1-4 класс РП Программа Школа Юного актера

Приложение к ООП НОО
утвержденной директором
МАОУ СОШ №3
приказом № 95-Д от 29.08.23

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ШКОЛА ЮНОГО АКТЕРА»

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школа юного актера» составлена на
основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова;
- образовательной программы «Основы театрального искусства»
Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г.
Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный
театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия
театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
- программы по художественно-эстетическому (и речевому) развитию
дошкольников). Авторы: Н.А. Чуракова, д.ф.н. проф.; О.В Малаховская

Содержание
1. Пояснительная записка;
2. Общая характеристика курса;
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности;
4. Содержание курса внеурочной деятельности;
5. Тематическое планирование с определением основных видов
внеурочной деятельности обучающихся;
6. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения курса.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование

коммуникативных

умений,

развитие

художественно-

творческих способностей личности, была и остается одной из актуальных
проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в
сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро
ощущается

необходимость

в

творческих

личностях,

способных

самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие
творческой социально активной, креативной личности не представляется
возможным без использования такого эффективного средства воспитания как
художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр,
способный приобщить

к общечеловеческим

духовным

ценностям

и

сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством
формирования

коммуникативных

умений

и

способом

самопознания,

самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической
природой способен помочь младшему школьнику: раздвинуть рамки
постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с
педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную
школу способно эффективно повлиять на формирование коммуникативных
умений и воспитательно - образовательный процесс.
Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников,
повышение культуры поведения и речи – всё это возможно осуществлять
через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе.
Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для

детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно
перерастающий в работу (обучение).
Программа внеурочной деятельности «Школа юного актера» составлена на
основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова [7];
-

образовательной

Похмельных

программы

А.А.

дополнительного

«Основы

(Муниципальное

образования

детей.

театрального

искусства»

образовательное

учреждение

Детско-юношеский

центр

г.

Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный
театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия
театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
- программы

по художественно-эстетическому (и речевому) развитию

дошкольников). Авторы: Н.А. Чуракова, д.ф.н. проф.; О.В Малаховская
Цель: формирование коммуникативных умений, поддержка одарённых
детей,

воспитание

и

развитие

понимающего,

умного,

воспитанного

театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми
знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Предметные:
1) формировать знания о театре, театральной деятельности как особого
вида

синтетического

терминологией,

знать

искусства,

овладеть

профессии,

связанные

соответствующей
с

театральной

деятельностью;
2) формировать умения театральной деятельности: анализировать и
понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для
создания образа, овладеть элементами актерского мастерства;
Метапредметные:

3) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и
поддерживать
партнёров,

диалог,

коллективное

отличные

от

обсуждение;

собственных;

учитывать

обращаться

за

мнения

помощью;

формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
научить слушать собеседника; научить договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
помочь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять
взаимный

контроль;

адекватно

оценивать

собственное

поведение

и

поведение окружающих;
4) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою
работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные задачи:
5) формировать

потребность

доброжелательное

сотрудничества

отношение

к

со

сверстникам,

сверстниками,
бесконфликтное

поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
6) целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
7) этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
8) осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития

2. Отличительными особенностями и новизной программы является
соединение в себе основных современных принципов в
образовании:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то

художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец,
и материал, и инструмент
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным
наукам

(уроки

литературы

и

музыки,

литература

и

живопись,

изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на
творчество

ребенка,

на

развитие

его

психофизических

ощущений,

раскрепощение личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в
устную и письменную коммуникацию; отбор и организация

учебного

материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в
заданных условиях; использование различных организационных форм для
включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих
общению
Программа предусматривает использование следующих форм
проведения занятий:
 игра – беседа - иллюстрирование
 изучение основ сценического мастерства - мастерская образа
 мастерская костюма, декораций
 инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля
 посещение спектакля - работа в малых группах
 актёрский тренинг – экскурсия
 выступление - диагностика
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное

условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство
свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной,

просмотр

спектакля.

После

просмотра

спектакля

предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и
иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это
направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников

художественного

вкуса

и

эстетического

отношения

к

действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному речевому и художественному
развитию в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе
увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде
деятельности.
3. Предполагаемые результаты:
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность

·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять

контроль,

коррекцию

и

оценку

результатов

своей

деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·проявлять

индивидуальные

творческие

способности

при

сочинении

рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:

·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
.Формы и виды контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
·текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий; диагностика.
·промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
·итоговый – открытые занятия, спектакли, диагностика, отзывы коллег,
родителей, детей.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных
мероприятиях,

и

тематических

родительских

линейках,

собраниях,

участие

классных

в

часах,

школьных
участие

в

мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни
школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, диагностика.
4. Содержание программы
Программа «Школа юного актера» включает в себя следующие разделы
(Таблица№2):
1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Введение ребёнка в мир театрального
искусства)
2. Театр и речь. (Речь, как основное средство театрализованного искусства)

3.

