ДОП Арт-декорирование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.

Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой

УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от 25.08.2020г.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Арт-декорирование »

Возраст обучающихся: 10 – 13 лет
Срок реализации: 3 года

Автор-составитель: Стафоркина Елена Петровна,
педагог дополнительного образования

Черноисточинск
2020 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Арт-декорирование» - художественная.
Актуальность программы. В настоящее время актуальной стала проблема
сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных
традиций, которые являются частью духовной культуры народа. Декоративноприкладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает
развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в
себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до
сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовнохудожественного постижения мира. На современном этапе развития образования
и воспитания очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного
поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего
человечества, то есть актуальными и значимыми в процессе воспитания и
образования
остаются
программы
художественной
направленности.
Художественное оформление предметов одежды и быта – это древнейший вид
творчества, который остается востребованным и в наше время. Программа «Артдекорирование» способствует развитию у детей интереса к культуре своей
Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к
действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о
взаимосвязи «природа – человек – предметная среда».
Программа «Арт-декорирование», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных
приёмов декорирования. Декорирование, как и любой вид художественного
творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные
приемы художественного оформления изделий из текстиля, а также новые
оригинальные способы его декорировать. Несмотря на то, что приемы
декорирования носят межнациональный характер, сами изделия отражают
национальный колорит и своеобразие, т.к. в процессе обучения детей по данной
программе учитывается региональный компонент. Декорирование изделий из
текстиля тесно вплетено в жизнь человека. Украшая себя и предметы быта,
человек рассказывает тем самым о себе: о своем характере, привычках, вкусах,
навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы
является связь искусства с жизнью человека.
Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта
учащихся и примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения
обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником образного мышления
обучающихся.
2

Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества
и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа,
но и современных направлений развития искусства декорирования.
Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся
осознать искусство как духовную летопись человечества, а современная
направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире
искусства.
В процессе обучения по данной программе у детей развиваются не только
интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются такие качества
личности, как:
 трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия
бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;
 оптимизм, потому что с помощью педагога обучающиеся учатся
организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный
настрой;
 эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают
способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
 общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает
пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других
людей;
 внимательность, потому что, занимаясь декором из ткани, обучающимся
необходимо большое усердие и внимание при работе;
 хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают
психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие
интеллекта.
Таким образом, знакомство с общими чертами народного искусства
способствует решению педагогических задач в области духовно-нравственного
воспитания. Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное
значение для развития у обучающихся художественного вкуса, интереса к
искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной
ориентации и личностного самоопределения.
Программа «Арт-декорирование» разработана с учетом действующих
нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
3

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Новизна программы заключается в том, что она дает возможность не
только изучить различные техники и способы использования декора из ткани и на
ткани, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном
дизайне и интерьере. Программа нацелена как на обучение азам декорирования,
так и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать
изделия самостоятельно. Обучение проходит по принципу от простого к
сложному. Еще одной отличительной особенностью является расширение
разнообразия видов вышивки (начиная с простых декоративных швов и
заканчивая сложными в исполнении видами глади), материала (обучение работе с
укрепляющими, клеевыми и неткаными материалами), техник лоскутного шитья
(начиная с узоров с использованием простых геометрических фигур до более
сложных техник, например, таких как техник «Барджелло»).
Педагогическая целесообразность программы. Умение найти нужное
направление в декорировании изделия очень кропотливый и в то же время
захватывающий процесс, который нравится детям, а создание подарочных
поделок и сувениров, аксессуаров для выстраивания своего образа является для
них мотивирующим фактором. За время обучения у детей формируется осознание
необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные
движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у
обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от
прекрасного. Выполняя практические задания, учащиеся развивают у себя
произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе,
в частности, мелкую моторику, которая напрямую влияет на развитие речи и
умственное развитие в целом. На занятиях у детей воспитывается трудолюбие,
желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка.
Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше
новых знаний и умений в искусстве декорирования. На занятиях воспитанники
приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения
конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности на
4

