Свердловская область Горноуральский городской округ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 622940 п. Черноисточинск, ул. Юбилейная, 5, тел. 8(3435)43-95-72, Е-mail: mou3istok@mail.ru Принято на заседании педагогического совета (протокол № 6 от 04.04.2020 г.) УТВЕРЖДЕНО директором МАОУ СОШ № 3 (приказ № 39 от 10.04.2020г.) ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МАОУ СОШ №3 (далее – Положение) разработано в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в сфере дополнительного образования: 1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В. от 24.12.2013г.) 1.2. Положение устанавливает порядок деятельности по разработке, утверждению и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых и (или) планируемых к реализации в МАОУ СОШ №3. 1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью в дополнительном образовании детей и взрослых. 1.4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа это образовательная программа, направленная на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. 1.5. Под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик дополнительного образования детей и взрослых (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, а также оценочных и методических материалов. 1.6. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются МАОУ СОШ №3. 1.7. В соответствии с утвержденной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой образовательная деятельность может осуществляться как одним, так и несколькими педагогическими работниками дополнительного образования. 1.8. Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ основана на свободе их выбора и режима освоения; соответствии образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативности, гибкости и мобильности; разноуровневости (ступенчатости); модульности содержания, возможности взаимозачета результатов; ориентации на метапредметные и личностные результаты образования; творческом и продуктивном характере; открытом и сетевом характере реализации. 2.Содержание дополнительной общеобразовательной программы 2.1. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-педагогическая. 2.2. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам должна бытьнаправлена на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, их позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; обеспечение духовнонравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. 2.3. Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: стартовый, базовый и продвинутый: 1."Стартовый уровень" предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. "Базовый уровень" предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. "Продвинутый уровень" предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательнотематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. 2.4. Каждый обучающийся МАОУ СОШ №3 должен иметь доступ к обучению на любом из уровней, что определяется его стартовой готовностью к освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а материал программы, в свою очередь, должен учитывать особенности тех обучающихся, которые могут испытывать объективные сложности при освоении программы. 2.5. Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должно соответствовать ее цели и содержанию. 3.Требования к условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы 3.1. Содержание, сроки, формы обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам определяются разработчиком самостоятельно по согласованию с администрацией МАОУ СОШ №3 в соответствии с действующими нормативными актами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, и утверждаются руководителем образовательной организации. 3.2. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут: - реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия; - осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения; - использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов; - обеспечивать освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; - обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами МАОУ СОШ №3; - способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; - с учетом особенностей обучающихся, осуществляться в очной, очно заочной или заочной форме, а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4. Структура дополнительной общеобразовательнойпрограммы 4.1. Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно: Титульный лист; Раздел 1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы; Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации; Список литературы. Приложения. Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа (Приложение №1). Он включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения: - полное наименование МАОУ СОШ №3 (согласно формулировке устава организации); - гриф рассмотрения общеразвивающей программы на школьном методическом объединении педагогов дополнительного образования с указанием номера протокола и даты заседания ШМО (ставится вверху слева); - гриф согласования общеразвивающей программы с заместителем директора по научно-методической работе (ставится посередине); - гриф утверждения общеразвивающей программы директором МАОУ СОШ №3 с указанием номера и даты приказа (ставится вверху справа); - название и направленность общеразвивающей программы; - возраст обучающихся; - срок реализации общеразвивающей программы (количество лет); - ФИО, должность автора (ов) – разработчика (ов) программы; - населённый пункт и год разработки программы. Раздел 1. Комплекс основных характеристик. 1.1.