Основы

актёрского

мастерства.

(Сценическое

искусство: развитие

игрового поведения, эстетических чувств)
4. Просмотр спектаклей в театрах города. («Творческая мастерская»)
5.

Наш

театр.

(

Самостоятельная

театральная

деятельность»:

театрализованные игры, игры-драматизации, постановка спектаклей).
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе. Занятия по программе
«Школа юного актера» проводятся 1 раза в неделю по 40 минут. Количество
детей в группах 10-15 человек. Такое число обучающихся в группе позволяет
обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таблица№1 Разделы курса
№

Тема раздела

Виды

Планируемые результаты

п/п

Форма занятия

деятельнос
ти

1

«Мы

играем

–

мы игровая

умение участвовать в диалоге,

мечтаем!»

деятельност умение слушать и вступать в

занятие - игра

ь

диалог,

участвовать

коллективном

в

обсуждении

проблем
взаимодействие

учеников

между собой на уровне класса
2

«Театр и речь»

познаватель умение

занятие – беседа

ная

выбирать

и

использовать адекватные выра-

деятельност зительные средства,
ь

взаимодействие

ученика

с

учителем
занятие - экскурсия

досугово

-

развлекател
ьная
3

«Основы
мастерства»

актёрского проблемно-

умение

ценностное

задачи

решать
на

уровне

творческие
импрови-

занятие
основ

-

изучение общение

сценического

заций,

уметь

использовать

художественные материалы

мастерства

умение вступать в общение с

занятие

произведением

- актёрский

тренинг

искусства

и

«актёрами»
умение

ставить

обращаться

вопросы;

за

помощью;

формулировать

свои

затруднения,

предлагать

помощь и сотрудничество
4

«Просмотр спектаклей социальное

допускать

возможность

в театрах города»

существования

у

занятие

-

творчество

просмотр

людей

различных точек зрения, в том

спектакля

числе

отличной

от

его

собственной, и ориентироваться
занятие – беседа

на позицию партнёра в общении
и взаимодействии;
художестве

занятие

5

- нное

умение вступать в общение с
произведением

искусства

и

иллюстрирование

творчество

«актёрами»

«Наш театр»

социальное

разрабатывать единую тактику

занятие - мастерская творчество

в театрализованных действиях,

образа

учитывая мнения партнеров
исследован

умение разрабатывать единую

занятие - мастерская ие

тактику

костюма, декораций

действиях,

в

партнеров,

театрализованных
учитывая

мнения

занятие

использовать

-

речь

для

инсценировка,

регуляции своего действия, и

постановка спектакля

действий партнера,
способность

сохранять

доброжелательное
друг

к

другу

отношение
в

ситуации

конфликта интересов
занятие - выступление

умение

выступать

в

роли

актёра, зрителя, режиссёра.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства»
рекомендуется

использовать

«Театр.

Пособие

для

дополнительного

образования» И.А. Генералова, Ершовой Т.Г. [29,30]
Также разработанная программа «Театр в школе» предполагает разные
формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые
используются с целью формирования коммуникативных умений и отработки
отдельных сцен спектаклей.
Формы проведения занятий в урочное и внеурочное время:


игра

(направлена

на

развитие

игрового

поведения

детей,

формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми
людьми в различных жизненных ситуациях, театрализованная
деятельность, направленная на отработку дикции, артикуляции)


беседа (направлена на формирование умения выражать своё
отношение к героям, их поступкам при анализе произведения)



иллюстрирование (после просмотра спектакля или прочтения
произведения предполагаются следующие виды деятельности:
беседы по содержанию и иллюстрирование)



изучение основ сценического мастерства (призван обеспечить
условия для овладения школьниками элементарными знаниями о
театральном искусстве)



мастерская костюма, декораций (совместное изготовление и подбор
атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов)



инсценировка прочитанного произведения, или отдельных частей,
по

желанию

детей

и

педагога,

изучаемых

по

программе:

«Перспективная Начальная Школа» автора: литературное чтение,
автора Н.А.Чураковой,

и по разработанной программе «Театр в

школе»


постановка

спектакля

(работа

над

постановкой

во

время

генеральных репетиций, отработка отдельной части спектакля)


посещение спектакля (просмотр спектакля в театрах города)



