МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №1 от 24.08.2020г.
Согласовано
с зам. директора по НМР
О.В. Салаховой
УТВЕРЖДЕНО
директором МАОУ СОШ №3
(приказ № 88/3-Д от 25.08.2020г.)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Арт-декорирование »
Возраст обучающихся: 10 – 13 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Стафоркина Елена Петровна,
педагог дополнительного образования
Черноисточинск
2020 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Арт-декорирование» - художественная.
Актуальность программы. В настоящее время актуальной стала проблема
сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных
традиций, которые являются частью духовной культуры народа. Декоративноприкладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает
развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в
себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до
сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовнохудожественного постижения мира. На современном этапе развития образования
и воспитания очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного
поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего
человечества, то есть актуальными и значимыми в процессе воспитания и
образования
остаются
программы
художественной
направленности.
Художественное оформление предметов одежды и быта – это древнейший вид
творчества, который остается востребованным и в наше время. Программа «Артдекорирование» способствует развитию у детей интереса к культуре своей
Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к
действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о
взаимосвязи «природа – человек – предметная среда».
Программа «Арт-декорирование», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основных
приёмов декорирования. Декорирование, как и любой вид художественного
творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные
приемы художественного оформления изделий из текстиля, а также новые
оригинальные способы его декорировать. Несмотря на то, что приемы
декорирования носят межнациональный характер, сами изделия отражают
национальный колорит и своеобразие, т.к. в процессе обучения детей по данной
программе учитывается региональный компонент. Декорирование изделий из
текстиля тесно вплетено в жизнь человека. Украшая себя и предметы быта,
человек рассказывает тем самым о себе: о своем характере, привычках, вкусах,
навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы
является связь искусства с жизнью человека.
Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта
учащихся и примеров из окружающей действительности. Работа на основе
наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения
обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником образного мышления
обучающихся.
2
Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества
и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа,
но и современных направлений развития искусства декорирования.
Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся
осознать искусство как духовную летопись человечества, а современная
направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире
искусства.
В процессе обучения по данной программе у детей развиваются не только
интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются такие качества
личности, как:
трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия
бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;
оптимизм, потому что с помощью педагога обучающиеся учатся
организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный
настрой;
эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают
способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает
пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других
людей;
внимательность, потому что, занимаясь декором из ткани, обучающимся
необходимо большое усердие и внимание при работе;
хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают
психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие
интеллекта.
Таким образом, знакомство с общими чертами народного искусства
способствует решению педагогических задач в области духовно-нравственного
воспитания. Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное
значение для развития у обучающихся художественного вкуса, интереса к
искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной
ориентации и личностного самоопределения.
Программа «Арт-декорирование» разработана с учетом действующих
нормативных правовых актов в сфере дополнительного образования:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ)
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
3
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
6. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»
7. Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 (утвержден начальником управления
образования Администрации Горноуральского городского округа Лунёвым А.В.
от 24.12.2013г.)
Новизна программы заключается в том, что она дает возможность не
только изучить различные техники и способы использования декора из ткани и на
ткани, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном
дизайне и интерьере. Программа нацелена как на обучение азам декорирования,
так и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать
изделия самостоятельно. Обучение проходит по принципу от простого к
сложному. Еще одной отличительной особенностью является расширение
разнообразия видов вышивки (начиная с простых декоративных швов и
заканчивая сложными в исполнении видами глади), материала (обучение работе с
укрепляющими, клеевыми и неткаными материалами), техник лоскутного шитья
(начиная с узоров с использованием простых геометрических фигур до более
сложных техник, например, таких как техник «Барджелло»).
Педагогическая целесообразность программы. Умение найти нужное
направление в декорировании изделия очень кропотливый и в то же время
захватывающий процесс, который нравится детям, а создание подарочных
поделок и сувениров, аксессуаров для выстраивания своего образа является для
них мотивирующим фактором. За время обучения у детей формируется осознание
необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные
движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у
обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от
прекрасного. Выполняя практические задания, учащиеся развивают у себя
произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе,
в частности, мелкую моторику, которая напрямую влияет на развитие речи и
умственное развитие в целом. На занятиях у детей воспитывается трудолюбие,
желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка.
Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше
новых знаний и умений в искусстве декорирования. На занятиях воспитанники
приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения
конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности на
4
ручных и машинных работах, при работе с ножницами, клеем, также
используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что занятие
длится 40 мин, для сохранения здоровья детей предлагается комплекс
упражнений для снятия у воспитанников утомления, гимнастики глаз, коррекции
осанки и т.д.
Целью программы является развитие творческих способностей учащихся
посредством создания уникальных изделий с оригинальными элементами декора.
