Приложение к ООП НОО
утвержденной директором
МАОУ СОШ №3
приказом № 95-Д от 29.08.23
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ЮНОГО АКТЕРА»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школа юного актера» составлена на
основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова;
- образовательной программы «Основы театрального искусства»
Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г.
Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный
театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия
театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
- программы по художественно-эстетическому (и речевому) развитию
дошкольников). Авторы: Н.А. Чуракова, д.ф.н. проф.; О.В Малаховская
Содержание
1. Пояснительная записка;
2. Общая характеристика курса;
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности;
4. Содержание курса внеурочной деятельности;
5. Тематическое планирование с определением основных видов
внеурочной деятельности обучающихся;
6. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения курса.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование
коммуникативных
умений,
развитие
художественно-
творческих способностей личности, была и остается одной из актуальных
проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в
сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро
ощущается
необходимость
в
творческих
личностях,
способных
самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие
творческой социально активной, креативной личности не представляется
возможным без использования такого эффективного средства воспитания как
художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр,
способный приобщить
к общечеловеческим
духовным
ценностям
и
сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством
формирования
коммуникативных
умений
и
способом
самопознания,
самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь младшему школьнику: раздвинуть рамки
постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с
педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную
школу способно эффективно повлиять на формирование коммуникативных
умений и воспитательно - образовательный процесс.
Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников,
повышение культуры поведения и речи – всё это возможно осуществлять
через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе.
Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для
детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно
перерастающий в работу (обучение).
Программа внеурочной деятельности «Школа юного актера» составлена на
основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова [7];
-
образовательной
Похмельных
программы
А.А.
дополнительного
«Основы
(Муниципальное
образования
детей.
театрального
искусства»
образовательное
учреждение
Детско-юношеский
центр
г.
Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный
театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия
театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
- программы
по художественно-эстетическому (и речевому) развитию
дошкольников). Авторы: Н.А. Чуракова, д.ф.н. проф.; О.В Малаховская
Цель: формирование коммуникативных умений, поддержка одарённых
детей,
воспитание
и
развитие
понимающего,
умного,
воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми
знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Предметные:
1) формировать знания о театре, театральной деятельности как особого
вида
синтетического
терминологией,
знать
искусства,
овладеть
профессии,
связанные
соответствующей
с
театральной
деятельностью;
2) формировать умения театральной деятельности: анализировать и
понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для
создания образа, овладеть элементами актерского мастерства;
Метапредметные:
3) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и
поддерживать
партнёров,
диалог,
коллективное
отличные
от
обсуждение;
собственных;
учитывать
обращаться
за
мнения
помощью;
формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
научить слушать собеседника; научить договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
помочь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять
взаимный
контроль;
адекватно
оценивать
собственное
поведение
и
поведение окружающих;
4) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою
работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные задачи:
5) формировать
потребность
доброжелательное
сотрудничества
отношение
к
со
сверстникам,
сверстниками,
бесконфликтное
поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
6) целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
7) этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
8) осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития
2. Отличительными особенностями и новизной программы является
соединение в себе основных современных принципов в
образовании:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то
художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец,
и материал, и инструмент
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным
наукам
(уроки
литературы
и
музыки,
литература
и
живопись,
изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество
ребенка,
на
развитие
его
психофизических
ощущений,
раскрепощение личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в
устную и письменную коммуникацию; отбор и организация
учебного
материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в
заданных условиях; использование различных организационных форм для
включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих
общению
Программа предусматривает использование следующих форм
проведения занятий:
игра – беседа - иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства - мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля
посещение спектакля - работа в малых группах
актёрский тренинг – экскурсия
выступление - диагностика
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное
условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство
свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной,
просмотр
спектакля.
После
просмотра
спектакля
предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и
иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это
направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников
художественного
вкуса
и
эстетического
отношения
к
действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному речевому и художественному
развитию в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе
увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде
деятельности.
3. Предполагаемые результаты:
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять
контроль,
коррекцию
и
оценку
результатов
своей
деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·проявлять
индивидуальные
творческие
способности
при
сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
.Формы и виды контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
·текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий; диагностика.
·промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
·итоговый – открытые занятия, спектакли, диагностика, отзывы коллег,
родителей, детей.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных
мероприятиях,
и
тематических
родительских
линейках,
собраниях,
участие
классных
в
часах,
школьных
участие
в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни
школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, диагностика.