работа

в

малых

группах

(развитие

творческой

активности

школьников через решение определённых коммуникативных задач)


актёрский тренинг (беседы и встречи с заслуженными актёрами и
педагогами известных театров города, например М.В. Дюсметова,
И.В.Гоц)



экскурсия (дети напрямую знакомятся с процессом подготовки
спектакля: посещение гримерной, костюмерной тетра «Скоморох»)



выступление (выступление с готовой постановкой на разных
сценических площадках СОШ, ДОУ и т. д)



диагностика (проводится во время занятий в три этапа направленная
на выявление уровня коммуникативных умений)

Для правильной организации театральных занятий рекомендуется
учитывать следующие принципы:

. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации
педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как
дидактические и сюжетно-ролевые.
. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения
игр.
. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми.
. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и
упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают
движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Но требования предъявляются не только к личностным и профессиональным
качествам педагога, но и к организуемой им среде, которая помогает
формированию коммуникативных умений:
. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием
творческих способностей формируются все стороны личности ребенка;
воображение

обогащает

интересы

и

личный

опыт

ребенка,

через

стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на
развитие

эмоциональной

сферы

ребенка,

его

чувства,

восприятие

создаваемых образов.
. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей
развивается способность активно использовать различные виды знаковосимволической функции, способность к созданию образов и эффективные
механизмы

воображения,

которые

влияют

на

развитие

творческого

воображения.
. Театрализованная деятельность должна быть разной функциональной
направленности,

содержать

образовательные

воспитательные

задачи,

выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств,
нравственных понятий, познания окружающего мира.

.Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с
мнением коллектива.
.Театрализованная
содержанию,

нести

деятельность должны быть различной по своему
информацию

об

окружающей

действительности,

необходим специальный отбор художественных произведений, на основе
которых строятся сюжеты.
В том числе, педагогу необходимо учитывать планируемые результаты и
уровень освоения коммуникативных умений обучающихся.
Итог курса по программе «Школа юного актера» — это приобретение
опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное
участие в творческих постановках на площадках школы и города, умение
выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№

Тема

Количество часов

п/п

Планируемые
результаты

Тео

Прак

рия

ти
ка

Раздел «Мы играем – 10

–

10

умение участвовать в
диалоге,

мы мечтаем!»

умение

слушать и вступать в
диалог,

1-10

Игры
внимания

на

развитие 10
и

–

10

участвовать
коллективном

в

воображения.

обсуждении проблем
взаимодействие
учеников между собой
на уровне класса

11-

Раздел «Театр и речь»

8

8

умение

выбирать

и

использовать

18

адекватные

выра-

зительные средства,
Художественно-

8

8

эстетическое и речевое

взаимодействие
ученика с учителем

развитие
Раздел

«Просмотр 4

–

4

допускать возможность

спектаклей в театрах

существования у людей

города»

различных

точек

зрения, в том числе
отличной

от

собственной,
ориентироваться
позицию

партнёра

общении

его
и
на
в
и

взаимодействии;
19-

Просмотр спектаклей в 2

20

театрах города.

–

2

умение

вступать

общение

в
с

произведением
искусства и «актёрами»
21-

Беседа после просмотра 2

22

спектакля.

–

2

–

12

Иллюстрирование.
Раздел «Наш театр»

12

23-

Инсценирование сказок 12

34

Корнея
«Репка»,

–

12

Чуковского,

умение

решать

творческие задачи на

«Теремок»,

уровне

импровизаций,

«Три медведя», «Маша и

уметь

медведь»

художественные

Н.

Носов

«Приключение
Незнайки»

использовать

материалы
(отравок);

умение

Н.Друк «Сказка»

вступать

общение

в
с

произведением
искусства и «актёрами»
Итог Итого

–

34

34

34

2 год обучения
№

Тема

Количество часов

п/п
Раздел «Театр и 10

Тео

Прак

рия

тика

3

6

Планируемые результаты

умение

выбирать

использовать

речь»

и

адекватные

выразительные средства,
взаимодействие

ученика

с

учителем
1

Дорога в театр.

1

–

1

2-4

В театре.

3

1

1

умение

решать

творческие

задачи на уровне импровизаций,

уметь

использовать

художественные материалы
умение вступать в общение с
произведением

искусства

и

«актёрами»

5-6

Как

создаётся 2

1

–

спектакль.

умение

ставить

обращаться

вопросы;

за

помощью;

формулировать

свои

затруднения,

предлагать

помощь и сотрудничество
7-10

Художественно-

4

1

4

«Основы 5

1

5

эстетическое

и

речевое развитие
Раздел

умение

решать

творческие

актёрского

задачи на уровне импрови-

мастерства»

заций,

уметь

использовать

художественные материалы
умение вступать в общение с
произведением

искусства

и

«актёрами»

11-

Мимика.