Задачи программы:
овладеть практическими навыками и приемами изготовления и
декорирования изделий из ткани, расширить знания об истории возникновения и
развития декорирования предметов из текстиля, обучиться различным техникам
декорирования;
сформировать знания по основам композиции, цветоведения и
материаловедения;
привить интерес к культуре, истокам народного творчества;
воспитать
трудолюбие,
терпение,
усидчивость,
выносливость,
внимательность;
содействовать организации содержательного досуга.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 10
до 13 лет (5, 6,7 классы). Особенность курса обучения по программе заключается
в том, что программа учитывает возрастные и психологические особенности
детей среднего школьного возраста, которые в большой мере связаны с
общением. Подросток на данном этапе своего развития предрасположен к
негативным эмоциям и не всегда правильно согласует решения, касающиеся
мотивационной сферы.
В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности, главной
становится социально-значимая деятельность, средством реализации которой
служат учение, общение, общественно-полезный труд.
В данной программе первый год обучения отводится на изготовление
поделок в технике ручной вышивки. Второй - машинной вышивке и цветоделию.
Выбор данного вида творчества обусловлен психологическими особенностями
детей младшего подросткового возраста, а именно возникновению в начале
подросткового возраста наиболее благоприятного периода для формирования
основ абстрактно-логического мышления. Поэтому в ДОП предусмотрено
выполнение учащимися самостоятельных, творческих работ, требующие ЗУН по
данным видам творчества. На третьем году обучения учащиеся занимаются
изготовлением бытовых и интерьерных предметов в технике печворк, а также
пошивом
аксессуаров
как
дополнения к одежде, придающего костюму законченность:
шарфы,
перчатки, пояса, ремни, сумки, галстуки, муфты и другие предметы.
Программой предусматривается и работа с проектами. Творческий проект
для воспитанников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно в
группе или индивидуально, максимально используя свои возможности.
Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить
5
свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, –
найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер, и, что
важно, интересен, и значим для самих открывателей. Таким образом, при
выполнении проекта обучающиеся занимаются мыслительной, коммуникативной
(если работают в группе) и практической деятельностью.
Срок реализации программы– 3 года.
Формы реализации. Основной формой работы в детском объединении
является учебно-практическая деятельность (75% – практические занятия, 25% –
теоретические). Для более эффективной реализации программы предлагается
использовать различные формы организации учащихся на занятии:
фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуальная – где учитываются учебные и индивидуальные
возможности обучающихся;
индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и
фронтальных форм;
коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа
«Арт-декорирование»
носит
дифференцированный
и
вариативный характер, поэтому планируемые результаты распределяются по
уровням освоения содержания программы: стартовый, базовый, продвинутый.
Уровень
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Стартовый
знать,
что
такое - определять цель
(к
концу декоративно-прикладное
деятельности
с
реализации
искусство, его виды, роль помощью учителя
первого
народных промыслов в и самостоятельно;
модуля)
- планировать свои
современной жизни;
- знать свойства материалов действия;
для вышивки;
осуществлять
- знать терминологию и поиск необходимой
технологию
выполнения информации;
различных видов ручной - перерабатывать
вышивки;
полученную
знать
правила информацию:
безопасности при работе с наблюдать и делать
инструментами
и самостоятельные
приспособлениями
для выводы;
вышивания,
соблюдать - оформлять свою
правила ухода и хранения мысль в устной и
изделий с вышивкой;
письменной речи (в
- выполнять работы в форме
монолога
разных
техниках или диалога).
вышивания;
- знать законы композиции
и
цветоведения,
уметь
работать
с
цветовым
кругом;
6
Личностные
проявлять
познавательный
интерес
к
декоративноприкладному
творчеству
как
одному из
видов
изобразительного
искусства, к которому
относятся промыслы,
направленные
на
создание
произведений
с
художественными и
утилитарными
функциями;
- овладеть навыком
самостоятельной
работы и работы в
группе
при
выполнении
практических
творческих работ.
знать
о
роли
выразительных
средств
(форме, цвете, фактуре) в
создании
декоративного
произведения.
Базовый
(к - знать правила техники
концу
безопасности при ручных и
реализации
машинных работах;
второго
- знать гармонию цвета,
модуля)
гармоничное
сочетание
цветов,
законы
композиции;
- знать истоки и специфику
образного
языка
декоративно-прикладного
искусства;
уметь
пользоваться
материалами
и
инструментами
для
машинного вышивания;
- подбирать гармоничные
сочетания
цветов
при
создании изделий;
- пользоваться основными
законами композиции;
передавать
единство
формы и декора в работе;
- выполнять работы на
вышивальной машине.
Продвинутый уметь
работать
на
(к
концу швейной машине;
реализации
- знать правила техники
третьего
безопасности при работе с
модуля)
материалами
и
инструментами;
- знать особенности 2-3
техник
изготовления
печворка;
- знать терминологию,
используемую
при
изготовлении изделий в
технике печворк;
- знать гармонию цвета,
гармоничное
сочетание
цветов;
- самостоятельно подбирать
гармоничные
сочетания
цветов для создаваемых
работ;
самостоятельно
составлять простые схемы
и шаблоны традиционных
- обнаруживать и
формулировать
проблему;
- высказывать свою
версию разрешения
проблемы;
- записывать и
фиксировать
информацию
об
окружающем мире
с
помощью
инструментов ИКТ;
формулировать
собственное
мнение и позицию.