Пояснительная записка содержит основные характеристики общеразвивающей программы: направленность (профиль) общеразвивающей программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристскокраеведческая, социально-педагогическая); актуальность общеразвивающей программы: своевременность, современность, соответствие потребностям времени. Соответствие образовательной программы нормативным правовым актам и государственным программным документам. Обоснование соответствия целей, содержания и образовательных результатов программы региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей. отличительные особенности общеразвивающей программы: характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, на которых базируется программа. адресат общеразвивающей программы: возраст и категория учащихся (краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики), число детей, одновременно находящихся в группе. режим занятий: периодичность и продолжительность занятий. . объем общеразвивающей программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность части образовательной программы (года обучения, модуля) по учебному плану в часах. срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы: количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения. уровневость общеразвивающей программы: содержание и материал общеразвивающих программ (свыше оного года обучения) должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: стартовый, базовый, продвинутый. формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая и так далее. виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и так далее. формы подведения результатов: беседа, семинар, мастер-класс, защита проекта, спектакль, творческий отчёт, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие и так далее. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Задачи общеразвивающей программы раскрывают пути достижения цели (обучающие, развивающие, воспитательные). При наличии тематических модулей цель и задачи должны быть указаны по каждому из них. 1.3. Содержание общеразвивающей программы. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана. Учебный (тематический) план содержит перечень разделов (тем), определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (теме) с указанием теоретических (лекция, консультация, и др.) и практических занятий (семинар, лабораторная работа, мастерская, самостоятельная работа, концерт, выставка, соревнование, игра, дискуссия, круглый стол, экскурсия и др.), а также форм аттестации/контроля (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, участие в фестивалях, отчетных выставках, отчетных концертах, вернисажах и т.п.), составляемых по темам/разделам; оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения (Приложение №2). Содержание учебного (тематического) плана включает реферативное краткое описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, в том числе описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; он должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы. 1.4. Планируемые результаты Планируемые результаты - совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, приобретаемых учащимися при освоении программы по её завершении; формулируются с учётом цели и содержания программы. Формулируются как: - метапредметные результаты - означают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; - личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - предметные результаты - содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график. Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебных периодов/этапов, а также количество учебных недель или дней. Он соотносится с календарным учебным графиком МАОУ СОШ №3. 2.2. Условия реализации программы: материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в расчете на количество обучаюшихся; информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет источники; кадровое обеспечение - краткие сведения о педагогических работниках и других специалистах, участвующих в реализации общеобразовательной программы. методические материалы - обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, дидактические материалы); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы – описание формы и·процедуры контроля, промежуточной и итоговой аттестации (при наличии) и используемых контрольно-измерительных материалов (например: перечень вопросов к тесту, зачету требования к проектной работе, критерии оценивания). Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для определения результативности программы перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (например: зачет, творческая работа, выставка, конкурс, открытое занятие, праздник, фестиваль, концерт, тестирование и др.) Список литературы - перечень литературы, используемой педагогом для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и организации образовательной деятельности по реализации программы (перечень дидактических материалов, программных и нормативных документов, инструкций, Интернет-ресурсов и т.п.). Список литературы оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5-2008. Приложения. Приложения к общеразвивающей программе представляют собой рабочие программы модулей, в которых представлены - планируемые результаты реализации модуля; - тематическое планирование; - содержание модуля. В тематическом планировании содержится информация о разделах и темах программы с указанием объёма отводимых на их реализацию учебных часов; темы занятий в рамках прохождения тем и разделов программы; указываются формы занятий и формы контроля. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года. Если общеразвивающая программа рассчитана на один год обучения, то в приложении представляется только тематическое планирование. 5. Порядок разработки и утверждение дополнительной общеобразовательной программы 5.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается самостоятельно педагогическим работником на основе настоящего Положения. Допускается разработка программы коллективом педагогических работников (творческой группой). 5.2. Администрация МАОУ СОШ №3 осуществляет консультирование и практическую помощь в процессе разработки и оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 5.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти внутреннюю экспертизу и утверждение в определённом порядке. 5.4. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения педагогов дополнительного образования, где производится анализ качества документа, его соответствия уставу МАОУ СОШ №3 и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. 5.5. Решение школьного методического объединения педагогов дополнительного образования отражается в протоколе заседания, а на титульном листе рабочей программы (вверху слева) ставится гриф рассмотрения: РАССМОТРЕНО. Протокол заседания методического объединения учителей № 00 от 00.00.0000. 5.6. Далее рабочая программа анализируется заместителем директора по научно – методической работе на предмет её соответствия действующим нормативно-правовым документам, календарному учебному графику на текущий год и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. 5.7. На титульном листе рабочей программы (посередине) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по НМР. 5.8. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, который ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДЕНО директором МАОУ СОШ №3, приказ № 00 от.00.00.00г. 5.9. Только после утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы она может считаться полноценным нормативноправовым документом. 5.10. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может быть дополнительно передана на внешнюю экспертизу содержания программы профильным специалистам в сторонние организации как по инициативе автора, так и по инициативе МАОУ СОШ №3. 5.11. Процедура утверждения ранее разработанных и реализуемых дополнительных общеразвивающих программ проводится до начала следующего учебного года. Для новых дополнительных общеразвивающих программ процедура разработки, обсуждения и утверждения осуществляется в течение учебного года. 6. Оформление и хранение рабочей программы 6.1.Рабочую программу оформляют в электронном и печатном варианте. 6.2. Электронный вариант рабочей программы хранится у заместителя директора по научно-методической работе. 6.4. Электронную версию рабочей программы форматируют в редакторе MS Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный; верхнее, нижнее, правое поле – 1,5 см, левое – 2 см.; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Общее выравнивание текста (без оглавлений) – по ширине, листы формата А4, таблицы встраиваются непосредственно в текст. Титульный лист рабочей программы не нумеруют. 6.5. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию. 6.6. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в течение всего периода ее реализации в кабинете заместителя директора по научнометодической работе. 6.7.Рабочую программу размещают на сайте ОО в срок, определенный действующим законодательством. 7. Порядок внесения изменений в рабочую программу 7.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ежегодно обновляются разработчиками с учетом развития науки, техники, технологий, культуры, экономики и социальной сферы. 7.2.Изменения и (или) дополнения в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, изменений законодательных и нормативных правовых актов в сфере образования и иных сферах. Внесенные изменения и дополнения в программу проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения согласно Положению. 7.3. Изменения в рабочую программу также вносят в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам: - карантин; - актированные дни; – иное. 7.4. В случае необходимости корректировки рабочих программ руководитель ОО издает приказ о внесении изменений в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу или решение принимается коллегиальным органом управления (педагогическим советом), которое протоколируется. 7.5. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством: - укрупнения дидактических единиц; - сокращения часов на проверочные и практические работы; - вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем. Не допускают уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела из программы. 7.6. Корректировку рабочих программ проводят согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя о внесении изменений в ООП или согласно решению коллегиального органа управления (педагогического совета). 8. Обязанности и ответственность 8.1. Администрация МАОУ СОШ №3 осуществляет систематический контроль выполнения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, их практической части. 