5

1

5

умение быть чувственным

15

Пантомима.
Раздел «Просмотр 3

–

3

допускать

спектаклей
театрах города»

в

возможность

существования

у

людей

различных точек зрения, в том
числе

отличной

от

собственной,

его
и

ориентироваться на позицию
партнёра

в

общении

и

взаимодействии;
16-

Просмотр

17

спектаклей

2

–

после 1

–

в

театрах города.
18

Беседа

1

умение вступать в общение с

просмотра

произведением

спектакля.

«актёрами»

искусства

и

Иллюстрирование.
Раздел

«Наш 16

–

16

театр»
19-

Настольный

22

спектакль
Работа

4

4

умение разрабатывать единую
тактику в театрализованных

над

действиях, учитывая мнения

русскими

партнеров

народными
сказками.
«Петушок-золотой
гребешок».
23-

Работа

26

спектаклем

над 4

–

4

по

способность

сохранять

доброжелательное отношение

сказке «Волшебное

друг

к

другу

в

ситуации

кольцо»,

конфликта интересов

«Лисичка-

умение

сестричка и волк»;

актёра, зрителя, режиссёр.

выступать

в

роли

«Сестрица
Аленушка и братец
Иванушка».
27-

Работа

30

спектаклем
сказкам-

над 4
по

–

4

использовать

речь

для

регуляции своего действия, и
действий партнера,

миниатюрам
Дж.

Родари,

Б.Окуджава
«Прелестные
приключения»
31-

Работа

34

спектаклем
сказкам

над 4

–

4

по

способность

сохранять

доброжелательное отношение

дядюшки

друг

Римуса.

к

другу

в

ситуации

конфликта интересов
умение

выступать

в

актёра, зрителя, режиссёр.
Итог
34

34

4

30

роли

3 год обучения
№

Тема

Количество часов

п/п

Всего
Раздел «Театр 11

Планируемые результаты

Теори Практ
я

ика

11

6

3

3

и речь»
1

Театральные

1

формировать знания о театре,

профессии.

театральной деятельности как

Бутафор.

особого вида синтетического

Реквизитор.

искусства

Художникдекоратор.
2

Древнегреческ

1

1

–

ий театр.

формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства

3

Театр

1

1

–

«Глобус».

формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства

4

Театр

под 1

1

–

крышей.

овладеть

соответствующей

терминологией,
профессии,

знать
связанные

с

театральной деятельностью
5

Современный
театр.

1

1

–

формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического

искусства

6

Театральный

1

–

1

билет.

формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства

7

Театр кукол.

1

1

–

формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства

8

Музыкальный

1

1

–

театр.

формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства

9

Цирк.

1

1

–

формировать знания о театре,
театральной деятельности как
особого вида синтетического
искусства

10

Музыкальное

1

1

1

формировать знания о театре,

сопровождение

театральной деятельности как

Звуки и шумы

особого вида синтетического
искусства

11

Зритель в зале.

1

1

1

осознание значимости занятий
театральным

искусством

личного развития

для

Раздел

2

–

2

потребности,

«Просмотр
спектаклей

этические чувства, эстетические
чувства

в

ценности

на

основе
и

и

опыта

театрах

слушания

заучивания

города»

произведений художественной
литературы;
осознание значимости занятий
театральным

искусством

для

личного развития

12

Просмотр

1

спектаклей

–

1

в

Беседа

театральной

деятельности: анализировать и

театрах города.
13

умения
понимать роль

после 1

–

1

просмотра
спектакля.

включаться и поддерживать
диалог, коллективное
обсуждение;
учитывать мнения партнёров,
отличные от собственных;

Иллюстрирова
ние.

обращаться за помощью;
формулировать свои
затруднения;
предлагать помощь и
сотрудничество;

Основы

4

1

3

4

1

3

актёрского
мастерства
14-

Театральный

способствует формированию у

17

этюд.

школьников
вкуса

художественного

и

эстетического

отношения к действительности.
Наш театр

17

–

11

умения

театральной

деятельности: анализировать и
понимать

роль,

выбирать

применять

и

средства

выразительности для создания
образа,
овладеть

элементами

актерского мастерства;

18-

Работа

над 4

21

спектаклем по

использовать адекватные выра-

сказкам

зительные средства

2

Ш.

умение

выбирать

и

Перро.
22-

Работа

над 4

25

спектаклем по
сказкам

–

3

взаимодействие

ученика

с

учителем; ученика-ученика

Г.Х.