- овладеть основами
социально
ценных
личностных
и
нравственных
качеств: трудолюбие,
организованность,
добросовестное
отношение к делу,
инициативность,
любознательность,
потребность помогать
другим, уважение к
чужому труду;
стараться
реализовывать
творческий потенциал
в
собственной
художественнотворческой
деятельности.
адекватно
воспринимать
предложения
и
оценку учителей,
товарищей,
родителей и других
людей;
строить
логические
рассуждения;
- договариваться и
приходить
к
общему мнению.
- иметь внутреннюю
позицию на уровне
положительного
отношения к истории
Родины, культуре и
традициям;
- иметь устойчивый
учебнопознавательный
интерес к новым
способам
решения
задач;
- понимать причины
успешности/
неуспешности
деятельности.
7
техник печворка;
самостоятельно
выполнять
работы
с
соблюдением
технологических правил;
- знать этапы выполнения
творческого проекта.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Арт-декорирование» предназначена для освоения учебного
материала в течение 3-х лет учащимися разных возрастных групп:
10 – 11 лет – 1-й год обучения;
11 - 12 лет – 2-й год обучения;
12 - 13 лет – 3-й год обучения.
Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 академическому часу. Нормы
наполнения групп – 5-7 человек, возможно деление на подгруппы по 2-3 человека,
что обусловлено работой на швейных машинах. Набор обучающихся –
свободный.
В группу первого года обучения принимаются учащиеся, не имеющие
специальных навыков. Программа первого года обучения разработана для детей
младшего подросткового возраста. Обучение начинается с изготовления работ с
использованием простейших декоративных швов. Техника вышивания
постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области
ручной и машинной вышивки, цветоделия, лоскутного шитья, формируются
умения декорировать изделия различными техниками. Уровень подготовки
обучающихся, поступающих в группы второго и третьего года обучения,
определяется собеседованием.
Режим организации занятий
Год
обучения
Продолжительность
занятия
Периодичность
в неделю
1-й год
2-й год
3-й год
1 академический час
1 академический час
1 академический час
1 раз
1 раз
1 раз
Кол-во
часов
в неделю
1
1
1
Кол-во
недель
в году
34
34
34
Кол-во
часов
в год
34
34
34
После завершения обучения по программе «Арт-декорирование» при
желании обучающиеся могут повторить курс обучения, выбрав новую тему
исследования и составив с педагогом новый индивидуальный маршрут.
Программа состоит из трех модулей, которые соответствуют уровням
освоения программы. Рабочие программы модулей представлены в приложениях:
1. Приложение № 1. Рабочая программа модуля «Ручная вышивка:
стартовый уровень».
2. Приложение № 2. Рабочая программа модуля «Машинная вышивка и
изготовление цветов из ткани: базовый уровень».
8
3. Приложение №3. Рабочая программа модуля «Изготовление аксессуаров
в технике печворк: продвинутый уровень».
На стартовом уровне учащиеся обучаются без первоначальной подготовки
по предмету. Возраст воспитанников 10 - 11 лет. На данном уровне
закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки,
происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; изучение
основных техник ручной вышивки; формирование основных навыков работы;
определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия
индивидуальных особенностей воспитанников и развития их творческих
способностей. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу,
аккуратности, усидчивости, трудолюбия, формирование эмоционально-волевой
сферы учащихся. Центральное место на занятиях отводится практической,
индивидуальной и самостоятельной работе.
Базовый уровень предназначен для обучения детей 11 - 12 лет. На данном
уровне осуществляется отработка полученных на практике навыков, изготовление
изделий по готовым схемам, происходит развитие вкуса, активизация творческого
мышления, повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и
самовыражения в работе. Создание учащимися более сложных работ. В этой
деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей
природы, самобытность и мастерство. Ребёнок самоутверждается в обществе.
Продвинутый уровень предназначен для учащихся 12 - 13лет. На этом
уровне учащиеся знакомятся с таким направлением творческой деятельности,
как создание изделий в технике печворк. Программа третьего года обучения
содержит элементы проектной деятельности. Раздел программы «Творческий
проект» дает следующие возможности:
обучающимся – проявить и испытать себя при создании творческого
проекта и обрести новые ресурсы для индивидуального развития;
коллективу – формировать внутригрупповые и межгрупповые связи на
основе совместной работы, согласовывать ценностные позиции;
педагогу – обновлять свою профессиональную деятельность на основе
разработки и реализации проектов, интегрирующих деятельность взрослых и
детей.
Основные этапы проектной деятельности:
определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы,
постановка цели проекта, выбор названия проекта;
обсуждение
возможных
вариантов
исследования,
сравнение
предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации,
определение формы продукта и требований к продукту, составление плана
работы, распределение обязанностей;
выполнение запланированных технологических операций, внесение
необходимых изменений;
подготовка и защита презентации;
9
анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения
проекта.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта,
практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким
компонентом проектной деятельности является первый этап интеллектуальный
поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее
существенной части мысленному прогнозированию, создание замысла
(относительно возможного устройства изделия в целом или его части,
относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и
т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе
поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы,
энциклопедии, интернет ресурсы по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся
необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются
материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в
вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая
деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или
требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта
является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые
были выдвинуты в начале работы. Обучающиеся делают сообщение о
проделанной работе, а педагог, руководя процедурой защиты проектов, особо
следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей
внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Банк проектов
аксессуары для интерьера;
аксессуары в одежде
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
4.1. Учебный план
№
1.