ручных и машинных работах, при работе с ножницами, клеем, также
используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что занятие
длится 40 мин, для сохранения здоровья детей предлагается комплекс
упражнений для снятия у воспитанников утомления, гимнастики глаз, коррекции
осанки и т.д.
Целью программы является развитие творческих способностей учащихся
посредством создания уникальных изделий с оригинальными элементами декора.
Задачи программы:
 овладеть практическими навыками и приемами изготовления и
декорирования изделий из ткани, расширить знания об истории возникновения и
развития декорирования предметов из текстиля, обучиться различным техникам
декорирования;
 сформировать знания по основам композиции, цветоведения и
материаловедения;
 привить интерес к культуре, истокам народного творчества;
 воспитать
трудолюбие,
терпение,
усидчивость,
выносливость,
внимательность;
 содействовать организации содержательного досуга.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 10
до 13 лет (5, 6,7 классы). Особенность курса обучения по программе заключается
в том, что программа учитывает возрастные и психологические особенности
детей среднего школьного возраста, которые в большой мере связаны с
общением. Подросток на данном этапе своего развития предрасположен к
негативным эмоциям и не всегда правильно согласует решения, касающиеся
мотивационной сферы.
В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности, главной
становится социально-значимая деятельность, средством реализации которой
служат учение, общение, общественно-полезный труд.
В данной программе первый год обучения отводится на изготовление
поделок в технике ручной вышивки. Второй - машинной вышивке и цветоделию.
Выбор данного вида творчества обусловлен психологическими особенностями
детей младшего подросткового возраста, а именно возникновению в начале
подросткового возраста наиболее благоприятного периода для формирования
основ абстрактно-логического мышления. Поэтому в ДОП предусмотрено
выполнение учащимися самостоятельных, творческих работ, требующие ЗУН по
данным видам творчества. На третьем году обучения учащиеся занимаются
изготовлением бытовых и интерьерных предметов в технике печворк, а также
пошивом
аксессуаров
как
дополнения к одежде, придающего костюму законченность:
шарфы,
перчатки, пояса, ремни, сумки, галстуки, муфты и другие предметы.
Программой предусматривается и работа с проектами. Творческий проект
для воспитанников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно в
группе или индивидуально, максимально используя свои возможности.
Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить
5

свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, –
найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер, и, что
важно, интересен, и значим для самих открывателей. Таким образом, при
выполнении проекта обучающиеся занимаются мыслительной, коммуникативной
(если работают в группе) и практической деятельностью.
Срок реализации программы– 3 года.
Формы реализации. Основной формой работы в детском объединении
является учебно-практическая деятельность (75% – практические занятия, 25% –
теоретические). Для более эффективной реализации программы предлагается
использовать различные формы организации учащихся на занятии:
 фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуальная – где учитываются учебные и индивидуальные
возможности обучающихся;
 индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и
фронтальных форм;
 коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа
«Арт-декорирование»
носит
дифференцированный
и
вариативный характер, поэтому планируемые результаты распределяются по
уровням освоения содержания программы: стартовый, базовый, продвинутый.
Уровень

Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Стартовый
знать,
что
такое - определять цель
(к
концу декоративно-прикладное
деятельности
с
реализации
искусство, его виды, роль помощью учителя
первого
народных промыслов в и самостоятельно;
модуля)
- планировать свои
современной жизни;
- знать свойства материалов действия;
для вышивки;
осуществлять
- знать терминологию и поиск необходимой
технологию
выполнения информации;
различных видов ручной - перерабатывать
вышивки;
полученную
знать
правила информацию:
безопасности при работе с наблюдать и делать
инструментами
и самостоятельные
приспособлениями
для выводы;
вышивания,
соблюдать - оформлять свою
правила ухода и хранения мысль в устной и
изделий с вышивкой;
письменной речи (в
- выполнять работы в форме
монолога
разных
техниках или диалога).
вышивания;
- знать законы композиции
и
цветоведения,
уметь
работать
с
цветовым
кругом;
6

Личностные
проявлять
познавательный
интерес
к
декоративноприкладному
творчеству
как
одному из
видов
изобразительного
искусства, к которому
относятся промыслы,
направленные
на
создание
произведений
с
художественными и
утилитарными
функциями;
- овладеть навыком
самостоятельной
работы и работы в
группе
при
выполнении
практических
творческих работ.

знать
о
роли
выразительных
средств
(форме, цвете, фактуре) в
создании
декоративного
произведения.
Базовый
(к - знать правила техники
концу
безопасности при ручных и
реализации
машинных работах;
второго
- знать гармонию цвета,
модуля)
гармоничное
сочетание
цветов,
законы
композиции;
- знать истоки и специфику
образного
языка
декоративно-прикладного
искусства;
уметь
пользоваться
материалами
и
инструментами
для
машинного вышивания;
- подбирать гармоничные
сочетания
цветов
при
создании изделий;
- пользоваться основными
законами композиции;
передавать
единство
формы и декора в работе;
- выполнять работы на
вышивальной машине.
Продвинутый уметь
работать
на
(к
концу швейной машине;
реализации
- знать правила техники
третьего
безопасности при работе с
модуля)
материалами
и
инструментами;
- знать особенности 2-3
техник
изготовления
печворка;
- знать терминологию,
используемую
при
изготовлении изделий в
технике печворк;
- знать гармонию цвета,
гармоничное
сочетание
цветов;
- самостоятельно подбирать
гармоничные
сочетания
цветов для создаваемых
работ;
самостоятельно
составлять простые схемы
и шаблоны традиционных

- обнаруживать и
формулировать
проблему;
- высказывать свою
версию разрешения
проблемы;
- записывать и
фиксировать
информацию
об
окружающем мире
с
помощью
инструментов ИКТ;
формулировать
собственное
мнение и позицию.