8.2. МАОУ СОШ №3 и педагог несут ответственность в соответствии с действующим законодательством в образовании за реализацию не в полном объеме дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком. 8.3. К обязанностям педагога дополнительного образования относится: разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; своевременное представление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с требованиями настоящего Положения; организация образовательной деятельности по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, тематического планирования в соответствии с календарным учебным графиком на текущий учебный год; использование и совершенствование педагогических методик и образовательных технологий для качественной организации образовательной деятельности; Итоги проверки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ подводятся на административных совещаниях. 9. Организация образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам 9.1. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в МАОУ СОШ №3 в течение всего календарного года. В каникулярное время (преимущественно в летний период) могут реализовываться краткосрочные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, а также мероприятия, входящие в план воспитательной работы руководителей объединений (праздники, экскурсии, поездки, походы и др.) 9.2. Режим рабочего времени педагогических работников в каникулярное время определяется в пределах нормируемой части их педагогической работы, определенной им до начала каникулярного времени. 9.3. Начало и окончание учебного года устанавливается приказом директора МАОУ СОШ №3. 9.4. Расписание занятий в учебных группах составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. 9.5. Рекомендуемый режим занятий устанавливается в соответствии с нормами СанПин (Приложение №4). 9.6. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. 9.7. Занятия в учебных группах осуществляются в соответствии с СанПин, нормами охраны труда и техники безопасности, предъявляемыми к таким занятиям. 9.8. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах. 9.9. Учащиеся обязательно проходят инструктаж по соблюдению правил техники безопасности, о чем делается соответствующая запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасности обучающихся. 9.10. Ведение журнала дополнительного образования осуществляется в соответствии с Положением об электронном журнале, утверждённым директором МАОУ СОШ №3, согласно календарному учебному графику дополнительной общеразвивающей программы. 9.11. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Форма обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе может быть очной и очно-заочной (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). 9.12. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе осуществляется в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. 9.13. Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в МАОУ СОШ №3 осуществляется на русском языке. 9.14. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую профессиональную подготовку. Приложение № 1 Образец МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 0 от 00.00.00г. Согласовано с зам. директора по НМР УТВЕРЖДЕНО директором МАОУ СОШ №3 (приказ № 0 от 00.00.00г.) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА …………. НАПРАВЛЕННОСТИ «………..» Возраст обучающихся: … лет Срок реализации: … лет Автор-составитель: ФИО педагога, педагог дополнительного образования Черноисточинск 20… г. Приложение №2 Оформление учебного (тематического) плана № п/п Название раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы аттестации/ контроля по разделам Оформление содержания учебного (тематического) плана Раздел 1. Наименование раздела Тема 1.1. Наименование темы Теория: Текст Практика: Текст Приложение №3 Оформление тематического планирования № п/п Месяц Тема занятия Количество часов Форма занятия Форма контроля Приложение №4 Рекомендуемый режим занятий детей в соответствии с СанПин № п/п Направленность объединения Число занятийв неделю 1. Техническая 2-3 1.1. Объединения с использованием 1-3 компьютерной техники 2. Художественная 2-3 Объединения 2-3 2.1. изобразительного и декоративно-прикладного искусства Музыкальные и вокальные 2-3 2.2. объединения 2.3. Хоровые объединения 2-4 Оркестровые объединения 2-3 2.4. 2.5. 3. 4. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 6. 6.1. 7. 8. 8.1. 8.2. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Число и продолжительность занятий в день 2 по 45 мин; 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся; 2-3 по 45 мин.; 2-4 по 45 мин.; 2-3 по 45 мин. (групповые занятия); 30-45 мин. (индивидуальные занятия); 2-3 по 45 мин. 30-45 мин. (индивидуальные занятия); репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20-25 мин.; Хореографические объединения 2-4 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; Туристско-краеведческая 2-4; 1-2 похода 2-4 по 45 мин; занятия на местности или или занятия поход - до 8 часов; на местности в месяц Естественнонаучная 1-3 2-3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час; Физкультурно-спортивная Занятия по дополнительным 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 общеразвивающим по 45 мин. - для остальных обучающихся; программам вобласти физической культуры и спорта Спортивно-оздоровительные 2-3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 группы (кроме командных по 45 мин. - для остальных обучающихся; игровых и технических видов спорта) Спортивно2-3 2 по 45 мин.; оздоровительныегруппы в командно-игровых видах спорта Спортивно-оздоровительные 2-3 2 по 45 мин. группы в технических видахспорта Культурологическая 1-2 1-2 по 45 мин. Тележурналистика 2 2-3 по 45 мин. Военно-патриотическая 2-4 1-3 по 45 мин.; занятия на местности - до 8 часов Социально-педагогическая 1-2 1-3 по 45 мин Предшкольное развитие 2-3 1-4 по 30 мин. Дети с оппозиционно 2-4 1-2 по 45 мин. вызывающим расстройством (ОВР)