2.
Инвариантная часть (стартовый и базовый уровень)
Модуль
Теория
Практика
Ручная вышивка: стартовый
уровень
Машинная
вышивка
и
4
30
5
29
10
Формы
аттестации/кон
троля
Наблюдение,
самооценка
результатов,
3.
изготовление цветов из ткани
(цветоделие): базовый уровень
Вариативная часть (продвинутый уровень)
Изготовление аксессуаров в
6
28
технике печворк: продвинутый
уровень
Итого:
15
87
творческие
проекты,
выставки работ
4.2. Календарный учебный график на 2020 -2021 учебный год
Начало учебного года: 1 сентября 2020 года.
Конец учебного года: 31 мая 2021 года
Продолжительность учебного года – 34 учебные недели.
Сроки продолжительности обучения:
1 четверть
01.09.2020г.
23.10.2020г.
8 недель
2 четверть
05.11.2020г.
25.12.2020г.
7 недель
3 четверть
11.01.2021г.
19.03.2021г.
10 недель
4 четверть
29.03.2021г.
31.05.2021г.
9 недель
4.3. Материально-технические и кадровые условия
Материально-технические условия
Кадровые условия
Обеспечение
учебным
помещением. Педагог дополнительного образования
Кабинет подготовлен к занятиям и отвечает Стафоркина Елена Петровна
санитарно-гигиеническим требованиям и
нормам освещения. Оформлен эстетически
в соответствии со спецификой данного вида
деятельности,
что
способствует
формированию
хорошего
вкуса
воспитанников. Количество оборудованных
мест для работы соответствует количеству
обучающихся.
В
кабинете
имеются
инструкции по технике безопасности и
охране труда.
Оборудование и материалы:
помещение (кабинет) 10 кв.м.;
качественное электроосвещение;
столы и стулья;
доска;
шкафы, стенды для образцов и
наглядных пособий;
нетбук и другая оргтехника;
мультимедийное оборудование;
швейное оборудование.
11
Для
реализации
данной
программы
имеются инструменты и материалы для
вышивания, изготовления цветов из
текстиля и аксессуаров в технике печворк, а
именно:
― иглы швейные, иглы для вышивки;
― бумага,
простые
и
цветные
карандаши или фломастеры;
ручки, копирка, калька, линейки,
ластики, скрепки, зажимы; клей ПВА;
краски, красители анилиновые;
кисточки;
― бисер,
стеклярус,
бусины,
искусственные камни, фурнитура;
― поролон и синтепон;
― различные ткани и канва для
вышивки;
― ленты, тесьма, шнуры и другие
вспомогательные материалы для
оформления изделий;
― нитки
мулине,
швейные
в
ассортименте
для
ручных
и
машинных работ;
― ножницы нескольких модификаций;
― линейка;
― лоскуты однотонной ткани разных
цветов
― перчатки х/б с резиновой пропиткой.
― бульки разных диаметров, крючки,
ножи;
― шило
канцелярское, пассатижи,
дырокол;
― подушки
― ткань однотонная, желатин пищевой,
бумага гофрированная, проволока.
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение
информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки
используются следующие виды и формы контроля.
Вводный контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся
перед началом образовательной деятельности. Дает информацию об уровне
подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как
собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков
и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения изученного
материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении
используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный
опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
12
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения обучающимися
содержания конкретной образовательной программы (модуля) в период обучения и
по итогам учебного периода (определенного этапа обучения). Осуществляется по
мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным
занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная
работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный
вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративноприкладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль – это оценка обучающимся уровня достижений,
заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного
курса (модуля) программы. Проводится в конце учебного года по сумме показателей
за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной
работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую
работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относятся открытое
занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ.
Мониторинг образовательных результатов представляет целостную систему
наблюдения за учащимися:
Критерии
1.
