13.01.2020
В ЕГЭ по физике в 2019 году наиболее
успешными были школьники, изучавшие предмет по программам углубленного уровня.
Сложности с выполнением заданий были связаны с неумением анализировать условие
задачи и давать ее полное решение. Отрицательно на результатах экзамена
сказывается и недостаток опыта в проведении лабораторных работ и экспериментов.
Очередной обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников
ЕГЭ от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
посвящен физике.
Материал механики и молекулярной физики
участники ЕГЭ-2019 усвоили примерно на одинаковом уровне. Улучшились и
результаты по электродинамике, особенно за счет роста средних процентов
выполнения заданий базового уровня и расчетных задач на законы постоянного
тока. Но так же, как и в прошлые годы, наблюдается отставание в освоении
элементов содержания квантовой физики.
Наиболее успешно выполняются задания на
определение значения физических величин с использованием различных формул, а
также на анализ изменения физических величин в различных процессах.
Наблюдается некоторое снижение
результатов выполнения заданий на проверку методологических умений, в основном
за счет заданий на использование метода рядов.
В контрольных измерительных материалах
по физике используются задания, базирующиеся на фотографиях или рисунках
различных лабораторных и демонстрационных опытов. Для этих заданий результаты
выполнения оказались существенно ниже, чем для других заданий по этой же теме,
не использующих контекст опытов. Эти факты свидетельствует о недостаточном
внимании к практической части курса или об отсутствии необходимого оборудования
для проведения лабораторных работ и демонстрационных экспериментов. Стоит
отметить, что замена реального эксперимента компьютерным моделированием или
даже видеосюжетами с записью опытов не дает того обучающего эффекта, как
самостоятельное проведение школьниками наиболее важных опытов и обязательных
лабораторных работ.
Значительно повысились результаты
решения качественных задач и расчетных задач, особенно тех, к решению которых
применимы типовые алгоритмы. Но здесь по-прежнему фиксируется ряд проблем.
Первая – в умении анализировать условие
задачи. Целесообразно на этапе обучения ввести дополнительный пункт в
оформление задачи, в рамках которого, кроме записи «Дано» и рисунка (при
необходимости), обучающиеся описывают особенности процессов задачной ситуации и
обосновывают выбор физической модели. Интересно, что решения задач в
100-балльных работах отличает как раз наличие таких комментариев в начале
решения, которые позволяют судить о понимании экзаменуемым сути рассматриваемых
процессов и обоснованности выбранного способа решения.
Вторая – недостатки, связанные с
полнотой представления решения. У участников экзамена бытует ошибочное мнение о
том, что наличие верного ответа – это гарантия получения максимального балла за
решение задачи. При этом некоторые участники используют формулы, которые уже
являются производными от основных формул, пропускают логические шаги в
математических преобразованиях, не показывают, каким образом был получен
числовой ответ. Важно понимать, что на ЕГЭ по физике оценивается вся цепочка
рассуждений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.01.2020
Дата обновления: 15.01.2020
Дата публикации: 13.01.2020