26.11.2019
Единый государственный
экзамен по русскому языку является обязательным. Большинство выпускников
успешно сдают этот предмет, около четверти участников показывают высокие
результаты. При подготовке к экзамену следует уделить больше внимания
проведению орфографического и пунктуационного анализа, тренировке умений
выделять авторскую мысль и излагать свою точку зрения. Обзор методических
рекомендаций по русскому языку продолжает серию публикаций от специалистов ФИПИ
по итогам анализа результатов ЕГЭ-2019.
Результатом системной
работы, проводимой школьными учителями русского языка, является тот факт, что
большинство экзаменуемых успешно выполняют задания базового уровня сложности.
Исключение составили задания, требующие проведения орфографического и пунктуационного
анализа. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было
проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие
грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова.
Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания
смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными
членами предложения.
В экзаменационной работе
2019 года был расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных
умений, расширен языковой материал, предлагаемый для орфографического анализа.
Задания по орфографии и пунктуации экзаменуемыми выполнены хуже, чем в
предыдущем году. Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для
испытуемых 2019 года оказалось правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий. Успешность выполнения нового задания, нацеленного на
пунктуационный анализ на основе лингвистических знаний из области синтаксиса и
пунктуации, также была невысокая и составила 32%.
В экзаменационной работе
2019 года была уточнена формулировка задания с развёрнутым ответом (сочинения)
и критерии оценивания ответов на это задание. Следует отметить, что
экзаменуемые успешно справились с заданием. Но при этом, как и в предыдущие
годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием
коммуникативной компетенции. Наибольшие трудности при понимании текста
возникают у пишущих при проведении смыслового анализа художественного и
научно-популярного текста, где основная мысль (позиция автора) часто явно не
выражается. В целом, на качественно высоком уровне умеют излагать проблему,
поставленную автором, и убедительно комментировать ее только треть
экзаменуемых. Это говорит о том, что следует больше внимания в процессе
изучения русского языка в школе уделять совершенствованию умения понимать мысли
других людей и способности выразить свои, учиться аргументировать свою точку
зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Эти умения формируются при изучении
не только русского языка.
Поэтому проблемы, выявленные при анализе результатов
ЕГЭ, могут быть устранены только в том случае, если в школе при изучении всех
предметов будут соблюдаться единые подходы к формированию и оцениванию основных
видов речевой деятельности (слушания, письма, чтения, говорения), будет проводиться
работа по предупреждению ошибок, связанных с нарушением лексической
сочетаемости слов, употреблением слов в несвойственном значении и пр. Одним из
главных требований в организации учебной деятельности должно быть постоянное
внимание к разнообразным языковым значениям (лексическому, грамматическому,
словообразовательному и другим). Результаты ЕГЭ 2019 года еще раз доказывают
то, что подготовка к сдаче единого государственного экзамена не может заменить
целостное изучение предмета. Поэтому для успешной сдачи ЕГЭ необходима
серьезная работа на протяжении всего периода обучения русскому языку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2019
Дата обновления: 26.11.2019
Дата публикации: 26.11.2019