Показатели
Теоретическая
подготовка
1.1 Теоретические
знания по каждому
модулю
Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям
1.2 Владение
специальной
терминологией
Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии
Количество баллов
Методы
диагностики
Наблюдение,
опрос, беседа
Минимальный уровень –
учащийся владеет менее чем
½ объема знаний,
предусмотренных программой
(1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных знаний составляет
более ½ (4-7 баллов)
Максимальный уровень –
освоен практически весь
объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период (8-10
баллов)
Минимальный уровень –
Письменные
учащийся, как правило,
задания,
избегает применять
опрос
специальные термины (1-3
балла)
Средний уровень – учащийся
сочетает специальную
терминологию с бытовой (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
специальные термины
учащийся употребляет
осознанно и в их полном
соответствии с содержанием
(8-10 баллов)
13
2. Практическая
подготовка
2.1 Практические
навыки и умения
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
2.2 Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
2.3 Творческие
навыки
Креативность
в выполнении
практических
заданий
Минимальный уровень –
учащийся овладел менее чем
½ предусмотренных умений и
навыков (1-3 балла)
Средний уровень – объем
усвоенных навыков и умений
составляет более ½ (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
учащийся овладел
практически всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой (8-10 баллов)
Минимальный уровень –
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с оборудованием (1-3
балла)
Средний уровень – учащийся
работает с оборудованием с
помощью педагога (4-7
баллов)
Максимальный уровень –
учащийся работает с
оборудованием
самостоятельно, не испытывая
особых затруднений (8-10
баллов)
Начальный уровень развития
креативности – учащийся в
состоянии выполнить лишь
простейшие практические
задания (1-3 балла)
Репродуктивный уровень –
учащийся выполняет задания
на основе образца (4-7 баллов)
Творческий уровень –
учащийся выполняет
практические задания с
элементами творчества (8-10
баллов)
Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ
Анализ
выполнения
текущих и
итоговых работ
Анализ
выполнения
текущих и
итоговых
работ,
участие в
выставках
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литература
1. Антропоморфные и зооморфные изображения, текстильные куклы,
игрушки из природных материалов / М. А. Зенина. – Москва, 2011. – 116
с.
14
2. Ачилолу, Р. Рельефная вышивка: бразильская вышивка, вышивка
шерстью, белая вышивка: перевод с турецкого / РэнгынАчилолу. –
Москва: Изд. группа Контэнт, 2013. – 96 с.
3. Бисер в вышивке. – Москва: Ниола-пресс, 2008. – 125 с.
4. Вакуленко, Е. Г. Народное декоративно–прикладное творчество: теория,
история, практика / Е. Г. Вакуленко. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2007. –
380 с.
5. Войнатовская, Е. Авторская текстильная кукла: мастер-классы и
выкройки от Nkale / Елена Войнатовская. – Москва: 2013. – 125 с.
6. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного
искусства: В 10 т. - СПб.: Азбука-Классика. - Т. 3., 2005. - С. 379-383,
384-391.
7. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного
искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012.— 156 с.
8. Вышивка для одежды / пер. с англ. В. В. Афанасовой. – Москва: НиолаПресс, 2007. – 127 с.
9. Вышивки крестом: Украшения для кухни / ред. Ю. Баклакова. – Москва:
Мой Мир ГмбХ& Ко. КГ, 2007. – 48 с.
10.Герлингс, Ш. Пэчворк: пошаговые мастер-классы для начинающих /
Шарлотт Герлингс ; пер. с англ. А. Н. Степановой. – Москва: Эксмо,
2013. – 48 с.
11.Жук, С. М. Пэчворк: лоскутное шитье / Жук С. М. – Москва: РИПОЛ
классик, 2011. – 30 с.
12.Зайцева, А. А. Лоскутное шитье: мастер-класс для начинающих:
прихваточки, сумочки, подушки, панно / Анна Зайцева. – Москва: Эксмо,
2012. – 78 с.
13.Зайцева, А. А. Швы и стежки: полное собрание техник и приемов для
современной и классической вышивки: более 250 швов и стежков:
большая энциклопедия вышивки / Анна Зайцева. – Москва: Эксмо, 2018.
– 206 с.
14.Зайцева, А. Текстильные куклы в исторических костюмах: красивые
авторские куклы, подробные иллюстрированные мастер-классы,
понятные и удобные выкройки и чертежи / Анна Зайцева. – Москва,
2016. – 62 с.
15.Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы / Зинаида Ивановна Зимина.
– Москва: Ладога-100, 2007. – 63 с.
16.Зуева, Т. Текстильные игрушки-кофеюшки / Татьяна Зуева. – Санкт–
Петербург: Питер, 2016. – 61 с.
15
17.Каминская, Е. А. Вышитые картины: практическое издание / Каминская
Е. А. – Москва: РИПОЛ классик, 2011. – 253 с.
18.Като, Т. Текстильные куклы: скульптурная техника. Интерьерные
модели / Тереза Като; пер. с англ. У. Сапциной. – Москва: Контэнт, 2014.
– 94 с.
19.Квилтинг и пэчворк: большая книга лоскутного шитья: мотивы, техники,
орнаменты / пер. с англ. Ю. В. Букановой. – Москва: АСТ, 2011. – 124 с.
20.Лаврентьева, Е. Чулочная кукла. Текстильные ангелы: смешанная
техника / Елена Лаврентьева. – Москва, 2016. – 63 с.
21.Лоскутное рукоделие. Квилтинг и пэчворк / пер. с англ. Ю. В.
Букановой; отв. ред. Т. Н. Карпенко. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. –
124 с.
22.Скляренко, О. А. Авторские текстильные куклы Электронный ресурс / О.
А. Скляренко. – Москва: АСТ: Кладезь, 2015. – 143 с.
23.Сотникова, Н. А. Русская вышивка: большая иллюстрированная
энциклопедия: история русских узоров и традиционные сюжеты для
вышивок, особенности вышивания гладью, счетными швами, мережкой,
тамбурным швом, узоры, используемые для вышивания скатертей,
полотенец, салфеток, постельного белья с пошаговыми описаниями и
иллюстрациями: эксклюзивное издание / Надежда Сотникова. – Москва:
Эксмо, cop. 2013. – 189 с.