4. Содержание программы
Программа «Школа юного актера» включает в себя следующие разделы
(Таблица№2):
1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Введение ребёнка в мир театрального
искусства)
2. Театр и речь. (Речь, как основное средство театрализованного искусства)
3.
Основы
актёрского
мастерства.
(Сценическое
искусство: развитие
игрового поведения, эстетических чувств)
4. Просмотр спектаклей в театрах города. («Творческая мастерская»)
5.
Наш
театр.
(
Самостоятельная
театральная
деятельность»:
театрализованные игры, игры-драматизации, постановка спектаклей).
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе. Занятия по программе
«Школа юного актера» проводятся 1 раза в неделю по 40 минут. Количество
детей в группах 10-15 человек. Такое число обучающихся в группе позволяет
обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таблица№1 Разделы курса
№
Тема раздела
Виды
Планируемые результаты
п/п
Форма занятия
деятельнос
ти
1
«Мы
играем
–
мы игровая
умение участвовать в диалоге,
мечтаем!»
деятельност умение слушать и вступать в
занятие - игра
ь
диалог,
участвовать
коллективном
в
обсуждении
проблем
взаимодействие
учеников
между собой на уровне класса
2
«Театр и речь»
познаватель умение
занятие – беседа
ная
выбирать
и
использовать адекватные выра-
деятельност зительные средства,
ь
взаимодействие
ученика
с
учителем
занятие - экскурсия
досугово
-
развлекател
ьная
3
«Основы
мастерства»
актёрского проблемно-
умение
ценностное
задачи
решать
на
уровне
творческие
импрови-
занятие
основ
-
изучение общение
сценического
заций,
уметь
использовать
художественные материалы
мастерства
умение вступать в общение с
занятие
произведением
- актёрский
тренинг
искусства
и
«актёрами»
умение
ставить
обращаться
вопросы;
за
помощью;
формулировать
свои
затруднения,
предлагать
помощь и сотрудничество
4
«Просмотр спектаклей социальное
допускать
возможность
в театрах города»
существования
у
занятие
-
творчество
просмотр
людей
различных точек зрения, в том
спектакля
числе
отличной
от
его
собственной, и ориентироваться
занятие – беседа
на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
художестве
занятие
5
- нное
умение вступать в общение с
произведением
искусства
и
иллюстрирование
творчество
«актёрами»
«Наш театр»
социальное
разрабатывать единую тактику
занятие - мастерская творчество
в театрализованных действиях,
образа
учитывая мнения партнеров
исследован
умение разрабатывать единую
занятие - мастерская ие
тактику
костюма, декораций
действиях,
в
партнеров,
театрализованных
учитывая
мнения
занятие
использовать
-
речь
для
инсценировка,
регуляции своего действия, и
постановка спектакля
действий партнера,
способность
сохранять
доброжелательное
друг
к
другу
отношение
в
ситуации
конфликта интересов
занятие - выступление
умение
выступать
в
роли
актёра, зрителя, режиссёра.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства»
рекомендуется
использовать
«Театр.
Пособие
для
дополнительного
образования» И.А. Генералова, Ершовой Т.Г. [29,30]
Также разработанная программа «Театр в школе» предполагает разные
формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые
используются с целью формирования коммуникативных умений и отработки
отдельных сцен спектаклей.
Формы проведения занятий в урочное и внеурочное время:
игра
(направлена
на
развитие
игрового
поведения
детей,
формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях, театрализованная
деятельность, направленная на отработку дикции, артикуляции)
беседа (направлена на формирование умения выражать своё
отношение к героям, их поступкам при анализе произведения)
иллюстрирование (после просмотра спектакля или прочтения
произведения предполагаются следующие виды деятельности:
беседы по содержанию и иллюстрирование)
изучение основ сценического мастерства (призван обеспечить
условия для овладения школьниками элементарными знаниями о
театральном искусстве)
мастерская костюма, декораций (совместное изготовление и подбор
атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов)
инсценировка прочитанного произведения, или отдельных частей,
по
желанию
детей
и
педагога,
изучаемых
по
программе:
«Перспективная Начальная Школа» автора: литературное чтение,
автора Н.А.Чураковой,
и по разработанной программе «Театр в
школе»
постановка
спектакля
(работа
над
постановкой
во
время
генеральных репетиций, отработка отдельной части спектакля)
посещение спектакля (просмотр спектакля в театрах города)
работа
в
малых
группах
(развитие
творческой
активности
школьников через решение определённых коммуникативных задач)
актёрский тренинг (беседы и встречи с заслуженными актёрами и
педагогами известных театров города, например М.В. Дюсметова,
И.В.Гоц)
экскурсия (дети напрямую знакомятся с процессом подготовки
спектакля: посещение гримерной, костюмерной тетра «Скоморох»)
выступление (выступление с готовой постановкой на разных
сценических площадках СОШ, ДОУ и т. д)
диагностика (проводится во время занятий в три этапа направленная
на выявление уровня коммуникативных умений)
Для правильной организации театральных занятий рекомендуется
учитывать следующие принципы:
. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации
педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как
дидактические и сюжетно-ролевые.
. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения
игр.
. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми.
. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и
упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают
движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Но требования предъявляются не только к личностным и профессиональным
качествам педагога, но и к организуемой им среде, которая помогает
формированию коммуникативных умений:
. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием
творческих способностей формируются все стороны личности ребенка;
воображение
обогащает
интересы
и
личный
опыт
ребенка,
через
стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка,
его
чувства,
восприятие
создаваемых образов.
. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей
развивается способность активно использовать различные виды знаковосимволической функции, способность к созданию образов и эффективные
механизмы
воображения,
которые
влияют
на
развитие
творческого
воображения.
. Театрализованная деятельность должна быть разной функциональной
направленности,
содержать
образовательные
воспитательные
задачи,
выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств,
нравственных понятий, познания окружающего мира.
.Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с
мнением коллектива.
.Театрализованная
содержанию,
нести
деятельность должны быть различной по своему
информацию
об
окружающей
действительности,
необходим специальный отбор художественных произведений, на основе
которых строятся сюжеты.
В том числе, педагогу необходимо учитывать планируемые результаты и
уровень освоения коммуникативных умений обучающихся.
Итог курса по программе «Школа юного актера» — это приобретение
опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное
участие в творческих постановках на площадках школы и города, умение
выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
Тема
Количество часов
п/п
Планируемые
результаты
Тео
Прак
рия
ти
ка
Раздел «Мы играем – 10
–
10
умение участвовать в
диалоге,
мы мечтаем!»
умение
слушать и вступать в
диалог,
1-10
Игры
внимания
на
развитие 10
и
–
10
участвовать
коллективном
в
воображения.
обсуждении проблем
взаимодействие
учеников между собой
на уровне класса
11-
Раздел «Театр и речь»
8
8
умение
выбирать
и
использовать
18
адекватные
выра-
зительные средства,
Художественно-
8
8
эстетическое и речевое
взаимодействие
ученика с учителем
развитие
Раздел
«Просмотр 4
–
4
допускать возможность
спектаклей в театрах
существования у людей
города»
различных
точек
зрения, в том числе
отличной
от
собственной,
ориентироваться
позицию
партнёра
общении
его
и
на
в
и
взаимодействии;
19-
Просмотр спектаклей в 2
20
театрах города.
–
2
умение
вступать
общение
в
с
произведением
искусства и «актёрами»
21-
Беседа после просмотра 2
22
спектакля.
–
2
–
12
Иллюстрирование.
Раздел «Наш театр»
12
23-
Инсценирование сказок 12
34
Корнея
«Репка»,
–
12
Чуковского,
умение
решать
творческие задачи на
«Теремок»,
уровне
импровизаций,
«Три медведя», «Маша и
уметь
медведь»
художественные
Н.
Носов
«Приключение
Незнайки»
использовать
материалы
(отравок);
умение
Н.Друк «Сказка»
вступать
общение
в
с
произведением
искусства и «актёрами»
Итог Итого
–
34
34
34
2 год обучения
№
Тема
Количество часов
п/п
Раздел «Театр и 10
Тео
Прак
рия
тика
3
6
Планируемые результаты
умение
выбирать
использовать
речь»
и
адекватные
выразительные средства,
взаимодействие
ученика
с
учителем
1
Дорога в театр.
1
–
1
2-4
В театре.
3
1
1
умение
решать
творческие
задачи на уровне импровизаций,
уметь
использовать
художественные материалы
умение вступать в общение с
произведением
искусства
и
«актёрами»
5-6
Как
создаётся 2
1
–
спектакль.
умение
ставить
обращаться
вопросы;
за
помощью;
формулировать
свои
затруднения,
предлагать
помощь и сотрудничество
7-10
Художественно-
4
1
4
«Основы 5
1
5
эстетическое
и
речевое развитие
Раздел
умение
решать
творческие
актёрского
задачи на уровне импрови-
мастерства»
заций,
уметь
использовать
художественные материалы
умение вступать в общение с
произведением
искусства
и
«актёрами»
11-
Мимика.