Андерсена.
«Дюймовочка»
26-

Работа

по 4

29

произведению
«Сказка
пользе
и

1

умение слушать собеседника;
научить

о
учения

договариваться

о

распределении функций и ролей
в

совместной

деятельности,

о

великой

приходить к общему решению;

силе

любви»

помочь

индийские

формулировать

собственное мнение и позицию;

сказки:

«О

осуществлять

взаимный

собаке, кошке и

контроль; адекватно оценивать

обезьяне»

собственное

поведение

и

поведение окружающих;

30-

Работа

над 5

умения

34

Новогодним

деятельности: анализировать и

спектаклем.

понимать

1

театральной
роль,

выбирать

применять

и

средства

выразительности для создания
образа
Итог Итого

34

12

22

34
4 год обучения
№

Тема

Количество часов

п/п

Всего

Планируемые результаты

Теори Пра
я

к
тика

Раздел

«Театр

и 3

3

3

речь»

формировать
театре,

знания

о

театральной

деятельности как особого
вида

синтетического

искусства,;

1-2

Создатели

2

спектакля:
писатель,
драматург,

2

3

овладеть соответствующей
терминологией,

поэт,

профессии,

знать

связанные

с

театральной деятельностью

художник.
3

Театральные

1

1

–

3

11

жанры.
Основы актёрского 11
мастерства

формирование

у

школьников
художественного

вкуса

и

эстетического отношения к
действительности;

4

Язык жестов.

1

–

1

умение решать творческие
задачи

на

уровне

импровизаций,
5

Дикция.

1

Упражнения
развития

–

1

для

умение ставить вопросы;
обращаться за помощью;

хорошей

формулировать

дикции.

затруднения,

свои
предлагать

помощь и сотрудничество
6

Интонация.

1

–

1

проявлять индивидуальные
творческие способности при
сочинении
сказок,

рассказов,

этюдов,

подборе

простейших рифм, чтении
по ролям и инсценировании
7

Темп речи.

1

–

1

уметь

использовать

художественные материалы

8

Рифма.

1

–

1

пользоваться и выделять
приёмы анализа и синтеза
при чтении и просмотре

видеозаписей

9

Ритм.

1

–

1

10

Считалка.

1

–

1

уметь

использовать

художественные материалы

11

Скороговорка.

1

–

1

понимать

и

полученную

применять
информацию

при выполнении заданий;

12

Искусство

1

1

1

декламации.
13

проводить

сравнение

и

анализ поведения героя;

Импровизация.

1

1

1

умение вступать в общение
с произведением искусства
и «актёрами»;
проявлять индивидуальные
творческие способности

14

Диалог. Монолог.

1

1

1

умение вступать в общение
с произведением искусства
и «актёрами»
умение ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать
затруднения,

свои
предлагать

помощь и сотрудничество
Раздел

«Просмотр 2

спектаклей
театрах города»

в

–

2

осознание
занятий
искусством

значимости
театральным
для

личного

развития

15-

Просмотр

16

спектаклей
театрах

2

–

2

в
города.

Беседа

после

этические

чувства,

эстетические

потребности,

ценности

чувства

и

на

основе опыта слушания и

просмотра

заучивания

произведений

спектакля.

художественной
литературы;

Наш театр

18

–

над 3

18

17-

Работа

19

спектаклем по

деятельности:

Произведениям

анализировать и понимать

Г.Андерсена

роль,

«Стойкий

применять

оловянный

выразительности

солдатик»,

создания образа

32

умения

театральной

выбирать

и

средства
для

«Снежная
королева»

(в

отрывках),
«Русалочка»(в
сокращении);
20-

Работа

по 3

22

произведениям

контроль;

И.Пивоваровой

адекватно

«Как

собственное

провожают

пароходы»,
пошли

в

«Мы
театр»;

А.Сент-Экзюпери

–

3

осуществлять

взаимный
оценивать
поведение

поведение окружающих;

и

«Маленький
принц»
23-

Работа

над 6

28

спектаклем

собеседника;

«Принцесса

договариваться

Сентябрина»

распределении функций и

Самерсета Моэма

ролей

6

умение

слушать

в

о
совместной

деятельности, приходить к
общему решению; помочь
формулировать собственное
мнение и позицию;
29-

Работа

над 6

34

тематическими

деятельности:

постановками.

анализировать и понимать

«Морозко»

роль,

6

умения

театральной

выбирать

применять

и

средства

выразительности

для

создания образа,
овладеть

элементами

актерского мастерства;
Ит

Итого

34

6

34

ого
34

6. Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна).
М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».