24.Цирулик, Н. А. Умные руки: виды художеств.обраб. материалов:
моделирование и конструирование: учеб. для 1 кл. / Н. А. Цирулик, Т. Н.
Проснякова. – Самара: Учеб. лит., 2005. – 80 с.
25.Энциклопедия популярного рукоделия: вязание крючком, вышивка
лентами, бисер, оригами: издание для досуга / Н. Г. Шульгина и др. –
Москва: Ниола-Пресс, 2010. – 479 с.
Интернет-ресурсы
https://vk.com/patchwork_club
http://ilovepatchwork.ru
https://ok.ru/mirloskuto
Образовательные технологии и методы обучения
Для эффективной реализации программы используются следующие
образовательные технологии:
Технология проблемного обучения, которая ставит своей целью развитие
познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся.
Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учет
индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей,
16
вариативность учебного процесса в группе.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного
процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощенной личности,
осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других
людей.
Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология
организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный
уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того
же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся
овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и
индивидуальных особенностей личности.
Технология мастерских, при помощи которой формируются основы
художественных представлений и художественных знаний обучающихся, что
способствует эффективному развитию практических умений в работе с
материалом. Центральное место на занятиях отводится практической
индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи
воспитанников с разным уровнем обучения.
Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение
личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным
механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы
вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки,
тематические игры, конкурсы).
Здоровьесберегающие
технологии,
предусматривающие
создание
оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление
физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе
данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность
занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную
активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность
педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения,
температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с
учетом их возрастной динамики).
Проектное обучение – это исследовательский метод, ориентированный на
выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в
развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей
личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка,
планирование, исследование, выводы, представление или отчет, оценка
результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта:
помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником
информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и
корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Информационные технологии – все технологии, использующие
17
специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео,
телевизионные средства обучения.
Методы организации образовательной деятельности
В объединении используются следующие методы:
1. По признаку получения знаний:
словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение,
рассказ);
наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц,
фотографий, картин, работа по образцу);
практические (практические работы, исследования и наблюдения,
изготовление поделок).
2. По способам организации деятельности:
информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием
различных источников знаний (книг, журналов, компьютера);
репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление
выставок, работа по образцу);
проблемного изложения материала;
проектные и проектно-конструкторские (разработка проектов, создание
творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства);
исследовательские
(творческие
работы,
реферативные
работы,
эксперименты).
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
методы формирования познавательных интересов;
методы формирования патриотических чувств.
4. Методы формирования устойчивой мотивации:
создания ситуации успеха;
познавательные игры, конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы и др.;
учебные дискуссии, беседы.
18
Приложение №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«РУЧНАЯ ВЫШИВКА: СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
знать, что такое декоративно-прикладное искусство, его виды, роль
народных промыслов в современной жизни;
знать законы композиции и цветоведения;
знать о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в
построении декоративного произведения, о цветовом круге;
знать основные виды и свойства материалов для ручной вышивки;
знать терминологию и технологию выполнения разных видов ручной
вышивки;
знать правила безопасности при ручных работах;
уметь правильно и безопасно пользоваться инструментами для ручной
вышивки;
соблюдать правила ухода и хранения изделий с ручной вышивкой;
закреплять нить мулине на ткани (способ закрепки);
предложить в зависимости от рисунка технику вышивки.
Метапредметные результаты
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
планировать свои действия;
осуществлять поиск необходимой информации;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы;
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога
или диалога).
Личностные результаты
проявлять познавательный интерес к декоративно-прикладному
творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
овладеть навыком самостоятельной работы и работы в группе при
выполнении практических творческих работ.
19
2. Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
теория
1.
Введение
1
2.
Ручная вышивка
4
3.
практика
общее
1
23
27
Итоговое занятие
1
1
4.
Подготовка к выставкам и конкурсам
3
3
5.
Внеаудиторные занятия: познавательно досуговая деятельность; краеведческая работа
Итого:
2
2
29
34
5
3. Содержание модуля
1. Вводное занятие (1 час)
Задачи и планы объединения. Знакомство с вышивкой как видом декоративноприкладного творчества. История вышивки. Виды вышивки. Оборудование
рабочего места.
Материалы для вышивки: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Типы и свойства
канвы для вышивки. Показ образцов изделий. Техника безопасности при
выполнении вышивальных работ.
2. Ручная вышивка (27 часов):
― вышивка простейшими, декоративными и узелковыми швами;
― вышивка гладью. История возникновения вышивки гладью – вышивки для
украшения одежды знати, их домов и храмов. Используемые инструменты и
материалы. Виды и техники глади.
3. Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) (1 час).
Задачи:
подвести итоги обучения за год;
активизировать
познавательную
и
творческую
деятельность
обучающихся;
выявить творчески одаренных детей в изготовлении изделий в технике
ручной вышивки.
Содержание:
Подведение итогов работы за год. Выставка выполненных работ. Вручение
грамот лучшим обучающимся.