5
1
5
умение быть чувственным
15
Пантомима.
Раздел «Просмотр 3
–
3
допускать
спектаклей
театрах города»
в
возможность
существования
у
людей
различных точек зрения, в том
числе
отличной
от
собственной,
его
и
ориентироваться на позицию
партнёра
в
общении
и
взаимодействии;
16-
Просмотр
17
спектаклей
2
–
после 1
–
в
театрах города.
18
Беседа
1
умение вступать в общение с
просмотра
произведением
спектакля.
«актёрами»
искусства
и
Иллюстрирование.
Раздел
«Наш 16
–
16
театр»
19-
Настольный
22
спектакль
Работа
4
4
умение разрабатывать единую
тактику в театрализованных
над
действиях, учитывая мнения
русскими
партнеров
народными
сказками.
«Петушок-золотой
гребешок».
23-
Работа
26
спектаклем
над 4
–
4
по
способность
сохранять
доброжелательное отношение
сказке «Волшебное
друг
к
другу
в
ситуации
кольцо»,
конфликта интересов
«Лисичка-
умение
сестричка и волк»;
актёра, зрителя, режиссёр.
выступать
в
роли
«Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка».
27-
Работа
30
спектаклем
сказкам-
над 4
по
–
4
использовать
речь
для
регуляции своего действия, и
действий партнера,
миниатюрам
Дж.
Родари,
Б.Окуджава
«Прелестные
приключения»
31-
Работа
34
спектаклем
сказкам
над 4
–
4
по
способность
сохранять
доброжелательное отношение
дядюшки
друг
Римуса.
к
другу
в
ситуации
конфликта интересов
умение
выступать
в
актёра, зрителя, режиссёр.
Итог
34
34
4
30
роли
3 год обучения
№
Тема
Количество часов
п/п
Всего
Раздел «Театр 11
Планируемые результаты
Теори Практ
я
ика
11
6
3
3
и речь»
1
Театральные
1
формировать знания о театре,
профессии.
театральной деятельности как
Бутафор.
особого вида синтетического
Реквизитор.
искусства
Художникдекоратор.
2
Древнегреческ
1
1
–
ий театр.
формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства
3
Театр
1
1
–
«Глобус».
формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства
4
Театр
под 1
1
–
крышей.
овладеть
соответствующей
терминологией,
профессии,
знать
связанные
с
театральной деятельностью
5
Современный
театр.
1
1
–
формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства
6
Театральный
1
–
1
билет.
формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства
7
Театр кукол.
1
1
–
формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства
8
Музыкальный
1
1
–
театр.
формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства
9
Цирк.
1
1
–
формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства
10
Музыкальное
1
1
1
формировать знания о театре,
сопровождение
театральной деятельности как
Звуки и шумы
особого вида синтетического
искусства
11
Зритель в зале.
1
1
1
осознание значимости занятий
театральным
искусством
личного развития
для
Раздел
2
–
2
потребности,
«Просмотр
спектаклей
этические чувства, эстетические
чувства
в
ценности
на
основе
и
и
опыта
театрах
слушания
заучивания
города»
произведений художественной
литературы;
осознание значимости занятий
театральным
искусством
для
личного развития
12
Просмотр
1
спектаклей
–
1
в
Беседа
театральной
деятельности: анализировать и
театрах города.
13
умения
понимать роль
после 1
–
1
просмотра
спектакля.
включаться и поддерживать
диалог, коллективное
обсуждение;
учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных;
Иллюстрирова
ние.
обращаться за помощью;
формулировать свои
затруднения;
предлагать помощь и
сотрудничество;
Основы
4
1
3
4
1
3
актёрского
мастерства
14-
Театральный
способствует формированию у
17
этюд.
школьников
вкуса
художественного
и
эстетического
отношения к действительности.
Наш театр
17
–
11
умения
театральной
деятельности: анализировать и
понимать
роль,
выбирать
применять
и
средства
выразительности для создания
образа,
овладеть
элементами
актерского мастерства;
18-
Работа
над 4
21
спектаклем по
использовать адекватные выра-
сказкам
зительные средства
2
Ш.
умение
выбирать
и
Перро.
22-
Работа
над 4
25
спектаклем по
сказкам
–
3
взаимодействие
ученика
с
учителем; ученика-ученика
Г.Х.
Андерсена.
