Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования (далее ‑ ООП НОО) разработана в соответствии с ФГОС НОО 2021г. и с учетом ФОП НОО. При этом содержание и планируемые результаты разработанной ООП НОО не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП НОО
ООП НОО МАОУ СОШ №3 предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир»[1], «Иностранный (английский) язык», «Математика», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».
Целями реализации ООП НОО являются:
обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося;
организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в ФГОС НОО;
создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, становление творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения ООП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление
и развитие способностей обучающихся,
в том числе лиц, проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов,
секций, студий
и других, организацию
общественно полезной деятельности;
организация
интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.
1.2. Принципы формирования и механизмы реализации программы НОО
ООП НОО учитывает следующие принципы:
1) принцип
учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на
требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к
целям, содержанию, планируемым
результатам
и условиям обучения в
начальной школе;
2) принцип
учёта языка обучения: с учётом условий
функционирования образовательной
организации ООП НОО характеризует право
получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской
Федерации
и отражает механизмы
реализации данного принципа в учебных
планах, планах внеурочной деятельности;
3) принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
4) принцип
индивидуализации обучения: программа
предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями
и интересами
с учетом мнения родителей
(законных представителей) обучающегося;
5) принцип преемственности и перспективности: программа обеспечивает связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального общего образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования, единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования;
6) принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности;
7) принцип
здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не
допускается использование технологий,
которые могут нанести вред физическому
и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объём учебной
нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать
требованиям, предусмотренным санитарными
правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021 г., регистрационный
№ 62296), действующими до 1 марта 2027 г.
(далее – Гигиенические нормативы), и
санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей
и
молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября
2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573), действующими
до 1 января 2027 г. (далее –
Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ООП НОО является четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При формировании индивидуальных учебных планов, в том числе для ускоренного обучения, объём дневной и недельной учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий, расписание занятий, объем домашних заданий должны соответствовать требованиям, предусмотренным Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.