4.Подготовка к выставкам и конкурсам (3 часа).
Задачи:
развить творческий потенциал обучающихся, направленный на
формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в
20
жизни человека;
ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер
деятельности человека;
приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и
искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в
выставках и конкурсах различного уровня.
5. Познавательно - досуговая деятельность и краеведческая работа (2 часа).
Задачи:
сформировать у обучающихся познавательный интерес и положительную
мотивацию к обучению, совершенствовать навыки и умения;
организовать полноценный отдых детей;
создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в
коллективе;
ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
приобщить к народной культуре, художественным традициям;
сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание:
Проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых мероприятий,
познавательно-развлекательных мероприятий, организация
походов на
художественные выставки.
Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим
памятникам посёлка и города, посещение выставок декоративно-прикладного
искусства.
21
Приложение №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«МАШИННАЯ ВЫШИВКА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ ИЗ ТКАНИ:
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
знать правила техники безопасности при работе с инструментами для
создания машинной вышивки и цветоделия;
уметь пользоваться материалами и инструментами для машинной
вышивки и цветоделия;
знать и использовать гармонию цвета, гармоничное сочетание цветов,
законы композиции;
подбирать гармоничные сочетания цветов для создания работ в технике
машинной вышивки и цветоделия;
передавать единство формы и декора в работе;
выполнять работы в нескольких техниках цветоделия;
владеть навыком работы машинной вышивки и цветоделия.
Метапредметные результаты
обнаруживать и формулировать проблему;
высказывать свою версию разрешения проблемы;
записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ (информационно-коммуникационных технологий);
формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты
овладеть основами социально ценных личностных и нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду;
стараться реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности.
2. Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
теория
1.
Введение
1
2.
Машинная вышивка
3
22
практика
общее
1
8
11
4.
Цветоделие ( изготовление цветов из ткани):
― путём скручивания ткани;
― способом собирания цветка из отдельных
элементов;
― из атласной ленты;
― путём гофрирования элементов цветка;
― цветы из фоамирана
Итоговое занятие
5.
Подготовка к выставкам и конкурсам
5.
Внеаудиторные
занятия:
познавательнодосуговая деятельность; краеведческая работа
Итого:
3.
2
6
17
19
1
1
1
1
1
1
28
34
3. Содержание модуля
1.Введение (1 час)
Правила поведения на занятиях, режим работы. История изготовления
цветов
из
ткани
и
машинной
вышивки.
Оборудование, инструменты, приспособления для изготовления искусственных
цветов. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами.
Материалы для изготовления искусственных цветов. Возможности
цветоделия.
2.Машинная вышивка (11 часов)
Теория. Обучение работе на вышивальной машине. Изучение особенностей
машинной вышивки. Самостоятельная работа. Беседа на тему «Машинная
вышивка в костюме».
Практика. Самостоятельное выполнение вышивки на вышивальной
машине.
Материалы: ткань х/б, шёлковые нитки для вышивания.
3.Цветоделие (19 часов)
Теория. Строение цветка: одуванчик, ромашка, роза. Основные сведения о тканях
и их свойствах. Приемы и значение обработки ткани желатином, края ткани огнем
в процессе изготовления искусственных цветов. Понятие об украшениях на
одежду.
История
возникновения
бутоньерок.
Практика. Изготовление цветка из ткани из отдельных элементов (5 лепестков).
Технология изготовления цветка из ткани и сердцевины цветка из ниток.
Обработка ткани желатином, Придание объемной формы цветку с помощью
бульки или по особой технологии вручную (ирис). Изготовление шаблонов из
картона для розы. Обжигание лепестков. Сборка лепестков с помощью проволоки
и чашелистика, клеящего пистолета или ручными швами. Оформление стебля
гофрированной бумагой или тейп лентой. Последовательность изготовления
цветов одуванчик, ромашка, роза, ирис. Отработка приемов обработки деталей
для изготовления бутоньерки: подготовка проволоки, изготовление тычинок
упрощенного вида, сборка мини-букетов.
Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) (1 час).
23
Задачи:
― подвести итоги обучения за год;
― активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;
― выявить одаренных детей в декоративно-прикладном творчестве.
Содержание:
Подведение итогов за год. Выставка творческих работ. Вручение грамот лучшим
учащимся.
Подготовка к выставкам и конкурсам (1 час).
Задачи:
― развить творческий потенциал обучающихся, направленный на
формирование любви к родному краю, гордости за культурное наследие
России;
― повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в жизни
человека;
― ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер
деятельности человека;
― приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и
искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в
выставках и конкурсах различного уровня.
Познавательно - досуговая деятельность и краеведческая работа (1 час).
Задачи:
― сформировать у обучающихся познавательный интерес и положительную
мотивацию к обучению, совершенствовать навыки и умения;
― организовать полноценный отдых детей;
― создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в
коллективе;
― познакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
― приобщить к народной культуре, художественным традициям;
― сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание: проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых
мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий;
экскурсии в краеведческий музей и музей изобразительных искусств, походы к
культурно-историческим памятникам посёлка и города, посещение выставок
декоративно-прикладного искусства.
24
Приложение №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ АКСЕССУАРОВ В ТЕХНИКЕ ПЕЧВОРК: ПРОДВИНУТЫЙ
УРОВЕНЬ»
1. Планируемые результаты реализации модуля
Предметные результаты
знать особенности сборки основных блоков в технике печворк;
знать терминологию, используемую при изготовлении изделий в технике
печворк;
знать правила техники безопасности при машинных работах;
знать гармонию цвета;
уметь пользоваться материалами и инструментами для печворка;
самостоятельно подбирать гармоничные сочетания цветов для изделий в
технике печворк;
самостоятельно составлять блоки в технике печворк ;
самостоятельно собирать композиции из блоков в разных техниках
печворк;
самостоятельно подбирать единство формы и декора в работе;
знать этапы выполнения творческого проекта;
оформлять папку с творческим проектом.
Метапредметные результаты
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
строить логические рассуждения; договариваться и приходить к общему
мнению.
Личностные результаты
иметь внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к
истории Родины, культуре и традициям;
иметь устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам
решения задач;
понимать причины успешности/неуспешности деятельности.
2. Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
теория
практика
общее
1.
Введение
1
2.
Печворк
1
9
10
3.
Проектная деятельность "Создание аксессуара в
технике печворк":
2
16
18
25
1
― подготовительный этап;
― планирование;
― исследование;
― технологический этап;
― защита проекта.
Познавательно - досуговая деятельность и
краеведческая работа.
Экскурсии в краеведческий музей, походы к
культурно-историческим памятникам посёлка и
города, посещение выставок декоративноприкладного искусства.
1
1
Подготовка к выставкам и конкурсам
2
2
Итоговое занятие
2
2
30
34
Итого:
4
3.Содержание модуля
1. Вводное занятие (1 час)
Задачи:
ознакомить с программой обучения;
обсудить творческие планы на год;
повторить сведения о материалах и инструментах для работы;
провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание. Знакомство с программой обучения. Обсуждение творческих
планов на год. Повторение свойств и характеристик материалов и инструментов.
Организация рабочего места. Повторение техники безопасности при ручных и
машинных работах. Демонстрация изделий, выполненных в технике печворк.
Выставка спецлитературы о декоративно-прикладном виде творчества - печворк.
2. Печворк ( 10 часов)
Теория. Понятие «цветовой круг»: основные и дополнительные, тёплые и
холодные, контрастные и родственные цвета; гармоничное сочетание цветов.
Свойства тканей. Виды тканей. Подготовка ткани к работе. Эскиз. Схема.
Способы увеличения или уменьшения рисунка.
Виды машинных швов, применяемых в аппликации. Виды машинных швов,
наиболее часто применяемых в лоскутном шитье.
Практика.
Декатировка. Раскрой деталей. Изготовление деталей для раскроя. Раскрой
лоскутных деталей.
Выполнение аппликации в технике ручных швов.
Изготовление деталей кроя. Подбор ткани. Подготовка ткани к работе.
Раскрой деталей. Сборка деталей. Сметывание.
Изготовление изделия с помощью ручных швов.
Окончательная обработка изделия. Окончательная сборка изделия.
Придание работе законченности. Влажно-тепловая обработка. Проверка качества
готового изделия.
26
Выполнение аппликации в технике машинных швов.
Материалы: разноцветные лоскуты х/б ткани, швейные нитки.
3. Проектная деятельность (18 часов)
3.1. Творческий или учебный (практико-ориентированный) проект "Создание
аксессуара в технике печворк"
Теория. Формирование понятий "творческий проект", "учебный проект".
Этапы творческого и учебного проекта. Выбор темы проекта. Разработка
технологического процесса. Планирование работы. Исследование по теме
проекта. Беседа на тему «История формирования вида декоративно-прикладного
творчества печворк».
Оформление папки с творческим проектом. Защита творческого проекта.
Практика: Технологический этап – выполнение блока. Сбор композиции из
блоков в готовое изделие. Декорирование композиции.
Материалы: разноцветный лоскут х/б ткани, швейные нитки.
Итоговое занятие (2 часа).
Задачи:
подвести итоги обучения за год;
организовать праздничное мероприятие.
Содержание: подведение итогов работы за год. Организация выставки
творческих проектов. Поощрение наиболее трудолюбивых обучающихся грамотами
и призами.
Подготовка к выставкам и конкурса (2 часа)
Задачи:
развить творческий потенциал обучающихся, направленный на
формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в
жизни человека;
ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер
деятельности человека;
приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и
искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в
выставках и конкурсах различного уровня.
Познавательно - досуговая деятельность и краеведческая работа
(1час).
Задачи:
сформировать у обучающихся познавательный интерес, положительную
мотивацию к обучению, совершенствование навыков и умений;
организовать полноценный отдых детей;
создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в
коллективе.
ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного
искусства;
приобщить к народной культуре, художественным традициям;
27
сформировать художественный и эстетический вкус, культуру
поведения.
Содержание: проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых
мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий.
Экскурсии в краеведческий и изобразительный музей, посещение выставок
декоративно-прикладного искусства.
28
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)