«Дюймовочка»
26-
Работа
по 4
29
произведению
«Сказка
пользе
и
1
умение слушать собеседника;
научить
о
учения
договариваться
о
распределении функций и ролей
в
совместной
деятельности,
о
великой
приходить к общему решению;
силе
любви»
помочь
индийские
формулировать
собственное мнение и позицию;
сказки:
«О
осуществлять
взаимный
собаке, кошке и
контроль; адекватно оценивать
обезьяне»
собственное
поведение
и
поведение окружающих;
30-
Работа
над 5
умения
34
Новогодним
деятельности: анализировать и
спектаклем.
понимать
1
театральной
роль,
выбирать
применять
и
средства
выразительности для создания
образа
Итог Итого
34
12
22
34
4 год обучения
№
Тема
Количество часов
п/п
Всего
Планируемые результаты
Теори Пра
я
к
тика
Раздел
«Театр
и 3
3
3
речь»
формировать
театре,
знания
о
театральной
деятельности как особого
вида
синтетического
искусства,;
1-2
Создатели
2
спектакля:
писатель,
драматург,
2
3
овладеть соответствующей
терминологией,
поэт,
профессии,
знать
связанные
с
театральной деятельностью
художник.
3
Театральные
1
1
–
3
11
жанры.
Основы актёрского 11
мастерства
формирование
у
школьников
художественного
вкуса
и
эстетического отношения к
действительности;
4
Язык жестов.
1
–
1
умение решать творческие
задачи
на
уровне
импровизаций,
5
Дикция.
1
Упражнения
развития
–
1
для
умение ставить вопросы;
обращаться за помощью;
хорошей
формулировать
дикции.
затруднения,
свои
предлагать
помощь и сотрудничество
6
Интонация.
1
–
1
проявлять индивидуальные
творческие способности при
сочинении
сказок,
рассказов,
этюдов,
подборе
простейших рифм, чтении
по ролям и инсценировании
7
Темп речи.
1
–
1
уметь
использовать
художественные материалы
8
Рифма.
1
–
1
пользоваться и выделять
приёмы анализа и синтеза
при чтении и просмотре
видеозаписей
9
Ритм.
1
–
1
10
Считалка.
1
–
1
уметь
использовать
художественные материалы
11
Скороговорка.
1
–
1
понимать
и
полученную
применять
информацию
при выполнении заданий;
12
Искусство
1
1
1
декламации.
13
проводить
сравнение
и
анализ поведения героя;
Импровизация.
1
1
1
умение вступать в общение
с произведением искусства
и «актёрами»;
проявлять индивидуальные
творческие способности
14
Диалог. Монолог.
1
1
1
умение вступать в общение
с произведением искусства
и «актёрами»
умение ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать
затруднения,
свои
предлагать
помощь и сотрудничество
Раздел
«Просмотр 2
спектаклей
театрах города»
в
–
2
осознание
занятий
искусством
значимости
театральным
для
личного
развития
15-
Просмотр
16
спектаклей
театрах
2
–
2
в
города.
Беседа
после
этические
чувства,
эстетические
потребности,
ценности
чувства
и
на
основе опыта слушания и
просмотра
заучивания
произведений
спектакля.
художественной
литературы;
Наш театр
18
–
над 3
18
17-
Работа
19
спектаклем по
деятельности:
Произведениям
анализировать и понимать
Г.Андерсена
роль,
«Стойкий
применять
оловянный
выразительности
солдатик»,
создания образа
32
умения
театральной
выбирать
и
средства
для
«Снежная
королева»
(в
отрывках),
«Русалочка»(в
сокращении);
20-
Работа
по 3
22
произведениям
контроль;
И.Пивоваровой
адекватно
«Как
собственное
провожают
пароходы»,
пошли
в
«Мы
театр»;
А.Сент-Экзюпери
–
3
осуществлять
взаимный
оценивать
поведение
поведение окружающих;
и
«Маленький
принц»
23-
Работа
над 6
28
спектаклем
собеседника;
«Принцесса
договариваться
Сентябрина»
распределении функций и
Самерсета Моэма
ролей
6
умение
слушать
в
о
совместной
деятельности, приходить к
общему решению; помочь
формулировать собственное
мнение и позицию;
29-
Работа
над 6
34
тематическими
деятельности:
постановками.
анализировать и понимать
«Морозко»
роль,
6
умения
театральной
выбирать
применять
и
средства
выразительности
для
создания образа,
овладеть
элементами
актерского мастерства;
Ит
Итого
34
6
34
ого
34
6. Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна).
М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc