый, лука, лучок;
2) море, моря, морской, моряк;
3) город, загородный, городок, пригород;
4) мороз, морозный, морозы, заморозки.
Задание 5.
Обведи номер схемы, которая соответствует составу слова походка:
1)
2)
3)
4)
Задание 6.
Обведи номер ряда, в котором все слова имеют одинаковый состав слова:
1) мостик, заметка, лыжник, зимний;
2) задумка, замок, заметный, закупка;
3) парковка, береговой, северный, кубик;
4) заморозки, примерный, прогулка, повестка.
Задание 7.
Обведи номер ряда, в котором есть имя существительное, имя прилагательное и глагол:
1) рыжий, доска, пробежка;
2) светлый, цветок, играть;
3) осенью, проверил, жарко;
4) кленовый, стоянка, посёлок.
Задание 8.
Обведи номер словосочетания, в котором есть имя существительное 1-го склонения в
единственном числе, в дательном падеже.
1) доехал до леса;
2) прыгнула на ветку;
3) подготовился к зиме;
4) играл на трубе.
Задание 9.
Дополни предложение подходящим словом:
«На полянке прыгают весёлые …»
1) зайчик,
2) воробей,
3) кузнечики,
4) девочка.

Задание 10.
Обведи номер верного утверждения:
1) Слово в.сна можно проверить словом весенний.
2) Слово р.чник можно проверить словом речной.
3) Слово м.розный можно проверить словом мороз.
4) Слово д.брота можно проверить словом добрый.
Задание 11.
Обведи номер ряда, в котором во всех словах пропущен разделительный ь:
1) в.юга, об.ект, бел.ё, весел.е;
2) варен.е, занимат.ся, л.ёт, с.езд;
3) обез.яна, бур.ян, лис.я, сер.ёзный;
4) с.ёмка, умыт.ся, скам.я, капел.ка.
Задание 12.
Обведи номер ряда, в котором все слова пишутся слитно:
1) (по)дороге, (при)грелся, (за)дверью, (под)сказка;
2) (по)вернул, (про)верка, (до)ел, (под)небесный;
3) (по)дорожал, (от)пыли, (от)плыли, (про)гулка;
4) (по)дорожник, (с)нести, (у)ехал, (про)школу.
Задание 13.
Выдели строчку, в которой ребята дали правильный ответ на вопрос учителя: Какую букву
нужно написать на месте пропуска в слове ст.рожка?
1) Проверочное слово старый, напишу букву а.
2) Проверочное слово сторож, напишу букву о.
3) Проверочное слово стороны, напишу букву о.
4) Проверочного слова нет.
Задание 14.
Прочитай запись телефонного разговора. Коля позвонил заболевшему другу Андрею. К
телефону подошла его мама.
1) – Позовите Андрея.
– Здравствуй, Коля. У Андрея очень болит горло, ему тяжело разговаривать.
2) – Передайте ему, чтобы он мне позвонил, когда он сможет разговаривать!
– Договорились, Коля! Я ему передам. До свидания.
3) – Ага.
Обведи номер строчки, в которой перечислены все слова, которые ты считаешь
необходимым вставить в реплики Коли:
1) здравствуйте, короче, добрый вечер;
2) конечно, до свидания, хорошо;
3) здравствуйте, пожалуйста, до свидания;
4) спасибо, до свидания, хорошо.

Прочитай текст и выполни задания 15, 16.
У меня на даче стояла бочка, полная воды. Рядом на дереве сидели бок о бок два
молодых воробья, совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев.
Вот один воробей бойко и уверенно перепорхнул на край бочки и стал пить. Пил, и
всё поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой – чуть
поменьше – с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на бочку. А пить-то
хотелось – клюв был разинут от жары.
И вдруг я ясно увидел: тот, первый, – он уже давно напился и просто примером своим
ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по
краю бочки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва, и поглядывал на
брата, и звал его.
Братишка на ветке решился, слетел к бочке. Но только коснулся лапками сырого,
позеленевшего края, – и сейчас же испуганно порхнул назад, на дерево. А тот опять стал его
звать.
И добился, наконец: братишка перелетел на бочку, неуверенно сел, всё время
трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.
(по В.В. Вересаеву)
Задание 15.
Определи, какой из заголовков больше подходит к рассказу. Обведи его номер:
1) Бочка с водой.
2) Пить хочется!
3) Воробей.
4) Братишка.
Задание 16.
Как ты считаешь, о чём этот рассказ? В чём его основная мысль? Напиши об этом. Напиши
об этом связный текст из 2-3 предложений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».