- овладеть основами
социально
ценных
личностных
и
нравственных
качеств: трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение к делу,
инициативность,
любознательность,
потребность помогать
другим, уважение к
чужому труду;
стараться
реализовывать
творческий потенциал
в
собственной
художественнотворческой
деятельности.

адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и других
людей;
строить
логические
рассуждения;
- договариваться и
приходить
к
общему мнению.

- иметь внутреннюю
позицию на уровне
положительного
отношения к истории
Родины, культуре и
традициям;
- иметь устойчивый
учебнопознавательный
интерес к новым
способам
решения
задач;
- понимать причины
успешности/
неуспешности
деятельности.

7

техник печворка;
самостоятельно
выполнять
работы
с
соблюдением
технологических правил;
- знать этапы выполнения
творческого проекта.

3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Арт-декорирование» предназначена для освоения учебного
материала в течение 3-х лет учащимися разных возрастных групп:
10 – 11 лет – 1-й год обучения;
11 - 12 лет – 2-й год обучения;
12 - 13 лет – 3-й год обучения.
Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 академическому часу. Нормы
наполнения групп – 5-7 человек, возможно деление на подгруппы по 2-3 человека,
что обусловлено работой на швейных машинах. Набор обучающихся –
свободный.
В группу первого года обучения принимаются учащиеся, не имеющие
специальных навыков. Программа первого года обучения разработана для детей
младшего подросткового возраста. Обучение начинается с изготовления работ с
использованием простейших декоративных швов. Техника вышивания
постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области
ручной и машинной вышивки, цветоделия, лоскутного шитья, формируются
умения декорировать изделия различными техниками. Уровень подготовки
обучающихся, поступающих в группы второго и третьего года обучения,
определяется собеседованием.
Режим организации занятий

Год
обучения

Продолжительность
занятия

Периодичность
в неделю

1-й год
2-й год
3-й год

1 академический час
1 академический час
1 академический час

1 раз
1 раз
1 раз

Кол-во
часов
в неделю
1
1
1

Кол-во
недель
в году
34
34
34

Кол-во
часов
в год
34
34
34

После завершения обучения по программе «Арт-декорирование» при
желании обучающиеся могут повторить курс обучения, выбрав новую тему
исследования и составив с педагогом новый индивидуальный маршрут.
Программа состоит из трех модулей, которые соответствуют уровням
освоения программы. Рабочие программы модулей представлены в приложениях:
1. Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Ручная вышивка:
стартовый уровень».
2. Приложение № 2. Рабочая программа модуля «Машинная вышивка и
изготовление цветов из ткани: базовый уровень».
8

3. Приложение №3. Рабочая программа модуля «Изготовление аксессуаров
в технике печворк: продвинутый уровень».
На стартовом уровне учащиеся обучаются без первоначальной подготовки
по предмету. Возраст воспитанников 10 - 11 лет. На данном уровне
закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки,
происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; изучение
основных техник ручной вышивки; формирование основных навыков работы;
определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия
индивидуальных особенностей воспитанников и развития их творческих
способностей. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу,
аккуратности, усидчивости, трудолюбия, формирование эмоционально-волевой
сферы учащихся. Центральное место на занятиях отводится практической,
индивидуальной и самостоятельной работе.
Базовый уровень предназначен для обучения детей 11 - 12 лет. На данном
уровне осуществляется отработка полученных на практике навыков, изготовление
изделий по готовым схемам, происходит развитие вкуса, активизация творческого
мышления, повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и
самовыражения в работе. Создание учащимися более сложных работ. В этой
деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей
природы, самобытность и мастерство. Ребёнок самоутверждается в обществе.
Продвинутый уровень предназначен для учащихся 12 - 13лет. На этом
уровне учащиеся знакомятся с таким направлением творческой деятельности,
как создание изделий в технике печворк. Программа третьего года обучения
содержит элементы проектной деятельности. Раздел программы «Творческий
проект» дает следующие возможности:
 обучающимся – проявить и испытать себя при создании творческого
проекта и обрести новые ресурсы для индивидуального развития;
 коллективу – формировать внутригрупповые и межгрупповые связи на
основе совместной работы, согласовывать ценностные позиции;
 педагогу – обновлять свою профессиональную деятельность на основе
разработки и реализации проектов, интегрирующих деятельность взрослых и
детей.
Основные этапы проектной деятельности:
 определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы,
постановка цели проекта, выбор названия проекта;
 обсуждение
возможных
вариантов
исследования,
сравнение
предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации,
определение формы продукта и требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
 выполнение запланированных технологических операций, внесение
необходимых изменений;
 подготовка и защита презентации;
9

 анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения
проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким
компонентом проектной деятельности является первый этап  интеллектуальный
поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее
существенной части  мысленному прогнозированию, создание замысла
(относительно возможного устройства изделия в целом или его части,
относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и
т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе
поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,
энциклопедии, интернет ресурсы по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся
необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются
материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в
вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая
деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или
требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта
является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые
были выдвинуты в начале работы. Обучающиеся делают сообщение о
проделанной работе, а педагог, руководя процедурой защиты проектов, особо
следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей
внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Банк проектов
 аксессуары для интерьера;
 аксессуары в одежде
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Учебный план
№
1.
2.

Инвариантная часть (стартовый и базовый уровень)
Модуль
Теория
Практика
Ручная вышивка: стартовый
уровень
Машинная
вышивка
и

4

30

5

29
10

Формы
аттестации/кон
троля
Наблюдение,
самооценка
результатов,

3.

изготовление цветов из ткани
(цветоделие): базовый уровень
Вариативная часть (продвинутый уровень)
Изготовление аксессуаров в
6
28
технике печворк: продвинутый
уровень
Итого:
15
87

творческие
проекты,
выставки работ

4.2. Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть

01.09.2020г.

23.10.2020г.

8 недель

2 четверть

05.11.2020г.

25.12.2020г.

7 недель

3 четверть

11.01.2021г.

19.03.2021г.

10 недель

4 четверть

29.03.2021г.

31.05.2021г.

9 недель

4.3. Материально-технические и кадровые условия
Материально-технические условия
Кадровые условия
Обеспечение
учебным
помещением. Педагог дополнительного образования
Кабинет подготовлен к занятиям и отвечает Стафоркина Елена Петровна
санитарно-гигиеническим требованиям и
нормам освещения. Оформлен эстетически
в соответствии со спецификой данного вида
деятельности,
что
способствует
формированию
хорошего
вкуса
воспитанников. Количество оборудованных
мест для работы соответствует количеству
обучающихся.
В
кабинете
имеются
инструкции по технике безопасности и
охране труда.
Оборудование и материалы:
 помещение (кабинет) 10 кв.м.;
 качественное электроосвещение;
 столы и стулья;
 доска;
 шкафы, стенды для образцов и
наглядных пособий;
 нетбук и другая оргтехника;
 мультимедийное оборудование;
 швейное оборудование.
11

Для
реализации
данной
программы
имеются инструменты и материалы для
вышивания, изготовления цветов из
текстиля и аксессуаров в технике печворк, а
именно:
― иглы швейные, иглы для вышивки;
― бумага,
простые
и
цветные
карандаши или фломастеры;
 ручки, копирка, калька, линейки,
ластики, скрепки, зажимы; клей ПВА;
 краски, красители анилиновые;
 кисточки;
― бисер,
стеклярус,
бусины,
искусственные камни, фурнитура;
― поролон и синтепон;
― различные ткани и канва для
вышивки;
― ленты, тесьма, шнуры и другие
вспомогательные материалы для
оформления изделий;
― нитки
мулине,
швейные
в
ассортименте
для
ручных
и
машинных работ;
― ножницы нескольких модификаций;
― линейка;
― лоскуты однотонной ткани разных
цветов
― перчатки х/б с резиновой пропиткой.
― бульки разных диаметров, крючки,
ножи;
― шило
канцелярское, пассатижи,
дырокол;
― подушки
― ткань однотонная, желатин пищевой,
бумага гофрированная, проволока.

5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки
используются следующие виды и формы контроля.
Вводный контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся
перед началом образовательной деятельности. Дает информацию об уровне
подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как
собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков
и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения изученного
материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении
используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный
опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
12

Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения обучающимися
содержания конкретной образовательной программы (модуля) в период обучения и
по итогам учебного периода (определенного этапа обучения). Осуществляется по
мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным
занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная
работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный
вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративноприкладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль – это оценка обучающимся уровня достижений,
заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного
курса (модуля) программы. Проводится в конце учебного года по сумме показателей
за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной
работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую
работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относятся открытое
занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ.
Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися:
Критерии
1.

Показатели

Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические
знания по каждому
модулю

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

1.2 Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

Количество баллов

Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа

Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем
½ объема знаний,
предусмотренных программой
(1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь
объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период (8-10
баллов)
Минимальный уровень –
Письменные
учащийся, как правило,
задания,
избегает применять
опрос
специальные термины (1-3
балла)
Средний уровень – учащийся
сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
учащийся употребляет
осознанно и в их полном
соответствии с содержанием
(8-10 баллов)
13

2. Практическая
подготовка
2.1 Практические
навыки и умения

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

2.2 Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения

2.3 Творческие
навыки

Креативность
в выполнении
практических
заданий

Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем
½ предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел
практически всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием (1-3
балла)
Средний уровень – учащийся
работает с оборудованием с
помощью педагога (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
учащийся работает с
оборудованием
самостоятельно, не испытывая
особых затруднений (8-10
баллов)
Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
учащийся выполняет задания
на основе образца (4-7 баллов)
Творческий уровень –
учащийся выполняет
практические задания с
элементами творчества (8-10
баллов)

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ

Анализ
выполнения
текущих и
итоговых
работ,
участие в
выставках

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литература
1. Антропоморфные и зооморфные изображения, текстильные куклы,
игрушки из природных материалов / М. А. Зенина. – Москва, 2011. – 116
с.

14

2. Ачилолу, Р. Рельефная вышивка: бразильская вышивка, вышивка
шерстью, белая вышивка: перевод с турецкого / РэнгынАчилолу. –
Москва: Изд. группа Контэнт, 2013. – 96 с.
3. Бисер в вышивке. – Москва: Ниола-пресс, 2008. – 125 с.
4. Вакуленко, Е. Г. Народное декоративно–прикладное творчество: теория,
история, практика / Е. Г. Вакуленко. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2007. –
380 с.
5. Войнатовская, Е. Авторская текстильная кукла: мастер-классы и
выкройки от Nkale / Елена Войнатовская. – Москва: 2013. – 125 с.
6. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного
искусства: В 10 т. - СПб.: Азбука-Классика. - Т. 3., 2005. - С. 379-383,
384-391.
7. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного
искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012.— 156 с.
8. Вышивка для одежды / пер. с англ. В. В. Афанасовой. – Москва: НиолаПресс, 2007. – 127 с.
9. Вышивки крестом: Украшения для кухни / ред. Ю. Баклакова. – Москва:
Мой Мир ГмбХ& Ко. КГ, 2007. – 48 с.
10.Герлингс, Ш. Пэчворк: пошаговые мастер-классы для начинающих /
Шарлотт Герлингс ; пер. с англ. А. Н. Степановой. – Москва: Эксмо,
2013. – 48 с.
11.Жук, С. М. Пэчворк: лоскутное шитье / Жук С. М. – Москва: РИПОЛ
классик, 2011. – 30 с.
12.Зайцева, А. А. Лоскутное шитье: мастер-класс для начинающих:
прихваточки, сумочки, подушки, панно / Анна Зайцева. – Москва: Эксмо,
2012. – 78 с.
13.Зайцева, А. А. Швы и стежки: полное собрание техник и приемов для
современной и классической вышивки: более 250 швов и стежков:
большая энциклопедия вышивки / Анна Зайцева. – Москва: Эксмо, 2018.
– 206 с.
14.Зайцева, А. Текстильные куклы в исторических костюмах: красивые
авторские куклы, подробные иллюстрированные мастер-классы,
понятные и удобные выкройки и чертежи / Анна Зайцева. – Москва,
2016. – 62 с.
15.Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / Зинаида Ивановна Зимина.
– Москва: Ладога-100, 2007. – 63 с.
16.Зуева, Т. Текстильные игрушки-кофеюшки / Татьяна Зуева. – Санкт–
Петербург: Питер, 2016. – 61 с.
15

17.Каминская, Е. А. Вышитые картины: практическое издание / Каминская
Е. А. – Москва: РИПОЛ классик, 2011. – 253 с.
18.Като, Т. Текстильные куклы: скульптурная техника. Интерьерные
модели / Тереза Като; пер. с англ. У. Сапциной. – Москва: Контэнт, 2014.
– 94 с.
19.Квилтинг и пэчворк: большая книга лоскутного шитья: мотивы, техники,
орнаменты / пер. с англ. Ю. В. Букановой. – Москва: АСТ, 2011. – 124 с.
20.Лаврентьева, Е. Чулочная кукла. Текстильные ангелы: смешанная
техника / Елена Лаврентьева. – Москва, 2016. – 63 с.
21.Лоскутное рукоделие. Квилтинг и пэчворк / пер. с англ. Ю. В.
Букановой; отв. ред. Т. Н. Карпенко. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. –
124 с.
22.Скляренко, О. А. Авторские текстильные куклы Электронный ресурс / О.
А. Скляренко. – Москва: АСТ: Кладезь, 2015. – 143 с.
23.Сотникова, Н. А. Русская вышивка: большая иллюстрированная
энциклопедия: история русских узоров и традиционные сюжеты для
вышивок, особенности вышивания гладью, счетными швами, мережкой,
тамбурным швом, узоры, используемые для вышивания скатертей,
полотенец, салфеток, постельного белья с пошаговыми описаниями и
иллюстрациями: эксклюзивное издание / Надежда Сотникова. – Москва:
Эксмо, cop. 2013. – 189 с.
24.Цирулик, Н. А. Умные руки: виды художеств.обраб. материалов:
моделирование и конструирование: учеб. для 1 кл. / Н. А. Цирулик, Т. Н.
Проснякова. – Самара: Учеб. лит., 2005. – 80 с.
25.Энциклопедия популярного рукоделия: вязание крючком, вышивка
лентами, бисер, оригами: издание для досуга / Н. Г. Шульгина и др. –
Москва: Ниола-Пресс, 2010. – 479 с.
Интернет-ресурсы
https://vk.com/patchwork_club
http://ilovepatchwork.ru
https://ok.ru/mirloskuto
Образовательные технологии и методы обучения
Для эффективной реализации программы используются следующие
образовательные технологии:
Технология проблемного обучения, которая ставит своей целью развитие
познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся.
Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учет
индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей,
16

вариативность учебного процесса в группе.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности,
осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других
людей.
Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология
организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный
уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того
же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся
овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и
индивидуальных особенностей личности.
Технология мастерских, при помощи которой формируются основы
художественных представлений и художественных знаний обучающихся, что
способствует эффективному развитию практических умений в работе с
материалом. Центральное место на занятиях отводится практической
индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи
воспитанников с разным уровнем обучения.
Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение
личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным
механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки,
тематические игры, конкурсы).
Здоровьесберегающие
технологии,
предусматривающие
создание
оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление
физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе
данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность
занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную
активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность
педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения,
температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с
учетом их возрастной динамики).
Проектное обучение – это исследовательский метод, ориентированный на
выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в
развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей
личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка,
планирование, исследование, выводы, представление или отчет, оценка
результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта:
помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником
информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и
корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Информационные технологии – все технологии, использующие
17

специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео,
телевизионные средства обучения.
Методы организации образовательной деятельности
В объединении используются следующие методы:
1. По признаку получения знаний:
 словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение,
рассказ);
 наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц,
фотографий, картин, работа по образцу);
 практические (практические работы, исследования и наблюдения,
изготовление поделок).
2. По способам организации деятельности:
 информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием
различных источников знаний (книг, журналов, компьютера);
 репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление
выставок, работа по образцу);
 проблемного изложения материала;
 проектные и проектно-конструкторские (разработка проектов, создание
творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства);
 исследовательские
(творческие
работы,
реферативные
работы,
эксперименты).
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
 методы формирования познавательных интересов;
 методы формирования патриотических чувств.
4. Методы формирования устойчивой мотивации:
 создания ситуации успеха;
 познавательные игры, конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы и др.;
 учебные дискуссии, беседы.

18

Приложение №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«РУЧНАЯ ВЫШИВКА: СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
 знать, что такое декоративно-прикладное искусство, его виды, роль
народных промыслов в современной жизни;
 знать законы композиции и цветоведения;
 знать о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в
построении декоративного произведения, о цветовом круге;
 знать основные виды и свойства материалов для ручной вышивки;
 знать терминологию и технологию выполнения разных видов ручной
вышивки;
 знать правила безопасности при ручных работах;
 уметь правильно и безопасно пользоваться инструментами для ручной
вышивки;
 соблюдать правила ухода и хранения изделий с ручной вышивкой;
 закреплять нить мулине на ткани (способ закрепки);
 предложить в зависимости от рисунка технику вышивки.
Метапредметные результаты
 определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
 планировать свои действия;
 осуществлять поиск необходимой информации;
 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы;
 оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога
или диалога).
Личностные результаты
 проявлять познавательный интерес к декоративно-прикладному
творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
 овладеть навыком самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.

19

2. Тематическое планирование
№

Наименование темы

Кол-во часов
теория

1.

Введение

1

2.

Ручная вышивка

4

3.

практика

общее
1

23

27

Итоговое занятие

1

1

4.

Подготовка к выставкам и конкурсам

3

3

5.

Внеаудиторные занятия: познавательно досуговая деятельность; краеведческая работа
Итого:

2

2

29

34

5

3. Содержание модуля
1. Вводное занятие (1 час)
Задачи и планы объединения. Знакомство с вышивкой как видом декоративноприкладного творчества. История вышивки. Виды вышивки. Оборудование
рабочего места.
Материалы для вышивки: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Типы и свойства
канвы для вышивки. Показ образцов изделий. Техника безопасности при
выполнении вышивальных работ.
2. Ручная вышивка (27 часов):
― вышивка простейшими, декоративными и узелковыми швами;
― вышивка гладью. История возникновения вышивки гладью – вышивки для
украшения одежды знати, их домов и храмов. Используемые инструменты и
материалы. Виды и техники глади.
3. Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) (1 час).
Задачи:
 подвести итоги обучения за год;
 активизировать
познавательную
и
творческую
деятельность
обучающихся;
 выявить творчески одаренных детей в изготовлении изделий в технике
ручной вышивки.
Содержание:
Подведение итогов работы за год. Выставка выполненных работ. Вручение
грамот лучшим обучающимся.
4.Подготовка к выставкам и конкурсам (3 часа).
Задачи:
 развить творческий потенциал обучающихся, направленный на
формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
 повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в
20

жизни человека;
 ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер
деятельности человека;
 приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и
искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в
выставках и конкурсах различного уровня.
5. Познавательно - досуговая деятельность и краеведческая работа (2 часа).
Задачи:
 сформировать у обучающихся познавательный интерес и положительную
мотивацию к обучению, совершенствовать навыки и умения;
 организовать полноценный отдых детей;
 создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в
коллективе;
 ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
 приобщить к народной культуре, художественным традициям;
 сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание:
Проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых мероприятий,
познавательно-развлекательных мероприятий, организация
походов на
художественные выставки.
Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим
памятникам посёлка и города, посещение выставок декоративно-прикладного
искусства.

21

Приложение №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«МАШИННАЯ ВЫШИВКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ ТКАНИ:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
 знать правила техники безопасности при работе с инструментами для
создания машинной вышивки и цветоделия;
 уметь пользоваться материалами и инструментами для машинной
вышивки и цветоделия;
 знать и использовать гармонию цвета, гармоничное сочетание цветов,
законы композиции;
 подбирать гармоничные сочетания цветов для создания работ в технике
машинной вышивки и цветоделия;
 передавать единство формы и декора в работе;
 выполнять работы в нескольких техниках цветоделия;
 владеть навыком работы машинной вышивки и цветоделия.
Метапредметные результаты
 обнаруживать и формулировать проблему;
 высказывать свою версию разрешения проблемы;
 записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ (информационно-коммуникационных технологий);
 формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты
 овладеть основами социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду;
 стараться реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности.
2. Тематическое планирование
№

Наименование темы

Кол-во часов
теория

1.

Введение

1

2.

Машинная вышивка

3

22

практика

общее
1

8

11

4.

Цветоделие ( изготовление цветов из ткани):
― путём скручивания ткани;
― способом собирания цветка из отдельных
элементов;
― из атласной ленты;
― путём гофрирования элементов цветка;
― цветы из фоамирана
Итоговое занятие

5.

Подготовка к выставкам и конкурсам

5.

Внеаудиторные
занятия:
познавательнодосуговая деятельность; краеведческая работа
Итого:

3.

2

6

17

19

1

1

1

1

1

1

28

34

3. Содержание модуля
1.Введение (1 час)
Правила поведения на занятиях, режим работы. История изготовления
цветов
из
ткани
и
машинной
вышивки.
Оборудование, инструменты, приспособления для изготовления искусственных
цветов. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами.
Материалы для изготовления искусственных цветов. Возможности
цветоделия.
2.Машинная вышивка (11 часов)
Теория. Обучение работе на вышивальной машине. Изучение особенностей
машинной вышивки. Самостоятельная работа. Беседа на тему «Машинная
вышивка в костюме».
Практика. Самостоятельное выполнение вышивки на вышивальной
машине.
Материалы: ткань х/б, шёлковые нитки для вышивания.
3.Цветоделие (19 часов)
Теория. Строение цветка: одуванчик, ромашка, роза. Основные сведения о тканях
и их свойствах. Приемы и значение обработки ткани желатином, края ткани огнем
в процессе изготовления искусственных цветов. Понятие об украшениях на
одежду.
История
возникновения
бутоньерок.
Практика. Изготовление цветка из ткани из отдельных элементов (5 лепестков).
Технология изготовления цветка из ткани и сердцевины цветка из ниток.
Обработка ткани желатином, Придание объемной формы цветку с помощью
бульки или по особой технологии вручную (ирис). Изготовление шаблонов из
картона для розы. Обжигание лепестков. Сборка лепестков с помощью проволоки
и чашелистика, клеящего пистолета или ручными швами. Оформление стебля
гофрированной бумагой или тейп лентой. Последовательность изготовления
цветов одуванчик, ромашка, роза, ирис. Отработка приемов обработки деталей
для изготовления бутоньерки: подготовка проволоки, изготовление тычинок
упрощенного вида, сборка мини-букетов.
Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) (1 час).
23

Задачи:
― подвести итоги обучения за год;
― активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;
― выявить одаренных детей в декоративно-прикладном творчестве.
Содержание:
Подведение итогов за год. Выставка творческих работ. Вручение грамот лучшим
учащимся.
Подготовка к выставкам и конкурсам (1 час).
Задачи:
― развить творческий потенциал обучающихся, направленный на
формирование любви к родному краю, гордости за культурное наследие
России;
― повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в жизни
человека;
― ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер
деятельности человека;
― приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и
искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в
выставках и конкурсах различного уровня.
Познавательно - досуговая деятельность и краеведческая работа (1 час).
Задачи:
― сформировать у обучающихся познавательный интерес и положительную
мотивацию к обучению, совершенствовать навыки и умения;
― организовать полноценный отдых детей;
― создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в
коллективе;
― познакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
― приобщить к народной культуре, художественным традициям;
― сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание: проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых
мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий;
экскурсии в краеведческий музей и музей изобразительных искусств, походы к
культурно-историческим памятникам посёлка и города, посещение выставок
декоративно-прикладного искусства.

24

Приложение №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ АКСЕССУАРОВ В ТЕХНИКЕ ПЕЧВОРК: ПРОДВИНУТЫЙ
УРОВЕНЬ»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
 знать особенности сборки основных блоков в технике печворк;
 знать терминологию, используемую при изготовлении изделий в технике
печворк;
 знать правила техники безопасности при машинных работах;
 знать гармонию цвета;
 уметь пользоваться материалами и инструментами для печворка;
 самостоятельно подбирать гармоничные сочетания цветов для изделий в
технике печворк;
 самостоятельно составлять блоки в технике печворк ;
 самостоятельно собирать композиции из блоков в разных техниках
печворк;
 самостоятельно подбирать единство формы и декора в работе;
 знать этапы выполнения творческого проекта;
 оформлять папку с творческим проектом.
Метапредметные результаты
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 строить логические рассуждения; договариваться и приходить к общему
мнению.
Личностные результаты
 иметь внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к
истории Родины, культуре и традициям;
 иметь устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам
решения задач;
 понимать причины успешности/неуспешности деятельности.
2. Тематическое планирование
№

Наименование темы

Кол-во часов
теория

практика

общее

1.

Введение

1

2.

Печворк

1

9

10

3.

Проектная деятельность "Создание аксессуара в
технике печворк":

2

16

18

25

1

― подготовительный этап;
― планирование;
― исследование;
― технологический этап;
― защита проекта.
Познавательно - досуговая деятельность и
краеведческая работа.
Экскурсии в краеведческий музей, походы к
культурно-историческим памятникам посёлка и
города, посещение выставок декоративноприкладного искусства.

1

1

Подготовка к выставкам и конкурсам

2

2

Итоговое занятие

2

2

30

34

Итого:

4

3.Содержание модуля
1. Вводное занятие (1 час)
Задачи:
 ознакомить с программой обучения;
 обсудить творческие планы на год;
 повторить сведения о материалах и инструментах для работы;
 провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание. Знакомство с программой обучения. Обсуждение творческих
планов на год. Повторение свойств и характеристик материалов и инструментов.
Организация рабочего места. Повторение техники безопасности при ручных и
машинных работах. Демонстрация изделий, выполненных в технике печворк.
Выставка спецлитературы о декоративно-прикладном виде творчества - печворк.
2. Печворк ( 10 часов)
Теория. Понятие «цветовой круг»: основные и дополнительные, тёплые и
холодные, контрастные и родственные цвета; гармоничное сочетание цветов.
Свойства тканей. Виды тканей. Подготовка ткани к работе. Эскиз. Схема.
Способы увеличения или уменьшения рисунка.
Виды машинных швов, применяемых в аппликации. Виды машинных швов,
наиболее часто применяемых в лоскутном шитье.
Практика.
Декатировка. Раскрой деталей. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой
лоскутных деталей.
Выполнение аппликации в технике ручных швов.
Изготовление деталей кроя. Подбор ткани. Подготовка ткани к работе.
Раскрой деталей. Сборка деталей. Сметывание.
Изготовление изделия с помощью ручных швов.
Окончательная обработка изделия. Окончательная сборка изделия.
Придание работе законченности. Влажно-тепловая обработка. Проверка качества
готового изделия.
26

Выполнение аппликации в технике машинных швов.
Материалы: разноцветные лоскуты х/б ткани, швейные нитки.
3. Проектная деятельность (18 часов)
3.1. Творческий или учебный (практико-ориентированный) проект "Создание
аксессуара в технике печворк"
Теория. Формирование понятий "творческий проект", "учебный проект".
Этапы творческого и учебного проекта. Выбор темы проекта. Разработка
технологического процесса. Планирование работы. Исследование по теме
проекта. Беседа на тему «История формирования вида декоративно-прикладного
творчества печворк».
Оформление папки с творческим проектом. Защита творческого проекта.
Практика: Технологический этап – выполнение блока. Сбор композиции из
блоков в готовое изделие. Декорирование композиции.
Материалы: разноцветный лоскут х/б ткани, швейные нитки.
Итоговое занятие (2 часа).
Задачи:
 подвести итоги обучения за год;
 организовать праздничное мероприятие.
Содержание: подведение итогов работы за год. Организация выставки
творческих проектов. Поощрение наиболее трудолюбивых обучающихся грамотами
и призами.
Подготовка к выставкам и конкурса (2 часа)
Задачи:
 развить творческий потенциал обучающихся, направленный на
формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
 повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в
жизни человека;
 ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер
деятельности человека;
 приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и
искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в
выставках и конкурсах различного уровня.
Познавательно - досуговая деятельность и краеведческая работа
(1час).
Задачи:
 сформировать у обучающихся познавательный интерес, положительную
мотивацию к обучению, совершенствование навыков и умений;
 организовать полноценный отдых детей;
 создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в
коллективе.
 ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного
искусства;
 приобщить к народной культуре, художественным традициям;
27

 сформировать художественный и эстетический вкус, культуру
поведения.
Содержание: проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых
мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий.
Экскурсии в краеведческий и изобразительный музей, посещение выставок
декоративно-прикладного искусства.

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».